1. Главный секрет работы с раздражением — осознание и принятие этого чувства. Еще немного — и вы готовы будете лопнуть от злости? Возьмите паузу и постарайтесь осознать степень своего раздражения. Это сильное недовольство какими-то конкретными действиями близких или вы в шаге от того, чтобы заорать — просто так, без особой причны? Возможно, вы устали, давно не ели, не выспались, чем-то расстроены? Научитесь определять истинную причину раздражения — и справиться с гневом будет проще.
  2. Разрешите и себе, и близким испытывать все чувства, в том числе и негативные — они тоже часть нашей личности и имеют право на существование. Но важно научиться правильно проявлять их — конструктивно и безопасно для окружающих. Этому поможет и работа с психологом, и некоторые игры и упражнения, которые можно делать самостоятельно. Например, вы можете всей семьей поиграть в настольные игры «Наши чувства» и «Эмоциональное лото», разработанные психологом Юлией Гиппенрейтер и помогающие детям и взрослым научиться понимать, осознавать и выражать свои эмоции, или создать специальную «коробку гнева», куда все члены семьи смогут «отправлять» свои негативные эмоции (их можно описывать или схематично изображать на цветных стикерах, смять бумажку, с силой кинуть ее в коробку).
  3. Убедитесь, что вам хватает времени на себя: что у вас в течение дня, недели, месяца действительно есть такие минуты и часы, когда вам не надо заботиться о потребностях или чувствах других членов семьи. Возможно, выделяя это время специально, сначала вы будете испытывать чувство вины: вдруг без вашего внимания что-то случится или кто-то расстроится. Но любому родителю необходимо восстанавливать свои ресурсы, занимаясь «взрослыми» делами или делая что-то исключительно для себя — иначе возрастает риск психологического выгорания.
  4. Проясните вопрос границ в семье: часто причина раздражения именно в том, что ваши границы постоянно нарушаются. Озвучивайте их: «Я не разрешаю трогать вещи на этом комоде, потому что они мои», «Я только что вошла в квартиру и мне нужно 15 минут, чтобы прийти в себя». Одновременно и уважайте детские границы: предоставляйте ребенку право выбора, будьте последовательны в своих решениях, даже просто стучитесь в дверь, прежде чем войти в детскую.
  5. Обращаясь к детям, говорите более конкретно. Вместо «веди себя хорошо» скажите, например, «убери игрушки с пола и не дразни сестру». Даете поручение? Сделайте его более конкретным: не «порядок на кухне», а «чистая посуда, расставленная по местам, чистый пол, чистая плита». Для наглядности основные требования можно изобразить в виде плакатов или записок-напоминалок, где будут перечислены этапы действий.
  6. Разрешите себе побыть иногда «плохой мамой»: никто не может всегда сохранять спокойствие и оптимизм, мы же не роботы! Скажите себе: «Да, я не идеальная мама, иногда я ошибаюсь, и это нормально». Найдите того, кому вы можете пожаловаться на свое педагогическое фиаско: пусть это будет мама, сестра или подруга. Важно, чтобы они могли отнестись к вашим жалобам без строгой оценки, без желания поделиться своим опытом. Моральной поддержки будет вполне достаточно, чтобы вы почувствовали себя увереннее.
  7. Найдите возможность выразить свои чувства и дать выход раздражению и агрессии, используя тело и голос: попрыгайте и потанцуйте под громкую музыку, покричите (не конкретные слова, а гласные и междометия), покатайтесь по полу, устройте подушечный бой.


Даже самые стрессоустойчивые люди периодически могут выходить из себя, давая волю эмоциям и даже накопившейся агрессии. О тех, кто едва ли может контролировать и вовсе говорить не стоит, такие люди вынуждены раздражаться намного чаще остальных. И хоть эмоциональность каждого человека – строго индивидуальный фактор, все же куда лучше научиться или хотя бы не допускать раздражения. Это позволит как не портить отношения с другими людьми, так и сохранить здоровье, что можно считать даже более важной причиной.

Если же вы решили понять, как перестать злиться и раздражаться даже в ситуациях, когда все окружение провоцирует подобную реакцию, а также одержать контроль над своими эмоциями, то вам помогут 6 проверенных способов. Они являются воплощением теории и практики, которая проверена временем и множеством людей.

№1 – Научитесь мыслить позитивно

Любое выражение раздражения или даже агрессии является всего-навсего реакцией на различные факторы. У кого-то она может быть чрезвычайно бурной, а другие и вовсе проигнорируют объект или раздражителя. Тем не менее, тем людям, которые позитивно настроены, намного проще сдерживать злость даже в тех случаях, когда срыв почти гарантирован. Все дело в том, что позитивное мышление существенно изменяет взгляд на любые внешние раздражители и они не являются настолько важными, чтобы терять из-за них контроль.

Более того, позитивное мышление способствует развитию сопереживания и понимания, что еще лучше позволяет оценивать ситуацию и других людей. В таком случае достаточно легко перестать злиться и раздражаться, даже не прикладывая к этому каких-либо усилий.

№2 – Нельзя быть хорошим для всех

Если вы вовремя поймете, что невозможно быть одновременно хорошим для всех и каждого, это позволит научиться контролировать себя и свои эмоции куда быстрее. На самом деле не существует ни единого человека, который бы устраивал всех. В таком случае раздражение становится абсолютно естественной реакцией на поступки, слова и действия других людей, особенно если они не вызывают у вас уважения.

Потому, вместо того, чтобы пытаться быть хорошим сразу для всех, ощущая постоянное раздражение при неудачах, лучше сосредоточиться на самых важных и близких людях. Хоть для некоторых этот способ может показаться довольно жестоким и антисоциальным, психологи рекомендуют проводить четкую грань между близкими людьми и всеми остальными. В таких условиях если не удастся полностью избавиться от проявления раздражительности, то хотя бы получится правильно расставить приоритеты.

№3 – Маскируйте раздражительность

Вполне очевидно, что по единому щелчку пальцев вряд ли хотя бы один человек сумеет избавиться от раздражительности. Потому, пока вы учитесь контролировать себя и свои эмоции, чтобы не портить отношения с другими людьми, научитесь скрывать негативные эмоции. Как минимум, это позволит сохранять отношения с близкими людьми, друзьями, коллегами и тд. Позднее, когда вы сможете лучше управлять своими эмоциями, подобный подход позволит не растерять множество отношений с важными для вас людьми.

Также очень важно понять разницу между замкнутостью, скрытностью и маскировкой. Если первых двух пунктов стоит избегать, то обычная маскировка вашей реакции позволит не наломать дров. Например, если вас раздражает новый сосед или соседка, можно просто не показывать виду и стараться как можно больше игнорировать объект раздражения.

№4 – Не навязывайте свое мнение и пересмотрите свои ожидания

Наверное, это почти самый простой способ. Хотите узнать, как не раздражаться на людей? Перестаньте требовать и ожидать от них то, чего хотите именно вы. Нередко случается так, что мы сами навешиваем на других людей уйму ярлыков и ожидаем от них определенного поведения или поступков, хотя у них совсем иное мнение на этот счет. Потому, важно не пытаться требовать от других очень многого. Если что-то пойдет не так или произойдет вопреки вашим ожиданиям, как минимум вы сможете избежать потери контроля над собой или проявления негативных эмоций.

№5 – Получайте новые эмоции и избегайте застоя

Вы наверняка могли видеть, как даже самые уравновешенные и устойчивые люди со временем выходили из себя. Они становились раздражительными и срывались на других даже по пустякам. Очень часто подобное случается тогда, когда человек не получает физическую и эмоциональную разрядку и попросту начинает «вариться» в своих проблемах.
Найдите , занимайтесь спортом, старайтесь почаще выбираться на природу или даже обычную прогулку в парке. Вы можете проверить, что даже обычный бег по утрам сделает вас более устойчивыми к проблемам, которые ранее заставляли нервничать и переживать.

№6 – Смотрите на себя со стороны

Очень много проблем в социальной сфере улетучивается тогда, когда люди начинают смотреть на себя со стороны. Особенно хорошо это помогает тогда, когда вы переоцениваете свое обычное поведение и реакции на других людей, ситуации и тд. Проанализируйте, что раздражает вас и почему так происходит, как вы выглядите, когда теряете самоконтроль, к чему приводят постоянные стрессы и переживания и тд. Проще говоря, научитесь смотреть на себя и это позволит вам намного лучше исправить то, что вас не устраивает.

Давайте, же докопаемся до ответов на эти наболевшие вопросы и выясним: как сдержать гнев, в чем основная ошибка и как её исправить, тем самым осчастливив не только себя, но и окружающих.

Подавление гнева – однозначно плохая идея

В этом случае вы просто цедите сквозь зубы: «все в порядке» и пытаетесь продолжать заниматься делами. Хорошая новость в том, что такое поведение действительно скрывает злость – но только от окружающих – ваши же эмоции лишь усиливаются от попытки их подавить.

В книге Оливера Брукмана «Антидод» описано несколько опытов подтверждающих, что люди, скрывающие свои эмоции, переживают их гораздо сильнее и дольше, чем те, кто не стесняются эти эмоции выражать. Если вы пытаетесь сдержать слезы, они не исчезают, а желание разрыдаться усиливается. Что же происходит в нашей голове, когда мы пытаемся подавить вспышку гнева? А там - настоящий ураган!

Вы перестаёте испытывать позитивные эмоции, но не негативные. Ваша миндалевидная железа (участок мозга, влияющий на эмоции) начинает работать сверх меры. Но, что самое интересное – эмоции подавляете вы, а хуже становится и вашему собеседнику тоже. Как только вы начинаете сдерживать свой гнев, кровяное давление вашего оппонента подскакивает, что постепенно откладывается в устойчивую неприязнь по отношению к вам. Если вы вынуждены общаться в течение длительного времени есть вероятность, что отношения между вами сложатся паршивые, и это вряд ли может порадовать.

Помимо всего прочего, подавление своих эмоций требует определенных волевых усилий, а силы, как известно, имеют обыкновение заканчиваться. Именно поэтому люди, чаще скрывающие свои эмоции чаще попадают в ситуации, когда о сказанном в сердцах, позже, приходится жалеть.

Кто – то сейчас подумает: «Я так и знал! Рас сдерживать гнев вредно – придется его выливать на окружающих».

И это тоже неверно.

Не стоит давать волю злости

И вот вы взорвались и срываете злость на друге, как будто вы на дуэли. Не самая лучшая затея, согласитесь.

Накручивание и выплескивание злости лишь усиливают эмоциональный взрыв. Конструктивно выразить свое недовольство, безусловно, можно, но вываливать злобу на собеседника не следует – ваш гнев будет расти как снежный ком с каждым сказанным словом.

Но что же тогда поможет? Можно попытаться отвлечься, но разве это поможет?

Поможет. Энергетические ресурсы вашего мозга ограничены, так что если вы переключаете внимание на что-то еще, мозг уже не может концентрироваться на постоянном и бесполезном обдумывании неприятных ситуаций.

Что вы знаете о тесте Маршмеэллоу? Ребенку давали один кусочек зефира и оставляли его одного в комнате, пообещав в конце выдать два кусочка зефира, если он сможет удержаться и не съесть тот, что у него уже имеется. Каковы же были результаты? Дети, которые смогли взять себя в руки и не съели зефир, в будущем достигли лучших результатов в карьере и ни разу не попадали в тюрьму.

Результаты теста понятны, но мало кто говорит о том, как детям удалось удержать себя и не съесть конфету. Очень просто – они отвлекались. Уолтер Мишел, автор исследования, комментирует:

«Дети нашли, чем себя занять: они напевали мелодии, ковырялись в ушах, играли с пальцами или с тем, что смогли найти в комнате. Таким образом, они сгладили внутренний конфликт и устранили неприятную ситуацию ожидания».

И эта методика работает и с другими видами сильных эмоций, таких как, например, гнев.

Да, да, знаю – довольно сложно отвлечь себя, когда кто-то истерично кричит вам прямо в лицо. Однако есть один способ.

Переоценка

Еще раз подробно представим ситуацию: кто-то стоит в нескольких сантиметрах от вас и орет на вас, почем зря. Вам очень хочется ответить тем же или даже хорошенько приложить «собеседника» обо что-нибудь.

Но что если я вам скажу, что этот человек вчера потерял мать? Или же он переживает тяжелый развод, и вчера у него отобрали права на детей?

Вы бы, вероятнее всего, не принимали его гнев так близко к сердцу, а возможно, даже посочувствовали бы.

Что изменилось? Да ничего! Просто предыстория, которую вы себе рассказали, изменила ваш взгляд на ситуацию. Как сказал Альберт Элис: «Вы обижаетесь не на события, а на собственные мысли». В следующий раз, столкнувшись с ситуацией, когда кто-то начнет срывать на вас злобу, просто скажите себе: «Я здесь ни при чем. У него просто плохой день». Как только вы меняете ваше представление о ситуации - мозг изменяет ваши эмоции по отношению к ней.

В одной из книг Дэвида Рока описан интересный эксперимент: профессор Ошнер исследовал эмоции людей с помощью томографа. Испытуемым показывали одну и ту же фотографию, на которой был изображен человек, плачущий около церкви. Сперва люди испытывали сочувствие и грусть. Однако когда им сказали, что это слезы радости, и человек находится на бракосочетании – эмоции людей изменились коренным образом. Профессор объясняет это обстоятельство тем, что наши эмоции зависят от наших представлений о мире – как только мы меняем представления – эмоции тоже меняются.

Таким образом, если вы скажете сами себе: «у него просто плохой день», ваше представление о действительности изменится, и негативные эмоции будут вытеснены позитивными. Результат не заставит себя долго ждать. Исследования, описанные Джеймсом Гроссом в одной из его книг, показали, что люди, которые применяют подобные техники замещения гнева на практике, имеют больше друзей и близких контактов.

Более того, эта методика позволит вам избавится от гнева не задавливая его в себе, а следовательно, не «взрываясь» впоследствии. Вам больше не придется жалеть о словах, сказанных кому-то сгоряча.

Что же мы имеем в итоге?

Чтобы избавиться от гнева нужно:

  • Не подавлять гнев – может, окружающие и не видят его проявлений, но зато очень хорошо чувствуют ваше состояние, и отношения все равно портятся.
  • Не накручивать себя, вываливая свои эмоции на окружающих – высказать причину своего недовольства спокойно и конструктивно – пожалуйста. Но не развинчивайте свой гнев еще больше – вам же будет хуже.
  • Переоцените ситуацию – просто скажите себе: «я здесь ни при чем – у него просто тяжелый день».

Конечно, бывают ситуации, когда ваш оппонент намеренно выводит вас из себя, и тогда, не остается ничего другого, кроме как попытаться просто подавить в себе гнев, чтобы не усугубить свои же переживания. И все же иногда переоценка ситуации может помочь вам изменить свои эмоции и заменить чувства гнева состраданием, сочувствием или пониманием.

Теперь остается последний шаг на пути к сохранению хороших взаимоотношений – простить. И это нужно вам, а не вашему собеседнику. Вспомните старую пословицу: держать зло на кого-то - то же самое, что пить яд самому, думая, что умрет кто-то другой.

Посмотрев на ситуацию с другой стороны, начинаешь осознавать, что выплескивать свою злость на окружающих глупо и неправильно, проблему таким образом решить невозможно, а вот потерять друга или близкого человека вполне реально. Поразмыслив о собственном поведении, иногда становится страшно и стыдно. Как обуздать свой гнев и перестать обижать и оскорблять близких и не очень людей?

Чтобы решить проблему, казалось бы, беспричинной злости, необходимо найти ту самую причину. Мы взрослые и адекватные люди и, естественно, осознаём, что злость не может возникать на пустом месте. Найти эту причину, которая выбивает из колеи, а потом устранив ее, можно стать гораздо счастливее. Разберемся на примере, вы злитесь на любимого человека, который не заметил каких-то ваших достижений: например, новую прическу, вкусный ужин, постройневшее тело и т. д., не надо впадать в истерику и кричать, что он сволочь неблагодарная, достаточно просто намекнуть мужу о промашке;

Нужно посмотреть на ситуацию со стороны собеседника. Бывают ситуации, что на вас незаслуженно накричали, оскорбили или даже толкнули, вполне нормально сделать такое же в ответ. Но! Попробуйте узнать, почему человек так себя ведет, вполне возможно он потерял кого-то из близких, разбил машину, кто-то из родственников болен и проч. В таких случаях уже не хочется орать и оскорблять человека, единственно желание, это пожалеть и посочувствовать;

Попытайтесь поставить себя на место собеседника: сильного будет приятно, если вас начнут обвинять, кричать, оскорблять? Вряд ли.

Если самокопание не завершилась успехом и причина необоснованной злости не была найдена, то нужно другими способами избавиться от негатива: лично я отправляюсь стирать в горячей воде или облагораживать клумбу, кто-то идёт в спортзал, кто-то запирается в комнате и волю там кричит или плачет, способов много, но подобная разрядка приведет нервную систему в порядок. Если есть близкий друг или подруга, можно поплакаться в жилетку, этот способ тоже действует;

Попытаться отвлечься, когда внутри все кипит от гнева, конечно, трудно, но возможно. Рассмотрим на конкретном примере, вы поссорились с мужем или любимым человеком и тут же начинаете вспоминать, что он забыл о годовщине свадьбы, не заметил новую прическу, опоздал с работы, таким образом можно вспомнить не одну сотню прегрешений, естественно, настроения это не улучшит. Как только подобные мысли прочно обосновались в вашей голове, стоит отвлечься и переключиться на что-то другое, например, сделать уборку, вытереть пыль, начистить кастрюли и сковородки и так далее;

Наиболее часто чувство озлобленности посещает нас в моменты уединения. С одной стороны, это неплохо, потому что нет объекта, на которой можно выплеснуть весь негатив. В одиночестве проще проанализировать ситуацию и успокоиться. Одним из лучших способов считается холодный душ, который взбодрит и заставить работать мозг в правильном направлении. На работе или в общественных местах можно умыться холодной водой из-под крана, а, чтобы не испортить макияж, можно просто помыть руки ледяной водой.

Еще один способ отвлечься от злости - это подумать о чём-то хорошем. Уделите себе любимому (любимой) 5 минут времени, в которые можно посмотреть фотоальбом, где вы запечатлены с близкими людьми, где лица сияют счастьем.

Злость, раздражение, гнев, повышенная нервозность имеют свои причины. Все негативные эмоции подкреплены негативными чувствами, такими как, обида, ненависть, зависть и другие. Конечно же если в человеке все это намешано — перемешано, то скорее всего такое негативное внутреннее состояние в дальнейшем приведет его только к частым стрессам, конфликтам и болезни.

Давайте разорвем этот замкнутый круг негатива и начнем работать со злостью, раздражением и другими негативными эмоциями. Именно «работать» со злостью, никак не бороться. Любая борьба приведет лишь к усугублению проблемы.

Чтобы перестать злиться и раздражаться на кого бы то ни было, в первую очередь, необходимо научиться быть спокойным и уравновешенным.

Итак, как перестать злиться и стать более уравновешенным?

  1. Первым делом в любой напряженной ситуации старайтесь научиться разделять самого человека, который вызывает злость и проблему, которая возникла.

Сосредоточьтесь на проблеме, которая вас задела. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный и избавит от бурной эмоциональной реакции, при которой не контролируется поведение. Тогда проще и легче разрешить возникшее противоречие.

2. Чтобы перестать злиться сию минуту — представьте что на вашем месте другой человек

Как бы он повел себя в этой ситуации? Вообразите себя таким спокойным и уравновешенным человеком. Это поможет на небольшое время забыть про себя и перестать злиться.

3. Создайте образ защиты между собой и раздражителем

Многие люди, чтобы перестать злиться и раздражаться представляют между собой и раздражителем стеклянную перегородку. Такая психологическая образная защита позволяет видеть раздраженные жесты, но не слышать, что говорит ваш оппонент.

Ещё одна психологическая хитрость помогает действительно не слышать слов обидчика и в конце концов перестать злиться. Для этого надо отвлечься — найдите любую деталь в его внешнем виде, посмотрите внимательно на нее, и скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в магазине таких нет». Услышите в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».


Но это высший пилотаж «мудрого поведения в конфликте». Ведь здоровое чувство юмора способствует разрядке напряженной обстановки, а также помогает успокоиться и не злиться. Ну а если вам все — таки не удастся оставаться спокойным, то тогда просто отвлекитесь на любую деталь и думайте только о ней.

Как известно, негативные эмоции более всего воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах.

4. В определенный момент постарайтесь расслабиться и улыбнуться, отпустить всю ситуацию и посмотреть на все со стороны

Когда вы готовы высказать партнеру обидные слова — посчитайте до 10, спокойно и уверено сделайте глубокий вдох — выдох, посмотрите на свои руки, ноги, почувствуйте, что вы владеете своим телом и контролируете свой гнев. Теперь улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Улыбка временно поможет вам перестать злиться.

5. Теперь подождите немного, выдержите паузу

Небольшое молчание позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким — либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости сохранить собственное достоинство.

Ваше внезапное молчание непременно вызовет у оппонента недоумение и его эмоциональная напряженность начнет ослабевать. Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая большой силой воздействия.

6. После конфликта постарайтесь найти причины вашего гнева, но не стоит придавить ему важное значение

Часто уже после конфликта эмоции не дают покоя, и вы все никак не можете перестать злиться. Постарайтесь не оценивать эту ситуацию ни с положительной ни с отрицательной стороны.

Со временем вы поймете, что возникшая ситуация случилась определенно для чего — то более важного. Поэтому сейчас успокойтесь и воспринимайте все происходящее как необходимое.

7. Легкий способ перестать злиться на человека — это визуализация.

Например, надо представить себе своего оппонента на сцене в роли счастливого человека. А вы зритель в зале, смотрите спектакль с участием человека, который вас злит и раздражает. Такой образ помогает избавиться от обременительной злости и накопленного раздражения.

Варианты визуализации гнева:
1) уменьшите в росте человека, на которого вы злитесь. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде. Чтобы перестать злиться можно представить свой гнев в виде сгустка энергии, который уходит сквозь вас в землю

Необходимо понять, что в гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. Не умение контролировать себя способно разрушить самые грандиозные планы и восхитительные взаимоотношения.