Любая наука напоминает дерево со множеством ветвей, отходящих от главного ствола. Не представляет единого целого и психология, подразделяясь на психологию развития, общую, социальную, педагогическую, музыкальную, военную психологию, психологию спорта… и – конфликтологию. Что же такое конфликт и почему для изучения этого явления пришлось создать целую психологическую отрасль?

В самом общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречащих друг другу тенденций, субъективно связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями, причем не обязательно обеими сторонами. Вспомним известный романс о несчастной любви: «Я презрен, отвергнут, а он торжествует, с улыбкой глядя на меня…» В этой ситуации счастливый соперник героя может и не знать, что на его возлюбленную имеет виды кто-то еще, тем не менее, конфликт имеет место быть – ведь одна из сторон переживает ситуацию как конфликтную.

Любой конфликт рождается из столкновений противоположностей. Это могут быть интересы (двое мужчин влюбились в одну женщину), цели и желания (жена хочет, чтобы муж сходил в магазин, а он хочет смотреть футбол по телевизору), позиции и мнения (бабушка-коммунистка считает, что незачем ходить в церковь, а внучка-христианка это делает). Наряду с противоположными тенденциями необходимой составляющей конфликта является наличие чего-то значимого для обеих сторон. Например, у «стихийно-пассивного» атеиста, который попросту не задумывается о вопросах веры, вряд ли возникнет конфликт с верующим человеком – столкновение возможно там, где атеист считает религию «опиумом народа», а ее искоренение – своим долгом.

Конфликт может быть межличностным – или в него могут быть вовлечены какие-то социальные группы. В этом случае говорят о конфликте межнациональном, международном, межрелигиозном или даже о конфликте поколений. Наиболее тяжелая форма социального конфликта – это конфликт военный.

Все эти конфликты объединяет одно качество – все они являются внешними. Это значит, что их возникновения нужны, по крайней мере, два человека. Но бывают и другие конфликты – происходящие в пределах одной человеческой личности. Речь идет о конфликтах внутренних.

Типичный пример внутреннего конфликта – одна из любимых тем искусства и классицизма, и романтизма: конфликт между чувством и долгом. Вспомним героев оперы Дж.Верди «Аида», разрывающихся между любовью друг к другу и преданностью своим воюющим народам. С точки зрения психологии это называется борьбой мотивов.

Весьма мучительный вариант внутреннего конфликта – противоречие между собственными притязаниями и реальными возможностями. В тяжелых случаях это приводит к развитию истерического невроза. Конфликт между возможностями и требованиями к себе приводит к другому неврозу – неврастеническому, а упоминавшееся уже противоречие между желанием и долгом – к психастеническому.

Конфликт обычно представляется как нечто вредное и даже страшное, разрушающее и человеческие отношения, и личность. С такой однозначной оценкой не согласится ни один психолог. «Когда вам кажется, что в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», – советует известный конфликтолог Ч. Ликсон. Взаимодействие между людьми не может обойтись без столкновений и «острых углов». Если, например, супруги никогда не ссорятся – вероятнее всего, один из них окончательно подавил другого, который боится слово против сказать. Избежать внешних конфликтов нельзя, но их можно и нужно разрешить грамотно, а правильное разрешение внутренних конфликтов становится движущей силой развития личности.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в себе. На работе возник конфликт с сотрудницей. Девушка она неплохая, очень общительная, боевая. Но с такими людьми у меня никогда не складываются отношения. Я с ними все время почему-то соревнуюсь. Я совсем не считаю, что должна их слушать, на каком-то интуитивном уровне мы сразу оказываемся по разную сторону баррикады, и с моей стороны идет "неприятие". Возможно, это из-за неумения и потребности также свободно выражать свое мнение. Из-за внутренней неуверенности и страха , что от меня все отвернутся, а так оно и выходит, что я остаюсь в проигрыше и в стороне, я не могу выразить свое мнение и даже после неудачных попыток боюсь этого. Я от этого очень устала. Молчать и соглашаться я тоже не могу, я хочу свободно выражать, что думаю.
Ссоры как таковой у нас пока нет, но от внутреннего обоюдного напряжения мы очень устали. После слов, сказанных на воздух: "Ну если она еще не поняла, то вообще вылетит (что-то наподобе)", меня вообще не тянет идти ей навстречу. Но и перед коллегами неудобно, тем более позиция в коллективе у нее более сильная, я вообще не умею запасаться сторонниками в таких случаях. Если я сейчас спасую, то перестану себя уважать. И такие конфликты не редкость в моей жизни. Не умею я правильно общаться, чтоб и себя с нужной стороны поставить, чтоб мне удобно было, комфортно, и других не задеть. Мне очень неприятно, но и подчиняться я не могу, такое ощущение, что мир для меня делится на подчиняющих и подчиненных. Но ведь другие люди как-то общаются между собой и у них общение складывается. Помогите, пожалуйста

Ответы психологов

Здравствуйте.Ольга.Я думаю,Вас раздражает эта девушка,так как она доминирующая,активная,решительная.и Вы,как Вы чувствуете,начинаете ей подчиняться.Но,Вы этого терпеть не можете,так как в детстве очень много наподчинялись своей маме.Поэтому,подчинение и доминнирование,и.как бы,изъятие у Вас свободы-для Вас болезненно.У Вас по жизни,наверное,-болезненно желание полной свободы.От этого нарушены и отношения с окружающими.Так как,общаясь с другими-Вы не можете одновременно быть свободной и угодить другим.И,чтобы не испытывать чувство вины-Вы отдаляетесь и получаете свою свободу,но теряете в общении.Искусством является быть собой и одновременно,строить отношения с другими без ущерба для себя.Это проблема для людей с заниженной самооценкой.Есть правило-Как я отношусь к себе-так ко мне будут относиться и другие.Вы к себе-не очень,и другие к Вам-не очень.И наоборот.Поэтому,если займетесь своей ценностью-исчезнет ранимость и уязвимость.Вы научитесь жить от слова-Я Хочу и Мне нравится.При этом,не деформируя свободы других людей.Скачайте книгу Эллис.Гуманистическая психотерапия.Она поможет расширить свои возможности.Я работаю в этом направлении,и при Вашем желании-смогу помочь.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Ольга, добрый день.

Скорее всего, дело не в особенностях характера Вашей коллеги. Ведь


такие конфликты не редкость в моей жизни

Предположу, что Ваши родители были строгими и требовательными, в детстве Вы испытывали от них психологическое давление. Возможно, они не прислушивались к Вашему мнению или не позволяли Вам высказать его. И у Вас выработалась внутренняя установка:


мир для меня делится на подчиняющих и подчиненных.

Вероятно, теперь Вы бессознательно ждете от окружающих (как в свое время ждали от родителей) покушения на Вашу психологическую свободу, нарушения Ваших личных границ. И заранее принимаете оборонительную стойку. Но ведь не все люди в мире - Ваши родители, верно? Скорее всего, Ваша коллега вовсе не стремится подчинить Вас себе, а это Вы воспринимаете ее свободу в поведении и высказывании своих мыслей, как "нападение" на Вас.
Думаю, имеет смысл Вам обратиться к психологу очно и поработать над Вашей самооценкой. Специалист поможет Вам полюбить и принять себя такой, какая Вы есть, перестать сравнивать себя с другими (или соперничать с ними), изменить внутренние негативные установки. Достигнув внутренней гармонии, позволив себе быть собой, Вы научитесь спокойно воспринимать чужие особенности или недостатки, позволите и другим быть такими, какие они есть. И отношения с людьми начнут строиться по-иному, поверьте.

Яровая Лариса Анатольевна, психолог Москва

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что у всех есть знакомые, которые не могут и дня прожить без скандала. Как правило, они чем-то недовольны и не преминут возможностью поспорить с окружающими.

Конфликтный человек – это специфика личности или какое-то психологическое расстройство? В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Вы также узнаете, что связывают в психологии с этим понятием при выявлении причин и какие типы конфликтных людей существуют, а также немного о том, какими стратегиями они пользуются.

Страх четырех видов

Конечно, многие психологи смотрят по-разному на причины конфликтности и выявляют свои модели. В данной статье мне бы хотелось привести одну из них, разработанную психологом Биллом Эдди.

Общение с конфликтными людьми чаще всего дается очень непросто, на мой взгляд, понимание является одним из ключей к более спокойному таких личностей. По мнению Билла Эдди, существует страх четырех типов, который и рождает в человеке конфликтность – боязнь быть незамеченным, униженным, брошенным и опасение попасть под чужое давление.

Давайте чуть подробнее о каждом из них. Некоторые люди любят внимание и готовы добиваться его любыми способами. Еще , они привыкают, что ссора, скандал или выяснение отношений заставляют мать бросить все дела и общаться. Другой модели они не знают, а потому используют давно

Есть также категория людей, постоянно думающая о манипуляциях и переживающих за то, что , заставит делать нечто им несвойственное, то, чего они не хотели. Они не задумываются о деталях и фактах, если рекомендация пришла извне, она априори им не подходит.

Если вы нашли в себе некоторые страхи, свойственные конфликтным людям, могу посоветовать Виктории Исаевой «Как защитить свои интересы. 49 простых правил».

Ну а сейчас давайте перейдем к самим личностям и их поведению.

Типы личности

Первый тип конфликтной личности – демонстративный. Они никогда не согласятся с тем, что сами стали причиной спора, но любую мелкую недомолвку способны превратить в настоящий скандал. Они не слишком . Всегда держатся уверенно, готовы с мужеством защищать свою правоту и стремятся доминировать во всем. Чаще всего любой скандал у таких людей происходит на публике. Им необходимо внимание общественности.

Если вы читали мою статью про , то и сами сможете понять, что означает ригидный тип конфликтной личности. В любой ситуации такие люди держатся и не могут даже допустить мысли, что другой человек прав. В некоторой степени, альтернативное суждение они могут воспринимать с сожалением, болью и даже обидой, а после ссоры долгое время не общаются с оппонентом.

Некоторые люди не могут . Они чрезмерно агрессивны, и непредсказуемы. Окружающие опасаются вступать в полемику с такими людьми и нередко стараются избежать не только непонимания, но и любых других встреч. Этот тип называется неконтролируемым.

Ни у одного человека не возникнет сомнений и вопроса, как определить сверхточный тип конфликтной личности: такие люди отличаются , желанием следовать правилам. рождается из желания и делать все правильно. Отсюда и вытекают споры.

Иногда, казалось бы, совершенно безобидный человек, постоянно оказывается в центре скандала. Это свидетельствует о бесконфликтном типе. Он легко меняет свое мнение, свою правоту. Окружающие могут этим пользоваться, а сам человек, как будто бы ненароком, знает что сказать, чтобы вокруг него разгорелся скандал. Он не в восторге от этого и не понимает каким образом и почему с ним это постоянно происходит.

Могу посоветовать вам книгу «Конфликты на работе» Джоан Голдсмит , которая научит находить общий язык с любым клиентом или коллегой, даже если он постоянно провоцирует скандалы.

Также вас может заинтересовать книга «Как научиться извлекать выгоду из конфликта» Оксаны Сергеевой .

На этом у меня все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Все мы когда-то переживали конфликтную ситуацию, поэтому наверняка все знают, что это такое. Конфликт – это столкновение, и причин, толкающих людей к конфликту много, это и мнения, и силы, и интересы, и даже притязания, ведь человек проявляет чувства многогранно. Следовательно и причины возникновения конфликтов бывают самыми разными.

Что такое конфликт и каковы причины его появления

Необходимо отметить, что в нашей жизни достаточно большое место занимают конфликты. При этом конфликты бывают внутренними и внешними. Внутренний конфликт это что-то индивидуальное, личное, например: отношение к учебе, замечаниям начальника, борьба за власть, трения в семье, и даже ревность считается внутренним конфликтом.

Внешними конфликтами можно назвать конкуренцию, борьбу за место, несовпадение точек зрения. У подростков основным внешним конфликтом является недопонимание между собой и преподавателями, на все это сказывается обида, мнения оппонентов и требования родителей.

В результате снижается успеваемость ребенка, срывы в поведении, постоянные склоки и ссоры с товарищами. При этом довольно часто конфликты не решаются, из-за того, люди (в нашем случае подростки) не умеют или не хотят разрешать конфликт, ведь для этого необходимо преодолеть свое внутреннее Я, а вместо этого они пытаются изо всех сил отстаивать свои позиции и доказывать свою правоту.

В целом, причины возникновения конфликтов не являются трагедией – это естественный процесс, возникающий внутри человеческого сообщества. Порой конфликтные ситуации являются стимулом к личностному росту, к укреплению взаимоотношений. Если вы умеете выходить из таких сложных ситуации и делать выводы, то вы мудрый человек.

Но есть люди, которые из-за мелкого конфликта впадают в депрессию, у них угнетенное настроение, они подавлены, раздражены, чувствуют дискомфорт. Ученые доказали, что у конфликтующего человека умственная деятельность снижается на 70%, следовательно, конфликты нужно решать по мере их появления.

Естественно, выйти из ситуации, которая связана с острыми психологическими переживаниями, с шумной эмоциональной разрядкой и громкими выяснениями отношений сложно, но все зависит от глубины конфликта, то есть порой достаточного простого извинения. Ну а иногда, чтобы разрешить конфликт, сторонам нужен компромисс – то есть соглашение на основе взаимных уступок.

Причины возникновения конфликтов между людьми

Когда идем по улице, заходим в супермаркет, то видим множество людей, толпы людей. Они кажутся серой массой, которая куда-то спешит. Кажется, что думают они одинаково, дышат в унисон, а на самом деле, каждый человек – это не просто планета, а галактика, в которой существуют свои миры. А вторжение или посягание на нее – это война.

Абсолютно каждый человек стремится к превосходству, имеет самолюбие, чувства собственного достоинства, свое «правильное» мнение и убеждения. Малейшие проявления воздействия на него в виде угрозы, насмешки, замечания, обвинения, критики, издевки, сарказма приводит к конфликтным ситуациям. Чтобы порой понять другого, нужна совсем малость – представить себя на его месте. Тогда и чувства его, и реакцию совсем несложно предсказать.

В конфликтных ситуациях немаловажную роль играет агрессивность. Люди с повышенной агрессивностью очень сильно подвержены конфликтам. Неоднозначная оценка происходящего ставит в тупик не только их самих, но и окружающих. С такими людьми тяжело находить «общий язык». Но и отсутствие агрессивности стоит на границе с апатией. И в лидерах, как всегда, золотая середина - умение контролировать свои эмоции, что, в принципе, и отличает человека от животного.

Причины возникновения конфликтов могут крыться в простом стечении обстоятельств. В результате внутренних конфликтов реакция на случайную, маловажную реплику или шутку бывает неоднозначной.

Каждый из нас уникален. Мы имеем свои привычки, цели, убеждения, манеры – свой индивидуальный мир. Об этом просто необходимо помнить. То, что не доходить до нашего сознания, чего просто не понимаем – необходимо просто принимать. Так почему возникают конфликты? Наверное, от неумения контролировать свои эмоции, свое настроение. Мы так часто бываем в их плену! Если перефразировать фразу, то «доброта спасет мир!» Больше внимания и терпимости – это, наверное, и есть ключ к ответу.

Зачастую причины возникновения социальных конфликтов кроются в коллективе. В любом, даже самом маленьком и дружном, всегда найдется повод для обсуждений. Трудно найти людей, которые бы имели одинаковые взгляды. Несогласие необычайно тормозят работу коллектива. Затянутые споры приводят к большому нервному напряжению, что негативно сказывается не только на работе, но и на психике человека. Нужно не только уметь вовремя выявить конфликт, но и решить его.

Тема эта рассматривается даже в школе. В программе курса основы безопасной жизнедеятельности, но, к сожалению не все взрослые помнят, эти простые истинны. Итак, остановимся более подробно на понятии конфликт, когда он возникает и как его предотвратить.

Конфликтом называют ситуацию, когда у собеседников наблюдается разногласие во взглядах на одну и ту же проблему. Это конфликт интересов. Причины возникновения конфликтов всегда разные. Бывает, что просто один человек не нравится другому и тоже при пересечении могут возникать конфликтные ситуации. Это уже, наверное, больше граничит с унижением.

В первую очередь решение вопроса: как избежать конфликта и не поддаться на провокацию состоит в том, чтобы не идти на поводу у человека, который провоцирует конфликт. Лучше всего не отвечать на отрицательные выпады в вашу строну.

Научитесь уходить от негативного воздействия партнера и избавляться от причины возникновения конфликта. Если возникает мнение, что сегодня никак не удастся погасить конфликт и уйти от спора, то самым лучшим будет отложить решение данного вопроса до лучших времен. Тем самым вам удастся загасить спор в самом начале.

Не уподобляйтесь скандальному собеседнику, т.к. существует большая группа людей, которые стремятся вылить на окружающих свои негативные эмоции. Испортив настроение другим, они от них заряжаются положительной энергией отдавая собеседнику отрицательную. Они очень заметны в социуме, так как любят всем давать советы и поучать, как правильно делать то или другое. Не найдя достойного повода спровоцировать конфликт они его придумают.

Как предотвратить конфликт:

Перво-наперво постарайтесь уйти от конфликтного человека подальше. Лучше всего придумать правдоподобную причину.

Сократите с людьми такого типа общение. Так как у них для каждого человека в созданном ими мире отведена особая роль. Больше всего они любят давать рекомендации и поучать назидательным тоном других.

Уходите от обсуждения тем, которые могут спровоцировать обсуждение конфликта. Не оправдывайтесь и не объясняйте причины того или иного своего поступка. Все равно в их глазах вы будете не правы, некомпетентны.

С таким типом людей ведите себя спокойно, хладнокровно. При возникновении конфликтной ситуации вспомните что-либо приятное из вашей жизни и верните свое настроение в спокойное русло. Такой самотренинг поможет вас сконцентрироваться и не даст конфликту разгореться до большого пламени.

Как выявить конфликт

Чтобы быть всегда в курсе дел, важно смотреть за обстановкой, знать возможные причины возникновения конфликтов. Если человек начинает замечать что-то неладное, ему нужно немедленно обратить на это внимание. Разобраться во всем помогут несколько советов.

Не стоит переходить на одну и сторон, между которыми возник конфликт. Это только ухудшит ситуацию и вызовет неуважение к человеку, который совершил такой поступок.

Нужно знать каждого сотрудника, и иметь о нем мнение, которое он сам заработал. Не стоит позволять наговаривать одним сотрудникам на других, чтобы не унижать его.

Нужно показать остальным свою намеренность решить любой конфликт. Если же таков возник, то бороться с ним нужно изо всех сил, показывая остальным свои добрые намерения.

При всем этом не нудно оставаться бесчувственным. Нужно поддержать того человека, который стал жертвой. Это нужно сделать так, чтобы не только жертва почувствовала помощь, но и остальные сотрудники.

Некоторые люди не собираются выявлять причины конфликта, они просто решают наказать обе стороны. А правильно ли это, никто не задуматься. Это вызовет еще больше обсуждений. Конфликт заставляет людей меньше времени обращать на работу, что не может остаться незаметным.

Ссоры в коллективе значительно понижают рейтинг компании, в которой они происходят. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, руководство должно следить за коллективом и решать все, даже самые мелкие несогласия. Только обдуманное и объективное решение, помогут помешать возникновению конфликта.

Уже с первых дней работы можно открыто судить о коллективе. Человек, который назначенный руководителем этого коллектива должен уметь четко определять, где и по какой причине возникает конфликт. Также он должен уметь ориентироваться среди сотрудников. Немаловажно быстро и правильно уметь решать проблему. Человек, который ищет работу, обращает внимание не только на зарплату, но и на отношения в коллективе. Если он увидит сплоченную работу коллектива, то сам будет стремиться сохранить ее.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

Мы придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  • 1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  • 2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
  • 3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
    • - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
    • -групповые системы верований и поведения;
    • - системы верований и поведения общества;
    • - ценности всего человечества;
    • - профессиональные ценности;
    • - религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
  • 4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:
    • - основа отношений (добровольные или принудительные);
    • - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
    • - ожидания от взаимоотношений;
    • - важность взаимоотношений;
    • - ценность взаимоотношений;
    • - длительность взаимоотношений;
    • - совместимость людей в процессе взаимоотношений;
    • -вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
  • 5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  • 1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  • 2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
  • 3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  • 4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  • 5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
  • 6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
  • 7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
  • 8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным, но среди основных причин конфликта в организации можно выделить и следующие:

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.