Сочинение 15.3. Как вы понимаете значение слова доброта? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2(раза) примера аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста,второй из вашего жизненного опыта. текст В юности у меня был друг Валька
Зыков, человек очень необычный -
строгий, твердый, серьезный, что
такое человеческие слабости, не
знающий компромиссов.
Когда Вальке исполнилось
тринадцать лет,в этот
исторический день он показал мне
написанное им заявление,
адресованное неизвестно кому, о
том,что с этого дня он берет на
себя обязательство никогда не
врать. Я отнесся к этому
заявлению скептически и
недоверчиво.
- Во-первых, это невозможно –
сказал я ему.
-Во-вторых, это неинтересно.
Он посмотрел на меня светлыми,
спокойными близорукими глазами
первого отличника и не унизился
до ответа.
Однажды Валька зыков прогулял
школу. .Обычно нас спрашивали,
почему мы отсутствовали. врал
как мог Я, например обычно кого-
нибудь встречал или провожал:
уезжал мой отец,то уезжала куда-
то мать, то улетела срочным
рейсом моя неугомонная бабушка.
-У тебя не семья,а подвижной
состав,-вздыхала классная
руководительница и отмечала в
журнале: <<Отсутствовал по
уважительной причине>>.
-Что случилось с тобой, Зыков?
Мрачно стукнула доска парты,
волны бешеного шепота
захлестали по классу: это Вальке
подсказывали надежные и
правдоподобные причины …
Валькины глаза были печальны и
ясны …
- Что случилось с тобой, Зыков?
Может быть, ты переутомился
,плохо себя чувствовал? -
подсказывая ему выход, тихо и
сочувственно говорила ему
учительница.
-Нет я не был болен, -твердо
ответствовал Зыков. -Я бы
полностью и абсолютно здоров.
Он задумался на секунду и
дрогнувшим, но громким голосом
произнес: - Я прогуливал.
Стон недоумения и отчаяния
пронесся по классу а-ах!
И классная руководительница
проговорила проникновенно и
устало:
-Ты праведный мальчик, Зыков. -И
мелким четким почерком она
поставила в журнале
:<<Отсутствовал по
неуважительной причине >>.
30) когда после уроков мы
возвращались домой, Зыков шёл
впереди нас, одинокий и
скорбный, как Джордано Бруно.
Я верил Вальке. Валька был моим
рыцарем правды, всегдашним
укором моей совести….
однажды я сыпался на экзамене
по истории, утопая в пучине дать и
событий, и, утопая, я кинул Вальке
белый флаг, я взмолился о
помощи. Я знал, что он выучил
историю назубок.
- Подскажи, Валька, - прошептал я.
и тут я вспомнил: это же Валька
Зыков, не знающий
компромиссов…этот разве
подскажет! я безнадежно и устало
посмотрел на него. Лицо его
мучительно искривилось. он
страдал. он был слишком правдив,
чтобы подсказать, и слишком
добр, чтобы дать мне утонуть. и он
мучился, Валька Зыков, зажатый в
тисках своей принципиальностью
и своей добротой.
- ну-с, в каком же году это
произошло?!-риторически
произнес я и развел руками. и тут
я увидел. как разверзлись
побледневшие уста моего друга,
как дрогнули его непримиримые
губы. прерывающимся шепотом он
произнес дату. я был спасен.
после экзамена я кинулся к нему.
я хотел его обнять, я хотел сказать
ему самые прекрасные слова. он
отстранил меня твердой рукой, не
принял моей благодарности. он
ушел, гордо подняв неширокие
плечи, ушел потому, что не смог
соблюсти своих принципов и
подавить свою доброту. я понял,
как я был жесток, поставив его
перед этим выбором.
а потом мы стали взрослыми

Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются » …

Для того чтобы выразить мысли во всей их полноте, люди используют разнообразные средства языка. Так, помогают оформить высказывание на письме. А грамматические средства позволяют связать слова и предложения. Думаю, именно это имел в виду М.Е. Салтыков-Щедрин.

Обратимся к тексту Татьяны Устиновой . Для передачи своих мыслей «во всей полноте » писательница употребляет разнообразные языковые средства. Предложение 17 является неполным: его смысл раскрывается только в контексте. Маленький Тимофей оскорблён снисходительностью Маши. Девушка и раньше подкармливала голодного ребёнка, и он не видел в этом ничего унизительного. «Но мороженое!» — такое угощение мальчика оскорбляет. Чувства Тимофея переданы при помощи восклицательного знака, стоящего в конце данного предложения.

Отъезд Маши стал для ребёнка потрясением. Тимофей ощущает себя покинутым и одиноким. Чувства безысходности и тоски, которые испытывает герой, подчёркиваются рядом однородных подлежащих в предложении 40: «Будут осень, дождь, ранние сумерки…» Это синтаксическое средство оформлено на письме при помощи пунктуационных знаков – запятых. Воображаемый пейзаж как будто вторит внутреннему состоянию Тимофея, решившего, что ничего хорошего в его жизни уже не будет.

Итак, анализ языковых особенностей текста Татьяны Устиновой доказывает справедливость высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, благодаря грамматическим средствам и пунктуационным знакам, «мысль формирует себя без утайки, во всей полноте », находя «ясное для себя выражение ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда » …

В тексте Татьяны Устиновой рассказывается о Тимофея и Маши. Девушка работала в зоопарке, и мальчик, часто наведываясь туда, со временем очень сильно к ней привязался. Но Маша уезжает, и ребёнок чувствует себя покинутым. Даже небо над ним стало «равнодушным». Теперь посещение зоопарка становится для Тимофея бессмысленным. Поэтому мальчик покидает его – «навсегда».

Ребёнку тяжело оставаться там, где он когда-то был счастлив. Мир рядом с Машей казался ему прекрасным: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей» (предложение 6).

Тимофей тоскует, но всё же находит силы, чтобы перестать себя жалеть и уйти. Этот поступок свидетельствует о твёрдости характера, которую мальчик проявлял и раньше. Например, когда Маша купила ему мороженое, Тимофей был оскорблён «подачкой» (предложения 15 – 19).

Итак, своё огромное горе – отъезд Маши – мальчик переносит не по-детски стойко и серьёзно.

Задание 15.3

ДОБРО «Что такое добро?»

Что такое добро?

– это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих?

Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро.

Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец.

Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…

Вариант 6 (по тексту Антуана де Сент-Экзюпери)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев » …

Одним из средств изображения персонажей в литературном произведении является речевая характеристика. Герои вступают друг с другом в диалог, при этом каждый из них употребляет определённые слова, выражения, синтаксические конструкции. По особенностям речи персонажа можно многое сказать о его характере. Именно так я понимаю смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии .

Проиллюстрируем роль речевой характеристики в изображении героев на примерах из текста Антуана де Сент-Экзюпери . Писатель, умело строя Лиса и Маленького принца, показывает своеобразие каждого из персонажей.

Речь Лиса афористична, насыщена тропами. Один из них – олицетворение – используется в предложении 47. «Зорко одно лишь сердце», — произносит Лис. Олицетворение не только помогает ярче выразить мысль, но и показывает мудрость этого персонажа.

Маленький принц добр, но очень наивен. Он ещё многого не знает и не понимает. Однако герой открыт для нового и многим интересуется. Об этом свидетельствует присутствие в его речи вопросительных предложений (4, 11, 32), являющихся средством речевой характеристики Маленького принца.

Таким образом, «заставляя героев говорить друг с другом » и внося «соответствующие оттенки в диалог », писатель характеризует своих героев.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «» …

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил », — в этой фразе Лиса заключён очень глубокий смысл. Я думаю, речь идёт об отношениях между людьми. Подружившись с человеком, узнав его, полюбив, «приручив», мы обязаны заботиться о нём всю жизнь.

Попробуем доказать данную мысль примерами из текста Антуана де Сент-Экзюпери . Настоящий друг, по словам Лиса, «единственный в целом свете» (предложение 16), а значит, его нужно беречь. Тот, кого мы «приручили», становится нам бесконечно дорогим, ведь мы отдаём ему собственную . Именно так объясняет Лис любовь Маленького принца к розе (предложение 50).

Вывод очевиден: друг – существо, которому мы отдаём частичку себя, а потому мы всегда будем чувствовать ответственность за него.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое добро?

Добро – это наши бескорыстные поступки, делающие других людей счастливыми. К сожалению, не каждый способен порадовать кого-то, не требуя ничего взамен. А ведь чем больше на свете добра, тем лучше мир. Если бы все поняли это, на планете не осталось бы несчастных людей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц заботится о розе и «приручает» Лиса. Поступки мальчика можно считать добром, ведь он пытается сделать близких счастливыми, отдавая им «всю душу».

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» звучит мысль о необходимости добра. Главный герой бескорыстно помогает девушке, которая затем становится врачом и спасает людей от тяжёлых болезней.

Таким образом, добро обладает потрясающими возможностями. Его существование даёт нам силы для преодоления жизненных невзгод и не позволяет утратить веру в лучшее.

Вариант 7 (по тексту Юрия Яковлева)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» …

Думаю, имел в виду неисчерпаемые и удивительные возможности русского языка. В нашем распоряжении есть множество лексических и грамматических средств, которые мы используем для выражения тончайших оттенков мыслей, а также для создания словесных картин, насыщенных образами, красками и даже звуками.

Для доказательства данной мысли обратимся к тексту Юрия Яковлева . Автору удалось всего несколькими словами нарисовать потрясающий морской пейзаж (предложение 52). Сделать эту картину живой, выразительной писателю помогли тропы: эпитеты («погасшее» небо, «сонным» волнам) и метафора (небо «прижалось»).

На фоне моря отчётливо выделяется образ верной собаки (предложение 54). Монотонные действия животного переданы здесь при помощи ряда однородных сказуемых. Это синтаксическое средство помогает читателю яснее ощутить трагизм ситуации.

Итак, приведённые примеры доказывают мысль К.Г. Паустовского. Действительно, «нет таких звуков, красок, образов и мыслей», которые нельзя было бы выразить средствами русского языка.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» …

«Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» — такими словами заканчивается текст Юрия Яковлева . Писатель рассказывает о том, как верно и преданно ждал пёс своего хозяина. погиб, он больше никогда не вернётся, но собака отказывается в это верить и, кажется, готова ждать вечно.

Чувство любви к хозяину становится сильнее всех инстинктов. Даже пищу собака принимает без интереса: «Она ела для того, чтобы не умереть». Животное живёт лишь одной надеждой на встречу с хозяином.

Для собачьей верности смерть не преграда. «Собаки всегда ждут. Даже погибших…» — говорит Коста.

Итак, поведение этого животного не может не восхищать. Ведь на подобную преданность способен не всякий человек.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое добро?

Добро – это бескорыстная забота о ком-то. В мире много живых существ, нуждающихся в поддержке, сострадании. Однако мы часто бываем равнодушными: не замечаем чужого горя, даже не пытаемся помочь. А ведь добрые поступки – наш нравственный долг.

Я думаю, это понимает Коста, герой рассказа Юрия Яковлева . Мальчик делает доброе дело – заботится о собаке, потерявшей хозяина. Подросток убеждён: «Собакам надо помогать». Коста сумел проникнуться состраданием по отношению к несчастному животному, он добрый, а значит, достойный человек.

В рассказе Леонида Андреева «Кусака» повествуется о том, как человеческое добро изменило собаку: она «расцвела» душой. Правда, впоследствии люди заставили Кусаку невыносимо страдать, покинув её. И всё же очевидно: настоящее добро благотворно.

Итак, способность совершать добрые поступки – одно из важнейших человеческих качеств. Помогая кому-то и не требуя за это ни платы, ни благодарности, мы делаем счастливее мир, в котором живём.

Вариант 8 (по тексту Юрия Яковлева).

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы ?» …

Чтобы придать своим высказываниям эмоциональность, красочность, мы используем различные языковые средства. Однако разнообразные синтаксические конструкции, стилистические фигуры и тропы делают речь качественной лишь в том случае, когда соответствуют задачам говорящего или пишущего. Удачный выбор языковых средств для выражения мыслей, передачи чувств и эмоций – главный критерий «оценки достоинств речи ». Думаю, именно таков смысл высказывания лингвиста Б.Н. Головина .

Обратимся к тексту Юрия Яковлева . Вместе с учительницей Евгенией Ивановной – Женечкой – читатель присматривается к странному мальчику. Поначалу кажется, что Коста – заурядный лентяй, вызывающе зевающий на уроках. Синтаксическое средство – ряд однородных сказуемых в предложении 1 – помогает нарисовать портрет «молчальника»: мальчик «зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот».

Наблюдая за Костой, Женечка понимает, что он совсем не такой, каким кажется окружающим. Передать ощущения учительницы помогает троп – сравнение (предложение 49): мальчик преображается, «как веточка багульника».

Итак, анализ лексических и грамматических особенностей текста Юрия Яковлева позволяет сделать вывод о том, что автор удачно использовал «для выражения мыслей и чувств разнообразные языковые единицы ». А значит, согласно мысли Б.Н. Головина, речь писателя заслуживает самой высокой оценки.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника»?..

Учительница Евгения Ивановна, героиня рассказа Юрия Яковлева, наблюдая за своим учеником Костой, понимает, что он совсем не такой, каким кажется. Странный мальчик зевает на уроках и отмалчивается в ответ на расспросы. Но Коста — добрый и благородный человек. Немного узнав о загадочной и скрытой от всех жизни «молчальника», Евгения Ивановна увидела его в новом свете: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника ». Эта фраза из текста подтверждает мысль о том, что не стоит судить о человеке по первому впечатлению: оно может оказаться ошибочным.

Поначалу поведение мальчика раздражало учительницу. Она была уверена, что зевает он от скуки. К тому же, судя по всему, одноклассники не принимали его всерьёз: над принесённым Костой «веником» посмеивались, издевались. Но вот прутики зацвели. «Веник» превратился в прекрасное растение, и «все забыли, что Коста – молчальник». Теперь его считали «волшебником».

Проследив за Костой, учительница узнаёт, что в свободное от школы время он выгуливает собаку, хозяин которой болен (предложения 34 – 45). Это открытие ещё раз заставило Евгению Ивановну взглянуть на своего ученика по-другому: за внешней странностью мальчика скрывается настоящая внутренняя красота.

Таким образом, первое впечатление о человеке не всегда бывает правильным. Даже заурядный «молчальник», если приглядеться к нему внимательнее, способен , «как веточка багульника».

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Добром можно назвать бескорыстную помощь ближнему. Позаботиться о ком-то, поддержать в трудную минуту, просто сказать ласковое слово – значит сделать добро. Подобные поступки нельзя считать подвигом. Это наш повседневный , который мы исполняем без подсказки и напоминания, не ожидая взамен ни платы, ни благодарности.

В рассказе Юрия Яковлева добрые поступки совершает Коста: он помогает собакам, которые по каким-то причинам остались без хозяйской заботы, тем самым поддерживая в животных веру в человека. Мальчик не кичится своей добротой. Напротив, он скрывает от всех, чем занимается в свободные от школы часы. Именно таким и должно быть настоящее добро.

Недавно я узнал, что в нашем городе есть приют для бездомных животных. Несколько добровольцев безвозмездно помогают собакам и кошкам, оказавшимся на улице: кормят, лечат их, спасают от холода, находят хозяев. Несомненно, это доброе дело, заслуживающее уважения.

Итак, настоящее добро всегда бескорыстно. К счастью, на свете есть немало неравнодушных людей, способных лишь по велению сердца помочь ближнему. Именно благодаря им мир становится лучше.

Добро - созидательное начало жизни и результаты его созидания: дома, города, люди - заботящиеся о людях, природе и жизни в целом. Как жизненные обстоятельства, добро это то, что у людей наивысшего личностного развития (душевно здоровых , с позитивной мотивацией) вызовет наибольшую энергию к улучшению жизни. К тому, чтобы количества добра в мире увеличивалось. В житейском смысле термин "добро" относится ко всему, что получает у людей положительную , либо ассоциируется со и . Шире - со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным.

При этом, что конкретно является добром, а что - нет, вопрос не простой. Как правило, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Как правило, мир лучше, чем война. При этом что-то абсолютно утверждать здесь нельзя. Когда-то здоровье оказывается злом, а война - добрым обстоятельством, эти понятия относительны.

Известная фраза «победа сил добра над силами разума» отражает скепсис по отношению к женскому взгляду на доброе, где сочувствие и состраданием нередко заслоняет трезвый взгляд на происходящее. Можно спорить, насколько созидательна та или иная доброта, но в целом доброта и воспитание доброты являются ориентиром для большинства людей, которым дорога человеческая культура. Собрание примеров красивой доброты - радует.

Добро должно за себя постоять . Если добро не защищать, добра скоро не будет. Как заботиться о добре - вопрос другой. Станислав Куняев писал:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
​Со всех, кто лезет на добро.

С точки зрения высшей нравственности добро должно делаться полностью бескорыстно, однако с педагогической точки зрения лучше, если дети видят: добрая жизнь вознаграждается, не добрая - наказывается. Люди становятся добрее потому, что видят добрые образцы, и тогда, когда чувствует смысл и и интерес в доброй жизни, когда быть добрым - разумно и рентабельно, жизненно перспективно. Добро и зло борются не сами по себе, все делают люди - когда оказываются заинтересованными в делании добра.

Старый индеец рассказывает своему внуку: "Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность". - Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. "А какой волк побеждает?" - Старый индеец улыбнулся: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы жить радостно и дельно, делая добро. Чтобы сегодня было радостно, а завтра становилось лучше, чем сегодня. Чтобы наши дети жили в мире еще более красивом, чистом и богатом. Чтобы после нас на земле оставались сады, города, чистая вода и солнце.

Что бы я ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться.

«Пусть он торопится совершить благое, от зла пусть он удерживает свой ум.
Ибо ум того, кто не торопится делать добро, находит удовольствие во зле».

«Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?»

Лучшие представители человечества имели представление о том, что есть добро, были убеждены, что без этого жизнь человеческая теряет смысл. Верно, определить «добро» не всегда просто, но выбор направления «жить в направлении добра», а не просто «как мне будет сытнее и проще» делает человеческую жизнь другой: человеческой. Как минимум, это обязательство думать, искать и работать, а это уже очень много.

Доброта – это бережное отношение ко всему, что нас окружает, хорошие поступки, которые приносят людям счастье, радость и улыбки.

Настоящее добро бескорыстно. Нужно уметь совершать хорошие поступки без причины и не ждать благодарности, только так можно сделать мир лучше. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека его отношение к окружающему миру. Доброта окружающих способна поднять настроение и показать, как прекрасен этот мир. Сразу хочется жить, появляется любовь ко всему миру. Добрые поступки показывают, что у него богатый внутренний мир, что он на многое способен ради других, что он готов в любой момент помочь и оказать поддержку.

В тексте Э.Ю.Шима мальчик Жека, главный герой, совершает добрый поступок.

Он покупает и отправляет Лизе Ракитиной фотографии артистов, потому что она плохо видит и не может рассмотреть лица на экране.

Жека проявляет заботу и внимание по отношению к бывшей однокласснице. Своим поступком ему хочется принести Лизе счастья. Автор убеждает читателей в том, что творить добро-важная черта характера человека.

Много хороших поступков совершают волонтеры. Они собирают деньги на операции больным, помогают одиноким пожилым людям, находят хозяев для бездомных животных. Волонтеры делают мир лучше, они показывают, что еще не все в мире плохо и остались добрые люди. Важно брать с ним пример, и помогать окружающим. Мир станет намного лучше, если каждый будет думать о других, забудет об эгоизме.

Доброта-это бесценное качество, которое делает из нас людей, раскрывает лучшие стороны нашей души.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Конспект урока развития речи в 9 классе

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МОУ гимназии № 6

г. Волгограда

Соколова Алла Васильевна

Тема урока : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3)

Цели урока:

    формирование у учащихся навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 15.3);

    выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на заданную тему, приводить примеры-аргументы;

    освоение учащимися понятия «доброта».

Задачи:

- образовательные : расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- развивающие : развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные : формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Структура сочинения-рассуждения (композиция).

Тезис.

Аргументы (доказательства).

Вывод.

Фронтальная беседа.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения-рассуждения.

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

15.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Учитель:

Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики:

Над понятием доброта.

Учитель:

Дайте определение данного слова. (Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Учащиеся приходят к выводу о том, что люди порой забывают о человечности, становятся агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, злыми, что не должно быть в обществе. Они утрачивают чувство доброты.

Примерный текст комментария:

Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства.

Словарная работа:

Найти определение слова доброта в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.).

Подобрать синонимы к слову доброта. (Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).

Чтение текста Н. Гарина-Михайловского учащимися (возможно, учителем или заранее подготовленным учеником).

(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

(2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(10)Жучка, Жучка!

(12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

(26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28) Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

Анализ прослушанного текста:

Как связать вступление и основную часть?

Что значит доброта?

Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент - из прочитанного текста. (Герой рассказа, Тёма, спасает Жучку, которую кто-то бросил в колодец. Мальчик не пугается опасности, напротив, он всячески пытается вытащить животное, думает, что за такой поступок его похвалят родители).

2-й аргумент - из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерный вариант 2 примера-аргумента:

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы.

Рефлексия.

Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально- этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3).

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Доброта может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходимо людям всегда.

Чтобы подтвердить правильность собственного суждения о доброте, обращусь к тексту Н.Г. Гарина-Михайловского. Герой рассказа, Тёма, превозмогая страх, не страшась опасности, спасает Жучку, своё любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят», - думает в тот момент Тёма.

В качестве второго аргумента, иллюстрирующего моё понимание доброты, приведу пример из жизни. Несколько лет тому назад в нашей стране был создан фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Свой вклад в него может внести каждый, как это сделала, например, одна из его создателей, артистка Чулпан Хаматова. Присуждённую ей Государственную премию она перечислила в благотворительный фонд.

Приведённые в сочинении примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте и приводят к мысли о том, что доброта - нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек прежде всего жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.