Откуда появились эмоции

Если несколько страниц назад мы вспомнили Дарвина, то забыть про эволюцию просто не имеем права. В плане эволюции истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости. Но истинные эмоции связаны с развитием особых структур мозга, прежде всего – лимбических образований (о которых мы тоже поговорим в специальном разделе). Именно благодаря этим образованиям произошел переход активного характера поведения на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания (то есть эмоции) собственного состояния как побудительную и движущую силу поведения.

Первая физиологическая теория возникновения эмоций – это так называемая периферическая теория . Предложили ее У. Джеймс и К. Ланге в 80-х годах позапрошлого века. По их мнению, эмоции – это следствие изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, а вызываются эти изменения соответствующими стимулами.

Эта теория имеет право на существование, но применяют ее в основном для объяснения эмоций, которые вызваны физическим состоянием организма (например, человек болен и, как следствие, переживает, испытывая самые разные отрицательные эмоции). Но для объяснения эмоций высшего уровня эта теория не подходит, потому что невозможно объяснить социальные или эстетические эмоции изменениями во внутренних органах. Если и можно, то лишь с большой натяжкой, вроде структурных изменениях в головном мозге, которые ведут к психопатологиям и, соответственно, неким социальным (или антисоциальным) ощущениям. Но это на самом деле и натяжка, и патология.

В первой трети ХХ века была выдвинута так называемая центральная (или таламическая) теория У. Кеннона и Ф. Барда. Теория эта основывается на том, что в определенной структуре мозга – таламусе – формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются реакции на периферии мозга, характерные для той или иной эмоции. Вслед за этим Дж. У. Пейпс выдвинул свою теорию (теорию Пейпса ), которая главную роль в формировании эмоций отводит лимбическим структурам мозга. Так как мы ранее уже упомянули про лимбическую систему и пообещали посвятить ей особый раздел, то вы догадываетесь, что именно этот ученый подошел к разгадке вплотную. По его теории, эмоциональные возбуждения возникают к гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Так получается круг Пейпса (рис. 1) – поле эмоциональных переживаний. По мнению Пейпса, распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий и создает эмоциональную окраску психических процессов.

Рис. 1. Круг Пейпса

Мы говорили о том, что эмоции необходимы нам, чтобы жить и адаптироваться в обществе. Эту идею активно развивал в середине ХХ века физиолог Петр Кузьмич Анохин. Он разработал биологическую теорию , которая основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Эмоция оказалась полезной для выживаемости и позволила живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в том числе повреждающих, факторов. Они производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Эмоции, по сути, отслеживают меняющуюся обстановку и таким образом помогают организму выработать ответную реакцию. Часто такая реакция вырабатывается молниеносно.

Нам интересна еще одна теория, авторство которой также принадлежит нашему соотечественнику, Павлу Васильевич Симонову. Его информационная теория предполагает, что эмоциональное состояние организма обуславливается двумя факторами: с одной стороны, отрицательными эмоциями, которые сопровождают исходные потребности организма, и с другой стороны – вероятным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей. Оценка мозгом двух важнейших факторов – потребности и вероятности ее удовлетворения – может быть необходимым и достаточным условием для появления спектра эмоций.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

III. ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Язык как инстинкт автора Пинкер Стивен

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Часть 2: «ШАМАН» 13. Союзники Как появились первые мужчины Когда-то, давным-давно, не было ни мужчин, ни женщин, потому что все люди были одинаковы. В сущности, все они были женщинами. Жили они тогда очень бедно, в диких дремучих лесах. Никто из животных тогда еще не хотел

Из книги 30 самых распространенных способов обмана на улице автора Хацкевич Ю Г

Откуда талант? Многие полагают, что среднестатистический мошенник - это мужчина за тридцать, который вырос в семье алкоголиков. Как бы не так! Во-первых, мошенничеством занимаются не только мужчины, но, и женщины - возьмем это себе на заметку. Конечно, иногда жестокое

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Откуда «семьебоязнь»? В 30-е годы Зощенко писал о бедах семьи: «То, знаете ли, обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак, то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе…» Завидуем, говорил он, тем будущим, вполне

Из книги Мне уже 40?! Мне еще 40!! автора Брненская Анжелика

Шаг 1. Откуда что берется Давайте для начала разберемся с вопросом: Почему и как я оказался в такой ситуации? Что это такое? Кризис среднего возраста?! Я всегда думал, что он обойдет меня стороной! Как так получилось, что я сижу и размышляю над этим вопросом?! Не размышляйте –

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Откуда вы знаете. Собственно говоря, здесь можно говорить не только об интуиции, а и более широко - вообще о всяком интеллектуальном акте. Интеллектуальный акт ведь всегда решение, более или менее удачное, той или иной задачи. И оказывается, что в поисках и нахождении

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Глава 4 Откуда это в нас? Когда-то давно мы все думали, что жизнь прекрасна, что мы – совершенны, что все возможно и всего в этом мире – достаточно. Мы верили в себя, в свои возможности. Мы чувствовали себя хозяевами этого мира. Мы были любимы всеми. Мы сами любили всех – и

Из книги О чем молчат предки автора Маркова Надежда Дмитриевна

Откуда это у меня? Николай никогда не чувствовал себя ревнивцем, пока не женился на Светлане. И было бы к кому ревновать? Носик, как перепелиное яичко, все в мелких веснушках, рыженькая, худенькая. Но этот влюбленный взгляд миндалевидных с просинью глаз, но этот вкус

Из книги Преступления в психиатрии [Жертвы экспериментов и не только...] автора Фадеева Татьяна Борисовна

Откуда прилетают НЛО? Согласно самому распространенному мнению, НЛО - это аппараты, созданные на других планетах и управляемые инопланетянами. Но накапливается все больше фактов, убеждающих, что НЛО - это гораздо более сложный феномен, не поддающийся однозначному

Из книги Разговоры с дочерью [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Откуда и куда Рассмотрим пример. Вы называете меня беспечным водителем. Это общие слова, ярлык. Откуда он идет, на каком основании вы делаете такое заявление? На основании нашей последней совместной поездки либо моего признания, что я разговариваю за рулем по телефону, или

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Откуда мы начали? Данная книга – это исследование того, как можно разумным образом жить в городах. Её материал опирался на открытия в различных сферах искусства, гуманитарных, естественных и технических наук с целью понять город как живую систему. Её принципы и

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию. Примерами аффективных реакций могут быть состояние эйфории после освобождения от опасности, ступор при сообщении о смерти, гнев - как реакция на насмешки и издевательства.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения - наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышаются свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела - это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу - «стресс кролика».

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов попытался объяснить природу некоторых отрицательных эмоций, которые возникают в процессе общения и существенно омрачают жизнь многих людей. Это эмоции обиды, вины и стыда.

Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.

Это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента:
1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения.
2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.
3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства. Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение. Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей. В детстве такое поведение оправдано - иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям. В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие - формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.

В обиде много эгоистичного. Обижаясь, человек эксплуатирует любовь другого, так как формирует у него чувство вины. Так как обида - это мучительное ощущение, то мы часто пытаемся ее скрыть или заменить другими эмоциями. Мы мстим, мысленно или реально, обидчику - на смену обиде приходит агрессия. Умственная агрессия опасна тем, что она включает механизмы драки, но не использует их. Лучший вариант избавления от обиды - творчество. Можно рекомендовать такой девиз: «Хорошая жизнь - это лучшая месть».

Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие:
1. Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем.
2. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».
3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.

Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.

Чувство вины полезно для незрелых людей. Так, детьми можно управлять, не наказывая их, а вызывая чувство вины. Здесь важно не перестараться, чтобы у ребенка не развился невроз, основанный на комплексе вины.

Вина не может переживаться слишком долго, так как не может быть долгим непереносимое страдание, и она ослабляется чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины.

Из виноватого мы становимся обидчиком. Иррациональное чувство вины может находить выход и в болезнях. Человек своими физическими страданиями как бы расплачивается за то, в чем он будто бы виноват, и ему становится легче. Но это тяжелая плата.

Если мы не соответствуем ожиданиям обобщенного другого или общества, то возникает чувство стыда. Функциональное значение стыда заключается в регуляции поведения человека в соответствии с «Я-концепцией», которая во многом является продуктом культуры, а не личного опыта. Родители и воспитатели, книги и идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом общество руководствуется соображениями собственной безопасности. Даже культуру можно рассматривать как механизм защиты целостности сообщества и наиболее слабых его членов. Культура ограничивает инстинкты, прежде всего агрессивные и сексуальные, вырабатывает правила поведения, за нарушение которых человек испытывает психологическое наказание в виде стыда или вины. У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели».

Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом:
1. То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с «Я-концепцией».
2. То, каков я «здесь и теперь».
3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание.

Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Но сколько от него бед! Это - самоубийства у подростков, самоубийства из чести, месть, ревность, агрессия. Познание причин своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства «Я-концепции». Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Стыд, возникающий при нарушении сексуальных запретов, даже мнимых, часто свидетельствует о подавлении сексуальных влечений у человека. То есть, то, чего человек стыдится, говорит о нем больше, чем многое другое.

Стыд похож на чувство вины, но в вине мы ориентированы на ожидания близкого человека, в стыде такого оценщика быть не может. Но существует такое понятие, как социальный стыд, когда стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц.

Можно выделить стыд атрибутивный, предметом которого являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе, к которой принадлежит человек, и стыд экзистенциальный - целостный, когда стыдятся за все признаки, приписываемые себе. Такой стыд иногда называют комплексом неполноценности. Сколько бы ни убеждали человека, испытывающего этот комплекс, он, несмотря на все свои успехи, не верит себе, считает себя недостойным. В основе возникновения комплекса неполноценности лежит потеря базового доверия к миру и отсутствие любви на ранних этапах развития человека. Трудно исправить психику нежеланного или нелюбимого ребенка, даже если он будет умен и красив, на нем все равно останется пятно неудачника. Вместе с тем стыд - это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе. Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это - зависть и тщеславие. В структуре этих эмоций также можно выделить три компонента:
1. Допущение, что другой человек такой же, как и я (мы редко завидуем недосягаемым).
2. Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его свойствах и качествах, сравнение этих качеств со своими.
3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.
Зависть: «он такой же, как я, но у него лучше».
Тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше».
Злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Основным компонентом этих эмоций является сравнение. Если бы человек отказался от сравнения или отделил себя от его результатов, то и зависть, и злорадство были бы убиты в зародыше. Но мы не можем отказаться от сравнения, потому что оно является основной умственной операцией в процессе мышления и познания. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. Отказавшись от сравнения, мы подавили бы и работу мысли.

Сравнение привычно - с раннего детства ребенка сравнивают с другими детьми родители, воспитатели, учителя. В результате этого сравнения возникают не только отрицательные эмоции (зависть), но и положительные - гордость, ощущение своей исключительности. Ребенок перенимает привычку сравнивать. С годами мы начинаем сравнивать всех: родителей, друзей, возлюбленных, а также самих себя.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества. Общество награждает первенство, в какой бы области оно ни возникло. Но в условиях постоянного соперничества успех и неудача одинаково опасны. В случае неудачи человека «сомнут» более успешные, а успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединятся в борьбе против удачливого. Отказ же от соперничества в условиях нашей цивилизации часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, мы участвуем в процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя согласия с самим собой и вовлекая других в гонку, которой нет конца?»

Сравнение должно быть уместным, иначе оно порождает конфликт. Следует помнить слова древних: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую ни с кем».

Психологическое состояние очень влияет на работу организма. Когда человек испытывает эмоции, в организме происходит энергетический всплеск, сила которого напрямую зависит от силы испытанной эмоции и времени, на протяжении которого испытывается эмоция. Всплеск этот образуется, потому что при испытывании эмоции у человека изменяется ритм работы организма. Психологическое возбуждение вызывает ответную реакцию в нервной системе. Проходящая через сердце кровь резко меняет ритм пульсации. Начинается «отлив» крови из некоторых частей тела в другие, в соответствии с тем, какую эмоцию испытал человек. Если это страх, то к ногам - чтобы можно было убежать. Если это злость, гнев - к рукам, подготовка к драке. В случае ссоры - к голове. Начинаются изменения мозговых волн, отчего вытекают повышение и понижение давления, и другие вытекающие последствия в работе тела.
Это резкое изменение в работе тела, нарушает естественные вибрации тела человека, состоящие из вибраций от работы мозга и внутренних органов. Резко измененные вибрации и есть всплеск .
В этом всплеске, этих внезапно возникших новых вибрациях, «записывается», на энергетическом уровне, информация о том, что произвело этот всплеск. Информацию эту содержат мозговые волны, испускаемые с момента начала всплеска и некоторое время после него. Мозговые волны, вибрации содержащие информацию об эмоции, о том, какого она была характера, положительная = доброжелательная или отрицательная = недоброжелательная, вплетаются в новые вибрации (всплеска), и программирует энергию с этими вибрациями.
При испытывании положительных эмоций у человека, на подсознательном уровне, возникает психологическая реакция подарить в ответ добро, сделать что-то хорошее. При отрицательных эмоциях, появляется реакция причинить вред, сделать что-то не хорошее, человеку или фактору, вызвавшему их, в той или иной форме. Информация об этой реакции, записанная в мозговые волны, и есть программа, которая задает энергии всплеска, в которую она была вплетена, задачу на тему «Что делать». Запрограммированная энергия всплеска это и есть энергия эмоции . Чем сильнее эмоция, тем сильнее она запрограммирована. При очень сильных эмоциях, всплеск энергии может перетечь в выплеск , при котором большая часть энергии эмоции уйдет из человека. Выплеск является следствием неосознанного желания направить энергию эмоции в причину ее возникновения.
Этот выплеск может иметь несколько последствий:
1. Энергия эмоции выльется из тела в Биополе и Ауру и останется там.
Если человек быстро успокоился или переключил свое внимание на что-нибудь другое, то автоматически, вслед исходящей энергии эмоций, посылается команда остановиться. Энергия останавливается, и большая часть остается в пределах энергетической системы человека. Возможно, малая часть успеет выйти за пределы и рассеяться в окружающем пространстве.
2. Энергия эмоции выльется на причину ее возникновения.
Чем сильнее испытанная эмоция, тем тяжелее человеку успокоиться и привести себя в нормальный ритм психологической и физической работы. Эмоциональный всплеск может вылиться на причину, которая ее вызвала, будь то человек или «явление».
Если это человек, то энергия направляется прямо на человека, и чем сильнее эмоция, тем сильнее она проникает в его энергетическую систему, вплоть до проникновения в чакры. Если это положительная эмоция, то человеку, на которого вылилась эмоция - тоже станет хорошо, и он начнет испытывать положительные эмоции. Вплоть до возникновения эмоционального обмена* . Если это отрицательная эмоция, то у человека может возникнуть тяжесть и так же какая-либо отрицательная эмоция. При параллельном взаимодействии людей, допустим разговоре, может начаться ссора, как следствие обмена отрицательными эмоциями.
Если же причиной послужил не человек, и не живое существо, а, допустим, явление или предмет, то положительная или отрицательная энергия выльется на него, зарядит его этой энергией / выльется в общую энергетику явления (иногда в эгрегор этого явления).
Подобный способ используют некоторые вампиричиские сущности, питающиеся энергией страха. Направляя в человека какие-либо энергии, вызывающие чувство сильного страха, они ими доводят человека до состояния, при котором человек выплескивает свой страх - энергию эмоции страха - в окружающую среду. Сущность эту энергию вбирает в себя.
3. Энергия эмоции выльется на все, что попадется «под руку».
Если даже человек сдерживает себя в отношении причины возникновения эмоций, человека или явления, то порой ему все равно необходимо куда-либо выплеснуть эту энергию эмоции, так как она начинает его «распирать», и дополнительно нагнетается, уплотняется, вследствие того, что не может никуда выйти из тела. Включается инстинкт остановить переполнение, «облегчить» свою энергетическую систему, или избавиться от всего лишнего, ненужного, мешающего (при отрицательных эмоциях).
В случае отрицательных эмоций, в результате инстинкта, человек в той или иной мере «срывается» на чем угодно. Это «срывание» есть - выплескивание энергии на любое малейшее раздражение нервной системы, которое усиливается из-за большой возбудимости, даже на то, что в нормальном психологическом состоянии у человека не вызывало бы раздражения. Подобные выплески будут продолжаться до тех пор, пока энергия эмоции будет чувствоваться самим человеком. Как только человек перестанет ощущать в себе первичную эмоцию, он успокоится. Хотя психологическое успокоение - не является показателем полного отсутствия в человеке энергии пережитой эмоции** .
4. Энергия полностью останется внутри человека.
Если человек, при испытывании эмоции, психологически закрывается от внешнего окружения, пытаясь скрыть свою эмоцию, то он автоматически дает энергии эмоции программу оставаться внутри и никуда не выплескиваться. При этом энергия эмоции, смешивается с энергией человека, при естественной работе организма, и становится частью его энергетики, частично отражаясь в Ауре этого человека.

_______________________
* Эмоциональный обмен это - при взаимодействии людей, при направлении одним из них энергии эмоции в другого человека, и при возникновении в нем таких же эмоций и ответном направлении энергии эмоции в первого, между людьми может начаться, своего рода, эмоциональный энергетический «футбол». Гоняя друг из друга эмоцию в течении долгого времени, эти два человека создают вокруг себя мощный энергетический слой, состоящий из энергии этой эмоции (именно по этой причине, если люди ссорятся, то может разразиться настоящий большой скандал, так как эмоциональный «накал», как его называют и вызван этим «футболом»). Помимо прочего, этот слой, кокон влияет уже не только на эту пару, но и может сильно повлиять на людей и окружающую среду, и предметы, находящиеся или на какое-то время оказывающиеся в поле влияния этого поля.
** У не работающего с энергетикой человека, очень сильно понижена чувствительность к тонким энергиям, поэтому в маленьких количествах она им не ощущается вообще, не смотря на ее происхождение и программу. При присутствии каких-либо «не своих» энергий, негативных энергий (своих и не своих), программ, воздействий, в основном люди ощущают не сами энергии, а проявление на физическом уровне действия этих энергий на энергетическую систему человека.

Контроль эмоций

Зачем вообще нужно контролировать свои эмоции. Контроль, в большей степени, касается именно отрицательных эмоций . Бесконтрольные эмоциональные всплески и выплески очень сильно влияют на физическое состояние человека. Он становится «заложником» своих эмоций. Физическое тело, привыкая к всплескам, начинает бесконтрольно менять ритм своей работы, даже при малейшем намеке на какую-то эмоцию. Тем самым тело симулирует эмоцию, вызывает ее намеренно. Подобная резкая и частая смена биологических ритмов (при его смене и восстановлении), очень плохо отражается на состоянии здоровья.
Психологическое состояние становится весьма шатким, человек становится подвержен особому влиянию различных раздражающих психику факторов. Что означает постоянную смену настроений, что так же отрицательно сказывается на организме. Особенно это проявляется когда человек в состоянии усталости, в котором даже у старающегося контролировать свои эмоции, человека, могут проявляться раздражительности. Человек, привыкающий к бесконтрольному возникновению отрицательных эмоций, и почти не реагирующий, или подавляющий положительные эмоции зачастую впадает в состояние депрессии .

Человек, не умеющий контролировать свои эмоции, больше предрасположен к вхождению в состояние аффекта . Находясь в состоянии аффекта, человек может совершать действия, которые и не сделал бы в нормальном сознательном состоянии . Состояние аффекта, есть следствие испытания очень сильной эмоции, при которой осознанная часть нашего сознания затмевается неосознанной (иногда это путают с Подсознанием). Все неосознанные действия выполняются именно этой частью сознания. Все тайные мысли и помыслы, все тайные желания и способности, которые человек не осознает в себе, или не хочет осознавать, все это - скрывается в неосознанной. Все природные инстинкты так же отображаются здесь.
Какая-либо очень сильная эмоция может вызвать «помутнение сознания» - когда неосознанная часть «берет управление на себя», и человек производит действия, от которых до этого отстранялся. Так, во время испытания очень сильного страха и стресса, неосознанно для себя человек может перепрыгивать через 3-х метровые заборы, без дополнительных приспособлений. Может дать физический отпор человеку, во много раз сильнее его. Может развить большую скорость бега, практически не бегая в нормальном состоянии. Гнев же в человеке так же может вызвать увеличение силы, но при этом могут пострадать другие люди.
Причиной увеличения физических сил при одной и второй эмоции является адреналин, выделяющийся в теле при этих эмоциях. А в купе с мощной энергией эмоции, основываясь на ответных желаниях, вызванных этой эмоцией, мозг переключается с обычной своей области сознательного «режима» и переключается на неосознанный «режим», как механизм психической самозащиты . И человек начинает выполнять действия, соответствующие желаниям эмоций.
Даже если полного перехода в это состояние не происходит, то эмоциональный человек очень часто может находиться в промежуточном состоянии, что является лишней дополнительной нагрузкой на мозг. А очень частые переходы в состояние аффекта, не только еще более усугубляют здоровье, но при очень сильном стрессе физического тела и психики, они могут привести к проблемам с психическим здоровьем - раздвоению личности, шизофрении, «маньячеству» (но это отдельная тема для рассмотрения, потому что можно выделить несколько психологических типов маньяков).

В ситуациях, не доходящих до крайней степени, любой эмоциональный всплеск, частично или сильно нарушает ясность сознания и мыслительного процесса (даже всплеск положительных эмоций). Опять таки, по причине резко сбитого ритма работы мозга. Находясь в нормальном состоянии, и даже при умении частично контролировать эмоции, не давая им распространяться в окружающую среду, человек на какое-то время теряет возможность думать ясно. В такие моменты человек может принять не правильные решения, а те, которые ему выгодны в данной ситуации, без рассмотрения последствий. Такое мышление называется «ситуативным мышлением» . Последствия подобных решений порой могут быть весьма плачевными, и обычно такими и становятся. Потому что эмоционально принятым решениям характерно именно желание, возникшее в ответ на эмоцию . Что является неосознанной бесконтрольной психологической реакцией, в ответ на причину возникновения эмоции. Иногда это желание навеяно обострившимся природным инстинктом.
Даже если для человека последствия его действий и решений будут хорошими, прибыльными, положительными, то с отрицательными моментами могут столкнуться другие, кто имел непосредственное отношение к возникшей в человеке эмоции, а так же, с кем было связано последовавшее решение или действие человека, после возникшей эмоции.
Поэтому какие бы эмоции не испытывал человек, положительные или отрицательные, перед принятием решения необходимо произвести анализ последствий того или иного решения, что в первую очередь, может отразиться на самом человеке.

Неконтролируемые всплески энергий эмоций чреваты отрицательными последствиями для энергетической системы человека. Перво-наперво, резко сбиваются естественные энергетические вибрации тела, возникающие во время биологической деятельности тела. Сбитые вибрации, и возникшие на их месте новые в виде всплеска, оставляют «следы» в энергетическом теле человека, в результате чего тело начинает функционировать в соответствие с этими вибрациями, то есть - резко перестраивает «режим функционирования», подстраивая работу мозга и внутренних органов под эти вибрации. Энергетическое тело, обладая памятью о «вибрационном режиме», соответствующем нормальному функционированию тела, пытается привести тело в нормальное состояние. Тело начинает бороться с энергиями эмоций внутри себя. Чем сильнее эмоция и чем больше ее энергия, тем сильнее энергетическое тело выводит физическое в нормальный режим (кстати, именно поэтому у человека создается состояние «распирания» от эмоций ).
При испытывании положительных эмоций, которые не вредны, а наоборот полезны для человеческого организма и энергетики, энергетическое тело не вступает с этими энергиями в конфликт, а наоборот, пытается включить как можно больше этих энергий в свои энергетические потоки и внутренние органы. Конфликт происходит именно при отрицательных эмоциях.
Чем сильнее конфликт, тем больше энергии на его решение необходимо. Эту энергию энергетическое тело начинает брать как из себя, так и из Биополя, чтобы не затрагивать свой «неприкосновенный» запас энергии.
Отрицательная энергия проникает в энергетические потоки, оседая на каналах и чакрах, оседая на внутренних органах энергетического тела. Через чакры и каналы она проникает и в эфирное тело. Вплетается в Биополе. Присутствие в нас отрицательных эмоций проявляется на ауре, в виде какой-то определенной цветовой гаммы. Это притягивает дополнительные негативные энергии из окружающей среды. А так же негативных сущностей вампирического характера. Человек сам себя наполняет тем, что является «энергетической грязью» - негативной энергией. Когда человек успокаивается, если сразу не произошел выплеск энергии эмоции, часть энергии эмоции остается в нем, в виде осевшего негатива, часть выходит через энергетические выходы в энергию окружающей среды.
Человек, часто испытывающий отрицательные эмоции, и не контролирующий их, со временем становится очень негативным - он весь наполнен негативной энергией, осевшей в нем во время эмоций. Такой человек, принимая энергию во время сна, преобразует ее своей негативной энергией так же в негативную, и выпускает из себя так же негативную, которой пропитывается все, с чем человек взаимодействует. И решить проблему здесь можно только полной чисткой всей энергосистемы, а так же усиленной работой над контролем своих отрицательных эмоций. Как один из вариантов некоторого энергетического облегчения, которое может лишь частично, но очистить Ауру, Биополе, и тела человека, это искреннее испытывание положительных эмоций - смех, радость. Энергия смеха, положительно влияет на человека. Она укрепляет общую энергетику, и отметает от человека окружающее его негативные энергии, выстраивая, своего рода, временную защиту от них. Энергия смеха всегда выплескивается из человека, даже если человек пытается успокоить свой смех.
Все вышесказанное, можно сказать и парой фраз. Подобное - притягивает подобное. Отрицательные эмоции притягивают негативные энергии, вызывают проблемы с физическим, психологическим и энергетическим здоровьем человека. Положительные эмоции - притягивают положительные энергии, и укрепляют физическое, психологическое и энергетическое здоровье человека.

Отдельно следует указать, почему для мага или человека занимающегося энергетическим развитием основным правилом с самого начала практик является контроль эмоций.

1. Контроль эмоций является частью развития человека. Сам путь развития связан с многочисленными психологическими нагрузками, и если не контролировать свои эмоции, и не работать над укреплением своего психологического состояния, человек может начать сходить с ума. Психологическая борьба, перестройка психологического состояния есть один из этапов развития, параллельный другим, который может продолжаться очень много лет, до полного становления соответствующего психологического состояния.

2. При испытывании какой-либо сильной отрицательной эмоции, появление энергии которой маг не контролирует, может вызвать усиленный в несколько раз бесконтрольный, но неосознанно желаемый, выплеск энергии эмоции, усиленной дополнительной собственной энергией, в виде энергетической атаки. А это может иметь весьма неприятные последствия. Например, страх, злость, обида.

3. Контроль эмоций необходим во многих практиках, а так же при взаимодействии с сущностями Тонких Планов.

4. Контроль возникновения эмоций обеспечивает внутреннюю энергетическую и психологическую чистоту практика. Не подрывает энергетику Биополя. Не загрязняет Ауру.

--------------------

Контролировать эмоции, значит натренировать свое физическое тело, психику и энергетику до того уровня, при котором контролируемые эмоции возникают в большей степени на уровне мыслей, и проявляются максимум в сжатии общей энергетики, что есть энергетическое сдерживание процесса развития энергии эмоции.
Нельзя путать контроль с подавлением эмоций. При практиках, на намеренное подавление эмоций, «страдает» вся эмоциональная система человека, и подавляются не только отрицательные, как часто утверждают, но и притупляется способность возникновения и ощущения положительных эмоций.
Отрицательные эмоции задействуют в человеке неосознанные желания и природные инстинкты - желание вреда тому, что причинило вред тебе. Включается инстинкт защиты или нападения, который все же ослаблен различными психологическими блоками, в виде установленных за правило моральных ценностей, этических норм поведения и др.
Гнев и Злость - вызывают желание намеренного причинения вреда, жестокое отношение, как психологическое, так и физическое.
Зависть - желание отобрать что-то имеющееся у человека себе.
Обида - желание мести, обидеть в ответ, «детский синдром».
Контроль эмоций позволяет не просто сдержать в себе все эти ответные реакции, работая по подобию блока, но управлять их возникновением или не возникновением, что означает, что в некоторых ситуациях, если это действительно необходимо, либо сводить их на «нет», либо давать им волю.

Простейшая практика по контролю эмоций, доступная для всех людей, это дыхательные упражнения.
Быстро сконцентрируйте свое внимание на дыхании. Начните делать спокойные глубокие вздохи и длинные спокойные выдохи, в два раза длиннее по времени, чем вдох. Делайте промежутки в 2-3 секунды между вдохом, выдохом и очередным вдохом. Сконцентрируйтесь параллельно на биении сердца, и, дыша, как описано выше, старайтесь успокоить его ускоренный ритм биения и вернуть в нормальный ритм. Продолжайте дышать таким образом, до полного успокоения тела и пока не почувствуете себя успокоившимся и «отошедшим».
Важно! Некоторые рекомендуют при подобных дыхательных упражнениях на восстановление нормального пульса дышать следующим образом: 1 вдох, задержка дыхания на три удара сердца, выдох, задержка дыхания на 3 удара сердца. Для психологического успокоения такой метод абсолютно не подходит. Этот метод имеет лучшее применение при занятиях спортом, особенно после длительной пробежки, для восстановления не только пульса, но и дыхания, если оно сбилось. Вышеописанное же упражнение направлено главным образом на психологическое успокоение, параллельно которому происходит и физическое успокоение.
Во время или после выполнения этого упражнения могут появиться легкое головокружение, и апатия - полное отсутствие эмоций. Это совершенно нормально, и через некоторое время это пройдет. Головокружение появляется в результате резких перепадов внутричерепного и артериального давления, которое при эмоции резко повышается, а после (при упражнении) - понижается до вашего нормального уровня. Перепад происходит из-за того, что кровь начинает «приливать» к позвоночнику, для сидения на месте. Перепады давления сопровождаются изменениями в работе мозга, который при успокоении перестраивается с бета-волн на альфа-волны - начало вхождения в состояние транса. А в этом состоянии в состояние сна погружаются участки мозга, отвечающие за эмоции, общение, отключается ВД - внутренний диалог - беспрерывный мыслительный процесс.
Подобное состояние довольно быстро проходит, когда человек начинает заниматься какой-то работой, которая имеет интеллектуальный характер. Самое лучшее - погадать кроссворд. Необходимые участки мозга начинают работать, уровень мозговых волн повышается и человек приходит в нормальное спокойное состояние.
Не смотря на довольно большое описание, вся практика занимает от 5 до 15 минут. Хотя, при очень сильных эмоциональных всплесках, человеку может понадобиться немного больше времени.
Постоянно пользуясь этой техникой, человек может натренировать себя до такого уровня, при котором ему хватит всего одного вдоха-выдоха, для успокоения пытающейся нарасти эмоции. За пару секунд он сам сможет остановить возникновение энергии эмоции, перевести свое тело на другой режим работы, и успокоить свои нервы. Все это, при постоянных практиках, перерастет в защитный механизм тела, при котором человек будет реагировать только на положительные эмоции, а все отрицательные будут возникать лишь в форме мыслей и некоторого сжатия его энергетики, как часть защитного механизма, по сдерживания нарастания не нужных эмоциональных энергий.

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые - чувствами. Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения - базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности - активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных - приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих , относятся:

  • Удовлетворение
  • Пренебрежение

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект , стресс , страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт , безопасность , беспокойство , благодарность , благополучие, боязнь, брезгливость, гнев , вина , величие, власть , восхищение , высокомерие , голод , гордость , грусть , доверие , долг , достоинство , жажда , жалость, забота , зависть , злорадство, злость, интерес , красота , лень , любовь , месть , надежда , надменность, негодование, нежность, ненависть , неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида , обожание, одиночество , осторожность, ответственность , отвращение , омерзение, патриотизм , печаль , предвкушение, презрение , пренебрежение, преданность , похоть , радость , разочарование, раздражение, раскаяние , растерянность , ревность, скука , сексуальность , смехотворность, сострадание , собственность , сомнение, спокойствие, справедливость , страх , стыд , тревога , уныние , унижение , убеждение , уважение , удивление , удовлетворение, усталость , чувство утраты, честолюбие, юмор , ярость , отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод , жажда , похоть , сексуальность , усталость .

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification - remorse, gratitude - anger, pride - shame, admiration - reproach, joy - distress, happy-for - resentment, gloating - pity, hope - fear, satisfaction - disappointment, relief - fears-confirmed, love- hate.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства - личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости . Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода , жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша - не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви , если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами . Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки - это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью - чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть - это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то - к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж - восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Эмоции и аффекты

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект - ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности - фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация - конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии .

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги - при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы - люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы - люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения - присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса - дистресс - оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье - для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента , ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи - «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции - парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Мимические проявления эмоций

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи - the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность - типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений - это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.