Независимо от того, готовитесь ли вы к экзамену, пытаетесь выучить иностранный язык или просто надеетесь удержать в памяти то, чему научились на занятиях, запомнить пройденный материал может быть непросто. В то время как мозг на удивление хорошо сохраняет информацию, которую вы изучали на протяжении длительного времени, ее не всегда легко вспомнить, когда это требуется. Используйте несколько приемов для запоминания, чтобы быстрее воспроизводить в памяти необходимые детали. Сделайте мозг более восприимчивым к поглощению новой информации, заботясь о своем разуме и теле, а также работая в подходящей обстановке.

Шаги

Используйте приемы для запоминания

    Разбейте материал на небольшие отрывки. Информацию легче обрабатывать и запоминать, если вы разбиваете ее на крохотные кусочки. Вместо того чтобы пытаться запомнить всю главу учебника, сосредоточьтесь на одном коротком разделе или ключевой информации за раз.

    • Например, если вы пытаетесь запомнить слова для урока иностранного языка, не берите более 7–8 слов за раз.
    • Если вы занимаетесь по учебнику, будет полезно ознакомиться со структурой книги. Главы учебников обычно делятся на короткие разделы, каждый из которых дает тот объем информации, который просто осилить. Сосредоточьтесь на понимании и запоминании одного раздела, прежде чем переходить к следующему.
  1. Переключайтесь между разными темами. Чтобы мозг эффективнее упорядочивал информацию, будет полезно переключаться между изучением разных предметов. Чередование тем, которые сильно отличаются друг от друга, поможет мозгу не застопориться в попытках запомнить слишком много информации по одному предмету (или по двум очень похожим предметам) за раз. Кроме того, переключение между темами не позволит вам “перегреться” при работе над одной из них.

    Делайте заметки. Когда вы слушаете лекцию или читаете текст, записывайте важные отрывки информации. Не пишите каждое слово, которое слышите или читаете. Лучше конспектируйте основные понятия. Это заставит мозг обрабатывать информацию и сжимать ее до наиболее важных элементов.

    Проверяйте себя. Изучая каждый раздел материала, делайте перерывы, чтобы проверить себя. Для этого можно создавать дидактические карточки, составлять вопросы или выполнять проверочные упражнения или задания, которые прописаны в учебнике. Если вы учитесь с другом, можно спрашивать друг друга.

    Повторяйте материал через определенные промежутки времени. Когда вы пытаетесь что-то запомнить, важно многократно это повторять. Этот метод лучше всего работает, если вы даете себе достаточно времени между повторами, чтобы не начать забывать то, что вы выучили. Повторение информации спустя небольшой промежуток времени напрягает "мускулы" памяти и помогает углубиться в материал.

    • Для начала повторяйте материал через короткие промежутки времени и постепенно их увеличивайте. Например, если вы что-то учили один день, переспите с этой информацией, а на следующий день повторите несколько раз. Проверьте себя через пару дней, а потом еще раз спустя неделю.
    • Попробуйте приложения с таймером для обучения, например, ClockWork Tomato или TimeOut, которые помогут вам составить расписание учебных интервалов.
  2. Придумайте сигналы для памяти, так называемые мнемонические приемы. Одним из самых простых способов доступа к памяти является создание ассоциаций, которые провоцируют воспоминания. Для этого можно использовать аббревиатуры (например, КГБ наоборот для запоминания флага Российской Федерации: красный - голубой - белый, только наоборот), каламбуры или игру слов, а также рисовать в уме отличительные образы.

    Объясните материал кому-нибудь еще. Когда вы пытаетесь обучать кого-то, это помогает вам самому лучше понять учебный материал. Чтобы вы смогли что-то объяснить, вы должны сами понимать это. Вы должны кратко охарактеризовать и изложить материал таким образом, чтобы он был ясным и понятным для другого человека. Это поможет вам лучше впитать и усвоить информацию.

    “Переспите” с этой инорфмацией. Большинству людей необходимо каждую ночь спать 7–9 часов, чтобы оставаться в хорошей форме. Достаточное количества сна не только придает энергии и помогает сосредоточиться, но также помогает учиться и запоминать. Ваш мозг обрабатывает новую информацию во время сна, поэтому вы можете обнаружить, что лучше понимаете сложные понятия после того, как вздремнете или хорошенько выспитесь. Извлеките максимум из своего сна, соблюдая хорошую “гигиену сна”:

    Хорошо питайтесь. Если вы будете питаться здоровой пищей, то сможете получить энергию, необходимую для концентрации и удержания информации в голове. Ешьте большое количество “постных” белков (рыбу, мясо без жира и листовую зелень), цельные злаки, фрукты и овощи, а также продукты со здоровыми жирами (например растительное масло, рыбу и орехи). Пейте достаточное количество воды в течение дня.

    Делайте перерывы. Если вы попытаетесь заставить себя учиться слишком долго за один присест, вскоре вы начнете клевать носом или же ваши мысли начнут блуждать. Чтобы сделать занятия более сносными и эффективным, попробуйте учиться один час за раз. Делайте перерывы по 5–15 минут между сеансами, чтобы перекусить, вытянуть ноги или опустить голову и быстро вздремнуть.

Биология знакома всем нам еще со школьной скамьи. Ее изучение идет долго и мучительно – где-то с пятого-шестого класса и до бесконечности (если студенту в университете необходимо изучение этого предмета). А вот задача быстро выучить биологию стоит тогда, когда учащийся готовится к экзамену.

Мы приготовили для вас несколько полезных советов о том, как быстро выучить таблицу, параграф, пересказ или любую тему по биологии.

6 способов быстро выучить биологию

  1. Просмотрите вопросы по биологии к экзамену/зачету . Вычеркните те, которые вам хорошо известны. Маркером одного цвета пометьте те, которые вам известны частично. Маркером другого цвета пометьте те вопросы, которые для вас вообще неизвестны.

Знаете ли вы, что…

Укус хомяка гораздо страшнее, чем укус более сильного и крупного зверя? А все из-за его тонких и длинных зубов, которые во время укуса расходятся в разные стороны. В результате рана выходит не только глубокая, но и рваная и довольно болезненная.

  1. Изучая незнакомую или непонятную тему, главное – это запомнить суть . Потом перескажите вопрос своими словами, а уже потом старайтесь усвоить более мелкие детали. Быстрее усвоить материал позволит запись (хотя бы краткая тезисная) главных моментов.
  2. Сложные термины и определения выписывайте на отдельный лист . Изучите не только значение самих терминов, но и как с их помощью решать биологические задачи. Каждый термин постарайтесь пересказать своими словами.
  3. Запомнить термины можно довольно быстро . Для начала помните, что все они происходят из латинского языка, в котором есть основные суффиксы и префиксы. Эти суффиксы и префиксы довольно часто повторяются. Поэтому зная их значение, вы быстро разберетесь в значении даже нового длинного и непонятного слова.

Знаете ли вы, что…

Муравьи тоже бывают разных профессий? Например, среди них есть даже хирурги, которые лечат пациентов в специально отведенном для этих целей помещении. Сперва хирург проводит осмотр потерпевшего, далее делает перевязку раны и обрабатывает ее специальной прозрачной жидкостью из собственного рта. Согласитесь, довольно удобно, ведь за лекарством не нужно бегать в аптеку!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

  1. При изучении вопросов к экзамену обязательно пишите шпаргалки . Причем писать необходимо непременно самому и вручную – это задействует механическую и зрительную память.
  2. Частые перерывы помогают усвоить информацию гораздо быстрее, чем перерывы в учебе каждый час или два . В идеале короткие перерывы следует делать каждые 20 минут. А каждый час старайтесь выходить на свежий воздух хотя бы на 5 минут. За это время мозг успевает насытиться кислородом и отдохнуть, чтобы продолжить продуктивное усвоение информации.

А вот видео для тех, кто хочет получить общее представление о биологии:

Согласитесь – вполне несложные советы, которые помогут быстро подготовиться к экзамену по биологии или даже выучить этот предмет с нуля. Ну а если и это не помогает, не переживайте. Рядом с вами всегда есть , готовые в любой момент подставить плечо помощи и оказать поддержку

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

3 сентября 2008 в 16:01
  • Учебный процесс в IT

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

| Рубрика:

Добрый день, дорогие читатели!

Все, кто когда-то учился в школе или университете, в других учебных заведениях, знают, как много времени уходит на запоминание материала и подготовку к экзамену. И самое прискорбное – что большинство времени обучения тратится впустую, так как в итоге приобретенные знания очень быстро забываются. «Сдал и забыл». А если нужно выучить так, чтобы не забыть? Если хочется запомнить на всю жизнь? Или от умения быстро и эффективно запоминать зависит повышение в работе или ответ на вопрос – сможете ли вы сегодня найти время на ребенка или мужа (жену), на себя? Все эти размышления, а также тот факт, что мне самой приходится сейчас 3-5 часов в день уделять учебе, навели меня на мысль о том, что было бы неплохо разобраться в техниках запоминания и подготовки к экзамену. Чтобы получилось максимально эффективно: минимум времени, максимум знаний. Вот что я раскопала о том, как лучше запоминать и как готовиться к экзамену.

Специалисты выделяют при подготовке к экзаменам и при любой работе, требующей запоминания и высокой концентрации, внешние и внутренние условия. Внешние условия – это все то, что вас окружает, а также состояние собственного тела. Все это в процессе запоминания вроде бы непосредственно не участвует, но создает условия для этого процесса. Согласитесь, что учить в тишине, за рабочим местом, где ничто не отвлекает, когда мы выспались и чувствуем себя хорошо, гораздо эффективнее, чем в метро, пока едешь на работу после бессонной ночи с ребенком. Именно поэтому все исследователи процессов запоминания твердят в один голос: сначала обеспечьте себе условия для подготовки к экзамену (для работы), а потом начинайте учить.

Что именно входит в обеспечение этих внешних условий для подготовки к экзамену и для лучшего запоминания?

  1. Организовать время для подготовки. Даже если у вас на руках маленький ребенок или нескончаемый аврал на работе, нужно определиться для себя – а сколько часов в день работоспособного времени у меня есть? Это может быть всего лишь час утром, пока едешь на работу, или сон ребенка. Но и за это время можно много выучить, если использовать это время на те цели, которые вы себе поставили. Планомерная подготовка – гораздо эффективнее авраловой, хотя авраловая все равно нужно – перед самым экзаменом. Поэтому если в обычные будние дни нужно выделить себе «окошки», когда вы можете учить, а непосредственно перед „deadline“ – пару недель (дней), когда вы полностью можете посвятить себя учебе. Можно выделить, например, две недели до экзамена и отправить на это время всех домашних на дачу или в отпуск. Можно нанять на это время няню или попросить мужа взять отпуск. Но и эти меры могут не обеспечить нужного результата, если мы привыкли отвлекаться от намеченного плана. Поэтому очень важно не только организовать время для подготовки, но и обеспечить себе возможность для концентрации.
  2. Обеспечить себе возможность для концентрации. Наши ум и эмоции – сложная система, которая постоянно ищет возможность свернуть куда-нибудь на путь полегче и поинтереснее. Вот и я сейчас вместо того, чтобы учить, пишу этот пост И все же нет прогресса без напряжения и концентрации. Если бы не было экзаменов, мне кажется, человечество не стояло бы на нынешней ступени развития. Экзамены заставляют нас делать то, что сложно и не всегда интересно. Они дисциплинируют нас и тренируют силу воли. И все же хочется облегчить себе участь. Как? Конечно, не создавая себе лишних соблазнов . Если приходит время подготовки к экзамену, нужно выключить компьютер, телефон и учить. Можно куда-нибудь уехать, отгородить на время себя от мира, чтобы сдать экзамен и вернуться к нему. Кому-то легче учить в библиотеке, кому-то в одиночестве дома. Изоляция помогает отгородить себя от возможных негативных эмоций, которые очень плохо влияют на обучение. Поэтому я лично, чтобы не отвлекаться от летней подготовки к экзамену, решила не проводить следующие три месяца тренинги и других больших проектов на , а непосредственно перед экзаменами дети поедут с мужем и его родителями отдыхать на море без меняL Лучше всего учить в одиночестве, а отдыхать от учебы – в кругу людей. Да, я не оговорилась – отдыхать нужно обязательно! Причем отдыхать умно.
  3. Умно отдыхать. Учить 24 часа в сутки не может никто. Для запоминания это неэффективно. Наоборот, для запоминания полезно спать и отвлекаться. Отвлекаться – это значит заниматься чем-то, что полностью переключает вашу голову от обучения. Чтобы не терять время, лучше всего в свободное от «зубрежки» время нагружать тело физическими упражнениями, прогулками на свежем воздухе и здоровым питанием. Очень важно обращать внимание не только на тело, но и на эмоции, так как «заставлять себя учить» — это негативная эмоция. Нейтрализовать ее можно удовольствием, которое испытываешь от новых знаний (вспоминайте об этом время от времени), а также другими позитивными эмоциями (смотреть юмористические передачи, слушать музыку, играть с детьми – кому что доставляет удовольствие). Главное во время отдыха, повторяю, полностью переключиться с умственной деятельности на телесную, эмоциональную или духовную. Это все – из энержи-менеджмента. О нем я писала . А вот еще одна очень полезная фишка из этого направления повышения личной эффективности – использовать биоритмы.
  4. Использовать для обучения наиболее продуктивное время суток. Здесь нужно знать свои биоритмы. Если вы жаворонок, то лучшее время учить – это после ночного сна до обеда и после сиесты. Если вы сова, то – это вечернее и ночное время. Ученые доказали, что очень хорошо учить после сна. Обычно в это время мозг позволяет хорошо концентрироваться на том, что читаешь. Поэтому лучше немного поспать после обеда. Помните цитату Черчиля: «У того, кто спит днем, не один рабочий день, а два!». Я иногда даже три раза за сутки успеваю поспать и в эти дни я успеваю выучить особенно много. Одна проблема днем — трудно сразу уснуть, мысли крутятся. Мне в этом случае очень помогают релаксации. За то время, пока я не сплю, под голос диктора я расслабляюсь и потом очень быстро засыпаю. Кстати, эти релаксации можно приобрести в моем “ ” по специальной летней цене:) А что еще нужно для обеспечения внешних условий?
  5. Нужно составить себе четкое представление о том, что нужно учить. Нет ничего более неэффективного, чем учить то, о чем никто не собирается спрашивать на экзамене.Здесь, конечно, помогают билеты, а также вопросы на консультациях перед экзаменами. Многие расстраиваются, что билетов так много. Лучше радуйтесь. Представьте, если бы билетов не было! В университете, в котором я учусь, нет таких ориентиров. На итоговой семестровой контрольной могут быть вопросы к любому предложению из 10 трехсотстраничных учебников. Единственный выход здесь – изучить предыдущие контрольные и составить представление об уровне знаний, который должен быть к моменту экзамена и учить. Только вот как?

Теперь мы переходим непосредственно к техникам, которые помогают лучше запоминать – это внутренние аспекты, которые, напомню, работают в полной мере только если вы организовали внешние.

  1. Как готовиться к экзамену? Моей излюбленной методикой было составлять краткие конспекты к вопросам и затем, в последний день-два их повторить. Из таких конспектов можно было еще сделать шпаргалки с незапоминающимся материалом и таким образом обеспечить спокойствие — а это условие хороше работы мозга:) Во время нынешней подготовки, которая действительно требует запоминания большого объема материала, я заметила, что такая подготовка – не самая эффективная. Вся проблема в том, что записываемый материал перекочевывает из книги в конспект, а в голове не задерживается. Что-то, конечно, остается, но этого недостаточно для того, чтобы получить «зачет». В голове остается только то, как это ни прискорбно, что мы поняли и выучили. Как же сделать этот процесс наименее энергозатратным и наиболее эффективным?
  2. Следуйте определенной технике запоминания. Немецкие исследователи предлагают при первичном ознакомлении с материалом следовать правилу 3 шагов. На первом шаге выбирается небольшой отрезок текста, основные мысли из которого можно запомнить сразу. Это может быть один абзац, параграф или страничка – у кого какие способности. Как только его прочитали, нужно сразу его воспроизвести своими словами. Это можно делать устно или письменно. Я теперь именно так составляю конспекты: прочитала отрезок и записала его, не глядя в текст, воспроизвожу своими немецкими словами. Второй шаг – это воспроизвести этот текст еще раз и тут же проверить, правильно ли вы это сделали (это третий шаг ). Что самое интересное, такая техника не требует больших затрат энергии, так как вы еще достаточно хорошо помните материал и его воспроизведение не сильно напрягает. Эта техника позволяет погрузить информацию в оперативную память, но не долгосрочную. Туда информация помещается путем повторений.
  3. Правильное повторение. Если вы готовитесь к экзамену за несколько дней, то будьте уверены, что большая часть информации исчезнет из вашей головы примерно за такое же количество дней, которые вы потратили на обучение, а то и быстрей. Именно поэтому важно планомерное запоминание с регулярным повторением. Есть разные методики такого повторения. Например, способ восьми: повторить прочитанное через 8 часов, потом через 8 дней и через 8 недель. Для моих дырявых мозгов объемов материала этот способ, однако, оказался недостаточно эффективным. Я заметила, что большую часть информации забываю уже через час после прочтения. Как оказалось, это не только у меня такие проблемы. Большинство людей забывают 34% информации уже через полчаса через прочтения, а остальное в течение нескольких дней. Именно поэтому нельзя пропускать правила предыдущего пункта. Лично я читаю материал, затем записываю его своими словами, перед тем как закрыть конспект, прочитываю написанное еще раз. Затем на следующий день перед тем, как приступить к новому материалу, повторяю то, что сделала вчера, а также один из параграфов, который я учила неделю назад. Эта система работает, но она достаточно скучна. Что поможет разнообразить повторение и подготовку к экзамену?
  4. Рассказать своими словами другому человеку. Рассказать своими словами – это самый эффективный способ запоминания. Особенно, если рассказывать не сразу и себе, а в течение дня и кому-нибудь другому. Рассказывать себе и сразу – это для начала, а потом в течение дня – кому-нибудь другому. Конечно, идеально – рассказывать, к примеру, другому студенту, а не усталому мужу, пришедшему с работы домой. Можно рассказывать маленькому ребенку. Вырастет, если не очень умным, то разговорчивым:) В любом случае, если найдете что-то интересно, что можно рассказать – обязательно отметьте про себя и расскажите.
  5. Необычные способы запоминания. Студенты придумали множество способов запоминания: прыгать на мяче и при этом выкрикивать иностранные слова, которые учишь, напевать текст, который нужно выучить, записать аудио-текст и слушать его перед экзаменом. Для запоминания списков можно разложить отдельные пункты по всей комнате. Первую – на стул, вторую – на диван. Еще эффективнее – связать слова какой-нибудь ассоциацией или картинкой. Можно связывать нужные слова придуманной историей или придумывать необычные абревиатуры (помните “Степка хочет щец. Фи!” для запоминания глухих согласных?). Это требует креативности, но работает очень эффективно.

Вот вроде и все на сегодня!