Период адаптации ребенка к школе обычно длится от 4 до 7 недель. В этот период школьник привыкает к особенностям школьного режима. Первокласснику приходится не только вовремя просыпаться и вставать, но также на всех уроках требуется сидеть спокойно, привыкать к тому, что урок длится 45 минут, а дома необходимо выполнять домашние задания. Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, пропуски занятий. Необходимо, чтобы учителя и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, даже несмотря на то, что большинство детей к 6-7 годам с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек.

В первые несколько месяцев у ребенка происходитадаптация к школьному коллективу , т.е. к учителю, к своим новым товарищам - одноклассникам. Нередко первоклассник теряется в новой для него школьной обстановке, не может сразу познакомиться с детьми, чувствует себя одиноким. При всей возможной приветливости и доброжелательности со стороны учителя, он все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости при общении с ним. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем детям и вместе с тем внимательно наблюдать за индивидуальными особенностями выполнения этих требований разными детьми. На основе такого специального изучения детей можно выбирать тот или иной конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в том, чтобы воспитать у всех первоклассников привычку спокойного, выдержанного поведения на уроках, соблюдения общего темпа учебных занятий.

Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ребенка в школе - привить ему чувство того, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.

С поступлением ребенка в школу меняетсяположение ребенка в семье . Появляются новые обязанности и новые права. У первоклассника должно быть свое учебное место, там где он сможет в спокойной обстановке выполнять домашние задания. Члены семьи должны с пониманием отнестись к новому режиму дня ребенка.

К трудностям в адаптации ребенка к школе относится и возникающий иногда страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, опасения, что ребенок в школе будет простужаться и болеть. В других случаях некоторые родители, наоборот ожидают от ребенка чрезмерно высоких результатов, достижений, поэтому всякий раз, когда он с чем-то не справляется, чего-то не умеет, активно демонстрируют свое недовольство им, тем самым порождают в нем чувство неуверенности в себе, тревожности, страха и нежелания учиться.

18. Психологическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни. Естественно, она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами.

Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают связь между изменениями формы и значения.

Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Каждая учебная операция должна быть отработана.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя.

Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать.

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Начало обучения детей в школе – интересный, но трудный период, как для первоклассников, так и их родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка, возрастают требования к нему, появляются новые обязанности. От того, насколько успешно прошла адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость и даже здоровье. Адаптация ребёнка к школе – это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. При поступлении в школу ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников – класс, в которой нужно научиться общаться и взаимодействовать. Теперь необходимо выполнять множество новых правил и задач: на уроках – спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут подряд, на переменах – соблюдать дисциплину, а приходя из школы – делать домашние задания. Данный период совпадает еще и с кризисом 7 лет, поэтому ребенку требуются дополнительные силы, чтобы привыкнуть к изменениям, происходящим в его жизни. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую . Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

    Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

    Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

    Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

    Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

    Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

    Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

    Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

    Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

    Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

    Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

    По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

    Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

    Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

    Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

    Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

    Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

    Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.

    Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

    Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Для того чтобы адаптация прошла спокойно и быстро, желательно, заняться подготовкой детей к школе заранее. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологическая подготовка к школьному обучению: «Радуюсь знанию и общению» ,которая рассчитана на детей в возрасте от 5,5 до 6,5-7 лет. Срок обучения детей по программе – 9-10 месяцев; время обучения – 2 часа в неделю. Программа базируется на многолетнем опыте работы автора с дошкольниками по данному направлению. Особенностью программы является совмещение различных психологических направлений в работе с детьми возраста подготовительной группы для достижения основной цели – качественной гармоничной готовности ребенка к школьному обучению. Программа опирается на представление о необходимости объединенных усилий семьи и учреждения, в котором осуществляется подготовка к школе . Особенности программы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, чуткость к эмоциональным состояниям ребенка, контакт и консультативные беседы с родителями, вариативность содержания и форм проведения занятий (использование развивающих практических заданий, творческих упражнений, наглядности и т.д.). Цель программы заключается в том, чтобы сформировать высокий уровень всесторонней готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Задачи программы объединяются в три категории:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:

    потребность в познании, самопознании и саморазвитии;

    положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;

    интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);

    базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);

    эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:

    развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;

    развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;

  • творческого осмысления процесса познания.

3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.

По завершению программы дети легко и с удовольствием переходят к систематическому школьному обучению и быстро привыкают к новым условиям .

От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.

Поступление в школу вносит в жизнь ребенка большие изменения. Период адаптации достаточно сложен для него. Как облегчить первокласснику период привыкания к школе.
Выявление готовности ребёнка к школе
Прежде чем раскрыть составляющие психо­логической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предсто­ит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым ус­ловиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:

    начинается новая для ребенка деятельность - целиком учебная, а не игровая;

    он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей;

    ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания: и успехи оцениваются.

Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие: мотивационную готовность, волевую готовность, готовность познавательных функций, готовность руки к овладению письмом, социальную готов­ность.
Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологичес­кая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и уме­ний, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.
Мотивационная готовность к обучению
Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребен­ка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На во­прос "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском
саду?"Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэто­му он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в шко­ле, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся
в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется
иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридо­ру и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа
привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель
уже утратит для ребенка всякую привлекательность).
Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внима­ния, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению
К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентриро­вать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошколь­ник еще не всегда способен воспринять слово"надо"как руководство к дейст­вию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их лег­ко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают. Во­левая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действо­вать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оце­нивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Готовность познавательных функций
Процесс учения обеспечивается основными познавательными функ­циями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребен­ка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познава­тельные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).
Готовность руки ребенка к овладению письмом
Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степе­-
ни зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возмож­ных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме
того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, ка­кая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до
конца сформированную функцию, которая может тормозить его успевае­мость в школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тон­кая моторика). В психическом развитии человека очень многое определя­ется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совер­шаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая мотори­ка у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность
Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышен­ную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим опреде­ляется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.
Развитие пространственных представлений
Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недос­таточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в про­странстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.
Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; делать из проволоки; рисо­вать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять эти движе­ния на чистой бумаге, обмакнув палец в краску.
Развитие речи
Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе проти­вопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.
На развитие речи сильно влияет общение с ребенком по поводу прочи­танной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрос­лые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок (комиксы). Ребе­нок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для тре­нировки навыков обобщения и выделения существенных признаков полез­на игра "сходство и различие". Если ребенку трудно, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для получения положительного результата, такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжела­тельной обстановке.
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успеш­ными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими им людьми. Самое дорогое, что мы можем подарить ребенку, - это посвящаемое ему время. "Каждый родитель вправе выбрать, во что "инвестировать" свое свободное время: в нескончаемый поток "важных" дел или в собственного ребенка.

Развитие произвольности поведения
При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребен­ка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, как это ни странно, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое пове­дение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвиж­ные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях органи­зовать такие игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру «"Да" и "нет" не говорите» родителям вполне по силам. В такой игре ребенок приучается действовать не по первому импульсу, а по правилу.
Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите
Ведущий обходит играющих и каждому говорит: «Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!» После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные вопросы, провоцируя чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: "черный", "белый", "да", "нет". Дети в игре внима­тельно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий: Что продается в булочной? Ребенок: Хлеб. Ведущий: Какой? Ребенок: Мягкий.
Ведущий: А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый? Ребенок: Всякий.
Ведущий: Из какой муки пекут булки? Ребенок: Из пшеничной.

Также развитию произвольности способствуют любые действия по за­данному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?
Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребенок, или в детскую районную поликлинику – там вам объяснят, как найти нужного специалиста.
Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

    Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

    Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?

    Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

    Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?

    Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?

    Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо – уши, человек – люди, ребёнок – дети)?

    Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

    Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

    Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

    Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

    Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

    Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло)?

    Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

    Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

    Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 – 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 – 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Каким должен быть домашний завтрак младшего школьника?

Известно, что школьники, которые получают полноценный завтрак дома, лучше учатся, реже страдают от избыточного веса и простудных заболеваний.
Завтрак для ребенка должен обязательно включать фрукты, зерновые и молочные продукты!
Есть определенные продукты, стимулирующие умственную деятельность школьника. Например, для поддержания работы мозга необходима глюкоза, которая содержится в чае, шоколадных конфетах.
Актуален в школьном рационе витамин В6 (витамин памяти), помогающий быстрее думать, концентрирующий внимание). Содержится в макаронах из твердых сортов пшеницы, бананах, картофеле, орехах.
Витамин F избавляет от рассеянности. Содержится в зелени, капусте.
Магний помогает справиться с бессонницей, тревожностью, стрессами. Его много в плавленом сыре, картофеле, молоке.
Для того, чтобы ребенок позавтракал с аппетитом, примените фантазию. Например, обычную кашу украсьте горстью свежих ягод или из кусочков фруктов выложите на тарелке смешного человечка.
Попробуйте приготовить ребёнку на завтрак следующие блюда:
Макаронный салат. Разноцветные макароны твердых сортов отварить, откинуть в дуршлаг, остудить. Маслины без косточек нарезать колечками, смешать с макаронами. Добавить зеленый горошек. Посолить по вкусу. Полить оливковым маслом или заправить майонезом.
Каша «С добрым утром!». К геркулесовым хлопьям добавить свежие фрукты, сухофрукты, орехи, семечки. Залить кипящим молоком, подержать на огне 1 – 2 минуты, закрыть крышкой, дать настояться. Через 3 – 5 минут каша готова. Добавить по вкусу мёд, сахар, соль, сливочное масло.

Каковы преимущества и недостатки группы продлённого дня?

Преимущества. Группу продленного дня ребенок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный горячий обед, обязательно находиться в детском коллективе (иногда очень беспокойном, конфликтном) целый день. Нервная система младшего школьника, особенно первоклассника, испытывает огромные нагрузки. Многие дети (в зависимости от типа нервной системы, темперамента) устают к концу первой половины дня, перевозбуждаются от учебной деятельности, различных эмоций. Они становятся плаксивыми, раздражительными, неуправляемыми. После уроков им необходимо сменить обстановку, побыть в тишине, заняться тихими играми в одиночестве, что вряд ли достижимо в группе продлённого дня. Поэтому, если у вас есть возможность забирать ребенка после уроков или хотя бы после обеда, обязательно ее используйте. Таким образом, вы оградите нервную систему ребёнка от лишних стрессов и психических нагрузок.

Как делать уроки с младшим школьником ?

Главное – найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра – соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра – путешествие, моральное или материальное стимулирование).
Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребенком распорядок дня и активно поощряйте его выполнение; объясните ему, что от того, насколько быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

    Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

    Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.

    Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.

    Оговорите с ребенком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы).Такой прием поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.

    Подскажите ребенку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).

    Через каждые 15 – 25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.

    Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи маленькому ученику.

    Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.

    Приучайте ребенка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.

    Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребенка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!

    Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

НАДО ЛИ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ?
НАДО! Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.
Ученые приводят ряд причин, по которым следует учить ребенка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

    Дети гиперактивны, любознательны. Если ребенку в 7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

    Почти все дети в возрасте «от 2 до 5» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та легкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

    Научившись читать в раннем возрасте, ребенок умеет освоить гораздо больше информации, чем те из сверстников, кто был лишен такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1 классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте до 12 лет.

    Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе не интересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять. И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех – стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Обычно лучшие ученики любого класса – это хорошо читающие дети.

Каким должен быть режим дня младшего школьника?
Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.
Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов . Даже незначительное, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье ребёнка. При организации сна следите, чтобы ребёнок ложился и вставал в определённое время (например, в 7:30 встаёт, значит, должен лечь спать в 20:30). Приучайте его выполнять все положенные перед сном гигиенические процедуры, не разрешайте активных игр, не давайте плотного ужина, кофе, крепкого чая. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: выключите яркий свет и телевизор, прекратите громкие разговоры.
Утренняя гимнастика способствует вхождению в ритм рабочего дня. Проводиться она должна не от случая к случаю, а регулярно. Организуйте спортивный уголок, приобретите специальный инвентарь, включите ритмичную музыку, сами выполните несколько упражнений, и тогда зарядка для ребёнка скоро станет приятной привычкой.
При организации питания ребёнка обращайте внимание не только на качество и калорийность пищи, но и на правильный режим питания, то есть приём пищи в течение дня в строго определённое время.
Ребёнка 7-10 лет рекомендуется кормить не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3-4 часа . Утром он должен получать горячий завтрак. Обед - в строго определённое время, обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть лёгким, и давать его следует за 1-1,5 часа до сна. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак, а не булочку с чаем, при продлённом дне - завтрак и обед. Постоянно напоминайте ребёнку, что нужно мыть руки перед едой, не есть немытых фруктов и овощей, кушать аккуратно, тщательно пережёвывая пищу.
Отдых должен быть активным . После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимы пребывание на свежем воздухе и подвижные спортивные игры, прогулка желательна и после выполнения домашних заданий.
В режиме дня должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий. Для второклассника это время не должно превышать одного часа, для третьеклассника - полутора часов, для четвероклассника- двух часов.

Оптимальное время для выполнения домашних заданий: 15:00-17:00.
Не забудьте включить в режим дня школьника посещение кружков или спортивных секций, выполнение домашних поручений.
Чтобы ребёнок привык соблюдать режим дня, составьте его вместе с ним. Согласуйте все требования, в первые недели помогайте ему осваиваться, не поощряйте необоснованного невыполнения режима и обязательно хвалите ребёнка за его старание, прилежание.
НОВЫЕ советы родителям первоклассников

    Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

    Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.

    Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

    Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывай­тесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам..

    Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происхо­дил без ребенка.

    После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора доспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовле­ния уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

    Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой»,
дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна
наша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка
(«не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то.., ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

    Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

    Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учи­телем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

    Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показа­тели утомления, трудности учебы.

Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся задень и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра - новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Портрет одарённого ребенка

    Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

    Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

    Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

    Склонен к рискованным действиям.

    Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразо­ванием, улучшением общества, предметов.

    Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, ко­торые могут не казаться другим смешными.

    Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

    Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

    Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити­ческого изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Советы родителям одарённых детей:
* поймите ребенка и осознайте его уникальность;
* помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
* поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
* не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
* учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
* спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
* не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
* создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
* учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
* считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их первоклашка к новой жизни - урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон - все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Что же должны знать взрослые о показателях такой адаптации, ее особенностях и своей роли в этом процессе? Попробуем разобраться.

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу - это когда он с радостью идет в школу, с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других учеников, лучше справляющихся с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят.

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе - это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний школьников в сентябре, особенно первоклассников.
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия.
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, многие детишки к окончанию первой четверти в первом классе теряют вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли. А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием.
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная, и ученик испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись.
  3. Уровень самостоятельности первоклассника при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания учиться.


Стресс и адаптация ребенка к школе

Нередко первоклассники испытывают стрессы в период адаптации к школе. И особенно этому подвержены дети, которые не посещали детский сад . Первоклассники испытывают три вида стрессов:

  1. Социальный. Это проявляется в формировании взаимоотношений с одноклассниками, учителем.
  2. Интеллектуальный. Он проявляется при интеллектуальных нагрузках и усвоении новых знаний.
  3. Иммунологический. В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей, которые иногда провоцируются естественным обменом бактериями между одноклассниками.

Для того чтобы облегчить все эти виды стресса, родители должны соблюдать определенные рекомендации, разработанные психологами и педиатрами:

  1. Сон. Семилетним детям надо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, возможен и дневной сон.
  2. Прогулки и физические нагрузки. Лучший отдых - смена деятельности, поэтому умственную активность нужно сочетать с двигательной. Запись в бассейн, спортивный кружок поможет легче пережить адаптацию в школе. Первоклассникам врачи советуют проводить на свежем воздухе как минимум два часа в день.
  3. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах.

Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения. Школьная дезадаптация - это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника. Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание к новой школе, необходимость смены которой зачастую обусловлена семейными обстоятельствами, - сильный эмоциональный стресс в любом возрасте. Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: "Как же меня будут воспринимать в классе?", "Понравятся ли мне новые учителя?". И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой. Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании.

Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию , не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Адаптация к школе после летних каникул

После трехмесячного отдыха детишкам гораздо сложнее привыкнуть к школе, нежели взрослым выйти на работу после отпуска. Чтобы им быстрее включиться потом в учебный процесс, психологи советуют уже с середины августа менять режим дня. Он должен быть таким, как и в сентябре. Ребенку необходимо раньше ложиться спать и соответственно подниматься в то время, в какое он обычно поднимается в период школы. Во второй половине августа необходимо повторить пройденный в прошлом учебном году материал, больше читать.

За лето детская рука отвыкает от письма, поэтому необходимо написать с ребенком несколько диктантов. Пусть дома он напишет сочинение о проведенных каникулах и о лучших впечатлениях.

В первые дни сентября давайте возможность своему ученику отдыхать после уроков час или полтора. Важно также следить за пребыванием сына или дочки на свежем воздухе.

Беспокойный сон ребенка в это время - симптом тревоги и утомляемости. Не лишним будет заваривание на ночь чая из мяты, спокойное совместное времяпровождение на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы за час-два до сна ваш ученик или ученица не играли в слишком активные, возбуждающие игры.

Усильте в начале сентября детский рацион витаминами. Включайте в меню больше салатов и фруктов. Пусть ребенок ежедневно съедает горсть орехов, которые помогут облегчить умственные нагрузки. Помочь в интеллектуальной деятельности сможет и шоколад. Но только черный. Побалуйте ваше чадо!

Специально для - Диана Руденко

Первый год в школе - это сложный период в жизни ребенка. Он вступает в новую, взрослую жизнь. Для родителей этот период не менее сложный. От них требуется максимальное участие в жизни малыша, грамотный психологический подход. В первом классе у ребенка формируется отношение к школе и вообще к процессу обучения. Чтобы малыш наиболее легко прошел адаптацию, необходимо учитывать его психическое и физиологическое состояние ежедневно.

Поступление в школу ставит перед ребенком ряд задач, выполнение которых требует от него концентрации физических и умственных сил. Учебный процесс пока непривычен для малыша, многие его стороны представляют для него большие трудности. Если в детском саду занятия длились 15-20 мин, то на уроке в школе это время увеличивается до 40-45 мин. Ребенку сложно высидеть урок, сложно не отвлекаться от занятий, сложно сдерживать эмоции. Он попадает в новый коллектив, ему нужно познакомиться с одноклассниками и учителями, установить с ними контакт. Требования школьной дисциплины отличаются от требований, которые предъявлялись к малышу в детском саду, у него появляются новые обязанности. Для того чтобы ребенок привык к школьному процессу, адаптировался к новым условиям, нужно время. Если адаптация пройдет успешно, то малыш втянется в учебу, и ему с легкостью будут даваться школьные знания. Он научится соответствовать школьным требованиям.

Как показывает опыт, не все первоклассники легко переносят адаптацию. Многие, даже обладая высоким уровнем интеллектуального развития, не могут справиться со школьной нагрузкой. Особенно тяжело проходит адаптация у детей, поступивших в школу в шестилетнем возрасте. Для них большую сложность представляет социальная адаптация, поскольку формирование личности у ребенка происходит только к семи годам. Шестилетний малыш пока не способен признать школьный режим, принять нормы школьного поведения, возложить на себя в полном объеме все школьные обязанности. В возрасте семи лет ребенок уже может произвольно регулировать собственное поведение, лучше адаптируется в социуме, вот почему специалисты рекомендуют отдавать ребенка в школу в возрасте семи лет, а не шести.

Очень важно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, безболезненно перейти от игровой формы деятельности к учебной. Сложно дается адаптация гиперактивным детям. Они неусидчивы, часто вскакивают с места, выкрикивают, перебивают учителя. Их расторможенность мешает учителю и остальным детям заниматься. К таким малышам учителю очень сложно найти подход, между ними возникает психологическая дистанция. С одноклассниками гиперактивным детям тоже сложно подружиться. Они вспыльчивы, иногда агрессивны, часто затевают драки. Однако ругать и наказывать гиперактивных малышей нельзя, им необходима помощь психолога.

У некоторых малышей встречаются другие проблемы с нервной системой. Они постоянно отвлекаются, им не хватает усидчивости, чтобы высидеть целый урок. Для решения проблемы ученику можно предложить индивидуальный график работы, чтобы он мог быстрее и легче адаптироваться к школе. К сожалению, большинство учителей хотят больше успеть на уроке, дать как можно больше материала, им не хватает времени, чтобы помочь отстающим ученикам. В таких случаях необходимо вмешательство родителей, которые могут корректно указать учителю на проблемы своего малыша и подсказать, как лучше с ним обращаться.

Некоторые дети просят разрешить им брать в школу любимые игрушки . Не нужно им это запрещать. Главное, объяснить малышу, что нельзя играть на уроке. А если во время перемены с ребенком будет частичка дома, то он легче перенесет адаптацию. Любимая игрушка дает чувство защищенности, особенно если ребенок застенчив и робок.

Начало обучения практически всем детям дается нелегко. В первое время малыши могут жаловаться на головные боли, усталость. Дети могут капризничать, часто плакать, плохо спать и отказываться от еды. Иногда могут возникнуть психологические трудности, например, страх, перепады настроения, нежелание идти в школу, неверное представление о своих способностях, может снизиться самооценка. В период адаптации снижаются защитные функции организма, дети начинают часто болеть.

Родителям надо набраться терпения и постараться избегать конфликтов с ребенком, его нужно поддержать в трудный для него период, а наказания и порицания только усугубят ситуацию. Ребенку будет еще тяжелее, если он и дома не встретит понимания и поддержки.

Адаптация к школе - это сложный многоплановый процесс. Он состоит из физиологической и социально-психологической адаптации. Составляющие адаптации связаны между собой. Любая из них способна оказать влияние на здоровье ребенка, его успеваемость в учебе, взаимодействие малыша со сверстниками и педагогами.

Как правило, в первый класс малыши приходят, уже имея за плечами определенный багаж знаний, полученных еще на занятиях в детском саду. Несмотря на это, первые полгода в школе являются самыми трудными для ребенка. Это объясняется разницей подачи информации детям. В дошкольных учреждениях малыши постигают знания ненавязчиво, в основном в игровой форме, в привычных для них видах деятельности. В школе все по-другому. Дети обязаны осознать учебную задачу.

Даже если ребенок проявляет интерес к учебе, необходима достаточная учебная мотивация. Он должен быть достаточно развитым и обладать ведущими качествами личности.

Период адаптации сопровождается изменениями в поведении детей. Это может проявляться в повышенной возбудимости малыша, проявлении агрессивности либо, напротив, вылиться в депрессивное состояние, заторможенность, чувство страха перед школой. Именно эти изменения в поведении отражают особенности психологической адаптации.

Если ребенок хорошо подготовлен к поступлению в школу , адаптация проходит для него в более легкой форме. Такие дети, как правило, в течение двух месяцев осваиваются в школьном пространстве, устанавливают дружеские контакты с одноклассниками, находят общий язык с учителями. Их поведение отличается доброжелательностью, спокойствием, хорошим настроением. Учебный процесс дается им относительно легко, они без проблем выполняют требования учителя, следуют школьным правилам. Иногда у них могут возникать некоторые сложности, например в контактах с другими детьми, поскольку школьные правила для них пока еще новы. Однако спустя некоторое время они осваиваются в школе и преодолевают все возникшие сложности.

У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые малыши проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

Есть дети, которые в течение всего первого года обучения так и не проходят адаптацию к школе. Эти малыши составляют группу риска сточки зрения школьного невроза. Они могут часто и продолжительно болеть.

Родителям необходимо помочь своему ребенку принять позицию школьника. Можно проводить с малышом ненавязчивые беседы на тему школы, объяснить ему, почему необходимо учиться, зачем соблюдать школьные правила. Дома следует смоделировать игровые ситуации, которые научат малыша соблюдать школьные правила. Можно предложить ребенку самому придумать новые правила и проиграть их.

Если ребенок в первом классе отличается плохой успеваемостью, постоянными нарушениями школьной дисциплины, высокой конфликтностью с учителями и сверстниками, то ему ставится педагогический диагноз школьной дезадаптации . Бывают случаи скрытой дезадаптации, которая проявляется не на уровне школьной успеваемости и дисциплины, а в психологических переживаниях ребенка.

Дезадаптация может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в форме протеста, враждебности, отрицания. При пассивной форме у ребенка наблюдается повышенная тревожность, он пытается избежать сложностей, становится неуверенным в собственных силах и возможностях. В некоторых случаях у малыша могут проявляться соматические заболевания, он жалуется на усталость, головную боль, его может тошнить. В некоторых случаях появляются тики и заикание.

То, как пройдет адаптация у ребенка, во многом зависит от его самооценки . Формирование самооценки у малыша начинается еще в раннем возрасте в семье. Он узнает, что его любят, как его воспринимают окружающие. Уже в раннем детстве у человека закладываются ощущения успешности или неудачи. Появление такого свойства личности у ребенка, как рефлексия - осознание своего положения, позволяет ему оценить себя как хорошего либо плохого ученика. Эта оценка складывается из отношения к нему окружающих людей-родственников. одноклассников, учителей. В процессе адаптации у первоклассника формируется чувство компетентности либо неполноценности.

Помочь первокласснику преодолеть адаптацию к школе должны педагог и родители. Малыш в это время нуждается в чуткости и понимании, ему нужны любовь родителей, внимание учителей, в некоторых случаях и помощь психологов. Общаясь с ребенком дома, родителям следует обращать внимание на все его достижения, следует оценивать его поступки, а не его самого. Если у малыша что-то не получается, необходимо поддержать его, объяснить, что все неудачи временны, скоро у него начнет все получаться. Не стоит ругать ребенка за то, что у него возникают трудности в учебе, - это может резко снизить его учебную активность.

Если малыш часто болеет, то в школе может быстро утомляться, поэтому учебный процесс будет даваться ему тяжело, а нагрузка покажется слишком сложной. Таким детям нужно особое внимание родителей и педагогов. Надо найти возможность, чтобы снизить для них психологическую нагрузку, связанную с адаптацией. Желательно, чтобы после занятий такие малыши проводили время дома, а не в группе продленного дня. Им будут полезны дневной сон и прогулки на свежем воздухе. И. конечно, нельзя забывать о психологической поддержке. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на неудачи в школе, дома его по-прежнему любят и ценят.

Сложнее переносят адаптацию дети, которые до поступления в школу не посещали детский сад. У этих малышей мало опыта общения со сверстниками, поэтому им сложно взаимодействовать с одноклассниками и учителями, так как они ждут, что в школе к ним будут относиться так же, как дома. Попадая в новую для себя обстановку, они не понимают, почему учителя не выделяют их среди других детей, а относятся ко всем одинаково, а сверстники не хотят признавать в них лидера и уступать в чем-либо. Это может привести ребенка к стрессовой ситуации, что влечет за собой нежелание ходить в школу, жалобы на то, что его все обижают.

Многие родители неадекватно реагируют на такого рода жалобы своего малыша. Они начинают думать, что их ребенка действительно обижают одноклассники, а учитель недолюбливает и относится предвзято. Прежде всего необходимо выяснить причины сложившейся ситуации. Малышу нужно показать, что его понимают, посочувствовать и вместе с тем попытаться проанализировать возникшую проблему. Ребенок не имел возможности научиться правильно общаться в коллективе, так как привык быть дома с родственниками. Конечно, сейчас ему сложно найти контакт с одноклассниками.

Его нужно научить , подсказать, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы обзавестись друзьями, завоевать симпатию и признание. Он чувствует себя в школе таким одиноким и беззащитным, нужно показать ему искреннюю веру в его возможности. Если ребенок сможет поверить в себя, то справится и со всеми трудностями.

Почти все дети хотят начать учиться, ждут с нетерпением момента, когда смогут называть себя учениками. Как правило, все первоклассники хотят хорошо учиться, соответствовать школьным требованиям и выполнять школьные правила. В первый месяц практически у всех детей очень высокая мотивация к обучению. Задача учителя - поддержать на этом этапе малышей, дать им почувствовать радость от достижения успеха, помочь в преодолении трудностей, справиться со своими страхами.

Ребенок попадает в новую для себя среду . Он пока не знаком со школьными правилами и нормами поведения, не привык к новому режиму дня. Все это до него нужно донести, показать, научить. И это задача не только учителя, но и родителей. Они могут дома объяснить малышу, как правильно вести дневник и тетради, разобрать с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, что делать, если на уроке малышу захочется в туалет.

Еще один важный момент - ребенок должен понять, что ошибки не являются преступлением с последующим наказанием. На ошибках учатся, это обычное явление в учебном процессе, поэтому не стоит бояться ошибиться. Учеба для того и существует, чтобы на собственных ошибках научиться не допускать их в будущем.

Если первый месяц сопровождается сильной мотивацией к учебе, то к началу второго месяца обычно происходит эмоциональный спад. Малыши начинают уставать, им не нравится рано вставать на занятия, долго сидеть за партой, учить уроки. Возникают первые трудности, однако именно они и учат малыша учиться. В это время ребенку нужно помочь справиться с трудностями. Здесь на первый план выходит учитель. Он становится для детей авторитетом, они копируют его, ссылаются на его слова в любых ситуациях. Часто учитель остается кумиром малышей вплоть до третьего-четвертого класса. У многих родителей этот факт может вызывать уколы ревности, однако стоит относиться к этому спокойно. Это вовсе не означает, что ребенок переключает свою любовь к родителям на учителя. Просто в жизни малыша наступает очередной психологический период, меняющий его социальную роль.

Можно сделать так, чтобы процесс учебы доставлял ребенку удовольствие и приносил радость. Если дома остались старые альбомы и тетради, в которых ребенок рисовал и писал раньше, можно сравнить их с новыми и отметить достижения. Этот процесс сравнения можно взять за привычку, тогда у малыша выработается стремление к постоянному самосовершенствованию. новым достижениям. Он будет видеть, чего добился, эмоционально переживать успех, что повысит его уверенность в себе. Ощущая моральную поддержку близких, ребенок начинает чувствовать свою ответственность по отношению учебе. При правильной мотивации со стороны родителей к концу первого года у первоклассника формируются пунктуальность, обязательность, познавательностъ. Только после того, как заканчивается адаптационный период, с него можно начинать требовать выполнения обязательств и строгого соблюдения школьных правил.

Если у ребенка при поступлении в школу возникает дезадаптация, то со временем она не исчезает, а превращается в комплексы. Его начинают считать асоциальным, на него навешивается ярлык неудачника. Вот почему так важно помочь малышу на самом старте школьной жизни.

Нельзя ругать ребенка за неудачи, нужно помнить, что все они преодолимы. Обсуждая успеваемость малыша, не нужно сравнивать ее результаты с эталоном или с результатами других детей. Сравнивать ребенка можно только с его собственными прошлыми результатами, отмечать любые улучшения. Если он не успевает в учебе, необходимо помочь ему найти вид деятельности, в котором он будет успешен и сможет себя реализовать. Это могут быть спорт, музыка, рисование или что-то другое. Тогда, отмечая его успехи на другом поприще, можно подчеркнуть, что раз он достиг хороших результатов здесь, то сможет научиться и всему остальному.

Не нужно заострять внимание на школьных оценках. Ребенок не должен думать, что его любят за хорошую успеваемость. Он должен понимать, что близкие его ценят, несмотря ни на что, принимают таким, какой он есть. Родители должны проявлять искренний интерес к школьной жизни ребенка, не акцентируясь только на оценках. Школьная жизнь насыщена другими интересными событиями - праздниками, мероприятиями, экскурсиями, о которых первоклассник с удовольствием расскажет.

Нужно поощрять занятия малыша теми видами деятельности, в которой он наиболее успешен, это позволит поднять его самооценку и обрести веру в себя. Если родителям удастся снизить у малыша чувство тревоги, то ему легче будет работать на уроках и он быстрее добьется успеха.