Как справиться с детской гиперактивностью?

Ребёнок бегает из комнаты в комнату, всё разбрасывает вокруг себя и не реагирует на замечания родителей … Многие могут подумать – баловень. Нет, гиперактивный малыш. И такой ребёнок, в поддержке родных, нуждается в особенности.

Какой он на самом деле?

Много говорит, не слушает, непоседа … Невнимательный, импульсивный, рассеянный … Неусидчивый, неуклюжий, громкий … Такой ребёнок виден и слышен, как говорится, издалека и легко выявляется в детском коллективе. Затейник всего, что происходит: игры, драки, разбрасывание игрушек, вырывание цветов с корнем.

Так же, малыша можно «узнать» и по резкой смене настроения. Достаточно всего пару минут, чтобы лицезреть и его смех, и слёзы, и капризы. И где бы Вы не находились с ребёнком, в которого встроен «моторчик», он захочет всё потрогать, попробовать, разломить и раскрошить.

И если мама против, он этого «не слышит».

Причины такого поведения.

Специалисты долго изучали и наблюдали за такими детками и пришли к выводу – на ребёнка влияют:

Предрасположенность;

Повреждение головного мозга, когда мама была в положении;

Малыш недоношенный, при рождении имевший очень маленький вес;

Семья у малыша неблагополучная или неполная;

Ребёнка просто балуют, неправильно воспитывают.

Что делать родителям?

В первую очередь, идти с малышом на консультацию к специалисту. Врач посмотрит, поговорит и вывит причину такого поведения. Стало быть, назначит лечение.

Родителям же, можно посоветовать, для начала, создать дома благоприятную, спокойную, радушную обстановку. Малыша ничего не должно раздражать, в семье должна быть гармония. И родители, и воспитатели, и нянечки в саду должны действовать по одной линии поведения: спокойно вести разговор, без эмоций и окриков в сторону ребёнка.

Думать, что чрезмерная нагрузка на «такого» ребёнка, благотворно подействует – ошибочно. Наоборот, такая нагрузка скажется не лучшим образом – всё должно быть в меру.

Малыша надо приучить к:

Дневному сну;

Спокойным прогулкам;

Играм, без крика и слёз;

Выполнению домашнего задания без истерик;

Приёму пищи по расписанию.

И самое главное, все пункты должны выполняться строго, в одно и то же время.

Нельзя! Уговаривать сделать что-то, а если Вы заметили, что чадо переходит все границы дозволенного – отвлеките его от любимого дела.

С таким малышом надо чаще играть в подвижные игры, они помогут ему избавиться от «лишней» энергии. Хорошо, если в игре будут строгие правила, которые нарушать нельзя, тогда он сможет научиться соблюдать их не только в игре, но и в реальной жизни.

Хорошо бы ребёнку, перед сном, делать расслабляющий массаж, который поможет ему успокоиться и подготовиться ко сну.

И самое главное, малыш нуждается в любви, ласке, бережном отношении, и, в понимании. Хочется сказать родителям, это же так просто!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Больше 200 лет назад немецкий врач Генрих Хоффман первым дал описание и назвал его «непоседа Фил». Но только в 60-х годах XX века врачи стали оценивать чрезмерную подвижность не как черту характера, а как неисправимый дефект психики.

В час по чайной ложке

Вы пришли вечером с работы, а сын не сделал самого простого: кровать не заправлена, носок, брошенный в центре комнаты два дня назад, так и лежит, и все усыпано чипсами. Спрашиваете: «Неужели трудно было поднять? Как же тебе не стыдно? За что ты меня так мучаешь?».

Эти вопросы и для обычного ребенка непонятны, а сознание гиперактивного пропускает их, как дуршлаг воду. Его цепляет только конкретика - лучше без лишних эмоций начинать прямо с носка.

Масштабных планов вроде уборки квартиры гиперактивному чаду не предлагайте. Испугается слишком большой задачи. Его способности концентрироваться на одном деле ограничены. Ну и что, пусть моет в час по чайной ложке, считает доктор Мартин. Главное, чтобы у вас хватило терпения давать эти «ложки» регулярно, нагружать и не раздражаться, что ваш быстрый ребенок делает все так медленно.

По приказу не живу!

Собирайся, пожалуйста! Мы должны уходить через пять минут! - обращается мать к одиннадцатилетней дочери. Та продолжает делать свое, ведь, во‑первых, для нее нет никаких «мы», есть только «я», во‑вторых, слово «должны» слишком расплывчато. Она начинает мучить мать вопросами: «А почему именно через пять минут, а не через шесть?», «Кому должны?». И это только начало длиннейшей бесцельной дискуссии. Хотите, чтобы ребенок начал собираться? Заинтересуйте его: «Сможешь собрать вещи за три с половиной минуты?».

Очень важно, чтобы задача звучала в форме вопроса, а не приказа. И тогда результат не заставит себя ждать.

Без звука

Хотите быть услышаны - шепчите. Чем громче мы кричим, ругаемся, тем вероятнее они нас «выключат». На эту «отключку» как никто способны гиперактивные дети. В периоды больших разборок мы выглядим для них как рыбы, беззвучно открывающие рот. Такая у них защита от родительских эмоций. Но едва вы станете шептать, они начнут прислушиваться. И тогда ваше слово будет на вес золота. Иногда полезно пообщаться вообще без слов, для маленьких детей даже разработана система «светофор», где красный цвет - знак запрета, желтый - тревоги, а зеленый - разрешения. Гиперактивные дети гораздо чувствительнее к картинке, чем к словесной информации.

Допрос не нужен

Худшее, что можно требовать во время разговора с дочерью или сыном, это: «Смотри мне прямо в глаза!». Доктор Мартин учит родителей не искать контакта глазами и позволять ребенку во время беседы что-нибудь вертеть в руках - карандаш, игрушку, платок… «Ручная занятость» повышает его способность к концентрации внимания. А вот если он будет стоять прямо и смотреть вам в глаза, все его силы уйдут на то, чтобы поддерживать эту стойку. А смысл слов пролетит мимо.

Сами по себе

Сын-подросток пришел из школы раздраженный, плохой был день. На вопрос: «Что случилось?» отвечает: «Не ваше дело!». Родители могут взорваться и наказать, могут посочувствовать. Но специалисты советуют: лучше остаться в своем настроении. Читали журнал, смотрели телевизор, готовили ужин - продолжайте это делать.

Если ребенок чувствует, что взрослый не раздражается, он успокаивается. Идеальные родители для гиперактивных детей - те, кто способен сохранять в любой ситуации каменное спокойствие. Таких немного, обычно у гиперактивных детей родители сами быстро становятся раздражительными. И тогда возникает вопрос: кто же тут кого воспитывает?

Непонятное слово

Двенадцатилетняя девочка третий час в разных вариациях пытает мать:

Ну почему нельзя принести пару белых крыс в дом, почему?

Мать спрашивает в отчаянии:

Ты слово «нет» не понимаешь?

Девочка чистосердечно признается:

Не понимаю.

И это правда. Обычного ребенка запрет расстроит, но он его быстро переживет. Для гиперактивного «нет» - маленькая катастрофа, повод взять взрослых в осаду, любыми путями заставить их изменить «нет» на «да».

Психологи, работая с гиперактивными детьми, используют такую систему поощрений: лучший приз достается тем, кто смог пусть не с первого, но хотя бы со второго раза принять «нет» без споров. Кроме поощрений есть еще и наказание, например, ребенок должен раз пять или десять написать на бумаге: «Я буду стараться принимать отказ спокойно». Говорят, эта мера очень действенная.

Неравенство

Гиперактивным детям нужно знать, что в их доме есть Босс. Едва заметив, что начальника нет, они немедленно занимают его место.

Очень трудно справляться матерям-одиночкам с сыном-боссом или дочкой-начальницей. Дети начинают поправлять: «не так готовишь», или даже оценивать: «ты неправильно меня воспитываешь!» - это доводит родителей до слез.

Один отец, придя с работы, и выслушав 15-летнего сына, который не выполнил ни одной его просьбы (так как «все это было глупо») сказал: «Если бы ты так спорил с боссом на работе, тебя бы просто сразу уволили». По глазам сына он понял, что юноша удивился, испугался за будущее и поэтому без лишних напоминаний пошел выносить мусор.

Война и мир

Когда родитель только открывает рот, чтобы , он должен знать, чего он хочет - войны или мира. Гиперактивных всегда есть за что поругать, поэтому для войны повод найдется. Но если вы хотите мира, то надо сначала привести в чувство себя. Перед воспитательной беседой стоит сесть в кресло, а ноги закинуть на стол - из такой позиции труднее давить и кричать. Наше спокойствие - это как раз то, что нужно гиперактивному ребенку. Только оно ему помогает, защищает, дает уверенность.

«Я тебя еще удивлю»,- говорит тринадцатилетний сын, у которого в планах сотни начинаний и ни одно пока не доведено даже до середины. Но надо верить и не говорить ему лишнего.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола — это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка.

"Из-за неусидчивости и непоседливости такой ребенок сразу бросается в глаза, - описывает гиперактивного ребенка Елена Никитина, психолог Центра психологии семьи.

"Такой ребенок нетерпелив и суетлив. Импульсивен и агрессивен. Не может удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривает, задает бессчетное количество вопросов, но ответов на свои вопросы не ждет, так как за минуту успевает заинтересоваться чем-то другим", - дорисовывает картину психолог.

Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль за движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.

Много специалистов отмечают ежегодное увеличение количества детей с таким психическим расстройством. Например, детский невролог Национальной детской специализированной больницы "Охматдет" Лидия Кулик констатирует ухудшение ситуации в ее практике за последние 5 лет до 20%. Как и то, что к этой болезни мальчики втрое уязвимее девочек.

Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда время готовиться к школе (пик болезни приходится на 5-7-летний возраст). Именно тогда становится понятным, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей.

"Если такому ребенку во время игры с другими детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить поиграть, - говорит Елена Никитина. - Хотя бы поэтому, общение со сверстниками им не очень удается.

На детской площадке гиперактивные дети похожи на торнадо, которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно подальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.

Несмотря на то, что за некоторыми исключениями, гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка, поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти; в школе они нежелательные ученики, их не воспринимают.

Конечно, педагогам удобнее отправить такого ребенка к психиатру или невропатологу, чем искать к нему подход. Поэтому в нашей стране многих гиперактивных детей переводят на обучение по индивидуальной программе, задерживая таким образом темпы их общего развития и социализации.

С учетом ежегодного ухудшения ситуации, сегодня вопрос гиперактивности волнует уже не только родителей, врачей и психологов, но и государственных чиновников. Ведь по некоторым экспертным оценкам, только в России таких детей сегодня от 300 до 500 тысяч.

Пси-факторы

Отец привел мальчика с синдромом гиперактивности в центр психологии. Психолог занимается ребенком, а папа ждет 8-летнего Мишу в кресле, читая газету. За обоими интересно наблюдать: человек, болтая ногой, ерзает в кресле, резкими движениями перебрасывает листы; парнишка так же болтает ногой, одновременно расшатывая стульчик, на котором не может спокойно усидеть.

Во время разговора с психологом, оказалось, что в детстве у отца в медицинской карточке была запись невропатолога о возросшей нервной возбудимости.

По мнению экспертов, во многих случаях гиперактивность у детей обусловлена генетически. Кстати, в подростковом возрасте и у взрослых подавляющее большинство симптомов болезни за счет лучшего самоконтроля сглаживается.

В некоторых случаях гиперактивность - следствие травм мозга, патологических родов или беременности с осложнениями. Лидия Кулик говорит про не единичные случаи возникновения болезни у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.

Кроме того, надо отметить еще один важный фактор возникновения болезни - социально-психологический. Не исключено, что в какой-то степени гиперактивный синдром - это болезнь современного общества, XXI века и ускорения ритма жизни.

Кулик убеждена, что не последнюю роль в его появлении играют компьютер и телевизор, потому что они выплескивая в массы ливни негативной информации, провоцируют агрессию и нервную возбудимость не только у детей, но и у взрослых.

Впрочем, социально-психологический аспект этого заболевания, это прежде всего, влияние семьи. Речь идет не только о неблагополучных семьях, в которых, например, кто-то из родителей страдает алкоголизмом.

Как раз наоборот, ведь лишь наблюдая за ребенком, можно понять об имеющихся у них проблемах. Как нам известно, ребенок, по сути, - зеркальное отражение взаимоотношений между родителями.

Любить = лечить

"Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас какой!" - Кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.

Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , напряженная и нервная женщина привела на прием с просьбой вылечить. С обычным ребенком, в принципе, не следует обращаться таким образом, а с гиперактивным - особенно.

Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнение с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.

Имея определенный опыт, Лидия Кулик считает, что иногда, глядя на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, во всяком случае, психологическая, нужна именно им, а не детям.

Елена Черепанова, психолог Центра детской и семейной психологии "Я + семья" говорит, что гиперактивность часто встречается у детей из семей, где нет теплых эмоций.

Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально).

Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; и в целом они требуют особого обращения.

Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.

Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а, также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье.

Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства. Хотя бы и с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина.

"Обнимайте ребенка НЕ МЕНЕЕ 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна".

Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.

Статью прислал: laiem

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.