Когда мы чувствуем или переживаем, определенный момент нашей жизни, то никогда не задумываемся, какие эмоции задействованы в данное время.

Мы просто чувствуем, и пропускаем их через себя, будь-то печаль, гнев или счастье. Как и все нормальные люди, мы испытываем множество чувств и эмоций в течении всей жизни, которые делятся на несколько форм и видов. Данная статья по психологии, представляет собой попытку разделить на отдельные группы и подгруппы основные эмоции человека.

"Эмоция" - слово, включающее в себя широкий спектр чувств, поведение и его изменение, мысли. Роберт Плутчик - профессор психологии, попытался выделить шесть первичных или еще их можно назвать основные эмоций человека, к которым отнес - страх, радость, любовь, печаль, удивление и гнев. По его словам, данные эмоции можно разделить еще на подгруппы или вторичные эмоции. Он отмечает, что наряду с первичными эмоциями, люди также испытывают вторичные, которые являются прямой реакцией первичных эмоций. Например, человек можетпостоянно чувствовать виновным себя или стыдиться, находясь в состоянии печали - депрессии. Плутчик, также заявил, что люди испытывают не только первичные и вторичные эмоции, но третичные. Все его теории связанные с эмоциями, мы с вами рассмотрим ниже, и так начнем:

1. Страх

Страх, как правило, является реакцией на возникшую опасность, которая вот-вот проявит себя. Это механизм выживания, это ответ на негатив. Так же страх может быть мягким, мало вызывающим, а так же возникать в виде крайней фобии. Если страх тривиален, то его можно называть "пустяком" но, если опасность кажется грозной, несущей проблемы, то можно отнести такой вид к "серьезным опасениям".

Так же, у страха есть вторичные эмоции, первое, что хочется отметить, "нервозность".

И так, давайте рассмотрим различные эмоции, которые относятся к данной вторичной эмоции: тревога - страх - напряженность - беспокойство и конечно другие.

Следующая, вторичная эмоция в категории страха, это "ужас". Существуют различные третичные эмоций в этой подкатегории. Перечень следующий: тревога - испуг - ужас - истерия - унижение - паника - шок - террор.

2. Радость

Радость или счастье, оттенки удовольствия, удовлетворения. Существует чувство благополучия, внутреннего мира, любви, безопасности и удовлетворенности. В общем, все, что связано с позитивным мышлением и положительной деятельностью,влиянием на настроение человека.

Как в предыдущей, основной эмоции человека, так и в этом пункте существуют вторичные эмоции, первая это "бодрость", которая включает в себя множество подгрупп: развлечение - экстаз - веселье - эйфория - блаженство - восторг - счастье - ликование.

Так же, "интерес", можно рассмотреть как вторичную эмоцию, которая включает себя следующие эмоции: энтузиазм - волнение - возбуждение - трепет.

3. Любовь

Любовь с точки зрения психологии - это чувство глубокого единства. Любовь может быть платоническая, романтическая, религиозная или семейная. Есть определенные нюансы в любви, относительно связей, дружбы, альтруизма и филантропии, но это как говорится другая история.

Как правило, вторичные эмоции - привязанность, тоска и похоть.

Привязанность, включает в себя следующие третичные эмоций: любовь - влечение - обожание - сентиментальность - забота.

Похоть, делится на: пробуждение - желание - страсть - слепое увлечение - одержимость.

4. Грусть - еще одна из основных эмоций человека

Грусть, чаще всего связана с ощущением потери или недостатка. Если данное чувство заглушает все остальные, то такое состояние приводит к депрессии. Обычно грусть видно сразу, по отличительному эмоциональному поведению.

Вторичной эмоцией грусти является печать, которая опять же в свою очередь отображена в третичных эмоциях: депрессия - несчастье - страдание - меланхолия - тьма - отчаяние.

Еще к вторичной эмоции относится "страдание", которое включает: агонию, боль.

Следующее это "разочарование": тревога и недовольство.

"Позор", тоже является вторичной эмоцией, и может быть связана, с такими третичным эмоциями, как чувство вины, угрызения совести и сожаления.

Вторичная эмоция "пренебрежение", можно понять как: небезопасность - отчуждение - тоска по родине - смущение - унижение.

Чувства сострадания и жалости, также включены в эту категорию.

5. Удивление

Удивление, проявление неожиданного результата. Когда человек испытывает удивление, оно обычно сопровождается повышенными бровями, горизонтальными линиями на лбу, открытым ртом, растянутой кожей под бровями и широко открытыми глазами.

Сюда можно отнести третичные эмоции, такие как: изумление, поражение.

6. Гнев

Гнев, еще одна основная эмоция человека, часто проявляет себя из-за несправедливости, конфликтов, унижения, небрежности или предательства. Гнев страшен в действии, он атакует оппонента словесно или физически, поэтому читайте:советы как сохранить семью. Если гнев пассивен, то человек молча, дуется, и создается чувство напряжения и враждебности.

Одна из вторичных эмоций это "агрессивное поведение", которое может быть выражено в: ярости - гневе - горечи - отвращении - негодовании - ненависти.

"Раздражение" включает в себя: агитация - ухудшение - ворчливость.

Следующая, "отвращение", можно разделить на: презрение - неприязнь.

Так же, не мешает добавить ревность и мучение.

Из-за большого количества сложностей, трудно точно определить и поделить, все основные эмоции человека, тем не менее, наука не стоит на месте и выдвинуто очень много теорий касающихся этого вопроса. Но все же, на наш взгляд, эмоции являются субъективными, основанными на восприятии, и естественно уникальны и необходимы для каждого человека.

Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

План ответа

    Базовые эмоции.

    1. Критерии выделения.

    Теории базовых эмоций.

    1. Подход К. Изарда.

      Подход П. Экмана.

      Подход Плутчика.

Ответ:

    Базовые эмоции.

    1. Изучение и основные характеристики.

Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.

Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо. В 80-х гг. XX в. Была проведена целостная исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированную на анализе выражений лица. Эту программу предлагают называть Программой исследований выражений лица 1997. Ее основные постулаты формулируются по-разному в зависимости от того, что находится в центре внимания конкретных авторов. Попробуем привести список положений, которые представляются наиболее типичными для Программы исследований выражений лица.

1. У человека существует ограниченный набор базовых эмоций. К ним чаще всего относят: радость, гнев, страх, горе, удивление, отвращение. Несколько реже: презрение, стыд. Иногда и некоторые другие эмоции. Как правило, в список входит от 5 до 10 названий.

2. Основные признаки БЭ: врожденность, более раннее возникновение в онто- и филогенезе, отчетливая и специфическая нейроанатомическая основа, кросс-культурная универсальность, специфическое мимическое проявление.

      Критерии выделения.

    Наличие специфических выражений лица является необходимым и достаточным признаком для выделения БЭ. На статус базовых могут претендовать только эмоции, имеющие свои специфические мимические выражения, и, напротив, выявление устойчивого мимического паттерна свидетельствует о том, что он выражает некоторую БЭ. Выражения лица, связанные с БЭ, являются генетически детерминированными; они запускаются врождёнными программами и универсальны для всех культур.

    Выражения лица, специфичные для БЭ, легко узнаются представителями различных культур, в том числе и далеких друг от друга. Существуют культурно обусловленные правила выражения эмоций, приводящие к усилению, ослаблению или изменению отдельных мимических паттернов. Однако БЭ легко проникают через эти искажения и распознаются наблюдателями.

    Значение «базовых» выражений лица инвариантно и не зависит от контекста. Это означает, что БЭ узнаются по выражениям лица даже в тех случаях, когда другая информация (о ситуации, о поведении человека и т.п.) не соответствует мимике.

    Все остальные человеческие эмоции являются вариантами базовых или результатом их смешения. Так, вариантами гнева являются раздражение и ярость. Тревога может интерпретироваться как смесь страха, горя, гнева, стыда и интереса.

    Субъективное переживание эмоций возникает под воздействием эфферентных сигналов, поступающих в ЦНС от мимических мышц. Именно благодаря этой информации человек «знает», какую эмоцию он испытывает. Данное положение является прямым наследником периферической теории эмоций Джеймса-Ланге. Из него следует, что преднамеренное конструирование и удержание человеком определённого мимического паттерна порождает паттерн эфферентных сигналов, соответствующих определенной эмоции, что, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию этой эмоции.

    Теории базовых эмоций.

      Подход К. Изарда.

Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: 1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии базовых эмоций (Изард): 1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

      Подход П. Экмана.

Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

      Подход Плутчика.

Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях (психоэволюционная теория эмоций). Каждая эмоция связана с комплексом адаптивного поведения. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение – реакция отторжения, рвота

Отвращение

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Таким образом, Плутчик выделяет 8 эмоций, 8 адаптивных механизмов.

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов.

      Суммарная таблица по подходам.

Подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

Экман П.

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

Изард К.Э.

радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

Не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, надежда или любопытство

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое

    Позиция социального конструктивизма.

В целом, идея социального конструктивизма состоит в том, что вещи становятся известны нам (или ученым) под определенными именами – подвергаются интерпретации и попадают к нам как свои собственные репрезентации. Конструкция как метафора (у Сисмондо) позволяет указать, откуда берется верование в «объективную реальность» (будь то представления о «неизменном и объективном характере физического мира» или о «порядке вещей, естественном устройстве общества»). Такие представления возникают в ходе развития как результат проб и ошибок, закрепляются в языке и сознании и транслируются в новом эпистемологическом статусе.

Социальный конструктивизм критикует идею существования базовых эмоций. В разных культурах существуют разные эмоции, которые представителям этих культур кажутся базовыми. Анализируется культура, отношение к эмоциям. В разных культурах в центре внимания людей оказываются разные эмоции. Например, японская эмоция амае (полное принятие меня другим человеком, чувство принадлежности, любви со стороны кого-то, чувство, что кто-то о тебе позаботиться). Можно сказать, что для японцев эта эмоция – базовая. У нас она базовой не является. Нет слов, чтобы ее обозначить.

Задайте этот вопрос своим друзьям и знакомым и, я вас уверяю, вы вряд ли получите общий список. Тем не менее, психологам уже давно удалось придти к согласию в этом вопросе: Радость, Печаль, Гнев, Страх, Удивление и Отвращение .

Что позволяет базовым эмоциям носить это фундаментальное название:

1. Их испытывают люди разной этнической принадлежности по всему миру, т.е. они универсальны.
2. То как люди выглядят при этом, или, как мы это называем в , какие "калибровки" демонстрируют, также достаточно похоже проявляется у разных людей вне зависимости от пола, расы или происхождения.
3. У этих эмоций всегда есть предназначение, то есть они чему-то служат.
4. Избыточное стимулирование этой эмоции может приводить к разрушительному поведению.

Каждая из базовых эмоций сформировалась в результате борьбы человека за выживание в ходе его эволюционного развития. Нашим предкам приходилось ежедневно иметь дело:

    со страхом, чтобы избежать гибели от когтей и зубов хищников,

    с гневом, для того, чтобы противостоять сопернику,

    с отвращением, чтобы избежать заболеваний,

    с эмоцией печали, которая помогала пережить серьезные потери,

    с эмоцией радости, которая была своеобразным поощрением за удовлетворение инстинктивных потребностей для выживания (победа в поединке, сытость, сексуальная удовлетворенность),

    с эмоцией удивления, которая давала понять, что существовавшие до какого-то момента знания могут быть расширены за счет нового опыта.

Однако перед современными людьми давно уже перестали стоять задачи физического противостояния конкуренту за пищу или жилье, в чем помогал нам раньше гнев, да и отвращение давно уже перестало выполнять свое первичное назначение - предохранять от испорченной пищи или отворачиваться от возможного источника заболевания. Функцию наблюдения за качеством еды и сохранностью здоровья взяли на себя государственные институты (которые несут их с большим или меньшим успехом, но мы сейчас не об этом).

Любопытным фактом является то, что базовые эмоции , перестав выполнять свои изначальные функции, стали перекочевывать в смежные области жизни людей. Эти области порой никак не связаны с изначальными функциями. Например, гнев стал "топливом" в борьбе человека за его социальные или материальные преимущества, а также в противостоянии между "своими" и "чужими".

Отвращение теперь на службе у тех, кто в собственных, часто меркантильных целях, сеет рознь между людьми. Ксенофобия - или неприязнь к иностранцам, - также стала поводом для стимулирования этой эмоции. Чего стоят хорошо всем известные карикатуры, в которых "они" -"чужие" представлены в образах крыс, пауков, тараканов, гидр, гиен и пр.

То есть мы с вами оказываемся перед фактом, что если эмоция не может быть удовлетворена напрямую, человек удивительно изощренным способом находит возможность ее "попрактиковать" в своей жизни.

С одной стороны это повод серьезно задуматься, есть ли в вашей жизни место для безопасного выражения палитры базовых эмоций? Или, может быть, список привычных эмоций ограничивается социально приемлемым набором "комфортно"- "некомфортно"? С другой стороны, в нашей с вами действительности уже давно появились другие эмоции , решающие для нас новые, современные задачи. Смущение, жадность, скука, беспокойство, ревность, депрессия и любовь в нашей жизни играют более заметную роль, чем базовые эмоции.

Среди них, как минимум, пять новых эмоций могут претендовать на то, чтобы занять свое место среди Большой шестерки, так как они являются универсальными, легко узнаваемыми и служат определенной цели.

Среди таких эмоций находится Душевный подъем , или воодушевление. Несмотря на то, что эту эмоцию мы испытываем не так часто, все равно, это очень легко распознаваемое чувство. Мы словно впитываем все происходящее, у нас захватывает дух от внезапно открывшегося потрясающего вида природы. Когда мы слушаем любимого музыканта, на глазах выступают слезы восторга, по телу пробегают мурашки и в груди разливается удивительное тепло, знаменующее собой хлынувший поток чувства любви, надежды и восхищения. Многие помнят свои ощущения во время событий 1991 года во время путча, когда удалось отстоять Белый дом, благодаря тому всплеску душевного единства, который вывел людей на улицы и позволил им остановить танки.

Исследования показывают, что воодушевление является универсальным чувством , его испытывают люди в разных странах и принадлежащие к разным вероисповеданиям. Чаще всего это чувство возникает в связи со значимыми позитивными событиями в жизни семьи, общества или во время религиозных ритуалов. В результате тестирования, проводимого в Университете Вирджинии Джонатаном Хайдтом, было выявлено, что у людей, испытывавших эту эмоцию, приходил в возбуждение комплекс нервных окончаний в области шеи и горла, а также то, что в это время в кровоток поступало значительное количество гормона окситоцина, который способствует усилению поведения, направленного на эмоциональное сближение. У людей возникает желание прикасаться друг к другу, обнимать и больше доверять другим людям.

Таким образом, Душевный подъем является очень мотивирующей и сближающей людей эмоцией, несмотря на то, что по статистике, мы испытываем его нечасто - в среднем, один раз в неделю .

Мы можем стимулировать эту эмоцию, вспоминая о самых трогательных и волнующих моментах нашей жизни, при этом черты нашего лица смягчаются, расправляются мышечные напряжения и мимические морщины и, иногда, слегка приподнимаются брови. Это великолепный способ обрести доступ к живительной жизненной энергии, которая всегда находится внутри нас самих.

Другая эмоция, которая также имеет серьезные "претензии" на то, чтобы быть среди Базовых - это Интерес . Это чувство толкает нас на освоение новых знаний, исследование новых территорий или на использование новых стратегий в нашей жизни. Голова чуть склоняется набок, как будто мы пытаемся рассмотреть ситуацию в новом ракурсе, речь ускоряется и активизируется мимика верхней части лица, приподнимаются, "играют" брови, глаза приобретают особую зоркость за счет большей фокусировки и тонуса глазных мышц, вне зависимости от того, пытаетесь ли вы разобраться с новым техникой или с законом термодинамики.

Кроме того, что интерес стимулирует выход за рамки существующих знаний о мире, он в значительной степени способствует снижению уровня стресса и беспокойства, который наступает от огромного объема информации, стремительным потоком рвущимся в наше сознание благодаря СМИ и интернету.

При избыточном стимулировании интереса, в свою очередь возможно возникновение повторяющегося, потребительского и компульсивного поведения (например, шопоголизм).

По словам Паула Сильвиа, психолога из Университета Северной Каролины, наиболее важной для нас является способность интереса, снижать уровень стресса от контакта с чем-то неизведанным, что позволяет человеку продолжать интеллектуально развиваться в условиях обрушивающегося на него потока новой информации.

Благодарность - это эмоция, которая питает взаимоотношения между партнерами, супругами, детьми и родителями, сотрудниками и т.д. Во многих культурах выражение этой эмоции связывается с улыбкой и легким поклоном, иногда люди еще прикасаются ладонью к области сердца или совершают на масте, как в индуистской или буддийской традициях. Благодарность очень сильно стимулирует развитие принципа брать - давать в отношениях. Кроме того, это чувство стимулирует интерес к другому человеку и заставляет нас думать о возможности дальнейшего развития отношений. Надо отметить, что по словам Барбары Фредриксон, книга "Позитивность" (Positivity, 2009), чувство благодарности не только способствует углублению отношений в парах, но и усиливает гармонизацию работы в группах людей, сокращает текучку кадров, стимулирует волонтерскую деятельность в обществе. Чувство благодарности также опосредованно способствует снижению проявления насилия, сокращению загрязнения окружающей среды и разбазаривания природных ресурсов.
Гордость
- Двуликая эмоция. Гордыня названа одним из смертных грехов в христианстве. Тем не менее, гордость может проявляться и в глубоком удовлетворении от того вклада или достижения, который сделал человек. Каждому знакомо это чувство, иногда оно связано с повышением по работе, а иногда и с тем, что мы сделали что-то своими руками: победили в состязании или отгадали какое-то сложное слово в кроссворде.
Чем же отличается Гордыня от Гордости? Интересно, что внешнее, телесное выражение выглядит очень похоже. В обоих случаях человек приподнимает подбородок, расправляет плечи и слегка отводит руки от тела, как бы пытаясь выглядеть больше, чем он есть на самом деле. Любопытно, что в отличие от базовой шестерки, выражение гордости практически не затрагивает лицо, лишь легка улыбка может скользнуть по лицу. Еще одно различие состоит в том, что гордость, так же как и стыд, чувство вины или смущение, требует осознание своего вклада и оценки себя. По словам Джессики Трейси из Университета Британской Колубии в Ванкувере: "Для того чтобы испытать чувство гордости, мне необходимо осознать кем я являюсь, кем я хочу стать и как событие, которое произошло только что, отражается на моих амбициях". Тем не менее, Трейси считает, что у гордости есть основание претендовать на место среди 6 базовых эмоций. Ее исследование рассматривает проявление гордости даже у представителей племен, не имевших контактов с цивилизацией и не создавших свою письменность. Также в исследовании есть примеры, когда чувство гордости испытывали люди, слепые от рождения, таким образом, Трейси предполагает, что это чувство является скорее врожденным, чем научаемым.

Так в чем же смысл чувства гордости, и зачем нам нужны гордость и гордыня, которые чувствуются по разному, а выглядят похоже? В большинстве случаев, когда люди видят выражение гордости, это ассоциируется у них с высоким статусом. Таким образом гордость мотивирует нас к развитию для того, чтобы завоевывать уважение других людей. Есть два различных способа к достижению этого, что возможно и объясняет существование двух сторон гордости.

По словам антрополога Джо Хенриха, статус фигурирует в двух формах. Первый базируется на доминировании и его часто можно наблюдать среди не-человекообразных приматов, когда более крупных и сильных особей почитают, так как они могут напасть или даже убить других. Если проводить аналогию к нашей с вами действительности, то мы можем говорить о поведении жесткого и надменного босса в офисе. Второй тип социального статуса - это престиж. В этом случае, уважение и влияние приобретаются за счет больших знаний или навыков. "Такое описание подходит к двум видам гордости", говорит Трэйси. "Одна ассоциируется с агрессией и с чрезмерной самоуверенностью, тогда как другая мотивирует достижения, усердный труд и альтруистичное поведение".

Сомнение /Confusion - эмоция времени перемен. Это чувство, которое все мы испытываем время от времени, находимся ли мы в лектории или в картинной галерее или исследуем незнакомый город, но его довольно сложно описать. Датчер Келтнер из Университета Калифорнии (Беркли), предполагает, что мы испытываем это ощущение, когда информация, которую мы получаем из внешней среды недостаточна или противоречива. Но является ли замешательство эмоцией?

Для некоторых физиологов, сама эта мысль является скандальной. Некоторые описывают Сомнение, как наиболее пограничное состояние. Тем не менее, Сильвиа считает, что есть достаточно оснований для того, чтобы рассматривать СОМНЕНИЕ среди базовых эмоций, не только потому, что его довольно легко распознать. Мы морщим брови, прищуриваемся, иногда начинаем покусывать губы - вы узнаете СОМНЕНИЕ в то же мгновение, когда видите его на чьем-то лице. В действительности, как показало одно исследование, Сомнение является второй из наиболее легко узнаваемых повседневных эмоций, после радости.

Так чему может служить сомнение? "Сомнение родом из "семейства" эмоций, основанных на знаниях - интерес, удивление", - говорит Сильвиа. Он считает, что таким образом наше сознание говорит нам о том, что способ нашего мышления не срабатывает, что наша ментальная карта мира дала трещину или неадекватна реальности. "Иногда это приводит нас к тому, что мы останавливаемся в своей деятельности, но также сомнение мотивирует нас сменить фокус внимания или изменить стратегию обучения", - говорит он. Есть еще один любопытный аспект этой эмоции. Когда окружающие распознают это выражение лица, это стимулирует их к тому, чтобы помочь человеку, испытывающему сомнение. Если это действительно так, то сомнение стимулирует нас к получению новых знаний и к укреплению социальных связей, делая тем самым эту эмоцию наиболее актуальной эмоцией 21 века.

И помните, чем чаще вы испытываете ту или иную эмоцию, тем больше вы в ней "практикуетесь", тем сильнее те нейронные и биохимические связи, которые вы стимулируете в своем мозге. На чем концентрируется ваше внимание, туда и течет ваша жизненная энергия. И если вы легко раздражаетесь или печалитесь, а хотели бы чаще радоваться или удивляться, то что вы можете изменить в своей жизни и работе, для того, чтобы стимулировать те эмоции, испытывать которые вам хочется больше? Так что выбор за вами: быть влекомым привычным потоком бессознательных реакций или начать осознавать эмоции , которые вы испытываете и делать свой выбор в пользу тех, которые являются для вас желанными.

Кстати, медицинские исследования убедительно доказывают, что люди, которые чаще испытывают эмоцию интереса и высоко ценят и радуются новым знаниям, во много раз реже страдают от расстройств деятельности головного мозга и сердечно-сосудистых заболеваний.

С.К. С использованием материала журнала New Scientist (Jan 2010)

Еще со времен Чарльза Дарвина, посвятившего этому вопросу специальную работу «Выражение эмоций у человека и животных», универсальность механизма выражения эмоций у людей остается предметом одного из самых долгих споров среди биологов, культурологов и социологов. Так, сторонники универсалистской гипотезы утверждают, что все люди независимо от расы и культуры способны транслировать окружающим шесть базовых эмоций (счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль), используя сходные — в силу биологической и эволюционной общности людей — конфигурации лицевых мышц.

Универсалистский взгляд на эмоциональный «лицевой код» неоднократно подвергался критике в ходе межкультурных исследований, но статистики, достаточной для набора доказательной базы, опровергающей (либо подтверждающей) эту гипотезу, до сих пор не было.

Но сейчас гипотезу универсального распознавания эмоций можно считать опровергнутой благодаря экспериментам, поставленным группой исследователей, работающей под руководством Рэйчел Джек — психолога из Университета Глазго (Великобритания), давно занимающейся этим вопросом. с их описанием публикует Proceedings of the National Academy of Sciences.

Универсалистскую гипотезу решили проверить на научность с помощью группы из специально отобранных 15 взрослых китайцев и 15 взрослых европейцев обоего пола (средний возраст 22 и 23 года соответственно), понимающих английский язык, но имеющих минимальный опыт знакомства с представителями другой культуры (китайская группа состояла из молодых людей, только что приехавших для обучения в Европу), а также специально разработанного генератора изображений, имитирующего все возможные движения различных лицевых мускулов на двух трехмерных аватарах — «азиатском» лице и «европейском». Наблюдатели, распознав ту или иную эмоцию в серии анимаций, состоящей из набора случайных выражений лиц, должны были классифицировать их по шести базовым эмоциям (плюс «не знаю», если эмоция осталась непонятной) и шкале интенсивности из пяти пунктов (от «очень слабо» до «очень сильно» выраженной эмоции).

В общей сложности в каждой группе было распознано (то есть отнесено к одной из шести эмоций) примерно по 4800 генерированных анимаций с примерно равными долями «азиатских» и «европейских» аватаров в каждой, что говорит о несущественном вкладе расового фактора в сам процесс распознавания эмоций (наблюдатели разных рас с одинаковым успехом распознавали эмоции что на «европейских» лицах, что на «азиатских»).

А вот культурный фактор оказался очень сильным: европейцы и азиаты классифицировали конфигурации лицевых мускулов по-разному.

Из 4800 анимаций в соответствии с числом наблюдателей в каждой из двух групп (15), распознаваемых эмоций (6) и рас аватаров, генерирующих виртуальные «рожи» (2), было выделено 180 обобщающих моделей (15х6х2) лицевой экспрессии, актуальных для китайцев, и 180, актуальных для европейцев. Согласно универсалистской гипотезе, эти модели должны группироваться сходным для китайцев и европейцев образом в шесть разных кластеров в соответствии с числом основных эмоций, поскольку каждой эмоции должна соответствовать специфичная и общая для всех людей комбинация лицевых мускулов, которую эти модели обобщают.

Модели, выделенные в группе европейцев, действительно сформировали шесть гомогенных эмоциональных кластеров (см. схему). А вот китайские модели подобного единообразия не демонстрируют: в статистическом отношении их кластеры оказались намного менее различимыми и содержащими многочисленные вкрапления из других.

Означает ли это, что китайцы хуже считывают мимику, чем европейцы, в том числе, как многие, быть может, успели подумать, из-за этического запрета смотреть прямо в лицо собеседника, распространенного в дальневосточных обществах?

Нет, похоже, все выглядит как раз наоборот: анализ полученных моделей, отражающих восприятие чужой мимики китайцами и европейцами, показал, что для китайца в отличие от европейцев самой информативной с точки зрения эмоций областью являются глаза, выражение которых намного хуже поддается контролю, чем мимика других частей лица. В этом смысле китайцы более тонко и, так сказать, оперативно считывают эмоции, чем европейцы, доверяющие более броской мимике, которой китайцы меньше доверяют, распознавая в первую очередь по глазам такие эмоции, как страх, отвращение и гнев (см. илл. 2).

По-видимому, список из шести базовых пунктов плохо годился для точной классификации эмоций, которые китайцы распознавали на лицах, генерируемых компьютером, что провоцировало путаницу и итоговое размывание кластеров в китайской группе. Иначе говоря, если шесть базовых позиций — счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль — адекватно описывают эмоциальный диапазон, считываемый с чужого лица европейцем, китаец интерпретирует язык лица иначе и такая шкала ему не подходит. Особенно это заметно в таких позициях, как «страх», «отвращение» и «гнев», которые, по мнению авторов, недостаточно учитывают такие актуальные для китайцев эмоции и связанную с ними мимику, как «стыд», «гордость» и «чувство вины», которым не нашлось место в «базовом» списке.

Что и немудрено, если список составлялся людьми, принадлежавшими западной культуре.

Используемая шкала эмоций и «мимические коды», таким образом, не универсальны и не описывают эмоциональный опыт людей другой культуры, иначе воспринимающих некоторые конфигурации лицевых мускулов, считают авторы статьи. Причина же различий не генетическая (разница в лицевой анатомии между европейцами и восточными азиатами ничтожна), а культурная: за тысячелетия относительной изоляции в разных популяциях Homo sapiens сформировалась спефицическая мимика, притом одна такая мимика, по стечению скорей исторических, чем научных обстоятельств, была признана «универсальной» .