Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.

Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.

Техника создания сюжета для сказки

Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.

ШАГ 1:

Назовите героя

Радуга! - Сказала Юля.

Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?

Солнце!

ШАГ 2:

Опишите героев

Я: - Какая радуга?

Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.

Я: - Хорошо. А Солнце?

Юля: - Теплое, греет.

Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.

Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?

Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

У Радуги появились разноцветные банты!

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

Я: - У Радуги не было бантов?

Юля: - Получается, что так.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.

Сюжет готов!

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?

Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.

Техника структурирования сюжета

Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.

Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?

Юля: - Потому что была шалуньей.

Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?

Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!

Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

Я: - И что у нас получается?

Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.

Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?

Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.

В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?

Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.

Я: - А что сделало Солнце?

Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.

Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.

ШАГ 6

Напишите план истории.

План мы написали подробный.

1. Описание героев

Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

Радуга (какая была)

Дождик (какой был)

2. Событие 1

Что сделали Радуга и Дождик

Какие лоскутки набрал Дождик

Какие лоскутки набрала Радуга

Что произошло с лоскутками

3. Событие 2

Что обнаружило Солнце

Что сделала Радуга

4. Конец

Что получилось после этого

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.

Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...

Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?

Юля: - А! Здесь!

Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?

Юля: - Что они были шалунами.

Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.

В результате Юля написала вот такую сказку.

Солнце, Радуга и Дождик

Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все.

Учимся рассказывать

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала... Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня... а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Обратимся к себе

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски... Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой...

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Оля проснулась и... (стала умываться).
- Коля оделся и... (побежал гулять).
- он замерз и... (пошел домой).
- стали они играть... (с зайчиком).
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Обратимся к себе

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.
Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».
Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике" . Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

чУЕ П ТБЪЧЙФЙЙ ДЕФЕК-ДПЫЛПМСФ

лБЛ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УЧСЪОП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ДТХЪШС!

дПЮЛБ, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ УБДЙЛБ, ТБУУЛБЪЩЧБМБ… пВХТЕЧБЕНБС ЬНПГЙСНЙ, ФПТПРЙМБУШ, ОБЮЙОБМБ ПДОП, РЕТЕРТЩЗЙЧБМБ ОБ ДТХЗПЕ, РЕТЕЛМАЮБМБУШ ОБ ФТЕФШЕ. нЕУФПЙНЕОЙС ЫМЙ РМПФОЩНЙ ЧБЗПОЮЙЛБНЙ, ОБЕЪЦБС Й ДБЧС ДТХЗ ДТХЗБ: «пОБ НЕОС… Б РПФПН С, Б ФХФ ПОЙ, Б НЩ ОЕ ИПФЕМЙ, Б ПОЙ!..» с ОЙЮЕЗП ОЕ РПОСМБ. уФБМБ, ТБУУРТБЫЙЧБФШ, НБМЩЫЛБ ЪБОЕТЧОЙЮБМБ, ЪБФПТПРЙМБУШ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ЪБРХФБМБУШ, ТБУРМБЛБМБУШ, РПОЙНБС, ЮФП ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ ТБУУЛБЪБМБ. с ПЗПТЮЙМБУШ ОЕ НЕОШЫЕ. дПЮЛЕ РСФШ МЕФ, ЮЕТЕЪ ЗПД - Ч ЫЛПМХ, Б ПОБ ОЕ ХНЕЕФ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ХУМЩЫБООЩК ФЕЛУФ, ОЙ РЕТЕДБФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

чУС ЫЛПМШОБС РТПЗТБННБ ПУОПЧБОБ ОБ РЕТЕУЛБЪЕ, РТПЮЕМ - РЕТЕУЛБЪБМ, РПЬФПНХ РПЛБ ЕУФШ ЧТЕНС, ОХЦОП РПУФБТБФШУС ТБЪЧЙФШ ЬФПФ ОБЧЩЛ.

пВТБФЙНУС Л УЕВЕ

дЕФЙ ЗПЧПТСФ ОБ ФПН СЪЩЛЕ, ОБ ЛПФПТПН ЙЪЯСУОСАФУС ПЛТХЦБАЭЙЕ. рБТХ ДОЕК С РПУМХЫБМБ, ЛБЛ НЩ ПВЭБЕНУС ДТХЗ У ДТХЗПН Й У ЗТХУФША ПФНЕФЙМБ, ЮФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ЙУРПМШЪХЕФУС НЙОЙНБМШОЩК УМПЧБТОЩК ЪБРБУ, ФБЛПК, ЮФПВЩ ФЕВС РПОСМЙ ПЛТХЦБАЭЙЕ. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, ЮБЫЛХ. фЩ РПКДЕЫШ ЗХМСФШ?» оБТЕЮЙС Й РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ ЧУФБЧМСАФУС Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ПВПТПФЩ - ЛТБКОЕ ТЕДЛП. тЕЮШ ОБЫБ РТЕДНЕФОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБОБ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ С ИПЮХ ТБЪЧЙФШ УЧСЪБООХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ТБУЛТБУЙФШ ЕЕ ПВТБЪОЩНЙ УМПЧПУПЮЕФБОЙСНЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, С УБНБ ДПМЦОБ ЗПЧПТЙФШ, ЙУРПМШЪХС ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. с УФБМБ УМЕДЙФШ ЪБ УЧПЕК ТЕЮША. пУОПЧОПК РТЙОГЙР - ТЕЮШ ПВПЗБФЙФШ УТБЧОЙФЕМШОЩНЙ ПВПТПФБНЙ Й РТЙМБЗБФЕМШОЩНЙ, ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЦОП-РПДЮЙОЕООЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС Й ТБЪЧЕТОХФЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ЗПЧПТЙФШ СТЛП Й ПВТБЪОП.

ЬФП ВЩМП УМПЦОП. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, УЙОАА ЮБЫЛХ У ВЕМПК ЛБЕНЛПК, УФПСЭХА ОБ ЧФПТПК РПМПЮЛЕ Ч ЛХИПООПН ЫЛБЖЮЙЛЕ». «уЕЗПДОС РТЕЛТБУОБС РПЗПДБ! уПМОГЕ УЧЕФЙФ СТЛП, ОБ ОЕВЕ ОЙ ФХЮЛЙ. лПЗДБ НЩ РПКДЕН ЗХМСФШ Ч УЛЧЕТ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЧПЪШНЕН У УПВПК? нПЦЕФ, ЛПЗП-ОЙВХДШ РТЙЗМБУЙН ОБ РТПЗХМЛХ?» оБ ФБЛПК ЧПРТПУ ТЕВЕОПЛ, УПЗМБУЙФЕУШ, ХЦЕ ОЕ УНПЦЕФ ПДОПУМПЦОП ПФЧЕФЙФШ «ДБ - ОЕФ».

ЬФП ФТЕВХЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЧТЕНЕОЙ. чЩ ВХДЕФЕ ХУФБЧБФШ ЗПЧПТЙФШ ТБЪЧЕТОХФЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ, ХФПНЙФЕУШ РПДВЙТБФШ РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ Й ПВТБЪОЩЕ УТБЧОЕОЙС, ОП РПУФЕРЕООП ЬФП ТБЪПЧШЕФУС Ч РТЙЧЩЮЛХ. рПУФБТБКФЕУШ Й ДТХЗЙИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ РЕТЕЛМАЮЙФШ ОБ ФБЛПК ТБУЛТБЫЕОП - ТБЪЧЕТОХФЩК УРПУПВ ПВЭЕОЙС.

у ЮЕЗП ОБЮБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ТЕЮЙ?

тБЪЧЙЧБС УЧСЪОХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ЧБЦОП ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ЛПТПФЛЙЕ УЛБЪЛЙ Й ТБУУЛБЪЩ. пО РЕТЕУЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЛПНЩЕ УЛБЪЛЙ У ОЕУМПЦОЩН УАЦЕФПН ("тЕРЛБ", "лПМПВПЛ", "лХТПЮЛБ тСВБ"). рТЙ ЬФПН ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ УЛБЪЛХ, ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ ЧЪТПУМЩИ, ЧЛМАЮБФШ Ч ТБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ПФДЕМШОЩЕ УМПЧБ Й РТЕДМПЦЕОЙС, ЛБЛ ВЩ РПНПЗБС ЕНХ. фБЛ НБМЩЫ РПДЧПДЙФУС Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ТБУУЛБЪХ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС.

ТЕВЕОПЛ ЮЕФЧЕТФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ РПЮФЙ ДПУМПЧОП ЪБРПНЙОБЕФ ФЕЛУФЩ ОБТПДОЩИ УЛБЪПЛ, ХУЧБЙЧБЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК.

ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ОЕФ ПРЩФБ РЕТЕУЛБЪБ, НПЦОП ЧЕТОХФШУС Л УЛБЪЛБН, ЙУФПТЙСН, ЛПФПТЩЕ ИПТПЫП ЪОБЕФ НБМЩЫ. нБНБ ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ОБЮБЧ РТЕДМПЦЕОЙЕ, ЪБНПМЛБЕФ, РТЕДМБЗБС ТЕВЕОЛХ, ЪБЛПОЮЙФШ ЖТБЪХ. "цЙМЙ-ВЩМЙ ДЕД Й..." - "вБВБ" - "вЩМБ Х ОЙИ..." - "лХТПЮЛБ тСВБ". ъБФЕН НПЦОП РЕТЕИПДЙФШ Л РЕТЕУЛБЪХ РП ЧПРТПУБН: "лПЗП ЧУФТЕФЙМ ЛПМПВПЛ?" - "ъБКЮЙЛБ" - "лБЛХА РЕУЕОЛХ ПО ЕНХ УРЕМ?.."

рПУМЕ ЪБЛТЕРМЕОЙС ЬФПЗП ОБЧЩЛБ, НБМЩЫ ХЦЕ УБН ОБЮЙОБЕФ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, Б РПДИЧБФЩЧБЕФ НБНБ. рПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ УНПЦЕФ РЕТЕУЛБЪБФШ УЛБЪЛХ РПМОПУФША.

ДМС ЪБРПНЙОБОЙС УАЦЕФБ ДЕФСН НМБДЫЕЗП ЧПЪТБУФБ РПНПЗБЕФ ФЕБФТБМЙЪБГЙС У РПНПЭША ЙЗТХЫЕЛ ЙМЙ РБМШЮЙЛПЧЩИ ЛХЛПМ. чЩ РТПЙЗТБМЙ РЕТЕД НБМЩЫПН УЛБЪЛХ, РПРТПУЙФЕ ЕЗП РПВЩФШ БЛФЕТПН Й РЕТЕД ЧБНЙ ТБЪЩЗТБФШ ФХ ЦЕ УЛБЪЛХ, У ПЪЧХЮЙЧБОЙЕН ЧУЕИ РЕТУПОБЦЕК.

УФБТБКФЕУШ ЖТБЪХ: «рЕТЕУЛБЦЙ ХУМЩЫБООПЕ, РТПЮЙФБООПЕ» ЪБНЕОЙФШ ЙЗТПК. рТЕДМПЦЙФЕ НБМЩЫХ РПЙЗТБФШ Ч ТБДЙП. пО ВХДЕФ ДЙЛФПТПН, ЛПФПТЩК ТБЪЩЗТЩЧБЕФ ТБДЙП-УРЕЛФБЛМШ. чЕЮЕТПН ЧЩ ЕЗП ХМПЦЙМЙ Ч ЛТПЧБФШ Й ТБУУЛБЪБМЙ УЛБЪЛХ, Б ПО Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ХЛМБДЩЧБЕФ УРБФШ УЧПЙ ЙЗТХЫЛЙ Й, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ЧЩ РПФЮХЕФ ЙИ УЛБЪПЮОПК ЙУФПТЙЕК.

рЕТЕУЛБЪ РП ЛБТФЙОЛЕ

дЕФУЛЙЕ ЛОЙЗЙ ИПТПЫП ПЖПТНМЕОЩ, Й МАВБС ЙММАУФТБГЙС СЧМСЕФУС РПЧПДПН РПЗПЧПТЙФШ. «фЩ ФБЛ УЕВЕ РТЕДУФБЧМСМ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ИХДПЦОЙЛ РТБЧЙМШОП ОБТЙУПЧБМ ЬФП ЧТЕНС ЗПДБ? б ЛБЛПК НПНЕОФ УЛБЪЛЙ РТПЙММАУФТЙТПЧБО? б ЛБЛЙЕ УПВЩФЙС РТПЙЪПЫМЙ ДБМШЫЕ?» рП ПДОПК ЙММАУФТБГЙЙ НПЦОП РТЙДХНБФШ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ЧПРТПУПЧ. нПЦОП РТЕДМПЦЙФШ НБМЩЫХ РТПЙММАУФТЙТПЧБФШ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УБНПНХ Й РПФПН ПВУХДЙФШ ЕЗП «ЛБТФЙОЛХ Л ФЕЛУФХ».

уАЦЕФОЩЕ ТБУУЛБЪЩ - ПРЙУЩЧБЕН ЙЗТХЫЛЙ

пЮЕОШ МАВСФ НБМЩЫЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙЗТХЫЛЙ. йНЕООП ЬФП УЛПТЕЕ ДТХЗПЗП РПВХЦДБЕФ ЙИ Л ЧЩУЛБЪЩЧБОЙА.

УОБЮБМБ ЧЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ЙЗТХЫЛХ. рЕТЧЩЕ ЧПРТПУЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ИБТБЛФЕТОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЧОЕЫОЕЗП ЧЙДБ РТЕДНЕФБ (ЖПТНБ, ГЧЕФ, ЧЕМЙЮЙОБ). вПМЕЕ УФБТЫЙН ДЕФСН (РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ) НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ УТБЧОЙФШ ДЧЕ ЙЗТХЫЛЙ. чЪТПУМЩК ХЮЙФ ДЕФЕК, ОБРТЙНЕТ, ПРЙУЩЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ ЛХЛПМ, ОБЪЩЧБС ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Й УМЕДЙФ, ЮФПВЩ ДЕФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ ЪБЛПОЮЕООЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ.

рТЕЦДЕ, ЮЕН УТБЧОЙЧБФШ, НБМЩЫХ РТЙДЕФУС ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ПВЕЙИ ЛХЛПМ: ЛБЛ ПОЙ ПДЕФЩ, ЛБЛЙЕ Х ОЙИ ЧПМПУЩ, ЗМБЪБ, Б ЪБФЕН ХЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮЕН ПОЙ РПИПЦЙ Й ЮЕН ТБЪМЙЮБАФУС.

ПЧМБДЕМ НБМЩЫ ПРЙУБОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ЙЗТХЫЕЛ - РЕТЕИПДЙФЕ Л УПУФБЧМЕОЙА ОЕВПМШЫЙИ УАЦЕФОЩИ ТБУУЛБЪПЧ. рТЕДМПЦЙФЕ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ЙЗТХЫЕЛ, РПЪЧПМСАЭЙИ ОБНЕФЙФШ РТПУФХА УАЦЕФОХА МЙОЙА: ДЕЧПЮЛБ, ЛПТЪЙОЛБ, ЗТЙВПЛ; ДЕЧПЮЛБ, ЕМПЮЛБ, ЕЦЙЛ Й Ф.Р. рХУФШ ТЕВЕОПЛ РПДХНБЕФ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ У ДЕЧПЮЛПК Ч МЕУХ, ЛПЗП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ЮФП РТЙОЕУМБ ДПНПК Ч ЛПТЪЙОЛЕ. чЪТПУМЩК НПЦЕФ ДМС ПВТБЪГБ РТЙДХНБФШ УЧПК ТБУУЛБЪ, Б ЪБФЕН РТЕДМПЦЙФШ ТЕВЕОЛХ РТЙДХНБФШ ТБУУЛБЪ УБНПНХ. й ОЕ ВЕДБ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ УОБЮБМБ РТПУФП РПЧФПТЙФ ЪБ ЧБНЙ ЧБЫ ТБУУЛБЪ - ПО ХРТБЦОСЕФУС Ч ТБУУЛБЪЩЧБОЙЙ. рПУФЕРЕООП ХЧПДЙФЕ ДЕФЕК ПФ РПДТБЦБОЙС, РТЕДМБЗБКФЕ РТЙДХНБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩК ТБУУЛБЪ.

тБУУЛБЪ П УПВЩФЙЙ

дЕФЙ РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ ХЦЕ НПЗХФ ТБУУЛБЪБФШ П ОЕЛПФПТЩИ УПВЩФЙСИ ЙЪ МЙЮОПЗП ПРЩФБ. чЪТПУМЩК РПВХЦДБЕФ ТЕВЕОЛБ ЧУРПНОЙФШ, ЛБЛ ИПДЙМЙ Ч ЗПУФЙ, Ч РБТЛ, ОБ ОПЧПЗПДОАА ЕМЛХ, ЮФП ПО ЧЙДЕМ ЙОФЕТЕУОПЗП ОБ РТПЗХМЛЕ Ч МЕУХ.

РЕТЕД ТЕВЕОЛПН ЮЕФЛП УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ: "тБУУЛБЦЙ, ЮФП ФЩ ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ" . ъДЕУШ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВТБЪЕГ: "уОБЮБМБ РПУМХЫБК, ЮФП С ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ, Б РПФПН ФЩ ВХДЕЫШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ". тБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ ДЕФУЛПНХ ПРЩФХ, ЮЕФЛП РПУФТПЕО, ЙНЕФШ СУОЩК ЛПОЕГ; СЪЩЛ ТБУУЛБЪБ ДПМЦЕО ВЩФШ ЦЙЧЩН Й ЬНПГЙПОБМШОЩН.

РПУФЕРЕООП ДЕФЙ ПФХЮБАФУС ПФ ЛПРЙТПЧБОЙС ПВТБЪГБ Й РПДИПДСФ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ФЧПТЮЕУЛПНХ ТБУУЛБЪЩЧБОЙА, ПВХЮЕОЙЕ ЛПФПТПНХ ОБЮЙОБЕФУС ХЦЕ РПУМЕ 5 МЕФ.

юФЕОЙЕ

юФЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ПЗТПНОХА ТПМШ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УМПЧБТОПЗП ЪБРБУБ ТЕВЕОЛБ. рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ, ЛБЛХА МЙФЕТБФХТХ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ НБМЩЫХ, Й ЮФП ЮЙФБЕФ ПО УБН. рПУФБТБКФЕУШ РЕТЕКФЙ У ЛОЙЗ, ЗДЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБЕФУС УАЦЕФ, НОПЗП ДЕКУФЧЙС Й ЧУФТПЕООЩИ ДЙБМПЗПЧ, ОБ ПРЙУБФЕМШОХА МЙФЕТБФХТХ. ьФП ТБУУЛБЪЩ Й РПЧЕУФЙ П РТЙТПДЕ, П ЦЙЧПФОЩИ, П РХФЕЫЕУФЧЙСИ. пВТБФЙФЕУШ Л ЛОЙЗБН ОБЫЙИ ОЕНЕТЛОХЭЙИ ЛМБУУЙЛПЧ, Й ХЦЕ ЮЕТЕЪ ОЕВПМШЫПК РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧХКФЕ ЛТБУПФХ Й ВПЗБФУФЧП ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП НЕМПДЙЛХ.

еУМЙ Ч ФЕЛУФЕ ЧУФТЕЮБАФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, ПВЯСУОСКФЕ ЙИ НБМЩЫХ, РТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ПОЙ ХРПФТЕВМСАФУС. рХУФШ ТЕВЕОПЛ УБН УПЮЙОЙФ РТЕДМПЦЕОЙС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ОПЧЩИ УМПЧ Й РПОСФЙК.

пВУХЦДБЕН РТПЮЙФБООПЕ

еУМЙ ТБОШЫЕ ЧЩ ЮЙФБМЙ НБМЩЫХ НЙОХФ ФТЙДГБФШ, Б РПФПН ЪБЛТЩЧБМЙ ЛОЙЗХ, ФП ФЕРЕТШ ЙЪНЕОЙФЕ РТПГЕУУ ЮФЕОЙС. рСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЮЙФБЕФЕ, РСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЗПЧПТЙФЕ П РТПЮЙФБООПН. хТПЧЕОШ ПВУХЦДЕОЙС ЪБЧЙУЙФ ПФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ. еУМЙ НБМ, ФП Й ЧПРТПУЩ УБНЩЕ РТПУФЩЕ: «п ЮЕН ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС Ч УЛБЪЛЕ? юФП УДЕМБМ ЪБКЛБ? лХДБ РПВЕЦБМ НЕДЧЕЦПОПЛ?» тЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ Й ЧПРТПУЩ ВПМЕЕ ЧЪТПУМЩЕ: «рТБЧЙМШОП МЙ РПУФХРЙМ НБМШЮЙЛ? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ ДБМШЫЕ? б ЮФПВЩ ФЩ РТЕДРТЙОСМ ОБ НЕУФЕ ЗЕТПС?»

НБНБ ОЕ ФПМШЛП ОБРТБЧМСЕФ ВЕУЕДХ, ЪБДБЧБС ЧПРТПУЩ, Б УФТПЙФ ДЙБМПЗ. чЩУЛБЪЩЧБЕФ УЧПЕ НОЕОЙЕ, ЙОПЗДБ ПОП УПЪОБФЕМШОП ВЩЧБЕФ «ОЕРТБЧЙМШОЩН» ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ НПЗ ЪБНЕФЙФШ ПЫЙВЛХ, ОЕЧЕТОХА НЩУМШ Й НБНХ РПРТБЧЙФШ. чЪТПУМЩК ЧЩОХЦДБЕФ НБМЩЫБ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ Й ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП «ОЕ ОБРЙУБОП» Ч ЛОЙЦЛЕ.

РП ИПДХ ЮФЕОЙС НБНБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЕК РПОТБЧЙМПУШ ЙМЙ ЕЕ РПТБЪЙМП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛТБУЙЧЩК УТБЧОЙФЕМШОЩК ПВПТПФ, СТЛПЕ ЛТБУПЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ЙМЙ УНЕМЩК РПУФХРПЛ ЗЕТПС. «с ВЩ, ОБЧЕТОПЕ, ЙУРХЗБМБУШ, Б ФЩ ВЩ УНПЗ РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ВХЫХАЭХА ТЕЛХ?» юФЕОЙЕ - ЬФП ДЙБМПЗ НЕЦДХ ЛОЙЗПК Й ТЕВЕОЛПН. лОЙЗБ - ЬФП ОЕРБУУЙЧОЩК ПВЯЕЛФ, РТПЮЕМ Й РПУФБЧЙМ ОБ РПМЛХ - ЬФП РПЧПД РПЗПЧПТЙФШ, ПВУХДЙФШ, РПТБЪНЩЫМСФШ.

ЮЙФБС ИПТПЫХА МЙФЕТБФХТХ, ЧЩ ВХДЕФЕ РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ УБНЙ, Й ЧБЫЕ ОБУМБЦДЕОЙЕ ЮФЕОЙЕН РЕТЕДБУФУС ТЕВЕОЛХ.

рЕТЕУЛБЪ УПДЕТЦБОЙС УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ

юБУФП ЧУФТЕЮБЕНПЕ ЪБДБОЙЕ ОБ ХТПЛБИ - РЕТЕУЛБЪ РТПЮЙФБООПЗП УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ. тЕВЕОПЛ ЪБЮБУФХА РХЗБЕФУС, Й ЧУЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМСЕФ ОБ ЧУРПНЙОБОЙЕ ФЕЛУФБ, УЮЙФБС, ЮЕН ФПЮОЕЕ Л ПТЙЗЙОБМХ ПО ТБУУЛБЦЕФ, ФЕН «РТБЧЙМШОЕЕ» ПО ЧЩРПМОЙФ ЪБДБОЙЕ. й ЪБВЩЧ БЧФПТУЛЙК ФЕЛУФ, ПО «УФПРПТЙФУС» Й ЪБНПМЛБЕФ. тЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ НПЦОП, ОБХЮЙЧ ТЕВЕОЛБ ЧОЙНБФЕМШОП ЮЙФБФШ ЙМЙ УМХЫБФШ ФЕЛУФ, Б ЪБФЕН «ЧПКФЙ» Ч РТПЮЙФБООПЕ, ХЧЙДЕФШ УПДЕТЦБОЙЕ УЧПЙНЙ ЗМБЪБНЙ, УФБФШ ОБ ЧТЕНС ДЕКУФЧХАЭЙН МЙГПН Й РЕТЕУЛБЪБФШ ФП, ЮФП ЕЗП ПЛТХЦБЕФ, ФП, ЮФП ПО ЧЙДЙФ.

ОЕТЕДЛП ТЕВЕОПЛ ОЕ РПОЙНБЕФ УНЩУМ Й УПДЕТЦБОЙЕ ФЕЛУФБ, РПЬФПНХ ОЕ НПЦЕФ ЗТБНПФОП ЕЗП РЕТЕУЛБЪБФШ. уОБЮБМБ ЙЪХЮБЕНЩК НБФЕТЙБМ ОХЦОП РПДТПВОП ТБЪПВТБФШ, ХСУОЙЧ УНЩУМ ЛБЦДПЗП УМПЧБ Й РПОСФЙС, ОБКФЙ Л ОПЧЩН ФЕТНЙОБН УЙОПОЙНЩ, ХЦЕ ЪОБЛПНЩЕ ТЕВЕОЛХ. еУМЙ РПФПН ПО Й ЪБВХДЕФ ОПЧПЕ ДМС ОЕЗП УМПЧП, ФП УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ЕЗП ДТХЗЙН, УИПЦЙН РП УНЩУМХ. рЕТЕД ЛБЦДЩН РЕТЕУЛБЪПН ТБЪВЙТБКФЕ, «ТБЪЦЕЧЩЧБКФЕ» ФЕЛУФ, ЬФП ЪБМПЗ ЗТБНПФОПЗП РЕТЕУЛБЪБ.

тЕГЕРФ ОЕДЕМЙ

тЕГЕРФ МЕЮЕОЙС ПФ НПМПЮОЙГЩ :

оХЦОП ЧЪСФШ 1 ФБВМЕФЛХ ОЙУФБФЙОБ, ТБУФПМПЮШ, ДПВБЧЙФШ ЮХФШ-ЮХФШ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДЩ. оБНПЮЙФШ ВЙОФ Й РТПФЕТЕФШ ЭЕЮЛЙ, ЧЕТИОАА Й ОЙЦОАА ЗХВХ, Й ОПЧЩН ВЙОФЙЛПН РТПФЕТЕФШ ОЕВП Й СЪЩЮЕЛ.

зПЧПТСФ ДЕФЙ

лБФС (3 ЗПДБ)

йДЈН У ДПЮЛПК РП ХМЙГЕ. оБ ЧУФТЕЮХ ЕДЕФ ТЕВЈОПЛ Ч ЛПМСУЛЕ. оБ ЗПМПЧЕ Х ОЕЗП ЪЕМЈОБС ЫБРПЮЛБ У ХЫЛБНЙ. пОБ ЛБЛ ЪБЛТЙЮЙФ: "нБНБ, УНПФТЙ, ыТЕЛ!"

дБА ЕК Ч ЛПРЙМЛХ НЕМПЮШ. вБВХЫЛБ УРТБЫЙЧБЕФ:
- лБФС, ЮФП УЛБЪБФШ ОБДП?
- мЕМС, Б Х ФЕВС ЕЭЕ ЕУФШ?

б ЧПФ лБФЙО РЕТМ ОЕДБЧОЙК. рТЙИПЦХ ДПНПК ПФЛХДБ-ФП.
- нБНБ, Х ОБУ ФХФ УЛПТП ВХДЕФ ЛХЮБ ОБТПДБ.
- б ЮФП ФБЛПЕ, РБРБ ЗПУФЕК РПЪЧБМ?
- дБ ОЕФ, С ЦЕОАУШ Й Х НЕОС ДЕФЙ ТПДСФУС, дЙНБ ЦЕОЙФУС, Х ОЕЗП ФПЦЕ ДЕФЙ ТПДСФУС, НОПЗП ПЮЕОШ ВХДЕФ ДЕФЕК.
с ТПВЛП ФБЛ ЙОФТЕУХАУШ:
- нПЦЕФ, ЧЩ ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДЕМШОП ЦЙФШ ВХДЕФЕ, ЛПЗДБ РПЦЕОЙФЕУШ?
- оХ, ЦЙФШ-ФП НПЦЕФ Й ПФДЕМШОП, ОП ОБ РТБЪДОЙЛЙ ЧУЈ ТБЧОП ЪДЕУШ УПВЙТБФШУС ЧУЕ ВХДЕН.

чУЕ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС, ЪБНЕЮБОЙС, РТЕДМПЦЕОЙС РП ФЕНБН, ЙОФЕТЕУОЩЕ ЪБНЕФЛЙ, УФБФШЙ ЙМЙ ЧБЫЙ ЙУФПТЙЙ - ПФРТБЧМСКФЕ НОЕ ОБ e-mail . рПДЕМЙФЕУШ УЧПЙН ПРЩФПН У ДТХЗЙНЙ Й ПОЙ РПДЕМСФУС У чБНЙ УЧПЙН. чУЕ ЬФП ОБКДЕФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛБИ ТБУУЩМЛЙ.

у ХЧБЦЕОЙЕН, йТЙОБ бМЕЛУБОДТПЧБ,
БЧФПТ РТПЕЛФБ - ДЕФУЛЙК УБКФ

Чтобы написать рассказ для детей, необходимо обладать живым воображением и способностью мыслить, как ребенок. Возможно, вам нужно придумать детскую историю в качестве домашнего задания или для самостоятельного проекта. Как бы то ни было, начните с мозгового штурма идей, которые бы понравились детям. Затем напишите рассказ с сильным вступлением, сюжетной линией и моралью. Обязательно отредактируйте готовую историю, чтобы она имела большой успех среди молодых читателей.

Шаги

Подготовка

  1. Определите возрастную группу, для которой вы пишете. Детские рассказы часто пишутся с учетом конкретной возрастной группы. Вы собираетесь написать историю для малышей? Или для детей постарше? Определите, пишете ли вы для ребят в возрасте 2–4, 4–7 или 8–10 лет. От этого будут зависеть язык, характер и стиль истории.

    • Например, если вы пишете для детей в возрасте 2–4 или 4–7 лет, используйте простой язык и очень короткие предложения.
    • Если вы пишете для 8–10-летнего возраста, можно использовать чуть более сложный язык и предложения длиннее четырех-пяти слов.
  2. Вдохновитесь воспоминаниями из детства. Вспомните, что казалось вам захватывающим, странным или немного удивительным в детстве. Используйте воспоминание как основу для своего рассказа.

    • Например, возможно, у вас был необыкновенный день в третьем классе, который вы могли бы превратить в занимательную историю. Или, может, в очень юном возрасте вы побывали в чужой стране и у вас есть история из поездки, которая понравится детям.
  3. Возьмите простую вещь и сделайте ее необычной. Выберите повседневную деятельность или событие и добавьте в него немного фантастики. Например, включите в него абсурдный элемент. Используйте свое воображение, чтобы попытаться посмотреть на событие глазами ребенка.

    • Например, можно взять рядовое событие, такое как поход к стоматологу, и внести в него нотку фантастики, оживив оборудование, которое использует врач. Или можно описать, как ребенок первый раз оказывается у океана и отправляется в сказочное приключение в его глубины.
  4. Выберите тему или идею для истории. Наличие центральной темы в рассказе поможет вам генерировать идеи. Сконцентрируйтесь на таких вариантах, как любовь, потеря, самобытность или дружба с точки зрения ребенка. Подумайте, как ребенок может смотреть на эту тему и исследовать ее.

    • Например, можно изучить тему дружбы, акцентировав внимание на отношениях между маленькой девочкой и ее домашней черепахой.
  5. Придумайте уникального главного героя. Иногда детский рассказ держится на узнаваемом и уникальном главном герое. Подумайте, какие типы персонажей редко встречаются в детских историях. Сделайте своего героя особенным, используя реальные качества детей и взрослых, которые вы находите интересными.

    • Например, возможно, вы заметили, что существует не так много детских рассказов, где главной героиней является девочка неевропеоидной расы. И на основе этого наблюдения можно создать главную героиню, которая заполнит этот пробел.
  6. Наделите главного героя парой-тройкой отличительных черт. Заставьте персонажа выделиться для читателей, наделив его уникальными физическими данными, например, определенной прической, особой манерой одеваться или отличительной походкой. Можно также одарить его такими чертами характера, как доброе сердце, любовь к приключениям или склонность попадать в неприятности.

    • Например, у вас может быть главная героиня, которая всегда заплетает длинные волосы в косички и одержима черепахами. Или у нее будет отчетливый шрам на руке с того момента, как она упала с дерева.
  7. Придумайте введение. Разделите историю на шесть частей, начав с экспозиции, или введения. Во введении вы представляете место действия, главного персонажа и конфликт. Начните с имени главного героя, а потом опишите конкретное место или локацию. После этого можно в общих чертах обрисовать стремление или цель персонажа, а также препятствие или проблему, с которой ему приходится иметь дело.

    • Например, у вас может быть такая экспозиция: молодая девушка по имени Фиона, которая мечтает о домашнем питомце, обнаруживает черепаху в озере около дома.
  8. Добавьте катализатор. Это событие или решение, которое меняет главного героя или бросает ему вызов. Оно может исходить от другого персонажа. Или же поступать из какого-либо учреждения, например, из школы или с работы. Или даже идти от природы (например, шторм или торнадо).

    • Вот пример катализатора: мама Фионы говорит, что у нее не может быть домашнего животного, потому что это слишком большая ответственность.
  9. Добавьте завязку. В завязке вы развиваете своего главного героя и исследуете его отношения с другими персонажами в истории. Покажите его жизнь в разгар действия-катализатора. Опишите, как он справляется или приспосабливается к данной ситуации.

    • Например, у вас может быть такая завязка: Фиона ловит черепаху, прячет ее в своем рюкзаке и повсюду носит с собой в тайне, чтобы мама ничего не узнала.
  10. Придумайте драматическую кульминацию. Кульминация - это высшая точка рассказа, где главный герой должен принять важное решение или сделать основной выбор. Кульминация должна быть полна драмы и являться самым захватывающим моментом в истории.

    • Например, у вас может быть такая кульминация: мама Фионы обнаруживает черепаху в рюкзаке и говорит дочке, что черепаха не может быть ее домашним питомцем.
  11. Добавьте сворачивание действия. Это точка, где главный герой имеет дело с результатами своего выбора. Возможно, ему придется загладить свою вину или принять решение. В этой части сюжета персонаж также может объединиться с другим героем.

    • Например, у вас может быть такое сворачивание действия: Фиона и ее мама вступают в спор, а черепаха сбегает. И когда они замечают это, они обе отправляются на поиски.
  12. Завершите развязкой. Развязка заканчивает историю. Она рассказывает читателю, преуспел ли главный герой или же не достиг своей цели. Возможно, ваш главный герой получит желаемое. Или пойдет на компромисс.

    • Например, у вас может быть такая развязка: Фиона и ее мама находят черепаху в озере и вместе смотрят, как она уплывает.
  13. Читайте примеры детских рассказов. Получите лучшее представление о жанре, читая примеры успешных детских историй. Ознакомьтесь с рассказами, которые сосредоточены на интересующей вас демографической или возрастной группе. Например:

    • «Там, где живут чудовища», Морис Сендак
    • «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт
    • «Груффало», Джулия Дональдсон
    • «Таинственный сад», Фрэнсис Элиза Бёрнетт

    Создание черновика

    1. Придумайте увлекательное вступление. Начните с предложения, которое сразу же зацепит читателя. Используйте странное изображение главного героя в качестве вступления. Покажите персонажа в действии. Вступление должно задать тон для остальной части истории и дать читателю представление о том, чего ожидать.

      • Например, вот первые строки из книги «Гарри Поттер и Философский камень»: «Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию. Мистер и миссис Дурсль весьма неодобрительно относились к любым странностям, загадкам и прочей ерунде».
      • Это вступление устанавливает характер и тон истории, а также намекает на то, что произойдет «странная или загадочная ситуация».
    2. Используйте язык чувств и вносите детали. Оживите своих персонажей, сделав акцент на том, что они видят, слышат, чувствуют, а также какие запахи ощущают, что пробуют на вкус и к чему прикасаются. Включите язык, который описывает чувства, чтобы аудитория оставалась вовлеченной в историю.

      • Например, можно описать обстановку как «шумную и задорную» или «жаркую и душную».
      • Кроме того, можно задействовать звуки, такие как «бряк», «бум», «шмяк» и «фьють», чтобы сделать историю интересной для читателей.
    3. Включите в рассказ рифму. Захватите внимание маленьких читателей, добавив рифмованные слова в свою историю. Попробуйте писать рифмованными куплетами, где окончания каждых двух строк звучат созвучно. Или используйте рифму в одном предложении, например: «Он делал все шурум-бурум», - или: «Она была резкой и дерзкой».

      • Можно использовать точную рифму, где гласные и согласные звуки совпадают. Например, «радость» и «сладость».
      • Или можно взять неточную рифму, где совпадают только гласные или согласные звуки. Например, «вечер» и «плечи».
    4. Используйте повторения. Сделайте язык своего рассказа запоминающимся, повторяя ключевые слова или фразы на протяжении всей книги. Благодаря повторению вы удержите внимание читателя, и история «застрянет» у него в голове.

      • Например, можно повторять вопрос «Куда идет черепашка Дороти?» на протяжении всей истории. Или можно повторять фразу: «О нет!» - или: «Время пришло», чтобы поддерживать темп и динамику рассказа.
    5. Добавьте аллитерацию, метафору и сравнение. Аллитерация - это прием, в котором каждое слово начинается с одного и того же согласного звука, например, «Горилла грозно говорила» или «Тревожится Тарас, тоскует». Это интересный способ добавить ритм в письмо и сделать историю развлекательной для детей.

      • Метафора - это сравнение двух вещей. Например, можно добавить такую метафору, как: «Черепаха - это зеленая ракушка, плавающая по озеру».
      • Сравнение - это сопоставление двух вещей с использованием слов «как» или «такой… как». Например: «Черепаха по величине такая же, как моя ладонь».
    6. Заставьте главного героя разбираться с конфликтом. Ключевым элементом хорошей истории является конфликт, где главный герой должен преодолеть препятствие или проблему или разрешить какой-то вопрос, чтобы добиться успеха. Ограничьте свой рассказ одним конкретным и понятным для читателя конфликтом. Например, у вас может быть главный герой, которого не принимает общество или который испытывает трудности с семьей или с физическим развитием.

      • Еще один распространенный конфликт в детских рассказах - это страх перед неизвестным, например, освоить новый навык, переехать на новое место или заблудиться.
      • Так, у вас может быть главная героиня, которая не может «вписаться» в школьную жизнь, поэтому решает сделать черепаху своим лучшим другом. А может, она боится подвала в своем доме и должна научиться побеждать свои страхи.