Значение режима дня для школьников разных возрастов не всегда адекватно воспринимается родителями. Для того, чтобы оценить позитивное влияние правильно построенного распорядка дня, нужно понимать, что означает само слово «режим», совокупность каких факторов оно в себя включает, какие принципы организации существуют для его правильного составления.

Изображение depositphotos.com

Содержание статьи:

Режим и его составляющие

– конкретно установленный и постоянно повторяющийся распорядок деятельности человека. Если говорить о распорядке дня школьника, его основными составляющими являются:

  • режим сна;
  • режим питания;
  • режим двигательной активности;
  • гигиенический режим.

Каждый из факторов нельзя рассматривать отдельно. Только чётко установленное чередование всех элементов позволит выработать условные рефлексы, обеспечить действенное полезное и здоровое развитие ребёнка любого возраста.

Смена деятельности поможет школьнику не только вырасти здоровым и крепким, но и раскроет его скрытые таланты и способности.

Питание в распорядке дня школьника

Каким топливом вы заправите свой автомобиль, насколько своевременно будете его обслуживать, так он и будет вам служить. Сон и питание являются основополагающими факторами правильного развития.

Максимальная выработка мелатонина (гормон, регулирующий цикл сон-бодрствование) наступает с 12 часов ночи до 4 утра, при условии отсутствия источников освещения. Важно, чтобы в это время ребёнок находился в фазе глубокого сна. Функции гормона – профилактика простудных и онкологических заболеваний, мощное иммуномодулирующее влияние, регуляция биоритмов, восстановление.

Режим включает в себя несложные истины, которые не требуют больших усилий.

Приём пищи для растущего организма должен быть пятикратным. Калорийность каждого приёма составляет от 20 до 35% общей калорийности дневного рациона.

Суточное потребление калорий в школьном возрасте:

  • младшие школьники – от 2200 до 2400 ккал;
  • школьники среднего звена – 2600–2850 ккал;
  • юношеский возраст – от 3000 до 3150 ккал.

Основная доля рациона склоняется в пользу животных и растительных белков.

Отдых в распорядке дня учащегося

Есть много представлений об отдыхе ребёнка. Восстанавливать силы лучше всего, чередуя разные виды активности. и ослабленные дети должны в течение дня отдыхать, полностью расслабляясь. Это может быть полуторачасовой сон или просто возможность полежать, ничего не делая. Здоровым детям достаточно сменить деятельность. Примером может служить такая модель:

  • школьные уроки в чередовании с физической активностью во время физкульминуток и на переменах;
  • занятия лепкой, рисованием или игрой на музыкальных инструментах;
  • занятия в спортивных секциях или подвижные игры на открытом пространстве;
  • самостоятельная работа над уроками с включением физкультминуток.

Принципы организации распорядка дня школьника

Постепенность

Начинать приучать ребёнка к режиму лучше за 10 дней до начала учебного периода, а не 1 сентября. Этого времени хватит для того, чтобы выработался рефлекс просыпаться в одно и то же время, а заодно повторить учебный материал, заданный на лето.

Последовательность

Если раньше вы не придерживались чёткого распорядка, ограничьтесь несколькими пунктами, а затем постепенно добавляйте остальные. Особенно актуально это для школьников средней и старшей школы. Малыши придерживаются режима в детском саду, поэтому им не нужно будет сильно перестраиваться. Задача родителей будущих первоклассников — не нарушать привычный распорядок.

Учёт физиологических и психологических особенностей детей различных возрастов

Степень утомляемости, биоритмы, состояние систем и органов, скорость биологического роста и взросления у разных возрастных групп очень различаются.

Контроль состояния здоровья ребёнка

Если организм школьника ослаблен, он относится к часто болеющим детям или имеет хронические заболевания, это обязательно нужно учитывать.

Оценка индивидуальных особенностей

Нельзя забывать о типе темперамента школьника и других индивидуальных характеристиках.

Сезонность

Количество времени, которое дети должны проводить на открытом воздухе, напрямую будет зависеть от этого фактора.

Учёт смены занятий в школе

Распорядок дня школьников, которые занимаются во вторую смену, существенно отличается от распорядка школьников, посещающих школу в первой половине дня.

  • если научить ребёнка тратить 10 минут на подготовку к следующему виду деятельности, в течение дня вы сэкономите 1 час его времени на отдых и занятия по интересам;
  • чередование физической двигательной и творческой активности заставляет включаться в работу разные отделы мозга, что позволяет улучшать и корректировать все процессы, происходящие в организме;
  • в 8–10 часов утра работоспособность максимальная. В 13–14 часов она снижается и снова повышается к 16–17 часам. У малышей второй подъём работоспособности уменьшается к 19 часам;
  • если внимательно слушать и конспектировать объяснения учителя, на приготовление уроков времени уйдёт в 3 раза меньше;
  • для того чтобы организм успел включиться в ритм бодрствования, ему необходимо 5–7 минут. Разбудите ребёнка на 5 минут раньше, чтобы он мог начать зарядку с потягиваний, лёжа в кровати. Это поможет избежать стресса при раннем подъёме;
  • между окончанием уроков и выполнением заданий дома должно пройти не меньше 1.5–2 часов;
  • беспрерывные письменные задания первоклассник может выполнять 8–10 минут, ученик 4 класса – 15–20 минут. Беспрерывное чтение дозируется также. После указанного времени должен следовать другой вид деятельности;
  • при выполнении домашних заданий лучше начинать с работы средней и высокой трудности.
  • различные виды деятельности заставляют мозг выполнять координационную и контролирующую функцию, и только умственный труд – основную работающую;
  • при занятиях умственной деятельностью приток крови к мозгу увеличивается в 10 раз, соответственно увеличивается потребность в кислороде. Важно обеспечить проветривание помещения;
  • искусственное освещение за должно находиться спереди слева. При этом тень от руки не будет падать на строчки во время письма;
  • вечерняя работа по приготовлению домашних заданий для учеников начальной школы наиболее эффективна с 17 до 19 часов. Для учеников средних классов – с 17 до 20 часов. Для старшеклассников с 17 до 21 часа.

Распорядок дня школьника, учащегося во вторую смену

Важно понимать, что подъём должен быть ранним, чтобы после утреннего приёма пищи ребёнок сделал уроки. В вечернее время делать их нецелесообразно, так как эффективность усвоения материала и работоспособность после школы будет низкой и приведёт к переутомлению.

Кроме уроков, дети должны до начала занятий успеть погулять на открытом пространстве и посетить спортивные или творческие занятия. Поэтому важно максимально органично и экономично использовать каждую минуту времени.

Во многом режим детей, обучающихся после обеда, определяется возрастом и количеством уроков. Как правило, школы, где организация занятий происходит в 2 смены, имеют 6-дневную рабочую неделю. Переключение из режима первой смены на вторую всегда стрессовое. Задача взрослых — мягко контролировать и помогать ребёнку войти в новую рабочую колею.

Приблизительный распорядок дня школьников, которые посещают занятия после обеда(в связи с разницей в учебных планах школ, указываем время продолжительности, а не точный часовой график процедур):

  • Пробуждение, потягивание, подъём, умывание, туалет: с 6:55 до 7:25.
  • Утренний приём пищи: с 7:25 до 7:55.
  • Самостоятельная подготовка к школе: с 7:55 до 10:25 (для учеников 5–6 классов) или до 9:55 (для 3–4 классов).
  • Творческие, спортивные занятия, активные игры на воздухе – 2.5 часа.
  • Обед – 25–30 минут.
  • Прогулка по дороге в школу – 30 минут.
  • Уроки с полдником на большой перемене 5–6 часов, в зависимости от возраста.
  • Возвращение домой – 30 – 35 минут.
  • Вечерний приём пищи – 25 минут
  • Произвольные занятия – 1.5 часа.
  • Водные процедуры, подготовка ко сну – 25–30 минут.
  • 21:05 – сон для детей 3–4 класса, 22:05 – 5–6 класса.

Распорядок дня младшего школьника

Учащиеся младших классов, которые обучаются в первую смену, имеют такой приблизительный режим:

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гигиенические оздоровительные мероприятия: 6–55 – 7–25.
  • Полноценный завтрак: 7–25 – 7–55.
  • Поход в школу: 7–55 – 8–25.
  • Уроки и второй завтрак – от 4 до 6 часов.
  • Поход из школы – 30 – 35 минут.
  • Дневной приём пищи – до 30 минут.
  • Пассивный отдых, сон, для школьников 1–2 класса – 1.5 часа.
  • Активный отдых для детей 1–2 класса: 2 часа.
  • Подвижный отдых на воздухе, игры, посещение занятий по интересам для детей 3–4 класса – 2.5 часа.
  • Работа над уроками с физкультминутками: 1ч.10 минут –1 класс, 1.5 часа – 2 класс, 2ч.10 мин. – 3–4 класс.
  • Ужин – 30 минут.
  • Вечерняя прогулка, свободные занятия 1.5 часа.
  • Подготовка ко сну, душ, умывание – 30 минут.
  • Отбой: 20–30 для 1–2 класса, 21–00 для 3–4 класса.

Режим дня подростка

Отдельно следует остановиться на режиме дня для школьников 6–9 классов. Дети этого возраста активно растут, их организм претерпевает много существенных гормональных, функциональных, психических изменений. Очень важно при установлении режима для тинейджеров учитывать их интересы, прививать привычку к распорядку корректно и без давления. Иначе вместо соблюдения режима родители получат протест, переходящий в конфликт.

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гимнастика, водные процедуры: 6–55 – 7–30.
  • Утренний приём пищи: 7–30 – 7–50.
  • Прогулка по дороге в школу: 7–50 – 8–20.
  • Уроки, факультативы, ланч на большой перемене и перекус: 8-30 – 14 – 30.
  • Поход из школы: 14-30 – 15–00.
  • Горячий обед: 15–00.
  • Занятия по интересам (спорт, музыка, рисование), прогулки: 15–00 – 17–00.
  • Самостоятельная работа над уроками: 17–00 – 19–00.
  • Перерыв на ужин: 19–00 – 19–30.
  • Самоподготовка: 19–30 – 21–00.
  • Произвольные занятия – 30 минут. Водные процедуры, отход ко сну: 21–30 – 22–00.
  • Сон: 22–00.

Режим дня старшеклассников

В распорядке дня для школьников старших классов больше времени приходится уделять дополнительной подготовке по некоторым предметам. Это связано с будущим самоопределением детей, посещением курсов, репетиторов.

  • 6–55 – 7–30 – пробуждение, потягивание, зарядка, гигиенические процедуры.
  • 7–31 – 7–50 – горячий завтрак.
  • 7–51 – 8–20 – прогулка по дороге в школу.
  • 8–31 – 15–00 – основные и дополнительные занятия, ланч на большой перемене, перекусы.
  • 15-00 – 15-20 – прогулка по дороге из школы.
  • 15-20 –15–50 – горячий обед.
  • 15–50 – 17–20 – занятия спортом, активная двигательная деятельность.
  • 17–20 – 18–30 – дополнительная подготовка по необходимым предметам. Если такой необходимости не возникает, можно разделить это время между активными занятиями и уроками.
  • 18–31 – 19-00 – основной ужин.
  • 19–01 – 21–30 – самоподготовка с перерывом на небольшой перекус (кефир, йогурт, фрукты на выбор).
  • 21–31 – 22–30 – свободные занятия.
  • 22–31 – 23–00 – водные процедуры, расслабление перед сном.
  • 23–00 – отбой.

В представленных примерах распорядка дня отводится время для посещения занятий по интересам. Если ребёнок это время уделяет игре на музыкальных инструментах или рисованию, необходимо выделить дополнительное время занятиям физкультурой или спортом.

Физическое развитие в распорядке дня школьника

  • уроки физкультуры компенсируют обязательное количество суточных движений лишь на 11%;
  • детей начального и среднего звена к физкультурным паузам можно привлечь в игровой форме. Старшеклассников лучше мотивировать совершенствованием их внешности;
  • количество часов двигательной активности с возрастом становится меньше, но её интенсивность и калорийные затраты должны увеличиваться. Желательно сочетание аэробных и координационных нагрузок (например: танцы, плавание или игровые виды, лёгкая атлетика, плавание);
  • единственным противопоказанием для плавания являются воспалительные заболевания почек, половой и мочевой системы. Особенно благотворно этот вид влияет на формирование и укрепление правильной осанки, увеличение подвижности суставов.

Режим выходного дня для учащихся

Есть 2 взгляда на этот вопрос:

  • Пусть ребёнок отдохнёт и выспится.
  • Нельзя отклоняться от установленного графика.

Оба мнения правильны с небольшими комментариями к каждому из них. Если речь идёт о выходных, необходимо придерживаться второго утверждения. Сбивая ребёнка с привычного расписания, родители оказывают ему медвежью услугу. На следующий день возвращение в привычный режим будет для него болезненным. Для того чтобы школьник отдохнул, в выходные можно немного сместить временные рамки в пользу возможности полежать чуть дольше в постели. Свободное время необходимо органично распределить между активной физической деятельностью, хозяйственными делами, занятиями по интересам. Всё в рамках возрастной категории.

Это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры или педиатром. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо если ребенок поспит.

Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

После ужина наступило время прогулки перед сном.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

«Стихи о человеке и его часах»

Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.

И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать,
Руки мыть
И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит в срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денек!

«Валя-неуспеваля»

Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!..
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Неуспеваля.

7.00 - Подъем: утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак 7.30-7.50.

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

с 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.

Конечно, вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.

Подготовка к школе идет полным ходом. И не удивительно, ведь август уже перевалил за середину. Портфели куплены, тетради и карандаши тоже, новенькая форма дожидается своего дня в шкафу. На первый взгляд кажется, что всё уже готово к школе. Но это только на первый взгляд. На самом деле один важный компонент еще не подготовлен. Какой?

Лето - чудесное время, когда нет уроков, длинный день располагает к прогулкам и играм и родители позволяют погулять подольше. И не страшно, если ребенок ляжет спать на час позже, утром торопиться некуда и можно поспать подольше. И сейчас, в последние дни лета, родители, понимая, что скоро прогулки будут очень ограничены, разрешают детям гулять допоздна и спать сколько захочется.

А ведь совсем скоро школа, уроки, на которые нельзя опаздывать. А режим дня еще не настроен. Режим дня - это и есть тот самый важный компонент , который во многих семьях еще не готов.

А нужен ли этот режим дня? Оказывается, нужен. Режим дня просто необходим любому школьнику и для сохранения здоровья, и для .

В природе все подчинено определенным ритмам и наш организм тоже работает ритмично. Вспомните, как трудно переходить с зимнего времени на летнее или наоборот. А дети более чувствительны к любому изменению режима и чтобы переключить организм с одного режима на другой, необходимо время.

Правильный режим дня формирует у ребенка определенный стереотип поведения, который выполняется автоматически. При соблюдении режима, ребенок с утра настраивается на физическую и умственную активность, легко и спокойно выполняет все необходимые дела и все успевает сделать.

С 1 сентября на школьника наваливается сразу огромная нагрузка: надо втянуться в учебный процесс, появляется много работы - это и уроки, и домашние задания, и спортивные секции, и дополнительные занятия. И сразу перестроиться на новый режим работы детскому организму очень трудно. Поэтому уже сейчас надо составить новый режим дня с учетом учебных дел и кружков. Составить и соблюдать.

Что нужно учесть при составлении режима дня?

В каждой школе уроки начинаются в разное время. Значит, необходимо рассчитать время утреннего подъема так, чтобы у ребенка хватало времени умыться, сделать зарядку, позавтракать и спокойно пойти в школу.

Очень важна утром физическая активность для ребенка. Это может быть зарядка, а можно просто включить веселую танцевальную музыку и устроить веселую разминку. 5-10 минут такой разминки разбудят организм ребенка и настроят его на продуктивную работу. После такой разминки ребенок, конечно, захочет кушать и не нужно будет его заставлять завтракать.

А завтрак - дело обязательное. И не стоит верить ребенку, если он говорит, что не хочет есть. Это значит только, что организм еще не проснулся, и он захочет кушать, когда придет в школу. А чувство голода плохой помощник в обучении. Как может ребенок думать о задаче или аккуратно писать, когда все мысли его о том, когда же будет обед.

Необходимо расписать время работы и отдыха , ведь для младшего школьника очень важно чередование труда и отдыха. Ребенку нужно отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть.

И, конечно, очень важно соблюдать . Для младшего школьника, особенно первоклассника, очень хорошо включить в режим дневной сон, чтобы после уроков ребенок мог хоть немного поспать. А вечером время отхода ко сну нужно рассчитать так, чтобы ребенок спал не менее 10 часов, а это значит, что укладываться спать надо не позже 9 часов.

Иногда нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок будет ложиться спать в 10 часов вечера или даже позже. И ребенок с увлечением смотрит весь вечер фильмы- ужастики или играет в компьютерные игры-войнушки. А потом родители недоумевают, почему это ребенок стал хуже учиться, стал невнимательным, у него часто меняется настроение не в лучшую сторону. Причиной многих проблем может быть недостаток сна! Если ребенок спит меньше необходимого времени, у него в первую очередь ухудшается внимание, память, а затем появляются различные заболевания. И это всего лишь из-за недосыпания.

"Недостаток сна плохо влияет на внимание, способность к целенаправленной деятельности, непосредственную память, рабочую память, настроение, математические способности, способность логически мыслить..." Джон Медина "Правила мозга"

Во сне человек отдыхает, а мозг продолжает работать. Только работает он в другом режиме. По мнению нейрологов, нейробиологов в то время, когда человек спит, его мозг обрабатывает ту информацию, которая поступила к нему перед засыпанием. Поэтому так важно обратить внимание на то, что делает ребенок перед сном. Очень полезно во всех отношениях перед сном хотя бы несколько минут почитать книгу.

Это были основные моменты, на которые стоит обратить внимание при создании режима дня для своего ребенка. Не откладывайте на последний день, прямо сегодня составьте режим дня, напишите его на листке бумаги и неуклонно выполняйте независимо от настроения, погоды или капризов ребенка. Чтобы режим вошел в привычку и, как любая привычка работал автоматически, необходимо не менее 21 дня.

И помните, что ребенок полностью зависит от нас, родителей. Чему мы научим, то и получим. А чтобы требовать от сына или дочери хорошую учебу, надо сначала создать условия для учебы. И режим дня - одно из самых важных условий. От режима дня очень сильно зависит и учеба, и здоровье школьника.

А что вы думаете о режиме дня? Соблюдаете его или нет?

На самом деле так ли важен режим дня для школьника ? Как составить режим дня школьника ? Конечно режим важен! Взрослый человек, если он не выспался, то чувствует себя разбитым целый день, он плохо соображает, раздражен, невнимателен, пассивен. Как же не хочется идти на работу, когда мы не выспались! Работа совершенно не вызывает у нас приятных ощущений. А что же чувствует ребенок, которого вытащили из теплой постели, а он совершенно к этому не готов, он хочет спать. А мы ведь стремимся к тому, чтобы получение знаний у малыша вызывало только приятные ощущения, чтобы он с желанием шел в школу за новой порцией знаний. Но какие знания! Малыш хочет спать! Кто виноват? И что делать? Два извечных вопроса!

Человеческий организм — это система, насквозь пронизанная ритмами. Управляет все системой суточный ритм. Все в организме ритмично: пульсация сердца, работа внутренних органов, клеток, тканей, электрическая активность мозга, частота дыхания. Регулярность, слаженность и последовательность действий положительно влияют на самочувствие и настроение. Для ребенка, его развития и здоровья продуманный распорядок умственных и физических занятий, отдыха, питания имеют огромное значение.

Правильный режим дня для школьника вырабатывает у ребенка стереотип ответных реакций. Повторяясь каждый день, определенная последовательность действий настраивает на физическую активность, учебу, отдых, тем самым облегчает процесс выполнения всех дел, процесс обучения. Формируются условные рефлексы. Привычка вставать и ложиться спать вовремя способствует более спокойному и быстрому засыпанию и своевременному приятному пробуждению. Ребенок, который выспался, лучше усваивает получаемую информацию, учителей, быстрее и качественнее выполняет задания, работоспособность его намного выше.

Организм нуждается в своевременном поступлении пищи. Существует суточный ритм активности ферментов и выделения пищеварительных соков. , которые приучены есть в одно и то же время, намного реже страдают отсутствием аппетита, пища у них усваивается лучше, она оказывается намного полезнее и даже вкуснее.

Начало школьной жизни вносит существенные изменения в сложившийся ритм жизни малыша. У детей, которые посещали детский сад, это происходит в меньшей степени. От того насколько родители организованны сами, готовы и хотят помочь малышу зависит не только качество его учебы, но и его здоровье.

Задача родителей разбудить вовремя, научить делать гимнастику, подобрав для нее правильные упражнения, проконтролировать весь распорядок дня, создавая положительный настрой, а не выполняя роль управляющего безвольным роботом.

Как составить режим дня для школьника?

1. Утром у ребенка должен быть запас времени, чтобы без суеты собраться в школу. Вставать с постели необходимо за час или полтора до начала занятий в школе. Это время следует корректировать в зависимости от того, как близко к дому расположена . Поэтому режим дня для школьника должен быть составлен с учетом этих моментов.

2. Чтобы настроиться на рабочий лад, стряхнуть остатки сна, утреннюю гимнастику необходимо выполнять в течение не менее 10 минут. В первое время лучше даже делать ее вместе с малышом. Для гимнастики лучше подобрать веселую бодрящую музыку, а если эта музыка будет нравиться ребенку, то дело пойдет еще веселей. Не забудьте проветрить комнату или открыть форточку.

3. В столь раннее время не все дети хотят завтракать, особенно пока нет привычки. Конечно, лучше чтобы малыш что-нибудь съел полезное и теплое, но Ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Ведь хорошее настроение и добрые отношения между вами тоже важны. Постарайтесь приготовить на ребенку то, что он ест обычно с удовольствием.
По пути в школу, если идти не спеша, в течение 15-20 минут, можно совершить прекрасную утреннюю прогулку. По выбирайте подальше от проезжей части.

4. Очень важно помочь малышу организовать вторую половину рабочего дня. Пребывание в школе очень утомительно для ребенка, особенно в первое время. Исследования показали, что 37,5% первоклассников заканчивают свой учебный день с признаками сильной усталости, а среди учеников школ с углубленным изучением предметов этот показатель еще выше – 40%. А среди тех детей, которые испытывают сложности с адаптацией или страдают какими-либо заболеваниями – 68-75%. Вывод однозначен: учеба должна чередоваться с полноценным отдыхом!

5. Утомление – абсолютно закономерный результат любой работы как умственной, так и физической, это не должно никого пугать. Прекрасно восстанавливает силы дневной сон. Тех детей, которые привыкли спать днем, или перенесли болезнь, или ослаблены, не стоит лишать возможности отдохнуть днем. А если идет о первоклассниках-шестилетках, то врачи настаивают на обязательном дневном сне.

6. Еще один способ восстановить силы – прогулка на свежем воздухе, предпочтительно с активными играми.

7. У ребенка 6-7 лет между приемами пищи должны быть интервалы не более трех-четырех часов. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста составляет 10-12 часов. Даже небольшое систематическое недосыпание очень вредно для здоровья ребенка. При организации сна необходимо следить за тем, чтобы малыш ложился и вставал в положенное время. Если нужно встать в 7.30, то лечь спать – не позднее 20.30. Необходимо выполнять все гигиенически процедуры перед отходом ко сну. Не позволяйте играть в активные игры перед сном, не кормите плотным ужином, не давайте пить крепкий чай, а тем более кофе. Помещение должно быть проветрено, обстановка должна быть приятной, спокойной: выключите яркий свет, телевизор, соблюдайте тишину.

Примерный режим дня для школьника

Правильный режим дня для школьника может быть примерно таким

7:00 – Подъем
7:05 – 7:30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели
7:30-7:50 – Завтрак
7:50 – 8:20 – Дорога в школу
8:30 – 12:30 – Занятия в школе
12:30 – 13:00 – Дорога из
13: 00 – 13:30 – Обед
13:30 – 14:30 – Послеобеденный отдых, сон для детей 6 – 7 лет, отдых
14:30 – 15:30 – Прогулка, подвижные игры на улице

Младший школьник должен находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов в день. Садиться за выполнение уроков сразу, придя из школы, нельзя – ребенок нуждается в полноценном отдыхе.
15:30 – 17:30 – Выполнение уроков
Помните, что ученик начальных классов не должен выполнять домашнее задание более полутора часов! Если у вашего ребенка выполнение домашнего задания занимает больше времени, то проконтролируйте, в чем причина. Может быть, уроков задают слишком много, тогда придется поговорить с учителем на эту тему или с администрацией школы. Не стесняйтесь, речь идет о вашем малыше и его здоровье! Может быть, ребенок не может сосредоточиться на уроках, и ему нужна Ваша помощь. Каждые 15-20 минут занятий нужно делать десятиминутный перерыв.
17:30 – 19:00 – Прогулка или посещение секций (кружков)
19:00 – 20:30 – Ужин и свободное время
20:30 – 21:00 – Приготовление ко сну, ванна.
21:00 – Спокойной ночи!

Организуйте правильный здоровый режим дня для школьника, и вы обеспечите ребенку все условия для укрепления здоровья, хорошей работоспособности и позитивного настроения. Надеемся, мы немного прояснили ситуацию, как составить режим дня для школьника !

Пусть наши детки всегда будут здоровы!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Правильно спланированный режим дня организует ребенка, помогает быть собранным и аккуратным. У школьников младших и старших классов должен быть свой режим дня, который бы соответствовал особенностям физиологии того или иного возраста.

В начальной школе особое внимание уделяется таким процессам, как обучение усидчивости, вниманию, запоминанию. У маленького школьника эти процессы еще не зрелые, но в стадии активного развития. У школьника старших классов следует акцентировать внимание на усидчивости, поскольку писать, читать и запоминать информацию он способен, но из-за вступления в пубертатный возраст, усидчивость заменяется ленью.

Для всех возрастных групп очень важно не только развивать свой интеллект, но и заботиться о физическом здоровье.

Как же построить свой день так, чтобы все успевать, не уставать и оставаться здоровым?

Подъем в 6.30 - 7.00.
День школьника должен начинаться с активного пробуждения: обливания холодной водой лица, рук и ног. Такой экспресс-метод пробуждения не только заставит все силы организма мобилизоваться, но и имеет закаливающий момент.

Завтрак в 7.10 – 7.30
Приготовьте на завтрак школьнику вкусное горячее блюдо. Завтрак должен быть насыщенным и калорийным. Не стоит переживать за фигуру ребенка – все эти калории «съедятся» мозгом в течение первых часов учебы. Известно, что после насыщенного плотного завтрака голод наступает позднее, ближе к 12 часам дня, а вся умственная деятельность школьника направлена на учебу, а не на осмысление чувства голода.

Дорога до школы 7.40 – 8.00
Выпроваживайте ребенка из дома в школу на 10-15 минут раньше, пусть он это дополнительное время проведет на улице, дыша свежим воздухом. Кровь насыщается кислородом, обеспечивая ребенка «свежей» головой и бодростью.

Школьные занятия 8.00 – 12.00
Дайте ребенку еду на перекус между переменками. Очень полезны для мыслительной деятельности орехи, сладкие булочки, сладкий чай. Перекус должен быть не столько сытным, сколько сладким – мозг в период учебы очень нуждается в глюкозе. Огромное количество энергии тратится организмом на мыслительные и мнестические процессы. Казалось бы, мозг очень маленький по сравнению со всем телом, но в напряженные моменты учебы на его обслуживание энергии расходуется больше, чем мышцам при беге.

Во время занятий в классе интеллект ребенка повышается, а вот здоровье ухудшается:

Долгая статичная поза во время сидения вызывает появление сколиоза и сколиотической осанки
Ослабляются мышцы
Нарушается кровоснабжение мышц и головного мозга
Периоды кратковременного, но частого стресса вредят нервной системе
В конце учебного дня ребенок сонливый и уставший.
Могут возникать проблемы с пищеварением из-за нерегулярного и неправильного питания
Ухудшается зрение

Если ребенком не заниматься и не организовывать его режим, то школа может стать, как ни ужасно это звучит, калечащим явлением.

Для учеников младших классов:

Дорога домой, прогулка после школы, спортивная секция 12.00 – 14.00.
После школы малышу необходимо какое-то время «выпустить пар» на свежем воздухе. Если еще в классе он засыпал, то на улице у него появляется двигательная активность, мышцы насыщаются кислородом, снимается усталость, розовеют щеки.

Дневной сон 14.00 – 16.00
Если ребенок привык с детского сада спать днем, то надо этого розовощекого весельчака днем по старой привычке уложить спать, накормив перед этим горячим обедом. Примерно до 15.00-16.00 у ребенка будет дневной сон.

Выполнение домашнего задания 16.00 – 19.00
После дневного сна самое время сделать с ним уроки. Следует помнить, что ученики младших классов очень быстро утомляются, не говоря об их плохой усидчивости и рассеянности. Непрерывно писать им дается недолго – не более 10 минут. При непрерывном чтении они утомляются еще быстрее. Поэтому делайте маленькие перерывы на двигательную активность во время чтения или письма. После выполнения одного урока сделайте большой перерыв и затем приступайте к следующему предмету. Не нужно учить уроки до ночи, вполне достаточно пары часов. Дело в том, что после 19.00 работоспособность младшеклассника резко снижается и все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове. А для того, чтобы сделать все уроки за пару часов примените игровую технику в выполнении задания: если малыш плохо понимает математику, разберите этот пример на его любимых игрушках, а вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, а текст ему дастся легко.

Прогулки и спортивные секции, время для общения с семьей и друзьями 19.00 – 21.00
После 19.00 самое время для активных прогулок или спортивных секций. В школьные годы лучше всего отдать ребенка в подвижные, игровые виды спорта или бассейн. Конечно, хорошо, если вы будете воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность, говорящую на пяти языках, разбирающуюся в картинах Ван Гога и Пикассо, вышивающую крестиком, гладью и лентами. Но, увы, здоровья при таком образе жизни не прибавится. Идеально, если получится совмещать все кружки по интересам (зачастую по интересам родителей, а не ребенка) – и спортивные, и рукодельно-интеллектуальные, но, все же, выбирать нужно в пользу спорта и физического развития.

Сон 21.00 – 7.00
Ночной сон у ученика младших классов должен начинаться не позднее 22.00. Родителям перед сном надо максимально постараться уравновесить психическое состояние ребенка: снизить его активность, успокоить. Для этого притушите свет в квартире, устраните все шумные источники (телевизор, радио), напоите ребенка теплым молоком с медом, проветрите спальню. В таком случае погружение в сон будет физиологичным, без перевозбуждения.

Для учеников старших классов.

Взрослым ученикам днем спать не нужно. Но разгружать нервную и опорно-двигательную систему надо. Для этого рекомендуются те же прогулки после школы и спортивные секции. Старшекласснику в секции можно ходить как сразу после школы, так и после 19.00.

Учить уроки лучше всего с 15.00 до 20.00. После 20.00 работоспособность школьника снижается, память ухудшается. Дальше учить уроки не имеет смысла – нервная система перегружена, глаза устали, может болеть голова, появляются симптомы переутомления.

У учеников старших классов много внеклассной работы – от кружков внутри самой школы до подготовки в ВУЗ. Порой все время тратится на эти подготовки, совсем не остается время для физического развития. Это не правильно. Отсутствие тренировок для мышц влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, снижение тонуса и появление астенизации. Родителям важно организовать в случаях будничной занятости школьника спортивные занятия в выходные. Понятно, что бренчание на гитаре или общение в интернете зачастую интереснее физического развития. Поэтому важная миссия родителей состоит в том, чтобы каким-то образом повлиять на свое чадо и заняться его физическим развитием.

Подъем 7.30 – 8.00

Завтрак, водные процедуры 8.00 – 9.00
Ученикам второй смены рекомендуется вставать не позднее 8.00. Начать день нужно с бодрящего обливания холодной водой лица, рук и ног или общего контрастного душа. Затем непременно вкусно и плотно позавтракать, отдавая предпочтение калорийной, но здоровой пище.

Выполнение домашнего задания 9.00 – 11.00
После завтрака проветрить комнату и сделать какую-то часть уроков.

Обед, сборы в школу 11.00 – 12.00
Перед школой нужно плотно пообедать. Обед в отличие от завтрака, должен состоять из мясных блюд и, желательно, супа. Плотный мясной обед позволит отодвинуть чувство голода на длительный срок.

Занятия в школе 13.00 – 17.00

После уроков самое время отправиться в спортивную секцию. Старшеклассникам при большой загруженности дополнительными занятиями оптимально проводить время в секциях не менее двух раз в будние дни и обязательно в выходные.

Прогулки, секции, кружки 17.00 – 19.00

Выполнение домашнего задания 19.00 – 21.00
После 19.00, когда школьник возвращается домой, можно выучить часть уроков. Спасть ложиться не позднее 22.00-23.00.

Жизнь школьника не может регламентироваться уроками и строгой дисциплиной. У ребенка масса других важных дел – друзья, компьютер, скейт, магазины, катание на «велике» и многое другое.

Важно! В начале недели происходит врабатывание ребенка в процесс обучения. Он длится до середины недели, когда наблюдается пик работоспособности. К концу недели работоспособность резко снижается, особенно тяжелыми днями являются четверг и пятница. Если рассматривать работоспособность в течение дня, то пика она достигает к 12.00-13.00 и к 16.00-19.00.

Исходя из недельных пиков работоспособности, планировать расписание секций надо на вторник и среду, а также выходные дни. В будние дни ребенку, посещающему школу во вторую смену, в секцию надо идти сразу после школы, а в выходные – после 10.00 или вечером с 16.00-19.00

Отдельной сложной темой остается компьютер и телевизор в режиме дня школьника. В наше время все дети, начиная с пеленок, умеют обращаться с техникой. К моменту окончания школы многие дети становятся игроманами. Эта грозная тенденция беспокоит как родителей, так и педиатров с психологами. Отучить ребенка от компьютера крайне сложно, ведь от привязанности, сформированной в детстве, очень сложно отказаться. Поэтому только своим личным примером родители могут показать ребенку, что в жизни есть много вещей, куда интереснее компьютера. Педиатры советуют проводить за монитором не более 2-х часов в неделю.

Внимание! Во время выполнения домашних заданий не отвлекайте ребенка на мелкие поручения: выключить чайник, открыть дверь, подать какую-то вещь. Такие мелочи отвлекают внимание и дезорганизуют. Для последующей работы ребенку требуется масса усилий, чтобы «собраться» и вновь влиться в обучение.

Следите за тем, чтобы с вечера все было приготовлено к школе – одежда выглажена, обувь чистая, книжки в рюкзаке. Постоянная неорганизованность невротизирует и тормозит ребенка – он становится неаккуратным и забывчивым.

Для ребенка важна последовательность – помогайте ему ежедневно укладываться спать и вставать в одно и то же время, всегда готовьте свежий завтрак, проверяйте уроки, главное - чтобы это было не набегами, а систематически. Успех в учебе у ребенка во многом зависит от родителей!
моя статья