Главный штурман ВВС России руководит всей штурманской службой военно-воздушных сил; курирует обучение, подготовку и другие вопросы, связанные с работой военных штурманов и развитием службы.

- Сергей Кузьмич, в штурманском деле не бывает курса "ноль". Куда сегодня движется штурманская служба, какие задачи выполняет?

Курс, как говорится, прежний. Прежде всего, штурманская служба - это летная служба. Она направлена на обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении, навигации и боевого применения летательных аппаратов (ЛА). В обязанностях штурмана - готовить справочные данные авиационному командиру любого ранга для принятия решения на выполнение полетов или на выполнение боевой задачи.

- Как вы оцениваете уровень подготовки наших штурманов и условия их работы по сравнению с зарубежными коллегами?

Уровень достаточно высокий, позволяющий решать все поставленные задачи. Я считаю, что у нас есть отличные специалисты, кроме того, подрастает достойная смена. Это доказывают результаты государственных экзаменов Челябинского училища, а также доказывает молодежь, прибывшая в полки. Кроме того, результаты участия штурманов в боевых действиях и различного рода учениях подтверждают их высокий класс. У нас есть достойные приемники таких легендарных людей как участник трех войн (в Испании, с Финляндией, Великой отечественной) заслуженный военный штурман СССР, генерал-лейтенант авиации Лавский Виктор Михайлович, генерал-майор авиации, профессор Молоканов Георгий Федосеевич, заслуженный военный штурман СССР генерал-майор авиации Червяков Леонид Михайлович.

На базе Челябинского училища функционирует школа с первоначальной летной подготовкой. Налет у курсантов этой школы составляет более 20 часов в год на самолетах Як-52 и Ту-134ш. Уже состоялось несколько выпусков, более того из ВУЗов уже выпустились лейтенанты прошедшие эту школу. Кстати сказать, в течении 4-х лет занимает первое место в конкурсах среди подобных учебных заведений с первоначальной подготовкой. Ежегодно не менее пяти человек из этой школы поступают в Краснодарское ВВАУЛ. 85% выпускников поступает в высшие учебные заведения МО РФ. В основном, конечно же, авиационные - Краснодарское, Сызранское, Челябинское, Иркутское.

Золотым фондом штурманской службы являются ее ветераны и действующие офицеры ВВС. В настоящее время численность штурманского состава сооставляет более 200 человек. Подготовкой штурманов занимается Челябинское высшее военное авиационное училище. на 5-ти курсах училища обучается более 1000 человек. из его стен ежегодно выпускается около 15- лейтенантов-штурманов. Среди выпускников 30 Героев Советского союза и один Герой Российской Федерации. Более 70 человек удостоины почетного звания "Заслуженный военный штурман" Советского Союза и Российской Федерации.

Подготовка кадров для нас очень важная задача. Своими специалистами мы подпитываем и другие силовые ведомства. Это около 25% выпускников Челябинского училища ежегодно.

Сравнивая зарубежных коллег - они работают в "тепличных" условиях. У них и требования другие и аппаратура стоит другая. К примеру, на "Боингах" - тройное дублирование системы спутниковой навигации. Каждые 10-12 лет на зарубежных летательных аппаратах производится модернизация. Старый самолет имеет новую, надежную, электронную "начинку". К примеру, два ровесника - Ан-12 и "Геркулес", в зарубежном самолете она поменялась как минимум раза три.

- На ваш взгляд, каково сейчас состояние навигационной сети России?

Самолеты у нас в основном старого парка и соответственно того же возраста наземные средства навигации и локации. Процесс старения неизбежен, естественно устаревшие, выработавшие свой ресурс радиотехнические средства постепенно снимается с вооружения. Раньше с гражданской авиацией у нас в этих вопросах были одни стандарты и не было никаких проблем при использовании аэродромов совместного базирования и при полетах по трассам. Сегодня гражданская авиация перешла на мировой стандарт "World DME", в связи с этим за ненадобностью по трассам практически сняты привода и РСБН.

- Какой же выход?

Использование системы дальней навигации (РСДН). Были предложения свернуть и эту систему. Но наши самолеты практически все способны работать именно с ней. Пока просто нет альтернативы. Поэтому мы твердо стоим на позиции, что эту систему трогать нельзя.

- Что касается бортового навигационного оборудования, каковы на ваш взгляд здесь должны быть подходы к решению проблем?

Навигационное оборудование не в полной мере отвечает тем современным требованиям, которые сейчас предъявляются к точностным характеристикам в связи с увеличением плотности потока летательных аппаратов. Поэтому необходимо создание полномасштабной системы космических средств навигации. Модернизация идет по пути установки на самолетах вспомогательных средств спутниковой навигации. Конечно это "не панацея от всех бед". Ведь закон штурманской службы - комплексное использование средств навигации, предусматривающее использование всех самолетных средств, вспомогательных средств и постоянное счисление пути.

- Таким образом, по вашему мнению, штурманская линейка НЛ-10 не потеряла свою актуальность?

Конечно же, нет. Но мы потеряли производство этих линеек, да и других элементов штурманского снаряжения. Цеха, работающие на оборонку в этом направлении, на волне конверсии позакрывали. Отсутствие производства и ограниченное количество этих неотъемлемых предметов экипировки летчиков и штурманов очень серьезная проблема.

- Когда же мы поменяем стрелки и круглые приборы на дисплеи?

Вся техника прошедшая модернизацию и естественно новая техника переходит на жидкокристаллические экраны. Но все равно решение ряда вопросов остается традиционным, т.е. с помощью круглых приборов и стрелок. Тут несколько причин. Во-первых, у летчиков уже сформирован стереотип считывания информации. Во-вторых, только стрелочный прибор позволяет оценить тенденцию изменения того или иного параметра полета. Усовершенствования ведутся в направлении обеспечения комфортной работы штурмана и надежности техники пилотирования, навигации, повышения эффективности боевого применения.

- На многих зарубежных машинах, эксплуатируемых и в нашей гражданской авиации, отказываются от штурмана. Его роль выполняет правый летчик. Насколько это оправдано и приемлемо для нас?

От штурмана отказываются по ряду причин, среди которых экономия финансовых средств и упрощенные условия выполнения полета в автоматическом режиме, по трассам, под постоянным контролем с земли. Что касается других условий и других задач то о необходимости штурмана лучше спросить летчиков. Я уверен, что все разделяют мое мнение, - штурман в военной авиации необходим. Ведь основная задача не полет по маршруту. В некоторых вопросах боевого применения авиации человека заменить не может ни один даже самый совершенный прибор. Пока существует военная авиация, штурман необходим.

- Каковы итоги минувшего года?

Без штурманской службы не обходится ни одно мероприятие с участием авиации. Поэтому все показы авиатехники и ряд учений широко освещенных в СМИ проводились с участием наших специалистов. Как видно уровень подготовки летного состава в штурманском отношении позволяет выполнять поставленные задачи с высоким качеством.

- Ваши пожелания в преддверии предстоящего праздника.

В этом году 24 марта мы отмечаем 90-летний юбилей штурманской службы. В этот день в 1916 году начала функционировать первая аэронавигационная станция в задачи которой входило оценка метеорологической обстановки и подготовка маршрутов для летного состава.

Вот уже более 20-ти лет работает совет ветеранов-штурманов авиации вооруженных сил, задачами которого является обеспечение преемственности в передаче богатейшего опыта, особенно боевого, проведение работы по патриотическому воспитанию молодежи, продолжение товарищеского общения и оказание посильной помощи ветеранам штурманской службы.

В преддверии праздника хочу пожелать здоровья и выразить слова благодарности нашим ветеранам особенно за их активную позицию в деле популяризации профессии военного штурмана, выразить особую признательность и самые добрые пожелания профессорско-преподавательскому составу факультета обеспечения боевых действий ВВА им. Ю. Гагарина, руководящему составу и преподавателям Челябинского ВВАУШ, и всем кто посвятил свою жизнь штурманскому делу.

Нужин Сергей Кузьмич: Родился в городе Соликамске Пермской области. Выпускник Челябинского ВВАУШ 1975 года. В 1987 году окончил ВВА им. Ю. Гагарина, в 2004 -м - факультет переподготовки и повышения квалификации Военной Академии Генерального штаба ВС РФ. Прошел все штурманские должности - от штурмана самолета до главного штурмана объединения. С 2002 года - главный штурман ВВС РФ. Освоил пять типов самолетов: Ли-2, Ил-28, Як-28 (и его модификации), Су-24 (24м), Ан-26. Военный штурман-снайпер, заслуженный военный штурман России.

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Появился этот праздник в военном календаре страны недавно – в 2000-м году, когда Главнокомандующий ВВС РФ подписал соответствующий приказ. Сам приказ появился в связи с многочисленными обращениями в главное оборонное ведомство страны представителей штурманской службы ВВС, сообщавших о том, что государство могло бы отметить нелёгкий штурманский труд отдельной датой в праздничном календаре Российской Федерации. 2 августа 2000 года тогдашний Главком ВВС Анатолий Корнуков решил удовлетворить просьбу. День штурманской службы ВВС с 2001 года в России отмечается официально.


Почему именно 24 марта стало датой празднования дня авиационного военного штурмана? Дело в том, что именно в этот день в далёком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Ход Первой мировой войны говорил о существенном военном преимуществе тех государств, которые обладали развитым военно-воздушным флотом, основывающимся на стратегически важной информации, в свою очередь получаемой в ходе аэронавигационных наблюдений. Аэронавигационная служба позволяла определять эффективные варианты использования средств военной авиации в тех или иных условиях. Однако в ходе Первой мировой службе так и не суждено было развиться в полноценный сегмент военно-воздушного флота, так как и сам российский воздушный флот не имел полноценной господдержки, да и развитие событий не столько на фронтах, сколько внутри самой России не позволяли уделять должное внимание такому развитию.

К моменту революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, от имевшегося в российской армии отряда осталась лишь его треть, причём уровень подготовки тех, кто поддержал революционный раскол, оставлял желать лучшего. Ещё хуже дела обстояли со штурманами, который в те годы именовались аэронавигаторами. К 1920 году на всю страну таких специалистов было около 46 человек. К 1923 году ситуация стала выправляться, так как в начавшем формироваться Советском Союзе появились первые лётные школы, а также на самом высоком уровне было принято решение о выделении в эскадрильях должностей аэронавигаторов. Эти специалисты готовились по программе так называемых лётчиков наблюдателей, которые накапливали опыт по пилотированию самолётов, придерживаясь наиболее значимых ориентиров на земной поверхности. По понятным причинам, речи о наличии каких-либо "продвинутых" штурманских приборов, которые могли бы в автоматическом режиме помогать лётчику вести самолёт, не шло. Вся навигационная работа велась при помощи инструментов, которые сейчас можно увидеть в музеях военной авиации. Уже через несколько месяцев было принято решение о том, что специальность аэронавигатора должна быть приравнена к лётному составу.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Стерлигов. Его по праву можно назвать отцом-основателем штурманской службы в том виде, в котором она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Борис Васильевич известен своим авиаперелётом по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году, совершённом с командиром экипажа С.А.Шестаковым. В начале 1930-х он становится Главным штурманом Военно-воздушных сил. В воздушный флот страны Борис Стерлигов пришёл в 1923 году – после обучения в Петроградской технической артиллерийской школе, боёв на фронтах Гражданской войны, окончания Высшей военно-педагогической школы Москвы и преподавательской деятельности на пехотно-пулемётных курсах в Баку. После того, как Борис Васильевич оказался Главвоздухфлоте Советской России, его назначили на должность заместителя начальника Центральной аэронавигационной станции. Через два с небольшим года Борис Стерлигов с командиром экипажа В.О.Писаренко осуществил перелёт Москва-Севастополь-Киев общей протяжённостью 3000 км. Борис Васильевич прокладывал маршрут, не имея в своём распоряжении ни радиотехнических средств, ни карты, а используя лишь компасный курс и наземные ориентиры.

Борис Стерлигов руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

В 1930 году в Советском Союзе появляется, по сути, первое издание, целиком и полностью посвящённое работе авиационных штурманов. Это «Руководство по воздушной навигации», а затем и «Наставление по аэронавигационной службе НАНС-30», которые на несколько лет стали полноценными учебными пособиями для отечественных (и не только отечественных) штурманов. Кстати, именно в этих учебных материалах впервые в СССР упоминается понятие авиационного штурмана.

1930-й год можно считать особым для штурманской службы. Именно в 1930 году благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС устанавливается организация аэронавигационной, аэрофотосъёмочной и метеорологической служб.

Через пару лет появляется НАНС-32, благодаря которому должности лётчиков наблюдателей заменяются должностями штурманов. В 1933 году Борис Стерлигов и получил должность главного штурмана (флагштурмана) ВВС.

Нельзя не отметить и ещё одно выдающееся достижение первого главного штурмана военно-воздушного флота страны. Речь о разработке уникальной операции по доставке из США в СССР самолётов по ленд-лизу через Аляску. Это знаменитый Алсиб – воздушная трасса от Аляски до Сибири, начавшая действовать в 1942 году. В США начало трасса брала в городе Грейт-Фолс (Невада), а заканчивалась в Номе и Фэрбанксе на Аляске. Оттуда самолёты двигались до Чукотки и Якутии. Для этого в СССР были построены несколько аэродромов в Сеймчане, Киренске, Уэлькале. Действовали и вспомогательные ВПП – Оймякон, Олёкминск, Марково, Сусуман, Алдан. Ещё целая серия аэродромов готовилась к приёму самолётов в Зырянке, Анадыре и других населённых пунктах северной части Дальнего Востока. Советские лётчики перегоняли американские самолёты, за которые правительство СССР расплачивалось с Вашингтоном золотом и другими материальными ценностями, из Нома и Фэрбанкса на территорию Советского Союза.

В 1944 году по Алсибу перелёт осуществил самолёт, на борту которого находился вице-президент США Генри Уоллес. Всего же за годы существования воздушной трассы (1942-1945) по ней было перевезено 128 371 пассажира, и 18 753 тонн грузов. В Красноярске есть мемориальная доска, посвященная лётчикам, участвовавших в так называемых перегонных командах по Алсибу.

Значимость штурманской службы для ВВС РФ и безопасности страны в целом сложно переоценить. Челябинский филиал Военно-воздушной академии им.проф.Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. выпустил 29 штурманов, четверо из них отправились для несения службы на Крымский полуостров.

Главный штурман ВВС РФ Михаил Звягин:

На военном штурмане лежит основная нагрузка по применению , средств разведки, десантированию, применению радиоэлектронных средств борьбы. Поэтому роль штурмана непременно будет повышаться. Те, кто расформировывали училища, или укрупняли образовательный статус подготовки лётных кадров, убирая из этого процесса штурманский вуз, наверное, в этом плане ошибались, считая, что эпоха штурмана заканчивается. К счастью, это не так. Я как руководитель штурманской службы глубоко уверен, что специальность эта будет очень востребована и в настоящем, и в будущем.

«Военное обозрение» поздравляет штурманов ВВС РФ и ветеранов штурманской службы с профессиональным праздником!

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это - штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur - "руль", man - "человек". Штурман - это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача - ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы - это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман - это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман - это капитан иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман - это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте - топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор - специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта - это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман - это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы - "легенды" трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.

В 2000 году в нашем календаре праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России. Приказом главнокомандующего ВВС РФ датой праздника был установлен день 24 марта. Сегодня бортовое оборудование переходит на сложнейшую электронику и жидкокристаллические экраны, но военной авиации штурман все еще необходим.

Первые авианавигаторы

Авиационных штурманов иногда называют «мозгом авиации». Именно они могут привести самолет к цели с точностью до секунды даже без спутниковой навигации. Военный штурман может вручную рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и при этом одновременно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом.

24 марта выбрано датой празднования дня авиационного военного штурмана неспроста. Дело в том, что именно в этот день в далеком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции.

Но можно с уверенностью сказать, что профессия штурмана имеет еще более долгую историю. Истоки ее относят к 1701 году, когда Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, «мореходных хитростных искусств учений». В те далекие времена даже не могли представить, что спустя два столетия специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только моря, но и воздушные просторы. А ведь именно принципы, заложенные в петровской навигационной школе, использовались позже при подготовке воздушных штурманов.

Уже в ходе Первой мировой войны активно использовалась военная авиация и в России была создана Центральная аэронавигационная станция. В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут. Поэтому первые штурманы-авианавигаторы вели ориентировку в воздухе по земным объектам: сличали карту с местностью, опознавали ориентиры и указывали рукой летчику направление дальнейшего полета. Инструменты, которые в своей работе использовали аэронавигаторы, сейчас можно увидеть только в музеях военной авиации.

Главный штурман страны

В 20-е годы прошлого столетия штурманы-аэронавигаторы была приравнены к летному составу. Имена некоторых из них навсегда остались в истории авиации. Это, например, штурманы дальней бомбардировочной авиации Владимир Балашов и Анатолий Бурденюк, экипажи которых под командованием командиров Маслова и Гастелло на четвертый день Великой Отечественной войны совершили первый в мире огненный таран по наземным целям, направив свои горящие самолеты в колонны немецких войск.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС у нас в стране внес Борис Стерлигов, который считается отцом-основателем штурманской службы в структуре отечественной военной авиации.

Еще в 1929 году Борис Стерлигов с экипажем во главе с командиром Семеном Шестаковым совершил авиаперелет из Москвы в Нью-Йорк. Тогда, через Сибирь и Аляску на самолете АНТ-4 «Страна Советов», они преодолели более 20 тысяч километров за 141 летный час и 29 октября 1929 года приземлились в Нью-Йорке. Весь этот долгий путь штурман Борис Стерлигов прокладывал маршрут, используя лишь компасный курс и наземные ориентиры, не имея никаких радиотехнических средств.

После этого Борис Стерлигов стал главным штурманом Военно-воздушных сил и руководил штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолетовождения по компасу, участвовал в разработке специальных барометрических измерителей высоты и определителей скорости самолета, солнечного курсоуказателя, навигационного визира.

Именно благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС в 1930 году проводится организация аэронавигационной, аэрофотосъемочной и метеорологической служб.

Без курса «ноль»

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Но несмотря на это, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то на военных летательных аппаратах новейшее оборудование еще не может в полной мере заменить штурмана. Ведь даже если все приборы навигации выйдут из строя во время боя, опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Современные самолеты оснащены сложным прицельно-навигационным оборудованием. Оно позволяет решать широкий круг задач по воздушной навигации и боевому применению, причем при различных погодных условиях и в разных географических районах. Оно помогает авиационному штурману «вести» самолет, но также требует от специалиста высокого уровня подготовки и профессионализма.

Так что, как утверждают многие эксперты, хоть штурманы гражданской авиации и «уходят в историю», в военной авиации штурман востребован во всех родах военной авиации: фронтовой бомбардировочной, дальней, военно-транспортной, армейской авиации. Штурман-второй член экипажа нужен на таких современных вертолетах и самолетах, как Ка-52, Ми-28, МиГ-35, Су-34, МиГ-31 и других. В их кабине он - не только навигатор, но и член экипажа, обеспечивающий обнаружение, захват и уничтожение цели управляемыми ракетами с телевизионным, лазерным, командным и другими видами наведения.

В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации, в том числе и беспилотников.

Как говорится, в штурманском деле не бывает курса «ноль». И в наши дни штурманская служба придерживается своего прежнего курса - направлена на обеспечение безопасности полетов, навигации и боевого применения летательных аппаратов.