Мартирос Сарьян Martiros Saryan

«Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону в армянской семье. У родителей его был небольшой участок земли на хуторе. Но жили они очень скудно. В семье росло девять детей. В 1887 году семья переехала в Нахичевань, которая в то время была одним из центров армянской культуры, а в 1889 году Мартирос поступил в нахичеванское русское городское училище, окончив которое устроился в городскую контору по подписке на газеты и журналы, увлекся рисованием. Старший брат дал ему деньги на поездку в Москву, где он в 1897 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился под руководством А. Корина, Л. Пастернака, А. Архипова, И. Левитана. Позже его учителями стали В. Серов и К. Коровин. Первые свои работы Сарьян показал на XXIII выставке учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1901 года он постоянно ездил в Армению, откуда всегда привозил много интересных работ. Именно природа Армении дала возможность ему искать новые принципы стиля, свою систему образной выразительности. Сам он позже вспоминал: "Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, стада овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках, выглядывающие с плоских крыш квадратных домов; большие темные миндалевидные глаза армянок - все это было настоящее, о чем я грезил в детстве. Я почувствовал, что природа - мой дом, мое единственное утешение... Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой,- мой единственный учитель".
В 1904-1905 гг., по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно особое обаяние. Убежденность в единстве Вселенной, нерушимая связь человека с природой и бессмертие всего живого была заложена в нем изначально и послужила первоисточником его творческих исканий.

Озеро фей

В ущелье Ахуряна

Любовь сказка


У колодца

В 1907 году Сарьян участвовал в выставке "Голубая роза", где вместе с ним экспонировали свои картины П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н. Крымов, П. Уткин, а в 1908-1909 годах его произведения появлялись на выставках, организованных журналом "Золотое руно". Многие сюжеты его картин сказочно-фантастичны, символичны, их колорит стилизованно красочен, изысканно-декоративен. Однако постепенно его работы делались более простыми и лапидарными. Большое влияние на молодого Сарьяна оказало творчество французских художников-импрессионистов, Гогена, Матисса, с произведениями которых он знакомился на выставках. В 1910 году Третьяковская галерея приобрела три его картины, которые были созданы во время поездки в Турцию, в Константинополь - "Глицинии", "Фруктовая лавочка в Константинополе", "Улица. Полдень. Константинополь". Как отмечал в это время Александр Бенуа, Сарьян обладал "большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны, изысканны по природе и в то же время изысканно дики".

Персиянка

Продавец лимонада


Бедуин с верблюдом

Улица. Константинополь, полдень

Финиковая пальма
В 1911-1913 годах Сарьян совершил поездки в Египет и Иран, откуда привез очень интересные, неповторимые по колориту произведения, которые с большим успехом экспонировались на выставках "Мира искусства", Союза русских художников, Московского товарищества художников и др. Большинство работ было выполнено темперой на картоне. Сарьян не добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное - сочетание и контрасты локальных пластов цвета. Большинство работ ближневосточного цикла написано в один сеанс, без предварительных эскизов.
Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски.
Однажды он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"




В Персии


Женщина в маске


Полевые цветы

Цветы Калаки
В 1916 году Сарьян женился на дочери известного армянского писателя, преподавательнице армянской школы Лусик Агаян. Позже сам художник вспоминал: "Между нами не было романа - это была встреча двух людей как бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек".
Через год у них родился сын Саркис, который стал историком армянской и итальянской литературы, а в 1920 году появился сын Газарос - в будущем композитор.
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе. В 1919 году он организовал в Ростове-на-Дону армянский краевой музей и Общество художников. А в 1921 году переехал с семьей в Ереван.
Он активно участвовал в работе Общества художников, Общества охраны памятников старины, художественной школы, работал директором Государственного музея Армении. Много сил отдавал общественной работе. В 20-е годы Мартирос Сарьян писал пейзажи, портреты, быт своих земляков. Его картины имели большой успех на выставках не только в Армении и России, но и за границей, например в Венеции и Париже. В 1928 году в Париже проходила персональная выставка Сарьяна. И корреспонденты отмечали, что редко какому художнику выпадал такой успех в Париже. Однако потом, когда картины были отправлены пароходом в обратный путь, почти все они сгорели...


Красная лошадь


Гора Арагац летом

Армения


Портрет поэта


Глициния

Полуденный пейзаж

Ереван

Гора Арагац

Горы Гегама


Караван


Весениий день

Моя семья


Лусик Сарьян
В 1935 году Сарьян написал портрет жены - "Лусик Сарьян. Три возраста", где его любимая женщина воспета им в трех разных временных образах, а в 1942 году создал "Автопортрет. Три возраста". Многих еще успел изобразить Сарьян до своей смерти (5 мая 1972 года). Но пожалуй, самым загадочным является его написанный в 1933 году "Автопортрет с маской". Мариэтта Шагинян очень точно заметила, что назначение маски "не скрыть лицо, а как-то подтвердить, раскрыть его, раскрыть не в национальной и расовой, а в общечеловеческой значимости. Общее и постоянное, как спутник рядом с меняющимся, мгновенным временем. Маска словно придает портретам их вечный, неподвижный эквивалент в текучем времени".


Автопортрет с маской


В самых простых, обыденных сюжетах Сарьян искал "красноречивости" и, как сам признавался, всегда чувствовал себя монументалистом, стремился к максимальному обобщению всех образов. Он иллюстрировал "Армянские сказки", произведения армянских писателей, оформлял многие спектакли, в том числе и оперу "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова в Московском театре имени К. Станиславского. Армянское правительство выделило ему дом с мастерской, его картины экспонировались во многих странах мира.
В 1940 году в журнале "Искусство" появилась статья художника "О моей жизни и работе", которая дает ключ к пониманию его творчества.
Сарьян писал: "Я люблю в живописи свет и цвет, игру светотени. Я не представляю себе живопись без солнечного света, вне обогащающего, создающего бесконечные световые, страшно трудно уловимые переливы. Французские импрессионисты дороги мне за свою любовь к цвету и свету..."
Во время Великой Отечественной войны младший сын художника был на фронте, а сам Мартирос Сарьян писал много портретов и натюрмортов.
Сарьян писал цветы всегда - и в дни грусти, и в дни радости. Работая над натюрмортами с цветами, он неизменно переживал минуты особого вдохновения и, казалось, выверял основную линию своего искусства, стремящегося к свету, к вечности.
Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна в большей степени, чем произведения любого другого жанра, воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.
"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."

Его цветы...


Абрикосовое дерево в цвету


Яркие цветы

Полевые маки


Осенние цветы


Жёлтые цветы

Цветы


Розы
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов


Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы

И его натюрморты...


Виноград

Натюрморт


Дары осени


Осенний натюрморт. Зрелые фрукты

В 1960 году, когда отмечалось 80-летие армянского живописца, Илья Эренбург написал: "Сарьян - не локальный художник, его корни в армянской земле, его кисть не знает границ".
В большинстве пейзажей Сарьяна властвует солнечный свет. Он есть не только в хорошо освещенных местах, но и в тени, он объединяет разные пласты цвета и придает всему изображению особый лучезарный тон. Одной из самых известных стала написанная в 50-е годы серия "Моя родина". В таких полотнах, как "Армения", "Лалваре", взгляд как бы восходит к вершинам гор, а в "Сборе хлопка" сначала движется по горизонтали и только потом взмывает ввысь. В "Араратской долине из Двина" пространственные планы словно сменяют один другой. Это желание художника придать нашему видению объемность, объединить в полотне не только разные пространственные, но и временные пласты ощущается и в его портретах.
Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


Сбор хлопка в Араратской долине


В ботаническом саду


Армения



Http://allday.ru/index.php?newsid=187215


Памятник Мартиросу Сарьяну в г. Ереване

"Все холсты Сарьяна мне кажутся чудесными цветами, - они цветы земли в широком смысле слова. Цветы - горы, цветы - деревья, цветы добрых лиц". Илларион Голицин.

Среди живописцев Армении исключительное место занимает Мартирос Сарьян. Художник и его картины прославлены далеко за пределами государства. Могучий колорит его живописи впитал в себя горячие краски Армении. Творчество его необыкновенно своеобразно. Его картины - это радостная песня об Армении. Манера Сарьяна никогда не переходит в манерность. Художник непрерывно творит, он - вдохновенный и страстный художник, отдающий до последней капли всего себя любимому делу - живописи.

С именем Сарьяна ассоциируется палящее южное солнце, глубокие синие тени, природа в летнем уборе, щедрое изобилие цветов, фруктов, смуглых, с огромными глазами, как египетские маски, лиц восточных женщин. Все это органично сливается в единый узор на его картинах. Любая картина Сарьяна узнается с первого взгляда. И тем не менее от каждой следующей работы художника веет поразительной свежестью и новизной.

Человек Востока, армянин по происхождению, Сарьян в от современников, увлекавшихся ориентализмом, не останавливается на общих местах, экзотических красотах, а предпочитает подробности, увиденные как бы взглядом изнутри. По тонкому замечанию М. Волошина , такой взгляд порождает действительную галлюцинацию Востока. И в то же время язык этот внятен европейскому, так как он основан на открытиях в живописи начала XX века ярких, чистых красках, лаконичных, обобщенных формах, выразительных мазках.

Родился Сарьян не на своей исторической родине, а в городе на Дону Нахичевани, нынешнем Ростове-На-Дону. Раннее детство прошло на хуторе в степи, на берегу реки Самбек, где его отец, умелый плотник, построил дом для своей многочисленной семьи. Здесь на приволье среди трав и цветов рос веселый, шаловливый мальчик, которому "во сне удавалось схватить луну и спрятать ее за пазухой или как зеркалом пускать ею зайчиков". Так отразилось раннее детство Сарьяна в книге его воспоминаний "Из моей жизни" . В годы зрелости он пытается постичь тайны природы, открытые в детстве. "Земля имеет свою душу. Сердце ее находится в самом сердце человека". " Жизнь природы загадочна и удивительна. Зерно в земле прорастает, растет, в данное ему время цветет, снова рождается зерно и ввиду этого не умирает. Человек таков же. Он не умирает, так как является самой природой".

С самого первого опыта в рисовании Сарьян привык к тому, что его искусство рождает в зрителе прямо противоположные ассоциации - от восторга до гневного неприятия. Художнику надо было быть убежденным мудрецом в душе, чтобы достойно сохранять свою истину. При поддержке брата Ованеса и круга армянской интеллигенции Мартирос отправляется в Москву, где осенью 1897 года поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему и его друзьям: П.Кузнецову , К. Петрову - Водкину , Н. Сапунову , повезло с учителями. Ими стали самые значительные мастера эпохи рубежа веков: К. Коровин , В. Серов , И. Левитан .

Среди своих товарищей Сарьян выделялся чувством цветовой декоративности. Он любит изысканные оттенки: фиолетовые, оранжевые, лиловые, бирюзовые. Их сочетание в переливах мазков напоминает оперение экзотических птиц. В период выставки "Голубая роза" , когда его друзья создавали призрачные гармонии фонтанов, он первым обратился к смутным мечтам о своей первородине, образам затерянного на Востоке рая.
Утонченные акварели и темпера Сарьяна , навеянные впечатлениями от персидских миниатюр, переносят в сказочно - фантастический и в то же время по-детски хрупкий мир. В одной из них, "У гранатового дерева" 1907 г., могучее чудо - дерево расцветает волшебными мазками - перьями, которые проливаются золотым дождем сквозь синеющую крону. Мелькающие в ветвях цветы кажутся птицами, птицы - цветами. Здесь все исполнено превращений, таинственных смыслов. Нежная антилопа и фигура человека словно составляют единое мифическое существо.

Будущий живописец родился в 1880 году в городке Новый Нахичевань (Нор-Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) - сейчас это один из районов Ростова-на-Дону - в большой армянской семье. У мальчика было шестеро братьев и три сестры, Мартирос был седьмым ребенком. Детство художника прошло на хуторе, где его родители владели небольшим участком земли.

Мартирос получил воспитание в армянском духе, благо в Нор-Нахичевани жила большая армянская община, пел в церковном хоре, а одним из его школьных учителей был будущий католикос всех армян Геворг VI. Он свободно говорил и по-армянски, и по-русски, закончил армяно-русское городское училище.

Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет. Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении. Как будет он вспоминать позднее, на пути его становления в качестве художника «самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот». Цель своего творчества Сарьян сформулировал как «выразить сущность загадочного Востока».

Первые армянские пейзажи, написанные Сарьяном, относятся к этому периоду, 1902-1903 годам: это «Макраванк», «Гора Арагац», «Буйволы. Севан», «Вечер в саду», «В армянской деревне».

В годы учебы Сарьян также рисовал декорации для армянских вечеров, проходивших в Москве, благодаря чему получил первые похвальные отзывы в прессе.

В 1903 году Сарьян заканчивает училище в числе лучших учеников и продолжает художественное образование в местной портретной мастерской под руководством все тех же Серова и Коровина. В эти годы под впечатлением от поездок по Армении Сарьян создает первый цикл «Сказок и снов», выполненный в основном акварелью. Цикл посвящен природе и связи с ней человека.

Закончив образование, Сарьян решил, что не будет всю жизнь повторять чужие техники, которыми овладел, а найдет собственную. «Я стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности», - скажет художник. Большое впечатление на Сарьяна произвели французские импрессионисты, с творчеством которых он познакомился в 1906-1909 годах. Набравшись новых впечатлений, Мартирос создает картины «К источнику», «Гиены», «В роще на Самбеке», а также свой первый автопортрет, выполненный на фоне гор. Таким образом, собственный стиль Сарьяна формировался в основном под влиянием русских символистов и французских импрессионистов.

"Арарат", 1923 год

В 1907 году картины из цикла «Сказки и сны» были показаны на выставке молодых художников «Голубая роза» в Москве. И критики, и зрители приняли выставку неоднозначно. Тем не менее, в последующие годы творчество этих художников - Арапова, Кнабе, Крымова, Рябушинского, Сапунова, Сарьяна и других - сформировало новое художественное течение в русском искусстве. Художники продолжали устраивать совместные выставки - «Венок» и «Золотое руно». Сарьян и его товарищи выставлялись вместе с Матиссом, Ван Гогом, Роденом.

Постепенно насмешки, которыми первоначально было встречено творчество Сарьяна, сменились на признание, за которым последовала слава. Еще до революции армянский художник успел занять видное место в русском изобразительном искусстве. Сарьян продолжает путешествовать по Армении, Персии, Египту, посещает Константинополь. По следам этих поездок рождаются картины «Улица. Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма», «Армянка», «Цветы Калаки». Персидской теме у Сарьяна посвящен отдельный цикл. Большое впечатление на художника произвело и древнее египетское искусство. Следующим периодом его творчества становится парижский.

Писал Сарьян и портреты, но в своеобразной манере: человек, которого изображал художник, всегда становился частью какой-то сложной композиции, образ человека создавался на символическом фоне. Он пишет и по мотивам фольклора, народного декоративного искусства, отдельное место здесь занимают хачкары. Сарьян всерьез интересуется и армянской архитектурой, спасением старинных памятников.

Уильям Сароян, Мартирос Сарьян и Виктор Амбарцумян

Революция застала Сарьяна в Ростове-на-Дону, а в 1921 году он по приглашению властей Советской Армении вместе с семьей переезжает в Ереван. Там Сарьян, которому в то время было чуть за 40, развивает кипучую деятельность: создает Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, ассоциацию художников, общество охраны памятников старины, художественную школу. Сарьян рисует герб Армении и занавес первого государственного театра. Творчество Сарьяна стало одним из символов расцвета армянского искусства, несколько веков пребывавшего в упадке.

Кроме того, в эти годы Сарьян активно выставляется в Европе, знакомя ее с армянскими пейзажами, искусством и культурой своей страны. Тогда же картина Сарьяна «Горы» попадает в Третьяковскую галерею. Поэт и писатель Аветик Исаакян, попав на выставку Сарьяна в Венеции, называет того «певец Армении».

В 1926-1928 годах художник вновь живет в Париже. «Мне надо было как-то разобраться в своих собственных возможностях и устремлениях. Я работал в Париже с упоением, что было сил. Когда в январе 1928 года парижская галерея Жирар (на улице Эдуарда VII) устроила персональную выставку моих работ, она включала тридцать шесть холстов. Почти все эти холсты были написаны в Париже на протяжении 1927 года. Кроме того, несколько моих картин, тогда же исполненных, уже принадлежали частным владельцам, оказались вне Парижа и на выставку не попали. А ведь обычно я писал не более десяти, редко пятнадцати композиционных полотен в год. Лишь в 1910-1912 годах я сделал много больше. Но тогда я был в каком-то самозабвении. И в 1927 году, пожалуй, тоже». Примечательно, что, находясь в Париже, художник продолжал писать на армянские темы, почти не отвлекаясь на собственно парижские мотивы.

Увы, но большинство написанных в Париже картин погибли из-за пожара на корабле, который их перевозил. Сохранились лишь фотографии сгоревших полотен.

"Полевые маки", 1945

«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность - в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял - несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила», - так описывал живописец свой стиль, свое художественное мышление. Отдельной темой его творчества остаются цветы - цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими.

Вернувшись в СССР, художник продолжает выставляться в Ереване и Москве, а также занимается иллюстрированием книг армянских писателей и созданием декораций.

После окончания Второй мировой войны Сарьян пишет один из самых больших и известных своих натюрмортов - «Армянам - бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы».

Сарьян прожил долгую жизнь - 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве. «К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе».

«Армения была создана Творцом и Сарьяном. Один создал действительную и материальную, другой – живописную и духовную. Все то, что представлял Творец, создавая нашу горную родину, Сарьян создал силой искусства. И сегодня мы имеем 2 Армении: одна - действительная, другая - сарьяновская. И они слиты воедино навечно» (Рузан Сарьян)


Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля (по ст. стилю) близ Ростова-на-Дону в городе Новый Нахичеван в патриархальной армянской семье. Его детство и отрочество прошли вдалеке от города, на одиноком отцовском хуторе. Род Сарьянов, переселившийся, как и многие армянские беженцы, из Ани в Крым, а затем во времена Екатерины II из Крыма на берег Дона, продолжала многодетная семья Саркиса Сарьяна, жившая патриархальной жизнью, размеренно и просто.

В 1895г. он заканчивает городское училище в Нахичеване,а в 1897 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901г., двадцатилетний студент Мартирос Сарьян, получив от старшего брата Ованеса денежную помощь,в первый раз предпринял путешествие в страну предков. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Ани и Эдчмиадзине, Ахпате и Санаине, Ереване и на Севане. Впечатления были столь сильны,что он продолжал ездить сюда и последующие годы.” Я обрел здесь мир своего детства и воочию увидел все то, о чем грезил ребенком” –говорил Сарьян. В поисках впечатленний Сарьян ежегодно путешествует по родственным его душе краям. В 1910 году - Константинополь, в 1911 - Египет, в 1912 - северо-запад Армении, в 1913 - Персия, в 1914 - юг Армении, Гохтан. Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим возникают знаменитые полотна Сарьяна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Армянка", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки".

М. Сарьяну было тридцать четыре года, когда началась первая мировая война, которой сопутствовала величайшая трагедия армянского народа - геноцид, угрожавший ему полным физическим уничтожением. В 1915 - 1920 годах Сарьян целиком посвятил себя патриотической деятельности. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы оказать помощь беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году он приезжает в Тифлис, женится на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Г. Агаяна. Участвует в организации Общества армянских художников. принимает активное участие в создании "Союза армянских художников", в том же году оформляет знаменитую брюсовскую "Антологию армянской поэзии".

В 1917 году Сарьян навсегда приехал на Родину с семьей и самозабвенно взялся за работу. Начиная с 1923 г.художник создает знаменитые циклы картин, которые год спустя с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианской биеннале: "Горы", "Армения", "Мой дворик","Арагац","Ереван". В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина становится главной и неизменной темой Сарьяна.

Его привязанность к своей земле была столь велика, что, даже уехав осенью 1926 года в Париж, он по-прежнему продолжал воспевать красоту армянской природы. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле по пути на родину. Но художник, перенесший трагедию войны и резни, сумел пережить и это личное горе. В течение последующих десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны - он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю,создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации. Замечательный поэт красок всегда, и в дни грусти, и в дни радости,писал цветы. Цветы Сарьяна - это особый прекрасный мир. И в последних работах Сарьяна, “Земля” и незаконченная “Сказка”, созданных незадолго до смерти, душа художника – большая,чистая и ясная_открывается миру.Его непоколебимое кредо полностью воплотилось в жизнь.

Исскуство, внушающее человеку добрые чувства и рожденное глубокой верой в его будущее,- такое исскуство не стареет. Оно всегда с человеком, как осанна свету, осанна всему прекрасному на земле.И ныне, когда человечество переживает сложные и тревожные дни, жизнеутверждающее искусство Сарьяна не просто шагает в ногу со временем, оно словно смотрит на нас из грядущего.

"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..." (Мартирос Сарьян).

Под абрикосовыми деревьями 1954

Дары Осени 1954

Необходимо было побороть в себе школу серую и навязчивую и найти собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать более прочных, простых форм и красок для передачи живописного существа действительности… Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности… Я говорю о той силе выражения, которая есть во всех настоящих произведениях искусства, начиная с древних времен и кончая нашими днями.
…Свет, цвет, материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов и их частей у художника должно быть передано легко. Это та трудная лёгкость, которая является отличительной чертой крупных мастеров всех времен. Необходимо развивать в себе чувство умения видеть и понимать вещи быстро и передавать быстро, вместе с тем необходимо обладать чувством меры.

Мартирос Сарьян

Армения 1923

Арарат и арка Чаренца 1958

Мартирос Сарьян (1880 - 1972) - один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета.
«Цвет - это истинное чудо! - восклицал художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».

Домики. Уголок в Ереване 1968

Автопортрет. Три возраста 1942

Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Торжество утра 1957

Вечер. Арарат 1958

Бедуин с верблюдом. Феллахская деревня. 1911

Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми тенденциями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.

Финиковая пальма 1911

Фруктовая лавочка. Константинополь 1910

На Кавказе. Тифлис 1907

Арарат и Рипсиме.

В 1921 году Сарьян обосновался в Армении с целью посвятить своё искусство делу духовного возрождения родного народа. И хотя идеология Советской страны, в которой он жил, создавала определённые трудности для свободного развития творчества, Сарьян оставался верным принципам своего стиля, своего видения мира. Разработанные художником ранее технические приёмы и формы выражения обогатились новым содержанием. Основоположник современной армянской школы живописи, Сарьян утверждал в своём творчестве вневременные, общечеловеческие ценности, создавая образцы высокого искусства. В этом заключается мировое значение его наследия.

Я был полон любовью, искренней любовью, видел себя в своих картинах...
Мартирос Сарьян

Портрет Ильи Эренбурга

Портрет окулиста Айка Канаяна 1942

Портрет Катаринэ Сарьян 1963

Константинополь. Собаки. 1910

Церковь VII века Кармравор. Аштарак 1956

Цветущее персиковое дерево и яблоня 1947

Арагац и гора Ара 1922

Арарат 1957

Комитас 1969

Горный пейзаж 1969

Земля 1969

Сказка. Последняя живописная работа 1971