Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .

Современные города состоят из зданий всевозможных стилей, размеров, конструкций и форм - от деревянных одноэтажных лачуг до супертехнологичных построек, будто сошедших со страниц научно-фантастических романов. Николай Васильевич Гоголь как-то сказал: «Архитектура - тоже летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания». Предлагаем вам совершить краткий экскурс по сооружениям , ставшим настоящими архитектурными вехами истории человечества.

1. Хал-Сафлиени, город Паола, Мальта

Это подземное святилище (гипогей) - одна из самых древних построек на Земле: по некоторым оценкам её сооружение началось около шести тысяч лет назад. Изначально Хал-Сафлиени использовался в качестве храма, а затем стал служить местом захоронения - при раскопках археологи обнаружили останки более семи тысяч древних жителей этих мест.

2. Пирамиды Гизы, пригород Каира, Египет

Пирамиды на плато Гиза - единственное из легендарных Семи чудес света творение древних архитекторов, сохранившееся до наших дней (строго говоря, к Чудесам относят только самую высокую из них - пирамиду Хуфу, более известную как пирамида Хеопса).

Не зря арабы говорят: «Мир боится времени, а время боится пирамид», - около четырёх тысяч лет пирамида Хуфу была самой высокой постройкой на планете и до сих пор поражает воображение своей величественностью и грандиозностью. Её высота составляет 146,5 метров, пирамиды Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) несколько ниже - 136,4 метра и 62 метра соответственно.

3. Храм Юпитера, Баальбек, Ливан

Споры о том, как египтянам удалось сложить «горки» из огромных каменных глыб массой в 2,5 тонны, вероятно, не утихнут никогда. Однако строители храма Юпитера в древнем городе Баальбек могли бы дать им фору по части размера «кирпичей»: при возведении храма они использовали три глыбы весом по 800 тонн, хотя есть и меньшие, «всего» по 350 тонн.

В двух километрах от храма археологи нашли блок, названный «Южный камень» - его вес достигает свыше 1000 тонн, но по каким-то причинам самый большой «кирпичик» так и остался в каменоломне.

4. Ассирийский акведук близ деревни Джерван, Ирак

Трудно поверить, но этот шедевр ассирийских архитекторов, возведённый в 703–688 годах до нашей эры по приказу царя Синаххериба - обычный водопровод, обеспечивавший водой столицу Ассирийской империи Ниневию. Длина самой знаменитой части акведука, выполненной из известняка, составляет примерно 300 метров, а высота - около 10 метров, общая же протяжённость древнего водопровода более 80-ти км.

5. Мачу-Пикчу, Перу

Поразительное качество построек в Мачу-Пикчу объясняется либо искусством каменщиков, либо, что вероятнее, чрезвычайной жестокостью прорабов, заставлявших их медными и бронзовыми инструментами обрабатывать глыбы так, что они очень плотно прилегают друг к другу и без всякого скрепляющего раствора стоят уже сотни лет.

6. Акведуки Римской империи

Закруглённые арки изобретены ещё в Месопотамии около четырёх тысяч лет назад, но во всём мире они известны благодаря римлянам, охотно использовавшим эту архитектурную деталь при постройке своих акведуков.

Самый высокий из сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков - Пон-дю-Гар, расположенный на территории современной Франции. Акведук, построенный в 40–66 годах нашей эры, был частью системы водоснабжения города Нима, высота Пон-дю-Гар составляет 47 метров, а его протяжённость - 275 метров.

7. Оконные стёкла Александрии

Первые в истории человечества прозрачные оконные стёкла появились в Александрии около 100-го года нашей эры (некоторые историки говорят, что они, по крайней мере, на 200 лет старше). Кто-то из римлян-стеклодувов, живущих в городе, догадался добавить в стекломассу оксид марганца, в результате чего и появилось столь инновационное, как сейчас сказали бы, архитектурное решение.

8. Бетонные купола римских храмов

Огромные каменные купола, используемые во многих христианских храмах, впервые начали создавать римляне после изобретения бетона.

Древнейшим примером применения бетонного купола считается храм Меркурия, построенный между 27-м годом до нашей эры и 14-м годом после, в эпоху правления императора Августа. Самый большой купол из неармированного бетона принадлежит Пантеону в Риме, возведение которого было завершено в 127-м году нашей эры.

9. Фабрика по переработке льна в Шрусбери, графство Шропшир, Великобритания

На первый взгляд это старинное здание ничем не примечательно, а между тем его почтительно величают «дедушкой небоскрёбов»: при постройке фабрики по заказу британского предпринимателя Чарльза Бейджа архитектор и инженер Уильям Стратт одним из первых в мире применил чугунные балки и металлоконструкции, придавшие сооружению невиданную доселе прочность.

Строительство фабрики было завершено в 1797-м году, и её конструкция на долгие годы стала образцом для возведения многих других промышленных и жилых зданий.

10. Висячий мост через реку Скулкил, Филадельфия, штат Пенсильвания, США

Один из первых в мире висячих мостов, построенный по проекту инженеров Эрскина Хазарда и Джосии Уайта, в момент открытия в 1816-м году был крупнейшим из них, правда, простоял он лишь около года.

11. Великая оранжерея Чатсуорт-хауса, графство Дербишир, Великобритания

Сооружение, спроектированное Джозефом Пакстоном, автором знаменитого Хрустального дворца в Лондоне, некоторое время было самым большим в мире стеклянным зданием: его длина равнялась 96,2 метра, ширина составляла 37,5 метров, а в высоту оранжерея достигала 20,4 метра.

Пакстон, служивший в резиденции герцогов Девонширских садовником, поражал гостей поместья своими невиданными фантастическими конструкциями, однако многие из них были слишком непрактичны: например, для поддержания температурного режима в оранжерее пришлось построить восемь котлов и проложить 11 км труб. Великая оранжерея обходилась Чатсуорт-хаусу так дорого, что в 1923-м году её снесли.

12. Четырёхэтажный дом, пригород Парижа, Франция

Невзрачное, исписанное граффити здание на одной из северных окраин Парижа - настоящий памятник архитектуры, хотя поверить в это трудно. Его создатели инженер Франсуа Куанье и архитектор Теодор Лашез впервые в качестве строительного материала использовали железобетон, после чего эта практика получила широчайшее распространение.

13. Ориэл Чэмберс, Ливерпуль, графство Мерсисайд, Великобритания

Хотя «дедушкой небоскрёбов» называют фабрику в Шрусбери, этот почётный эпитет по праву должен принадлежать зданию, возведённому в 1864-м году архитектором Питером Эллисом: в Ориэл Чэмберс впервые применены несущие стальные конструкции с закреплёнными на них оконными стёклами - именно по этой технологии построена большая часть самых высоких зданий планеты.

14. Здание Страховой компании, Чикаго, штат Иллинойс, США

42-метровому зданию, выстроенному по проекту Уильяма Ле Барона Дженни, одного из самых авторитетных представителей Чикагской архитектурной школы, принадлежит честь сооружения, впервые, так сказать, «поскрёбшего небо».

Строительство первого в мире небоскрёба было завершено в 1885-м году, а в 1891-м к его десяти этажам надстроили ещё два, и высота увеличилась с 42-х метров до 54,9 метра.

Архитектор, видимо, не слишком доверял прочности стального каркаса, поэтому водрузил заботу об устойчивости здания также на заднюю несущую стену и гранитные колонны. К сожалению, до нашего времени первый небоскрёб не сохранился - в 1931-м году постройку снесли.

15. Ингаллс Билдинг, Цинциннати, штат Огайо, США

Родиной небоскрёбов считается Чикаго, а вот первое в мире подобное сооружение из железобетона появилось в городе Цинциннати в 1903-м году. Невиданное 15-этажное строение 64-х метров в высоту разработано архитектурным бюро «Elzner & Anderson» для Мелвилла Ингаллса, одного из американских финансовых воротил начала XX-го века. Небоскрёб сохранился до настоящего времени и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

16. Вилла Савой, Пуасси, Франция

Небольшая загородная вилла, построенная в 1931-м году знаменитым Ле Корбюзье, основоположником модернизма в проектировании зданий, считается воплощением его «Пяти отправных точек современной архитектуры», формулирующих основные принципы стиля модерн. К ним относятся плоская крыша, столбы-опоры, горизонтальные окна, свободная планировка и свободный фасад - опоры расположены не снаружи дома, а как угодно, внешние стены также могут любыми.

17. Солнечный дом № 1, Кембридж, штат Массачусетс, США

Сотрудники Массачусетского технологического института во главе с Хойтом Хоттелом в 1939-м году выстроили на территории института здание, полностью обогреваемое за счёт энергии солнечных лучей. Позже в научных целях было создано ещё несколько подобных домов, а первая коммерческая постройка, обогреваемая исключительно солнцем, появилась в Альбукерке, штат Нью-Мексико, в 1956-м году, её спроектировали Фрэнк Бриджерс и Дональд Пакстон.

18. Echoviren, штат Калифорния, США

В августе этого года команда калифорнийских архитекторов завершила строительство первого в мире сооружения, все стройматериалы для которого изготовлены посредством 3D-печати. Конечно, зданием его назвать трудно, скорее это нечто вроде небольшого шалаша: его размеры 3×3×2,4 метра.

Проект назвали Echoviren - в честь одного из редких видов секвой, потому что по структуре стенки 3D-шалаша напоминают клеточное строение волокон этого дерева. На изготовление 585-ти его компонентов в сумме ушло около 10800 часов: в течение двух месяцев семь 3D-принтеров работали практически круглые сутки, а собрали «здание» всего за четыре дня.

26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР принимает декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет было обязано научиться писать и читать. Масштабная программа была успешно проведена. Мы хотим вспомнить войны с безграмотностью от Ярослава Мудрого до наших дней.

Грамотность. Начало

Начало распространения грамотности на Руси относится к концу X и началу XI века. При Владимире Святославовиче и Ярославе «отбирали детей» у «нарочитых людей» и учили их грамоте и догматам веры. Интересно, что сам Владимир был неграмотный, Ярослав же «сам книги читал». Около 1030 года Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников 300 детей и учить их грамоте. Училище имело целью подготавливать достойных служителей церкви.

По сути, это было первое просветительское учреждение. К 1080 году относится известие об училище для женщин, учреждённом царевной Анной. В XII веке смоленский князь Роман Ростиславович на создание училищ израсходовал все свои средства. Таким образом, можно утверждать, что к XII веку грамотность была распространена не только среди служителей церкви, но и среди людей светских, в основном князей. Однако не стоит переоценивать границы распространения грамотности в то время, тот же Дмитрий Донской был неграмотен. Положение образования было так плохо, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных.

Неграмотные верхи и низы

На Стоглавом соборе (1551) решено было заводить у священников, диаконов и дьяков в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»; но решение собора не было приведено в исполнение. Духовенство было для этого слишком бедно и невежественно. Школы существовали только в крупных центрах. Так, в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани и Каргополе. При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские школы, но последовавшая смута помешала этому. В конце XVI в. из 22 бояр, подписавших грамоту об избрании Годунова на царство, не знали грамоты четверо; из 22 стольников, 8 было неграмотных. Ещё меньше знали грамоту дворяне и дети боярские. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Стоит ли говорить, что среди «простого люда» грамотность в допетровское время была нулевой.

Пётр I

Первым серьёзно обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено и на лиц других сословий. С 1714 по 1722 г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс только 93. К концу царствования Петра I в России насчитывалось около 110 низших училищ.

Основной целью Петра I была подготовка просвещённых кадров для государственной службы. По смерти императора деятельность открытых им образовательных учреждений практически не развивалась. При Екатерине I и Петре II было открыто лишь несколько школ для обучения детей священников. Анна Иоанновна учредила несколько гарнизонных школа, тогда как деятельность цифирных школ полностью прекратилась. Императрица Елизваета пробовала активно внедрять образовательные учреждения и даже грозила штрафами за неисполнение постановлений, однако многие её приказы оставались только на бумаге. Тем не менее, стремление к образованию росло в народе. Домашнее образование уже в то время было развито у поморов, на берегах Волги, в Новороссии.

Реформы Екатерины Великой

Значительный вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей. Согласно разработанному учебному плану, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые (2 класса), средние (3 класса) и главные (4 класса и 5 лет обучения).

В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу «О должностях человека и гражданина». В третьем классе средних училищ преподавались катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина повелела также завести преподавание различных языков по местностям (например, греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского - в Иркутской), но по факту эти языки в народных училищах никогда не преподавались.

Свободу крестьянам, грамоту - им же

В XIX веке развитие просвещения вышло на кардинально новый уровень. Несмотря на значительные препоны, открывались училища и внедрялись новые программы образования. Большой проблемой для изучения статистики распространения грамотности по-прежнему оставался бюрократический характер подсчета, далёкий от истинного положения вещей. Многие школы существовали только на бумаге, контроль за исполнением указов министерства народного просвещения осуществлялся из рук вон плохо.

Распространение грамотности начинает делать успехи только после освобождения крестьян, с развитием участия земства в деле народного образования. Император Александр II, освободивший крестьянство от крепостного рабства, дал народной школе необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организацию всего дела народного образования. Серьёзным оставался дефицит учебных материалов. Все учебники подвергались строгой цензуре, нехватка пособий стояла очень остро, что тормозило процесс внедрения грамотности среди населения.

Ликбезу - быть!

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). 19 июня 1920-го года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и 1920-1930 руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники - дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн., а в целом по СССР в 1922 году - до 7 млн. Работа с беспризорниками нашла своё отражение в творчестве автора «Педагогической поэмы» Антона Макаренко.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. Взрослые также могли обучаться в ликпунктах. При этом у них сокращался рабочий день при сохранении заработной платы.

Дело ликвидации неграмотности шло не просто. К 1926 году СССР занимал 19-е место среди стран Европы по уровню грамотности, уступая таким странам, как Португалия и Турция. Тем не менее, при помощи тех же культпоходов, когда значительные массы населения обучались при помощи общественности, борьба с безграмотностью достигла значительных успехов. К 1940 году ситуация перестала быть катастрофической. Грамотность приближалась к 100%.

Если говорить о дне сегодняшнем, то, к сожалению, вопрос о грамотности по-прежнему остаётся открытым. Искажение языковых норм распространено в интернете, но, как ни странно, это заставляет многих людей внимательнее относиться к родному языку.

Преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую Ассоциацию учителей-словесников, чтобы бороться с безграмотностью. Каким образом Ассоциация может воспрепятствовать развалу образования, рассуждал Александр Юрьевич Закуренко , преподаватель русской и мировой литературы высшей категории, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» (лучшие учителя) за 2007 г.

- Как вы считаете, может ли Ассоциация действительно решить проблему безграмотности?

Нужно понять, что эта за Ассоциация учителей-словесников, потому что корни этой идеи лежат в постановлении первого Всероссийского конгресса учителей-словесников, который был организован в МГУ. Тогда в резолюцию был включен первый пункт о необходимости организовать Ассоциацию. Но это было связано с целым рядом других пунктов, которые выработал конгресс: в частности, пункт требования отмены ЕГЭ, пересмотра федерального стандарта, поскольку только в этом случае можно говорить о действительно реальном повышении грамотности и культурного уровня в стране. Если же эта Ассоциация проправительственная и создана для того, чтобы прикрывать какие-то идеи - в этом смысла нет никакого. Проблема системная: она не касается того, что кто-то безграмотный, это системная проблема нашего гуманитарного образования, которое разрушено.

- Назовите, пожалуйста, основные проблемы школы, которые должна решить Ассоциация?

Можно по пунктам перечислять этапы разрушения школ и причины этого явления. Тестовая система в гуманитарных науках, например, абсолютно бессмысленна. ЕГЭ по литературе никакого смысла не имеет, потому что это предмет, направленный на понимание, на развитие, на выбор вариативности, а не на отгадывание правильного ответа. Отмена литературы как предмета, отмена и замена сочинений на тестовые проверочные материалы, понижение количества часов – это не содержательная часть, но, в принципе, этот пункт также важен. По сути, Министерством образования не сформулирована содержательная сторона: что значит для школы гуманитарное образование, только ли это знание правил, или это знание культуры, или это свободное владение языком, или это умение порождать письменный текст. Нет содержательных моментов, которые говорили бы об общей катастрофической ситуации в стране.

Ассоциация должна быть готова поднимать реальные системные вопросы образования: говорить о несовершенстве федерального стандарта, требовать отмены ЕГЭ по гуманитарным наукам или хотя бы выбора, действительно говорить о квалификации большей части преподавателей, еще с советских времен получивших историческое, филологическое образование. Нужно решать вопрос системы оценок в школе, сейчас она заранее готовит лицемеров, потому что им двойки ставить нельзя, человек может ничего не делать 11 лет, и потом ему все равно тройка будет нарисована, даже если он ни одной буквы русского алфавита не будет знать. Если будет системность, то можно говорить, в том числе, и о грамотности. Если это просто будет: «Ах, давайте повышать грамотность, давайте книжек больше читать» - это все пустые лозунги на фоне абсолютного уничтожения образования в стране.

Какие меры нужно предпринять, чтобы заставить детей, во-первых, читать, во-вторых, грамотно писать и говорить на хорошем русском языке?

Во-первых, нужно начинать с содержания, то есть не чиновники, а профессионалы должны сформулировать, для чего нужны литература, история и язык в школе. Пока они нужны лишь для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, тему образования можно закрыть. Школа превратилась в Центр подготовки к Единому Государственному Экзамену. Ученики приходят не для того, чтобы учиться, узнавать, а для того, чтобы их научили сдавать ЕГЭ.

Фрагментарно содержательная часть была сформулирована на Первом конгрессе учителей-словесников. К сожалению, эта резолюция не комментировалась ни в Правительстве, ни в Администрации Президента. Хотя написана она была двумя тысячами профессионалов со всей страны. Нужно обсуждать содержание: что должна давать литература? Умение говорить, писать, системный взгляд на мир: человек должен понимать, что такое Средневековье, Возрождение, модерн. Проверять это надо не тестовой системой, а письменными заданиями и обязательно устными – невозможно гуманитарные науки оставить без устного экзамена. Человек обязан уметь говорить, а учитель – проверять это.

- Какие еще пункты необходимы для совершенствования системы образования?

Я считаю, что должна быть реально начата подготовка филологов, историков новой формации на основе современных представлений об истории и филологии, а не по схеме «пришел, отчитал конспект, поставил оценки и вышел». То есть совершенно другой тип преподавания и преподавателей нужен. Далее, должно быть четкое и однозначное понимание того, что если ученик получает двойку – это означает не то, что учитель не выполняет программу, а то, что ученик не хочет учиться. И с такими учениками государство должно работать иначе. Школа – это не классы коррекции. Невозможно человека в 16 лет заставить учиться, если он не хочет. У нас нет тоталитарных очагов, как в Советском Союзе. Если эти системные вещи будут сделаны, тогда можно надеяться, что грамотность начнет повышаться и чтение станет интересным.

- Культурный уровень может помочь решить существующие проблемы?

Да, необходимо формирование культурной среды. Как приходить в школу и говорить ученикам: «Давайте читать «Войну и мир» в четырех томах», если при этом они знают, что есть краткое содержание, и все вокруг говорят «не парься, расслабься» – с какой стати они будут напрягаться? Общество должно дать сигналы, что ему нужны образованные, грамотные люди, а общество дает сигналы, что ему нужны необразованные, неграмотные, глупые и послушные. Такой возникает диссонанс в голове ученика: ему жизнь говорит одно, а учителя на уроках литературы – другое. Должна быть культурная политика государства. Если передачи по литературе, экранизации показывают в три часа ночи, а в девять вечера показывают КВН и Аншлаг или «Улицы разбитых фонарей», то после этого человеку рассказывать о ценности Достоевского и Толстого очень сложно.

Через какое время можно восстановить систему образования, если следовать тем пунктам, которые Вы обозначили?

Культуру разрушить очень просто: за 15 лет разрушили то, что было – я не говорю, хорошее или плохое, это отдельный разговор. Советская система преподавания не была идеальной, там много проблем было. Но на ее месте никакой другой не создали. Десяти лет достаточно, чтобы выросло поколение неграмотных людей. А чтобы восстановить, я думаю, нужно 5-10 лет постоянной упорной работы. Новых учителей нужно привлечь в школы. Очень важный момент: для того, чтобы молодого специалиста действительно привлечь в школу, нужна не только достойная зарплата, ему должно быть интересно работать. А если он знает, что в школе он должен будет писать поурочное планирование, сидеть на бесконечных заседаниях, сдавать отчеты по каждому уроку, отвечать на письма других учителей и родителей, его будут приходить проверять из Департамента образования – он просто туда не пойдет. Это не творческая работа.

Вторая вещь – это аттестация учительского состава. Она совершенно безумно составлена: скажем, за ЕГЭ определенного уровня дается 80 баллов, а за кандидатскую диссертацию – 50. Вот приоритеты, которые расставило государство. То есть ученый, который много лет изучал свой предмет, приходя в школу, грубо говоря, начинает с 50 баллов, а какой-нибудь учитель, который не учит, а натаскивает на ЕГЭ, получает 80. И кто после этого пойдет в школы? Еще один важный пункт: сейчас еще остались хорошие школы, которые возникли в 90-е на волне свободы, их упорно уничтожают. Можно назвать некоторое количество хороших школ, и они сейчас все под страшным ударом. Потому что когда связывают ЕГЭ с количеством человек в классе, большинство школ проигрывает: детей там не так много и они ориентированы на качество образования, а не на ЕГЭ. Может получиться так, что добьют остатки хороших школ, и тогда нынешний уровень образования покажется академическим. Боюсь, Ассоциация этим не занимается, потому что то выступление, которое я слышал на встрече с Президентом, было очень конформистское. Ждал, что будут говорить о реальном развале образования, а там жалобы на то, что дети не читают. Ну, не читают, а что дальше с этим делать?

Беседовала Наталья Сарвина