Игра составлена по принципу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Играем давно и с удовольствием.

Если игра проводится между классами, то оставляем две подсказки: 50/50 и помощь друга (класса). Если играем в классе (а чаще всего так и бывает), то используем цветные жетоны, которые потом можно обменять на оценки.

Каждый вопрос и жетон имеет “цену”. Например, зеленый -“3”, синий или три зеленых - “4”, красный или два синих - “5”. За первые два вопроса можно получить зеленый жетон, за третий и четвертый вопросы - синий, за пятый вопрос - красный жетон.

Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Пре6дварительно дети получают задание подготовиться к игре, в библиотеке выставлен материал.

Вопросы для отборочного тура

  1. Расположите слова по алфавиту: календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
  2. Расположите падежи правильно: В.п, Д.п, И.п, Р.п, П.п, Т.п.
  3. Напишите как можно больше слов с корнем -един- (на время).
  4. Вспомните как можно больше названий букв кириллицы.

Первая игра

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей
Б. Никон
В. Константин
Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А.
Б. Ф
В. Ђ
Г.

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой
Б. Добро
В. твердо
Г. небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф
Б. Э
В. Ё
Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного
Б. Единственного
В. множественного
Г. двойственного

Вторая игра

1. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица
Б. Фита
В. добро
Г. ять

2. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке
Б. В 17 веке
В. в 19 веке
Г. в 20 веке

А. Ожегов С. И.
Б. Даль В. И.
В. Ушаков Д. Н.
Г. Щерба Л. В.

4. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник
Б. Священник
В. философ
Г. книжник

5. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный
Б. Звательный
В. местный
Г. указательный.

Третья игра

1. Кем был отец братьев?

А. Военачальник
Б. Священник
В. воин
Г. крестьянин

2. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз
Б. Буки
В. како
Г. омега

3. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов
Б. Петр 1
В. Александр 1
Г. Николай 2

4. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки
Б. Ижица
В. ять
Г. юс малый

5. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.
Б. Ломоносов М.В.
В. Тредиаковский
Г. Пушкин А.С.

Четвертая игра

1. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая 1 Великого?

А. Военачальник
Б. Советник
В. библиотекарь
Г. священник

2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины
Б. Солунь
В. Константинополь
Г. Рим

3. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43
Б. 40
В. 33
Г. 50

4. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять
Б. Ижица
В. ер
Г. юс

5. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797
Б. 1897
В. 1997
Г. 1800

Пятая игра

1. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.
Б. Пушкина А. С.
В. Ломоносова М. В.
Г. Лермонтова М. Ю.

3. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите
Б. Люди
В. слово
Г. зело

4. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988
Б. 862
В. 915
Г. 732

5. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди
Б. Аз
В. веди
Г. глаголь

Дополнительные вопросы

1. Когда была создана кириллица?

А. 988 г.
Б. 562 г.
В. 863 г.
Г. 735 г.

2. Когда был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.
Б. 1349
В. 1412 г.
Г. 1813 г.

3. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250
Б. 550
В. 350
Г. 150

Литература

1. Берштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий.- М., 1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- Л., 1968.

3. Караславов С.Х. Кирилл и Мефодий. - М.: Правда,1987.

4. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П. - М., Сов. Энциклопедия, 1979.

5. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. - М.: Детская литература. 1980.

6. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М., 1994.

Гость (10:24:35 05/03/2013):
Каково же написание буквы "фита"?

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:18:34 30/10/2013):
М-да... Если школьников учат таким образом, тогда точно... скатимся "до некуда", т.е., говоря современным языком, "в никуда". В русском языке изначально все знаки несли важную смысловую и речевую нагрузку. Взять хотя бы тот же пример со словом "мир": благодаря гласным уже на бумаге и без пояснений можно различить о каком мире идёт речь: о "мире" частном - покое, "мире" всеобщем - "вселенском", т.е. мире людей, обществе или "мире" культовом - о благовонии, к которому теперь приходится добавлять или "о" или "р", чтобы было "понятно")) Филология без логики, как и любая наука - из-мышление. В русском языке "ИЗ" означает "отживший". Например, "изгой" - это "чужой", т.е. "не наш" (евреи тут вовсе ни при чём))

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:47:53 30/10/2013):
По поводы буквы "фита" - обратите внимание на написание транскрипции в английском языке - там "фита" пишется и "читается" до сих пор и произносится так же)) Когда же и до филологов дойдёт очевидность того, что все языки мира произошли от одного - того, который они сами до сих пор не научились понимать, да ещё и другим вот так ис-толковывают...

??? (20:35:26 01/09/2014):
И всё же, если бы буквы, сейчас исключённые из алфавита, остались в нём, половина сегодняшних отличников ЕГЭ не сдала бы его: так много правил написания не сможет уместиться в голове обычного человека.

Маргоша (19:41:17 03/12/2014):
полностью согласно с любителем русской словесности.ещё пару реформ и мы с вами будем только мыкать и пыкать и извилины наши выпрямятся дабы нас не загружать

ЯнаR (15:30:28 19/03/2015):
"Седайте из ОБРАЗ-ного языка технический и Выъ сможiте управлять этим народом"... Ять-образ показывающий связь земного и небесного, Ижица-Образ божественного движения (Мvра - в храмах например писалась через ижицу), Фета - образ природной, высшей составляющей во всеж мирах, Яви, нави, прави и слави, и не каждое слово его несёт... Такъ что Дѣтки, оставайтесь детками с закрытыми глазами..

Екатерина (11:56:17 16/07/2015):
Хотелось бы обратиться к автору статьи. Ваш посыл - в том, что буквы ять, фита, ер и ижица не нужны. Мне кажется, что это не совсем так. Например, "ять" и "Е" в корнях похоже звучащих слов позволяют различить их смыслы. Если бы дети до сих пор писали эти слова по-разному, у них было бы более тонкое чувство языка и более глубокое его понимание. "Еръ" - не лишняя буква, отнюдь. Он обозначал полугласный звук, о-короткое. В церковном пении это до сих пор широко используется на практике: когда мы при пении в концах слов добавляем этот полугласный, то слушателям легче понять текст. Кроме того, в английском языке до сих пор имеет значение длительность гласных звуков: [i] - , [a] - , [u] - .

Струнников Михаил Евгеньевич (08:08:31 23/10/2015):
Как раз к извращенцам всякого вида и всякой ориентации приходят в башку идеи такого "возродительства". Современной орфографией пользоваться не могут, а им подавай "еры-ять, еры-юс". Шушера!

Денис (11:23:44 21/11/2015):
Многие не знают почему буквы в русском алфавите идут именно в такой последовательности. Тайны русской азбуки... В первой строке: – Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую. Во второй строке: – Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога. В третьей строке: – Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой. В четвертой строке: – Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала. В пятой строке: – Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство. В шестой строке: – Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода. В седьмой строке: – Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности. По вертикали 1 столбик: – Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной. 2 столбик: – Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию. 3 столбик: – Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа). 4 столбик: – Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!) 5 столбик: – Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени. 6 столбик: – Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе. 7 столбик: – Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени. Диагональ сверху вниз и слева направо: – Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

Случайный гость (22:52:33 19/04/2016):
С подобным враждебным отношением ко всему, что было до революции наше общество "далеко зайдёт", как же! Буквы, которыми писали наши предки - это достояние нашего языка! Как вообще можно называть их ненужными и какими-то "не такими"??? Я вообще не могу понять!!! Наш язык был таким сложным, что вызывает только уважение к его носителям!!! Славяне, кстати говоря, очень тонко чувствовали звуки, Кирилл и Мефодий не зря придумали для некоторых, на первый взгляд одинаковых звуков, несколько букв. У старых славян было различие в речи. Самый простой пример для современного человека - половина иностранцев не понимает разницу между "ш" и "щ". Вы посмотрите - какое красивое правописание было с "ять", и десятеричной и др.! А "Ъ" после согласных в конце слов делал наш язык уникальным! P.S. Считаю, только невежественные люди могут подобным образом обращаться со своим языком, с достоянием своего народа и свои предков! Стыдно!

Михаил (08:25:59 16/09/2016):
Изучали бы на русском историю языка и его видоизменения, давали все правила - пусть даже урезано без принуждения к этому запоминанию, тем кому иниересно сами бы углублялись и модно для таких факультативы организовывать. Где такие учителя? От того русский язык кто любит учить?

Анна (19:34:15 14/11/2016):
Господа! Язык - живая система, находящаяся постоянно в движении. Вполне естественно, что происходят реформы. Это обогащает языки, делает их легче для восприятия. Наш язык и без того сложен, а Вы, Михаил, не понимая специфики преподавания русского языка в школе, пытаетесь навязать свое априори неверное мнение (с точки зрения лингвистики): ни в коем случае нельзя "урезаННО" давать ничего (тем более историю языка, историческую грамматику, старославянский и т.п.)! Иначе это только отпугнет детей! Да, какие-то иллюстрации допустимы (в качестве небольших минутных примеров), но никак не повествование о системе формирования тех или иных принципов грамматики (объяснить хотя бы один из них не хватит времени урока!). Но ведь у нас все знают, как учить и лечить. Вот за что должно быть стыдно! И еще к вопросу об уникальности языка и людской невежественности. Главным образом, Случайный гость, невежественность носителей языка проявляется в их небрежном отношении к нему (что здесь в комментариях массово и наблюдается), а никак не в рациональном реформировании и упрощении сложной системы. Без естественных изменений язык начнет "хиреть" и постепенно "умирать", поскольку станет неудобным инструментом для общения. Многие, изучавшие английский, французский, согласятся, что орфографическая система этих языков нуждается в преобразованиях, иначе выходит, что пишем "Манчестер", а читаем "Ливерпуль". Стыдно за "специалистов широкого профиля", которые во всех областях найдут, куда вставить свои пять копеек.

Анастасия Юрьевна (13:26:46 12/02/2017):
Язык - трудная наука. Буквы убранные из алфавита нужны, так бы детки прочувствовали язык своего народа. Сейчас половина слов практически не имеет значения, а буквы Ижица, ерь должны вернуться в алфавит. Да и вообще я считаю, надо начать снова писать Кириллицей как было раньше.

Струнников Михаил Евгеньевич (09:10:21 17/03/2017):
Для полного счастья недостаёт написать эти учебники допетровской кириллицей.

Сварог (21:50:11 20/03/2017):
Случайный Гость! Без обид. Хотелось Вас поправить. Кирил и Мефодий ничего не придумали. Они обрезали Буковицу из 49 буков и оставили нам 44, а потом 43. Так что давайте не будем их хвалить!

Струнников Михаил Евгеньевич (08:42:18 10/04/2017):
Они, видать, испугались, что "язычник" Сварог (не Зевсыч ли по батюшке?) на сорока девяти буквах грыжу заработает. Ему бы с тридцатью тремя управиться. С той же целью Райты да Блерио одно крыло обрезали у самолёта, который "свароги" сварганили: а то он, бедный, заблудится в крыльях-то, как в трёх соснах... Можно дальше продолжить, да зачем? Сварог Перуныч накажет.

Дмитрий (11:34:27 17/02/2019):
давайте вернем конечно, всю технику переделаем - компьютеры и т.п. Мы от всего мира отстаем в развитии (не мозгом) технологически. Статью прочитал, интересно раньше было конечно... на этом считаю, что кому нужно пусть выражают мысли, как угодно! Дела вкуса! и изучают разные аллфавиты.

Дмитрий (11:41:10 17/02/2019):
В сторону поэтов, рифмоплетов и пр. Эти буквы как дополтельные бонусы... проще передавать мысль.. настоящему таланту никакие преграды не помешают и эти бонусы не нужны. Из "трех" букв напишет.

П лан

I. Из истории русского письма.

II. Тайны и загадки русской графики.

1. Отражение образности букв в русской фразеологии.

2. Реформа азбуки XVIII века.

3. Реформа азбуки начала XX века.

а). «Буква-страшилище», «буква-пугало».

б). Звук один, а буквы три.

в). «Прописать ижицу».

г). «Фита» или «ферт»?

д). Буква-бездельник.

III. Заключение.

Е сли хочешь познать истину, начинай с азбуки

(Пословица)

И стория русской графики, русского письма довольно сложна. Основанная на базе кириллицы, одной из двух древнейших славянских азбук, и названная кириллицей в честь славянского просветителя Кирилла (Константина) Философа, одного из ее создателей, она долгое время сосуществовала с церковнославянской графикой, постепенно совершенствуясь. Об этом и пойдет речь. (Слайд)

В прошлом каждая буква азбуки имела свое полное название, которое было похоже на обычное слово. Эти названия нужно было запоминать, что очень усложняло процесс обучения грамоте. (Слайд)

Вспомним, как М. Горький описал этот процесс в повести «Детство»:

«Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня: - Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди!..

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки». (Слайд)

О бразность букв осознавалась народом и вкладывалась в устойчивые выражения и загадки: два косяка с притолокой – буква П. Сам оником (буква О), а ручки фертом (как буква Ф). Стоять глаголем – в виде буквы Г и т.д. Буква аз стала символом начала, а ижица - символом конца: от аза до ижицы – значит «с начала до конца». Пословица Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет также включает в свой состав эти два названия, с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного. Слово аз входит также в выражения изучать азы, сидеть на азах, твердить азы .

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. (Слайд)

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». (Слайд 4)

1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены ять , ижица , фита и ер в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита? (Слайд)

Б уква ять по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы ять и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - вьтер . В слове вечер писали е , а в слове ветер - ять. (Слайд)

«Если бы от меня зависело, я упразднил бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти буквы мешают только школьному делу... и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики» ,- писал А. П. Чехов.

До изгнания из азбуки ять называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на ять . Зазубривать слова, в которых следовало писать ять , было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву. (Слайд)

Ошибки на ять считались самыми страшными. Вот как в рассказе А. П. Чехова «Мыслитель» тюремный смотритель Яшкин рассказывает приятелю о своих бедах через ять:

«- Да и секли же меня за это ять! - продолжает Яшкин.- Помню это, вызывает меня раз учитель к черной доске и диктует: «Лекарь уехал в город». Я взял и написал лекарь с е. Выпорол. Через неделю опять к доске, опять пиши: «Лекарь уехал в город». Пишу на этот раз с ятем. Опять пороть. За что же, Иван Фомич? Помилуйте, сами же вы говорили, что тут ять нужно! «Тогда, говорит, я заблуждался, прочитав же вчера сочинение некоего академика о ять в слове лекарь, соглашаюсь с академией наук. Порю же я тебя по долгу присяги...» Ну, и порол. Да и у моего Васютки всегда ухо вспухши от этого ять... Будь я министром, запретил бы я вашему брату ятем людей морочить.» (Слайд)

Об избавлении от буквы ять мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

З наменитый ять был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мiр – «вселенная», мYро - «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир ), во втором и с точкой (мiр ), в. третьем ижицу (мYро ). Ставить точки над и - значит доводить дело до конца (имеется в виду буква i ) . Буква и называлась и восьмеричное , а буква i называлась и десятеричное . Откуда эти названия? Тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наш и предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: буква а обозначала 1 , в - 2 , г - 3 , л - 4 и т. д.; буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому была «ущербной» - не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8 , i - число 10 , отсюда и их названия. (Слайд)

И жица выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй», а если учитывать, что очень часто прописные буквы писали красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии этого выражения. Место ижицы в алфавите отражено в выражении дошли до ижицы , т.е. до конца. (Слайд)

Б уквы ферт и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах. Одни на букву ферт , другие - на фиту , потому что фамилия эта могла писаться двояко: и через ферт , и через фиту . Строгого правила распределения этих букв по словам не было. Трудность в написании этих букв породила пословицы: От фиты подвело животы , Фита да ижица – к ленивому плеть ближится . (Слайд)

Фитой , по свидетельству В.И. Даля, называли грамотея, дошлого писаку. Интересно использовал различные признаки этих букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке: (Слайд)

Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

Здесь даже названия букв даны с большой буквы, что говорит об их символическом значении. Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подпершего руки в бока. В эпиграмме и говорится, что стоять горделиво этому поэту нет оснований, поскольку он Ижица (т.е. последний) среди поэтов.

Еще в 1748 году В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал:

«На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ферт? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

Б уква ер , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же, скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд , разъезд ). А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: д ом ъ , дуб ъ , ехал ъ , город ъ . Букву ер называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква ер на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд, их скопище заняло бы 70 с лишним страниц.

А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира. (Слайд)

В от и окончен мой экскурс в мир русской графики. Я хотела показать, насколько увлекателен этот мир, как он неразрывно связан с жизнью народа-языкотворца. Рассказывая о тайнах русской графики, я стремилась заинтересовать вас, сделать исследователями, возбудить у вас желание самим заняться наблюдениями за этим удивительным миром, миром русской графики. Любое познание бесконечно, и я призываю вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не окончится, но всякое знание обогатит вас.

С писок использованной литературы

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил. – (Мир знаний).
  2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  3. О.Д. Ушакова пословицы, стихи и загадки о русском языке. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
  4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
  5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980.
  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985.
  7. Художественная литература:

а) Горький А.М. Детство.

б) Пушкин А.С. Эпиграммы.

в) Чехов А.П. Мыслитель.


Шатова Тамара Петровна

«Несколько историй из жизни букв»

Тема: РАЗВИТИЕ ПИСЬМА НА РУСИ (И НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ)

Цели: научить ребят из огромного количества информационной литературы выбирать основное; вырабатывать умения не только говорить, но и слушать; продолжить работу по развитию творческого воображения ребят.

Оборудование: сводная таблица характеристик русского алфавита и старые названия букв; таблица «Распределение основ-ное типов почерков русского письма и шрифтов»; «Кирилловская азбука».

I.Вступительное слово учителя

Современный русский алфавит является непосредственным продолжателем одной из старославянской азбук, кириллицы.

Кириллица была создана на основе греческого алфавита византийской эпохи, она была дополнена составителями или взята из других языков

Дошедшие до нас древнейшие памятники написаны не! ной, а двумя азбуками. Одна из них, кириллица, состоим букв, лежащих в основе современного русского, болгарского, сербского шрифтов; другая - глаголица - представляет бол вычурные начертания.

Кожа для письма (пергамент) была дорогой, поэтому в

древности ненужный текст смывали или соскабливали и после

этого вновь на нем писали, такие рукописи называются палимпсестами. В палимпсестах обычно ученые находили кирилловской письмо по соскобленной глаголице, а не наоборот.

Кириллица была воспринята русскими книжниками в полном ее составе, но на протяжении уже почти тысячелетней истории собственно русского письма в ней произошли значительные перемены, притом во всех ее сторонах:

1) заметно изменился сам буквенный состав азбуки;

2) изменилось звуковое значение некоторых букв;

3) стало иным начертание букв, особенно некоторых;

4) произошла смена названий букв;

5) частично изменился даже порядок букв в алфавитном речи.

Изменение буквенного состава количественно выражается так: старославянская кириллица содержала 43 буквы, современный русский алфавит - 33 буквы.

Новыми буквами в русском письме.

Букву яможно понять и как продолжение ста-рой буквы, юса малого; этому не препятствует ни значение бук-вы я (в старом русском письме юс малый значил в общем то же самое, что и современное я), ни ее начертание.

Буква й введена в азбуку в 1735 году особым постановлением Академии наук.

Буквенный состав современного русского алфавита склады-вается из трех частей:

1) буквы, восходящие через старославянскую кириллицу к греческому алфавиту: а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х- 18 букв.

2) буквы, идущие только от кириллицы (без греческой основы): б, ж, ш, щ, ц, у, ю, ъ, ы, ь, (я?) -11(12) букв.

3) собственно русские буквы: э, ё, ё (я) - 3 или 4 буквы.

О судьбе некоторых букв - «ять», «ферт», «ижица», «ер».

В начале XVIIIвека Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. н

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов,! не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широки шубы (т. е. славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука).

В 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены

«ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

«Ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правопи-сание и приносила (особенно школьникам) много огорчений.} Им приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибке на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

«Ижица» выглядела как римское «пять» (У) и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу, что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй

Буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились

совершенно одинаково.

В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно раз-личных местах. Одни на буквы «ф», другие на «фитш

Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Он выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Нам подметил забавное сходство между рисунком этой буквы осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферта значило стоять «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно озня чает: «быть самодовольным щеголем, держаться с показньщ ухарством и молодечеством»

Есть два выражения: ходить гоголем и ходить козырем | Может быть, и они пошли от названий букв? Оказывается, ничего общего с названиями букв они не имеют.

Слово гоголь означает определенную породу диких утЛ У многих птиц из семейства утиных характерная походка: гоголи на суше выступают важно, вперевалку, с выпяченной грудью и «гордо» закинутой назад блестящей черно-зеленой головкой. Вот и выражение ходить гоголем стало означать всякую напыщенную, преисполненную достоинства походку.

I А откуда ходить козырем!

На Руси козырь был одним из знаков боярского величия. Он представлял собой высокий воротник, вышитый золотой серебром и унизанный драгоценными камнями. Козырь прикреплялся к вороту нарядного кафтана и придавал боярам надменный вид. Ходить козырем значит «держать себя важно, высокомерно с чувством превосходства»

Изменение начертания букв и современные их названия.

Устав характеризовался четким, каллиграфическим начертанием букв; каждая буква писалась отдельно от других, без соединений, и почти перпендикулярно к строке. Без наклона; высота и ширина букв была почти одинаковой, буквы получались квад-ратными.

Подустав отличался от устава меньшей строгостью начер-

таний букв, наклонным их расположением; буквы были мельче.

Скоропись - связанное написание букв, с росчерками, со значительным наклоном чаще вправо, но иногда и влево

Одновременно со скорописью появилась и так называемая вязь - орнаментное письмо с переплетением букв, вставками одной буквы в другую и т. п. Вязь применялась главным обра-зом в заглавиях и большого влияния на эволюцию начертаний,

букв не имела.

Слово«базар», например, читалосьтак: «буки-аз»- ба«земля-аз-рцы-ер»- зар, ба-зар.

Петровская реформа русской графики

1 января 1708 г. Петр Iприказал печатать «новоизобретенными русскими литерами». В граждан-ском шрифте 1708 г. начертания букв стали более простыми и округлыми, близкими к латинским.

Принципы русской орфографии обосновал М. В. Ломоносов. Он утверждал, что основой русского письма должно быть сочетание фонетического и морфологического принципов.

Полезный вклад в русскую орфографию внес Н. М. Карамзин: он ввел букву ё (вместо io), обосновал написания многих русских и иноязычных слов.

Реформа графики и орфографии 1917-1918 гг.

Подготовкой реформы русской графики и орфографии зани-мались передовые ученые дореволюционной России. В 1904 г. Академия наук создала орфографическую комиссию, в состав которой вошло 55 человек: ученые и преподаватели средних школ. Разработанный комиссией проект реформы правописания был опубликован лишь в 1912 г., однако утвержден не был и практического значения не имел. Только после революции была осуществлена реформа русской графики и орфографии. 23 де-кабря 1917 г. было введено новое правописание. Изменения в орфографии сводились к следующему:

1 . Исключить буквы -б,0,1 с последующей заменой их буквой е, ф, и .

Писать приставки из-, воз-, ер-, раз-, низ-, без-, чрез-, чер^ перед гласными и звонкими согласными с буквой в.

. Писать они вместо оне в именительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода.

Писать в родительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода ее (или её ) вместо ея .

Упорядочение орфографии в 1956 г.

После реформы русская орфография стала проще и легче. Однако многие частные вопросы правописания все еще нуждались в упорядочении. В 1956 году были изданы «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные Академией наук.

Гужова Валентина Владимировна , СОШ № 25 г. Владимира.

1. Элективный курс по русскому языку «Из истории русского языка» (для учащихся 8 – 9 классов)

Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально–культурном феномене, отражающем духовно–нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Предлагаемый элективный курс «Из истории русского языка» может помочь в решении поставленной задачи.

Его цель : познакомить учащихся с историей развития языка.

Задачи :

Углубить и расширить знания школьников о родном языке;

Познакомить учащихся с некоторыми языковыми явлениями, вызывающими орфографические затруднения, через их исторический анализ;

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Повышать речевую культуру учащихся;

Познакомить учащихся с историей жизни великих лингвистов;

Повышать интерес к языку как составной части истории народа, воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 – 9 классов, является практико ориентированным и рассчитан на 16 часов.

По завершении курса учащиеся должны выполнить практическое задание, которое может представлять собой творческий проект (индивидуальный или групповой), защиту реферата по истории языка (для рефератов могут быть выбраны темы, обсуждаемые на занятиях элективного курса, а также самостоятельно выбранные школьником).

Возможно создание лекторской группы, члены которой будут выступать с устным журналом «Из истории русского языка» на школьном празднике «Дни славянской письменности и культуры», в течение Недели русского языка и литературы, а также при проведении Единого Дня чтения.

Тематическое планирование

1.Родословное древо нашего языка. Генеалогическая схема развития важнейших систем письма, возникших на греческой основе.(Рассказ учителя. Коллективная форма работы с генеалогической схемой. 1 час.)

2.Славянско–кирилловское письмо. Подвиг солунских братьев. Кирилл и Мефодий. 24 мая – День славянской письменности и культуры.(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

3.История русского алфавита. (Реформа Петра I, гражданская азбука). Реформа 1918 года.(Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах с древними текстами.1 час.)

4.Этимология – наука о происхождении слов. Этимологический словарь.(Рассказ учителя. Групповая работа с этимологическими словарями. 1 час.)

5.Собирал человек слова. В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».(Индивидуальные сообщения учащихся. Групповая работа. 1 час.)

6.Что такое просинец , сечень , сухий , березозол , травень , изок , червень , зарев , рюин , листопад , груден , студен ? Однокоренные ли слова календарь и коляда ?(Работа в парах. 1 час.)

7.Исторические изменения в фонетике. Изменения в области гласных. История носовых («гнусавых») и редуцированных гласных.(Рассказ учителя. Работа в парах. Индивидуальные задания. 1 час.)

8.Чередование звуков. Беглые гласные.(Индивидуальное сообщение учащегося. Индивидуальные задания. 1 час.)

9.Буква «ЯТЬ» - самая «страшная» буква. Буква – страшилище, буква – пугало.(Индивидуальное сообщение учащегося. Беседа. 1 час.)

11.Изменения в области согласных. Почему после твёрдых согласных Ж,Ш надо писать И, а не Ы?(Рассказ учителя. Работа в парах. 1 час.)

12.Почему существуют в орфографическом правиле «Правописание И-Ы после Ц» слова–исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц? (Рассказ учителя. Работа в парах.1 час.)

13.Что означает выражение «ходить фертом»,или история буквы «ферт».(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

14.Семь падежей древнерусского языка. (Рассказ учителя. Беседа.1 час)

15 - 16.Проект «Из истории языка».Групповая и индивидуальная работа по созданию проекта и его защита: представление проектных работ учащихся – плакаты, рисунки, мини – сочинения, рефераты (2 часа).

2. Устный журнал «Юный лингвист».

Пояснительная записка

Предметом изучения в средней школе является современный русский литературный язык. Однако углубленное, сознательное освоение современного русского языка совершенно невозможно себе представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к истории. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально – культурном феномене, отражающем духовно – нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Важно путем внеклассной работы пробудить у учащихся интерес, любовь к родному языку, а также формировать потребность его изучать. Целью внеурочной деятельности по русскому языку, на наш взгляд, является повышение общей языковой культуры учащихся. Предлагаемые материалы под общим названием - устный журнал «Юный лингвист» - служат для решения следующих задач:

Познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; - формировать навыки грамотного письма через этимологический анализ слова; - развивать речь и обогащать словарь учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данные материалы рассчитаны на учащихся 5 – 7 классов и могут быть использованы при проведении в школе Дней славянской письменности и культуры, Недель по русскому языку, на факультативных, кружковых занятиях.

Ход занятия

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно историческое живое целое. К.Д.Ушинский

1.Актуализация мыслительной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом.

Прочитайте строки замечательного русского педагога. Какие слова в этой записи показались вам самыми значимыми (ключевыми)? О чём может рассказать эпиграф вдумчивому читателю?

2.Этап целеполагания (формулирование целей занятия учащимися самостоятельно).

О чём мы сегодня поразмышляем на занятии? (Учитель вносит необходимые коррективы в ответы детей, сообщает цель работы.)

3.Устный журнал «Из истории русского языка».

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с устным журналом «Из истории русского языка», который посвящён Празднику славянской письменности и культуры. Помогут нам в этом знатоки родного языка (это могут быть заранее подготовленные учащиеся 8 – 9 классов). Давайте отправимся в путешествие по страницам журнала. Будьте внимательными слушателями, потому что в конце пути вас ждут интересные задания.

1 знаток - 1 страница «Создатели славянского алфавита».

Ежегодно 24 мая в славянских странах (Болгарии, Сербии, России и т.д.) отмечают Праздник славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Византия, 9 век.

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сегодня Солоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Младшего брата очень удивляло, почему учителя в школе говорят только по-гречески, хотя в лавке прекрасно беседуют по-славянски. Узнав, что у славян нет своих книг и что даже такого простого слова как ДОМ написать нельзя, так как нет соответствующих букв, мальчик твёрдо сказал: «Вот я вырасту и придумаю славянам буквы!» Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет братья встретились. Кирилл попросил Мефодия отправиться вместе с ним на север, чтобы учить славян, перевести с греческого языка книги и создать славянский алфавит. Мефодий согласился помочь брату. Братья работали с раннего утра до позднего вечера: усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, открывали свои школы. К концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. (Демонстрация славянского алфавита)

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В знак уважения к подвигу великих братьев нашу азбуку назвали кириллицей. Наша азбука удивительна. И сейчас она поражает нас простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2 знаток – 2 страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги очень красиво оформлены. Это настоящие произведения искусства. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. В начертаниях буквиц можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, извивы рек. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Посмотрите на эти буквицы и попробуйте догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали (в презентации показано изображение сло’ва «слова’»).

Конечно, буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Ф.Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления:

В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Следующая страница журнала расскажет нам об интересных буквах, которых сегодня нет в нашем алфавите.

3 знаток - 3страница «Биография звуков, букв, слов и выражений».

Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть. А вот тысячу лет назад их было почти вдвое больше. Было два гласных звука, которые произносились « в нос» - носовые звуки – О носовое и Е носовое, которые в азбуке обозначались с помощью специальных букв –«ЮСОВ»: «юс большой» - Ѫ, Ѭ, «юс малый» - Ѧ, Ѩ. Сейчас такие звуки есть в польском языке, что доказывает, что у нас общий праязык. Было два гласных звука – ЕРЪ – [ъ] и ЕРЬ – [ь]. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех его частях: ДЬНЬ, СЪНЪ, КОУСЪКЪ, СЪБЬРАТИ. Был ещё особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ЯТЬ» - ђ: ХЛђБЪ, Сђ НО, ЛђСЪ. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков.

Как вы думаете, почему в конце слов РОЖЬ, НЕСЁШЬ мы пишем букву «Ь», а произносим эти конечные согласные твёрдо? До возникновения Московского царства (14 века) согласные [Ж], [Ш], [Ц] произносились только мягко, и подобное написание было оправданным. Поэтому мы пишем ЖИРЫ, ШИЛО через И (учим правило «ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-прежнему. Такое написание называется ИСТОРИЧЕСКИМ, ТРАДИЦИОННЫМ.

4 знаток – продолжение предыдущей страницы.

Знаете ли вы, какую букву называли « БУКВОЙ – СТРАШИЛИЩЕМ», «БУКВОЙ – ПУГАЛОМ»? ђ – «ЯТЬ» - она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений: им приходилось заучивать 150 слов, в которых писалась «ЯТЬ». Для облегчения запоминания слов с буквой «ЯТЬ» составлялись специальные стишки:

Бђ ло – сђ рый бђ дный бђ съ, Убђ жалъ бђ дняга въ лђ съ, Лђ шимъ по лђ су онъ бђ галъ, Рђ дъкой съ хрђ номъ пообђ далъ И за горький тотъ обђ дъ Далъ обђ ть не дђ лать бђ дъ…

Ошибки на «ЯТЬ» считались самыми страшными. Выражение «ЗНАТЬ НА ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях.

А ещё была, ребята, в старом алфавите буква «ДАРМОЕД», «ЛОДЫРЬ», «БЕЗДЕЛЬНИК». Это буква «Ъ», которая писалась в конце слов после твёрдых согласных и "пожирала" 8% времени и бумаги. До 13 века этой букве было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв: ЖИЛЪ – БЫЛЪ КОТЪ, ОНЪ ЕЛЪ БУТЕРБРОДЪ… Ещё её называли самой дорогой буквой, так как «Ъ» занимала лишние страницы в книгах. Только реформа 1918 года отменила написание этой буквы.

5 знаток – продолжение.

Знаете ли вы, что в древнерусском языке не было звука [Ф]. Этот звук встречался лишь в «чужих» словах – из греческого языка: философ, фабрика. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

4.Выводы . Слово учителя.

Ребята, на этом наше занятие окончено. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам об истории русского языка.

Что интересного на занятии вы узнали?

Какие страницы устного журнала понравились вам больше всего?

А теперь мы предлагаем вам викторину .

1.Почему нашу азбуку называли кириллица?

2.Когда возникла кириллица?

3.Кто из древних славянских народов ею пользуется?

4.Сколько букв в современном алфавите? В кириллице? (43)

5.Какие буквы были утрачены?

6.Какая буква, изгнанная из русской азбуки, называлась буквой – пугалом, страшилищем?

7.Какую букву называли лодырем, кровососом?

8.Как возникли слова АЗБУКА, АЛФАВИТ?

9.Почему говорят: «Сначала АЗ да БУКИ, потом другие науки?

10.Приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, связанных с грамотой, азбукой, буквами(азбука – к мудрости ступенька, грамоте учиться – всегда пригодиться, корень учения горек, да плоды его сладки, кто грамоте горазд, тому не пропасть и т.д.).

11.Представьте, что вы древнерусский книжник. Как бы вы изобразили буквицы древнерусского письма? Попробуйте нарисовать понравившуюся вам букву.

3. Мультимедийная презентация к устному журналу.

Материалы презентации находятся в методическом хранилище ВИПКРО, на страничке