Характеристика студента - официальный документ, выданный учебным заведением и содержащий сведения об успеваемости и психологических качествах студента. Данный документ может потребоваться при приеме на работу, при прохождении комиссии в военкомате, при переводе в другое учебное заведение или на другой факультет и в других случаях.

Документ похож на . Характеристика пишется на бланке ВУЗа и подкрепляется печатями и подписью декана. Документ может быть составлен сотрудниками деканата, куратором группы, руководителем практических занятий или другим представителем ВУЗа.

Структура и образец характеристики

Образец общей характеристики

Стандартная структура оформления характеристики сводится к следующим пунктам:

  1. Указание адреса и реквизитов учебного заведения и наименования того учреждения, по запросу которого составляется характеристика студента. Данная информация располагается в заголовочной части документа и может быть частью фирменного бланка.
  2. Указание анкетных данных о студенте, ФИО, даты рождения, периода обучения в данном заведении, название факультета, специальности, группы.
  3. Общая оценка успеваемости студента, его способностей к разным видам обучения, отношение к процессу обучения. В данной части документа указывается средний балл успеваемости студента. Творческие или научные достижения студента, его активность в культурной жизни, также указываются в этом разделе.
  4. Оценка психологических и поведенческих качеств личности: типа мышления, уровня культуры, характера взаимоотношений с другими участниками учебного процесса.
  5. В заключительной части документа указывается дата составления и ставится подпись декана.

Документ должен содержать только объективную и правдивую информацию о студенте. Характеристика с места учебы может повлиять на восприятие студента работодателем или новым руководителем.

Характеристика с места учебы может понадобиться в нескольких случаях. Иногда ее просит работодатель, когда Вы устраиваетесь на подработку, желая совместить работу и учебу. Или же ее могут потребовать в военкомате по месту жительства. Но какова бы ни была причина, форма документа и его типичное содержание остаются примерно одинаковыми.

В отличие от автобиографии студента , характеристика составляется ответственным лицом из института. В ней должны быть отражены следующие моменты:

  1. ФИО, а также основные сведения анкетного плана.
  2. Данные, где студент проходит обучение, на каком курсе и кафедре.
  3. Характеристика учебно-профессиональных качеств.
  4. Характеристика личных качеств учащегося, его взаимоотношений с преподавателями и однокурсниками.
  5. Выводы и указание, куда предназначена характеристика

Также принято давать оценку психологическим и моральным качествам студента, его характерным наклонностям и способностям. Теперь рассмотрим примеры.

Образец характеристики с места учебы

Характеристика

на студента Венедиктова Антона Павловича, выпускника СПб ГПУ

Студент Венедиктов Антон Павлович учится в Санкт-Петербургском государственном Политехническом университете на втором курсе, на кафедре нанотехнологий и квантовой механики. За время учебы показал себя как ответственный студент.

Принимал участие в культурно-массовых мероприятиях, организовываемых университетом: день первокурсника и день открытых дверей. Член институтской команды КВН.

Проходил производственную практику во ФГУП "Морские физико-технические системы", зарекомендовал себя как ответственный практикант.

Особые способности проявляет в физике, проходил учебную практику в кафедральной лаборатории оптики и фотоники.

В контактах с однокурсниками Антон Венедиктов проявляет лидерские качества, неконфликтен, всегда готов помочь друзьям и приятелям.

В 2010 году был номинирован на стипендию губернатора Санкт-Петербурга по итогам двух экзаменационных сессий.

Преподаватели характеризуют Антона Венедиктова как способного студента, который в дальнейшем может раскрыть свой инженерный талант в профессиональной сфере при условии интенсивного обучения.

Характеристика дана для предъявления по месту требования. Печать. Подпись.

Бланк-шаблон характеристики студента с места учебы

ФИО, дата рождения, проходил обучение на вечернем отделении _______________________ (название института) в период с сентября 2005 года по июль 2010 года.

В процессе учебы __________________ (ФИО) проявлял себя целеустремленным, дисциплинированным и способным студентом. Успешно осваивал учебный материал по профильным дисциплинам. По общеобразовательным предметам, семестровым и курсовым работам получал "хорошо" и "отлично". Дипломная работа по специальности «_________________» на тему: «____________________» отличается новизной и отражает высокую профессиональную подготовку автора.

При прохождении ознакомительной практики в ___________________ и производственной практики в __________________ ________________ (ФИО) показал хорошие знания инженерного дела, навыки программирования на языках высокого уровня и способность применять в практической работе полученные в университете знания. Во время стажировки успешно выполнял все порученные задания, проявив себя с положительной стороны. Имеет склонность к рационализаторской деятельности. Хорошая производственная и учебная подготовка подтверждается

Она может потребоваться в различных случаях:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  • По требованию военкомата.
  • По запросу правоохранительных органов.
  • Для того чтобы устроиться на работу.
  • Если есть необходимость при поступлении на учебу в другое место.
  • Перевод на иную специальность или факультет внутри заведения.
  • По другой причине, при которой требуется ее наличие.

При определенных ситуациях требуется передача ее в соответствующие органы.

Этот документ подразумевает собой краткое описание психологического портрета и наличие сведений, касающихся обучения и дисциплины.

В тех случаях, когда студент помимо учебы еще решил заняться подработкой, работодатель может попросить у кандидата характеристику – он должен принести ее с места учебы. Вне зависимости от причины, по которой понадобилось предоставить ее, основное содержание и правила заполнения остаются в разных случаях преимущественно одинаковыми.

Этот документ является официальным и должен заполняться ответственным лицом, которое работает там, где обучается студент.

Бланк заполнения напоминает тот, по которому заполняется характеристика с работы.

Необходимая информация отображается на бланке ВУЗа, обязательный пункт – в нем должна находиться подпись и печать. В качестве лица, которое будет писать характеристику, может выступить сотрудник деканата, наставник группы и иные лица, являющиеся представителями ВУЗа.

Следует отметить, что характеристика может составляться как для самого учебного заведения, в котором обучается студент, так и для организаций, которые делают запрос по месту учебы.

Структура документа

Характеристика, как правило, содержит следующие пункты:

  • Указывается основные сведения по учебному заведению: его название, адрес и реквизиты. Эти сведения находятся в заголовочной части документа.
  • Основная информация об учащемся: ФИО, дата рождения, а также информация, касающаяся обучения. К ней относится срок обучения, название специальности, группы и факультета.
  • Данные о том, каков уровень успеваемости, и также необходимо указать средний балл. Также говорится о том, как относится к учебному процессу и конкретно какие виды обучения наиболее успешно осваиваются им. Кроме этого, указывается, насколько активно проявляет себя в общественно-культурной жизни учебного заведения, а также конкретные научные и культурные достижения. Нравится ли публичная деятельность, и к каким видам деятельности наиболее расположен.
  • Психологические и поведенческие качества личности, его взаимоотношения с остальными людьми в рамках учебного заведения – однокурсниками, старшими по возрасту и должности и т.д. Темперамент, склад ума, способность к концентрации внимания, а также можно указать, что является мотивирующим фактором для студента.
  • В конце должна находиться дата составления и подпись.

Необходимые данные

В документе имеются персональные данные характеризуемого, а также те, которые характеризуют его личностные и индивидуально-психологические качества. Формальные данные, которые находятся в шапке документа, могут уже быть вписаны в шаблон.

Таким образом, первые разделы представляют собой наименьшую сложность для заполнения: в верхней части заполняется информация о самом заведении, включая все необходимые реквизиты.

Должны указываться качества, которые связаны каким-либо образом с учебной деятельностью:

  • насколько ответственен по отношению к учебному процессу;
  • настойчив и упорен в получении знаний;
  • какие трудности вызывают разные аспекты обучения;
  • способен ли обучаться самостоятельно.

Указать в целом его отношение к учебе, а также к труду.

Характеристику необходимо давать лично в руки студенту или под расписку. Необходимо заверять круглой печатью и подписью руководителя.

Характеристика для военкомата

При призыве на военную службу и по запросу военкомата иногда возникает необходимость в получении характеристики на обучающегося. Помимо основного пакета документов, он вправе потребовать у студента предоставить ему характеристику с места учебы.

Этот документ, по сути, является резюме и дает общую социально-психологическую оценку личности. Его пишут от третьего лица в прошедшем или настоящем времени.

Какая же информация должна содержаться в нем?

  • В первую очередь необходимо указать, как называется сам документ, анкетные данные призывника, сведения о его семье в целом (ФИО родителей, их даты рождения и информация об их работе). Далее идет личная информация на самого студента, являющегося призывником.
  • Сколько времени обучается, название заведения и факультета, а также указывается курс.
  • Указывается информация о физическом состоянии.
  • Описывается характер (в этом описании отмечаются сильные и слабые стороны личности призывника, тип темперамента и черты характера). Нравственные и профессиональные качества. Какие были поощрения и наказания за нарушения дисциплины. Может указываться информация о том, каким мышлением обладает призывник, а также насколько быстро он осваивает информацию. Поведение в определенной ситуации.
  • Успеваемость призывника на последнем месте учебы, а также указываются любимые предметы, степень усвоения учебного материала.
  • Активность в общественной и культурной деятельности заведения.
  • Взаимоотношения и общение с однокурсниками. В целом, какие отношения сложились в коллективе у призывника. Уровень конфликтности, насколько коммуникабелен студент-призывник. Социометрический статус среди сверстников.
  • Общее развитие призывника и его увлечения.
  • При составлении характеристики для военкомата целесообразно будет указать уровень физической подготовки, и какими видами спорта он занимался.
  • Преподаватель, составлявший характеристику, имеет право указать в качестве вывода какой вид деятельности наиболее подходит для данного студента.
  • Указать для чего выдается документ. Куда и для кого именно он составлялся.
  • В конце – подпись и дата составления.

Оформляется на фирменном бланке, который имеется в учебном заведении. Документ должен быть передан по требованию в призывную комиссию в военкомат.

Отрицательная характеристика

Характеристика – это не всегда перечисления положительных качеств человека, его достижения и хорошие стороны. Самое главное в ней – это предоставление объективной и достоверной информации. Ее цель заключается не в том, чтобы показать хороший или плохой студент как человек, а в том, чтобы на основании характеристики читающий ее сам сделал выводы о том, какой личностью является обучающийся.

Отрицательными моментами, которые могут указываться в характеристике, являются такие, как регулярный пропуск занятий без уважительной причины, задолженность по предметам. Также с отрицательной стороны могут характеризовать высокая степень конфликтности и ярко выраженные негативные черты в характере.

Не рекомендуется, чтобы описание личных качеств носило резко негативный характер. В случае если идет указание на некоторую отрицательную черту в личности, то она должна быть преподнесена как можно мягче – в противовес ей необходимо указать положительное качество. Например, «студент не может вести долгую рутинную работу, но обладает качествами лидера».

  • Оформляться документ должен на фирменном бланке формата А4, заверяться подписью руководителя и гербовой печатью заведения – документ носит официальный характер.
  • Основная цель характеристики – раскрыть личность с эмоционально-психологической стороны. Значит необходимо указать волевые качества и основные черты характера.
  • Первый блок содержит основную информацию о человеке, второй – сведения об учебе, третий – моральные и деловые качества. В последнем блоке – указывается та организация, которая запросила характеристику.
  • Зачастую она пишется по шаблону, и похожа на все остальные. Все же этого следует избегать. Ее важно уметь писать так, чтобы объективно отобразить информацию о конкретной личности, при этом чтобы она не имела выраженную негативную оценку.
  • Если характеристику запросили с правоохранительных органов, то необходимо подойти наиболее ответственно к ее заполнению.

Характеристика студента с места практики описывает его профессиональную подготовку, теоретические знания, практические навыки и деловые качества, которые он проявил в период прохождения учебной, производственной или преддипломной практики.

О проведении производственной практики и оформлении характеристики студента с места ее прохождения

Проведение производственной практики студентов регулируется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее — Положение), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 № 1383. Целью практики является формирование базовых навыков профессиональной деятельности, а если речь идет о преддипломной стажировке, то и получение дополнительного фактического материала для написания дипломной работы.

Руководить практикой должны сразу 2 куратора: один из преподавателей учебного заведения и сотрудник организации, принявшей студента на стажировку. Вместе они составляют график практики.

Функции представителя учебного заведения перечислены в п. 12 Положения:

  • составление плана практики;
  • разработка индивидуальных практических заданий;
  • распределение студентов по рабочим местам;
  • контроль за соблюдением сроков практики;
  • контроль содержания практики;
  • методическая помощь студентам;
  • оценка результатов практики.

В п. 13 Положения описаны функции руководителя практики со стороны предприятия. Сотрудник организации:

  • согласовывает индивидуальные практические задачи студентов, содержание и результаты практики;
  • предоставляет обучающимся рабочие места на предприятии;
  • знакомит практикантов с требованиями охраны труда и правилами пожарной безопасности;
  • разъясняет студентам правила трудовой деятельности;
  • обеспечивает безопасные с точки зрения санитарии и безопасности труда условия практики.

От студентов законодательство требует выполнения заданий по программе практики, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а также требований охраны труда и пожарной безопасности.

Порядок оценки результатов Положением не устанавливается и регулируется локальными нормативными актами учебной организации. При этом в большинстве случаев от руководителя практики со стороны предприятия требуется написание подробной характеристики на практиканта.

Характеристика работы студента по месту прохождения практики: образец, форма

Образец характеристики на студента законом не установлен, поэтому документ пишется в произвольной форме. Руководителю практики следует лишь помнить, что писать документ нужно в официальном стиле, при этом необходимо указать в характеристике следующие сведения:

  • наименование организации, в которой студент проходил практику;
  • адрес организации;
  • название учебного заведения, в котором практикант учится;
  • фамилия и инициалы обучающегося;
  • сроки прохождения практики;
  • вид практики;
  • обязанности обучающегося в период прохождения практики;
  • профессиональные качества студента;
  • особенности студента, проявленные при общении с трудовым коллективом;
  • практические навыки, освоенные стажером;
  • оценку, выставленную студенту по результатам прохождения практики;

Студента с места учебы может потребоваться не только при трудоустройстве. Призыв на военную службу, взаимодействие с правоохранительными органами, поступление в другое учебное заведение (например, при переводе в другой вуз) - все подобные жизненные ситуации предполагают предоставление этого документа. Как составить характеристику, что именно в ней указать и на чем сделать акцент - читайте в статье ниже.

Структура характеристики с места учебы

Несмотря на то что составление характеристики - обязанность сотрудников деканата или ректората, студентам нередко приходится заниматься этим самостоятельно. Как правило, чтобы сэкономить время. Написать характеристику несложно, тем более что унифицированной формы для подобных документов не предусмотрено.

Однако соблюсти общепринятые стандарты все же стоит, особенно если характеристика предназначена для направления в официальное учреждение. Например, в военкомат или на предприятие, куда собирается трудоустроиться выпускник.

Структура характеристики с места учебы включает в себя несколько пунктов:

Заголовок

Полное наименование адресата (учреждения, для которого готовится характеристика), должность, фамилия и инициалы руководителя или уполномоченного сотрудника (например начальника отдела кадров).

Допускается отсутствие заголовочной части с отметкой о направлении характеристики по месту требования в конце документа.

Анкетная часть

Анкетные данные характеризуемого студента или выпускника: фамилия, имя, отчество, дата (иногда и место) рождения, а также год зачисления в образовательное учреждение, номер курса и учебной группы, наименование факультета и кафедры.

Данные об успеваемости

Оценка академической успеваемости, отношение к обучению, уровень посещаемости занятий. В этом же разделе обычно указываются сведения о достижениях характеризуемого - участие в общественной работе, олимпиадах, конкурсах и т. д.

Личность

Описания личностных качеств студента: особенности характера и поведения, оценка уровня культуры, дисциплинированности, данные о взаимоотношениях с другими студентами и преподавателями. Если характеристика составляется для направления в военкомат, уместно сделать отметку о спортивных достижениях.

Заключительная часть

Дата составления характеристики и подписи сотрудников учебного заведения - как правило, это куратор группы, в которой обучается студент, и декан факультета либо его заместитель.

Важно: если характеристика составляется на фирменном бланке образовательного учреждения, его наименование в тексте указывать необязательно.

образец

Скачать характеристику

Стандартная характеристика на студента выглядит следующим образом:

Полное наименование и почтовый адрес учебного заведения

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

Сидоров Антон Петрович 12.01.1995 года рождения является студентом (наименование образовательного учреждения без адреса) с 2010 года. В настоящее время обучается на 3-м курсе факультета «Юриспруденция», учебная группа Ю-333.

За время учебы зарекомендовал себя добросовестным дисциплинированным студентом. Пропусков учебных занятий и семинаров без уважительной причины не допускал. С учебным планом справляется на «отлично» и «хорошо». Средний бал академической успеваемости - 4,7. Затруднений в обучении не испытывает.

Принимает активное участие в общественной и спортивной жизни университета: является членом сборной команды КВН 3-х курсов и капитаном команды университета по волейболу.

Характер спокойный, выдержанный. Конфликтов избегает, доброжелателен, приветлив, общителен. На критику реагирует правильно.

Среди учащихся своей группы пользуется заслуженным авторитетом. Дружен с одногруппниками и студентами других групп и факультетов. С преподавателями и представителями администрации университета вежлив, тактичен.

Дата Куратор группы Ю-333 (подпись)

Декан юридического факультета (подпись)

Характеристика дана по месту требования.