Вопрос №24

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.
(3) Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(б)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(И)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
(13) Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей — великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. 
(18) 0н в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — выдающийся советский и российский писатель.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует яркие средства выразительности: троп — (А)__________ („в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан", „переутомлённых культурой слушателей" в предложении 8), лексическое средство — (Б)_______ („муравьишку", „молоденькой" в предложении 7, „кругленьких" в предложении 17). Поведение зрителей, при описании которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В)_______ („и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли" в предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше всего передаёт синтаксическое средство — (Г)______ (предложения 18-20)».

Список терминов:

1) книжная лексика

3) сравнительный оборот

4) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5) фразеологизм

6) градация

7) восклицательные предложения

9) парцелляция

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Георгиевны Граник: «Союзы - это слова-связисты».

«Союзы - это слова-связисты»,- писала Г. Г. Граник, русский лингвист. И это, действительно, так.

Союзы помогают осознать смысловую связь между частями сложного предложения и между однородными членами. Неслучайно они и называются союзами, то есть соединяющими, от слова узы.

Например, в тексте Д. Н. Мамина-Сибиряка используется немало союзов, соединяющих части в составе сложного предложения. В предложении 25, допустим, автор использует союз «а», чтобы противопоставить части предложения: родители лебедя погибли, а он остался жить и был спасен Тарасом.

В предложении 4 используется сразу два подчинительных союза, которые обеспечивают параллельное присоединение придаточных: союз «когда» присоединяет придаточное времени, а союз «что» - придаточное изъяснительное.

Но больше всего союзов в этом тексте таких, которые связывают однородные члены предложения. Мы их встречаем в предложениях 7, 10, 19 и многих других.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как предложение 14 помогает передать характер сторожа Тараса: «Серые глаза его светились добротой».

В тексте Д. Н. Мамина-Сибиряка говорится о стороже Тарасе, который спас птенца лебедя.

Охотники зачем-то убили лебедя и лебедушку, а птенец остался, потому что спрятался в прибрежных зарослях. Тараса возмущает поступок охотников. Сторож говорит: «Не возьму я в толк, зачем охотники лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства». Эти слова убеждают нас, что Тарас добрый и жалостливый человек.

Но очевидным это для нас делается тогда, когда мы узнаем, что сторож подобрал лебеденка и взял к себе. Тарас вырастил птицу, он и теперь заботится о ней: сразу же бросился искать лебедя, когда увидел, что он далеко уплыл. И говорит сторож о птенце с лаской и радостью: «Бог послал!»

Поэтому читатели уже не сомневаются, что речь идет об очень добром человеке, и фраза «Серые глаза его светились добротой» только подтверждает это мнение. Герой рассказа словно бы излучает доброту, она светится в его глазах и изливается на всех, кому нужна помощь.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое душевные силы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Душевные силы - это энергия и мощь, но не физические, а те, которые живут в душе человека и помогают ему жить. Что же это за силы? Мужество? Терпение? Надежда? Мне кажется, самая могучая сила - это доброта.

В тексте Д. Н. Мамина-Сибиряка говорится о стороже Тарасе, который подобрал птенца лебедя, оставшегося без родителей, которых убили для забавы бессердечные охотники. Тарас выходил и вырастил птенца, да и теперь еще заботится о нем. Когда сторож увидел, что лебедь далеко уплыл, он бросается за ним, опасаясь, как бы с молодой и еще не окрепшей птицей не случилось беды. Даже собака Тараса такая же добрая, как и он. Пес Соболько не обижает лебедя, а охотно с ним играет.

Милосердное отношение к животным - это черта многих добрых людей. Например, мой двоюродный дедушка, очень добрый и заботливый человек, живет в деревне. Он взял к себе пять кошек и еще двух подкармливает, когда они к нему приходят на перекус. Мой дедушка не может видеть, как мучаются бездомные животные, поэтому старается помочь им всем.

Доброта, по моему твердому убеждению, это и есть самая главная душевная сила.

Объясните, как предложение 14 помогает передать характер сторожа Тараса: “Серые глаза его светились добротой”?

Герой текста Д. Н. Мамина-Сибиряка предстает перед нами как человек очень добрый и милосердный. Старый Тарас, осуждая охотников за то, что они убили таких красивых птиц, спасает от гибели птенца-сироту. У такого человека и должны глаза светиться добротой! И не только глаза! Приведу примеры из текста.

Человечность и милосердие Тараса подчеркивает и его речь, в которой есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “лебедушка”, “гуляка”. Свою собаку старик называет не Соболем, а Собольком. Птенца лебедей он величает “сиротой” и “приемышем”. Как человеческого детеныша! Ведь это тоже говорит о доброте старика.

Таким образом, не только глаза, но и поведение Тараса говорят о том, что герой текста Д. Н. Мамина-Сибиряка – добрый человек.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Он задумчиво смотрит мне вслед, словно хочет убедиться, что я мчусь в верном направлении, а я вижу, как...
  2. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 22 текста: “Но больше всего он не любит ко всему безразличных, из тех, что не умеют даже по мячу...
  3. Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое душевные силы?”, взяв в качестве тезиса...
  4. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: “И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть...

Д. Мамин-Сибиряк рассказал в своём произведении о стороже по имени Тарас, спасшем птенца лебедя. В предложении 14 описан характер Тараса. Все мы знаем, что глаза человека считаются зеркалом, отражающем его душевные качества. Это значит, что именно они обладают способностью к передаче внутреннего мира и характера человека. Если в человеке отсутствует злоба, зависть и жестокость, то и глазам его свойственно излучать доброту. Справедливость этих слов подтверждают отрывки текста Д. Мамина - Сибиряка.

Прежде всего, о наличии доброго нрава у сторожа Тараса свидетельствуют как глаза, так и поступки этого персонажа. Однажды ему пришлось спасти от гибели лебедя, и приютить эту птицу у себя, что является доказательством.

милосердного отношения героя к животным. Охотникам зачем-то захотелось убить лебедя и лебедушку, но птенец остался один, потому что его укрытием стали прибрежные заросли. Тарас возмущён поступком охотников «…зачем …лебедей застрелили…для озорства». Слова Тарас подтверждают наличие доброты и жалости у этого человека. К тому же самим автором отмечено, что Тарас, рассказывал историю, связанную со спасением лебедя, "… необыкновенно любовно, как о …человеке" близком. Сторож лебеденка взял к себе, вырастил его и не устаёт проявлять заботу о птице теперь: бросился искать лебедя при виде того, что птица далеко уплыла.

С лаской Тарас говорит о ней: «Бог послал!». Умная птица поддерживала общение с псом Собольком и сторож радостно смеялся при виде этого, как ребёнок. Подобное поведение является свидетельством наличия доброго сердца у Тараса. Читатели тоже не сомневаются, что этот персонаж очень добрый человек, а фраза «…глаза …светились добротой», как нельзя лучше подтверждает данное мнение. Герой излучает доброту, светящуюся в его глазах. Она изливается на тех, кто нуждается в его помощи.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.