• 9. Акционерные общества, виды, порядок образования и функционирования.
  • 10. Виды ценных бумаг. Методы определения доходности и стоимости ценных бумаг.
  • 11. Производственный кооператив, особенности создания и функционирования.
  • 12. Виды унитарных предприятий.
  • 14. Нематериальные активы предприятия.
  • 15. Оборотные и внеоборотные активы. Понятие сущность.
  • 16. Основные средства, сущность и классификация.
  • 17. Виды стоимостной оценки основных средств.
  • 18. Износ и амортизация основных средств. Особенности начисления амортизации основных средств в бухгалтерском учете и в целях налогооблажения.
  • 19. Методы и сущность ускоренного начисления амортизации.
  • 20. Показатели уровня использования и движения основных средств. Направления повышения эффективности использования основных средств.
  • 21. Аренда и лизинг, сущность и участники лизинговой сделки.
  • 23. Классификация оборотных средств по элементам.
  • 24. Определение потребности предприятия в оборотных средствах (нормирование оборотных средств)
  • 25. Показатели использования оборотных средств. Направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.
  • 26. Кадры, состав и структура. Характеристики кадрового потенциала предприятия.
  • 27. Производительность: понятие и методы расчета.
  • 28. Определение потребности фирмы в трудовых ресурсах.
  • 29. Формы оплаты труда: характеристика и сфера применения.
  • 30. Принципы организации и состав фонда заработной платы.
  • 4. Методика разработки показатели производственной программы.
  • 5. Бизнес-план, его назначение.
  • 7. Финансовые ресурсы фирмы. Формирование финансовых потоков деятельности фирмы.
  • 8. Расходы организации, понятие виды.
  • 10. Выявление резервов и оценка снижения себестоимости.
  • 12. Калькулирование себестоимости продукции, цели и методы.
  • 13. Доходы предприятия, условия признания, классификация.
  • 14. Прибыль предприятия, понятие и формирование. Механизм формирования чистой прибыли предприятия.
  • 15. Управление прибылью фирмы (распределение прибыли)
  • 16. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия. Методика расчета показателей рентабельности.
  • 17. Методика анализа безубыточности (маржинальный анализ)
  • 20. Основы инвестиционного анализа и методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
  • 2. Метод индекса рентабельности (рi)
  • 3. Метод внутренней процентной ставки (irr)
  • 21. Простые методы оценки инвестиционных проектов, показатели.
  • 22. Стоимость денег во времени. Показатели оценки инвестиционных проектов, рассчитанные с применением дисконтирования.
  • 23. Методы ценообразования
  • 24. Показатели эффективности финансовой деятельности фирмы.
  • 25. Основные формы организации производства.
  • 26. Производственный процесс, характеристики, проектирование.
  • 27. Структура производственного цикла.
  • 26. Кадры, состав и структура. Характеристики кадрового потенциала предприятия.

    Кадры предприятий – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанные как основной, так и не основной деятельностью.

    Следует различать такие понятия как кадры, персонал и трудовые ресурсы.

    Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу.

    Персональный состав – весь личный состав работающий по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

    Кадры – основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

    Структуру кадров характеризуют состав и количественное отношение отдельных категорий.

    Промышленно-производственный персонал – кадры, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью.

    Работники подразделяются на две группы: рабочие и служащие.

    В группе служащих выделяются такие категории работающих как: руководители, специалисты, служащие.

    Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

    (отнесение к той или иной группе определяется общероссийским классификатором)

    Руководители – лица наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Подразделяются на линейных (возглавляют относительно обособленные хозяйственные системы), и функциональных (возглавляющие функциональные отделы или службы).

    На государственных предприятиях – это работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений.

    Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами деятельности.

    Служащие – работники, осуществляющие подготовку, оформление документации, учет, контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство.

    Непромышленный персонал – работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений, состоящих на балансе предприятия.

    В зависимости от характера трудовой деятельности кадры подразделяются по профессиям, специальностям и квалификации.

    Профессия особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

    Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

    Т.е. специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии.

    Квалификация – характеризует степень овладения работником той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

    Уровень квалификации рабочих определяется разрядами, которые им присваиваются в зависимости от теоретических знаний и практической подготовки.

    Для предприятий и организаций бюджетной сферы в нормативном порядке устанавливаются тарифно-квалификационные характеристики (требования).

    Они служат основой при разработке должностных инструкций, дифференциации и уровне оплаты труда этих работников.

    Оценка стоимости кадрового потенциала по модели полезности:

    Оценка эффекта (полезности) тех или иных кадровых инвестиций;

    Оценка экономических последствий трудового поведения людей в результате проведения тех или иных мероприятий: рост производительности; улучшение качества; увеличение продажи; сокращение срока освоения мощностей и т.п.

    Количественные оценки кадрового потенциала определяются по таким показателям, как численность персонала, профессионально- квалификационный состав, половозрастной состав, укомплектованность по должностям, специальностям и профессиям, соотношение среднего разряда работ и рабочих, и др.

    Качественные характеристики кадрового потенциала дают оценку коллективу организации в целом: организационная культура; корпоративный дух; наличие формальных и неформальных групп; социально-психологический климат.

    Индивидуальные характеристики кадрового потенциала служат для оценки профессионально-личностных качеств отдельных руководителей, специалистов и работников: квалификация, профессиональный опыт, качества менеджера, психофизиологические особенности, владение ноу-хау, конкурентоспособность на рынке труда.

    Классификация, состав и структура кадров предприятия

    Кадры предприятия – это постоянно участвующие в производственно – хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности трудящиеся, прошедшие определённую профессиональную подготовку и имеющие опыт работы. Или это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

    По принятой классификации кадры предприятия делятся на две категории:

    промышленно производственный персонал (ППП), к которому относятся лица непосредственно связанные с производственно – хозяйственной деятельностью;

    непромышленный персонал – работники непосредственно не связанные с производственной деятельностью предприятия (работники жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых учреждений, числящихся на балансе предприятия и др.)

    В свою очередь ППП в зависимости от выполняемых функций делится на следующие категории работников:

    1. Рабочие – лица, непосредственно участвующие в процессе материального производства. В зависимости от выполняемых ими функций они делятся:

     на основных , непосредственно занятых изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий и т.п.);

    вспомогательных , выполняющих различные функции по обслуживанию производственного процесса (наладчики, ремонтники, складские рабочие и т.п.).

    2. Руководители – лица, выполняющие функции организации и управления производством (директор, его заместители, начальники отделов, цехов, смен, мастера и т.п.).

    3. Специалисты - работники, имеющие законченное высшее или средне специальное образование и выполняющие функции технической подготовки производства, исследования, конструирования и т.п.(технологи, конструктора, экономисты, юристы и т.п.)

    4. Служащие – лица, выполняющие различные функции по управлению производством – подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное и административное обслуживание и т.п. (делопроизводители, кассиры, секретари и т.п.).

    На отдельных предприятиях могут быть выделены ученики, охрана.

    По характеру и сложности выполняемых работ весь персонал для целей планирования потребности в кадрах группируется по профессиям, специальностям и квалификации.

    è Под профессией понимают определенный род деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, позволяющих выполнять определенный род работы.

    è Специальность – комплекс знаний в рамках профессии (слесарь-инструментальщик, слесарь- сборщик, слесарь-сантехник)

    è Квалификация – степень и уровень подготовки работника. Характеризует степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы. Для специалистов и служащих уровень квалификации определяется на основе уровня специального образования с последующей корректировкой по итогам проводимых аттестаций. Для рабочих уровнем квалификации служит тарифный разряд, присваиваемый каждому по итогам производимых испытаний.


    Структура кадров – это удельный вес соответствующей группы работников в общей численности персонала. Изучение состава рабочей силы предполагает и получение соответствующих структурных характеристик по ряду демографических признаков: пол, возраст, уровень общего и специального образования и др. Эти данные необходимы предприятию для выработки кадровой политики и перспектив кадрового состава. Структура кадров изучается и анализируется и по предприятию в целом, и по отдельным его подразделениям.

    Кадровый состав предприятия характеризуется следующими показателями :

    1. Списочная и явочная численность работников

    2. Среднесписочная численность за определённый период

    3. Удельный вес работников отдельных категорий в общей численности ППП

    4. Темпы роста численности рабочих за определённый период

    5. Средний разряд рабочих

    6. Средний стаж работы руководителей и специалистов

    7. Текучесть кадров по приёму и увольнению

    Для учета численности на предприятии применяют показатели списочного, среднесписочного, явочного состава и фактической численности работников. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную, или временную работу сроком на 1 день и более со дня зачисления их на работу. В этом списке каждый календарный день учитываются как фактически работающие так и отсутствующие по каким-либо причинам. Среднесписочная численность за отчетный месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1 по 31 число, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. При определении среднесписочной численности включаются штатные работники, совместители с коэффициентом 0,5 и работники, работающие по договорам подряда.

    Для малых предприятий допускается упрощенное определение среднесписочной численности работников как полусуммы данных об их наличии на начало и конец каждого отчетного месяца. Явочная численность показывает, сколько человек из числа состоящих в списке, явилось на работу. Число фактически работающих – это численность персонала, пришедшего на работу и фактически приступившего к работе. Разница между явочной и фактической численностью позволяет определить целодневные простои. Изменение в списочной численности персонала происходит вследствие приема на работу и увольнения работников.

    Основными причинами увольнения работников являются:

    1. Причины физиологического характера

    2. Причины, предусмотренные законом (призыв в армию, поступление на учебу и др.)

    3. Причины, связанные с личностью работника (собственное желание, за прогулы, в связи с решением суда и т.п.)

    К основным показателям, характеризующим движение кадров , относятся:

    1. Коэффициент интенсивности

    Анализ штатного расписания, квалификационных требований к выполняемой работе, должностных инструкций, а также основных количественных показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия (в соответствии с таблицей 2) позволяет сделать следующие выводы.

    Таблица 2. Структура кадрового состава предприятия

    Показатель

    Изменение, в %

    1. численность работников, согласно штатному расписанию

    2. фактическая численность работников

    Руководители, специалисты, служащие

    Вспомогательные работники

    4. структура кадров по полу

    Мужчины

    Женщины

    5. структура кадров по возрасту

    От 50 лет

    6. структура кадров по образовательному уровню

    Средне-специальное образование

    Незаконченное высшее

    Дополнительное образование (второе высшее, кандидаты, доктора наук)

    7. структура кадров по стажу работы в данной области

    Менее года

    От года до трех лет

    От трех до пяти лет

    Более пяти лет

    Фактическая численность работников немного ниже плановой численности, согласно штатному расписанию, в 2007г. (96%), однако в 2008 г. фактическая численность работников превышает запланированную на 5%.

    Структура кадров по социально-типологическим признакам характеризуется примерно равным числом работников мужчин и женщин (47% и 53%).

    Наибольший удельный вес в структуре кадров по возрасту занимают работники в возрасте от 25 до 35 лет (47%) и от 35 до 50 лет (28%).

    По уровню образования более половины персонала предприятия (62%) имеют высшее образование, при этом 16% имеют второе высшее либо ученую степень.

    Таким образом, кадровый состав ООО «Лелея» можно охарактеризовать как опытный коллектив, с высоким образовательным уровнем и средним стажем работы от трех до пяти лет.

    Анализ движения рабочей силы.

    Таблица 3. Причины увольнения работников ООО «Лелея»

    Уволено по причинам

    Кол-во рабочих, чел

    * на пенсию по возрасту

    * по инвалидности

    * пенсионеров

    * по соглашению сторон

    * за нарушение труд. дисциплины

    * по собственному желанию

    * неудовл. содержанием труда

    * сменный режим труда

    * работа не по специальности

    * не устраивает з/п

    * конфликт с администрацией

    * перемена места жительства

    * другие причины

    Анализ движения рабочей силы на предприятии позволяет сделать вывод о том, что в исследуемом периоде процент уволившихся работников составил небольшую долю из общего среднесписочного числа персонала (6%).

    Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от производительности труда работников. В данном случае показателями производительности труда работников являются среднегодовая выработка (трудоемкость). В таблице 4 представлены данные о производительности труда работников в исследуемом периоде.

    Таблица 4. Анализ производительности труда работников

    Таким образом, в анализируемом периоде наблюдается увеличение фактической выработки на одного рабочего (трудоемкость) на 2,2%. При этом произошло общее снижение фактической выработки на одного работника предприятия на 8%. Данный факт объясняется тем, что увеличение удельного веса рабочих в общей численности персонала недостаточен для достижения эффективности, а также сокращением продолжительности смены.

    Анализ плановых показателей фонда заработной платы представлен в таблице 5.

    Таблица 5. Анализ ФЗП

    Согласно приведенным данным наблюдается увеличение плановых показателей фонда заработной платы персонала в среднем на 100%. Данный факт объясняется необходимостью увеличения заработной платы с целью материальной заинтересованности работников в качественном выполнении производственных заданий.

    Анализ издержек, связанных с формированием и использованием кадрового ресурса.

    Обращение к трудовому потенциалу как нематериальному ресурсу, требующему определенных инвестиций, позволяет характеризовать данный ресурс в денежном выражении и оценить стоимость нанятой предприятием рабочей силы.

    В соответствии с классификацией по фазам процесса воспроизводства затраты на персонал организации относятся к затратам на формирование квалифицированной рабочей силы, затраты на ее перераспределение и затраты на ее использование. Основные данные по стоимости персонала обобщены в таблице 6.

    На этапе формирования кадрового потенциала предприятие несет издержки: планирование потребности в персонале (заработная плата кадровым аналитикам, затраты на сбор информации); набор персонала (стоимость размещения информации в СМИ, стоимость отбора кандидатов); отбор персонала (стоимость обучение 1 работника).

    На этапе распределения и использования персонала выделяют такие статьи затрат как: фонд заработной платы; затраты на социальное страхование; стоимость профессионального обучения; затраты на внутриорганизационное обучение и др.

    Основываясь на представленных в таблице 6 данных, можно сделать следующие выводы.

    Основная доля затрат на персонал - это издержки на выплату заработной платы, они составляют в среднем 73% от объема затрат на рабочую силу.

    На втором месте стоят издержки на различные выплаты, льготы, премии и затраты на социальные нужды персонала. В совокупности они составляют около 13,3% от общих затрат предприятия на рабочую силу.

    На третьем месте по уровню затрат - издержки на обучение и переобучение работников (2,88%).

    Таблица 6. Стоимость персонала предприятия в 2007 г., (тыс. руб.)

    Показатель

    1. фонд заработной платы

    2. выплаты, льготы, премии

    3. затраты на медицинское обслуживание

    4. затраты на социальное страхование

    5. затраты на содержание кадровой службы

    6. стоимость профессионального обучения в расчете на одного работника

    7. налоги на использование рабочего труда

    8. затраты на отбор

    9. количество принятых работников

    10. затраты на прием 1 работника

    11. затраты на внутриорганизационное обучение

    12. оплата неотработанного времени

    13. затраты на документальное сопровождение рабочего процесса

    14. стоимость единицы труда

    15. потери, обусловленные необходимостью обучения новых работников

    16. объем затрат на рабочую силу

    17. общая экономическая эффективность затрат на рабочую силу(%)

    Помимо издержек на формирование и использование кадрового потенциала при оценке экономической эффективности кадровых мероприятий используются такие показатели:

    Производительность труда, которая рассчитывается как отношение результата от производственной деятельности к затратам труда.

    Пт = Оп/Т, (1).

    где Оп - результат производственной деятельности (рублей).

    Т - затраты труда (среднесписочная численность работников).

    По результатам 2007 года данный показатель на исследуемом предприятии равен 3354,5 рублей, данный показатель характеризует эффективность работы сотрудника при определенном уровне затрат предприятия на развитие и использование его труда.

    Удельная затратоемкость - показатель, характеризующий затраты на рабочую силу (в руб.), необходимые для получения 1 руб. продукции.

    Ур = З/Оп, (2).

    где З - затраты на рабочую силу в отчетном периоде (рублей);

    Оп - результат производственной деятельности, (рублей).

    В исследуемом периоде показатель затратоемкости составил 0,31 руб., таким образом, можно отметить, сравнительную экономическую эффективность мероприятий по формированию кадрового потенциала с точки зрения окупаемости издержек на их проведение.

    Обратным показателем показателю удельной затратоемкости является показатель, характеризующий объем продукции, приходящийся на 1 рубль затрат на рабочую силу.

    Ф = Оп/З (3), где

    Оп - результат производственной деятельности;

    З - затраты на рабочую силу.

    В исследуемом периоде данный показатель составил в среднем 13,4 рубля. То есть на 1 рубль затрат, вложенных в развитие и использование персонала, приходится 13,4 рубля произведенных услуг (полученной выручки).

    В динамике данный показатель позволяет контролировать изменение эффективности этих затрат: рост выпуска продукции на единицу затрат говорит об их целесообразности.

    Экономическую эффективность формирования кадрового потенциала характеризует не только результативность производственной деятельности, но и ее экономичность, то есть достижение определенного результата с минимальными затратами.

    Для характеристики эффективности системы управления персоналом необходимо также оценить социальную составляющую работы.

    Среди работников предприятия было проведено анкетирование. В анкетировании участвовали 23 человека из руководителей, специалистов и служащих.

    Таблица 7. Оценка взаимоотношений персонала с компанией в ООО «Лелея»

    Из таблицы 7 видно, что для большей части сотрудников компании работа занимает важное место в жизни (приоритетнее личной жизни или наравне с ней). Однако треть сотрудников считает, что личное время важнее работы. Так отметили 8 человек. Из них только один мужчина - остальные - женщины. Для каждого пятого сотрудника компании работа важнее личного времени. Так отметили 5 человек.

    Работникам, участвующим в исследовании было предложено ответить на несколько вопросов, позволяющих определить уровень удовлетворенности своей работой.

    Рис.6.

    Результаты опроса представлены в таблице 8.

    Таблица 8. Удовлетворенность работой персонала ООО «Лелея»

    Характер ответов

    Руководители

    Медицинский персонал

    Вспомогательные рабочие

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Не совсем

    Затрудняюсь ответить


    Рис.7.

    Как следует из таблицы 8, один из руководителей не удовлетворен своей работой. Из медицинского персонала около половины считают свою работу удовлетворительной, и около половины - недостаточно удовлетворительной. Не удовлетворен работой 1 человек из числа опрошенных.

    Что касается вспомогательных работников, то они в большинстве своем не вполне удовлетворены работой, однако 3 человека считают свою работу удовлетворительной, и только один человек не удовлетворен условиями работы в ООО «Лелея».

    В таблице 9 представлены факторы, влияющие на удовлетворенность персонала косметологического центра работой.

    Таблица 9. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой персонала косметологического центра ООО «Лелея»

    Как видно из таблицы 9, к числу основных факторов, которые не устраивают работников косметологического центра ООО «Лелея", можно отнести непрестижность работы, низкую оплату - так отметили 5 официантов и поваров и 2 мойщицы и уборщицы. Кроме того, 3 вспомогательных работников отметили, что работа не интересная. Так же ответили двое косметологов.


    Рис. 8.

    Для троих медицинских работников данная работа не соответствует полученной специальности, что представлено в таблице 10.

    Таблица 10. Соответствует ли выполняемая вами работа вашей квалификации? (по результатам соц. опроса персонала ООО «Лелея")

    Как показывает анализ данных таблицы 10, квалификация руководителя соответствует требованиям работы. Среди медицинского персонала у троих человек квалификация выше, чем этого требует работа, то же отмечается и в группе вспомогательных работников. Вполне соответствует требованиям работы квалификация большинства (8 человек) косметологов и 4 вспомогательных работников. И только у троих специалистов и у двух работников по техническому обслуживанию квалификация ниже, чем этого требует работа.


    Рис. 9.

    В таблице 11 представлены результаты оценки психологического климата в компании.

    Таблица 11. Как вы оцениваете психологический климат в вашем коллективе? (по данным соц.опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Как видно из таблицы 11, благоприятная обстановка в коллективе положительно влияет на работу коллектива.


    Рис. 10.

    Хороший психологический климат характеризуется высокой степенью доверия членов коллектива, требовательностью друг к другу, сплоченностью, психологической совместимостью.

    Как показывает данная таблица, в компании психологический климат оценивает как очень хороший только один человек.

    Как нормальный психологический климат оценивает большинство персонала - руководители, 12 косметологов и 5 вспомогательных работников. Два медицинских работника и три специалиста оценивают психологический климат отрицательно, и один человек - резко отрицательно. Это говорит о том, что есть возможности для улучшения системы мотивации.

    В таблице 12 представлены результаты анализа привлекательных сторон служебной деятельности.

    Таблица 12. Какие стороны служебной деятельности наиболее привлекательны для вас? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Характер ответов

    Руководители

    Медицинский персонал

    Вспомогательные работники

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Возможность приносить пользу обществу

    Возможность творчески работать

    Возможность руководить коллективом

    Возможность реализовать себя в данной области

    Возможность широкого общения с людьми (коллегами и клиентами)

    Возможность работать без ущерба для здоровья

    Возможность служебного роста

    Стремление выполнять высокооплачиваемую работу

    Как показывают данные таблицы 12, среди основных привлекательных сторон служебной деятельности были названы: возможность широкого общения с людьми - данную позицию подчеркнули 7 специалистов и 4 вспомогательных работников. На втором месте стоит возможность реализовать себя в данной области - так ответили 3 косметологов.

    Возможность творчески работать отметили 2 специалиста. Все остальные факторы незначительны - они либо остались неотмеченными, либо их выделило очень небольшое количество сотрудников.

    В таблице 13 представлена удовлетворенность персонала размером заработка.

    Таблица 13. Устраивает ли вас тот размер заработка, который вы получаете? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Характер ответов

    Руководители

    Медицинский персонал

    Вспомогательные работники

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Когда как

    Затрудняюсь ответить

    Анализируя систему оплаты труда, представленную в таблице 13, следует отметить, что в среднем специалисты-косметологи удовлетворены системой оплаты труда - так ответили 9 человек. Не удовлетворены заработной платой 4 медицинских работников, и полностью удовлетворены 3. Руководитель также полностью удовлетворен уровнем заработной платы. Среди вспомогательных работников заработной платой не удовлетворены большинство - 5 человек. Два человека удовлетворены на среднем уровне и два довольны своей заработной платой.

    В таблице 14 показана зависимость заработной платы персонала от результатов труда.

    Таблица 14. Зависит ли заработная плата от фактических результатов вашего труда? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Характер ответов

    Руководители

    Медицинский персонал

    Вспомогательные работники

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Зависит премия

    Затрудняюсь ответить

    Анализируя таблицу 14, можно отметить, что в косметологическом центре ООО «Лелея» заработная плата напрямую зависит от результатов труда.

    Так отмечают большинство специалистов-косметологов (12 человек) и вспомогательных работников (4 человека).

    Кроме заработной платы от результатов труда зависит и премия - так ответили трое косметологов и два технических работника.

    И только один человек отметил, что заработная плата не зависит от результатов труда.

    В таблице 15 представлены результаты полноты реализации способностей персонала.

    Таблица 15. В полной ли мере вы реализуете свои способности (знания, умения, навыки) на работе? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Анализируя таблицу 15 можно сделать выводы, что в полной мере используют свои способности (знания, умения, навыки) около трети работников косметологического центра.

    В таблице 16 указаны факторы, препятствующие полной реализации способностей работников.

    Таблица 16. Если Вы не в полной мере реализуете свои способности на работе, то почему? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Характер ответов

    Руководители

    Медицинский персонал

    Вспомогательные работники

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Низкий оклад

    Нет связи между размером оплаты труда и результатами работы, моей квалификацией и профессионализмом

    Нет моральной заинтересованности (продвижения по должности, самореализации)

    Нет необходимости использовать в полной мере мои интеллектуальные и физические способности на работе

    Другое (напишите)

    Как следует из таблицы 16, среди факторов, отрицательно влияющих на реализацию способностей, руководитель отметил отсутствие необходимости использовать в полной мере интеллектуальные и физические способности на работе.

    Специалисты и косметологи в равной степени считают отсутствие необходимости реализовать интеллектуальные и физически способности превалирующими.

    Кроме того, отмечают отсутствие связи между размером оплаты труда, квалификацией и профессионализмом.

    В таблице 17 представлена удовлетворенность персонала системой морального стимулирования.

    Как показывает таблица 17, в косметологическом центре «Лелея» имеются резервы мотивации труда посредством морального стимулирования. Например, полностью удовлетворены системой морального стимулирования только один из технических работников и один медицинский работник.

    Таблица 17. В какой мере вы удовлетворены системой морального стимулирования (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Руководитель в основном удовлетворен системой морального стимулирования, как и специалисты, косметологи и вспомогательные работники в среднем на 50%.

    Однако 6 косметологов и 2 вспомогательных работника не удовлетворены системой морального стимулирования.

    В таблице 18 дана оценка условий для продвижения по карьерной лестнице.

    Как следует из таблицы 18, резервы усиления мотивации есть и в области продвижения по службе. Условия для дальнейшего продвижения оценивают хорошими только руководитель, 3 косметологов и один из технических работников.

    Как удовлетворительные оценивают возможности продвижения по карьерной лестнице 5 косметологов и специалистов и трое вспомогательных работников. Откровенно плохими считают условия продвижения по служебной лестнице около половины из медицинского персонала (7 человек) и 3 технических работников. Хотя для вспомогательных работников, и медицинского персонала, чей возраст в среднем 26-40 лет и моложе, важно видеть перспективу дальнейшего повышения в должности, причем у 5 из них есть резервы в квалификации, которая у них выше, чем этого требует работа. Предоставить больше возможностей карьерного роста - еще один фактор мотивации, способный значительно повлиять на результативность труда.

    В таблице 19 указаны негативные факторы, связанные с работой персонала.

    Таблица 19. Имеют ли место в вашей работе такие факторы, как: (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Характер ответов

    Руководитель

    Медицинский персонал

    Вспомогательные работники

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Кол-во, чел.

    Монотонность, однообразность

    Неравномерная загруженность в течение дня (иного периода)

    Высокая степень ответственности за принимаемые решения

    Боязнь совершить ошибку

    Частые конфликтные ситуации

    Длительная работа на компьютере

    Частая работа в режиме сверхурочного времени

    Другие негативные факторы (напишите)

    Как следует из таблицы 19, у вспомогательных работников на первом месте - неравномерная загруженность в течение дня. Высокая степень ответственности имеет место в работе руководителя. Из общих для всех категорий работников превалирует монотонность и др. Косметологи часто работают в режиме сверхурочного времени.

    В таблице 20 дана оценка условий труда.

    Таблица 20. Как вы оцениваете условия вашего труда (комфорт, техническая оснащенность, обеспечение физической и психологической защищенности и т.д.)? (по данным соц. опроса персонала в ООО «Лелея»)

    Как показывает таблица 20 условия труда (комфорт, техническая оснащенность, обеспечение физической и психологической защищенности) в косметологическом центре «Лелея» находятся на удовлетворительном уровне. Так отметили 8 косметологов и 5 вспомогательных работников.

    Кроме специфических факторов, связанных с работой, на работников косметологического центра действуют и последствия обычных стрессовых явлений, свойственных всем россиянам: угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране и т.д.

    Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силу напряженности.

    Это часто приводит к преждевременному утомлению, снижению внимания, ухудшению показателей самочувствия, активности, и как следствие, к увеличению числа ошибок, ухудшению качества работы и другим нежелательным явлениям.

    Действие специфических факторов, приводящих к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и надежности деятельности.

    Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих место в деятельности персонала ООО «Лелея», осуществляется за счет волевых усилий, с подключением резервных возможностей.

    При этом резервные возможности должны быть функциональными, т.е. связанными с запасом умений, навыков, знаний, используемыми в чрезвычайных ситуациях.

    Учитывая условия деятельности работников косметологического центра «Лелея», соответствующим образом нужно подходить к вопросу мотивации их труда.

    Во-первых, необходима психологическая готовность к работе в таких условиях.

    Во-вторых, нужна система положительных мотиваций как главного компонента устойчивости профессиональной деятельности в количественном и качественном аспектах, а также во временном аспекте профессиональной деятельности.