Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позицияхабсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.

Цель: закрепить знание о звуках [ж], [ш], [ц].

Задачи:

Оборудование: слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц, лента букв, рисунки с изображением штурма, шторма, жокея, жгута, штаба.

ХОД УРОКА

I. Повторение

На доске надпись: У нас в гостях…

Учитель: К нам сегодня на урок пришли буквы. А какие вы узнаете, если в каждом буквенном ряду найдете лишнюю букву.

А Ш И У О
Р М Ж Н Л
Д В К С Ц

Выслушиваются все варианты ответов детей. Находятся лишние буквы. Это буквы Ж, Ш, Ц. На доске пополняется надпись: У нас в гостях буквы Ж, Ш, Ц.

Учитель: Какой звук обозначается буквой Ш? Дать характеристику звука [ш].

Ученик: Звук [ш] – согласный, парный, глухой, всегда твердый.

Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ж?

Ученик: Звук [ж] – согласный, парный, звонкий, всегда твердый.

Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ц?

Ученик: Звук [ц] – согласный, непарный, звонкий, всегда твердый.

Учитель: Назвать правильно буквы Ж, Ш, Ц. Найти сходства и различие звуков.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: На страницах «Азбуки» мы встречались с этими буквами. Как вы думаете, почему они пришли сегодня к нам в гости?

Ученик: Эти звуки всегда твердые. Их нужно читать всегда твердо, перед любыми гласными.

Учитель: Нам нужно поупражняться читать правильно эти буквы в словах.

II. Упражнение в чтении слов с буквами Ж, Ш, Ц.

1. Чтение слоговой таблицы.

Учитель: Открываем разворот «Азбуки», находим слоги с буквами Ж, Ш, Ц. Читаем всегда твердо.

2. Игра «Слоговой аукцион».

Учитель: Составить слова, которые оканчиваются:

  • на ца
  • на цы
  • на цо

Выслушиваются ответы детей.

3. Слуховой диктант слов с сигнальными карточками.

Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из изучаемых звуков. Дети на слух узнают один из указанных звуков, поднимают карточку с соответствующей буквой.

Таблица 1.

шнур жгут
жокей цепь
цвет штурм
штаб шторм
цех шлем
жук цыпки
царь штора

4. Упражнение в чтении слов с буквами ж, ш, ц по таблице 1.

Таблица 1 вывешивается на доске. Чтение слов.

5. Работа над лексическим значением слова.

На партах лежат рисунки с изображением шторма, штурма, штаба, жокея и жгута (тех слов, значение которых непонятны детям.)

Учитель: Значение каких слов вам не понятны? Для наглядности предлагается рассмотреть рисунки и найти к непонятному слову соответствующий рисунок. Объяснить значение слова по рисунку.

6. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш.

Таблица 2.

пружинка Лёша
шалость лежа
пушинка шары
жалость жары
шить снежинка
жить смешинка

Учитель: Я читаю начало предложения, вы должны закончить его, подобрав из столбиков слова по смыслу.

Вот от часиков … (пружинка) -
Легенькая, как … (пушинка)!
Кто одежду будет … (шить)?
Трудно без портного … (жить).
Слушал … (Лёша)
Сказку … (лежа).
Привела к обиде … (шалость).
Ах, друзья, какая … (жалость)
Как бы летом от … (жары)
Не полопались … (шары).
Залетела в рот…(снежинка).
Превратилась там в … (смешинку).

Физкультминутка

7. Работа по «Азбуке»

а) Чтение загадок.

Хоровое чтение загадок и их отгадывание.

Учитель: Что заметили?

Ученик: Рисунки не совпадают с загадками.

Учитель: Составим звуковые схемы слов: машина, лыжи, цифры.

– Выполнила свою работу в словах-отгадках буква И?

Ученик: Нет. Она указывает на мягкость согласного, но звуки [ж-ш-ц] – всегда твердые.

Учитель: Что надо помнить в звукосочетаниях жи-ши?

Ученик: Жи-ши – пиши всегда с буквой И!

б) Чтение столбиков слов.

в) Чтение текста «Две козы» Л.Н.Толстого.

1) Подготовка к чтению рассказа «Две козы». Чтение с доски слов: встретились, остановились, благополучно, осторожно, пропасть. Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснения значения слов.

2) Чтение текста учителем.

Учитель: О чем говориться в тексте?

Ученик: Как вели себя козы на узкой тропинке.)

3) Повторное чтение учениками.

Учитель: Как же вели себя козы? Почему?

Ученик: Осторожно. Место было опасное.

4) Выборочное чтение.

Учитель: Найдите, где описано опасное место. Что бы произошло, если бы козы не уступили друг другу?

Ученик: Упали бы в пропасть.

Учитель: Подумайте, похоже ли поведение коз на поведение людей.

Ученик: Козы, как люди, задумались: что им делать?

Учитель: Для чего Л.Н.Толстой сочинил такую историю?

Ученик: Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.

г) Чтение стихотворения «Барашки» А.Шибаева. Беседа по содержанию. Выяснение многозначности слова барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики – детеныши овцы.

III. Итог урока

Учитель: Что нового узнали? Учитель просит детей оценить свою работу.

Учитель: Какие задания были трудными?
– Какие задания были интересными?
– Кто доволен, недоволен своей работой на уроке?

Сегодняшнее занятие посвящено дифференциации звуков [Ш] – [Ж] в устной и письменной речи.

Что это такое? Недостаточно просто поставить каждый звук отдельно. Сначала его надо автоматизировать в слогах словах и фразах. А затем требуется дифференциация звуков, сходных по звучанию и произношению. Чтобы у ребенка не было путаницы.

Данное занятие прислала учитель-логопед Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №103»

Как всегда этот конспект Вы можете использовать, занимаясь с ребенком дома.

Коррекционные задачи:

– учить различать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях по артикуляции и акустическим признакам;

– развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать слуховое внимание.

Образовательные задачи:

– учить вписывать пропущенные буквы Ш и Ж в начало, середину, конец слова;

– закрепить понятия «звонкий», «глухой» согласный звук, способы их различения;

– упражнять в чтении слогов, слов, предложений;

– упражнять в звуковом анализе слов.

Воспитательные задачи:

– воспитывать желание говорить красиво и правильно, писать без ошибок;

– воспитывать психологическую готовность и желание работать с компьютером.

Оборудование: настольное зеркало, карандаши, наборное полотно, предметные картинки, компьютер, (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс] / Е.А. Котова. – Режим доступа: www.logopedgame.ru), слайдовая презентация для пальчиковой разминки «Кот Яшка и кошка Машка».

Демонстрационный материал: картинки слов со звуками [Ш] и [Ж], схемы произношения звуков [Ш] и [Ж], графический материал (слоги, предложения), модели для звукового анализа, «бархатные буквы» и сундучок, медаль «Знаток букв Ш и Ж».

Ход:

1. Организационный момент и пальчиковая разминка .

Логопед: (дети выполняют пальчиковую разминку в сопровождении слайдовой презентации «Кот Яшка и кошка Машка»).

Отправимся на прогулку. Жили-были кот Яшка и кошка Машка. Однажды они отправились погулять и увидели большое дерево. На дереве в гнезде ждали маму птенчики и тихо пищали «пи-пи-пи». Захотелось Яшке и Машке съесть птенчиков, выпустили они когти и стали карабкаться на дерево. Птенчики в гнезде еще громче запищали. Мама-птичка уже возвращалась домой, когда услышала писк своих детей, замахала быстрее крылышками и подлетела к гнезду. Увидела Яшку, начала его клевать, а потом заметила Машку, и ей попало. С тех пор Яшка и Машка за птенчиками больше не охотятся»

Логопед: В детский сад пришло письмо из лесной школы от Медвежонка, он пишет: «Даша, помоги мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа.» Почему медвежонок просит о помощи и чем можно ему помочь?

Ребенок: Он не знает, когда надо писать в словах буквы Ш и Ж.

Логопед: Мы на сегодняшнем занятии тоже будем учиться красиво и правильно говорить, писать без ошибок, а потом отправим видеозапись занятия в лесную школу, чтобы медвежонок научился различать звуки и буквы Ш и Ж.

2. Артикуляционная гимнастика.

Повторим наше правило красивой речи:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно!

Придвинь зеркало, сделаем разминку для язычка.

«Лопатка» – Мышцы языка мы расслабляем и лопатку получаем,

Молча до 5 считаем: 1 – 5,

Язык можно убирать.

«Чашечка» – Язык широкий положи, его ты в чашку преврати,

Молча до 5 считай: 1 – 5

Язык можно убирать.

Снова чашку подержи и спокойно в рот внеси.

«Лопатка – чашечка – лопатка» – 3 раза.

3. Сопоставительный анализ артикуляционных укладов

Логопед: сравним звуки [Ш] и [Ж]. Чем они похожи при произношении? (сравнение с опорой на схему)

Ребенок: губы округлены, зубы закрыты, язык принимает форму чашечки, воздушная струя теплая.

Логопед: Чем они ещё похожи по их характеру?

Ребенок: они согласные, всегда твердые, шипящие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Ребенок: [Ш] – глухой, [Ж] – звонкий.

Логопед: Как отличить звонкий звук от глухого?

Ребенок: Нужно приложить руку к горлу, произнести звук и послушать дрожат ли голосовые связки.

4. Сравнение букв Ш и Ж.

Логопед: Какими буквами обозначаются эти звуки?

Ребенок: буквами Ш и Ж.

Логопед: В таинственный сундучок я спрятала несколько букв, среди них есть Ш, Ж. Найди на ощупь букву Ш, чтобы было легче искать, вспомним стишок про неё.

Посмотри на букву Ша, буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

А теперь поищем букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом точно жук издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

Ты достал из сундучка буквы печатные, а какие ещё бывают буквы?

Ребенок: Еще бывают письменные буквы.

5. Чтение слогов по карточкам.

Логопед: А теперь поиграем в «эхо». Читай слоги на карточках и повторяй их. (Предлагаются слоговые дорожки типа: шма – жма – шма, жду – ждо – шдо и т.д.)

6. Дидактическая игра «Назови лишнее словечко»

Логопед: ежонок – медвежонок – лягушонок – жеребёнок, кто лишний? Почему?

кошка – мошка – мышка – шишка – чижик ;

жадный – важный – нежный – пушистый – нужный.

Выбери на наборном полотне лишнюю картинку.

Шорты – ширма – желуди – шахматы;

Мешок – петушок – кошка – ежик;

Жёлудь- живот- жираф- шарф почему шкаф лишний?

Ребенок: В слове шарф есть звук [Ш], а в остальных словах [Ж]

7. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Логопед: Прочитаем предложения на карточках и решим, так бывает или нет.

Поезд ждет пассажиров. Лягушка боится мошки. Кошка боится мышки. Этажерка лежит на журналах.

8. Физ. минутка «Веселые лягушки» (упражнение выполняется в максимально быстром темпе)

На полянке вдоль опушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Шли веселые лягушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера)

Громко песни распевали (раскрывать ладошки, как лягушиные рты)

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера),

И спокойно спать мешали (погрозить пальцем лягушкам),

Ква! (топнуть ногой).

9. Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся».

Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы: в начале, в середине, в конце слова.

Логопед: Компьютер предлагает тебе «вписать» пропущенные буквы Ш и Ж в начало слов.

Логопед: Буквы Ш и Ж пропущены в середине, их надо правильно «вписать».

Логопед: Теперь нужно будет вписать буквы в конец слов. В этом задании надо быть очень внимательными, чтобы не сделать ошибку. Почему можно ошибиться?

Ребенок: Потому что в конце слова звонкие согласные звучат так же как глухие.

Логопед: Как надо проверять написание слов? Есть нож, но нет ножа! Ясно слышится звук [Ж], значит надо написать букву Ж.

Задание 2. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Найди лишнее слово».

Логопед: проанализируй звуковой состав слов и найди лишнее слово, его звуковая схема отличается от предложенной.

Выполняем 2 варианта заданий «СКСК» урок № 3 и № 4.

10. Итог занятия.

Логопед: Чему сегодня научились на занятии?

Какое задание понравилось выполнять?

Какое задание показалось самым сложным?

Отправляем видеозапись занятия в лесную школу.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.