- Давайте поговорим о том, в какой точке мы, российское общество, сейчас оказались.

Я предлагаю деление всех культур на культуры полезности и культуры достоинства. В культурах полезности человек - это вещь, определяемая по ее функциям, это винтик. Их ключевая характеристика - обезличивание, деперсонализация, девальвация ценности человеческой личности. В культурах полезности стараются избавиться - как это было в ряде племен Южной Африки - от стариков, которых выводят в пустыню, от детей, родившихся с дефектами, - их в Спарте сбрасывали со скалы. В культурах достоинства, наоборот, большинство не может решать судьбу личности, которая ставится превыше всего, у каждого личности там свой голос и свой путь развития.

В культурах достоинства доминирует механизм поддержки вариативности, инаковости. В культуре полезности те, кого находят странными и необычными, могут называться диссидентами, донкихотами, Чаадаевыми, Андреями Сахаровыми - каждое время находит свои имена. Это не герои крика, а герои любви, они признают иных, и с большинством их всегда разделяет бездна непонимания.

- Довольно понятно, в какой из двух культур мы находимся.

Да, в культуре достоинства действуют поддержка разнообразия, нормы толерантности. В толерантном обществе сызмальства должно выращиваться искусство общения с иными, с непохожими на тебя людьми. Если культуры полезности живут по закону стремления к выживанию и равновесию, то культуры достоинства - по закону стремления к жизни, в них человек всегда находится в поисках смысла. Появление людей, непохожих на нас, - это проверка на то, пошло ли общество по пути культуры достоинства и решения главной задачи - как стать человеком - или же оно может скатиться к тоталитарной системе. То есть той, которая делает все, чтобы элиминировать иных, непохожих, где господствует монолог, а не диалог, власть авторитарности, а не авторитета.

В культурах полезности человек - это винтик.

Кстати, я только недавно посмотрел фильм Любови Аркус «Антон тут рядом» и долго не мог привести свои чувства в порядок. «Антон тут рядом» - прежде всего уникальная диагностика мира и системы на человечность, диагностика через отношение к таким, как Антон, «иным» детям - или детям с по-иному развитыми способностями: этот принятый в мире термин наиболее человечески, психологически и педагогически адекватен. Для меня этот фильм - о трагедии нашего общества, которая проступает через трагедию Антона и его семьи.

Больницы в фильме Любы Аркус страшны антропологией обыденной жизни. Это учреждения расчеловечивания. И поэтому фильм Любы - это великий гуманитарный и гуманистический документ. Путь, по которому пошла Люба, позволяет нам надеяться - я говорю очень осторожно - на пробуждение человечности и победу над омертвляющим равнодушием к таким «иным» людям.

- Сделав фильм, Аркус открыла в Петербурге центр адаптации аутистов «Антон тут рядом».

Люба и ее коллеги явно или неявно нащупали принципы, близкие культурно-исторической методологии выращивания человечности, заложенные в идеях Льва Семеновича Выготского. Создай общее дело, когда можно сопереживать и радоваться другому, втяни в него всех. У Булгакова есть слова: «Не замечайте одаренных людей, они вымрут сами». Не замечайте «иных» людей - и они вымрут сами. Только здесь «вымрут» имеет не метафорический смысл.

Тиражируема ли система, которую создала Люба? А можно ли тиражировать любовь к другому человеку? Люба борется за человечность, значение и ее попытки, и ее фильма в другом. Это послание людям: увидьте это, поймите, кто вы. Поэтому надо сделать все, чтобы этот фильм смотрелся и обсуждался. Будь моя воля, я бы его поместил рядом с великими работами, одна из которых - «Как любить ребенка» Януша Корчака. Как любить ребенка, непохожего на других детей? С которым чудовищно обошлись и генетика, и судьба? Как любить ребенка, у которого мать оказалась, как в этом фильме, человеком, готовящимся к смерти? Мать Антона была больна раком, но главный смысл ее жизни, Антон, давал ей месяцы победы над онкологией. Когда у человека с такой болезнью, как у мамы Антона, есть значимый другой, болезнь не сразу одерживает победу. Сейчас я веду исследование, которое называется «Роль значимых других в жизни онкологических больных». Все зрители фильма видят, как мама поддерживает и спасает Антона, а я вижу, как Антон спасает свою мать. Ведь не только Антону важно, что его любят. Без раствора любви ничего не получится.

Возвращаясь к двум типам культур: можно ли говорить, что мы принадлежим к культуре полезности в силу менталитета, или это просто одна из стадий развития общества?

Общественное развитие движется двумя механизмами, из которых мы все время выделяем один. Это механизм конфликта - и мы стали пленниками развития общества через конфликт. У конфликтологии есть три классика. Первый - Чарльз Дарвин. По Дарвину, вся эволюция в биологии, а потом и в социальной жизни - борьба за существование. Второй известный методолог конфликта сказал, что только через антагонизм классов развивается цивилизация. Это был великий исследователь Карл Маркс. Третий говорил, что двигатель развития личности - конфликт между «сверх-Я» и «оно»: это Зигмунд Фрейд. Мало каким идеям сложены такие гимны, как идее конфликта: возьмите, например, «Интернационал» - «весь мир насилья мы разрушим» - или «12» Блока: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови - Господи, благослови». Сегодня мы продолжаем петь те же песни и оказываемся заложниками поляризации. Мы смотрим на общество через оптику конфликта и даже детей учим истории, которая начинается от взятия Бастилии и продолжается до выстрела «Авроры». Это история войн. Это история конфликтов.

В ситуации варварства важно крикнуть «распни его», чтобы все превратились в толпу.

Конфликт более заметен, чем взаимопомощь. Он существует в любой культуре, и каждое общество проходит через него. Сейчас нормой и социального, и политического поведения в России стала формула «бои без правил». Мы все оказались в ситуации таких боев и пожинаем их последствия в культуре, политике, международной жизни, в семье, где часто проходит линия раскола... Когда действует норма боев без правил, главной логикой развития культуры становится уничтожение разнообразия. И в культуре действуют все формулы в стиле «кто не с нами, тот против нас», «если враг не сдается, его уничтожают». Это этика расчеловечивания.

Когда культура основана на боях без правил, в нее приходят варвары. Их главное дело - уничтожить иного. У замечательного писателя Айзека Азимова есть блистательная фраза: «Мы не в силах предотвратить падение Империи, но мы должны сделать все, чтобы уменьшить период чудовищного наступающего варварства». Варварство наступает в тех или иных - в них недостатка нет - критических ситуациях. Очень часто оно позволяет на короткий период добиться стабилизации общества через борьбу с общим врагом. По принципу «вы против кого дружите?» И начинают дружить… в данном случае неважно: против США, Украины, национал-предателей. Главное - чтобы стабильно было кого ненавидеть. В ситуации варварства важно крикнуть вовремя «распни его», чтобы все превратились в толпу. Сегодня крик уже есть, только крестов пока не хватает.

Вслед за культурой конфликта система пичкает всех идеологией ненависти, идеологией обезличенности, создает образ врага. Фашизм, национал-социализм в любых вариантах начинается с обезличивания.

Я далек от того, чтобы предположить, что кто-то сидел и думал: давайте выберем Украину, чтобы решить все проблемы России по поиску врагов. Но в ситуации с присоединением Крыма сработал «версальский синдром» (реакция на поражение в Первой мировой войне, которое повлияло на приход нацистов к власти в Германии. - Ред. ). Мы вдруг обрели величие. А когда люди культуры полезности, не имеющие индивидуальности и собственного смысла, вдруг обретают один общий смысл на всех, у них возникает иллюзия безопасности и стабильности.

- То есть без образа врага у общества бы не было ощущения безопасности?

Да. Любая идеология ненависти стоит на трех китах. Первый - это философия и идеология фундаментализма как закрытого общества, которое должно быть гомогенно и однородно. Второй - это психология фанатизма. Третий - технология терроризма в широком смысле. Когда через террор решаются любые проблемы. Исходно террор - это кража человеческого достоинства и человеческой жизни. Они идут рука об руку.

Мы смотрим на общество через оптику конфликта.

Кто-то говорит: ой, этот террор возник сегодня. Но порождение идеологии клерикального национал-патриотизма - это и ситуация с тремя девочками (Pussy Riot . - Ред. ), с Болотной, с «ЮКОСом»… Ситуация, когда молодой подонок бьет по лицу Людмилу Алексееву. Когда агрессия становится нормой жизни среди подростков, которые, согласно нашим исследованиям, предпочитают агрессию как форму разрешения конфликтных ситуаций. Таких примеров огромное количество. В 1990-х годах не были отрефлексированы последствия идеологии конфликта, присущей и национал-социализму, и коммунизму… Поэтому сегодня мы имеем огромный выплеск национал-фашистских движений. Да, их судят, центр «Сова» отслеживает их развитие, но они растут.

Хотелось бы разделить государство с его террором и общество, легко соглашающееся на то, что делает государство. Они меняются параллельно?

Они пересекаются. В психологии есть закон смешанных линий развития. Как сказал бы Карл Юнг, есть архетипы бессознательного, которые актуализируются конкретными ситуациями. В 1848 году в журнале «Современник» был опубликован блестящий проект. Автор - коллективный, Козьма Прутков, название - «О введении единомыслия в России». Этот проект так или иначе воплощался в разные времена. Одним из наиболее ярких его аналитиков был Мережковский, который написал «Грядущего хама». Грядущий хам стал хамом нынешним. Ментальное крепостное право существует, все голосуют одинаково, большинство творит насилие над меньшинством, «иные» воспринимаются как угроза культуре.

- Это делает с нами государство? Или мы делаем с собой сами?

Извините, каждый народ достоин того правительства, которое… ну, банальная фраза.

- Тогда почему?

Нельзя говорить о генетике этих вещей. Есть огромное количество социокультурных и ментальных причин, я даже боюсь их перечислять. Например, блокируется поддержка индивидуальных программ образования, все одеваются в одну форму, всем предлагается один учебник… Ключевая установка культуры - порождение солдат Урфина Джюса.

Как по-вашему, государство использует насилие осознанно для, как вы говорили, поддержания стабильности общества? Либо ситуация вышла из-под контроля и развивается сама по себе?

Загнать обратно джинна ненависти, когда он выпущен, ужасно трудно. Я считаю, что лидеры страны понимают, что он может сожрать их самих. Вопрос только в том, кто из них будет обладать лампой, в которую можно загнать джинна. Посмотрим. Кроме того, мы живем в огромном мировом сообществе, где действуют три правила глобализации: глобализация знаний, глобализация технологий и глобализация валют. В этой ситуации попытка построения изоляционистских сценариев и железный занавес в конце концов становятся персонально невыгодны тем, кто выпускает джинна. Вопрос только, когда они поймут эту опасность и начнут искать выход из ситуации. Главное, чтобы не было поздно.

Представим ситуацию, что война на Украине заканчивается, ополченцы двигаются обратно в Россию. Степень агрессии и ненависти внутри страны вырастет еще больше?

В начале 50-х годов Берия по амнистии выпустил уголовников, и они перерезали много людей. Также и мы можем оказаться в ситуации, когда люди, которые привыкли убивать и смысл существования видят только в этом, не будут знать, куда себя девать. Я боюсь прогнозировать, но это может вызвать чудовищные конфликты и чудовищную агрессию внутри самой страны. И тогда идеологи, породившие это насилие, столкнутся с тем, что не раз было описано в мифах: создание пожирает создателей.

Откуда есть пошла вариативность

В России привыкли связывать проблемы в образовательной сфере с фигурой профильного министра. Долгое время мишенью для критики выступал Фурсенко, позже – Ливанов. Им адресовались претензии, их увольнения требовали. В обществе сложился стереотип, за которым приверженцы теории заговора могли бы усмотреть изощрённую психологическую манипуляцию. Ведь дискуссия о первопричинах кризиса была, по сути, подменена «персональным делами» тех, кто лишь внедрял вполне определённую концепцию. Кого же считать настоящей движущей силой, идеологом «образовательной реформы» в постсоветской России?

Если говорить о некой символической фигуре, характеризующей нынешний упадок образования, перед нами предстаёт вовсе не образ эффективного менеджера, холодного и расчётливого. Ретроспективный взгляд возвращает нас к временам перестройки, когда на телеэкранах и в газетах возникла поистине романтическая личность. Страна отрекалась от тоталитарного прошлого, и в рамках этой кампании как нельзя кстати оказался красноречивый психолог, рассуждающий о гуманизме и одарённых детях. Власть судорожно пыталась понравиться, предъявить «человеческое лицо» социализма. Так на должности главного психолога Гособразования СССР возник выдающийся антисоветчик Александр Григорьевич Асмолов (на фото) . Политическая ориентация Асмолова имела решающее значение для будущего отечественного образования. Именно болезненно-эмоциональное неприятие советской системы стало своеобразным ядерным реактором, энергии которого хватило на десятилетия «реформ».

Доктор психологических наук Асмолов рассуждал об ужасах тоталитаризма без лишних академических условностей, что называется, языком плаката. Его инвективы о миллионах жертв, психологически задушенных в идеологических газовых камерах обыкновенного социализма , – яркая иллюстрация пропагандистских методов конца 80-х.

Асмолов сумел продемонстрировать изощрённый ум и в октябре 93-го. Во время кровавых событий учёный применил свои познания на практике – разработал для Ельцина «Программу первоочередных социально-психологических мер «Белый дом»:

1. Обращение патриарха к бывшим депутатам Верховного Совета, собравшимся в Белом доме, с просьбой о предотвращении войны в России, дальнейшего наращивания конфликтной ситуации.

2. Средствами массовой коммуникации создать видеоряд по схеме «обыкновенный фашизм – коммунизм – Белый дом».

Первые ходы: демонстрация фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»; повтор майских плёнок с демонстрациями и жертвами.

3. Лично о спикере. Несколько раз прокрутить по телевизору программу Л. Радзиховского о Хаcбулатове.

4. Просьба к Д.С. Лихачёву с предложением о выступлении перед интеллигенцией России в данной ситуации (сегодня).

5. Провести беседу с Сергеем Адамовичем Ковалёвым: прогнозы о ситуации в Белом доме. Перед беседой несколько фотографий заставки: Ковалёв – Сахаров…

Приёмы, с помощью которых следовало обманывать население, исходили от человека, который сделал карьеру на разоблачении тоталитаризма. У Асмолова к тому времени уже сложилась репутация тонко организованного интеллигента, близкого к писательской среде и не чуждого творчеству:

Всё можно увидеть,измерить и взвесить,
Лишь Душу нельзя просчитать.
Веками бессилье психологов бесит
И ночью мешает им спать…

Оказалось, что за милой графоманией и поклонением Окуджаве скрывается мрачная и деятельная личность, явно нуждающаяся в психологической реабилитации. Выяснилось, что за образом душевного, немножко неловкого педагога-новатора прячется образцовый демагог. «Я предлагаю формулу, что не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку!» – заявлял Асмолов и делал паузу в ожидании оваций.

С 1992 по 1998 год Асмолов работает заместителем министра образования России, по сути, являясь идеологом нового курса, активно внедряя принципы «вариативности», «толерантности», «деидеологизации». Деидеологизация коснулась литературы, истории, других гуманитарных дисциплин и обернулась тотальной идеологизацией российского образования в соответствии с антисоветскими догмами.

Вот как характеризуется деятельность Асмолова на его персональном сайте (по всей видимости, это сам Асмолов рассуждает о себе в третьем лице):

«Впервые идея вариативности, как и само понятие «вариативное образование», было предложено А.Г. Асмоловым в 1991 году. В период с 1991 по 2011 год понятие «вариативное образование» прочно вошло в лексикон российского образования, закаляясь в дискуссиях со сторонниками безликого командно-административного унитарного образования и авторитарной педагогики…»

Этот приём Асмолов использует постоянно – он обязательно должен представить себя и свои идеи альтернативой тоталитарному злу.

«Дискуссия о роли школы идёт постоянно. Одни считают, что её роль – формовка личности, когда из людей делают солдат Урфина Джюса. Я же считаю, что школа должна быть институтом поддержки человечности в человеке, который помог бы индивидуальности отстаивать себя…»

С такой немудрёной аргументацией при Асмолове-замминистре школу и разрушали. Её коммерциализировали с ложным пафосом и во имя человечности. Разгром системы государственного образования, появление тысяч сомнительных «лицеев» и «университетов» проходили параллельно с воплощением ключевой асмоловской концепции – внедрением института психологов. (Сам Асмолов важнейшей своей заслугой считает «формирование запроса на практическую психологию в системе образования» ).

В результате миссия воспитания, по сути, была подменена функцией психологической помощи. Существует ли причинно-следственная связь между таким подходом и статистикой подростковых самоубийств? Сегодня Россия занимает первое место в Европе по этому показателю.

И ещё вопрос: какого качества специалистов-психологов могли подготовить коммерческие вузы 90-х? Да и вообще, насколько научно обоснована ставка на «практическую психологию»? В какой степени уместен, исторически состоятелен «культ психолога» в российской школе?

Все эти вопросы скорее для специалистов, которым ещё предстоит реанимировать «реформированное» российское образование. Обывателю остаётся обсуждать случай в школе № 57, где школьный психолог оказывал помощь девочке, подвергшейся домогательству со стороны учителя. «Я пытался сказать, – объясняет психолог, – что за его таким сексуальным запросом надо увидеть и чисто человеческий. И гораздо легче будет ввести их отношения в нормальное русло, и естественно, полностью отказывая ему в этих домогательствах, попробовать ответить на его чисто человеческий запрос. Запрос о человеческом внимании, о дружбе…»

Асмолов утверждает: «По сути, практическая психология замахнулась на роль социального архитектора доктрины либерального вариативного образования, превращения образования в институт социализации индивидуальности». Получается, что «интересы индивидуальности» – главное?

Очевидно, что для Асмолова «коллективизм», да и «соборность» – категории глубоко чуждые. В советском опыте он видит «пугающую логику «культуры полезности», где человек рождается не просто так, а для чего-то, ради выполнения тех или иных общественных функций…» А что, общественные интересы, защита Родины, самопожертвование отменены учением о «практической психологии»?

Конечно, забота об одарённых детях необходима, безусловно, ребёнок вправе рассчитывать на индивидуальный подход, несомненно, инклюзивное образование гуманистично. Но, может быть, ещё стоит подумать о большинстве – обычных детях из обычных семей?

«С девяностых годов, – говорит Асмолов, – мы поддерживали появление лицеев, гимназий и предлагали даже называть подобные заведения «школьными лабораториями». Всё это появлялось. И есть много удивительных сильных школ, где одарённый ребёнок начинается с одарённого учителя, где ребёнку даётся возможность самореализации, где на него не идёт каток формальности…»

И сразу представляешь 57-ю московскую. А вот сельскую, провинциальную школу почему-то представить трудно. Столичный учёный из хорошей семьи ориентирован на свой круг, где читают писателей Стругацких, почитают философа Мамардашвили, восхищаются гением психолога Выготского. Дети большинства в асмоловской концепции теряются где-то в неохваченном пространстве между вундеркиндами и аутистами. Асмолов встревожен: отказ от вариативности сулит им судьбу солдат Урфина Джюса.

Вспоминая себя в конце 80-х, Асмолов с фирменной патетичностью заявляет: «Я сравниваю тот период с путём на Голгофу» . Однако сегодня Александра Григорьевича трудно назвать жертвой. Он спокойно работает, заведует кафедрой в МГУ, возглавляет Федеральный институт развития образования. То есть готовит кадры, формирует образ будущего. Разумеется, основанного на ценностях «либерального образования» по-асмоловски. Тут – никакой вариативности.


Оценить:















































Известный российский психолог и учёный.


Учился в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской (1966-1968). Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972-1981), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1981-1988). Кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Заведующий кафедрой психологии личности. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. министра образования России (1992-1996); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корр. Российской академии образования (с 1995 г.); член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Награжден почетными значками Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации.

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология.

Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Основные научные труды

Деятельность и установка (1979)

Личность как предмет психологического исследования (1984)

Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)

Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)

Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).

Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.

О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. № 1.

Годы жизни: 1949 - по наши дни

Родина: Москва (СССР)

А.Г. Асмолов родился 22 февраля 1949 года в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР). В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время). В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998).

Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

. разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

. разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;

. психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве). В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки.

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

. организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

. разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

. участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

. создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

. разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами и званиями: «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2005); медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003); «Высшая школа СССР» (нагрудный значок за заслуги в области высшего образования СССР, 1990); золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005); «Заслуженный профессор Московского университета» (2009).

_______________________

http://www.voppsy.ru

Биография счастливого человека

В зале «Амфитеатр» МЕОЦа прошла очередная творческая встреча с интересным и неординарным человеком, Александром Григорьевичем Асмоловым - заведующим кафедрой психологии личности, доктором психологических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования. Он стоял у истоков демократической России, являясь при Ельцине первым заместителем министра образования. Александр Григорьевич много сделал для развития еврейского самосознания в теперешней России. Без преувеличения скажу, что Александр Григорьевич Асмолов обладает оригинальным видением мира. В то время как большинство людей переживает из-за своего возраста и скрывает его, Асмолов считает, что возраст не связан с количеством прожитых лет и является физической, возрастной, психологической и социальной категорией.

«Называя такие имена, как Блюхер, Якир, Тухачевский, люди не помнят, что этим деятелям было не так много лет, когда они становились полководцами, брали ответственность за принятие решений… В двадцатые годы Лев Семенович Выготский, к школе которого принадлежу, вместе с Александром Романовичем Лурией создали уникальную, мировую школу психологии. Они боролись за нее дерзко и яростно».

Когда Александру Романовичу Лурии было 15 лет, он написал письмо Зигмунду Фрейду: «Господин Зигмунд Фрейд! В Казани создано общество психоанализа. Президент Александр Лурия».

Не очень удивляет, что пятнадцатилетний мальчик стал автором подобного послания. Необычно другое - Лурия получил ответ: «Я рад приветствовать появление в Казани первого психоаналитического общества в России. Зигмунд Фрейд». Так в России происходило зарождение и становление психологии как науки.

Характеристикой социального возраста личности - очень динамичного состояния - доктор психологических наук называет готовность человека брать на себя ответственность и принимать решения. Психологический возраст личности определяется векторами интересов человека и мотивов его действий. «Ты молод, если твои векторы направлены в будущее. Какие бы вихри ни бушевали в культуре, люди могут чувствовать себя счастливыми, пока у них есть ощущение перспективы. По той же причине я называю себя счастливым человеком. И тут хочется вспомнить слова Льва Семеновича Выготского: “Будущее вундеркинда в его прошлом”».

Силу личности Александр Григорьевич считает явлением уникальным: «Нет ничего выше мощи личности! Мы живем либо в системе координат культуры достоинства, либо в системе координат культуры полезности. И обе эти культуры очень важны».

Себя хвалить стыдно, но вовсе не стыдно хвалить родителей. Вспоминая свое детство, Александр Григорьевич вспоминает об отце: «Отец в 20-е годы, вместе с Демьяном Бедным и Мате Залкой, возглавлял литературную организацию армии и флота. Он сумел прожить очень интересный период времени, став затем одним из ведущих энергетиков Советского Союза. Жизнь его была полна и радостных и грустных событий».

Фотографии свадьбы родителей с любовью хранят в доме. Свидетелями в тот далекий 1927-й год были Демьян Бедный и Мате Залка. А тамадой - Буденный. На свадьбе царило безумное веселье под лозунгом «кто кого перепляшет». На крейсере «Червона Украина» он конвоировал корабль Троцкого.

Стоя на увозившем его корабле, Троцкий кричал: «Советские матросы! Вы все должны выступить против Бонапарта-Сталина!»

В 60-е годы сестра Асмолова вышла замуж за писателя Владимира Тендрякова. В это время их дом в поселке писателей «Красная Пахра» стал удивительным местом! Будущий психолог наблюдал за встречами и разговорами потрясающих гостей - Юрия Трифонова, Александра Твардовского, Беллы Ахмадулиной, Юрия Нагибина. Посиделки на кухне с бурными литературными дискуссиями, ночное декламирование стихов, песни Галича, Высоцкого, Окуджавы - все это создавало удивительную атмосферу, давало пищу для размышлений, эстетических переживаний.

Запомнились Асмолову и некоторые из часто звучавших в доме высказываний: «Никому не рассказывайте своих снов. Вдруг к власти придут фрейдисты?» и «Смельчак - он ест из рук тирана».

Сейчас Александр Григорьевич считает, что «шестидесятники» (Окуджава, Галич, Тендряков, Трифонов и др.) сделали для пробуждения сознания общества в сто раз больше, чем современные политики.

С юности знакомый с известными психологами А. Н. Леонтьевым и

А. Р. Лурией, Александр поступает на факультет психологии МГУ. Позже он становится сотрудником МГУ. «При всех сложностях Московского университета, при его неоднозначной линии в этнических вопросах, я с 69-го года живу в нем. Я не путаю термины и слова. Именно - живу, а не работаю. Все трудности я испытал на себе, но я сам напросился».

При всех трудностях времени его студенчества учеба доставляла Асмолову большую радость. И вопрос о том, поступать или не поступать в аспирантуру, даже не стоял. На вступительных экзаменах у него спросили, кто такой Бухарин. Асмолов ответил, что Бухарин- самый талантливый теоретик партии, но очень оторван от народа. Потом последовал вопрос, не поддерживает ли он связь со своим другом, сионистом Кидерманом, который в 70-е годы бросил учебу и уехал. А затем ему заявили, что Бухарин - ренегат, и что ленинского письма, которое он процитировал, не было в списке литературы и комиссия очень удивлена, откуда ему стали известны подобные сведения. Спасти положение попытался давний друг и учитель Асмолова, известный ученый А. Н. Леонтьев, заявивший комиссии МГУ, что его ученик во время ответа на вопросы находился в состоянии аффекта. Поверив, профессор предложила студенту новый билет - «Манифест коммунистической партии». Словно загнанный в угол зверь, Александр быстро и четко ответил, что «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей». И хоть в этот раз ему поставили пятерку, о выходке с Бухариным стало известно в парткоме, и в аспирантуру его так и не приняли. Но благодаря Леонтьеву в 1972-м году Александр Григорьевич становится ассистентом кафедры.

А вскоре произошло событие, во многом определившее жизнь Асмолова, который в те времена был уже доцентом психологического факультета МГУ. В 1988-м году проходил очередной «круглый стол». Геннадий Алексеевич Ягодин, бывший тогда министром высшего и среднего специального образования, задал собравшимся (а среди них был и наш герой) вопрос: «Кто поставит диагноз советскому образованию?». Александр поднял руку, Ягодин сказал: «Пусть студент ответит». «Студент», к тому времени бывший уже доцентом, метко и остро парировал строками из Маршака: «Он взрослых изводил вопросом “почему”. Его прозвали - “маленький философ”. Но только он подрос, и начали ему преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому не задавал вопроса “почему”». Ягодин, мощный практический психолог, пригласил Асмолова в гости. После этой судьбоносной встречи, в 1992-м году, Александр Григорьевич Асмолов стал главным психологом системы государственного образования. В этот период ему удалось создать довольно удачные программы: «Одаренные дети», «Диагностика детей-правонарушителей», «Дети с отклонениями развития». С 1992-го по 1998 год работа проходит в Министерстве образования России. Все это время Асмолов и его коллеги бились над созданием либеральной доктрины образования.

Асмолов даже ввел новый курс истории в школе - «Россия в мире» (вместо «Истории Отечества»). После этого в его адрес посыпались серьезные угрозы («Господа из общества “Память” обещали прислать по частям моего сына»).

Кстати, именно это подтолкнуло семью Асмоловых к решению отправить сына в Израиль (сейчас он - лейтенант израильской армии).

Александру Григорьевичу и его команде удалось тогда выпустить

583 млн новых учебников для российских школ («Хотелось возвращения Ахматовой, Мандельштама…»). Вместе с Эдуардом Успенским они задумали цикл учебников для дополнительного образования. Создатель Чебурашки выпустил книгу «Бизнес крокодила Гены». После выхода этих книг с грифом Министерства пришел запрос от депутатов, где говорилось: «Пользуясь служебным положением, Асмолов внедряет в сознание детей образ космополита Чебурашки».

В его практике было и много других комичных случаев. Например, монголы просили исключить из учебника истории главу о монголо-татарском иге или хотя бы оставить только слово «татарское».

Большой заслугой Асмолова стало заключение договора о сотрудничестве между российской и израильской системами образования, что позволило открыть в России частные еврейские школы. В 1993-94 годах он занимался программой обучения еврейских детей «Наале».

«Еврейский ребенок в русской культуре как бы разрывается между двумя мирами. Это может привести к невротизации и срывам. Считаю, маленькому человечку нельзя навязывать только одну модель культуры», - говорит Александр Григорьевич. Своим приказом он отменил в школах как пропаганду атеизма, так и введение религиозных предметов.

«В общеобразовательных школах опасно вводить монорелигию, так как это может вызвать гражданскую войну. Другое дело - частные школы. Сейчас происходит мощная люмпенизация учителей, и если мы это не остановим, - у России нет будущего, так как именно учителя закладывают фундамент в новые поколения детей.

Важно также создать мотивацию к обучению, заинтересовать ребенка в предмете. Тогда и урок будет пролетать быстро, и качество образования повысится.

Образование - это территория идеологии, теория национальной идентичности. Ведь уровень развития общества напрямую зависит от качества полученного образования! Когда культура находится в кризисе, университет является эмбрионом будущего, бесконечным субстратом развития личности».

С 1998 года Асмолов целиком погрузился в разработку программы «Толерантность». В этом же году он ушел из министерства образования - по решению Думы. «Министра можно уволить, а замминистра либо вынести ногами вперед, либо увидеть как человека, похожего на Скуратова (прокурора), и только тогда начинать против него какие-либо действия». После Тихонова пришел Филиппов, находившийся под влиянием национал-патриотических групп, и либералу Асмолову стало трудно работать в таких условиях.

Принято решение в 2005 году приостановить программу «Толерантность», о чем Александр Григорьевич говорит с большим сожалением.

«У наших подростков стало нормой приятие жестокости. Мы сталкиваемся с очень тяжелыми ситуациями. Сознание подростка от 12 до 16 лет - это почва для развития фашизма. Серьезные идеологи строят конструкции фашизма на подростковом нигилизме. Фашизм - это уход в групповое сознание, в “группомыслие”, это только одна из проекций фундаментализма. За фашизмом стоят фундаментализм, фанатизм, терроризм. Сегодня в России работает мощная идеологическая машина подготовки такого националистического сознания.

Через радикальные экстремистские СМИ подростков готовят к принятию различных форм фашистской идеологии. Но с фашистами нельзя бороться с помощью антифашизма. Необходимо предложить конструктивную идеологию. Если мы будем сражаться, говоря всегда “против” и не говоря “за”, - мы проиграем. Победят те, кто предлагает свою линию развития, пусть и чудовищную. Возьмем, например, программу “Русский дом”. Она до сих пор не закрыта. Значит - есть заказчики. Кто они? Cегодня легко закрываются каналы, останавливают программу “Толерантность”, блокируют любые либеральные СМИ. А как чудесно живут всякие националистические газеты, журналы, передачи. О чем это говорит? О том, что это кому-то нужно, кто-то это спонсирует. Мы, евреи, взяли на себя роль козла отпущения. Мы избраны для этой роли, но это - чудовищная избранность. Сегодня на передачу “Русский дом” идут огромные средства. А мощные идеологи национализма чувствуют себя совершенно спокойно, уверенно, Макашовы, Прохановы - как бы хозяева ситуации. Они действуют по принципу Геббельса: много лжи и много грязи. Им бы опять дело Бейлиса, но пока есть дело Юкоса. Все это - один ряд.

Загляните в интернет! В США, например, очень много сайтов, где выражается этническая, национальная ненависть, расовая нетерпимость. В России также очень много таких сайтов.

У скинхедов на сайтах все в порядке, но в “чатах” царят чудовищная ненависть и жуткий национализм. Мы пытаемся донести идеологию толерантности, что в современных условиях очень тяжело.

Слово “толерантность” переводится не как “терпимость”, а как “великодушие”.

На толерантность нас начинают проверять еще в семье - муж, жена, дети.

Мы стремимся создать слой национальной толерантности. Вместе с Эллой Панфиловой мы разработали психологические методы анализа написанного, чтобы тот же Макашов не мог сказать, что “жид” - это термин из языка Гоголя. Нами подготовлена объективная разработка диагностики текстов, чтобы понять, что за ними стоит - ненависть ли, антисемитизм… Но нашу уникальную программу “Толерантность” пытаются разрушить.

У нас страна исторических моментов, в какое бы время ты ни оказался в ней. Это и убийство Старовойтовой, и травля Ходорковского, и крах банков. А хотелось бы видеть страну истории. Например, в старой доброй Англии рядом стоят памятники Кромвелю и Карлу Первому, хотя один отрубил голову другому. Но это - история, в ней нет черно-белого видения. Мы же часто являемся рабами такого однозначного видения реальности. Мир познавательно сложен. Мы нередко делаем ошибки, примитивизируя реальность вокруг нас».

Александр Григорьевич считает близкими себе партии СПС и «Яблоко». Но он уверен в необходимости «приватизации» сознания: «Без свободы и уважения к человеческому достоинству - нет пути вперед. Идеологи ряда российских партий плохо знают либеральную идеологию и увлеклись идеологией демократической. Либеральная идеология - это линия, за которой стоят свобода и достоинство личности». Самой страшной бедой России психолог называет влюбленность в нищих и неприязнь к богатым: «Это - чудовищная установка. В 20-е годы мы расстреливали уникальные селекции. Сейчас общество разучилось чувствовать состоявшихся людей.