Полюс холода - это условная точка на земном шаре, где наблюдается самая низкая температура планеты. Вопреки умозрительному представлению, географические полюса Земли не являются самыми холодными местами: например, зимой мороз в Арктике не опускается ниже -43 °C.

Однако в России есть два места, где были зафиксированы рекордно низкие показатели: Верхоянск (-67,8 °C) и Оймякон (-67,7 °C, неофициально −77,8 °C). Все они находятся в Якутии, и на днях я проехал каждый из них на пути к Северному Ледовитому океану. Это был самый яркий этап экспедиции "Полюс холода 2016", о которой я расскажу в ближайших постах.

В целом, поездка заняла 37 дней, а общая длина маршрута - 12 000 километров. Старт экспедиции состоялся в Иркутске, однако я присоединился к команде в Якутске. Оттуда и начну свой рассказ...

Наша команда. Ехали на трех Тойотах - Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 80:

3.

Специальный гость экспедиции - якут на повозке мощностью в одну лошадиную силу:

4.

Я буду описывать наше движение по дням, чтобы записи имели практический смысл для тех, кто захочет поехать по нашим следам. В первый день выехали из Якутска и добрались до села Хандыга. Дорога скучная и неинтересная, за бортом было -45 градусов. В тот же день распределили и загрузили паёк на следующие дни. Как вы видите, рацион не баловал разнообразием и включал, в основном, одни консервы и каши. Организаторы сказали, что на консервах не умрем, а если кто-то хочет творожок, то пусть сам себе его покупает. Все согласились, что и консервы их полностью устраивают (они оказались очень даже неплохими, спасибо компании Atrus):

5.

Хандыга удивила зданием детского центра в виде летающей тарелки. Говорят, нарисовал это великолепие кто-то из администрации, после чего архитекторы воплотили творческий набросок в жизнь.

Выглядит необычно, правда, не уверен, что деткам по вкусу здание без окон:

6.

Городская заправка:

7.

95-го нет нигде, в наличии только 92-й и дизель. Цены вы видите на фото:

8.

Ни о каких сетевых заправках речи не идёт совершенно, тут одни допотопные бензоколонки со "скворечниками" в качестве санитарных удобств. Причем, чем дальше на север, тем дороже становится топливо:

9.

Федеральная трасса Колыма - одна из самых красивых дорог в России, я уже неоднократно об этом писал. Идет она от Якутска до Магадана. Промежуток до Хандыги не очень интересен, зато потом на горизонте поднимаются сопки и начинается красота-красота:

10.

Обочина выглядит ровной, но стоит съехать на неё одним колесом, как моментально проваливаешься в канаву:

11.

12.

Интересная агитация:

13.

14.

15.

Я раньше думал, что самые смешные названия населенных пунктов в Карелии, но оказалось, Якутия вполне может посоревноваться с русским севером:

16.

17.

18.

19.

20.

Тут, видимо, прошёл какой-то сель и оставил "лысину" на склоне:

21.

22.

Вечером помогли вытащить УАЗик из канавы:

23.

Проехав буквально полчаса, опять встретили нашего потерпевшего. В том же же самом положении. Сразу видно, счастливчик:

24.

Немного зимней сказки вам в ленту:

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Знаменитая заправка в поселке Кюбеме: отсюда дорога поворачивают на Оймякон. В какой-то момент здесь возникла традиция клеить стикеры всех проходящих экспедиций:

31.

Топливо пока ещё стОит столько же, сколько и в Хандыге, но очень скоро цены поползут вверх:

32.

Ещё этот поселок заменит своей "туристической инфраструктурой" - для редких путников открыто кафе с неожиданным названием "Куба": Правда, всё, чего у республики Саха есть общего с этой страной - это количество букв в названии:

33.

Хотя Кюбеме и расположен в соседнем часовом поясе, все тут живут по якутскому времени:

34.

Среди обитателей "Кубы" одни дальнобойщики:

35.

Объявление:

36.

На термометре автомобиля -38, хотя в реальности гораздо холоднее. Увы, оборудование рассчитано на максимальный мороз в -40 градусов, после чего начинает врать:

37.

А сейчас самое время представить партнеров экспедиции "Полюс Холода 2016". Текст предоставлен органихаторами:

Во первых, экспедиция едет на внедорожниках Toyota Land Cruiser , любимцах всех испытателей и регулярных участниках самых сложных путешествий на грани выживания. Это возможность посмотреть поближе на новый флагман Toyota и его техническую начинку.

У экспедиции есть важная социальная миссия - колоссальное количество энергии и движений, которые совершат участники на своем пути по самым холодным местам России, пойдут на по-настоящему доброе дело. Они будут конвертированы в баллы и переданы в фонд Добра проекта «Непотека 2.0 ». Накопленные баллы бренд Rexona переведет в деньги и направит на развитие и популяризацию спорта - строительство мобильных спортивных площадок в городах России."

Компания Toyo Tires предоставила для экспедиции несколько комплектов шипованной резины Observe G3-Ice, которая обеспечит нам комфорт и безопасность даже на труднопроходимых участках маршрута, где ехать придется по глубокому рыхлому снегу или по льду. Эти шины разработаны специально для экстремальных зимних условий, они дают отличную управляемость, резиновая смесь остается мягкой и не теряет своих свойств даже в сильный мороз, глубокий протектор «елочкой» хорошо гребет снег, а хитро расположенные шипы образуют 20 рядов на поверхности шины и позволяют уверенно тормозить на льду. Toyo Observe G3-Ice идеально подходит для путешествия в Заполярье.

Верхнюю одежду для экспедиции предоставила российская компания Sivera

Те из нас, кто помнит советские времена, с уверенностью скажет, что мечтал о суровой северной романтике, играл в полярников и «дрейфовал» во дворе своего дома на льдине.

Попасть на ледокол получалось не у всех — стране были нужны не только полярники, но и строители с инженерами.

Зато сейчас появилась уникальная возможность заполнить героические пробелы — спасибо операторам, организующим туры в Арктику.

Ниже мы поведаем, как попасть на ледокол, какие достопримечательности ожидают вас за полярным кругом и, главное, — сколько это стоит.

Увлекательный тур в Арктику: поездка во льды

Вероятно, многие из вас успели посмотреть документальную картину «Коми. Путешествие через Арктику», в котором показаны будни людей, обитающих в непосредственной близости от Полярного круга.

Большинство арктических туров — это тщательно подготовленные экспедиции . Фактически это означает, что сам процесс путешествия превращается в незабываемое приключение.

Условно такой «отдых» можно разделить на следующие разновидности:

  • Путешествие на Шпицберген:
    • трансфер,
    • проживание,
    • туристическая инфраструктура.
  • Экскурсия в Арктику на ледоколе (конечная точка — Северный полюс);
  • Экскурсия на паруснике в окрестностях:
    • Шпицбергена,
    • Гренландии,
    • северных архипелагов.
  • экспедиция на собачьих упряжках;
  • походы на лыжах.

Арктика — одно из последних экологически чистых мест.

Некоторые из подобных путешествий носят локальный характер и длятся всего пару дней (собачьи упряжки), на другие можно потратить больше недели:

  • ледокол,
  • парусник.

Общее у них одно — экстрим, вызов собственному телу и духу.

Ландшафты северных широт уникальны, такой красоты на Земле больше не встретить. Это места, которые из-за своей труднодоступности практически не тронуты человеком.

Перечислим главные причины, по которым стоит поехать:

  1. Неосвоенность . Вы попадаете в реальность, где хозяйственная деятельность не ведётся человеком.
  2. Ландшафты . Снежные торосы и северное сияние — поверьте, это безумно красивое зрелище.
  3. Ледяное море . Вы увидите море, оттенки которого варьируются от зелёного и до остального.
  4. Фауна . Сфотографировать белого медведя либо полярного волка — вы это можете в своём Таиланде?
  5. «Вещь в себе» . Случается и так, что путешествие на ледоколе либо паруснике не имеет конечной цели. Путешествие в Арктику ценится сам по себе, поскольку каждое мгновение — это борьба с суровой действительностью и впитывание новых впечатлений.

Сейчас не нужно собирать компанию единомышленников, тщательно планировать каждый шаг и выкладывать огромные деньги за дорогостоящую экспедицию. Туроператоры всё это делают за вас. Ну, кроме оплаты, разумеется.

Основным сезоном для круизов в Арктике является лето — с июня по август.
При этом всё большую популярность набирают рождественские и новогодние ледокольные круизы к этому загадочному континенту.

Круиз на ледоколе

На сегодняшний день круизами в Антарктиду и Арктику никого не удивишь. Это достаточно удобно: садишься на ледокол и — вперёд. Никаких утомительных пересадок, перелётов и резких смен часовых поясов.

В пути гиды читают лекции, рассказывают исторические и географические факты. На борту — ресторан и масса развлечений.

В числе наиболее популярных маршрутов:

  • Северный полюс;
  • полуостров Таймыр;
  • архипелаги Карского и Баренцева морей;
  • Новая Земля;
  • Восточно-Сибирское море;
  • остров Врангеля;
  • море Лаптевых;
  • Чукотка.

Одной из самых обширных ледовых площадей в мире владеет Россия. Поэтому здесь арктический туризм и развивается семимильными шагами.

Стандартный круиз на ледоколе будет выглядеть так:

  • 1 день . Вы садитесь на ледокол в Мурманске. Если вы при этом живёте в Санкт-Петербурге, то предварительно придётся совершить перелёт или добраться в Мурманск на поезде.
    Наиболее популярно сейчас судно «50 лет Победы» — это мощнейший ледокол отечественного флота. Погрузка на борт осуществляет после обеда, затем — прохождение через Кольский пролив.
  • 2-5 день . Вы пересекаете Северный ледовитый океан.
    Всё это время ледокол, наваливаясь многотонной массой на арктические льды, ломает их и прокладывает путь к вершине мира.
    Погодные условия в Арктике непредсказуемы — это лишь добавляет туру остроты.
    Если круиз займёт на пару-тройку дней больше вашего времени — не удивляйтесь и не ропщите, ибо вас окружает самая «жёсткая» местность этого мира.
  • 6 день . При удачном стечении обстоятельств вы прибываете на Северный полюс. Здесь будет достаточно тепло — около ноля градусов.
    На навигационном мостике происходит торжественная церемония — вас поздравляют с великим достижением.
    Затем — полярный пикник на свежем воздухе. Можно окунуться в прорубь и даже позвонить другу при помощи спутниковой связи.
  • 7-8 день . Ледокол держит курс на юг. Вскоре вы слышите крики арктических чаек — приближается земля.
  • 9-11 день . Вы достигаете архипелага под названием Земля Франца-Иосифа. Перед вами расстилаются паковые льды и высятся вулканические горы.
    При хорошей погоде ледокол входит в бухту Тихая, предоставляя вам возможность понаблюдать за скалой Рубини — гнездовьем огромного количества полярных птиц.
  • 12 день . Прибытие в Мурманск и трансфер до вашего города.

Заместитель директора ФГБУ «Национальный парк "Русская Арктика"» по научной работе Мария Гаврило рассказала порталу arctic.ru о научных экспедициях сотрудников парка.

В каких экспедициях участвуют научные сотрудники национального парка «Русская Арктика» в 2015 году?

Традиционно мы отправляемся в поле весной и летом. Весной, это апрель и май, — наблюдения морских млекопитающих и белого медведя. У медведей это очень ответственный период — самки с медвежатами выходят из берлог, чуть позже — брачный период, в мае — основной нагул медведей. Интереснейший объект наблюдений — полыньи, это настоящие оазисы жизни среди льдов, здесь можно увидеть много интересного — и китов, и морских птиц. Летом, в июле-августе, мы будем продолжать мониторинг птиц и моржей, исследование миграций морских птиц, на август была запланирована широкомасштабная «перепись» населения белых медведей — от Шпицбергена до Земли Франца-Иосифа, совместно с норвежцами.

Начнём с весны. В середине апреля состоялась экспедиция по проекту Всемирного фонда природы (ВВФ России). В ней участвовало три стороны. Идею предложили сотрудники ВВФ ещё в 2013 году. Они обратились ко мне с вопросом о возможности организовать весной экспедицию на острова Карского моря, чтобы оценить местообитания белых медведей в этом удалённом районе и предложить новые участки для создания охраняемых природных территорий. Идея показалась очень привлекательной, но не очень простой в реализации. На проработку возможной логистической схемы ушло около года.

В итоге проект ВВФ был осуществлён силами двух организаций: научная составляющая — это сотрудники национального парка «Русская Арктика» (от нас участвовало три человека — я была научным руководителем этого мероприятия, плюс ещё двое моих коллег из экспедиционного центра), а всю логистику взял на себя научно-экспедиционный центр Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним!», который был создан год назад в ранге одной из комиссий Ассоциации для реализации некрупных морских и прибрежных исследовательских проектов, нацеленных на изучение и сохранение морского наследия. Представители ВВФ также входили в научную команду, а также освещали нашу работу в СМИ.

Апрельская экспедиция в Карское море была авиационной, отсюда и её название , поскольку в Арктике в апреле ещё зима и можно работать либо на мощном ледоколе, либо на вертолётах.

Целевым островом проекта был остров Визе, то есть ВВФ поставил задачу обследовать именно его, но поскольку нам удалось добраться в столь удалённый район, естественно, мы решили осмотреть всё, что позволяли нам финансовые и организационные возможности. В итоге мы посетили основные из самых удалённых островов северо-востока Карского моря. Кроме острова Визе мы обследовали остров Ушакова, подлетали к острову Шмидта — это как раз три самых крайних острова на севере Карского шельфа, а также часть побережья архипелага Северная Земля.

У нас работало две машины — вертолёты Ми-8, на которых мы стартовали из Хатанги. В ходе экспедиции мы базировались на острове Средний, к западу от центральной части Северной Земли. Средний — это такой североземельский хаб — там есть взлётно-посадочная полоса, погранзастава и полярная метеостанция, оттуда стартует много экспедиций и на архипелаг, и к Северному полюсу. И мы оттуда делали свои радиальные вылеты на 300-350 км. Нашей задачей было обнаружить и подсчитать по маршруту следования всех животных и их следы, в первую очередь белых медведей, но, конечно, мы регистрировали и тюленей, и моржей, и птиц.

Это был визуальный учёт?

Я бы сказала, что мы проводили визуальные авианаблюдения и фотофиксацию. Авиаучёт требует строгого соблюдения методики: следование по заложенным маршрутам, выдерживание параметров полёта и иных нюансов регистрации самих объектов. У нас были несколько иные задачи.

Тем не менее все наблюдения чётко фиксировались по времени и привязывались по координатам, фиксировались и параметры полёта. Наши фронтальные наблюдатели сидели в кабине вертолёта, а операторы видео- и фотокамер располагались в салоне по обоим бортам. Коллеги из Арктического и Антарктического института подготовили для нас перед самым вылетом космические снимки, то есть у нас была обзорная информация о состоянии ледяного покрова, и мы знали, где и кого искать. Мы посетили практически все места, которые запланировали, помимо упомянутых островов Визе, Ушакова и Шмидта, побережье островов Комсомолец и Октябрьской Революции, прибрежную акваторию моря Лаптевых и о. Малый Таймыр, пролив Вилькицкого и мыс Челюскин. По погоде пришлось некоторые маршруты немного подрезать, но это несущественно. Надо сказать, что с погодой нам в целом повезло — единственный возврат с маршрута и суточный вынужденный простой на Среднем, это позволило провести широкомасштабное обследование в очень сжатые сроки — всего за четыре лётных дня!

Что в итоге? Всего мы встретили 12 особей белого медведя. Медвежат этого года мы не видели, но нам попались две самки с медвежатами прошлого года и взрослые звери. Это немного, но в пределах средних показателей: один зверь примерно на 200 км пути. Надо сказать, что обследовали мы не самые густонаселённые медвежьи места. Вместе с тем следовая активность местами была очень интенсивная, особенно чётко следы были видны на молодых льдах, чуть припорошенных снегом. Следы самих животных, покопки медведей, следы их охоты на нерп — всё это мы фиксировали на фото. Уже составлены первичные картосхемы распределения животных и их следов на фоне спутниковой картинки с ледовой обстановкой. Даже эти предварительные результаты чётко подтверждают теорию: в зоне ледовой кромки, а также там, где есть разводья и молодые льды, концентрируются и звери.

Из самых, пожалуй, интересных наблюдений стоит отметить встречу стада белух очень высоко (по широте!) на севере, в достаточно тяжёлых льдах. Они шли на север по узкому разрыву в ледяном покрове. Очень красиво! Но это и очень ценные данные, важные для понимания общей картины распределения и миграций этого характерного обитателя Арктики, про которого мы ещё так мало знаем. Принято считать, что белухи приходят в Карское море на летний нагул с запада, из Баренцева моря. А это были, очевидно, местные животные, что указывает на возможность того, что белуха обитает здесь не только летом.

На постоянной основе?

Да, получается, что, возможно, на постоянной основе. Потому что от того места, где мы их наблюдали, море было покрыто сплочёнными льдами на несколько сотен километров, то есть это не случайный заход. Это маленькое открытие пойдёт в общую копилку, так сказать, в общее белушье досье. Потом нужно будет проанализировать данные прошлых лет, полученные наблюдателями ледовых разведок. В 1960-1970-е годы вместо спутников за льдами следили ледовые разведчики-визуальщики, и у них есть масса ценнейших наблюдений зверей и птиц на акваториях Северного Ледовитого океана, в т.ч. и белух.

Кого ещё вы встретили в арктических льдах?

На обратном пути мы перелетели вдоль пролива Шокальского архипелаг Северная Земля и вышли уже на сторону моря Лаптевых. Там нам открылась картина совсем иная, потому что мы вышли в район огромной стационарной полыньи, а полынья — это источник корма и жизни, своеобразный оазис в ледяной арктической пустыне.

Теория снова подтвердилась: зона ледовой кромки, полынья — районы повышенной биологической продуктивности. Льды были буквально испещрены цепочками следов медведей, следующих за ними песцов. Видели и многочисленные следы охотничьей деятельности медведей, вскрытые логова нерпы, кровавые следы удачной охоты и самих медведей, терпеливо выжидающих добычу у лунки… Вообще, картина была весьма оживлённой, похожей на ту, что мы наблюдаем у нас, на Земле Франца-Иосифа. А на стороне Карского моря было по сравнению с этим, конечно, пустовато… Но это тоже соответствует теории и известным различиям в общей продуктивности между Карским морем и морем Лаптевых.

На побережье моря Лаптевых, на кромке полыньи, мы встретили и лаптевских моржей, представителей эндемичной популяции, занесённой в Красную книгу России.

А прибрежная акватория этой полыньи была буквально заполнена люриками — маленькими птичками из семейства чистиковых — там были десятки тысяч этих птиц. На побережье острова Октябрьской Революции, обращённом к полынье, находятся самые крупные на архипелаге птичьи базары, основу населения которых и составляют люрики. Птички прилетают в район гнездования задолго до начала размножения, как только позволяют ледовые условия, и нагуливаются перед откладкой яиц в богатых водах полыньи. Помимо люриков удалось отметить чистиков, бургомистров и белых чаек, но в небольшом количестве.

В завершение подчеркну, что такое масштабное авиационное обследование этого района весной проведено биологами впервые. Несмотря на то что были выполнены авианаблюдения, рекогносцировка, а не полноценный учёт, эти исследования очень важны. Раньше все наблюдения в этот период оказывались случайными или попутными, производились преимущественно в ходе ледовых разведок, эпоха которых закончилась три десятка лет назад, а специальных научных исследований не проводилось.

Каковы результаты этой экспедиции?

Я уже подготовила научно-экспедиционный отчёт, составила серию картосхем с распределением различных видов, сформулировала свои предложения по районам для включения в систему особо охраняемых территорий, передала их в ВВФ. Если коротко, то основную проблему можно сформулировать следующим образом. Сейчас система морских ООПТ региона, куда входят заповедник «Большой Арктический» и федеральный заказник «Североземельский», имеет очень ограниченную морскую акваторию, прилежащую не ко всем участкам. Для эффективной охраны белого медведя, морских млекопитающих и птиц, безусловно, требуется установление природоохранного режима и на участках акватории, включающей их ценные сезонные местообитания в различные фазы годового цикла. Ряд таких участков мы выделили в результате наших работ. Это в первую очередь акватория Восточно-Североземельской стационарной заприпайной полыньи вместе с участками припайных льдов.

После совместного с ВВФ обсуждения мы разработаем более конкретные предложения по организации охраны наиболее значимых участков. Возможно, какие-то участки будут предложены для внесения в списки заповедных зон. После этого можно будет направить наши предложения в Минприроды. Это на самом деле очень актуальная проблема в связи с масштабным и стремительным наступлением нефтегазовой индустрии на арктический шельф, причём экспансия на шельфе Карского моря идёт опережающими темпами. Нам надо торопиться!

Когда состоялась следующая экспедиция?

В конце июня — августе мы провели наши регулярные научно-экспедиционные работы на территории государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа». Экспедиция была посвящена мониторингу и исследованиям морских птиц и млекопитающих, инвентаризации других компонентов биоты — насекомых, грибов, морских беспозвоночных…

Основной упор в работах был всё же орнитологический. Помимо мониторинга авифауны мы продолжаем работы по долгосрочному проекту исследования морского периода жизни птиц. У нас выбраны две ключевые «птичьи» точки — мыс Флора острова Нортбрук и бухта Тихая острова Гукера. В этих же районах мы проводим и работы по морским млекопитающим, т.к. здесь есть лежбища моржей, сюда на нагул приходят киты…

Но начнём с птиц. Помимо общих орнитофаунистических наблюдений и учёта численности птиц в колониях мы участвуем в проекте МОРТРЭК (трекинг морских птиц в море — tracking seabirds at sea SEATRACK). Это крупный международный проект, охватывающий пять стран в Северо-Восточной Атлантике от Исландии и Гренландии до Шпицбергена, далее на восток — всё Баренцево море, включая и Землю Франца-Иосифа. Этот проект выполняется по строго скоординированной программе, по согласованным методикам и протоколам наблюдений. Сообществом орнитологов были выбраны ключевые виды птиц — самые распространённые (чтобы получать сравнимые результаты из разных регионов) и самые многочисленные и, соответственно, значимые в морской экосистеме. Это виды-индикаторы, и их должно быть много, поскольку нужна статистика. В каждой точке свой конкретный набор, где география и экологические условия сходные, там и виды общие.

Какие птицы отобраны для исследований в российской арктической зоне?

В каждой конкретной точке набор видов немного отличается, т.к. в российской Арктике проектом охвачена большая территория — от Мурманска и Белого моря до Новой Земли и Земли Франца-Иосифа (ЗФИ). На ЗФИ для исследований выбрано пять видов птиц: толстоклювая кайра, люрик, бургомистр, моёвка, обыкновенная гага. Все они разные: первые ныряют в толщу воды и ловят рыбу, другие ныряют в толщу, но ловят рачков, третьи не ныряют, а ловят и собирают всё что попало и в море, и на берегу, четвёртые ловят рыбу с поверхности, а пятые ныряют ко дну и собирают там моллюсков. То есть эти пять видов охватывают все трофические ниши морской экосистемы, и именно по этому принципу они и были подобраны.

Давно ли работает этот проект и какова его специфика?

Проект работает уже третий год, мы в нём с 2013 года. Основная его идея — проследить перемещения морских птиц вне периода гнездования, найти места зимовок и проследить пути миграций. Для этого птицам помимо стандартных металлических колец надевают на лапку при помощи цветного пластикового кольца миниатюрные GLS-логгеры с датчиками света и таймером. Они информацию записывают, но ничего не передают, только хранят. В этом и специфика: поскольку передатчика нет, то логгер надо сначала надеть, а через год найти ту же самую птицу, снять его и скачать данные. Только и всего!

К счастью, выбранные виды птиц имеют обыкновение возвращаться на место прежнего гнездования. Поэтому и мы возвращаемся через год на колонию, в то место, где кольцевали птиц, и ищем птичек с цветными колечками и логгерами среди сотен их соседей…

А она ещё помнит прошлый год и в руки не даётся…

Совершенно верно! И в прошлом, и в этом году нам попадались такие злопамятные моёвки, ловили их, ловили минут по сорок, по часу, а они — ни в какую. Сидят — рукой подать, подводишь к ним петлю, а они следят и в последний момент улетают. Пришлось их оставить в покое, помахать рукой, и только.

Почему такие сложности? Дело в том, что записывающий логгер в 10 раз дешевле, чем передатчик, который передаёт информацию через спутник. Либо мы ставим 40 записывающих логгеров, либо четыре спутниковых передатчика. Из этих четырёх один-два могут дать сбой, и данных для статистики практически не останется. Да, конечно, все 40 птиц тоже невозможно поймать через год, но считается, что хороший возврат — это 50%, а это всё-таки 20 птиц, а не две.

В 2014 году, кстати, у нас по разным причинам был очень маленький возврат. На два участка мы просто не смогли попасть, потому что, когда мы кольцевали птиц, в округе была чистая вода. В 2013 году мы приплыли на лодках, забрались на скалу Рубини и поставили логгеры. А через год в то же время там всё было забито льдами, и мы не смогли даже подойти к подножью. Да и на саму скалу тоже было не подняться из-за снежного карниза, нависавшего с бровки плато. Кстати, он так и не сошёл до конца лета… Сезон 2014 года был очень холодный и ледовитый. А на скале Рубини у нас было окольцовано около 70 кайр и моёвок, но снять с них логгеры в прошлый сезон у нас так и не получилось.

Но немного повезло в этом сезоне. Удалось прорваться к скале, совершить восхождение и снять три логгера с моёвок. А вот окольцованные кайры не вернулись на место прежнего гнездования….

Аналогичная картина была и на мысе Флора, там тоже не было кайр, окольцованных в 2014 году. Но вот с моёвок удалось снять ¾ прошлогодних логгеров. И с люриков в бухте Тихая — половину. Так что в целом результат очень неплохой!

Сколько работает логгер?

Сам регистратор работает долго, а логгер, в зависимости от модели, может работать, т.е. накапливать данные, до трёх лет. То есть от пойманных птиц, которых мы окольцевали два года назад, у нас, возможно, будут данные за два года. Так что надежда получить информацию с логгеров особо злопамятных птиц пока не угасла.

Но на самом деле логгеры-геолокаторы — это настоящий прорыв в орнитологии. Сейчас выпускают совсем миниатюрные датчики, которые можно ставить на птичек размером с воробья и даже на крупных насекомых. Мы используем такие логгеры уже третий год, и, таким образом, с учётом снятых датчиков, сейчас на нашей территории летает около 300 помеченных птиц.

Самые первые расшифрованные данные показывают, что наши птицы, например люрики, летают своими путями и зимуют несколько в стороне от известных мест зимовок.

Кого ещё кроме птиц вы будете изучать во время этой экспедиции?

Спектр наших интересов широк: от крупнейших представителей нашей фауны китов и моржей до едва заметных среди мхов комариков и грибов…

Про белых медведей и моржей знают все, это так называемые флаговые виды арктической биоты, но жизнь в Арктике очень разнообразна, и мелкие её обитатели не менее интересны, а порой с точки зрения поддержания всей экосистемы и более важны.

Вот, например, у нас есть совместный проект с Пермским государственным университетом по комарикам-хирономидам, если по-русски — звонцам.

Вы обнаружили их в 2012 году на островах ЗФИ?

Да. Точнее, первые и единственные сведения о звонцах с ЗФИ относятся к находке одного вида ещё в 1930 году. После этого на этих мелких, но, как оказалось, весьма многочисленных жителей архипелага никто не обращал внимания. А ведь именно их водные личинки — основа диеты многих тундровых птиц, на ЗФИ ими питаются, например, кулики.

На меня вышел коллега-зоолог из Пермского университета Андрей Крашенинников, объяснил методику сбора и хранения, и теперь я собираю для него арктических комаров, пока сам он только собирается до нас добраться.

Эти комары какие-то особенные?

Эти комары не кровопийцы, взрослые особи у них не питаются вообще, то есть они афаги, только летают — невысоко (у нас всё холодно и ветрено) и звенят очень тихо… Между прочим, это самое морозоустойчивое насекомое. У них есть своеобразные антифризы, то есть в их гемолимфе (это такая жидкость у них вместо крови) есть особые полисахариды и белки, которые не дают ей замёрзнуть при отрицательных температурах. И ещё звонец — единственный представитель класса насекомых (именно насекомых!), который выживает в Антарктике. Этого комарика в русской литературе принято называть бескрылой мухой Бельжика. Оказалось, что это не муха, а комар-звонец. А из наших сборов на ЗФИ Андрей описал новый вид звонцов и назвал его в честь архипелага Hydrobaenus franzjosephi , это открытие пришлось на год 140-летия со дня открытия самого архипелага.

Весной все говорили, что в августе на ЗФИ пройдёт региональная перепись белых медведей. Что с этим проектом?

Да, на август были запланированы серьёзные учётные работы. Они нужны для того, чтобы получить количественную оценку медведей на определённой территории. Эти работы по плану должны были охватить на территории России в зависимости от ледовых условий район ЗФИ и прилежащую зону ледовой кромки.

На севере Баренцева моря есть условно выделяемая баренцевоморская субпопуляция медведя, она населяет Шпицберген (Норвегия), Землю Франца-Иосифа и, возможно, север Новой Земли, вместе с примыкающими акваториями. Медведю всё равно, где проходит российско-норвежская граница. Чтобы получить оценку этой популяции, нужно одновременно провести учёт от Шпицбергена до Новой Земли. Время подбирается специально. Исследования приурочены к минимальному развитию ледяного покрова, то есть когда льда меньше всего, чтобы медведи были сконцентрированы на небольшой территории. Когда льда много, медведи слишком рассредоточены, и летать по такой огромной площади — слишком дорогое удовольствие.

В последний раз такая перепись проводилась в 2004 году. Тогда парка «Русская Арктика» ещё не было, но был заказник, и перепись проводили специалисты ВНИИприроды (сейчас это ВНИИ Экология) совместно с норвежцами. Они оценили популяцию приблизительно в 2,7 тыс. особей.

На этот год по плану в медвежьей переписи должны были участвовать Норвежский полярный институт, приглашённые норвежской стороной специалисты из других организаций, ВНИИ Экология и нацпарк «Русская Арктика».

Экспедиция должна была проводиться на норвежском ледоколе, с норвежскими вертолётами. Это и оказалось роковым препятствием, сорвавшим проект, который готовился не менее пяти лет… В середине лета мы получили отказ на заявку, посланную в установленном порядке для согласования в требуемые министерства и ведомства. Судну отказали в проходе со Шпицбергена напрямую к ЗФИ, минуя заход в Мурманск (на что ушло бы дополнительно около 10 дней, т.е. почти половина отведённого на работу в России времени…). Отказали, несмотря на то, что летом 2015 года через только что созданный участок порта в акватории ЗФИ на архипелаг пришло три туристических круизных рейса напрямую со Шпицбергена…

Экспедиционный сезон в Арктике закончился в этом году рано, в конце августа вы были уже на материке?

Можно, конечно, было бы остаться и на сентябрь, но основные задачи мы выполнили, необходимых для расширения географии исследований транспортных средств у нас не было, так что мы на последней «попутке» —атомном ледоколе с туристами вернулись домой.

Что происходит в нацпарке «Русская Арктика» зимой?

На Новой Земле всё проще, потому что, кроме нас, там сейчас людей нет. Там была раньше полярная метеорологическая станция, но она закрыта (переведена в разряд автоматических). То есть человеческое присутствие на мысе Желания обеспечиваем только мы. Наши специалисты заезжают туда летом и осенью уезжают. То есть получается чисто летний сезон. В планах — сделать на Новой Земле круглогодичный стационар, но пока непонятно, когда это будет реализовано.

На Земле Франца-Иосифа помимо нас есть ещё поселения. На острове Хейса находится метеорологическая станция, на которой круглый год работают от четырёх до восьми человек. Кроме того, там есть погранзастава с неизвестным количеством служащих — как говорится, меньше ста, но больше десяти. Их военный городок также функционирует круглый год. У нас очень хорошие отношения с пограничниками. Мы пользуемся их бортами — они выделяют нам по запросу места. В прошлом году во время весенней экспедиции мы у них жили. А зимой 2014/2015 впервые на зимовку остались и сотрудники парка на запущенной в строй базе Омега… Но это вне рамок научных исследований. Наши работы пока сезонные. Грядущая зима — время для обработки и анализа полученных данных.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕДИЦИИ


1 день
Прибытие в Салехард или в Воркуту – это ближайшие города, откуда возможно начало экспедиции вглубь тундр и лесотундр Полярного Урала, по которым кочевники-оленеводы, ненцы, совершают сезонные миграции вслед за стадами домашних северных оленей. Трансфер в гостиницу. Обсуждение деталей полевой части экспедиции к ненцам-оленеводам, особенностей маршрута, логистических путей. Вводная информация о культуре ненцев и традициях. Подготовка снаряжения и транспорта для выезда в поле.


2 – 9 дни
Утром – последние приготовления, инструктаж, проверка снаряжения и выезд в тундры на кочевье оленеводов на вездеходе или снегоходах (в зависимости от времени года и месторасположения оленьих стад: зима – лесотундра и тундра, зимние пастбища, лето – северная оконечность Полярного Урала и побережье Байдарацкой и Обской губ Карского моря – бассейн Северного Ледовитого океана). Участникам экспедиции предстоит преодолеть расстояние от 30 до 200 км в зависимости от того, где в данный момент расположено ближайшее стойбище ненцев-оленеводов. Кочевники каждую неделю перемещаются вслед за стадами северных оленей, поэтому их точное местонахождение уточняется непосредственно перед выездом в тундру.


Прибытие на стойбище и встреча с хозяевами чумов. Знакомство. Размещение в чуме, который представляет собой большую конусообразную палатку, основу которой составляют шесты из стволов лиственницы, в материал покрышек – "нюков" - шкуры северных оленей. Благодаря тому, что зимний чум покрыт двухслойными покрышками из шкур, в нем сохраняется приемлемая для жизни температура воздуха. Летом покрышки чумов брезентовые, легкие.
Знакомство с бытом и обычаями ненцев. Питание трехразовое. Просим Вас принять во внимание, что помимо привычных продуктов и блюд участникам экспедиции придется питаться традиционной пищей кочевников, включающей строганину (сырое мороженое мясо оленей или рыбы), топленый олений жир, сырое парное мясо только что убитого оленя и свежая, горячая кровь, которая считается лакомством и средством против цинги.
Ночевки в чуме на постелях их оленьих шкур. Акцентируем внимание исследовательской группы: несмотря на то, что всем будут предложены женские шубы, заменяющие кочевникам одеяла, мы настоятельно рекомендуем взять с собой теплые спальные мешки, так как к утру температура внутри чума может опускаться до минусовых значений (в период с октября по начало июня).


Ближайшие дни экспедиционная группа проведет на стойбище оленеводов. Предстоят долгие разговоры с кочевниками, участие в повседневной жизни (охрана стада северных оленей, заготовление дров, приготовления пищи и чая). Вы увидите, как женщины шьют и занимаются починкой одежды и обуви из оленьих шкур, что является необходимым навыком для людей, живущих в условиях крайне сурового климата Арктики. А мужчины охотятся и ловят рыбу, изготавливают нарты – деревянные сани, в которые запрягают ездовых оленей и многое другое.
При "каслании" – перекочевках – участники экспедиции также будут перемещаться вместе с оленеводами, помогать ловить ездовых оленей, запрягать животных в нарты, разбирать и собирать чум и помимо исследовательской работы всячески участвовать в повседневной жизни стойбища.


Во время жизни на стойбище у всех участников будет время для совершения выходов по радиальным маршрутам. Если кочевники стоят близ гор – ежедневные выходы продолжительностью до 10 часов по долинам и на склоны Полярного Урала. Если стада находятся на летних пастбищах на побережье Северного Ледовитого океана – экскурсии по поберегу и по равнинным прибрежным тундрам, населенным тысячами куликов и уток, а также поморниками, лебедями-кликунами и малыми лебедями, полярными совами и многими другими видами птиц.
Питание трехразовое (традиционная кухня с элементами покупных продуктов, которые оленеводы закупают сразу на полгода вперед, когда приближаются со стадами к русским поселкам).
При нахождении стойбища поблизости от священных мест ненцев или по пути перекочевок – посещение их.


10 день
Сборы и выезд с кочевья оленеводов в поселок в Салехард или в Воркуту в зависимости от маршрута экспедиции.

Флагман полярного флота "Академик Федоров" с научными целями отправился в Арктический бассейн Северного Ледовитого океана. По сообщению ИТАР-ТАСС 29 июля, среди ключевых задач 100 суточного похода Артур Чилингаров назвал продолжение системных исследований по уточнению внешней границы континентального шельф России.

"Арктический регион рассматривается как стратегическая зона правительством многих стран", - указал он. Поэтому важно соблюсти национальные интересы России: с научной точки зрения доказать, что "подводные хребет Ломоносова и поднятие Менделеева по геологическому строению являются безусловным продолжением материковой части Российской Федерации". Соответствующие материалы исследований быть представлены в Комиссию ООН по морскому шельфу.

В 2001 г. Россия предпринимала такую попытку, однако международные эксперты рекомендовали уточнить принципиальную информацию по геологическому строению океанического ложа. По сообщению в штабе полярной науки, экспедиционное судно "Академик Федоров" должно встретиться с атомным ледоколом "Ямал" предположительно в проливе Вилькицкого. Затем суда будут работать в арктической акватории со сложной ледовой обстановкой, вплоть до географической точки Северного полюса.

Научные изыскания в Арктике предприняты в рамках плана действий "по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане", уточнили в НИИ Росгидромета. Возвращение экспедиционного судна "Академик Федоров" из Арктики в Санкт-Петербург ожидается в третьей декаде октября. После проведения дополнительных исследований и соответствующих консультаций с приарктическими странами заявка на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане будет направлена в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн. кв. км. По мнению экспертов, здесь сосредоточено более 25% мировых запасов нефти и газа. В настоящее время в морях Северного Ледовитого океана разведано 62,5 трлн. Куб. м газа, 9 млрд. т нефти (в береговой зоне - 3,5 млрд. т).

В последние годы внимание к этому региону резко возросло, усилилась конкуренция между арктическими странами за доступ к энергоресурсам и контроль над ними. Возрастающая активность в Арктике приполярных государств, в частности США, Канады, Норвегии, Дании, наблюдается даже в военной области.

Арктическая зона Российской Федерации включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Республику Саха (Якутия); Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Арктика сегодня обеспечивает около 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На шельфах арктических морей обнаружены промышленные скопления россыпного золота, олова, алмазов.

Здесь же проходит Северный морской путь - самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. На архипелаге Земля Франца-Иосифа расположена самая северная застава погранслужбы ФСБ России "Нагурская".


В настоящее время арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. Это зона контролируется Международным управлением по проблемам морского дна в Кингстоне (Ямайка). Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. (Россия присоединилась к ней в 1997), предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства).

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган - комиссию ООН по границам континентального шельфа. Границы шельфа, установленные комиссией, являются окончательными и обязательными для всех. При этом третьи государства имеют здесь право только на рыболовный промысел. Сегодня на шельф в Арктике, в частности на богатый нефтью и газом Ломоносовский хребет, претендуют 5 стран - Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Россия в 2001 г. первой направила в комиссию представление о внешних границах шельфа. Норвегия подала заявку в комиссию в декабре 2006 г. Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 году, считает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка, а Дания (участник Конвенции с 2004) выдвигает гипотезу, что хребет - это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. США международную Конвенцию по морскому праву пока не ратифицировали.


Чтобы претендовать на расширение внешней границы континентального шельфа в Арктике, Россия должна научно обосновать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически являются продолжением Сибирской континентальной платформы. В 2007 г. Россия провела экспедицию "Арктика-2007".

Результаты предварительной обработки геологических материалов подтвердили, что подводный хребет Ломоносова является "структурным продолжением Сибирской континентальной платформы".Последующие экспедиции продолжили сбор доказательства его принадлежности к евразийскому континентальному шельфу. КНР ежегодно направляет в Арктику для исследований полярный ледокол "Сюелун" ("Снежный дракон").

В августе и сентябре 2008 г. в Северный Ледовитый океан отправились две американские научные экспедиции для доказательства права США на расширение континентального шельфа Аляски. Вторая экспедиция проводилась совместно с Канадой. В августе-сентябре 2009 г. Канада и США провели вторую совместную экспедицию в западной Арктике по сбору данных о строении шельфа, обработка которых позволит получить подробный профиль океанского дна.

Объектом исследования стал район континентального шельфа и морского дна к северу от Аляски до хребта Альфа-Менделеева и на восток до канадского арктического архипелага. На основании собранных данных Канада и США могут представить конкурирующие заявки на отдельные участки арктического шельфа.

В начале августа 2010 г. канадские и американские ученые отправятся в третью подобную экспедицию. В сентябре 2009 г. Дания организовала полярную экспедицию для исследования океанского дна между Гренландией и Северным полюсом.


Экспедиционное судно "Академик Федоров" перед походом в Арктический бассейн переоснастили на судоверфи Турку (Финляндия) с учетом стоящих задач. На дизель-электроходе смонтировали спецаппаратуру для исследования морских глубин и континентального шельфа. Так, судно располагает многолучевым эхолотом, который позволяет передавать изображение морского дна в формате 3D.Были проведены обширные ремонтные работы с целью обновления электроники судна, произведены покрасочные и доковые работы. Более половины работ было произведено таллиннскими предприятиями BLRT Grupp.

Дизель-электроход "Академик Федоров" построен в Финляндии на верфи "Раума Реппола" в 1987 г. Водоизмещение - 16200 т. Судно обладает усиленным ледовым поясом и способно преодолевать ровный однолетний лед толщиной 1 метр непрерывным ходом со скоростью два узла и "набегами" - лед до 2,5 м. Скорость хода - 16 узлов. Судно многофункциональное и способно снабжать национальные антарктические станции и проводить исследовательские работ. На электроходе расположено девять лабораторий и соответствующее палубное оборудование.

Судно позволяет разместить 175 членов экспедиции. Для выполнения ледовой разведки и доставки грузов в труднодоступные районы на судне имеется вертолетная площадка и ангар для двух вертолетов типа . Судно оборудовано современными системами связи и навигации, обеспечивающими автономную работу в высоких широтах, вплоть до географической точки Северного полюса.