Зав. кафедрой

    Доктор исторических наук, профессор

    контакты кафедры:
    добавочный телефон 21-30,
    кафедральная почта: [email protected]

    1938 г. - создана кафедра социально-экономических дисциплин.

    1960 г. - основана кафедра марксизма-ленинизма. Возглавил кафедру доцент Н.С. Карпов.

    1962 г. - кафедра Истории КПСС. Возглавил кафедру д.и.н., профессор Колесников.

    В разные периоды кафедру возглавляли А.М. Курносова, Л.В. Кошелев, В.Н. Ананьев, Д.З. Муриев, М.И. Шведов, А.В. Гришин.

    С 2002 г. кафедру Истории возглавляет д.и.н., профессор Бодрова Елена Владимировна.

    Деятельность научного и педагогического коллектива кафедры истории Московского технологического университета направлена на освоение студентами многовековой отечественной истории в контексте мирового процесса, ценностей мировой цивилизации, нравственных традиций и культуры народов России. В процессе изучения будущие специалисты (бакалавры) должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Наряду с воспитанием гражданских качеств, историческое образование призвано формировать у студентов новые аспекты современного гуманизма, нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем современности, способствовать пониманию социокультурных смыслов техники и инженерии, преодолению технократического мышления, порождающего дефицит культуры мысли, общения, поведения, творческих индивидуальностей.

  • За 2016-2017 учебный год опубликованы:

    Монографии – 7

    1. Беспятова Е.Б. Нэп в трех измерениях: теория, политика, практика // Реформы в России с древнейших времен до конца XX в.: в 4 т. Т. 4 1917-1991 гг. - М. РОССПЭН, 2016. - С. 62-145.
    2. Бодрова Е.В. Распад СССР: споры о будущем. - М.: МАОРИ, 2016. - 216 с.
    3. Бодрова Е.В., Калинов В.В., Красивская В.Н., Сергеев С.В. Внедрение научно-технических достижений в нефтяной отрасли российской промышленности во второй половине XIX - начале XX вв. - М.: МАОРИ, 2016. - 290 с.
    4. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Парадоксы государственной экономической политики современной России. – Германия.: Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 258 с.
    5. Бодрова Е.В., Голованова Н.Б., Калинов В.В. и др. Управление внешним государственным долгом в контексте Российских либеральных реформ 90-х //Особенности развития финансовой системы в период рыночной трансформации национальной экономики [Электронный ресурс]: Монография. Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. –Режим доступа:http://scipro.ru/conf/monographfinance.pdf.
    6. Даноян В.Л. Городское самоуправление России в марте-декабре 1917 года на страницах эсеровской прессы: газет «Дело народа», «Земля и воля», «Народная воля», «Свободная Россия», «Труд» и журнала «Самоуправление». // Инновационное развитие: потенциал науки и задачи государства. «Наука и просвещение», Пенза, 2018.
    7. Иванова А.Н. Социокультурные изменения в российской деревне в 1861-1914 гг на примере Центрально-промышленном района. М., «Прометей», 2018. - 250 с.

    Монография «Распад СССР: споры о будущем» д.и.н., профессора, заведующего кафедрой истории Бодровой Е.В. получила диплом I степени на конкурсе монографий в честь 70-летия МИРЭА.

    14 марта 2017 года состоялось награждение Национальной премией «Лучшие книги и издательства 2016 года». В числе призеров четырехтомник «Реформы в России с древнейших времен до конца XX века в России» (отв. редактор В.В. Шелохаев, издательство «Политическая энциклопедия» («РОССПЭН»), одним из авторов которого является к.и.н., доцент кафедры истории Беспятова Е.Б.

    Статьи ВАК – 6

    1. Беспятова Е.Б. История несостоявшейся «переоценки социал-демократических грехов». // «Преподавание истории в школе» 2017. - № 5. - С. 37-41.
    2. Бодрова Е.В., Калинов В.В. О причинах низкой эффективности государственной научно-технической политики Российской Федерации. // Современные исследования социальных проблем. 2016. - № 4-3(28). - С. 63-73.
    3. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Эволюция государственной политики в нефтяной отрасли промышленности в годы Великой Отечественной войны. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. - № 3. – С. 3-7.
    4. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Роль нефтегазовой отрасли в подъеме экономики СССР в послевоенный период. // Современные исследования социальных проблем. 2016. - № 3-3(27). – С. 131-141.
    5. Бодрова Е.В., Кондратенко В.В. Метод лазерного управляемого термораскалывания: исторический опыт разработки и внедрения. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. Научный журнал.2017.№5.ч.1. – С.33-39.
    6. Бодрова Е.В. В.С. Кондратенко - инженер, изобретатель, ученый, педагог и художник (о роли субъективного фактора в российской модернизации или как нам обеспечить технологический рывок). // Современные исследования социальных проблем, Том 9. - № 4-2, 2017. – С. 19-33.

    Статьи в Российском технологическом журнале – 4

    1. Бодрова Е.В., Пирумов А.Р. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области техники и технологии как фактор успешной модернизации России. // Российский технологический журнал. Том 4 №4 (13), 2016. – С. 62-71.
    2. Бодрова Е.В., Красивская В.Н. Роль государства в становлении технического образования и научно-технических учреждений в России. // Российский технологический журнал. Том 4 №5 (14), 2016. – С. 89-101.
    3. Бодрова Е.В., Кашкин Е.В. Технологическое отставание как фактор распада СССР. // Российский технологический журнал. Том 5 №3 , 2017. – С. 189-202.
    4. Бодрова Е.В.,Голованова Н.Б. Модернизация высшей технической школы: исторический опыт и современность// Российский технологический журнал. М., 2017 Т. 5.№.6. С. 73-97.

    Статьи РИНЦ – 6

    Тезисы конференций – 35

    3 мая 2017 г. в городе Кисловодск на Международной научно-практической конференции «Приоритеты развития социогуманитарного знания» выступила с докладом «Институализация предпринимательской практики (1920-е годы)» к.и.н., доцент кафедры Беспятова Е.Б.

    Пособия – 5

    В 2017-2018 учебном году опубликованы:

    Монография

    1. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Технологическое отставание как фактор распада СССР и вызов для современной России. – М.: МАОРИ, 2017. – 514 с.

    Статья в Российском технологическом журнале

    1. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Государственная научно-техническая политика в период «оттепели»: прорывы и причины торможения модернизации. // Российский технологический журнал. Том 5 №5, 2017. – С. 70-86.

    Количество статей ВАК - 5, Web of Sceince - 3

  • В декабре 2018 года планируется проведение общеуниверситетской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 100-летней годовщине объявления Москвы столицей РСФСР (март 1918 г.) – «Москва веками строилась»

    Примерный перечень проблем, выносимых для дискуссий:

    • Забытая Москва
    • Москва – стольный град княжества
    • Москва – столица Великой Руси
    • Символы Москвы – Символы Святой Руси
    • Вторая столица Российской империи
    • Сожжённая и возрожденная Москва
    • Москва Купеческая
    • Генеральные планы реконструкции Москвы
    • Регенерация исторической Москвы

    Май 2019 года - Проведение общеуниверситетской студенческой научно-практической конференции «Роль системы государственного управления в реализации приоритетных проектов: исторический опыт и перспективы».

    • История
    • История науки и техники
    • История государственных учреждений в России
    • История государственного управления
    • История правовых и политических учений (для магистров)
    • Россия в мировой истории
  • Занимаемая должность: заведующий кафедрой истории
    Ученая степень, звание: доктор исторических наук, профессор

Кафедра истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - наследница богатых традиций, связанных с деятельностью кафедр истории социалистических учений (1971–1990), истории социально-политических учений философского факультета (1990–2008). В 2016 году кафедра истории социально-политических учений отметила свой 45-летний юбилей.

На кафедре был разработан и в течение многих лет читался будущим специалистам-политологам общий курс истории социально-политических учений, по объему, фундаментальности и инновационному характеру не имеющий аналогов в мире. В рамках этого курса, впервые в истории отечественного образования, наряду с историей зарубежных социально-политических учений, студентам в течение четырех семестров стала преподаваться история социально-политических учений России XI–XX вв., включающая историю русской духовно-политической мысли XI–XVII вв., историю социально-политической мысли России XVIII–XIX вв., историю социально-политической мысли России конца XIX - первой половины XX вв.

После введения в 2011 г. нового университетского образовательного стандарта по направлению «Политология», кафедра истории социально-политических учений начала подготовку бакалавров по профилю «История социально-политических учений и политическая текстология» и подготовку магистров по программе одноименного научно-исследовательского профиля. Для этого был разработан ряд новых учебных курсов, соответствующих всем современным требованиям. В их числе - «История социально-политических учений зарубежных стран», «История социально-политических учений России», «Зарубежная социально-политическая мысль конца XIX - первой половины XX в.», «Русская социально-политическая мысль конца XIX - первой половины XX в.», а также курс для магистров - «История социально-политических учений: теория, методология, прикладной анализ». Учебный процесс изменяется, совершенствуется, диверсифицируются и наши курсы. Наряду со студентами-политологами теперь у нас учатся и конфликтологи. Им мы в течение трех семестров преподаем историю зарубежной и русской конфликтологии. Что касается политологов, то студентам бакалавриата мы готовы предложить следующие учебные курсы базовой и вариативной части: «История социально-политических учений зарубежных стран»; «История социально-политической мысли Европы XIX в.»; «История русской духовно-политической мысли»; «История социально-политических учений России»; «Зарубежная социально-политическая мысль XX в.»; «Русская социально-политическая мысль XX в.», а студентам магистратуры курсы: «История социально-политических учений зарубежных стран: теория, методология, прикладной анализ», «История социально-политических учений России: теория, методология, прикладной анализ», «Политическая текстология: теория, методология, методика».

Наряду с общими курсами, студентам-политологам преподаватели кафедры читают разнообразные по содержанию и по форме специальные курсы или как их сейчас принято называть - «курсы профилизации». Это - творческие встречи со студентами (по-другому эти курсы и не назовешь) выдающегося знатока марксизма, руководителя проекта Marx/Engels Gesamtausgabe (MEGA) проф. Г. А. Багатурии, критически анализирующего социально-политическую концепцию К. Маркса. Это - артистичные монологи доц. К. М. Андерсона, крупнейшего ученого, с одинаковым успехом у слушателей распутывающего хитросплетения как политических идей и явлений дней давно минувших, так и истории политической мысли новейшего времени. Это - погружение в мир русской духовно-политической мысли на занятиях лауреата множества литературных премий, писателя и историка проф. С. В. Перевезенцева, рассматривающего идею русской святости в контексте историко-политологического исследования общественной мысли России. Это - первые практические навыки работы с научными текстами и представление о жизненной ответственности, полученные на уроках «живознания» (как шутят студенты) проф. А. А. Ширинянца. Это - анализ социально-политических аспектов ноосферных учений, энтузиастом изучения которых является заслуженный профессор Московского университета И. А. Козиков. Это - фундаментальная картина основных направлений политологии XX века «кисти» проф. О. Ю. Бойцовой. Это - социально-политическая мысль Древней Индии в современной трактовке ст. преподавателя А. А. Зоткина и социально-политическая мысль Древнего Китая в изложении знатока китайской культуры и семиотического анализа проф. Н. П. Мартыненко. Это - политическая философия Ф. Ницше в интерпретации доц. А. В. Мыриковой,разбор тонкостей политических концепций французских мыслителей XIX века с. н. с. О. Е. Пучниной. Это - историко-политологический обзор русской конфликтологии в лекциях доц. Д. В. Ермашова, тонкая характеристика доц. Б. А. Прокудиным политических идей в русской художественной литературе XIX–XX вв., интересные размышления об аксиологии русского консерватизма асс. А. А. Горохова. Это, наконец, блестящий философский анализ исторических форм представлений об идеальном общественном устройстве в курсе лекций проф. А. А. Чанышева, посвященном истории социально-политических утопий, а также многие-многие другие курсы, список которых обновляется каждый год.

Студенты и аспиранты кафедры получают возможность научного исследования множества интересных тем политической науки, перечень которых неисчерпаем как сама жизнь, но является исчерпывающим для политологии. Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение о всесторонности, полноте и законченности перечня исследовательских тем объясняется просто: любая теоретическая или практическая проблема политики отражается в текстах мыслителей, ученых, обращавшихся к ее решению, а это уже предметная область истории социально-политических учений. Иначе говоря, любая политологическая тема может и должна быть рассмотрена под углом зрения историко-политологической науки.

Что касается приставки «социальные» к обычному и формальному в других вузах названию «политические учения», то это не только дань сложившейся в новейшее время более чем сорокапятилетней университетской традиции преподавания социальных учений в рамках политологического образования, но и выражение глубокого, принципиального убеждения преподавателей кафедры, считающих историю политической мысли неотделимой от истории религиозной, философской, экономической мысли, развития идеологий, социальных утопий и литературного процесса.

В последнее время новым направлением в деятельности кафедры стала «политическая текстология» - это прикладная политологическая дисциплина, изучающая приемы поиска и обработки информации, правила создания оригинальных социально-политических текстов; приемы и методы анализа текстов уже созданных социально-политических произведений (теоретико-аналитических, публицистических, программных) в целях их критики (рецензии) и издания (публикации, републикации). По политической текстологии пишутся курсовые и выпускные квалификационные работы, готовятся кандидатские диссертации - одним из запоминающихся событий выпуска 2011 г. стала блестящая защита А. И. Волошиным дипломной работы на тему «Семиотический анализ как метод повышения коммуникативной эффективности политического текста», которая к 2014 году стараниями автора перешла в не менее блестящую кандидатскую диссертацию «Политическая текстосфера как предмет политической текстологии». Традиционной и ожидаемой многими специалистами стала проводимая раз в два года кафедрой и факультетом международная конференция «Политика в текстах - тексты в политике: наука истории идей и учений».

Практически все преподаватели, аспиранты и студенты кафедры вовлечены в конкретные издательские проекты.

Это университетская серия «Русская социально-политическая мысль XI–XX вв.», в рамках которой за 19 лет вышло 22 книги о Н. М. Карамзине, К. С. Аксакове, М. А. Бакунине, Л. А. Тихомирове, К. Н. Леонтьеве, П. А. Кропоткине, П. И. Новгородцеве, Н. К. Михайловском и других русских мыслителях. Серия стала лауреатом литературной премии Союза писателей России.

Это и фундаментальная «Библиотека отечественной общественной мысли» в 100 томах и 119 книгах, работа над которой закончилась в издательстве РОСППЭН в 2010 г. Из 119 книг - шесть томов (о Н. М. Карамзине, братьях К. С. и И. С. Аксаковых, М. П. Погодине. - С. П. Шевыреве, М. А. Бакунине, П. А. Кропоткине), общим объемом более 250 п. л., подготовлены представителями кафедры - в частности, А. В. Мыриковой, А. А. Ширинянцем и др. «Библиотека…» по результатам национального литературного конкурса «Книга года» получила почетное звание «Книга года» 2010.

Это и проект издания многотомной «Хрестоматии» русской социально-политической мысли, который выходит в серии «Библиотека факультета политологии».В той же «Библиотеке факультета политологии» вышли в свет монографии И. А. Козикова, А. А. Ширинянца, Г. А. Багатурии, а также сборник под редакцией К. М. Андерсона, посвященный творчеству Р. Оуэна.

Это уникальная антология «Русский вопрос в истории политики и мысли» в работе над которой приняли участие А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова и О. Е. Пучнина (Сорокопудова). Антология стала лауреатом учрежденной в 2014 г. фондом ИСЭПИ премии «Наследие русской мысли» имени Н. А. Бердяева.

Это издание фундаментальной антологии русской консервативной мысли «Хранители России» под редакцией проф. С. В. Перевезенцева и проф. А. А. Ширинянца. Четыре первых тома (около 4000 страниц печатного текста) уже доступны читателям, ведется работа над следующими томами.

Особый проект, реализуемый под эгидой Российского общества политологов совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории - это серия документальных публикаций, получивших благожелательные отзывы ученых и признание общественности. Книга этой серии «Отечество в Великой войне 1941–1945 гг. Образы и тексты» стала победителем Всероссийского конкурса «Просвещение через книгу» за 2016 год в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга».

Это, наконец, ежегодные сборники научных статей студентов, аспирантов и преподавателей факультета политологии «SCHOLA» (вышло уже 17 сборников), которые готовят к изданию аспиранты и преподаватели кафедры.

Преподаватели кафедры (К. М. Андерсон, С. В. Перевезенцев, Б. А. Прокудин, А. А. Ширинянц, и др.) являются признанными экспертами в различных областях общественного знания, консультантами государственных организаций и учреждений, участвуют в подготовке телевизионных фильмов по истории, востребованы ведущими средствами массовой информации:на телевидении («Первый канал», «Россия», «ТВЦ», «Культура», «Спас», «365 дней»и др.), радио («Маяк», «Культура», «Говорит Москва», «Комсомольская Правда» и др.), в печатных и электронных СМИ.

К этому нужно добавить, что мы в своей работе ориентированы на подготовку не только профессионалов высокого класса, но и интеллигентов в лучшем смысле этого слова, восприемников и продолжателей университетских традиций. Поэтому выпускники кафедры востребованы во многих политических структурах и проектах. Приобретенные на факультете политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова фундаментальные знания и научно-исследовательские навыки, а также опыт человеческого общения, позволяют им успешно работать в различных областях: в высшей школе, науке, политике, управлении, бизнесе.

«Информационные системы» готовит специалистов в области проектирования и создания автоматических и информационных и управляющих систем, их моделирования, синтеза и анализа алгоритмов обработки информации, принятия решений и управления. Программа подготовки включает изучение методов теории вероятностей и случайных процессов, теории информации и статических решений, методов математической оптимизации, информатики и вычислительной техники, теории и техники статистической радио и оптической локации.

Базовая кафедра подготовила более 600 специалистов, в том числе 14 докторов и более 50 кандидатов наук. Физтехи-выпускники кафедры составляют большинство главных конструкторов, руководителей работ, ведущих специалистов по основным работам МАК «Вымпел». Кафедра и ее выпускники создали и развивают научную школу, которой принадлежат фундаментальные монографии и многочисленные статьи по статистической теории радиолокации, квантовой оптике и оптической локации, статистическому синтезу при априорной неопределенности и адаптации информационных систем, архитектуре вычислительных систем.

Существенную роль играют наукоемкие работы на экспорт. Объем выручки корпорации в 2009 году составил около 1млрдруб.

С первого дня обучения на базовой кафедре научные руководители вовлекают студентов в научно-технические исследования по тематике работ базовой организации, которые составляют основу их будущих дипломных работ и научных публикаций. Темы исследований могут быть связаны как с реальным «железом» и его «софтом», так и с прикладными или теоретическими задачами. Большое число дипломных работ связано с созданием автоматических комплексов обработки информации и принятия решений. Интерес у студентов и аспирантов вызывают, например, исследования околоземной космической обстановки, особенно проблема «космического мусора» и астероидной опасности. Эти исследования привлекательны возможностью работы на реальных средствах контроля космического пространства и обработки «живой» информации. Популярностью пользуются также темы, связанные с разработкой программно-алгоритмического обеспечения образцов военной техники, с моделированием перспективных информационных и ударных средств и систем ракетно-космической обороны (радиолокационных, оптических, лазерных, наземных и космических). «Теоретики» находят удовлетворение в решении задач синтеза и анализа оптимальных алгоритмов обработки информации и управления в таких системах. За последние три года на кафедре защищено 5 кандидатских диссертаций, подготовлены еще 3 кандидатские и 3докторские диссертации. Получено 25 авторских свидетельств на программы, 2 патента.

В МАК «Вымпел» все студенты базовой кафедры МФТИ оформляются по ТК РФ на должность инженера по совместительству. Рабочие места студентов оборудованы самой современной вычислительной техникой, имеются специальные стенды и лаборатории. Предоставляется социальный пакет, включающий медицинское обслуживание и различные льготы. При этом студенты получают зарплату инженера (в 2010 году - 15000 рублей). Отличившимся студентам выплачиваются надбавки из специального фонда поддержки молодых специалистов (до 30000 рублей в месяц). Студенты и аспиранты базовой кафедры, участвующие в работах Корпорации, получают премии наравне со штатными сотрудниками.

Корпорация учредила поощрительные стипендии и премию имени Генерального конструктора А.В.Меньшикова студентам, добившимся высоких учебных и научно-технических результатов. Стипендия выплачивается студентам 2 и 3 курсов радиотехнического факультета, премия (10000 рублей) лучшим студентам и аспирантам базовой кафедры.

Выпускники кафедры могут работать на предприятиях-разработчиках средств и систем ракетно-космической обороны, которые расположены в разных регионах РФ и СНГ (Беларусь, Таджикистан). Полученные знания и опыт востребованы и в зарубежных компаниях, занимающихся разработками информационно-управляющих систем, обработкой изображений и математическим моделированием.

Лучшие выпускники кафедры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре МФТИ и в очной аспирантуре ОАО МАК «Вымпел».

По действующему законодательству РФ на время обучения в аспирантуре и защиты диссертации аспиранты имеют право на отсрочку от призыва на военную службу, а защитившие диссертацию в течение года после окончания аспирантуры - освобождаются от военной службы (ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ).

Аспиранты обеспечиваются рабочими местами в отделениях корпорации, в которых они выполняют научно-исследовательскую работу по теме диссертации. Аспирантам, успешно выполняющим индивидуальный план, выплачивается стипендия (15000 рублей) дополнительно к основной зарплате в соответствии с законодательством.

Заведующий кафедрой - президент ПАО «МАК «Вымпел» кандидат технических наук ЛЮХИН Александр Викторович

1. Преподавание гуманитарных дисциплин в Константиновском межевом институте

Историческое название вуза – Константиновский межевой институт (КМИ). Он был образован в мае 1779 года – сначала как землемерная школа при Межевой канцелярии Сената, а с 1835 года - как самостоятельное учебное заведение. Первым директором Константиновского межевого института был известный писатель С.Т. Аксаков. Во многом благодаря ему в КМИ складывается традиция формирования разносторонне образованных специалистов. В XIX – начале XX века для преподавания гуманитарных и юридических дисциплин в институт приглашались известные ученые и общественные деятели: литератор и публицист В.Г. Белинский, историк И.Е. Забелин; юрист, председатель I Государственной Думы России С.А. Муромцев и др. Доброжелательность, взаимное согласие, уважительное отношение к воспитанникам составили основу воспитательных традиций КМИ.

Огромной по значимости для духовно – нравственного воспитания учебной дисциплиной всегда была и остается история Отечества. Преподавание российской истории было введено в учебный план Константиновского землемерного училища с 1819 года. Первым из известных нам преподавателей истории в этот период был Николай Тимофеев (выпускник Ярославского Демидовского училища правоведения). В мае 1835 года по указу императора Николая I училище было преобразовано в институт. По уставу 1835 г. обучение было четырехлетним. Историю начинали преподавать на втором году обучения. Интересно, что в учебных планах дисциплина «история» (всеобщая и российская) обязательно соединялась с «политической географией» и «статистикой». Преподавал этот предмет в 1830-х гг. губернский секретарь Белов, «из действительных студентов Московского университета». В 1844 г. был утвержден новый Устав Константиновского межевого института, в соответствии с которым был составлен 7-летний план обучения и учебные программы по каждому предмету. В соответствии с новым штатным расписанием дисциплина «История общая и русская» была отделена от географии и статистики, преподавалась в каждом классе, а количество учебных часов было удвоено.

В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного учебного заведения. Курсы преподаваемых дисциплин с этого времени давали студентам КМИ возможность получить общее среднее и высшее профессиональное образование. К середине 1850-х гг. КМИ приобрел репутацию одного из лучших учебных заведений России. Укреплялась материальная база института, к работе с воспитанниками привлекались всемирно известные ученые: академики В.Я. Струве и А.Я. Купфер (астрономия), академик И.Б. Ауэрбах (геология) и другие.

В 1853/54 уч. году учебный план был дополнен предметом «Русские древности, или Археология». Главной целью нововведения было «ознакомление с древними рукописями, писцовыми книгами и иными документами, столь необходимыми для межевого чиновника». Для преподавания истории и археологии был приглашен известный историк и архивист Иван Егорович Забелин – впоследствии один из основателей Российского Исторического музея, почетный член Академии наук, председатель Общества истории и древностей российских. Широкая известность и признание пришли к И. Е. Забелину в середине 1860-х гг., после издания его фундаментальных трудов «История города Москвы» и «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» (книга удостоилась Большой серебряной медали Археологического общества и Демидовской премии от Академии наук).

В этих работах, а также в двухтомнике «История русской жизни с древних времен» И.Е. Забелин исследует вопросы о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в России, о влиянии византийской культуры на русскую, описывает повседневную жизнь и характерные черты быта русского народа. Перу И.Е. Забелина принадлежат многочисленные научные публикации: «Царь Алексей Михайлович», «Русская личность и русское общество накануне петровской реформы», «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», «Историческое описание Донского монастыря», «Кунцево и древний Сетунский стан», «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» и другие.

«Светлый ум и живая ясность взгляда», - так отзывался о Забелине И.С. Тургенев. На праздновании 50-летия научной и литературной деятельности И.Е. Забелина современники назвали его «Нестором русской историографии».

И.Е. Забелин преподавал историю и археологию в старших классах Константиновского межевого института с 1853 по 1869 гг. Он составил для КМИ специальный курс лекций. В учебной программе, а также в личных дневниках Забелин изложил свой взгляд на главную цель педагогической и научной работы: «изучать историю государства через описание быта людей». Исторической основой жизни русского общества ученый считал идею самодержавной монархии, неразрывно связанную с христианским представлением о власти и христианским правосознанием. И.Е. Забелин творчески подходил к преподаванию русской истории.

В своих записках он отмечал: необходимо «ставить ум воспитанника Робинзоном на пустынном острове, где он сам без всякой сторонней помощи должен искать себе всех средств существования». Иван Егорович был убежден, что нравственное начало молодым воспитанникам следует прививать «силою примера, события, деятеля». Основную задачу преподавательской деятельности он видел в воспитании у молодого поколения патриотизма и гражданского правосознания: «Гражданином Вселенной быть нельзя, - писал он в примечаниях к лекциям, - это мечта людей праздных. Необходимо быть прежде всего сыном своей родины, гражданином своего города, членом своей семьи, т. е. человеком того дела, которое не в облаках, а прямо перед нами, в наших руках».

Нет сомнения в том, что личность самого Забелина – неутомимого труженика науки, до самозабвения увлеченного своим предметом - оказывала влияние на воспитанников Константиновского межевого института. Ивана Егоровича с любовью и благодарностью вспоминало не одно поколение студентов.

На страницах прессы второй половины 60-х гг. XIX века широко обсуждался вопрос о содержании обучения и путях развития образования в России. В основу дискуссии был положен тезис о приоритетном значении тех знаний, которые формируют нравственность, вырабатывают объективный взгляд на явления природы и общественной жизни.

Педагогический коллектив Константиновского межевого института в целом разделял такую позицию. Отсюда – повышенное внимание к качеству преподавания предметов гуманитарного цикла, неоднократное обсуждение вопроса о расширении цикла юридических наук и т.п.

Благонадежность и благонамеренность по отношению к престолу и Отечеству хранились как добрая традиция Межевого института, воспитанники которого, по мнению современников, сумели устоять перед искушением революционной активностью в период буржуазных реформ 1860-х – 70-х гг.

С 1864 по 1879 гг. директором КМИ был Александр Львович Апухтин. По его инициативе и при его непосредственном участии были произведены многочисленные преобразования, направленные на повышение качества обучения. Значительно улучшилось финансирование института и материальное положение преподавателей.

В 1879 году Константиновский межевой институт торжественно отметил столетний юбилей. К этому времени институт переехал в новое здание, была реконструирована домовая церковь КМИ. Настоятелем храма с 1773 г. был магистр богословия Андрей Григорьевич Полотебнов. Он же преподавал Закон Божий, составной частью которого являлась история русской церкви (тесно связанная с историей государства Российского). А.Г. Полотебнов был широко известен как духовный писатель и издатель журнала «Радость христианина при чтении Библии».

В штатном расписании на 1879/80 гг. преподавателем истории числился инспектор Московской духовной семинарии, магистр Алексей Иванович Цветков. О нем нет, к сожалению, никаких дополнительных сведений. Место приватного преподавателя законоведения в этом же учебном году занял профессор московского университета, надворный советник Сергей Андреевич Муромцев.

Другой известный ученый - историк, профессор Московского университета Юрий Владимирович Готье, читал в Константиновском межевом институте курс лекций по истории землевладения в начале XX века (1907-1917гг.) Несомненным достоинством этого курса являлось освещение истории русского землевладения в тесной связи с социально-политической историей страны. Ю.В. Готье был выдающимся исследователем в области источниковедения, исторической географии, экономического быта Русского государства. Он был превосходным педагогом, мог «без всяких тезисов и прочих бумажек час за часом, неделя за неделей просто рассказывать, что происходило в России в прошлые столетия – как будто он видел это сам.». Студенты очень ценили умение Готье создать непринужденную обстановку во время занятий, стремление преподавателя выявить у каждого из них исследовательские качества, научить творческому подходу к работе с историческими источниками. Такие принципы преподавания востребованы в любое историческое время; несомненно и благотворное влияние на воспитанников личности педагога, обладающего широкой эрудицией и способного с уважением относиться к своим ученикам.

2. Преподавания общественных дисциплин в советское время и деятельность кафедры

После Октябрьской революции 1917 г. гуманитарные дисциплины, как выразители «чуждой пролетариат у буржуазной идеологии», были упразднены. В первые годы Советской власти в ММИ из общественных дисциплин преподавали только марксистскую философию. В конце 1920-х гг. ввели курс политической экономии, призванный осуществить «основательную экономическую подготовку пролетарских специалистов». В 1930г. в ММИ было две кафедры общественных наук: диалектического материализма и политической экономии. В 1945 г. их объединили в кафедру марксизма-ленинизма. В 1950-е гг. этой кафедрой заведовал известный ученый, доктор экономических наук, профессор И.С. Пантелеев. С 1959 года его сменил кандидат исторических наук, доцент В.А. Сидоров, последствии доктор исторических наук, профессор.

В 1960-х гг. цикл общественных дисциплин составляли: история КПСС, научный коммунизм, научный атеизм, а факультативно преподавались марксистско-ленинская этика и марксистско-ленинская эстетика.

В 1979 году вновь было образовано две кафедры: кафедра истории КПСС и политической экономии (во главе с доктором экономических наук, профессором П.А. Поповым) и кафедра марксистско-ленинской философии и научного коммунизма (зав. кафедрой – доктор философских наук, профессор С.С. Спиридонов).

В 1983 г. кафедры были реорганизованы и стали называться соответственно: кафедра истории КПСС и марксистско-ленинской философии (доктор исторических наук, проф. В.А. Сидоров) и политической экономии и научного коммунизма (проф. П.А. Попов).

Надо отметить, что хотя в советские годы кафедра была втиснута в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии и работала под постоянным контролем партийных органов разного уровня, преподаватели кафедры стремились сделать преподавание своих дисциплин живым и содержательным. При кафедре работали кружки по истории СССР, эстетике, научному атеизму.

Коренные изменения в жизни кафедры связаны с социально – политическими изменениями периода перестройки (второй половины 1980-х. – начало 1990-х гг.). В 1990 г. из двух ранее существовавших подразделений была образована кафедра социально-гуманитарных наук во главе с доктором экономических наук, профессором Ю.Л. Достоваловым.

Был изменен характер преподаваемых дисциплин. Кафедра стала центром, объединяющим все социально-философские дисциплины вуза.

С 1994 по 1997 гг. исполняющим обязанности зав. кафедрой был кандидат исторических наук, доцент С.Ф. Вититнев. В 1997 году заведующим кафедрой был утвержден кандидат философских наук, доцент В.С. Самаркин.

С этих пор и до настоящего времени преподаватели кафедры ведут более тридцати учебных курсов. Кроме традиционных истории отечества, философии, социологии, политологии, культурологи преподаватели читают курсы Психология и педагогика, Этика, Эстетика, Логика, Риторика и др., а также ряд спецкурсов. Важной составной частью деятельности коллектива кафедры всегда были и сейчас остаются научные изыскания по актуальным вопросам общественной жизни и тесно связанные с профилем института: например, предметом исследований преподавателей стали история кооперативного движения в СССР, социальные проблемы села, арендная политика в аграрной сфере и др.

3. От кафедры истории, философии, политологии до кафедры социально-гуманитарных дисциплин

В ноябре 2002 г. кафедра социально-гуманитарных наук была переименована в кафедру истории, философии, политологии. Как и прежде, в центре ее внимания – работа со студентами. Этой задаче подчинены научные исследования, повышение лекторского мастерства, методическая работа. В 1960-х – 90-х гг. преподаватели кафедры защитили 4 докторские и 7 кандидатских диссертаций, опубликовали ряд монографий и множество научных статей, участвовали в международных, всесоюзных, республиканских и межвузовских конференциях по актуальным проблемам истории, философии, экономики и культуры. С 2000 г. сложилась практика выступления преподавателей с научными докладами на открытых заседаниях кафедры с приглашением коллег из других подразделений, студентов и аспирантов. Такая работа, по общему мнению членов кафедры, стимулирует интерес преподавателей к исследовательской работе, помогает раскрыться их творческому потенциалу.

Немало внимания кафедра уделяет научной работе самих студентов. Этому служат их доклады на семинарах, рефераты, выступления на научных конференциях, участие в межвузовских конкурсах. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. при кафедре работал студенческий социологический центр, в рамках которого были подготовлены исследования по проблемам жизни университета, молодой семьи, студенческого быта и т.п.

На кафедре работали участники Великой Отечествннной войны:

В. А. Сидоров, Н.В. Каюшин, В.С. Самаркин

С 2000 по 2005 года кафедру возглавлял доктор исторических наук, профессор Н.А. Кирсанов.

С 2005 по настоящее время – доктор исторических наук, профессор И.И. Широкорад.

В 2012 году кафедра была переименована в кафедру социально-правовых и гуманитарных дисциплин.

В 2018 году переименована в Кафедру социально-гуманитарных дисциплин

Заведующая кафедрой - доктор исторических наук, профессор Зезина Мария Ростиславовна

История кафедры берет свое начало в 1946 г., когда была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, в составе которой была открыта кафедра истории СССР во главе с академиком Б.Д.Грековым. На протяжении более 60 лет в ходе реорганизаций академии название кафедры несколько раз менялось. Но как бы она не называлась - истории СССР, истории советского общества или истории российской государственности - кафедра решала важную государственную задачу, формировала историческое мировоззрение политической элиты. На всем протяжении своей истории кафедра сохраняла основные принципы работы: широкие связи с ведущими научными и учебными заведениями исторического профиля, фундаментальность профессиональной подготовки, активное участие в научной жизни страны.

Многие годы её возглавляли академики и члены-корреспонденты Академии наук Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, М.В. Нечкина, П.А. Жилин, М.П. Ким, заслуженные деятели наук Л.С. Гапоненко, Г.А.Герасименко. На кафедре работали академики Н. М. Дружинин, И.И. Минц, И.Д. Ковальченко, член-корреспондент АН СССР С.В. Бахрушин, профессор, доктор исторических наук К.В. Гусев. Большой вклад в развитие кафедры внес доктор исторических наук, профессор Рудольф Германович Пихоя, возглавлявший ее с 1997 по 2012 год. С 2012 г. Р.Г.Пихоя руководит Историческим факультетом, в состав которого входит кафедра.

Кафедра участвует в реализации программ бакалавриата по направлению «история», магистратуры по направлениям «Историко- аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления», «История народного хозяйства», аспирантуры по отечественной истории, всеобщей истории, источниковедению и историографии.

Научная деятельность кафедры

Центральное направление научно-исследовательской работы - изучение истории государственности России с древнейших времен до наших дней. Это направление включает темы:

  • история российской государственности;
  • историография истории российской государственности;
  • источниковедение истории российского государства;
  • реформы системы государственной власти и управления в России.

Научная и прикладная тематика исследований:

  • Подготовка учебников и учебных пособий по отечественной истории для различных форм обучения;
  • История российской государственности;
  • История отдельных органов государственного управления;
  • История государственного управления;
  • История парламентаризма;
  • Исторический опыт местного самоуправления;
  • Исторический опыт национально-государственного строительства и развития межнациональных отношений в России;
  • Корпоративная история (история отдельных предприятий, организаций и ведомств);
  • Источниковедение и историография отечественной истории;
  • Документоведение и документационное обеспечение государственного управления в России.

Стратегия развития научной деятельности

Главное направление – сохранение преемственности научных школ, постоянное расширение и актуализация проблематики, совершенствование методов исторического анализа.

Приоритетные задачи:

1) разработка новых подходов к изучению истории России и российской государственности с учетом опыта отечественной и зарубежной историографии, а также методов смежных научных дисциплин; особое внимание уделять методам социальной, политической и интеллектуальной истории, исторической антропологии, микроистории, истории повседневности.
2) углубленное исследование современного периода отечественной истории, создание обоснованной научной концепции истории российской трансформации рубежа ХХ и XXI веков;
3) освоение и внедрение в научный оборот новых документальных источников по истории российской государственности, особенно современного периода;
4) активное участие в научных и общественных дискуссиях по исторической проблематике, работа со СМИ с целью распространения научных знаний и формирования исторического сознания граждан страны;
5) активное участие в государственной программе по патриотическому воспитанию.

Организационные стратегии ориентированы на:

  • постоянное повышение квалификации преподавателей и сотрудников через участие в работе Методологического семинара и другие формы профессионального роста;
  • создание оптимальных условий для сочетания научной и преподавательской работы штатного состава;
  • развитие творческого сотрудничества с учеными Российской Академии наук, МГУ, РГГУ и других научных и учебных заведений Москвы разработке инновационных проектов в научной и педагогической сферах;
  • расширение контактов с органами государственной власти и муниципального управления, а также общественными организациями и бизнес-структурами в целях разработки совместных проектов.

Контактная информация

119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82

Телефон +7 495 433 25 62