Прежде чем начать разговор о создании первого в мире звукозаписывающего и звуковоспроизводящего устройства, следует помянуть добрым словом автора этого поистине эпохального изобретения. Им стал американец Фонограф не является его единственным детищем. Известно, что за свою долгую жизнь (1847 ─ 1931) он стал обладателем 1093 патентов у себя на родине, около 3000 за рубежом.

Фантазия, не знавшая границ

Эдисону принадлежит разработка одного из первых коммерческих вариантов ламп накаливания. Кроме того, он внёс существенный вклад в усовершенствование киноаппаратуры, телефона и телеграфа. Мало кому известно, что даже столь привычное нам слово «алло!» вошло в употребление с лёгкой руки этого удивительного человека. В 1928 году Эдисон был удостоен ─ Золотой медали Конгресса, а двумя годами позже получил звание почётного иностранного члена Академии Наук СССР.

Об изобретении Эдисоном фонографа имеются довольно подробные сведения. Так, по его собственным воспоминаниям, на эту мысль натолкнули опыты, производимые им в ходе работ, связанных с усовершенствованием телефона и телеграфа. В 1877 году изобретатель был занят созданием устройства, способного фиксировать сообщения в виде углублений, наносимых на бумажную ленту. В дальнейшем они, по его замыслу, должны были многократно пересылаться с помощью телеграфа. Речь в данном случае шла не о записи звука, а лишь о его преобразовании в знаки, доступные для передачи.

Развивая свою мысль, Эдисон пришёл к заключению, что подобным же образом можно сохранить на ленте и телефонный разговор. С этой целью он попытался использовать мембрану, снабжённую небольшим прессом с иглой и при помощи нехитрого устройства удерживаемую над поверхностью непрерывно движущейся бумаги, покрытой слоем парафина. Его ожидания подтвердились: звуковые вибрации, создаваемые голосом, оставили на бумаге чётко различимые следы.

Дальнейшее усовершенствование изобретения

Следующим шагом на пути к созданию Томасом Эдисоном фонографа стала замена бумажной ленты металлическим цилиндром, обёрнутым оловянной фольгой. Это устройство было уже значительно сложнее, поскольку имело две мембраны, снабжённые иглами, одна из которых служила для записи звуковых колебаний, а другая для их воспроизведения. Принцип же действия механизма остался прежним: голосовые вибрации от слов, произносимых в рупор, оставляли на поверхности валика следы различной глубины, которые вторая мембрана должна была преобразовывать в звуковые колебания.

Это устройство, являвшееся первым в мире фонографом, Эдисон поручил изготовить на основе созданных им чертежей своему постоянному механику ─ Джону Круези. Над этим заданием мастер трудился почти месяц, после чего эксперименты были продолжены. Известно, что первым «хитом», ставшим достоянием только что изобретённой звукозаписи, стал коротенький детский стишок, называвшийся «У Мэри был ягнёнок». Его Эдисон прочитал в рупор созданного им устройства, после чего, к великой радости и, как сам он признавался, немалому изумлению, услышал свой собственный голос, воспроизведённый второй мембраной.

Начало новой технической эры

Это был поистине великий момент, благодаря которому мир вступил в эпоху звукозаписи. Впоследствии она прошла длительный путь усовершенствования, с которого не сходит и по сей день, но начало ему было положено в 1877 году стишком о девочке Мэри и её маленьком ягнёнке.

О том, в каком году Эдисон изобрел фонограф, у его биографов нет сомнений, разногласия касаются лишь конкретной даты. Принято считать, что это событие произошло 12 августа 1877 года, но поскольку известно, что заявка на патент была подана лишь в конце декабря, многие исследователи относят его к более позднему периоду, называя сентябрь или октябрь.

Кроме того, сохранились записи ближайшего помощника и ассистента Эдисона ─ Чарльза Бэчелора, в которых работы над фонографом он датирует декабрём 1877 года и сообщает, что заняли они не более двух дней. Во всяком случае точно известно, что патентное удостоверение на свой фонограф Эдисон получил 19 февраля 1878 года.

Любопытно отметить, что параллельно с ним исследования в этой же области проводил француз Шарль Кро. Работу с изложением принципа действия придуманного им устройства, имевшего ряд существенных отличий от изобретения Эдисона, он опубликовал в апреле того же 1877 года. Однако им так и не была создана рабочая модель. В результате все его выкладки остались лишь на уровне теории, и пальма первенства заслуженно досталась Эдисону.

Чудеса техники

«Говорящее устройство» произвело настоящую сенсацию среди американцев. Начало ей было положено сообщением, появившимся в декабрьском выпуске популярного журнала Scientific American. Это солидное научное издание поделилось с читателями впечатлениями о том, как некий механизм, принесённый в редакцию мистером Томасом Эдисоном, вдруг заговорил человеческим голосом и, ко всеобщему изумлению, поинтересовался здоровьем присутствующих, а затем без лишней скромности спросил, нравится ли он им.

В довершение всего говорящая машина рассказала о своих преимуществах и, перед тем как умолкнуть, пожелала всем спокойной ночи. Поскольку ничего подобного журналистам ранее видеть и слышать не приходилось, произошедшее вызвало среди них настоящий фурор. Статья, перепечатанная другими издательствами, создала новому изобретению широкую рекламу, благодаря чему его автор, обладавший, ко всему прочему, ещё и недюжинными коммерческими способностями, стал зарабатывать немалые деньги, устраивая публичные демонстрации своего детища. С этой целью им была официально зарегистрирована собственная фирма, называвшаяся «Говорящий фонограф Эдисона».

Поскольку недостатка в любопытствующих не ощущалось и популярность фонографа росла день ото дня, автор изобретения весьма выгодно продал право на его производство. При этом он выручил 10 000$, что по тем временам являлось огромной суммой, кроме того, оговорил в контракте 20% в свою пользу от стоимости каждого проданного экземпляра.

Необычайные возможности чудо-машины

Характерно, что, изобретая фонограф, Томас Эдисон уже тогда в общих чертах предвидел, сколь широкое применение сможет получить его открытие. Давая в июне 1878 года интервью журналу North American, он наметил сразу десяток таких областей:

  1. С его помощью можно, не прибегая к услугам стенографа, диктовать письма и различную деловую корреспонденцию.
  2. Для слепых людей открывается возможность пользования говорящими книгами.
  3. Использование фонограммы является одним из путей изучения ораторского искусства.
  4. Фонограф ─ это реальная возможность тиражирования музыкальных записей, позволяющая широкой публике прослушивать выступления ведущих мировых исполнителей.
  5. Из записей голосов родственников можно составлять уникальные семейные архивы.
  6. На основе фонографа открывается возможность создания и музыкальных шкатулок.
  7. Звукозапись может со временем заменить традиционный бой часов, возвещая человеческим голосом о начале и конце рабочего дня, времени отхода ко сну и т. д.
  8. Звуковые носители способны оказать неоценимую услугу в сохранении исчезающих из употребления языков, причём точно воспроизводить характерную для них манеру речи.
  9. В сфере народного образования Эдисон предлагал использовать созданное им устройство для записи и последующего прослушивания материала, объясняемого на уроке преподавателем.
  10. И, наконец, в соединении с телефоном фонограф может выполнять самый широкий перечень функций, связанных с записью и передачей информации.

Неожиданные конкуренты

В 1878 году, когда фонограф Эдисона получил всеобщее признание, автор временно оставил работу по его усовершенствованию и всецело занялся созданием коммерческого варианта лампы накаливания. Этим не преминули воспользоваться другие изобретатели. Так создатель первого телефона получив от французского правительства значительную денежную премию за свою работу, использовал эти средства на изучение акустических и электрических феноменов и, в соавторстве с инженером Чарльзом Тейнтером, сумел значительно улучшить фонограф Томаса Эдисона. В частности он отказался от фольги, покрывавшей валик, и заменил её слоем воска, на котором игла оставляла достаточный для последующего воспроизведения след.

В 1880 году, завершив работы по созданию лампы накаливания, Эдисон вернулся к своему фонографу. Не желая ни с кем делить славу, он категорически отказался от сотрудничества, предложенного ему Александром Беллом и Чарльзом Тейнтером, тем не менее в дальнейших своих разработках использовал их идею замены фольги восковым слоем.

Начало предпринимательской деятельности

Через год после того, как Томас Эдисон изобрёл фонограф, он основал собственную фирму по производству коммерческих образцов своего детища и вскоре наладил выпуск «Улучшенного фонографа» ─ так он назвал разработанную им усовершенствованную модель. В мае 1888 года на рынок была представлена ещё одна её модификация, также имевшая широкий спрос среди покупателей.

Изобретение Эдисоном фонографа дало толчок к появлению нового направления в предпринимательстве. Оно было связано с производством звукозаписывающей техники. Одним из первых представителей этой образовавшейся в конце XIX века коммерческой отрасли стал американец Джесси Х. Липпинкотт. Он купил предприятие, принадлежавшее Эдисону, а также несколько появившихся к тому времени небольших мастерских, специализировавшихся в этой области, и стал единственным обладателем лицензии на производство фонографов.

Следует отметить, что в то время качество воспроизводимого звука было крайне низким и не позволяло в полной мере использовать данные приспособления для записи музыкальных произведений. Фонографы Эдисона в основном брались в аренду различными компаниями для диктовки текстов, но и тут они не могли конкурировать с квалифицированными стенографистками. В результате спрос на них упал, и Липпинкотт потерял интерес к своей затее, а в 1890 году и вовсе передал управление делами Эдисону, который являлся, кстати, его постоянным кредитором.

На службе индустрии развлечений

Используя подконтрольные ему производственные мощности, изобретатель наладил выпуск говорящих кукол, которые сразу завоевали рынок и стали приносить ощутимые доходы. Специально для них Эдисоном были разработаны особые крошечные валики, покрытые воском. Благодаря этому новшеству куклы не просто издавали звуки, а произносили отдельные слова и даже целые фразы.

Кроме того, фонограф Эдисона, фото которого приведены в статье, нашёл применение при изготовлении прототипов современных музыкальных автоматов, появившихся за океаном ещё в конце XIX века. Это со всей очевидностью показало современникам, что будущее звукозаписывающей техники неразрывно связано с индустрией развлечений.

На волне коммерческого успеха

В 1894 году компания, возглавляемая Эдисоном, но фактически принадлежавшая Джесси Х. Липпинкотту, объявила о своём банкротстве, что дало изобретателю возможность вновь стать обладателем прав на своё детище. Однако, по закону, он в течение двух лет не мог продолжать выпуск фонографов. Этот период Эдисон использовал для их дальнейшего усовершенствования.

В 1886 году он основал Национальную фонографическую компанию, после чего его бизнес вышел на новый уровень. Качество производимого товара было повышено за счёт внедрения новых передовых технологий. Свою продукцию он стал оснащать пружинными, а вслед за тем и электрическими моторами.

Одновременно рос и товарооборот. Предприятия, принадлежавшие изобретателю фонографа Эдисону, появились и заслужили добрую репутацию не только в Америке, но и во многих странах Европы. Производство и продажа этого вида техники осуществлялись вплоть до 1912 года, когда в полный голос заявили о себе новые носители звука ─ диски, быстро завоевавшие рынок.

Ложка дёгтя, портившая бочку мёда

Когда Эдисон изобрел фонограф, то его детище имело два существенных недостатка. Первый из них заключался в том, что ввиду особенностей конструкции продолжительность фонограммы не превышала двух минут. Вторым же и главным минусом было отсутствие возможности создавать большое количество копий звучащего цилиндра. В результате для их коммерческого тиражирования артисты должны были многократно повторять свои номера, что создавало массу неудобств и повышало стоимость изделия.

На протяжении всего периода выпуска фонографов Эдисон предпринимал многочисленные попытки решить эти проблемы путём технического усовершенствования своего изобретения. Надо отдать должное, определённого прогресса он достиг. Последний раз это ему удалось в 1899 году, когда на прилавках магазинов появилась новая модифицированная модель концертного фонографа с увеличенным цилиндром. Однако со временем и она уступила место устройствам, в которых звуковая дорожка наносилась на диск, что позволяло даже в самых ранних образцах увеличить до 4 минут продолжительность записанной фонограммы.

Как делать модель фонографа Эдисона своими руками?

Сегодня так поражавшее когда-то воображение людей, стало музейным экспонатом. Однако интерес к нему весьма велик, о чём свидетельствует желание многих любителей техники создать фонограф Эдисона своими руками. Чтобы облегчить им задачу, в конце статьи помещено фото с изображением такого самодельного устройства.

Поясним лишь, что в качестве цилиндра ─ носителя звука - можно использовать пластиковый стакан. На роль мембраны вполне подойдёт бумажный стаканчик с прикреплённой к нему иглой. Вся конструкция приводится в действие обычным электромотором. На основе этой нехитрой схемы каждый «мастер-самоделкин» может, приложив фантазию, создать в домашних условиях агрегат, не уступающий тому, которым обессмертил своё имя Эдисон.

Декабрь 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее маленькой овечке. И через минуту изумленные помощники слышат, как аппарат голосом изобретателя повторяет незамысловатую историю. Чудо? Никто из современников Эдисона в этом и не сомневался.


Поглядеть и послушать «говорящую машину», едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за "необъяснимую загадку природы".

Когда фонограф демонстрировался в марте 1878 года в Академии наук в Париже, аппарат послушно воспроизвел записанную на валике фразу. И вдруг присутствовавший на заседании академик Буйо бросился на представителя Эдисона и схватил его за горло, громко крича: «Негодяй, мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!»

Выслушав объяснения физика, доказавшего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: «Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа"!

(

Изобретатель : Эмиль Берлинер
Страна : США
Время изобретения : 1887 г.

Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом.

Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того - понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно.

Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном. В 1877 году Эдисон создал первую «говорящую машину» - фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука.

О своем изобретении Эдисон рассказывал так: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой , к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?

Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: „Алло, алло“. Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись».

Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам. Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков.

При равномерном вращении полосы, резец, прикрепленный к пластинке, проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом, фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.

Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи. Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.

Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука «с», который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже: «В течение семи месяцев я работал почти по 18-20 часов в сутки над одним словом „специя“. Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя - прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность.

После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков - сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.

Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего. Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут.

Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.

Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.

Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке.

Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии. Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск, прежде всего, погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0, 1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.

Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. В процессе использовались электролиты - жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз - химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока.

Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом - анодом.) Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные - к аноду.

На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы. К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике.

С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну. В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.

Точно так же действовал Берлинер - он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3-4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы).

Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества. Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида.

Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы. Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак - смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.

Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве - граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с механизмом.

Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее, это изобретение имело огромный коммерческий успех - за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.

Изобретатель фонографа, Томас Альва Эдисон, смог поразить огромную массу своих современников.

Представленная им звукозапись показалась людям настоящим волшебством, за что Эдисон был прозван «волшебником из Менло Парк» (Менло Парк – это лаборатория, в которой работал учёный).

Предпосылки

Первый показ фонографа состоялся в 1877 году. Однако исследования процесса звукозаписи велись значительно раньше – с 1857 года. Именно тогда парижский промышленник Мартенвиль изобрёл «фоноавтограф». Он обладал практически всеми основными деталями, «перекочевавшими» в фонограф:

  1. Акустический конус (рупор);
  2. Мембрана, соединённая с иглой и фиксирующая звуки;
  3. Стеклянный цилиндр, вращавшийся вручную.

Цилиндр покрывался копотью или бумагой. Игла, реагируя на звук, чертила на покрытии цилиндра звуковую дорожку. Так Мартенвиль показал, как можно записывать звук. Однако он не смог придумать, как воспроизвести сделанную запись.

Эдисон добавил к этой конструкции более жёсткое покрытие, которое сохраняло дорожку и при повторном вращении барабана могло воспроизвести запись. Первоначально это была фольга, но впоследствии её заменили на более долговечный воск.

Несколько позже Эдисон предложил вариант дискового фонографа, который давал более качественную запись, однако граммофоны и патефоны новых типов к тому времени вытеснили изобретение отца-основателя. Интересно, что другой француз, Шарль Кро, в том же 1877 году представил изобретённый им «палефон», практически полностью аналогичный фонографу Эдисона.

Признание Эдисона

Эдисон, который до того времени был малоизвестным механиком-экспериментатором, моментально прославился. Сам он удивлялся и даже немного боялся такого признания. Боялся он и своего фонографа, который «начал работать с первого раза»: многие другие изобретения Эдисона поначалу были неудачными, так что ему приходилось долго и мучительно их дорабатывать или бросать затею, если он окончательно в ней разочаровывался.

Томас Альва Эдисон фото

  1. Запись музыки;
  2. «Говорящие книги» для слепых;
  3. Запись звуковых писем;
  4. Обучение ораторскому искусству;
  5. Запись голосов членов семьи;
  6. Музыкальные игрушки (шкатулки, куклы и др.);
  7. Запись речи выдающихся людей;
  8. Говорящие часы;
  9. Звуковые учебники;
  10. Дополнительная «приставка» к телефону (под этим, возможно, имелся в виду автоответчик).

Дальнейшая судьба изобретения

По сути, Эдисон изобрёл не только аппарат для звукозаписи (который он, строго говоря, всего лишь доработал), но и саму звукозаписывающую индустрию. Через некоторое время звукозаписывающие аппараты разных типов – граммофоны, патефоны, электрофоны и др. – заполнили мировой рынок.

Среди первых записей, продемонстрированных Эдисоном, публику больше всего впечатлили концертные и театральные. Это и определило приоритетные отрасли развития звукозаписи – сфера искусства и развлечений. Первые записи такого рода имели лишь рекламный характер.

Качество звука было посредственным, длительность записи – небольшой, а валики быстро изнашивались. Поэтому фонограф служил этакой звуковой афишей, которую демонстрировал организатор концерта на площади перед театром. Однако вскоре были изобретены «долгоиграющие» диски, которые давали приемлемое качество и высокую громкость звука и могли храниться много лет.

Это в корне изменило музыкальную культуру, ведь теперь публика увидела, что можно не посещать концерты, а слушать пластинки сколько угодно раз у себя дома. Публичные мероприятия – концерты – теряли популярность и, соответственно, прибыль, однако росла доходность звукозаписывающих компаний.

Томас Алва Эдисон (1847-1931) - выдающийся американский изобретатель и бизнесмен, получивший свыше четырех тысяч патентов в разных странах планеты. Наибольшую известность среди них получили лампа накаливания и фонограф. Его заслуги отмечены на самом высшем уровне - в 1928 году изобретатель был награжден Золотой медалью Конгресса, а спустя два года Эдисон стал почетным членом Академии наук СССР.

Томас Альва Эдисон (Thomas Alva Edison)

«Вера – утешительная погремушка для тех, кто не умеет думать».

«Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз».

«Большинство людей готово безмерно трудиться, лишь бы избавиться от необходимости немножко подумать».

В детстве Эдисона считали умственно отсталым

Томас Эдисон родился 11 февраля 1847 года в небольшом городке Майлен, расположенном в штате Огайо. Его предки перебрались за океан в XVIII веке из Голландии. Прадед изобретателя участвовал в Войне за независимость на стороне метрополии. За это его осудили победившие в войне революционеры и выслали в Канаду. Там у него родился сын Самюэль, ставший дедом Томаса. Отец изобретателя Самюэль-младший женился на Нэнси Элиот, впоследствии ставшей его матерью. После неудачного восстания, в котором участвовал Самюэль-младший семья бежала в США, где и родился Томас.

В детские годы Томас уступал по росту многим сверстникам, выглядя немного болезненным и хилым. Он тяжело перенес заболевание скарлатиной и практически лишился слуха. Это повлияло на его учебу в школе - там будущий изобретатель проучился всего три месяца, после чего был отправлен на домашнее обучение с обидным приговором учителя «ограниченный». В итоге образованием сына занималась мать, которая сумела привить ему интерес к жизни.

«Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

Бизнесмен от природы

Несмотря на суровое заключение педагогов мальчик рос любознательным и часто посещал Народную библиотеку Порт-Гурона. Среди множества прочитанных книг ему особенно запомнилась «Натуральная и экспериментальная философия» Р. Грина. В будущем Эдисон повторит все эксперименты, которые были описаны в источнике. Также его интересовала работа пароходов и барж, а также плотников на верфи, за которыми мальчишка мог наблюдать часами.

Эдисон в юности

С юных лет Томас помогал матери зарабатывать деньги, вместе с ней продавая овощи и фрукты. Полученные средства он откладывал на проведение экспериментов, но денег катастрофически не хватало, что вынудило Эдисона устроиться газетчиком на железнодорожной ветке с окладом 8-10 долларов. Параллельно предприимчивый молодой человек стал издавать свою газету Grand Trunk Herald и с успехом ее реализовывал.

Когда Томасу исполнилось 19 лет он переехал в Луисвилл, штат Кентукки и устроился в информационное агентство Western Union. Появление его в этой компании стало следствием человеческого подвига изобретателя, который спас от верной гибели под колесами поезда трехлетнего сына начальника одной из железнодорожных станций. В качестве благодарности тот помог обучить его телеграфному делу. Эдисон сумел добиться работы в ночную смену, так как днем посвящал себя чтению книг и экспериментам. Во время одного из них юноша пролил серную кислоту, которая через щели в полу протекла на этаж ниже, где работал его начальник.

Первые изобретения

Первый опыт изобретательской деятельности не принес Томасу славы. Его первый аппарат для подсчета голосов во время выборов оказался никому не нужен- американские парламентарии посчитали его совершенно бесполезным. После первых неудач Эдисон стал придерживаться своего золотого правила - не изобретать того, что не пользуется спросом.

В 1870 году к изобретателю, наконец, пришла удача. За биржевой тиккер (прибор для записи биржевых курсов в автоматическом режиме) ему заплатили 40 тыс. долларов. На эти деньги Томас создал свою мастерскую в Ньюарке и стал выпускать тиккеры. В 1873 году он изобретает диплексную модель телеграфа, которую вскоре усовершенствовал, превратив в квадруплексную с возможностью одновременной передачи четырех сообщений.

Создание фонографа

Прибор для записи и воспроизведения звука, который автор назвал фонограф прославил Эдисона на века. Он был создан как результат работы изобретателя над телеграфом и телефоном. В 1877 году Томас работал над аппаратом, способным записывать сообщения в форме глубоких оттисков на бумаге, которые впоследствии можно многократно пересылать с помощью телеграфа.

Активная работа мозга навела Эдисона на мысль, что аналогично можно фиксировать разговор по телефону. Изобретатель продолжал эксперименты с мембраной и маленьким прессом, которые удерживались над движущейся бумагой, покрытой парафином. Издаваемые голосом звуковые волны создавали вибрацию, оставляя следы на поверхности бумаги. Позднее вместо этого материала появился металлический цилиндр, обернутый в фольгу.

Эдисон с фонографом

Во время испытания фонографа в августе 1877 года Томас произнес строчку из детского стишка: «У Мэри был ягненок» и устройство успешно повторило эту фразу. Спустя несколько месяцев, он основал предприятие «Говорящий фонограф Эдисона», получая доход от демонстрации своего прибора людям. Вскоре изобретатель продал права на изготовление фонографа за 10 тыс. долларов.

Другие известные изобретения

Плодовитость Эдисона как изобретателя поражает воображение. В перечне его ноу-хау немало полезных и смелых для своего времени решений, которые по-своему изменили окружающий мир. Среди них:

  • Мимеограф - устройство для печати и размножения письменных источников малыми тиражами, которым любили пользоваться российские революционеры.
  • Способ хранения органической пищи в стеклянной емкости - запатентован в 1881 году и предполагал создание вакуумной среды в посуде.
  • Кинетоскоп - аппарат для просмотра фильма одним человеком. Представлял собой массивный ящик с окуляром, через который можно было увидеть запись продолжительностью до 30 секунд. Пользовался хорошим спросом до появления кинопроекторов, которым серьезно проигрывал в массовости просмотра.
  • Телефонная мембрана - устройство для воспроизведения звука, заложившее основы современной телефонии.
  • Электрический стул - аппарат для проведения смертной казни. Эдисон убедил общественность, что это один из наиболее гуманных способов казни и добился разрешения на использование в ряде штатов. Первым «клиентом» смертоносного изобретения стал некто У. Кеммер, казненный в 1896 году за убийство жены.
  • Ручка-трафарет - пневматический прибор для перфорации печатной бумаги, запатентованный в 1876 году. Для своих времен это было самое эффективное устройство, способное копировать документы. Через 15 лет С. О´Рейли на основе этой ручки создал тату-машинку.
  • Флюороскоп - аппарат для рентгеноскопии, который разрабатывал помощник Эдисона К. Делли. В те времена рентгеновские лучи не считались особо опасными, поэтому он тестировал действие прибора на собственных руках. В результате ему последовательно ампутировали обе конечности, а сам он умер от рака.
  • Электромобиль - Эдисон был по-хорошему помешан на электричестве и считал, что за ним настоящее будущее. В 1899 году он разработал щелочной аккумулятор и намеревался усовершенствовать его в сторону увеличения ресурса. Несмотря на то что в начале XX века в США более четверти автомобилей были электрическими, Томас вскоре отказался от этой идеи по причине массового распространения бензиновых двигателей.

Большинство этих изобретений были сделаны в Уэст-Ориндж, куда Эдисон переехал в 1887 году. В череде достижений Эдисона есть и чисто научные открытия, например, в 1883 году он описал термоэлектронную эмиссию, позднее нашедшую применение для детектирования радиоволн.

Промышленное электроосвещение

В 1878 году Томас приступил к продвижению на промышленном уровне лампы накаливания. Он не был причастен к ее появлению на свет, так как за 70 лет до этого британец Х. Деви уже изобрел прототип лампочки. Эдисона прославил один из вариантов ее усовершенствования - он придумал цоколь стандартного размера и оптимизировал спираль, благодаря чему осветительный прибор стал более долговечным.

Слева от Эдисона лампа накаливания огромного размера, в руках — компактный вариант

Эдисон пошел еще дальше и построил электростанцию, разработал трансформатор и другое оборудование в итоге создав электрораспределительную систему. Она стала реальным конкурентом распространенному тогда газовому освещению. Практическое применение электричества оказалось куда важнее замысла его создания. Поначалу система освещала всего два квартала, при этом сразу доказав свою работоспособность и приобретя законченный товарный вид.

Эдисон долго конфликтовал с еще одним королем американской электрификации Джорджем Вестингаузом из-за типа тока, так как Томас работал с постоянным, а его оппонент с переменным. Война шла по принципу «все средства хороши», но время все расставило по своим местам - в итоге переменный ток оказался гораздо более востребован.

Секреты успеха изобретателя

Эдисон смог удивительным образом сочетать изобретательскую деятельность и предпринимательство. Разрабатывая очередной проект, он четко представлял какова его коммерческая выгода и будет ли он пользоваться спросом. Томаса никогда не смущали выбранные средства и если нужно было заимствовать технические решения конкурентов он использовал их без зазрения совести. Он подбирал себе молодых сотрудников, требуя от них преданности и лояльности. Изобретатель работал всю жизнь, не переставая это делать, даже когда стал богатым человеком. Его никогда не останавливали трудности, которые только закаляли и направляли на новые свершения.

Кроме того, Эдисон отличался неудержимой работоспособностью, целеустремленностью, креативностью мысли и прекрасной эрудицией, хотя так и не получил серьезного образования. К концу жизни состояние предпринимателя-изобретателя составляло 15 миллиардов долларов , что позволяло его считать одним из богатейших людей своей эпохи. Львиная доля заработанных средств уходила на развитие бизнеса, поэтому на себя Томас тратил совсем немного.

Творческое наследие Эдисона было положен в основу всемирно известного бренда General Electric.

Личная жизнь

Томас был дважды женат и от каждой супруги имел троих детей. Первый раз он женился в 24 года на Мэри Стилвел, которая была младше мужа на 8 лет. Интересно, что до брака они были знакомы всего два месяца. После кончины Мери Томас заключил брак с Мине Миллер, которую обучил азбуке Морзе. С ее помощью они часто общались друг с другом в присутствии других людей, перестукивая ладонями.

Увлечение оккультизмом

В старости изобретатель всерьез увлекся загробной жизнью и проводил весьма экзотичные эксперименты. Один из них был связан с попыткой записать голоса умерших людей с помощью специального прибора некрофона. По замыслу автора аппарат должен был записывать последние слова только что скончавшегося человека. Он даже заключил со своим помощником «электрический пакт», согласно которому первый скончавшийся должен послать коллеге послание. До наших дней прибор не дошел, не осталось и его чертежей, поэтому результаты эксперимента остались неизвестными.

  • Эдисон был большим трудоголиком, готовым ради достижения результата на многое. В годы Первой мировой он без отдыха проработал 168 часов, пытаясь создать предприятие по выпуску синтетической карболовой кислоты, а в процессе разработки щелочного аккумулятора Томас провел 59 тысяч опытов.
  • Томас имел на левом предплечье довольно оригинальную татуировку в виде 5 точек. По некоторым сведениям, она была сделана тату-машиной О´Райли, созданной на основе гравировального прибора Эдисона.
  • В детстве Эдисон мечтал стать актером, но из-за большой застенчивости и глухоты отказался от этой идеи.
  • Томаса интересовали многие области жизни, в том числе и сфера быта. Изобретатель создал специальный электрический прибор, уничтожавший тараканов с помощью тока.
  • Эдисон оставил богатое творческое наследие, которое нашло выражение в 2,5 тысячах написанных книг.

Знакомые Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается его калитка. Наконец один из друзей сказал ему:
- Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.
- Мне кажется, - ответил Эдисон, - калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Томас Эдисон ушел из жизни 18 октября 1931 года в собственном доме в Уэст-Ориндж и был захоронен на его заднем дворе.