В стихах Державина каждый раз описан именно определенный, конкретный, данный человек, со всеми особенностями его личной биографии и душевных качеств, которые замечает или о которых хочет сказать поэт. Уменье увидеть, выделить и описать личные качества своих персонажей так, что они получали общее значение для всех людей этой категории, составляет большое достижение литературного мастерства Державина. Характеристики, даваемые поэтом, не статичны. Они изменяются.

Державин отмечает изменения на жизненном пути своих героев, сначала он думал о Екатерине одно - и написал «Фелицу», ᴨᴏᴛом изменил свое мнение и стал критиковать поступки императрицы, о чем подробно рассказал в «Записках» - разочарованный неправосудием Екатерины 11, испытавший много огорчений в своих служебных делах, Державин с надеждою встретил нового императора - Павла 1

В одном из стихотворений, помещенных в рукописном 7 томе сочинений Державина, поэт спрашивает, кого же должно дожидаться в лице Павла и отвечает:

  • Кого? Конечно, не инова,
  • Как соподвижника Петрова.

Но уже через один год Державин иначе оценил императора и в оде «На новый 1798 год» заметил:

  • Блиставший на своем восходе
  • Не тмился ль часто в полдень Феб?

Впоследствии в «Объяснениях» он заявил, что «сия мысль относилась на императора Павла, который, в полудни своего царствования поступая неблагоразумно, заставлял всякого думать, что царствование его скоро затмится»

В том же 1798 году Державин выставил и с прямым поучением, обращенным к царю

В стихах «На день рождения великого князя Михаила Павловича» он писал о том, что « мира царь - есть раб господень», что Священна доблесть - право к власти,

  • Лишь правда - над вселенной царь,
  • И, намекая на обстановку царствования Павла 1, заявлял:
  • Престола хищнику, тирану
  • Прилично устрашать рабов,
  • Но богом на престол воззвану
  • Любить их должно как сынов.

Державин боле не имел сомнений в том, что Павел был хищником и тираном на престоле, что он «поступал неблагоразумно» и что власть его не может продолжаться долго. По этой причине Державин с радостию и надеждою встретил появление нового царя и в оде « На восшествие на престол Александра 1» (1801) писал: Мои предвестья велегласны

  • Уже сбылись, сбылись судьбой,
  • Умолк рев Норда сиповатый,
  • Закрылся грозный, страшный взгляд,
  • Зефиры вспорхнули крылаты,
  • На воздух веют аромат...

Своими «предвестьями» Державин называл свои пожелания, Выраженные в день рождения Александра в 1779 году («На рождение в Севере порфирородного отрока») относительно его характера и достоинств, но современники с полным основанием увидели в «сиповатом Норде» Павла 1, и нельзя думать, что эти строки могли не иметь отношения к убитому императору. Предыдущие его высказывания явно подводилик этой оценке окончившегося царствования. Непосредственное отношение к частной жизни Державина имеет стихотворение «Ко второму соседу»(1791), т.е. к подполковнику Гарновскому, жившему рядом с Державиным на Фонтанке близ Измайловского моста. Гарновский был управителем Потемкина, заведовал его обширным хозяйством в Петербурге, сосредоточенном в Таврическом дворце. Нажив большое состояние, он приступил к постройке огромного дома, на участке смежном с участком Державина, чем вызвал недовольство лирика:

  • Почто же, мой второй сосед,
  • Столь зданьем пышным, столь отличным,
  • Мне солнца застеняя свет,
  • Двором межуешь безграничным
  • Ты дому моего забор?
  • Ужель полей, прудов и речек,
  • Тьмы скупленных тобой местечек
  • Твой не насытят взор?

Гарновский перевозил в свой новый дом имущество Таврического дворца после смерти Потемкина, о чем стало известно, может быть, не без помощи стихов Державина, и родственникам Потемкина, в числе которых был генерал - прокурор А.Н. Самойлов, через полицию прекратили это беззастенчивое грабительство. Но жалоба на Гарновского облечена Державиным в форму строгого поучения. Поэт предупреждает об изменчивости человеческого счастья, о суетности желаний:

  • С сумой не ссорься и с тюрьмой.
  • Хоть днесь к звездам ты высишь стены,
  • Но знай: ты прах одушевленный
  • И скроешься землей.

Предупреждение Державина оказалось своевременным. Гарновский вскоре был изобличен в казнокрадстве и отдан под суд, а роскошный дом его, который владелец предполагал продать кому-либо из членов царской семьи, превращен в казармы конной гвардии. Особый подход у Д ержавина к личности Потемкина

В «Водопаде» Потемкин предстает как великий деятель, несмотря на то, что он неукладывается в ту норму «пользы» и добродетели, которую представляет в оде Румянцев

В Потемкине, помимо его действительных заслуг перед Россией и его личных «грехов», хорошо известных Державину, поэт почувствовал нечто выходящее за рамки обычных представлений эпохи о придворной знати. Потемкина нельзя мерить стандартной мерой, его характер нельзя определить одной какой-либо чертой. Недаром Пушкин в полемике с чопорной критикой «Онегина» приводил как пример поэтической смелости, даже «дерзости» строки из «Водопада» о Потемкине:

  • Не ты ль который взвесить смел
  • Дух россов, мощь Екатерины,
  • И опершись на них хотел
  • Вознесть твой гром на те стремнины,
  • На коих древний Рим стоял
  • И всей вселенной колебал?

Здесь «дерзость» выражений подстать грандиозности политических замыслов Потемкина, смелости его «греческого проекта» - завоевать Константинополь и воссоздать Византийскую империю как дружественное России государство с внуком Екатирины11 Константином на троне. Потемкин изумляет Державина, заставляет находить новые мерки взамен обычных этико-политических критериев:

  • Се ты, отважнейший из смертных!
  • Парящий замыслами ум!
  • Не шел ты средь путей известных,
  • Но проложил их сам - и шум
  • Оставил по себе в ᴨᴏᴛомки,
  • Се ты, о чудный вождь Потемкин!

Политическое величие и моральность личности «чудного вождя», его величие и славолюбие - все это требовало какой-то иной меры, волновало воображение лирика. Польза и добро в личности Потемкина слиты воедино со злом. Титанический образ Потемкина, созданный в «Водопаде» Мог измеряться только эстетической мерой, а не этической. Эстетический подход к людям и событиям в оде отодвигал на второй план все остальное. Поэт побеждал в Державине ᴇᴦᴏ политические и нравственно-философские убеждения, не объяснявшие всей ᴄᴫᴏжности исторической действительности. Державин-мыслитель рассудком на стороне Румянцева, в деятельности которого он видит воплощение гражданственного идеала, подчинения человека общественному долгу. Державин-поэт не может освободиться от очаровавших его величия и славы Потемкина. Так возникает разрыв между нравственным и эстетическими идеалами. Самая основа просветительской мысли - идея абсолютной противоположности добра и зла подвергнута сомнению.

Страница 1 из 1



«Горе от ума». Мастерство Грибоедова-драматурга (обобщающий урок)

Цели: показать новаторство Грибоедова в изображении человеческих характеров; углубить представление учащихся об идейном содержании комедии, общественной гуманистической позиции автора; совершенствовать навыки построения монологического высказывания. Оборудование: таблица, схемы, карточки-«подсказки». ХОД УРОКА...


Мастерство изображения характеров Кайдаша и Кайдашихи, Капрпа и Лаврина, Мотри и Мелашки

Цель: совершенствовать умение анализировать и синтезировать факты, поступки, давать оценку образам и определенным явлениям литературного произведения; развивать навыки выразительного комментируемого чтения, устную связную речь учеников; формировать мировоззрение школьников, воспитывать чувство справедливости, дружеских отношений....


Новаторство поэзии Г. Р. Державина

Новаторство поэзии Г. Р. Державина 1.Становление Державина как поэта. 2.Внутренний мир в поэзии Державина. 3.Особенности творчества Державина. Впервые стихотворения Г. Р. Державина увидели свет в 1773 году. Но становление Державина как поэта произошло гораздо позже. В ранней юности стихи его были подражательными, последующее творчество уже несет на себе отпечаток зрелых размышлений. Державин был не только по­этом, но и теоретиком литературы. Его перу принадлежит целый ряд теоретических работ. В работе под названием «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» он показывает свою готовность отойти от общепринятых норм литературно-критического очерка как по форме, так и по содержанию. Державин отказывается от классицистических норм. Он считает главным вдохновение, порывы чувств, высокие мысли, а не строгое соответствие языковым и стилистическим правилам. Несомненно, что яркой особенностью поэзии Державина является несвойственный поэтам того времени прием: сочетание «высокого» и «низкого»....


О жизни и творчестве замечательного русского поэта Гаврилы Романовича Державина

В своеобразном, резко очерченном характере, в жизни и творчестве замечательного русского поэта Гаврилы Романовича Державина как в зеркале отразилась полная противоречий эпоха XVIII столетия. Выходец из мелкопоместных казанских дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную жизнь. Ему не удалось окончить гимназию, как его призвали на военную службу. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», - говорил он позднее. Первые стихотворные опыты Державина относятся еще к тому времени, когда он, не в пример дворянским сынкам из состоятельных семей, служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге....


«Где добродетель обитает...» Традиции и новаторство в творчестве Державина

На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока - чтение и изучение оды «Фелица». Вопросы и задания к оде «Фелица» 1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни....

Ответ оставил Гость

1.Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении « Признание » речь идет о нравственной позиции самого поэта. В написанном в последний период жизни стихотворении "Признание ", которое поэт назвал "объяснением на все свои сочинения"", он так сказал о себе:

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.. .

Эта самохарактеристика вполне соответствовала тому пути, который прошёл Державин как человек, поэт и государственный деятель.
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье».. . В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в " Признании".
2.
Стихотворение «Река времен в своем стремлении» наводит на грустные размышления о бренности бытия: все дела людей уходят в забвение, и даже творения духа человеческого «не уйдут обшей судьбы», то есть, как и всё остальное, исчезнут из памяти людей.
Стихотворение «На птичку» в иносказательной форме говорит о свободе и несвободе. Птица в неволе не может петь, человек, если он несвободен, не свободен, не может творить и созидать.
3.
В жизни как государственный деятель Державин относился к числу тех чиновников, которые служили не лицам, а России.Прямой и честный человек.Патриот – государственник всегда думал не только о проблемах дня, но и о будущем России. В стихах, поэт смело выступал против злоупотреблений и беззакония. Его можно считать также одним из первых российских поэтов, воссоздавших частную жизнь и быт своей эпохи.

чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений... Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни. Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп - он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость! Городничий {робея). Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на - другую квартиру: то есть - в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.)Я, я, я... Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы! Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой - не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы? Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека. Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу. Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки. Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать. Н.В. Гоголь «Ревизор»

Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении « Признание » речь идет о нравственной позиции самого поэта. В написанном в последний период жизни стихотворении "Признание ", которое поэт назвал "объяснением на все свои сочинения"", он так сказал о себе:

Эта характеристика вполне соответствовала тому пути, который прошёл Державин как человек, поэт и государственный деятель.
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье».. . В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки.

Можно понять, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути.

Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в " Признании".Пожалуйста))))

1.Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении « Признание » речь идет о нравственной позиции самого поэта. В написанном в последний период жизни стихотворении "Признание ", которое поэт назвал "объяснением на все свои сочинения"", он так сказал о себе:

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.. .

Эта самохарактеристика вполне соответствовала тому пути, который прошёл Державин как человек, поэт и государственный деятель.
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье».. . В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в " Признании".
2.
Стихотворение «Река времен в своем стремлении» наводит на грустные размышления о бренности бытия: все дела людей уходят в забвение, и даже творения духа человеческого «не уйдут обшей судьбы», то есть, как и всё остальное, исчезнут из памяти людей.
Стихотворение «На птичку» в иносказательной форме говорит о свободе и несвободе. Птица в неволе не может петь, человек, если он несвободен, не свободен, не может творить и созидать.
3.
В жизни как государственный деятель Державин относился к числу тех чиновников, которые служили не лицам, а России.Прямой и честный человек.Патриот – государственник всегда думал не только о проблемах дня, но и о будущем России. В стихах, поэт смело выступал против злоупотреблений и беззакония. Его можно считать также одним из первых российских поэтов, воссоздавших частную жизнь и быт своей эпохи.