Что же произошло? Почему Россия уже в начале XIX в. не стала конституционной монархией, хотя надеяться на это, как мы видели, были серьезные основания? Подобный же путь прошла в это время идея освобождения крепостных крестьян.

Вглядываясь в действия Александра I, мы замечаем, что начиная с 1816 г. он настойчиво пытался добиться дворянской инициативы в решении этого кардинального вопроса русской жизни. Толчком, возбудившим активность императора, была, без сомнения, инициатива эстляндского дворянства, заявившего в самом начале 1816 г. о своей готовности освободить крепостных крестьян.

Прибалтийские губернии (Лифляндская, Курляндская и Эстляндская) коренным образом отличались от всей остальной России. Здесь не существовало крепостного права в его крайних проявлениях. Уровень развития товарно-денежных отношений был значительно выше, чем в Европейской России. Главное же - помещики уже осознали экономическую невыгодность сохранения в неприкосновенности крепостного права. В предшествовавшее десятилетие самодержавие в Прибалтике шло по пути постепенного предоставления крестьянам определенных прав.

Рядом законодательных актов за эстляндскими крестьянами было закреплено право на движимую собственность и передачу по наследству хозяйства, а по закону 1804 г. были четко определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли. Теперь формально было уничтожено и само крепостное право. 23 мая 1816 г. Александр I утвердил новое учреждение об эстляндских крестьянах. В соответствии с ним крестьяне получали личную свободу, но лишались права на землю, переходившую в полную собственность помещиков. Из-за запрещения свободного передвижения и выбора рода занятий крестьяне превращались фактически в бесправных арендаторов или батраков.

Положение их оставалось крайне тяжелым. Однако при всех очевидных издержках уничтожение крепостного права в Эстляндии, а затем и в Лифляндии и Курляндии открыло собой принципиально новый этап в истории крестьянского вопроса в России. Уложение 1816 г. было первым за несколько столетий русской истории актом, которым самодержавие не углубляло, не расширяло крепостное право, а, напротив, уничтожало его действие хотя бы на части территории огромной Российской империи. В 1816 г. самодержавие публично, не на словах, а на деле продемонстрировало свою готовность при определенных условиях пойти на конкретные меры для освобождения крепостных крестьян. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России…. Спб., 2014. С.145.

Однако никаких практических результатов в собственно русских губерниях добиться не удалось. Неудачей закончилась и предпринятая в 1817г. попытка склонить дворянство двух украинских губерний (Полтавской и Черниговской) к выступлению с просьбой хотя бы обсудить проблему крепостного права.

Все это нисколько не охладило стремления Александра I добиться практических результатов в решении крестьянского вопроса. В 1817-1818 гг. началась работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности намерений Александра I убедительно свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал не кого иного, как Алексея Андреевича Аракчеева. Аракчеев в роли автора проекта освобождения крестьян - явление неординарное. Это не вяжется с давно и прочно устоявшимися представлениями о роли и месте этого человека в отечественной истории. Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников и потомства является символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно она ясно и недвусмысленно доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрыванием с либерализмом», не желанием Александра I понравиться Европе или прослыть там просвещенным монархом, а вполне определенной и целенаправленной государственной политикой: хорошо известно, что именно Аракчееву император доверял разрабатывать и осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

В это время Александр I полностью находился в плену иллюзий, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит только предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Самодержавные власти так и не смогли до конца понять истинные причины, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных крестьян и в то же время толкали их российских собратьев на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным шагам правительства, причины, обусловленные разным уровнем социально-экономического и культурного развития собственно русских губерний и Прибалтики. Вот почему в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Это было его единственным условием, все остальное полностью отдавалось на волю автора. Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев. // Отечественная история, 2014. №4. С.51.

Как и конституция, проект освобождения крестьян готовился в величайшей тайне потому, что верховная власть опасалась как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений. Как долго шла над ним работа - неизвестно, но любопытно, что в феврале 1818 г., незадолго до отъезда Александра I на открытие первого конституционного сейма в Варшаву, проект лежал на столе императора. Оказывается, попытка выработать общие принципы крестьянской реформы непосредственно предшествовала началу работы над конституцией. И в этом нельзя не увидеть прямого доказательства, что правительство хорошо понимало невозможность решения политических проблем в отрыве от социальных.

Как же думал решить крестьянский вопрос Аракчеев? Для освобождения крестьян от крепостной зависимости он предлагал начать широкую продажу помещичьих имений в казну «по добровольному на то помещиков согласию» и на некоторых «особенных правилах». Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них часть земли, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.245.

Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предлагая выделять на покупку крепостных 5 млн руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в этом деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае - неизвестно. Но главное даже не в этом.

Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решились бы расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет. Это неопровержимо доказывает элементарный расчет. Если оценить в среднем по России стоимость одной души в 100 руб. ассигнациями (что на самом деле не такая уж большая цена), то на 5 млн руб. в год можно было бы выкупить не более 50 тыс. крепостных. Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018г. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго. Наверняка это было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свои предложения? На желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной деревни и скорее всего на то, что, раз начавшись, реформа обнаружит выгодные для помещиков стороны. А тогда первоначальные черепашьи темпы могли бы смениться иными. Да и само время внесло бы изменения.

Но все наши предположения остаются только догадками. Ведь одобренный царем проект (неизвестный автор записки об участии Аракчеева в решении крестьянского вопроса писал, что предположение «удостоилось, сколько известно, высочайшего одобрения государя») так и остался тайной Александра I и Аракчеева. Нам совершенно неизвестны конкретные обстоятельства его отклонения. Ясно только одно: не было сделано никаких попыток не то что приступить к его реализации, но даже представить на рассмотрение какого-либо официального органа.

И все же работа над проектом освобождения крестьян не прекращалась. Только завеса тайны, окружавшая конкретные шаги правительства по пути к разрешению крестьянского вопроса, становилась все более плотной. В 1818-1819 гг. под руководством министра финансов гр. А.Д. Гурьева начал разрабатываться новый проект крестьянской реформы. Для выработки его основ был создан специальный Секретный комитет - первый в чреде подобных комитетов, появлявшихся один за другим во второй четверти XIXв. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.249.

Окончательный проект так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить такие меры, которые привели бы к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа. В конце 1819 г. первый набросок плана реформы был готов. Оставалось только получить одобрение императора, и можно было приступать к продолжению работы. Но одобрения не последовало, и проект Гурьева так никогда и не был завершен. Больше мы не знаем ни о каких иных проектах решения крестьянского вопроса, выработанных правительством. Скорее всего их и не было.

Почему же Александр I, так активно и решительно взявшийся за подготовку реформ, вдруг отказался и от конституции и от планов освобождения крепостных крестьян? Ответ один - осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Число членов тайных противоправительственных обществ декабристов, боровшихся за освобождение крестьян и за устранение или ограничение самодержавия, за всю их десятилетнюю историю ограничивалось несколькими сотнями.

Даже спустя несколько десятилетий, накануне освободившей крестьян от крепостного ига реформы 1861 г., большинство помещиков было против освобождения. Среди правящей элиты переменам сочувствовала и к ним стремилась лишь ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого больше всего страшился Александр I. Он так никогда на это и не решился.

Документы для анализа на уроке

Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

Очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М.М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Вопросы для анализа:

      Какие идеи Просвещения нашли свое отражение в проекте?

      Составьте схему управления государством в соответствии с этим проектом.

      Какое учреждение представляло законодательную власть?

      Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?

      Какими правами наделялось население страны?

      Ограничивалась ли власть императора, в какой степени?

      Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства, был ли он по-настоящему радикален?

      Почему проект не был полностью реализован?

Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева .

В 1811 г. прибалтийские помещики обратились к царю с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Лишь в 1816-1819 гг. Александр I утвердил этот закон в отношении крестьян в Эстляндии, Лифляндии, Курляндии. Такие же предложения поступили от белорусских, псковских, петербургских помещиков. Александр поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительности.

Составляя проект, Аракчеев помнил указание царя "не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер". В начале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно отпускать 5 млн. рублей. Выкупленные земли распределялись между крестьянами, которые должны были арендовать ее у помещиков. По проекту Аракчеева, освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет.

Вопросы для анализа:

      Чьи интересы защищал в первую очередь проект?

      Получали крестьяне при освобождении землю?

      Был ли проект реален в условиях России первой четверти XIX века?

4) Почему этот проект составлялся в условиях секретности и не был принят?

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»

В 1815 г. была разработана Конституция Польши - самый прогрессивный Основной закон того времени. Она гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, отменяла конфискацию имущества, ссылку. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю. В 1818 г. на открытии сейма, император сообщил о намерении создать Конституцию всей России . Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Проект предусматривал провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы ее с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, но император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными.

Вопросы для анализа:

    Какие гражданские свободы даровались населению?

    Появлялось ли по проекту сословно-представительное учреждение?

    Если бы проект был принят, можно было бы говорить о ликвидации самодержавия?

    Какие события помешали воплощению проекта, а по-вашему, почему он не был принят?

Таким образом, создание военных поселений было крупнейшим и реакционнейшим по существу государственным преобразованием, означавшим на деле двойное закрепощение крестьянства. Формально освобожденные от крепостной зависимости, военные поселяне оказались прикрепленными к земле даже прочнее, чем раньше. Поселянин был лишен возможности уходить на заработки, заниматься торговлей и промыслами.

Кроме хозяйственной кабалы, военный поселянин пожизненно и наследственно попадал в кабалу армейскую, превращаясь в солдата. Наряду с обычной крестьянской работой он должен был выполнять все требования строевой жизни.

В условиях палочной дисциплины, жестоких наказаний, постоянных и бессмысленных учений, где главным являлось механическое выполнение воинских артикулов, трудно было сказать, какая из двух неволь – солдатская или крестьянская – была тяжелее.

2.3 Аракчеев и крепостной вопрос

В 1818 году началась работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности намерений свидетельствует факт поручение и исполнения своего замысла ни кому-нибудь, а именно Аракчееву. Алексей Андреевич в роли исполнителя – дело не ординарное.

Такое важное дело поручается человеку, имя которое для современников символизировало реакцию, но именно тот факт свидетельствует о том, что разработка проекта это не "заигрывание с либерализмом", а вполне конкретное намеренье. И его выполнение Александр I мог возложить на плечи только такому человеку, на которого он мог положиться, и который не раз выполнял его повеления.

В рекомендациях данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Проект готовился в величайшей тайне. Как долго продолжалась работа – неизвестно, но уже в феврале 1819 проект лежал у Александра I на столе. Для освобождения крестьян он предложил начать широкую распродажу помещичьих имений в казну "по добровольному на то помещиков согласию" на некоторых особых правилах .

Продавать государству крестьян и дворовых (по мнению Аракчеева) помещиков должно было заставить естественное стремление избавления от домов и вести хозяйство на рациональной основе, либо обрабатывать наемными рабочими остальную часть земли, либо сдавать ее в аренду крестьянам.

Этот проект был реален, т.к. экономический кризис после войны 1812 года привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, многие помещики вынуждены были закладывать свои имения, а прожив и промотав проценты – закладывать вновь.

Но, следуя этому проекту, решение вопроса затянулось бы не менее чем 200 лет (до 2018 года). Ясно, что решение так долго ждать нельзя. Выдвигая проект, Аракчеев рассчитывал что раз, начавшись, реформа обнаружит для помещиков выгодные стороны и прежние темпы могли значительно возрасти. Кроме того, он отражал как желанные для Александра I по сменность и добровольность. Возможно этот проект не ликвидировал крепостное право, но привел к радикальному изменению положения крестьян.

Проект Аракчеева сводился к следующему: крестьяне и дворовые, с согласия помещиков выкупались казной. Кроме того, государство могло купить по две десятины пахотной земли на каждую ревизскую душу. Такой размер на деле способствовал развитию арендных отношений и препятствовал полному отрыву крепостного хозяйства от помещичьего.

На покупку крепостных и земли ежегодно предусматривалась выделять по 5 миллионов рублей, за недостатком денег выпускались особые казначейские билеты. Оставшиеся после выкупа государственные земли должны были отдаваться в аренду мало обеспеченным крестьянским хозяйствам. Но одобренный царем проект так и остался тайной Александра I и Аракчеева. Неизвестны причины его отклонения, есть только одно: не было сделано никаких попыток к его реализации, он не был рассмотрен даже каким-либо офицерским органом. Сам проект до нашего времени не сохранился, известен лишь в изложении других лиц .

Таким образом, Аракчеев был одним из первых, кто попытался предложить принцип, заложенный впоследствии в реформу 1861 г. Конечно, спустя полвека крестьянская реформа была проведена на совершенно иных условиях, но принцип – освобождение с землей за выкуп при непосредственном участии государства – остался неизменным.

Рассмотрим более подробно, что же за освобождение предлагалось в проекте? С точки зрения Аракчеева, ликвидация помещичьей крепостной деревни означала, несомненно, решение крестьянского вопроса в целом. Если бы все помещичьи крестьяне оказались, в конце концов, собственностью казны, то принимавшая все более угрожающий характер проблема «помещик и крепостной» перестала бы существовать. Однако государственные крестьяне в России представляли собой одну из категорий крепостного населения страны, являясь составной частью системы государственного феодализма. Поэтому, будь даже и осуществлен, проект Аракчеева вовсе не ликвидировал бы крепостное право в масштабах всей страны, хотя и привел бы к изменению положения крепостных крестьян. Проект Аракчеева не предусматривал абсолютно никаких мер, которые бы заставили помещиков продавать крестьян. Но, исходя из этого, нельзя сказать, что проект был нереален. Напротив, проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждены были закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных хозяйств.

Эта реформа была рассчитана на очень длительный срок и, двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018 г. Решение крестьянского вопроса не могло ожидать такого срока. Наверняка это было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свой проект? На желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной деревни и, скорее всего, на то, что, начавшись, реформа обнаружит выгодные для помещиков стороны. Александр I тогда медленные первоначальные темпы могли бы смениться иными .

В книги "Самодержавие и реформы" С.В. Мироненко пишет о том, что политической реальностью последних лет Александровского царствования становится фаворитизм. Реальная государственная власть перешла полностью от самодержца в руки "истинного друга" – Аракчеева.

Он издавал законы, рассылал повеления, наказывал, миловал, объявлял выговоры, выдвигал разные бездарности. Но этого мнения придерживались далеко не все. Гордин в книге "События и люди 14 декабря" говорит о том, что сам Аракчеев по приказанию царя находился под надзором .

Служивший при нем с 1823 года Батеньков вспоминал: "Квартальные следили за каждым шагом всемогущего графа. Мне самому граф указал одного из квартальных, который будучи переодетым в партикулярное платье, прятавшись торопливо в мелочную лавочку, когда увидел нас на набережной Фонтанки".

Как бы подводя итог высказанному Ячменихин в статье "А.А. Аракчеев" пишет: "О все владении же Аракчеева в последние 10 лет царствования Александра I могло говорить лишь со значительными высшими бюрократическими рычагами государственного аппарата, но "генерировать идеи" он не мог, хотя и был далеко не глупым человеком" .

1825 год стал переломным в жизни Аракчеева. В сентябре в Грузино дворовые слуги убили Настасью Федоровну Минину (Шулицкую) – экономку графа. Аракчеев был настолько потрясен, что совершенно отошел от государственных дел. Второй удар последовал 19 ноября – умер АлександрI.

2.4 Смерть Александра I и конец карьеры Аракчеева

Закат бывшего временщика был серым и тоскливым. Летом он еще руководил строительством и полевыми работами, зимой наваливалась скука. Гости к нему не приезжали, хотя от столицы было не так уж далеко - Петербург постарался как можно скорее забыть о «чудовище». К чтению Алексей Андреевич так и не пристрастился и целыми днями бродил по комнатам, решая в уме математические задачи.

У себя в имении он создал настоящий культ Александра I. Комнату, где однажды переночевал император, украсил его мраморный бюст с надписью: «Кто осмелится тронуть сие, да будет проклят». Тут же хранились перо царя, его письма и рубаха, в которой Алесандр умер - в ней Аракчеев завещал похоронить себя. Аракчеев съездил за границу, был в Берлине и Париже, где заказал для себя столовые бронзовые часы с бюстом покойного императора Александра I, с музыкой, которая играет только один раз в сутки, около 11 часов по полудни, в то приблизительно время, когда Александр Павлович скончался, молитву "Со святыми упокой". Перед собором в Грузине поставили бронзовый памятник «государю-благодетелю», сохранившийся до советских времен. Прочие постройки ненадолго пережили своего создателя - крестьяне разорили парк с диковинными растениями, разобрали забор вдоль главной улицы, изловили и съели лебедей, плававших в усадебном пруду .

В 1833 г. Аракчеев внес в государственный заемный банк 50 т. руб. ассигнациями с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке девяносто три года неприкосновенною со всеми процентами: три четверти из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 г. (на русском языке) историю (лучшую) царствования императора Александра I, остальная четверть этого капитала предназначена на издержки по изданию этого труда, а также на вторую премию, и двум переводчикам по равной части, которые переведут с русского на немецкий и на французский языки удостоенную первой премии историю Александра I. Премия вручена так и не была .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Шаги по отмене крепостного права в России Презентация к урокам.

2 слайд

Описание слайда:

В 60-90-е годы XVIII века в России все отчетливо проявляется разложение феодально-крепостнической системы, что заставляло правителей пересмотреть отношение к крестьянскому вопросу, к крепостному праву.

3 слайд

Описание слайда:

Приведите примеры, доказывающие разложение феодально-крепостнической системы в России.

4 слайд

Описание слайда:

Попытки пересмотреть отношение к крепостному праву предпринимали и Петр I и Елизавета. Но в отличие от них Екатерина II решила привлечь к этому не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий, созвав Уложенную комиссию в 1767 году. Екатерина II (1762 - 1796)

5 слайд

Описание слайда:

ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-96), российская императрица (с 1762). Немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. С 1744 - в России. Жена императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию (Г. Г. и А. Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-69. При ней произошла Крестьянская война 1773-75. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок». Политика Екатерины II получила название «Просвещенного абсолютизма».

6 слайд

Описание слайда:

Впервые в работе органа такого уровня участвовали государственные крестьяне. Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги. Крепостные крестьяне избирательного права не имели. Считалось, что их интересы будут представлять помещики. Комиссия проработала полтора года и не приняв никаких решений, была временно распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась. Уложенная комиссия

7 слайд

Описание слайда:

Павел I «положил первое ограничение помещичьей власти». С.Ф. Платонов Павел I (1796-1801)

8 слайд

Описание слайда:

ПАВЕЛ I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. Проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Бонапартом. Непоследовательная политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но в особенности, в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. Когда же император попытался возразить и даже ударил кого-то из них, один из мятежников стал душить его своим шарфом, а другой ударил в висок массивной табакеркой. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.

9 слайд

Описание слайда:

В 1797 г. Павел I ограничил барщину тремя днями в неделю. 1797 г. ввел запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. 1798 г. запретил продажу украинских крестьян без земли. Запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни. Ввел наказание за жестокое обращение с крестьянами (арест и препровождение в монастырь). Крестьяне вновь могли жаловаться на своих помещиков. Заменил обременительную для крестьян хлебную подать денежным оброком. Были сняты недоимки общей стоимостью 7 млн. рублей. Эти мероприятия облегчили положение крестьян, но политика Павла I в отношении крестьян была противоречивой и непоследовательной.

10 слайд

Описание слайда:

Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять… С.В. Мироненко

11 слайд

Описание слайда:

Александр I учредил «Негласный комитет» (1801-1803), который кроме государственных преобразований, был занят мыслью об улучшении быта крепостных людей. Молодой император желал что-нибудь сделать для освобождения крестьян, для прекращения «рабства» в России. В Комитет входили: Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Кочубей. «То были люди, воспитанные в самых передовых идеях 18 века и хорошо знакомые с государственными порядками Запада… Они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила… и политические идеи французской литературы просвещения». В.О. Ключевский.

12 слайд

Описание слайда:

СТРОГАНОВ Павел Александрович (1772-1817), граф, российский государственный деятель, брат Г. А. Строганова. Один из инициаторов создания и член Негласного комитета. Сторонник либеральных преобразований. Один из личных друзей Александра I.

13 слайд

Описание слайда:

НОВОСИЛЬЦЕВ Николай Николаевич (1768-1838), граф (1833), российский государственный деятель. Член Негласного комитета. В 1803-10 президент Петербургской АН. С 1813 фактически управлял Польшей. С 1832 председатель Государственного совета и кабинета министров.

14 слайд

Описание слайда:

Адам Чарторыйский (1770-1861), князь, принадлежал известному польскому княжескому роду ЧАРТОРЫСКИЕ (Czartoryscy). Член Негласного комитета. Во время Польского восстания 1830-31 глава Национального правительства.

15 слайд

Описание слайда:

КОЧУБЕЙ Виктор Павлович (1768-1834), российский государственный деятель и дипломат, князь (1831), почетный член Петербургской АН (1818). Член Негласного комитета. В 1802-07 и 1819-23 министр внутренних дел. С 1827 председатель Государственного совета и Кабинета министров. Сторонник умеренных реформ.

16 слайд

Описание слайда:

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ, неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский (Чарторыский), В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев) в 1801-1803. Основу деятельности Негласного комитета составила программа реформирования «Генеральный план работы с императором над реформой». Негласный комитет подготовил, а Александр I провел своими указами первую политическую амнистию в России, упразднил политический сыск. Закрыв тайную канцелярию, восстановил в полном объеме отмененные Павлом I жалованные грамоты дворянству и городам, реформировал функции Сената, разграничил и упорядочил компетенцию Комитета министров, утвердил новое положение об устройстве и структуре учебных заведений.

17 слайд

Описание слайда:

1801 г. объявил о прекращении пожалования казенных крестьян в частные руки. -1801 г. издан указ о праве покупки земли, наряду с купцами и мещанами, государственными и удельными крестьянами. -1803 г. Указ о вольных хлебопашцах, который давал право помещикам освобождать своих крепостных и обеспечивать их землею в собственность на определенных условиях: за выкуп. Но Указ имел рекомендательный характер и на волю было отпущено до 1825 года лишь 84 тыс. душ. -1804 г. в результате Аграрной реформы в Латвии и Эстонии крестьянам предоставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление и суды, запрещалась продажа крестьян без земли; крестьяне становились наследственными владельцами своих участков. Реформа завершена в 1816-1819 г.г. - 1809 г. отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь (возобновлено в 1822 г.). Александр I (1801-1825)

18 слайд

Описание слайда:

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, в России крестьяне, освобожденные от крепостнической зависимости с землей по Указу 1803, на основании добровольного соглашения с помещиками. К сер. 19 в. освобождена 151 тыс. душ мужского пола.

19 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.

20 слайд

Описание слайда:

Эти намерения очень четко накладывались и на планы в области освобождения крестьянства от крепостного права. Начинается разработка секретных проектов под руководством Аракчеева А.А. и Гурьева Д.А. О серьезности намерений императора свидетельствует тот факт, что исполнителем проекта освобождения крестьян император избрал Аракчеева. «Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников и для потомства являлось символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно она ясно и недвусмысленно доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрыванием с либерализмом», не желанием Александра I понравиться Европе или прослыть там просвещенным монархом, а вполне определенной и целенаправленной государственной политикой». (С.В.Мироненко) После Отечественной войны 1812 года все отчетливо раздавались конституционные намерения Александра I

21 слайд

Описание слайда:

Аракчеев для освобождения крестьян предлагал начать широкую покупку помещичьих имений в казну «по добровольному на то помещиков согласию». Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе. Проект А.А. Аракчеева Проект Аракчеева так и остался тайной между Александром I и Аракчеевым. Не было сделано никаких попыток не то что приступить к его реализации, а даже представить на рассмотрение какого-либо государственного органа.

22 слайд

Описание слайда:

АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич , русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). С 1808-1810 военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815-1825 наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений.

23 слайд

Описание слайда:

В 1818 – 1819 годах под руководством министра финансов графа Д.А. Гурьева разрабатывался иной проект освобождения помещичьих крестьян. Для выработки основ крестьянской реформы был создан специальный секретный комитет. Окончательный проект так и не был создан. Сохранившиеся материалы показывают, что в проекте предполагались меры, которые могли бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического хозяйства фермерского типа. Но проект Гурьева так никогда и не был завершен, так как не последовало одобрение императора продолжать работу. Проект Д.А. Гурьева

24 слайд

Описание слайда:

Почему Александр I не отменил крепостное право в России, ограничившись отдельными и непоследовательны-ми мерами?

25 слайд

Описание слайда:

«…Снова сработала система, снова человек системы, несмотря на благие декларации и подталкивание своих сподвижников к реформам, в решающий момент сделал шаг назад. И не только потому, что сам он был не готов к реформам, но и потому, что к ним были не готовы Россия, российское общество… Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность, чванство и тупость основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад. Но мы… должны винить в этом не только время, но и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольства дворянства». А.Н. Сахаров

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Он хотел улучшить быт крестьян, облегчить их положение и даже приступил к разработке мер по постепенной отмене крепостного права. С этой целью в 1834 году им был учрежден секретный комитет для выработки плана постепенной ликвидации крепостного права. Большую роль в комитете играли М.М. Сперанский и П.Д. Киселев. Результат его деятельности не был столь радикальным. Николай I (1825-1855)

28 слайд

Описание слайда:

НИКОЛАЙ I (1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской ж.-д. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.

«Права ребёнка и гражданина» - Правоспособность и дееспособность. Каждый имеет право на жилище. Каждый имеет право на образование. Правоспособность выражается в способности субъекта иметь права и обязанности. Политические права. Основные гражданские права. Цензура запрещается. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Права ребенка.

«Понятие права» - Источники права. Признаки правового государства: Право – универсальный регулятор общественных отношений. Признаки права: Правовая норма. Цель урока: Источники права – нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи и правовые договоры. Нормативный характер Обязательность исполнения Гарантированность государством Многократность применения.

«Крепостное право» - Крестьянин является собственностью барина. Как относился к крепостному праву александр i? Затем переход к коллективным формам труда). Все либеральное движение Добролюбов считал «обломовщиной», а либералов – «Лишними людьми». 5) Крымская война. Крепостное право -. Добролюбов в 1857г. пришел работать в «Современник».

«Накануне отмены крепостного права» - Г. Крепостное право. Смягчение политического режима в первые годы правления Александра II. Тормоз В развитии капиталистической промышленности. Установите причинно-следственные связи, проведя линии. Сторонники реформ. Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Предпосылки отмены крепостного права.

Правовая доктрина. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Прецедент широко использовался в средние века как источник права. Источники права: Как источник права прецедент известен с древнейших времен. Нормативный договор. Элементы статей Гражданского кодекса РФ принято именовать пунктами, а не частями статьи.

«Нормы права» - Право. Право и мораль. Наличие духовной, идейной основы исходят из принципа справедливости. Институт права. Естественное – возникло объективно, принадлежат человеку от рождения. Позитивное – исходящее от государства, документально оформленное. Основные признаки права. Право – это моральный минимум. Отрасли права.