Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница - на службе государству.
Официально старшинство Донского казачьего войска было установлено от 25 мая 1579 года, когда царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал их «жаловать».

В жалование входило: порох, одежда, хлеб, свинец и деньги. Царь хотел не только управлять донскими казаками в боях, но и знать все о них. Однако среди казаков было много беглых и преступников, которые пришли сюда ради жизни вольной и свободной. Всех казаки принимали, лишь бы только в Бога веровал, да в бою храбрым был. Отсюда и пошли на Дону фамилии: Мешеряковых - от мещерских татар, Татариновых – от татар, Грековых –от греков и т.д. У донских казаков был закон, который звучал: «С Дона выдачи нет», оттого стало войско Донское центром свободы и храбрости воинской. Это подтверждают казачьи пословицы и поговорки:

  • «Кто пули боится, тот в казаки не годится»
  • «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»
  • «Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.

Донские казаки с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.

В это время донское казачество расселяется по всему течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества. Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях – «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора. В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.

С военных походов казаки привозили себе жен. Об этом рассказал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов:

«В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину».

У донских казаков вся жизнь контролировались избранным атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки - это была казачья демократия.

«Без атамана казак сирота» - так говориться в известной казачьей пословице.

В начале XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.

Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя – все это привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора». Когда же казаки увидели, что «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых. Вот так вольные казаки установили царскую власть Михаила Федоровича Романова.

От нового царя донские казаки получили знамя, тем самым став частью России. Со временем в среде казачества появились свои слои – зажиточные, «домовые» и голытьба, которые зачастую не повиновались царской власти. Поэтому в столице Донского казачестваЧеркасске (ныне станица Старочеркасская) зачастую эти две «партии» казаков спорили о будущем казачества. В таких спорах и проявили свой авторитет Степан Разин и Емельян Пугачев, которые возглавили одни из самых массовых восстаний в истории России. Для борьбы с казачьей вольницей Петр I подчинил войско Военной коллеги, тем самым управляя войском через войскового атамана. С этого времени вместо выборных атаманов на Дону появились наказные атаманы, первым им стал Андрей Иванович Лопатин. При Екатерине Великой Войско Донское превратилось в административную единицу Российской Империи. В 1763 году была введена обязательная пожизненная военная служба казаков, а основными занятиями населения в 18 веке стали земледелие и коневодство. Положение о военной службе Донского казачьего войска, установило 30-летний срок службы казака (с 1875 срок сокращен до 20 лет) со своим оружием и двумя конями. За это казаки получали земельный пай в 30 десятин, однако, в среднем казак имел 14 десятин. С 1805 года столицей стал Новочеркасск.
Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы. К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.

24 января в православных храмах поминают всех убиенных казаков, погибших в результате геноцида казачества, развернутого большевиками в 1919 году.

Уничтожение казачества - это жестокий зверский геноцид, целью которого было полное уничтожение генома огромной группы людей, которые смогли выстоять перед врагом, причем под давлением нелюдей смогли остаться Людьми.

Уничтожение казачества или красный террор

24 января 1919 года. На повестке дня обсуждения Оргбюро ЦК РКП(б) - «Циркулярное письмо» Я. Свердлова известное, как «директива о расказачивании».

Вердикт Этого документа:

«Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление».

Расказачивание – или «казачий Холокост»

Сожжено заживо, расстреляно, отравлено боевыми химическими веществами, выслано в Сибирь на вымирание было в основном мирное, гражданское население станиц: старики, женщины и дети.

По оценкам одних специалистов от 800 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч жизней унёс казачий геноцид.

По другим данным, красный геноцид унёс больше трёх миллионов жизней.

Красный террор, заливший Россию кровью, после прихода к власти большевиков, был настолько страшен, что даже историкам с трудом верилось в его сознательную продуманность. На самом деле Красный террор - это не хаос, это был хорошо продуманный, отлаженный, и чётко выверенный механизм, имеющий своих создателей. Их имена известны всем. Идеологами, вдохновителями и организаторами геноцида казаков на государственном уровне были Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, Молотов, Коганович, Чернов, Юркин, Микоян, Гамарник, Шкирятов, Ягода, Косарев, Хатаевич.

«Казаки - единственная часть русской нации, Которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно. Они своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».

Вот ещё выписка из директивы ЦК РКП:

«Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»: «Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством необходимо, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы».

Первым пунктом идёт:

«Необходимо провести массовый террор, направленный против богатых казаков, истребить их поголовно, провести массовый беспощадный террор вообще по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо участие в борьбе с Советской властью».

Вторым пунктом шло:

«Конфисковать весь хлеб, заставить ссыпать полностью излишки в указанные пункты, это относится и к хлебу, и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам».

Вся политика расказачивания - это массовые расстрелы, натравливание иногородних на казаков, взятие заложников, сожжение станиц.

А вот письмо, которое написал Дзержинский Ленину 19 декабря 1919г. В нём говорится, что на тот момент в плену у большевиков находилось около миллиона казаков. Ответ вождя, был вполне в его духе: «Расстрелять всех до одного!». На Кавказ Ильич периодически отправляет телеграммы: «Перережем всех».

Хорошо, что у большевиков физически не было сил, чтобы осуществить тогда все людоедские директивы «человечного» дедушки Ленина.

Как уничтожалось Кубанское, Донское и Терское Казачество

В конце 1917 - начале 1918 года донские казаки, поверив большевикам, приняли их сторону, желая прекратить войну. Но Командующий Северным отрядом Ю. В. Саблин, в ответе Донскому Кругу, 12 февраля 1918 года, сказал: «казачество должно быть обязательно уничтожено, как таковое. С его сословностью и привилегией».

То была первая попытка расказачивания, естественно, терпеть её донские Казаки не собирались. В станице Суворовской 21 марта 1918 года вспыхнуло антикоммунистическое восстание, которое вскоре охватило весь Дон.

Правительство генерала Краснова, атамана Донского казачества, разработало проект «восстановления национального государства в общероссийском масштабе».

На первом этапе, атаманы Кубанского, Донского, Терского и Астраханского казачьих войск, председатель Союза горцев Северного Кавказа должны были провозгласить Доно-Кавказский союз суверенным федеративным государством, союз должен был соблюдать в гражданской войне нейтралитет и прекратить борьбу с большевиками за пределами Доно-Кавказского союза.

Эта политика «расказачивания» обратила казаков в союзников Белого движения.

В июне 1918 г. восстало несколько станиц Лабинского отдела. Большевики подавили восстание особенно жестоко: было казнено 770 лабинцев-казаков, не считая убитых в боях с карательными отрядами.

Кубанское казачье войско, второе по численности, после Донского, тоже постигла трагическая участь. Интрига заключалась в том, что в распоряжение горского правительства отдавались все Кубанские войска. Генерал Врангель, приехавший на Кавказ, расправился над «самостийниками». Кубанцы стали массово покидать фронт, думая, что у себя дома они договорятся с большевиками. После эвакуации из Новороссийска добровольцев, кубанцев в лучшем случае ждал польский фронт и красная армия, ну а в худшем и более частом - северные и сибирские лагеря.

Остатки кубанских казаков, добили в конце 1920 годов: коллективизация, «чёрные доски», голодомор, неудачные восстания, подавленные карателями. На эту тему нет ни одного произведения советских писателей. Единственная агитка - лубочный и насквозь фальшивый фильм тех времён - «Кубанские казаки».

3 февраля 1919 года выходит секретный приказ председателя Реввоенсовета Республики Троцкого, 5 февраля – ещё один приказ «О расказачивании» за № 171 РВС Южного фронта. Директива Донбюро ВКП(б) прямо предписывала:

Физическое истребление казаков способных носить оружие, от 18 до 50 лет, как минимум 100 тысяч;

Физическое уничтожение «верхов» станицы (учителей, атаманов, судей, и священников), даже если они не принимали участия в контрреволюционных действиях;

Выселение за пределы Донской области большей части казачьих семей;

На место ликвидированных станиц - переселять крестьян из малоземельных северных губерний.

Кроме этого, Реввоенсовет и Донбюро, требуют решительного исполнения директив. По инстанциям идут документы следующего типа:

«Не получено никаких сведений о количестве всех расстрелянных ни от одного из комиссаров дивизии. Пока не будут приняты меры, пресекающие в корне даже мысли о возможности восстания в нашем тылу, они будут разгораться и впредь. Это: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрелы на местах всех, имеющих оружие, и процентное уничтожение мужского населения».

Этот документ, подписан будущим страдальцем И. Якиром (член Реввоенсовета 8-й армии).

«…к неукоснительному исполнению: следует напрячь все усилия к скорейшей ликвидации беспорядков сосредоточив максимум усилий для подавления восстаний и применяя самые суровые меры по отношению к зачинщикам-хуторам:

1. Сожжение всех восставших хуторов;

2. Расстрелы всех лиц без исключения, которые принимали участие в восстании, прямое или косвенное;

3. Массовые расстрелы через каждые 10 человек взрослого мужского населения на восставших хуторах;

4. Взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;

5. Широкое оповещение населения, станиц и хуторов о том, что все, кто будет замеченные в оказании помощи восставшим, все станицы и хутора, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и при первом случае обнаружения помощи, предаваться сожжению».

Кроме массовых расстрелов, были организованы так называемые продотряды, проще говоря, бандитские формирования, отнимавшие продукты.

Станицы в срочном порядке переименовывались в села, а название «казак» было запрещено.

Коммунист М. Нестеров, посланный на Дон, свидетельствует:

«… Во главе продотдела стоял какой - то Голдин, его взгляд на казаков был таков: всех казаков надо вырезать! А Донскую область заселить пришлым элементом».

Филипп Миронов - бывший Командармом 2-й конной армии, на совести которого гибель тысячи казаков, в августе 1919г, писал в своём приказе-воззвании: «Дон онемел от ужаса».

И не было ни станицы, ни хутора, которые не считали бы свои жертвы десятками и даже сотнями.. В казачьих областях искусственно вызывались восстания, чтобы под этим видом истреблять казачество.

Говоря о «расправе с казачеством», его «ликвидации», председатель Донбюро С.Сырцов отмечал: «станицы обезлюдели».

В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей. Только на одном Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения.

В апреле 1919 г. выходит ещё одна директива Донского бюро:

«Наша насущная задача – это быстрое полное, и решительное уничтожение всего казачества, как особой экономической группы. Разрушать хозяйственные устои. Физически уничтожать казачье офицерство, чиновничество, и вообще все верхи казачества, обезвреживание и распыление рядового казачества».

Остатки Кубанской армии, к концу 1920 года – в основном рядовые казаки, расходились по домам, сложив оружие. Если бы большевики хотели бы замириться, то это был бы для них реальный шанс, но советская 9-я армия снова усилила репрессии.

В станице Чамлыкской - расстреляно 23 человека.

В станице Лабинская – расстреляно 42 человека.

В станице Кабардинской - обстреляно артогнём, сожжено 8 домов.

В станице Гурийской - взяты заложники, станица обстреляна артогнём.

Артогнём обстрелян хутор Кубанский.

Полностью сожжены хутор Чичибаба и хутор Армянский.

В станице Бжедуховской - сожжено 60 домов.

В станице Псебайская - расстреляно 48 человек.

В станице Ханская - 100 человек расстреляно, конфисковано имущество. Семьи бандитов отправляются вглубь России.

Вывод штаба армии такой: «Желательно проведение в жизнь поголовного террора и самых крутых репрессий против жителей казачьих областей!». А ниже - от руки приписано: «Исполнено».

Прославленная дивизия героя революции Чапаева когда продвигалась от Лбищенска и до станицы Скворкиной, выжигала, на протяжении 80 верст в длину и 30-40 в ширину все станицы.

На Южном Урале, на территории Оренбургского казачьего войска, большевики сжигали станицы, расстреливали офицеров, казаков, казачек. Вывезли и уничтожили хлеб миллионами пудов. Угоняли скот, а то, что не смогли угнать - резали прямо на местах.

В 1920 г, в Астраханской губернии в концетрационных лагерях находилось около 2000 казаков.

Воплощая в жизнь секретный приказ №01726, исполняющим обязанности командующего Кавказской Труд. армии А. Медведевым, была сожжена дотла Калиновская станица, станицы Романовская (Заканюртовская), (село Заканюрт), Ермоловская (ныне село Алханкала), Михайловская (село Серноводское) Самашкинская (село Самашки), разграблены и подверглись репрессиям. А станица Кохановская – уничтожена полностью. Всех казаков, в возрасте от 18 лет до 50 лет, в соответствии с приказом решено было «погрузить в эшелоны и отправить под конвоем на север, для тяжелых принудительных работ».

Так же были выселены старики, женщины, дети. Из этих станиц было выселено около 11 000 человек - это 2917 семей.

Истребление казаков шло в течение нескольких лет. Затем казалось, наступило затишье. Но это был тактический приём. Советская власть добивалась возвращения эмигрантов, что бы потом полностью ликвидировать угрозу с их стороны, и добить уцелевшее казачество.

В России до революции было 11 казачьих войск. Большевики уничтожили почти всё казачество.

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе в бассейне реки Терек. В 1914г. терское казачество насчитывало около 260 тыс. человек. Летописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах. К 1917 году территория терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, горных округов - Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской. Во время Первой Мировой войны Терское войско сформировало 12 казачьих полков.

В Терской области сразу после октябрьского переворота 1917г. большевики, не добившиеся особых симпатий среди казаков, в попытке захвата власти сделали свою ставку на чеченцев и ингушей. Последних "красные" агитаторы величали не иначе как "авангардом горских народов". Ингуши и чеченцы, пользуясь сложившейся ситуацией, грабили всех соседей - дружно, организованно, с размахом. Пользовались тем, что подавляющее большинство казаков было на фронтах. Как писал в 1918 г. в газете "Народная власть" (Владикавказ) член Кавказского краевого комитета РКП(б) С.Кавтарадзе: "Здесь национальная борьба почти совпадает с классовой... И правильна политика Советской власти, если она опирается, а если и не опирается, то должна опираться на ингушей и чеченцев".” Рьяно уничтожавшие русскую христианскую символику большевики на Кавказе ничуть не противились использованию мусульманской.

В 1918г. терские казаки восстали против большевистского русофобского беспредела. Тогда "красные" объединили местных мусульман в так называемую 1-ю Ударную советскую шариатскую колонну. В её состав входили Выселковский, Дербентский и Таганрогский стрелковые полки, Кубанский кавалерийский полк; отряды, состоявшие из кабардинцев, балкарцев, осетин, черкесов. Командиром шариатской колонны был назначен украинец Г.И. Мироненко, комиссаром – русский Н.С. Никифоров, горскими частями командовал кабардинец Н.А. Катханов. Шариатская колонна прорвала фронт восставших 2 ноября 1918 года. Имея двукратное численное превосходство красные исламисты вытеснили казаков из станицы Зольской, 9 ноября 1918 года казаки оставили станицу Прохладненскую. Последний казачий резерв – два конных полка - ценой собственных жизней обеспечили отход отрядам повстанцев к станице Черноярской.

Общее руководство операциями против казаков осуществлял С.Орджоникидзе, ЦК послал его на Кавказ как знающего местную специфику. С задачей он справился, пообещав горцам казачьи земли. В казачьи станицы посылались отряды горцев, которые грабили и расправлялись с недовольными новой властью. Станичные земли и имущество, отобранное у терских казаков в нарушении декрета «О земле», раздавались чеченцам и ингушам за верное служение большевикам. Однако быстро справиться с казаками на Северном Кавказе большевикам все равно не удалось, бои продолжались до конца 1920г. В этом году на помощь Орджоникидзе прислали Джугашвили-Сталина.
Телеграмма ЦК РКП (б), В.И. Ленину из Владикавказа 30 октября 1920 года.
"Первое. Выселено в военном порядке пять станиц. Недавнее восстание казаков дало подходящий повод и облегчило выселение; земля поступила в распоряжение чеченцев. Положение на Северном Кавказе можно считать несомненно устойчивым…» И. Сталин. РЦХДНИ, ф. 17, оп. 112, д.93,л.35

Приказ № 01721 (под грифом “секретно”), за подписью временно исполнявшего обязанности командующего Кавказской трудовой армией А.Медведева: «…Член РВС Кавфронта тов. Орджоникидзе приказал: первое - ст. Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Соввласти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север, для тяжелых принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора или станицы на Север; лошадей, коров, овец и прочий скот, а также пригодное для военцели имущество передать Кавтрудармии - ее соответствующим органам, причем лошадей распределить по указаниям Штаба фронта.
Во исполнение означенного приказа ПРИКАЗЫВАЮ:
Первое. Командвойск Надтеречной лини и, продкомандарму Скудре назначить комиссию под председательством Комштаба войск группы тов. Гегечкори в составе двух членов, по своему усмотрению, которой: все мужское население от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить в Грозный для дальнейшего направления на Север для принудительных работ; все остальное население выселить в хутора и станицы не ближе 50-ти верст к северу и западу от Калиновской; весь скот, подводы, хлеб и фураж, также пригодное для военцели имущество вывезти, после чего станицу Калиновскую сжечь. Из числа забранного из Калиновской имущества разрешаю оставить действительно необходимое частям группы, а все остальное и всех лошадей отправить в Грозный в мое распоряжение.
Второе. Начальнику политотдела и особого отдела и председателю Ревтрибунала армии выделить по одному ответственному представителю для назначения членами комиссии по проведению репрессивных мер против восставших станиц Сунженской линии. Председателем означенной комиссии назначаю Помначарма тов. Окушко. На комиссию возлагаю непосредственное исполнение приказа тов. Орджоникидзе, для чего призываю все мужское население станиц (Ермоловской, Закан-Юртовской, Романовской, Самашкинской, Михайловской) от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и снабдив соответствующими документами, отправлять на Север, не ближе Ростова-на-Дону в концентрационный лагерь; все остальное население выселить в хутора и станицы за р. Терек; всех лошадей, подводы и пригодное для военных имущество забрать из вышеупомянутых станиц и отправить в Грозный в мое распоряжение, скот, продовольствие и фураж передать представителям Орджоникидзе. Комиссии представляются права чрезвычайного судебного органа по проведению означенных мер, станицы (Ермоловская, Закан-Юртовская, Романовская, Самашкинская, Михайловская) предоставить в распоряжение выделенных мною и Грозненском и Чеченским исполкомами комиссии для передачи горскому населению..."

Торжество духа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки,

такие силы, которые пересилили бы русскую силу!

Н.В. Гоголь

Вступительное слово

Сегодня мы продолжаем нашу совместную работу по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И тему нашего разговора назовем так: (на доске).

Давайте осмыслим название нашего урока.

- Каково лексическое значение слова дух?

ДУХ - 1. психические способности

2. внутренняя моральная сила

3. то же, что дыхание

ДУША - внутренний психический мир человека

ДУШЕВНЫЙ - полный искреннего дружелюбия

ОДУХОТВОРЕННЫЙ - проникнутый возвышенными чувствами

ОДУХОТВОРИТЬ - воодушевить

ДУХОВНЫЙ - относящийся к умственной деятельности, к области духа

- Как вы понимаете смысл слова торжество?

Слово тоже многозначное, более приемлемо для нас второе значение.

ТОРЖЕСТВО - победа, полный успех чего-нибудь.

Если перефразировать тему, то получится следующее: Победа, полный успех внутренней моральной силы. А чьей силы? Запорожских казаков, конечно, героев повести Гоголя.

Итак, сегодня мы постараемся понять, что же дает силы запорожским казакам храбро, самоотверженно сражаться с иноземными захватчиками и мужественно умирать, не покорившись сильному и страшному врагу.

Мы рассмотрим следующие эпизоды повести:

  1. Слово о товариществе Тараса Бульбы - глава 9
  2. Как умирали казаки в битве с польской шляхтой - глава 9
  3. Казнь Остапа - глава 11

И эпиграфом к нашему уроку будут слова из повести (на доске).

Я напомню вам, что Запорожская Сечь - это вольное содружество казаков, закаленных в ратном деле. Великое значение этого содружества, воспетого Гоголем, позже очень точно оценит один из гениальных русских живописцев, Илья Репин: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов, веры православной и личности человеческой, в то время, когда тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода… И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума, не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации». (Репин И. В. Письмо Н. С. Лескову от 19.02. 1889 г.)

Итак, Запорожская Сечь - это содружество или товарищество, как они сами себя называли.

Давайте послушаем выразительное чтение отрывка из 9 главы «Слово о товариществе» , с которым обращается Тарас Бульба к казакам перед битвой с польской шляхтой.

- Что же так тронуло их в речи Тараса , если они стояли неподвижны, потупив седые головы, а у некоторых даже слезы накатывались в старых очах?

Тарас Бульба задел живые струны каждого казака, которые связаны узами товарищества. Закон «товарищества», «казацкой чести» - это закон верности родине и народу. Основная мысль речи Тараса - прославление Русской земли, русской души, любви к родной земле.

Русская земля неизменно понимается казаками как православная, и это сознание утверждает и укрепляет единство Запорожской Сечи. И умирают казаки со словами во славу веры и всей земли как хранительницы их веры.

Вспомним, как во время смертельной схватки в последних словах своих восславляют казаки-запорожцы Русскую землю, неразрывно связанную со святою Православною верою.

Послушаем пересказ отрывков из 9 главы о том, как умирали казаки .

Обратим внимание на эту запись (запись на слайде)

Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же… ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «»Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Кукубенко: «Пусть же… красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

- Почему же так многократно повторяются, звучат из уст погибающих казаков слова, прославляющие Русскую землю?

Многократно повторяемый образ Православной Русской земли выражает, по существу, пафос всей повести, идею несокрушимой силы русского духовного начала - любви к Отечеству и к православному народу своему.

Вот потому во время смертельной схватки восславляют ратники русскую землю, неразрывно связанную в их сознании со Святою Православною верою.

Огромная жизненная сила, кипучая энергия, могучие чувства людей - всё это передано Гоголем в каждой подробности. Именно поэтому так часты здесь повторения важных значимых слов и выражений.

- А ещё какие слова повторяются?

Есть ещё порох в пороховницах?

- Как вы понимаете это выражение?

(полны ли сил, энергии для того, чтобы совершить что-либо)

- Что отвечают казаки?

Эпизод очень значимый для понимания характера казаков, черпающих силы в духовном единении, сплочении, братстве.

- Какие ещё средства языковой выразительности используются в тексте? (найти в тексте и прочитать)

Развёрнутые сравнения

Так с помощью выразительных средств языка усиливается основная мысль - прославление Русской земли и самоотверженного мужества её защитников.

Один за другим уходят из жизни герои повести. Вот, стоя на эшафоте, выносит, как исполин, терзания и пытки Остап.

Чтение учителем эпизода «Казнь Остапа».

Остап показан народным богатырем, обрисован средствами народно-песенной поэтики: «И повёл он очами вокруг себя… И упал он сильно…»

Сцена казни становится утверждением беспримерного героизма, мужества и преданности родине. Свою верность товариществу, своё беззаветное мужество он проявляет, перенося страшные пытки с суровым достоинством и презрением к врагам.

Остап окружён толпой польского панства, с жестоким и холодным любопытством наблюдающего на пытки и казнь запорожцев. Он выносит нечеловеческие муки.

- Почему, погибая, Остап восклицает: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

Погиб Остап, но восторжествовал мужественный дух героя. И пишет Гоголь о последующих событиях: «…поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, - за всё, что копило с давних времен суровую ненависть казаков».

Наш разговор о повести сегодня, конечно, не закончен. Впереди ещё работа с эпизодом «Казнь Тараса Бульбы» и анализ других ярких эпизодов повести.

В контексте сегодняшнего урока я хочу вам показать фрагмент из художественного фильма «Илья Муромец» . Постарайтесь уловить ту главную мысль, которая объединяет былины о русских богатырях и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

Просмотр фрагмента фильма «Илья Муромец»

- Какая же общая мысль объединяет былины и повесть Гоголя?

Конечно, это мысль о необходимости защищать свою родину, любить её, хранить её традиции, обычаи. Именно чувство патриотизма даёт силы, питает дух, внутреннюю моральную силу, благодаря которой побеждается враг.

Любая нация, любой народ не могут быть побеждены, покорены, пока торжествует в каждом человеке дух единения, дух товарищества, взаимовыручки, гордости за своих собратьев и весь народ в целом.

Вот поэтому Н. В. Гоголь и написал в заключительной главе своей повести такие мудрые слова: «Да разве найдутся на свете такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» Этим риторическим восклицанием он утверждает, что такие силы не найдутся.

Домашнее задание

Чтобы успешно продолжить наш дальнейший разговор и работу по повести, вам рекомендую подготовить к следующему уроку такое домашнее задание : Чтение главы 12, пересказ эпизода «Казнь Тараса», найти и обозначить в тексте 12 гл. языковые средства выразительности.