Муж. питейный дом, шинок; ·стар. кружало; шутл. иван ёлкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке.… … Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ушакова

1. КАБАК1, кабака, муж. 1. Питейное заведения (ист.). || Питейное заведение низкого разряда с неопрятной обстановкой (пренебр.). Шляться по кабакам. Завсегдатаи кабака. 2. перен. О чем нибудь, напоминающем обстановку такого заведения своим… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

КАБАК, а, муж. В старину: питейное заведение (сейчас вообще о ресторанах, увеселительных заведениях, с вином, едой). Что за к. здесь устроили? (перен.: о беспорядке, неразберихе, шуме; разг. неод.). | уменьш. кабачок, чка, муж. | прил. кабацкий,… … Толковый словарь Ожегова

- (тат.). Постоялый двор, место водочной продажи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Перов, Василий Григорьевич. Последний кабак у заставы. 1868 год. У этого термина су … Википедия

кабак - I. Сабаклары җиргә ятып үрмәләп үсә торган, шар сыман яки озынча зур җимешле яшелчә. КЫНТАР КАБАГЫ – Тышкы күренеше белән шешәгә охшаш, ашарга ярамый торган кабак (кабыгы савыт итеп кулланыла) ; рус. Горлянка. II. КАБАК – Күз алмасын алгы яктан… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

I кабак I., обычно кабачок–вид тыквы Cucurbita melo реро. Из тур., тат., чагат. kаbаk – то же (Радлов 2, 437); см. Мi. ТЕl. 1, 320; Гомбоц 96. II кабак II. трактир, впервые кабакъ, грам. весьегонск. 1563 г. (см. Срезн. I, 1169), часто в XVII в … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

КАБАК1 Получить кабак. Одесск. Получить отказ при сватовстве. КСРГО. /i> Кабак тыква. Дать кабака кому. Одесск. Отказать кому л. при сватовстве. КСРГО. КАБАК2 В кабаке родился, в вине крестился. Народн. Пренебр. О пьянице, алкоголике. ДП, 796 … Большой словарь русских поговорок

Сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? кабака, чему? кабаку, (вижу) что? кабак, чем? кабаком, о чём? о кабаке; мн. что? кабаки, (нет) чего? кабаков, чему? кабакам, (вижу) что? кабаки, чем? кабаками, о чём? о кабаках 1. В разговорной… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Кабак. …и там они встретили друг друга , Кристина Симпсон. Любовь приходит в самых неожиданных местах, в самое неожиданное время. В нашем романе, всё это произошло в кабаке «Отравленное яблоко». Стюарт Джонсон приходит в кабак «Отравленное яблоко»… электронная книга
  • Русский язык в сфере российского права. Часть 1. Правовое регулирование предприним. деятельности. Уч , Кабак М.А.. …
  • Русский язык в сфере российского права. Учебное пособие для иностранных учащихся юридического профиля. Часть 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Гриф МО РФ , Кабак Марина Анатольевна. Цель данного пособия - подготовить учащихся к чтению учебной литературы по специальности. Оно разработано на материале курса «Основы предпринимательского права»и включает наиболее важные…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Каба́к - питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков .

Слово кабак в письменных источниках впервые появляется в 1563 году (эту дату называет этимологический словарь Фасмера). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kabacke , kaback - «ветхий дом, хибара, завалюшка».

По другим данным, кабак - слово, заимствованное из тюркских языков и означающее сосуд. В тюркских языках слово кабак означает тыкву и сосуд из тыквы, бывший распространённым у кочевников. От слова кабак (то есть тыква ) произошло и название разновидности тыквы кабачок .

История

В корчмах у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы .

Начиная с XI века упоминания корчмы встречаются почти у всех славян. Древнейшие напитки, продаваемые в корчме - квас , пиво и мёд . Почти в каждом городе была минимум одна корчма, а где-то и несколько. Сначала западно-славянские корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казёнными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у восточных славян, именно на юге, сохранились дольше всего.

Увеличившееся пьянство в кабаках возбудило «омерзение» в правящих сферах, и в 1746 году слово «кабак» было заменено словосочетанием «питейное заведение» . Само слово, однако, не исчезло из употребления, и осталось известным как в России, так и за её пределами. Так, в знаменитой «Энциклопедии » (1765 г) объяснялось:

Кабак …, так называют в Московии публичные места, где продаются вина, пиво, крепкие алкогольные напитки, табак, игральные карты и другие товары, доход от чего поступает царю, чьей монополией торговля этими товарами является на всей территории царства. Есть два типа кабаков: большие - оптовые, и малые - розничные.

Оригинальный текст (фр.)

Kabak … on nomme ainsi en Moscovie les lieux publics où se vendent les vins, la bierre, l"eau-de-vie , le tabac, les cartes à jouer, & autres marchandises, au profit du Czar qui s"en est réservé le débit dans toute l"étendue de ses états. II y a de deux sortes de kabaks; les grands où toutes ces marchandises se vendent en gros, & les petits où elles se vendent en détail.

См. также

У группы "Сектор Газа" есть песня "Кабак" из альбома "Нажми на газ" 1993 года

Напишите отзыв о статье "Кабак"

Примечания

Литература

  • Бородин Д.Н. Кабак и его прошлое . - СПб. : Типо-Литография Виленчик, 1910. - 98 с.
  • И. Г. Прыжов . , 1914.
  • И. В. Курукин, Е. А. Никулина. , 2007.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Кабак

– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.

). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kabacke , kaback - «ветхий дом, хибара , завалюшка».

По другим данным [каким? ] , кабак - слово, заимствованное из тюркских языков и означающее сосуд. В тюркских языках слово кабак означает тыкву и сосуд из тыквы, бывший распространённым у кочевников. От слова кабак (то есть тыква ) произошло и название разновидности тыквы кабачок .

История

В корчмах у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы .

Начиная с XI века упоминания корчмы встречаются почти у всех славян. Древнейшие напитки, продаваемые в корчме - квас , пиво и мёд . Почти в каждом городе была минимум одна корчма, а где-то и несколько. Сначала западно-славянские корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казёнными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у восточных славян, именно на юге, сохранились дольше всего.

Увеличившееся пьянство в кабаках возбудило «омерзение» в правящих сферах, и в 1746 году слово «кабак» было заменено словосочетанием «питейное заведение» . Само слово, однако, не исчезло из употребления, и осталось известным как в России, так и за её пределами. Так, в знаменитой «Энциклопедии » (1765 г) объяснялось.

Кабак м. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван ёлкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке. Кабак на охотника: кто хочет, завернет (бредет), а кто не хочет, мимо идет. В кабаке родился, в вине крестился. Где кабачок, там мужичок. Где кабак, там и мой дружок! Кабак пропасть, там и пропасть. И в кабаке подносят, и домой милости просят. Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь! Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архерей. Пойдем в церковь! «Вишь, грязно.» «Ну, так в кабак?» «Уж разве как-нибудь под забором пройти?» Пришел к обедне- отпели, пришел к обедне - отпели; пришел в кабак - точно так! т. е. впору. Сон да баба, кабак да баня - одна забава! Табачник к табаку, а пьяница к кабаку. Пьяница в церковь, а говорят: в кабак! Два кабака на селе, а церковь на горе. На хлеб да на подати не станет, а на кабак да на табак станет. Из бани идет - чешется, а из кабака не шатается, без толку. Кабачок умалит. суток, графинчики для водок в наливок, на общем поддоне, или такой же дорожный прибор, в ларце. поставчик. | Новорос. небольшая, продолговатая тыква, кабака, ниж. тебека. Кабачки мн. новорос. семена подсолнечника? для лакомства. Кабачный, кабацкий, к кабаку прнадлежщ., относящ. Кабачник м. продавец кабачных питей; сиделец, целовальник: кто проводить время в кабаках, -ница ж. продавщица водки или | жена кабачника; | пьянствующая по кабакам. Кабачничать, шататься по кабакам и пьянствовать. Кабачить, содержать кабак.

Кабак , -а, м. В старину: питейное заведение (сейчас вообще о ресторанах, увеселительных заведениях, с вином, едой). Что за к. здесь устроили? (перен.: о беспорядке, неразберихе, шуме; разг. неодобр.). || уменьш. кабачок, -чка, м. || прил. кабацкий, -ая, -ое. Гиль кабацкая (стар.). Кабацкие нравы (также перен.: грубые; разг.).

Кабак

1.

каба к 1 , кабака, муж.

1. Питейное заведения (ист. ).

| Питейное заведение низкого разряда с неопрятной обстановкой (пренебр. ). Шляться по кабакам. Завсегдатаи кабака.

2. перен. О чем-нибудь, напоминающем обстановку такого заведения своим беспорядком, нечистотой, шумом (разг. фам. неод. ). У тебя в комнате настоящий кабак, насорено, накурено. «На улицах кабак, нечистота!» Гоголь. «Кабак вы тут устроили... Скоты!» М.Горький .

2.

каба к 2 , кабака, муж. (обл. ). То же, что 2 .

Топонимический словарь Кавказа

Кабак

река в Туапсинском районе Краснодарского края, является левым притоком р.Ту (впадает в неё в районе пос.Ольгинка); берёт начало на северо-западных склонах г.Лысой (821м). По мнению В.Н.Ковешникова, в основе перевода гидронима лежат адыгские элементы къэ – бы – «тыква», къо – «долина», - «долина, где выращивают тыквы».Не исключено, что гидроним переводится, как «пах свиньи», где къо – «свинья», быкъу – «пах» (адыг.).Третий вариант восходит к смешению тюркской и адыгской основ, где коба – «пещера» (тюрк.), къо – «долина» (адыг.), - «пещерная долина».

Фразеологический словарь (Волкова)

Кабак

Голь кабацкая (нар.-поэт. ) - собир . пропившие всё с себя, обнищавшие пьяницы.

Там вся голь кабацкая собирается .

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Кабак

, а , м.

Питейное заведение низшего разряда, в котором продавались распивочно спиртные напитки.

* Если захочет разнять скуку, или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак . // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //; Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака . // Пушкин. Евгений Онегин // *

КАБАТЧИК, КАБАТЧИЦА, КАБАЦКИЙ, ◘ КАБАЦКАЯ ГОЛОВА.

Тюркизмы в русском языке

Кабак

1) (чаще кабачок), ж обл. (укр., курок., смол.) вид тыквы с белыми продолговатыми плодами. Опыт, 1852 кабак (Сл. Акад., 1956, 5, 614, 615); укр. кабак из тур.; Даль кабака, укр. кебёка; дон., южн. тебёка тыква (2, 69); Фасмер, 2, 147. Радлов кабак (тат., крым.-тат., тур., чаг.) тыква; су кабак (тур.) сосуд из выдолбленной тыквы (2, 437). "Слово отмечено в ряде тюркских языков, начиная с Махмуда Кашгарского, в значении тыква" (Дмитриев, 1958, 45).

2) м стар. питейный дом, трактир, шинок (Даль, 2, 69). Впервые зафиксировано с 1563 г. (Срезневский, 1, 1169); Поликарпов, 1704 кабак; Даль кабачок 1. тыква; 2. судок, графинчики для водок (2, 69). Слово кабак в знач. питейный дом из слав. языков употребительно в рус. яз. ср. болг. кръчма, механа (из перс. мей-хана питейный дом), польск. traktiernia, серб. крчма, ракициница, чешек, krema. Фасмер: "Польск. kabak происходит, согласно Брюкнеру, из рус., как и алт., тат. kabak то же (см. Радлов, 2, 436). Сомнительно произведение слова кабак из чув. hubah - то же, якобы родственного тюрко-тат. kabak тыква, тыквенная бутылка, откуда кабак" (2, 148). Богородицкий относит кабак к словам тат. и монг. происхождения (Богородицкий, 1935, 353). ср. Радлов кагиак (крым.), кабак пустое дерево, дупло (2, 463); кабак (тат., крым.-тат., тур., чаг.) тыква, су кабак (тур.) сосуд из выдолбленной тыквы (2, 437); копа "(тур., чаг.) 1. бокал; 2. (чаг.) чашка (2, 652). Cod. Cum., 25 кабак (кабык?) (уйг., тур.); капы (тат.) Thür, Thor [двери, ворота].

Словарь Ожегова

КАБА К, а, м. В старину: питейное заведение (сейчас вообще о ресторанах, увеселительных заведениях, с вином, едой). Что за к. здесь устроили? (перен.: о беспорядке, неразберихе, шуме; разг. неодобр.).

| уменьш. кабачок, чка, м.

| прил. кабацкий, ая, ое. Голь кабацкая (стар.). Кабацкие нравы (также перен.: грубые; разг.).

Словарь Ефремовой

Кабак

  1. м.
    1. Питейное заведение (в Российском государстве до 1917 г.).
    2. перен. разг. Место, ситуация, напоминающие такое заведение своим беспорядком, шумом, отсутствием чистоты.
  2. м. местн. То же, что: кабачок (1*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кабак

Родоначальником К. может считаться древнеславянская корчма , куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой. В корчмах же у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы. Начиная с XI в. мы встречаем следы корчмы у всех почти славян: древнейшие напитки, продаваемые в корчме - квас, пиво и мед. В каждом почти городе была одна корчма, а в иных по две и по четыре. Сначала западно-слав. корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казенными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у вост. славян, именно на юге, сохранились долее всего. Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить ее одним опричникам, и для их попоек построил "на балчуге" (на топи) особый дом, названный К. (у татар К. назывался постоялый двор, где продавались кушанья и напитки). К. "на балчуге" полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, т. е. корчму, и заводить царевы К. (около 1555). С ними появился и откуп. В царских, московских К. можно было пить только одним крестьянам и посадским; люди других сословий пили напитки у себя дома и имели право владеть К. (напр. духовенство и бояре). С этого времени распространение К. на Руси пошло очень быстро. Флетчер писал, что в его время (1588) уже в каждом большом городе стоял К. Борис Годунов завел откупные К. по всем городам. Рядом с царскими К. распространялись по городам и К. боярские. Кормленье тамгою и К. стало с половины XVI века желанною целью бояр и князей. В 1651 г. откупа были уничтожены и К. названы кружечными дворами, и "велено во всех государевых селах и городах быть по одному кружечному двору". В 1652 г. были запрещены К., принадлежавшие частным лицам, и оставлена одна казенная продажа на вере. Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем государстве до 1000. Несмотря на указы 1651 и 1652 г., откупа и К. продолжали существовать и вскоре даже получили правительственную санкцию. Из Московской Руси К. в том же XVII в. пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последнего времени остались коренным отличием юж. Руси от сев.-вост. Увеличившееся пьянство в К. возбудило "омерзение" в правящих сферах, и в 1746 г. слово "К." было заменено словами: "питейное заведение". Высший надзор за продажей вина в К. сначала поручен был царским наместникам, а потом находился в ведении приказов, управлявших областями. В Москве и в причислявшихся к ней городах для этого существовало особое учреждение, новая четь, или четверть, известная с 1597 г. и по указу 1678 г. переименованная в приказ новые четверти. При Алексее Михайловиче управление К. стягивается в приказе большого дворца и в приказе Большой казны. Продавали вино или верные целовальники и головы, выбираемые преимущественно из торговых людей и людей "первых статей", или откупщики. С выборных брали записи, заставляли присягать и целовать крест. Всякий расход кабацких сумм производился только с разрешения воевод и по царским грамотам, причем всегда делалась оговорка: "держать денег на расход вполовину против прежнего и даже меньше, чтоб государевой казне порухи не было". При сборе и хранении кабацких сумм принимались всевозможные предосторожности; между прочим, имелся целый штат кабацких подьячих. Всякий кабацкий голова был обязан давать отчет местному воеводе и Москве, и только в 1667 г. как целовальники, так и головы были изъяты из ведомства воевод и подчинены надзору земских старост. На каждый К. был наложен известный оклад, который поручалось собирать с прибылью. Всякий недобор считался нерадением и выборные должны были идти на правеж, переходивший и на избирателей. Кроме того кабацким выборным поручалось преследование корчемства и взыскание корчемных денег. В 1699 г. целовальников и голов сменили кабацкие бурмистры, подчиненные бурмистерской палате, ведавшей питейное дело, которое перешло в 1717 г. в камер-коллегию.