September 22nd, 2011 , 07:49 pm

Ироническая фраза - это фраза, в которой истинный смысл противоречит смыслу явному. Логично предположить, что человек, склонный к иронизированию в целом лучше понимает скрытые смыслы. В то же время, ирония - это довольно мягкая форма юмора. Она привлекает мало внимания, не вызывает приступов гомерического хохота, а потому универасальней других форм юмора. Иронию можно вворачивать практически где угодно без боязни показаться неуместным, при всем этом она прекрасно снимает напряжение.

Однако есть и свои недостатки. Ирония содержит в себе элемент насмешки. Так уж получилось, что люди не любят, когда над ним насмехаются. Человека, который над вами много и постоянно иронизирует, очень быстро начинаешь хотеть послать на ху..тор. Не зря существует оборот "яд иронии". Разрушающий эффект можно нейтрализовать приправой из добродушия, но это не так просто, поскольку добродушием вообще сложно управлять - либо оно есть, либо его нет.

Получается, иронию нельзяя пользовать активно без риска испортить отношения и прослыть дураком на букву М? Да, нельзя, хотя на самом деле можно. На этот случай есть потрясная штукенция под названием самоирония. Поставим объектом иронии самого себя, получим обратную связь, независимую от окружения. Вуаля - вроде бы, все приемущества без недостатков. Увы, на практике быстро выяснияется, что много кто в принципе не догоняет самоиронию. Причем порой наглухо, без шансов - жирафы тут не при чем.

Мне кажется, самоиронию не понимают как минимум по двум причинам. Во-первых, из-за низкой самооценки, ведующей к сильной зависимости от мнения окружающих. Человек в этом случае не может поверить в то, что над собой можно смеяться - "Как, ведь ты же себя перед всеми дураком выставляешь, так же ведь нельзя!!!". В их понимании самоирония - это такой вид мазохизма. Второй вариант - недостаток воображения. Человек не способен представить себя одновременно и субъектом и объектом шутки. Подобное раздвоение для него - неразрешимый парадокс, который следует избегать. Уверен, существуют и другие объяснения.

По мне, так самоирония - самый лучшая разновидность иронии, самые ее сливки. Легкое пощщипывание собственного самолюбия не дает эгу разрастись до безобразных размеров, в то же время делая его имунным к по-настоящему серьезным уколам извне. Закутавшись в гибкий кокон самоиронии можно стать совершенно непрошибаемым к любой агрессии.
Пасквили неприятелей - как с гуся вода, упруго отражаются, не оставляя следа в психике. Подход, альтернативный жесткому панцирю самоуверенности или выкидывающимся шипам ответной агрессии.)

Долгое время большинство в моей лабе не улавливало самоироничных шуток вашего покорного господина слуги. Возможно, европейцы меньше к этому предрасположены или сказываются проблемы перевода - ведь я рассказываю шутку не на своем
языке, а они не на своем языке ее слушают, либо я рассказываю ее не с привычной для них интонацией (наш китаец Суеджи жаловался именно на это). Когда я объяснил им принципы построения моих шуток, все пошло гораздо легче. Потом надо накалякать отдельную заметку про собственный стиля юморения с примерами, мож кому поможет понимать меня лучше (не
будем тыкать пальцем, сами догадаются) =)

Смех – вот лучший способ подкрепить собственную привлекательность и стать своим в любом обществе. Ведь смеяться разрешается почти везде! А если еще и научиться смеяться над самим собой, то цены вам не будет. Смех сквозь слезы, смех без правил, улыбка до ушей… – вот сколько эпитетов можно придумать этому потрясающему умению, которое от рождения дано каждому из нас. Смех лечит людей, и в этом смысле даже можно говорить о настоящей смехотерапии Улыбайтесь, хихикайте, хохочите, смейтесь – но по-доброму. Помните, смех – не грех, тем более, если вы смеетесь над самим собой.

Смехотерапия. Умеете ли вы смеяться над собой?

Умение смирять гордыню и чувство собственной важности – удел немногих. Как правило, каждый человек относится к собственной персоне слишком серьезно и требует этого от окружающих. И многие люди ходят по жизни с напускной важностью, слишком много беспокоясь о том, что о них думают окружающие, пытаясь соответствовать принятым в обществе стандартам.

К сожалению, некоторые из нас практически лишены самоиронии, а ведь это так важно и так нужно для того, чтобы жить легче и счастливее. Способность превращать ситуацию в комическую и находить в ней что-то смешное – это редкий дар. Овладеете им – и неприятности не будут казаться такими уж пугающими, а враги – такими жестокими.

Можно ли научиться умению смяться над собой? И с чего начать этот процесс?

1. Улыбнитесь своему отражению в зеркале

Помните мультфильм про крошку Енота? Каждый раз он пугался собственного отражения в пруду, пока не научился ему улыбаться. Реальность, как и зеркало, отражает наш взгляд на нее, возвращает нам собственное отражение. Улыбайтесь больше и веселитесь, пусть в ваших глазах загорится радостный огонек, и станет в этот момент «от улыбки хмурый день светлей»!

2. Балуйте себя приличными порциями юмора

Постарайтесь чаще смотреть хорошие комедии, юмористические передачи, послушайте и почитайте талантливых юмористов, Михаила Задорнова, например, Семена Альтова, они здорово умеют посмеяться над суровой реальностью. Юмор – это действительно наш щит. Вооружившись им, уже не так страшно идти по жизни.

3. Вспомните детство

Обратите внимание, какими раскрепощенными и искренними бывают дети. Им еще абсолютно все равно, что о них думают, как они выглядят в глазах других. Они просто живут и радуются, не боятся быть смешными и неуклюжими, они дурачатся и воображают себя различными героями, легко могут изобразить зайчика, медведя, лисичку, кошечку и прочих персонажей.

Нам бы у них поучиться умению перевоплощаться! Вот, например, едете вы в общественном транспорте и раздражаетесь на людей, которые толкаются, лезут куда-то, наступают на ноги... Тут и приходит на помощь воображение! Здесь можно представить ситуацию комической, например, вообразив, что вы – хохлатый пингвин, и люди вокруг – тоже неуклюжие хохлатые пингвины. Вот они крыльями своими машут, суетятся, неудобно им на своих ластах в тесноте передвигаться. И как можно злиться на пингвинов, они же такие милые и смешные, тем более хохлатые.

4. Смех без причины – признак мудрости

Представили вы себе ситуацию с пингвинами и внутренне улыбнулись, а может быть, и не только внутренне, тихонько так, кончиками губ выдали свое настроение. У вас теперь иммунитет против внешних раздражителей. И не верьте тем, кто говорит, что «смех без причины – признак дурачины». Как раз наоборот: это показатель высокой житейской мудрости. Люди, которые научились смеяться над собой и над другими – настоящие счастливцы! Они не заморочены собственной важностью, и с ними легко и интересно общаться.

5. Смехотерапия лечит все!

Я не сомневаюсь, что вы, конечно же, знаете, насколько важен и полезен смех для здоровья. Я уверена, что все вы умеете от души смеяться и веселиться, дурачиться и расслабляться, потому что это действительно важно и очень нужно и вам, и окружающим вас людям. Смех продлевает жизнь! И даже мимические морщинки, образующиеся от смеха, приятно украшают человеческое лицо, делая его милым и добродушным. С годами по лицу человека можно «прочитать», много ли он смеялся в жизни, или больше злился и гневался.

Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, смейтесь, пожалуйста, больше! И делитесь своей радостью и своим хорошим настроением с окружающим вас миром. И тогда он улыбнется в ответ и подарит вам добрые и волшебные моменты настоящего счастья!

Ирония, чаще всего возникает, когда сложно сделать различие между легкой иронической аллегорией и сарказмом или насмешкой. Греки по праву считаются основателями многих философских течений, связанных с осознанием роли человека в обществе, взаимодействием каждого индивидуума и социума в целом, а также с самоопределением человека. Поэтому древнеримские мыслители не могли оставить без внимания такое понятие, как ирония. Согласно их определению, это слово означает «притворство», употребление слов и предложений в противоположном смысле, с целью насмешки.

Использование иронического контекста в античности становится одним из главных элементов в выступлениях философов и государственных деятелей. Уже тогда было понятно, что информация, поданная в ироническом ключе, более запоминаемая и интересная, чем сухое изложение фактов.

В конце девятнадцатого веке сформировался особый литературный стиль, в котором противопоставляются буквальный и скрытый смысл слов. Ирония в литературе становится одним из самых распространенных приемов для привлечения внимания читателей, для придания образности и легкости тексту. Это произошло во многом из-за появления газет, журналов. СМИ стали пользоваться невероятной популярностью благодаря ироническим комментариям журналистов. Причем данный применялся не только в рассказах о забавных происшествиях, но и в освещении новых законов и мероприятий международного значения.

Иронией называют тонкую насмешку, выражаемую в скрытой форме (злая ирония, ирония судьбы, странная случайность). Так пишет о ней в своем толковом словаре С.И. Ожегов - один из самых известных лингвистов двадцатого века, лексикограф в области изучения русского языка.

Что такое ирония в современном смысле слова? Прежде всего, это выражение, где истинный смысл предмета обсуждения замалчивается или отрицает явный. Таким образом, создается ощущение, что предмет обсуждения не такой, как кажется. Ирония относится к риторической образной форме, которая служит для усиления художественной выразительности.

Она формируется под влиянием менталитета, национальных особенностей и приоритетов в различных Поэтому говорить о том, что такое ирония, без рассмотрения ее интерпретации в том или ином ключе невозможно.

Простой моделью такого стиля являются различные речевые обороты. Своей экспрессивной формой они помогают придать сказанному противоположный эмоциональный обличительный смысл. Примеры иронии: «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя».

В литературе часто для того, чтобы убрать напыщенность, излишнюю торжественность события, используется самоирония. Она позволяет передать отношение автора к происходящему. Например: «Мое лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание». Ироническая насмешка позволяет скрыть негативное отношение к происходящему и сделать его стиль не столь явным.

Ирония имеет различные формы.

  • Прямая используется, чтобы унизить и сделать ситуацию смешной.
  • Антиирония выполняет противоположную задачу - показать, что явление или человек лучше, чем кажется, его недооценили, не разглядели.
  • Самоирония - направленная на себя любимого.

В самоиронии и антииронии отрицательные слова подразумевают скрытый позитив: «Где ж нам, дуракам, чай пить».

Особый тип - сократовская. Самоирония, благодаря которой человек приходит к логическому выводу и находит скрытый смысл.

Что такое ирония для каждого из людей? Это особое Ироническое мировоззрение показывает, что его приверженец не верит тому, во что верит большинство, относится к общим понятиям не слишком серьезно, позволяет себе думать иначе, легче, не так однозначно.

Несмотря на сложность восприятия некоторыми людьми иронии, в жизни, в литературе, в фильмах, в театральных постановках и даже в живописи - это та изюминка, которая делают нашу жизнь интереснее, не такой пресной, скучной, загнанной в какие-то жесткие рамки. Это дает импульс посмотреть на себя со стороны. Увидеть свое несовершенство, но не безнадежность. Попытаться изменить себя в лучшую сторону и помочь этим своим действием не только себе, но и людям рядом.

На любую, даже обидную шутку не стоит отвечать агрессией, а лучше просто улыбнуться, и «от улыбки станет всем светлей».

Давно известен своим позитивным взглядом на мир и умением рассказывать байки. Он остается таким же оптимистом и сегодня, в свои 82 года.

Офис поэта расположен на Смоленской площади. Из окна открывается вид на вечно несущееся куда-то Садовое кольцо. Мы говорили с Юрием Сергеевичем накануне дня рождения.

Любите это беспокойное место?

Находясь здесь, я чувствую себя в эпицентре городских событий. Одно время наш дом без конца показывали в телевизионных сводках. У меня, например, пару раз от дома уводили машину. Собрался отвезти на дачный участок холодильник. Машину оставил у подъезда, и пока агрегат спускали, автомобиль угнали. Я стал бегать вокруг в поисках машины, а за это время у меня увели холодильник.

По старой Москве не тоскуете?

Я из тех людей, которые безоговорочно приветствуют все изменения, которые происходят с Москвой. Мне очень нравятся расширенные тротуары, несмотря на то, что я езжу на машине, нравится и то, что теперь легко вызвать дешевое городское такси. Москва меняется очень быстро. Буквально накануне дня рождения мы с женой решили попросить таксиста вечерком провезти нас по всем любимым местам в городе. В итоге доехали и до Патриарших прудов, где прошло детство супруги, погуляли там с удовольствием. Москва сейчас необыкновенно хороша.

Знаю, что в день рождения вы предпочитаете ездить в те места, где еще не бывали. Куда собираетесь на этот раз?

Отправимся на корабле в круиз по рекам, по старым русским городам - на борту пройдет мой творческий вечер. Если говорить о достижениях последнего времени, то стоит упомянуть, что я выпустил три большие книги. Первая - трехтомник, куда вошли 303 моих лучших песни - популярные и неизвестные, старые и новые, многие из которых я написал в соавторстве с Давидом Тухмановым.

Вторая - «Лучшие детские песни мира» в моем переводе. И третья - совершенно необычная. На мой день рождения несколько лет назад мой друг Василий Ливанов подарил мне ее в одном экземпляре, сделав к ней оригинальные рисунки.

Там были собраны мои стихи «не для печати», первые из которых я написал в шестилетнем возрасте. Теперь я ее переиздал хорошим тиражом.

Я думаю, что у каждого человека в жизни есть миссия. Я вовремя понял, что если не стану заниматься проблемами детей, то этого не сделает никто. В начале ХХI столетия из сотни известных детских песен, отобранных Министерством образования , которые постоянно переиздавались, 80 оказались моими. К сожалению, ситуация с детской песней у нас катастрофическая. С середины девяностых в этой «зоне» наступил «полный штиль».

Практически полностью исчезли новые мультфильмы с песнями, музыкальные кинофильмы, были ликвидированы легендарные песенные детские коллективы, такие как знаменитый хор Попова. И сколько я ни обращался во все инстанции и на все государственные уровни с тем, что нам просто необходима передача на ТВ, где исполнялись бы детские песни, несмотря на все заверения и обещанную поддержку, воз и ныне там.

Почти каждая ваша песня становилась хитом…

Я не стремился «писать хиты», я пытался точно создать образ. К примеру, когда создавал образ Водяного (один из героев мультфильма Гарри Бардина «Летучий корабль» 1979 года. - «ВМ»), залез в ванну. Рядом на стульчик положил листок бумаги. Песню написал минут за десять, потому что режиссер Гарри Бардин на все мои вопросы о характере нашего Водяного предложил определить его по системе Станиславского, погрузившись в предлагаемые обстоятельства. А погрузиться в коммуналке можно было только в ванну.

А «Вжик-вжик, кто на новенького?» (песня в исполнении Андрея Миронова в фильме «Достояние республики» 1971 года. - «ВМ») родилась во время моих плясок с рапирой перед зеркалом. Я знал, что играть главную роль, петь и размахивать оружием будет Миронов, которого обожал.

Андрей поначалу был суров и, заметив, что «стихи легкомысленные», потребовал дописать куплет, так как его герой в финале погибает.

Я не сходя с места дописал финал: «На опасных поворотах трудно нам, как на войне. И, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне…» Миронов растрогался, облобызал меня и признал во мне поэта.

Залог создания любого шлягера - работа с большими композиторами.

Я всегда работал с теми семью, кого называю «могучей кучкой» - Евгением Крылатовым, Геннадием Гладковым , Владимиром Шаинским , Алексеем Рыбниковым , Максимом Дунаевским , Марком Минковым , Давидом Тухмановым. Чтобы создать музыку, которая будет жить долго, надо быть высокообразованным в музыкальном плане человеком. Таким, как Владимир Шаинский, блестяще окончивший консерваторию по классу скрипки. Или как Алексей Рыбников, создавший оперу «Багдадский вор» в шесть лет, чем обратил на себя внимание Арама Хачатуряна , у которого был любимым учеником.

Но вы ведь начинали с ними работать, когда они еще не были известны!

Я много лет возглавлял детскую редакцию на «Мелодии», у меня большой опыт и прекрасно развита интуиция. С Геннадием Гладковым я познакомился, когда он еще учился, и «Бременские музыканты» были его первым популярным произведением, до этого он сочинял сюиты. А у Крылатова таковым стала песня «Вжиквжик-вжик», у Алексея Рыбникова - музыка к фильму «Приключения Буратино».

Кстати, и они мне многое помогли открыть в себе. Крылатов, например, обратил внимание на мои лирические грани, я-то ведь всегда считал себя ироничным поэтом, юмористом. Благодаря ему возникли лирические «Крылатые качели», «Лесной олень», «Прекрасное далеко». А философ Рыбников, образованнейший человек, научил меня бороться за свое произведение. Он и сам всю жизнь этим занимался, боролся - за «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», за «Юнону и Авось», за «Литургию оглашенных».

Юмор - великая вещь, а самоирония вам свойственна?

Как-то перед серьезной операцией, задумываясь о потенциальной возможности перехода в лучший мир, я надумал устроить в больнице концерт, повеселить врачей, почитав им мои стихи на медицинские темы, и выразить тем самым мое восхищение этой профессией. «Вы так кололи ягодицу, что сердце тронули мое…», - читал я, а они хохотали, как ненормальные. Самоирония - спасение для всех нас.

Юрий Энтин родился в Москве в 1935 году. Окончил исторический факультет Педагогического института, затем Полиграфический институт, работал в школе учителем истории и библиотекарем. До 1969 года работал главным редактором детской редакции фирмы «Мелодия». Известен не только как поэт, но и как драматург и сценарист.

Одной из основ коучинга является задавание вопросов, вместо давания ответов. Когда кто-то задает вам вопрос, особенно личного характера, это непременно отправляет вас в определенном направлении за поиском ответа. Вопрос можно воспринимать как стрелку компаса. Однако, не все вопросы одинаково хороши. В этой статье, я постараюсь осветить какие же вопросы являются сильными, а какие не очень.

Коуч, задавая сильный вопрос, отправляет клиента не к определенной цели, а, скорее, в определенном направлении, идя в котором, клиент сделает для себя множество новых открытий и встретит множество загадок. Сильные вопросы призывают к интроспективе, позволяют выявить дополнительные решения, и ведут к креативности и более глубокому пониманию. Они призывают клиента заглянуть внутрь себя (Чего вы хотите на самом деле?) или заглянуть в будущее (Загляните на полгода вперед. Будучи там в будущем, какой бы совет вы дали себе сегодня?).

Застать врасплох

Сильные вопросы частенько застают клиента врасплох. И в этом случае, надо обязательно дать клиенту время поразмыслить и дать ответ. У вас будет большое желание заполнить пустоту, вызванную молчанием. Вам будет казаться, что клиент не понял вопрос, и захочется его переформулировать. Сопротивляйтесь этим желаниям. Этот момент тишины заполняется задумчивыми открытиями вашего клиента. Просто слушайте, молчите и ждите. Одним из признаков того, что вы задали сильный вопрос, как раз и является задумчивость клиента перед тем, как вам ответить.

В некоторых ситуациях будет неправильным ждать, пока клиент предоставит вам возможность задать вопрос. В этих случаях для того, чтобы задать сильный вопрос, вам придется «вторгаться без приглашения». К примеру, ваша клиентка, в очередной раз начинает вам жаловаться, как невыносима ее ситуация на работе и как бессильна она что-либо изменить. Вы распознаете эту ее наезженную колею и в то время, когда она приостанавливается, чтобы вдохнуть, вы спрашиваете: «Что вы терпите?» или «Какой для вас во всем этом выигрыш?» или «А как может быть по-другому?».

Глупые вопросы

Иногда, особенно сильные вопросы, это те, которые звучат наиболее глупо или, если вам больше нравится, наиболее просто и очевидно. Они проскакивают незамеченными под радаром вашего клиента. Клиенты хорошо тренированы, чтобы противостоять сложным атакам — они практикуются во всевозможных объяснениях и рационализаций. Глупый вопрос взрывается в такой ситуации, как бомба. Представьте себе ситуацию: ваш клиент представляет замысловатую конструкцию из набора причин, которые объясняют почему ситуация такая сложная, дополняет множеством историй о факторах, которые ограничивают его шансы на успех и трудностях сотрудничества с тем и другим человеком и … тут посередине всего этого, вы задаете вопрос: «Чего вы на самом деле хотите?». Ба-бах! Вы могли бы потестировать логические обоснования клиента или попробовать найти способы раскрытия перспективы, или еще каким-нибудь способом пройтись по поверхности. Но простой вопрос, глупый вопрос, проникает прямо в суть.

Вот некоторые другие «глупые» вопросы:

  • как выглядит то, чего вы хотите?
  • что потом?
  • что в этом важного для вас?
  • что еще?
  • чему вы научились?
  • что и когда вы сделаете?
  • кем вы должны быть?

Иногда вы можете думать, что вопрос слишком глупый, чтобы задать его. Не бойтесь, задайте его и удивите себя. Даже, если вы получите ответ, которого ожидали, помните: вы задаете вопрос, не для того, чтобы услышать на него ответ, но для того, чтобы ответ услышал ваш клиент и чему-нибудь научился от этого. Пусть ваш клиент услышит правду, новое открытие или ложь, которую он продолжает себе пересказывать.

Не очень сильные вопросы

Чем проще и прямее вопросы, тем лучше, когда дело касается задавания сильных вопросов. Составной и сложный вопрос заставляет клиента сначала разобраться в его сущности, и разбираясь, клиент может просто напросто потеряться. Сильные вопросы потому и сильные, что они проникают в самое сердце проблемы. Не зря говорят: краткость — сестра таланта.

Не очень хороши закрытые вопросы (те, на которые можно ответить одним словом или короткой фразой). Они создают узкий туннель, зачастую оканчивающийся тупиком «да»/»нет» или некими данными, не оставляя возможности для дальнейшего исследования, поэтому лучше их избегать. Другой тип закрытых вопросов — это наводящие вопросы. Они подразумевают наличие правильного ответа, и этот вывод встроен в сам вопрос. Тоже неудачный выбор. Вообще, если вы, как коуч, знаете ответ на вопрос, не задавайте его.

Еще один тип слабых вопросов — это вопросы «Почему». Они приглашают клиента к анализу и объяснениям. Заставляют клиента обороняться, что нарушает динамику разговора.

Открытые вопросы

Открытые вопросы — это те, на которые нельзя ответить «да» или «нет», на которые вы получите длиннный ответ. С них начинается любопытство. Они приглашают начать личное исследование, призывают подумать и порефлексировать. Они либо помогают клиенту продвинуться дальше в своих действиях, либо помогают ему углубиться в свое обучение. Вот примеры открытых вопросов:

  • Чего вы хотите?
  • Что потом?
  • Как вы подступитесь к этому?
  • Какой первый шаг?
  • Чего вам это будет стоить?
  • Что вам важно помнить?

Открытые вопросы начинаются с: что, как, где, кто, опишите. Само собой, как коуч, вы должны стараться задавать много открытых вопросов.

Домашка

Предлагаю вам потренироваться в искусстве задавния вопросов. Попробуйте провести 10 минутную беседу с другим человеком, в которой вы сможете задавать только открытые вопросы. Никаких утверждений, никаких подведений итогов, никаких советов или рассказываний историй с вашей стороны, и также никаких заключений. Ваша задача лишь задавать открытые вопросы. После этого попросите у вашего собеседника обратную связь. Каковы были ощущения, когда все, что вы делали, это задавали вопросы? Потом поделитесь, каково было вам, быть ограниченным только задаванием вопросов. Что для вас сработало? Что было трудно?

, Ноябрь 20, 2011