Только вдумайтесь в эту цифру!

70% нашего успеха — наше окружение.

Это то, о чем нужно помнить, когда очередная подруга детства пытается поныть, как стало тяжело жить. Или когда родители качают головой, когда ты живешь своей жизнью, а не их. О чем нужно думать, когда становится ясно, что ребенок, кажется, связался не с той компанией от безделия или от того, что у него не осталось других вариантов. Всегда надо понимать, к каким глобальным переменам может привести просто изменение компании — отдать в спорткружок, перевести в другую школу или куда-то еще.

70% — это очень много.

Это очень важно и игнорировать это точно не стоит. А стоит плотно поработать над этим моментом в своей жизни.

Окружение — это такая штука, которая вытаскивает вас сама.

Вы можете почти не шевелиться, почти ничего не менять в жизни осознанно, самостоятельно, а жизнь все равно будет меняться.

Потому что будут потихоньку трансформироваться установки в голове, будут появляться другие, чем раньше, новые идеи и желания. Фокус будет переходить на другие цели. Я писала об этом эффекте в своем посте «Как среда стодневщиков помогает тянуться за собой и повышать емкость» .

У Петра Осипова (видео ниже) есть как раз такая «теория рек». О том, что когда ты в нужном тебе контексте, в нужной тебе реке, ты можешь даже пытаться плыть в другую сторону, а река все равно потащит тебя за собой.

«Любое погружение в коллектив с головой меняет интересы, вкусы, взгляды человека, даже если он был устойчивой личностью. Вы можете измениться в кратчайшие сроки, и если вы ищете этих изменений, вам нужны новые друзья, новый коллектив.

Группа поддержки — хороший способ справиться с любой зависимостью . На этом основаны полезные эффекты АА (анонимные алкоголики) и других подобных групп.

Использовать дружбу надо осознавая ее могучее влияние и друзей искать таких, на кого вы действительно хотите быть похожи. Никогда не дружите близко с теми, чей образ жизни и взгляды вам не нравятся, только с теми, к кому вы хотели бы дотянуться .»

Андрей Парабеллум:

«Я много раз уже говорил о том, что если собрать вместе дюжину человек, с которыми мы проводим бОльшую часть нашего времени, и разделить все их достижения, успехи и проблемы поровну – можно с большой точностью предугадать, что это как раз то, где Вы скорее всего окажетесь очень-очень скоро.

Если уже не оказались.»

Мне очень нравится и Петр Осипов (Бизнес Молодость) и особенно то, к чему он пришел в последнее время.

Вышло крутое видео про силу окружения от него. Наконец-то кто-то так четко разложил на полочки все про то, как это работает.

Вот цитата из этого видео, которое можно (и нужно) посмотреть ниже:

«Есть всего 2 способа развиваться:

Первый способ похож на бурлаков на Волге , которые тащат огромный корабль развития за собой, которые прилагают много усилий, полагаются на свою силу, свою силу воли , чтобы сделать шаг вперед. Проблема этой стратегии в том, что, опираясь на личную силу, силу воли, она очень быстро заканчивается, ее не хватает вдолгую.

И есть второй путь развития, который не предполагает большого объема личных усилий , а который предполагает быть в том контексте, который развивает тебя. Представим себе, что вы нахдитесь в некой реке, и вы должны плыть из точки А в точку Б. То есть, если вы сейчас находитесь не в той реке, и река течет в другую сторону, нежели нужно вам, то вам нужно прилагать дополнительные 200-300-1000% усилий, чтобы преодолевать течение реки.

Если же вы находитесь в том потоке, который ведет вас в нужное вам направление, то тогда вам нужно совсем НЕ ПРИЛАГАТЬ усилия, чтобы плыть по направлению к своим целям. Вы можете даже плыть в обратную сторону. Все равно общее течение реки, которой вы находитесь сильнее, чем ваше персональное усилие.»



Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:

Откуда берется необоснованная неприязнь к людям? Взять хотя бы родственников. В глубине души мы отчетливо понимаем, близкие нас любят, беспокоятся о нашем благополучии. Тем не менее, с ними бывает трудно, если не сказать – невыносимо! Они лезут в нашу жизнь, дают непрошеные советы, подтачивают самооценку различными мелкими придирками. По отдельности все они – приятные люди, но стоит собраться вместе, и вы обязательно поссоритесь, припомните друг другу обиды, обольете грязью, после чего получите звание самой неблагодарной сволочи.

И дело не в плохом воспитании, агрессия не берется из ниоткуда! Скрытые манипуляторы умело проникают в наш мозг, играют на болевых точках, а потом выпучивают глаза и делают вид, будто вы все придумали. Под добродетельной улыбкой часто скрывается самый убийственный посыл, который бессознательно рождает у нас внутренние комплексы, усиливает чувство бесперспективности и вины. Хотите понять, как нас невротизирует окружение? Мы расскажем о скрытом насилии напримере 3-х самых распространенных форм.

3 вида скрытого насилия

1. Манипуляция восприятием жертвы

«Ты все понял превратно, не преувеличивай!» «Хватит проецировать на нас свой невроз». «У тебя просто не было такого опыта». И еще тысяча доводов в пользу того, что неадекватный человек здесь только вы один. Подобный вид психологического давления работает по принципу убеждения жертвы в том, что все ее негативные чувства связаны только сней самой – ее усталостью, неадекватным восприятием реальности, колючим характером или психологическим расстройством. Это не люди вокруг ведут себя плохо, испытывая ваше доверие и капая на мозги, это вы неправильно понимаете их слова и поступки. Подобное внушение приводит только к одному: жертва убеждает себя, что постоянные унижения и агрессия со стороны – нормальное явление, это с ней что-то не так.

2. Обесценивание (критика, навешивание ярлыков)

Как подчинить себе волю человека и при этом не засветиться? Все просто, если внушить жертве, что иметь свое мнение нехорошо, испытывать иную палитру эмоций – настоящее преступление! Еще можно внушить ей стыд за свои действия, чтобы она постоянно оправдывалась за уникальные проявления своей жизни. Как это сделать наверняка? Обесценивайте эмоции человека, жестоко высмеивайте его планы на будущее, критикуйте манеру одеваться, говорить, мыслить. «Только приземленные люди мечтают о таких пустяках», «ты серьезно считаешь себя талантливым?», «для женщины ты недостаточно мягкая».

Если хотите пойти дальше, можете усложнить психологическую атаку, заваливая человека неуместными замечаниями, отказывая в доверии и принятии, вторгаясь в личную жизнь, распространяя не самую лицеприятную информацию, требуя соответствовать своим ожиданиям. «Скажи свой пароль, мы же теперь семья». «Стыдно, что я у меня такая дочь!» «Почему вы не радуетесь моим подаркам, вы меня не уважаете?» В подобных фразах трудно углядеть агрессию, тем не менее, она там есть. Вас пытаются лишить права на свое видение ситуации, подчинить вашу волю, заставить играть по чужим правилам. Что это, если не насилие?

3. Отказ в любви и поддержке

Этот вид скрытого насилия проявляется тогда, когда нами пренебрегают, отрицают нашу значимость, отказываются разделить с нами ответственность. Простой пример: мужчина отказывает беременной жене в финансовой поддержке, потому что это «его» деньги; родители не учитывают вкусы ребенка при оформлении детской, потому как им «виднее»; мама приезжает в гости к взрослым отпрыскам без предупреждения и учета их возможностей, включая режим «яжемать». Иподобных историй масса – от отказа в сексе до удушающей заботы.

Важный параметр скрытой агрессии – близкий человек не учитывает ваших желаний и потребностей, действует эгоистично, по собственному усмотрению, выказывая недовольство, если вы не соответствуете его требованиям. Очень просто давить на детей, которые физически слабее, вытирать ноги о человека, который потерял здоровье, работу или носит под сердцем вашего ребенка. Они уязвимы, зависимы, а значит, самые подходящие жертвы.

Увы, подпадая под чары скрытого тирана, жертва не всегда понимает, что происходит. Ведь о ней заботятся, ей желают добра! Ну и что, что не учитывают ее потребностей, плевать, что последствия этой «заботы» разрушают изнутри. Может, она и правда не так ценна и хороша? Может, ей и правда закрыть рот и слушать старших, умудренных опытом людей? Вот так самооценка скатывается ниже плинтуса, человек превращается в аморфное и зависимое существо без внутреннего стержня. А всего-то и нужно было, что вовремя очертить границы дозволенного, не позволять «добродетелям» вторгаться на свою территорию и указывать, как вам жить. Будьте внимательны к своим близким.

7 выбрали

Ни для кого не секрет, что окружение влияет на поведение людей и, как следствие, на их жизни. Об этом говорит и народная мудрость. Например, пословица: "Скажи мне, кто твой друг, и я тебе скажу, кто ты". Или "Яблочко от яблони недалеко падает" (яблоня ведь – не только родительское дерево, но и некое сообщество яблок). Но не будем углубляться в фольклор. А лучше подумаем, как избежать негативного влияния со стороны окружения.

Хотя мы прекрасно знаем, что круг общения сильно влияет на всех его участников, многие склонны забывать об этом в собственной жизни. В итоге мы просто не задумываемся о том, как на нас влияют те, с кем мы общаемся.

А влияние может быть очень значимым. Скажем, если все ваши друзья курят, вам будет стоить огромного труда не перенять эту привычку. А если занимаются спортом, бегают по утрам и предпочитают активный отдых, в той или иной степени они обязательно вовлекут вас в эту активность. Если в компании часто обсуждают интересные книги, вам придется читать их, чтобы поддержать разговор. А если говорят только о "Доме 2" , то… сами понимаете. Если подруги постоянно ругают своих мужей, рано или поздно вам придется сказать что-то подобное хотя бы из солидарности. А наши слова неизбежно откладываются в голове и влияют на наши собственные мысли.

Человек – существо социальное, и мы подсознательно пытаемся соответствовать окружению, потому что боимся стать изгоями. Если осознать это, можно попытаться разобраться, к какому кругу общения стоит тянуться, а кого, напротив, избегать.

Самооценка

Самооценка оказывает на нашу жизнь огромное влияние. Высокая (но адекватная) помогает всегда добиваться своих целей. Заниженная, напротив, заставляет сидеть на месте, ожидая от жизни исключительно неудач. Поэтому очень важно исключить из своей жизни людей, которые понижают вашу самооценку. Эти так называемые друзья постоянно подшучивают и якобы по-дружески издеваются. Таким нехитрым способом они пытаются поднять собственную самооценку за счет других.

Иногда, впрочем, это не так очевидно. Лично вас люди не обижают, просто часто говорят, что ваши идеи нереальны и добиться своего вы не сможете. Им кажется, что они защищают вас от провалов и разочарований. На самом деле, они защищают самих себя. Ведь если вы добьетесь чего-то стоящего, у них не будет оправдания для собственного бездействия. Вот они и "оберегают" вас от лишних успехов.

Чужие цели

Часто окружающие люди влияют на наши цели и ценности, подменяя их своими. К примеру, сложно добиться серьезного профессионального роста в компании, где неофициальный девиз сотрудников: "Где бы ни работать, лишь бы не работать". Сложно получить массу новых впечатлений в путешествии с друзьями, которые предпочитают не выходить за территорию отеля.

Подумайте хорошенько, чего хотите вы и как эти цели трансформируются под влиянием окружающих, а в итоге постарайтесь такое влияние исключить. Это не значит, что общаться можно лишь с людьми, которые во всем с вами согласны. Просто старайтесь не сталкиваться с друзьями в тех сферах, где ваши взгляды кардинально расходятся.

Сила воли

Чтобы добиться великих целей, необходимы великие усилия. Нам и так не просто. А окружающие порой выступают демонами-искусителями, подтачивая нашу силу воли. "Ну посиди еще с нами! Подумаешь, экзамен завтра. С утра все выучишь". "Ну съешь тортик! Зачем тебе нужна эта диета, ты и так худенькая!" Подобные искушения совсем не помогают нам идти к своей цели. Нет, конечно, за все наши решения и поступки мы отвечаем сами. Но без друзей-искусителей справиться с соблазнами нам было бы значительно проще.

Это не значит, что с такими людьми надо немедленно разорвать общение. Для начала можно попытаться объяснить, что их настойчивые предложения вам очень мешают. Если не поможет – сократите общение в те периоды, которые требуют от вас наибольших волевых усилий.

А с кем же стоит общаться? В первую очередь с людьми, чья жизнь вам нравится. Хотите стать настоящим профессионалом своего дела – общайтесь с уже состоявшимися профессионалами. Хотите больше путешествовать – общайтесь с путешественниками. Мечтаете о своем бизнесе – подглядывайте за опытом бизнесменов. Чем большего добились окружающие вас люди, тем лучше. Чужой успех вдохновляет нас на собственные подвиги.

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ильдаром Абитовым, кандидатом психологических наук, доцентом Института психологии и образования КФУ, в рамках фестиваля PROНаука в Казанском федеральном университете.

Долгое время в психологической науке бытовало мнение, что у человека существуют определённые психологические особенности, влияющие на его личность. Выявив их, можно прогнозировать, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. К примеру, если у человека повышена агрессивность, то можно предположить, что он будет вести себя асоциально. Сегодня различные исследования оспаривают это суждение. Предлагаем вам рассмотреть самые известные психологические эксперименты, меняющие наше представление о мотивах поступков и нашем взаимодействии с другими.

Хоторнский эффект

Первые исследования такого типа начались в 20-30 годах XX века с опыта, проведённого в Хоторне, в результате которого и был выявлен так называемый хоторнский эффект.

Перед группой психологов во главе с Элтоном Мэйо стояла задача узнать, какие факторы влияют на производительность труда.

Оказалось, что кроме разных эргономических характеристик вроде расстояния от работника до станка на производительность влияет ещё и факт наблюдения: когда за работой ткачих наблюдали, их производительность повышалась, хотя работниц заранее предупреждали о том, что на это не нужно обращать внимание, ведь «слежка» никак не скажется на премировании, равно как и не приведёт к выговору. И всё-таки, несмотря на все предупреждения, работницы работали лучше.

Когда этот эффект стали исследовать подробнее, выяснилось, что есть два объяснения подобного феномена. Первое заключалось в том, что у ткачих проявилась социабильность, или потребность в принадлежности к группе, а второе - в том, что эксперимент способствовал акцентированию неформальных отношений на работе, что, как оказалось, положительным образом сказалось на увеличении производительности. Выводы из этого эксперимента стоит взять на вооружение людям, работающим с малыми социальными группами, в том числе руководителям компаний.

Все мы в душе конформисты

Другой интересный эксперимент, который вошёл в историю социальной психологии, провёл американский психолог Соломон Эш. Он разделил испытуемых на группы от 2 до 7 человек. Среди участников только один был наивным испытуемым, пребывающим в неведении в отношении цели эксперимента, остальные же были «подсадными утками».

Соломон Эш показывал группе две карточки: на первой был изображён один отрезок, на другой - три отрезка. Участникам он предлагал выбрать из трёх отрезков тот, который по длине соответствует отрезку на первой карточке. Надо сказать, что отрезки сильно отличались, поэтому ошибиться было невозможно.

С каждым из «реальных» испытуемых Эш провёл серию экспериментов. Начиналось всё с того, что вся группа отвечала правильно, но в какой-то момент подсадные испытуемые начинали давать неправильные ответы. В этот момент с настоящими участниками происходила удивительная вещь: 30% людей вслед за группой отвечали неправильно на все вопросы. Также выяснилось, что 75% испытуемых хотя бы один раз дали неправильный ответ, следуя за большинством. Их объяснения по поводу того, почему они так сделали, были достаточно разными. Чаще всего участники говорили, что боялись ошибиться, полагая, что, возможно, они не знают того, что знает группа.

Ещё испытуемые объясняли свои ошибки тем, что просто не хотели отличаться от окружающих. Интересно также то, что само количество участников влияло на нонконформное поведение. Там, где было всего 2 человека в группе, искажённый ответ подсадного участника ничего не решал: реальный испытуемый без труда справлялся с заданием. В группах из трёх человек происходило примерно то же.

Но там, где подсадных участников было больше, проявлялся эффект конформизма. После этого Эш создал такую модификацию эксперимента, где один из подставных участников начинал противостоять группе, утверждая, что окружающие ошибаются. В этом случае реальный участник гораздо чаще давал нонкомфорный ответ.

Диффузия ответственности

Прежде чем перейти к третьему эксперименту, стоит обратиться к историческому прецеденту. В 1964 году в одном крупном городе произошла трагическая история. Молодая женщина, Кэтрин Дженовезе, примерно 27-28 лет, возвращалась с работы в три часа ночи: она работала администратором в баре. Дженовезе приехала во двор своего дома, расположенного в довольно людном районе, и, выйдя из машины, увидела, что подозрительный человек, пригнувшись, наблюдает за ней.

Кэтрин побежала к телефонной будке, чтобы позвонить в полицию, но этот человек догнал её и стал наносить удары ножом. На крики девушки стали выглядывать из окон проснувшиеся соседи. Они стали кричать: «Оставь девушку в покое!», однако никто не спустился вниз, чтобы помочь. Преступник испугался и скрылся, после чего Кэтрин попыталась добраться до подъезда. Свет в окнах погас, люди легли спать, а мужчина вернулся и продолжил издеваться над девушкой. Она снова стала кричать, люди выглянули из окон, и преступник сбежал.

Так происходило ещё три раза: мужчина возвращался и вновь наносил удары. В последний раз Кэтрин находилась возле своего подъезда и пыталась открыть дверь, но сделать это ей не удалось, и она была убита. После случившегося в газетах вышли статьи с информацией о том, что 38 человек являлись свидетелями преступления, но никто из них не помог, не вызвал полицию или скорую помощь. Тогда в публичном пространстве прокатилась волна обсуждений, на которых пытались выяснить, что же происходит с людьми в больших городах, что они становятся столь равнодушны к беде ближнего.

Много говорили об особой лени и чёрствости городских жителей. Это суждение решили проверить социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане: они не верили, что люди ведут себя особым образом именно из-за проживания в крупном городе. Чтобы выяснить, в чём же причина такого безразличия, они провели несколько экспериментов. Один из них заключался в следующем: психологи набрали студентов в качестве испытуемых и сообщили, что будут исследовать жизненные трудности, с которыми молодые люди сталкиваются на первом курсе, и то, как они их преодолевают.

Испытуемого посадили в отдельную комнату и дали микрофон. Экспериментаторы сказали, что в соседних помещениях тоже сидят студенты, но видеть друг друга они не должны. Теперь каждому участнику предстояло по очереди рассказать о своих трудностях. Первый студент рассказал, что в Нью-Йорке ему нелегко, учёба сложная, и, кроме того, у него периодически случаются припадки эпилепсии. Иногда они бывают настолько тяжёлые, что он может умереть, если никто не окажет помощь.

После него говорил следующий студент, и так очередь доходила до испытуемого, который также излагал свою историю. В конце слово возвращалось первому студенту, и вдруг в эфире появлялся шум, слышалось затруднённое дыхание, студент начинал просить о помощи, затем раздавались лишь хрипы. Экспериментаторов интересовало, как в этой ситуации будут реагировать участники.

На самом деле никаких студентов, кроме одного испытуемого, не было. Всё происходящее было записью, но участник эксперимента этого не знал. Экспериментатор же специально сидел снаружи, заранее предупредив, что не будет вмешиваться в процесс эксперимента, чтобы не влиять на его ход, и прослушает записи участников потом. Иными словами, студент думал, что вокруг него в нескольких комнатах сидят другие участники, а в коридоре находится ни о чём не подозревающий экспериментатор.

Выяснилось, что только 31% участников таких исследований выбежали для того, чтобы сказать экспериментатору о случившемся или как-то помочь. При этом все участники были здоровыми, интеллектуально развитыми людьми. Таков оказался результат, когда испытуемые думали, что в соседних комнатах тоже находятся люди и знают о происходящем.

Но когда эксперимент провели иначе, сказав, что есть только два участника - собственно, студент и вымышленный больной, - уже около 80% испытуемых бежали спасать умирающего сами и звали экспериментатора. Почему же результаты были различны? Вывод, которые сделали исследователи, заключается в том, что чем меньше людей, тем больше вероятность, что они помогут. Этот эффект был назван «диффузией ответственности».

Психологи выявили и ещё одну закономерность: если испытуемый не выходит из комнаты в течение первых 3 минут, то, скорее всего, он уже не покинет помещение, чтобы оказать помощь.

Подчиняйся!

Ещё один эксперимент, ставший краеугольным камнем для психологии, провёл Стэнли Милгрэм, в дальнейшем описавший его в книге «Подчинение авторитету». Он проходил в Йельском университете в начале 60-х годов и был непосредственно связан с социальной ситуацией того времени. Сравнительно недавно закончилась Вторая мировая война, историки и исследователи гуманитарного профиля строили гипотезы по поводу того, почему немецкие солдаты уничтожили огромное количество людей.

Предположений было много, но наиболее популярной была психоаналитическая идея, связанная с именем Фрейда. Он считал, что для ребенка особенно значима фигура отца, поэтому учёные предположили, что немецкие мальчики, воспитанные в сильных патриархальных традициях, следовали за фюрером, так как он и был олицетворением отцовской фигуры. Милгрэм усомнился в этом суждении и решил опровергнуть его.

Для этого он оборудовал кабинет под лабораторию и поставил туда устройство, напоминавшее электрический стул. Исследователь пригласил для участия студентов и людей с высшим образованием, обещая заплатить им за участие 4 доллара.

Милгрэм заявил, что с помощью эксперимента собирается исследовать особенности памяти и влияние на неё мер наказания. Он специально отобрал здоровых мужчин до 45 лет, которые совпадали по возрасту с немецкими военными. Психолог приглашал по одному участнику из группы, в лаборатории его встречал экспериментатор в белом халате. Участнику объясняли цель эксперимента, после чего появлялся подсадной испытуемый, актёр по имени Уоллес.

Экспериментатор предлагал тянуть обоим жребий, который решал, кто будет учеником, а кто - учителем. Уоллес всегда вытягивал короткую, потому выполнял функцию ученика. Актёра отводили в специальную комнату, где стоял электрический стул, и крепили к нему электроды. Через перегородку находилось место учителя, то есть реального испытуемого. Перед ним был аппарат с рубильниками, от которого велись провода к стулу ученика, а рядом сидел экспериментатор. Испытуемому предварительно давали пробный разряд тока в 45 вольт, чтобы он подумал, будто к подставному участнику действительно будет идти ток.

Далее ему объяснили, что ученик должен будет повторять определённые комбинации слов. Если он ошибётся, то нужно подать разряд, повышающийся с каждым разом, начиная с 15 вольт и заканчивая 450 вольт. На уровне 300 вольт находилась отметка «болевой шок», а на 450 – три икса.

Эксперимент начался. Первый раз ученик, естественно, отвечал правильно, потом начинал ошибаться, и учитель бил его током. Важно отметить, что перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди студентов, практикующих психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов, желая узнать, сколько человек дойдёт до самого конца шкалы в подобном эксперименте. Все отвечали, что около 0,5% от всех, так как довести дело до конца способны лишь психопаты: могут быть недиагностированные люди со склонностью к агрессии, что и выяснится во время опыта.

В действительности до конца дошло 65% участников, и все 100% из них добрались до отметки в 300 вольт. И это при том, что ученик-актёр кричал, что ему очень больно, а когда до конца оставалось несколько делений, бил ногами в перегородку, и затем замолкал. Из этого следует очень важный социально-психологический вывод: вопрос не в фигуре отца или других личностных факторах - всё дело в подчинении авторитету.

На участников влияло то, что рядом находился человек в белом халате. Когда они хотели остановиться, экспериментатор на них не давил, однако повторял: «продолжайте, пожалуйста» и «нужно продолжить эксперимент».

Ещё один важный момент, который стоит отметить: когда экспериментатор в самом начале исследования платил 4 доллара, он отмечал, что деньги уже ни при каких обстоятельствах не заберёт, поэтому можно утверждать, что испытуемые делали это не из-за материального интереса.

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

Потому-то, говоря о поведении людей, нельзя объяснять мотивы поступков лишь качествами характера и врождёнными особенностями: наше поведение также зависит от каждой конкретной ситуации и социального окружения, чему на сегодняшний день посвящено немало любопытных исследований.

Многие задавались таким вопросом, влияют ли на них те люди, с которыми они проводят большую часть времени, и если да, то как именно? А главное, как можно использовать знание про окружение себе на пользу? Давайте посмотрим вокруг и внимательно изучим людей, которые нас окружают.

Наша жизнь в какой-то степени зависит от нашего окружения, более того, именно наше окружение диктует нам правила жизни и изменяет ее. Даже если взять, например, животных: их форма, окраска, повадки и размер обусловлены их средой обитания. Так и поведение людей обусловлено тем окружением, в котором они живут. Ведь не зря говорят: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Исследования доказывают, что если взять десять самых близких нам людей, то есть тех, с которыми мы больше всего проводим времени, то получится, что наш доход будет очень близок к их примерной ежемесячной зарплате.

Еще с давних времен существует большое количество пословиц и выражений по этому поводу, которые очень четко отражают положение дел: «С волками жить, по-волчьи выть», «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Согласно мнению психологов, у каждого человека есть такое окружение, изменить которое или повлиять на него они не в состоянии. Это наши родители, язык, район проживания, а дальше – наше образование, социальный статус, профессия и т.п. В общем, все, что у нас было до сих пор, все то прошлое, которое нам не подвластно.

Но, к счастью, работая над настоящим, мы можем изменить свое будущее. Для этого нужно сначала проанализировать: как именно на вас повлияли ваши близкие люди в детстве или юношестве так, что вы сейчас оказались там, где вы есть. Может с самого детства вас родители и учителя убеждали в том, что нужно хорошо учиться, закончить какой-то престижный институт и только тогда вы сможете устроиться на хорошую работу и получать высокую зарплату. Но мы же сейчас с вами знаем, что хорошей учебы и высшего образования не достаточно для того, чтобы стать миллионером. Более того, многие успешные люди признаются, что в школе учились плохо и так и не смогли закончить высшее учебное заведение. Но зато их одноклассники, закончившие школу с золотой медалью так и не нашли себе достойную работу.

Или может быть после 11 класса вы все как один хором решили поступить в один и тот же институт. Это вовсе не означает, что ваши родители, учителя или друзья детства плохие люди, не нужно ставить под сомнение их человеческие ценности и качества. Также не нужно отказываться от них, продолжайте их любить и ценить за то, что они есть у вас, но слушать их советы относительно бизнеса и тем более следовать им не надо. Исключение составляют знакомые, добившиеся чего-то в бизнесе сами.

Почему мы так неизбежно подвержены влиянию своего окружения? Все дело в том, что с самого раннего детства каждый человек способен обучаться только с помощью подражания. Поэтому, если мы окружили себя людьми, жалующимися на свою жизнь, которые недовольны всем и всегда, то мы вскоре сами такими же станем. А если наполнить окружение духовными, богатыми, постоянно развивающимися и успешными людьми, то мы будем вынуждены соответствовать им. Согласно мнению психологов, жизнь любого человека более чем на 90% обусловлена теми примерами, которые у них перед глазами каждый день.

Создайте собственное окружение, которое кардинально повлияет на вашу жизнь. Начните уже сегодня тщательно и сознательно создавать и выбирать свое окружение, игнорировать тех людей, которые тянут вас вниз, мешают расти, и могут украсть мечту о процветании и счастье. Общайтесь только с теми, у кого вы сможете чему-либо научиться, потому что только такие люди, иногда даже не догадываясь об этом, поднимут вашу жизнь на новый уровень.