План Одиссея. Наступили последние дни Трои, но не догадывались об этом троянцы. Наоборот, гибель славнейших греческих героев придала им мужества. И не знали они, что уже придумал хитроумный Одиссей, как погубить их город.

Встали однажды утром троянцы, пришли на городские стены и не поверили своим глазам: пуст греческий лагерь. Ни одного воина не осталось на равнине под Троей, ни одного корабля на морской глади! Радостно высыпали они из города на берег: кончилась осада, позади остались все бедствия! Посреди греческого лагеря увидели троянцы огромного деревянного коня. Не могли они понять, что за сооружение перед ними; одни советовали отнести коня в город, другие — утопить его в море. Подошел тут к спорящим жрец Аполлона Лаокоон и стал убеждать их уничтожить коня, говоря, что неспроста он оставлен. В доказательство схватил жрец копье и метнул в деревянного коня; содрогнулся конь от удара, грозно зазвенело внутри него оружие. Но помрачили боги разум троянцев, ничего они не услышали. В это время троянские пастухи привели связанного пленника. Он рассказал, что родом он грек и зовут его Синон. “Задумал погубить меня Одиссей, и перед отплытием уговорил греков, чтобы принесли меня в жертву бессмертным богам. Удалось мне бежать, долго скитался я в зарослях, пока не покинул берег последний греческий воин. А коня оставили греки здесь, чтобы умилостивить грозную Афину Палладу. Будет он могучей защитой Трои, если внесут его в город”.

Поверили троянцы Синону, освободили его. Тут еще одно чудо, явленное Афиной, увидели троянцы. Показались на море два чудовищных змея. Быстро плыли они к берегу, извиваясь бесчисленными кольцами. Пламенем сверкали их глаза. Выползли они на берег, бросились на Лаокоона и его двух сыновей, обвили их, терзали ядовитыми зубами их тела. Все глубже проникал яд в кровь несчастных, в страшных мучениях умирали они. Так погиб Лаокоон, хотевший вопреки воле богов спасти родину. Змеи же, совершив ужасное деяние, скрылись под щитом Афины Паллады.

Гибель Лаокоона еще больше убедила троянцев в том, что нужно ввезти деревянного коня в город. Разобрали они часть городской стены, и с ликованием, пением, музыкой потащили коня канатами в Трою. В ужас пришла вещая Кассандра, увидев коня, но, как всегда, лишь смеялись троянцы над ее словами.

Синон действует. Наступила ночь. Спокойно спали троянцы. И тогда-то Синон выпустил из коня укрытых в нем воинов во главе с Одиссеем. Рассыпались они по улицам города, а Синон развел большой костер у стен Трои; заметили огонь греки на кораблях: они не уплыли, а спрятались неподалеку, у одного из островов. Повернули они к берегу, высадились и через разобранную стену легко вошли в город.

Последняя битва. Жестокая битва началась на улицах Трои, чем могли защищались троянцы от греков: бросали с крыш камни, горящие головни. Пылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. Никого не щадили греки, кровью были залиты улицы города. Пал в своем дворце старый Приам, не под силу ему было сражаться с молодыми героями, один за другим погибли все его сыновья; даже маленького сына Гектора не пощадили победители: вырвали его из рук Андромахи и сбросили на камни с высоких стен Трои.

Долго пылала Троя. Высоко к небу поднимались клубы дыма. Зарево освещало ночное небо, и по этому зареву узнавали соседние народы, что погиб самый могущественный в Азии город.

Греческая мифология и история дали миру огромное число цитат и мудрых примеров. Троянский конь – один из главных символов и уроков истории этого государства. Он настолько популярен, что его именем назвали один из опаснейших , проникающих в систему под видом безвредной программы.

Что означает троянский конь?

Легенда, рассказывающая о том, что значит троянский конь, сообщает о коварстве врагов и наивном доверии их жертв. Одним из нескольких авторов, описавшим его, стал древнеримский поэт Вергилий, создавший «Энеиду» о жизненных скитаниях Энея из Трои. Это он назвал хитрое военное сооружение конем, позволившем небольшой кучке людей одержать победу над храбрыми и умными воинами. В «Энеиде» история про троянского коня описана в нескольких чертах:

  1. Троянский царевич Парис сам спровоцировал врага на решительные действия, украв у царя данайцев его жену – красавицу Елену.
  2. Данайцев разозлили военная защита противников, справиться с которой они не могли, к каким бы уловкам не прибегали.
  3. Царю Менелаю пришлось получить благословение на создание коня у бога Аполлона, принеся ему кровавые жертвы.
  4. Для атаки с участием коня были отобраны лучшие воины, попавшие в книги историков и готовые отдать жизнь за свою страну.
  5. Мужчинам пришлось терпеливо ждать в статуе несколько дней, чтобы не вызвать подозрений у рабочих, разбиравших стену для прохода коня.

Троянский конь - миф или реальность?

О том, что деревянная конструкция абсолютно реальна, говорят некоторые историки. В их число входит Гомер – автор «Илиады» и «Одиссеи». Современные ученые расходятся во мнении с ним и Вергилием: они считают, что поводом для войны могли стать торговые споры двух государств. Миф про троянского коня считали абсолютной выдумкой, совпавшей художественной фантазией двух древних греков, пока немецкий археолог Генрих Шлиман в XIX веке не получил разрешение на раскопки под горой Гиссарлык, принадлежавшей тогда Османской империи. Исследования Генриха дали ошеломительные результаты:

  1. На территории гомеровской Трои в древности располагалось восемь городов, сменявших друг друга после завоеваний, болезней и войн.
  2. Остатки сооружений самой Трои находились под слоем из семи более поздних поселений;
  3. Среди них обнаружили Скейские ворота, в которые въехал троянский конь, трон царя Приама и его дворец, а также башню Елены.
  4. Подтвердились слова Гомера о том, что цари в Трое жили немногим лучше простых крестьян из-за законов равенства.

Миф о троянском коне

Археологи, не поддерживающие точку зрения Шлимана, считают мифом саму причину войны. После кражи Елены ее муж Агамемнон решил наказать Париса. Соединив свое войско с войском брата, он направился к Трое и осадил ее. Спустя долгие месяцы, Агамемнон понял, что она неприступна. Город, ставший жертвой троянского коня, был взят обманом: установив якобы подаренную деревянную статую перед воротами, ахейцы сели в лодки и сделали вид, что уплывают от Трои. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», - вскричал при виде коня жрец города Лакоонт, но его словам никто не придал значения.


Как выглядел троянский конь?

Чтобы заставить жителей Трои поверить в благие намерения дарителей, мало было просто смастерить фигуру животного из досок. Деревянный троянский конь предваряло официальное посещение послами послами Агамемнона дворца Трои, во время которого они рассказали, что хотят искупить свои грехи и осознали, что город охраняет богиня Афина. Условием достижения мира с их стороны стала просьба принять подарок: они обещали, что пока троянский конь будет стоять в Трое, никто не посмеет на нее напасть. Внешний вид статуи можно описать следующим образом:

  1. Высота конструкции около 8 метров, а ширина – около 3.
  2. Чтобы катить ее по бревнам, смазанным для облегчения движения жиром, требовалось не менее 50 человек.
  3. Материалом для сооружения служили деревья кизила из священной рощи Аполлона.
  4. На правом боку коня была оставлена надпись «Этот дар оставили уходящие с поражением данайцы».

Кто придумал троянского коня?

Само понятие «троянский конь» как военный метод пришло в голову герою «Илиады» Одиссею. Хитрейший из всех вождей данайцев, он никогда не покорялся Агамемнону, но был уважаем им за многочисленные победы. Рисунок лошади с полым брюхом, в котором легко могли разместиться воины, Одиссей разрабатывал три дня. Позже он передал его тому, кто построил троянского коня – кулачному воину и строителю Эпею.

Фразеологизмы играют важную роль в современном языке, поскольку они позволяют передать смысл того или иного предложения более ярким метафоричным языком. Например, многие слышали такое словосочетание, как Значение фразеологизма понятно далеко не всем, поскольку истоки его смысла лежат еще в мифе.

Исторические корни современного языка

Как известно, большинство афоризмов имеет исторические корни. Что-то связано с мифологией, что-то с историей, но в любом случае знать свои корни и корни своего языка просто необходимо. Это позволяет видеть современный язык сквозь прошлое, за счет чего происходит его обогащение. Так, выражение «троянский конь» пришло к нам еще из эпохи Троянской войны.

Троя: причины распрей между троянцами и греками

Историятроянскогоконяполна загадок, и чтобы понять ее, нужно немного рассказать о самом городе Троя. Народное сказание говорит о том, что будущая война за город разгорелась из конфликта Париса и Менелая из-за прекрасной Елены, которая была женой последнего. Согласно легенде Парис ее обольстил, и она решила уплыть вместе с ним. Такой поступок Менелай расценил как похищение и решил, что это достаточный повод для объявления войны. Однако Троя была хорошо и надежно укреплена, поэтому захватить город грекам долгое время не удавалось. Они, впрочем, ограничивались тем, что опустошали окрестности и предпринимали походы на близлежащие города. Согласно легенде, греки хотели завладеть Троей, но физическими силами справиться не могли. Тогда Одиссею приходит в голову интересная мысль: он предложил соорудить огромного деревянного коня.

Хитрость Одиссея

Легенда говорит о том, что троянцы с немалым удивлением наблюдали за тем, как греки возводили деревянного коня. Греки же сочинили историю, что будто бы созданный ими троянский конь сможет защитить город от греческих набегов. Именно поэтому сегодня крылатое выражение «троянский конь» означает подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана. Но троянцы поверили в эту историю и даже захотели ввести коня в город. Но были и противники этого решения, которые призывали бросить конструкцию в воду или сжечь ее. Однако вскоре в городе появился жрец, который рассказал, что греки создали коня в честь богини Афины, чтобы искупить грех многолетнего кровопролития. Якобы после этого из моря выползли два змея, которые задушили жреца и его сыновей. Троянцы посчитали, что все эти события - предзнаменования свыше, и решили вкатить коня в город.

Начало падения Трои

Согласно археологическим и историческим подтверждениям все-таки на самом деле существовал троянский конь. Значение фразеологизма, однако, не понять, если не вдуматься в суть легенды. Итак, коня ввезли в город. И в ночь после этого скоропалительного решения Синон выпустил из полости коня спрятавшихся воинов, которые быстро перебили спящую стражу и открыли городские ворота. Народ, который крепко спал после празднеств, даже не оказал сопротивления. Несколько троянцев ворвались во дворец, чтобы спасти царя. Но великан Неоптолем все же смог разбить парадную дверь топором и убил царя Приама. Так закончилась великая история великой Трои.

До сих пор не определили, сколько воинов находилось в троянском коне. В одних источниках говорится о том, что там прятались 50 человек, в других речь ведется о 20-23 воинах. Но суть от этого не меняется: продуманная конструкция в виде коня просто не вызвала каких-либо сомнений у троянцев, что и стало причиной их гибели. Сейчас принято считать, что миф о троянском коне - это аллегория которая когда-то была применена ахейцами.

Символы и аллегории

Примечательно, но конь как существо издревле является символом рождения и смерти. Так, ахейцы создавали свою лошадь из еловых веток, при этом полость конструкции оставалась пустой. Многие исследователи сходятся во мнении, что это символ рождения нового. То есть получалось, что троянский конь принес смерть защитникам города и в то же время стал символом рождения чего-то нового для многих народов.

Кстати, примерно в это же время в Средиземноморье происходят события, очень важные для истории. Началось великое переселение народов, когда из северных стран на Балканы двинулись различные племена - дорийцы, варвары. Именно это привело к уничтожению древней микенской цивилизации. Греция сможет возродиться спустя несколько столетий, при этом разрушения, которые пришлись на это государство, быль столь масштабными, что вся додорийская история просто осталась в легендах.

конь?

Сегодня очень часто мы употребляем такой фразеологизм, как "троянский конь". уже давно стало нарицательным. Так мы называем какие-то подарки, которые преподносятся с целью обмануть или погубить. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему именно конь стал причиной крушения Трои. Но можно отметить одно: ахейцы знали, как заинтересовать троянцев. Они понимали, что для снятия осады с города нужно удивить местных жителей чем-то особенным, чтобы они доверились и открыли ворота.

Конечно, преподнесение троянского коня как дара богов сыграло решающую роль, поскольку в те времена пренебрегать священным даром считалось оскорблением божества. А, как известно, шутить с разгневанными богами очень и очень опасно. Так и получилось, что грамотная надпись на деревянной статуе (напомним, на боку коня было написано, что это подарок богини Афины) привела к тому, что троянцам пришлось забрать этот сомнительный подарок в свой город.

Достояние Трои

Итак, троянский конь (значение фразеологизма мы уже описали) стал главной причиной краха Троянского царства. Из истории известно, что Троя славилась своими лошадьми, именно в этот город съезжались торговцы со всего мира, именно на этот город чаще всего совершались набеги. Например, в одной легенде говорится о том, что троянский царь Дардан владел табуном великолепных коней, которые произошли от бога северного ветра Борея. Да и вообще, лошадь всегда считалась самым близким к человеку животным: ее брали на войну, ее использовали в земледельческих трудах. Поэтому появление перед городскими воротами Трои именно лошади местные жители и не могли не оценить как дар богов. Таким образом, не зная, кто такой троянский конь, значение фразеологизма понять не так легко.

И поэтому совсем не случайно, что Троя, которая держала оборону в течение 10 лет, пала именно по вине коня. Конечно, всему виной и хитрость ахейцев, которые смогли найти слабое место и выбрали для этого своеобразного магического перевозчика в лице деревянного коня. Примечательно, что по археологическим данным Троя была всего лишь небольшой крепостью. Но при этом с целью захватить ее отправлялись целые армии из сотен кораблей.

Современная трактовка

Сегодня этим понятием в переносном смысле обозначается и вредоносная программа, которую распространяют сами люди. Причем название свое вирус получил в честь мифологического троянского коня, поскольку большинство вирусных программ действуют аналогичным образом: они маскируются под безвредные и даже полезные программы и приложения, которые пользователь запускает на своем компьютере. При всей простоте вируса его сложность заключается в том, что трудно распознать в нем его предназначение. Например, самые примитивные модификации могут стереть полностью содержимое диска при загрузке, а некоторые программы умеют встраиваться в определенные приложения на ПК.

Битва за Трою - самый знаменитый, пожалуй, вооруженный конфликт мировой истории, и это заслуга Гомера, первого классика мировой литературы, описавшего в стихах мельчайшие перипетии войны. Однако ученые доказывают: версия поэта не выдерживает критики.
Жаль, но мы, наверное, так никогда и не узнаем, знал ли сам Гомер, где в «Илиаде» и «Одиссее» правда, а где вымысел. Да и приставал ли кто-нибудь с этим к нему, странствовавшему в VIII веке до н.э. от двора одного греческого правителя к другому, пленяя внимание слушателей мощным гекзаметром?

Сегодня вопрос стоит несколько по-иному: а была ли вообще Троянская война? Жили ли на свете ее герои? Существовали ли царь Приам, его сыновья Парис и Гектор, ахейские цари-базилевсы Агамемнон и Менелай, прекрасная Елена и Ахилл? И главное: что там на самом деле приключилось с этой деревянной лошадью, с помощью которой ахейцы якобы смогли захватить и уничтожить крепость на северо-западе Анатолии?

Сначала об истории, какой она отображена в «Илиаде». Разворачивается она, кстати, на двух уровнях: в мире богов и мире героев-людей. Но, оставим пока в стороне богов, и попробуем проследить ход Троянской войны, каким его реконструировали ученые.

Итак, в одной из бухт пролива Дарданеллы, в нескольких километрах восточнее Эгейского моря стоит могущественный и богатый торговый город Троя, где правит царь Приам. Весной 1300 года до н.э. он отправляет своего сына Париса с подарками в Спарту. Цель миссии - установить торговые отношения с ахейским царем Менелаем. Сам Менелай в отъезде, но торговую делегацию принимают со всеми почестями. Однако, затем происходит дипломатический скандал. Папа Приам проявил недальновидность в кадровом вопросе, поставив во главе делегации своего сынка (чего только не сделаешь для родной кровинки!). Снедаемый вполне конкретными потребностями, молодой человек проявляет интерес не к какой-нибудь там пухленькой практикантке при дворе базилевса, а (вы только представьте!) к самой Первой Леди, хозяйке дома, жене Менелая Елене (прекрасной, само собой). Дальше - больше. Он умыкает ее на своем корабле, а заодно прихватывает и государственную казну - а, и правда, зачем она царю без жены? В то время, как троянская эскадра движется к Сидону (ныне порт в Ливане), где Парис намеревается узаконить свою выходку священными узами брака (это не получив-то развода у Менелая!), ахейцы объявляют мобилизацию. Верховным главнокомандующим они выбирают Агамемнона, владыку Микен. Прибыв с ахейским флотом к стенам Трои, Менелай требует вернуть жену (ну, и казну, разумеется). Но папаша не в курсе, понятия не имеет о случившемся - сынок-то все еще в Сидоне - и, само собой, выполнить требование не в состоянии.

Ахейцы истолковывают поведение Приама как наглое нежелание сотрудничать с ними в этом вопросе и начинают боевые действия. В течение десяти месяцев (Гомер говорит о десяти годах, но с ним мы разберемся особо) они снова и снова пытаются штурмовать городские стены. Но Троя неприступна. В конце концов, ахейцы «ходят лошадью» - прибегают к хитрости, придуманной Одиссеем (хитроумным, само собой). Осаждающие для вида отступают, а на пляже оставляют здоровенного деревянного коня. Диверсия хорошо организована: в тылу у троянцев объявляется и «перебежчик», убеждающий их (как для нас, то не очень убедительно) затащить сооружение в город. Опьяненные кажущейся победой, те сдуру так и делают. Ночью из деревянного туловища выбираются прятавшиеся там спецназовцы, открывающие ворота вернувшимся под покровом темноты ахейцам. Троя ими захватывается и основательно разрушается. Тем временем корабли Париса по пути домой относятся ветрами и течениями в Египет. Консервативный египетский фараон не одобряет своеобразного толкования Парисом законов гостеприимства и объявляет лихого царевича персоной нон грата. Елена же остается в Египте, откуда ее вскорости забирает супруг. Парис еще несколько лет блуждает по чужбине - родины-то больше нет - пока не находит политубежище у хеттов во внутренних районах Малой Азии.

Таковым мог быть ход событий, если брать за основу повествование Гомера. Чтобы его реконструировать, ученым понадобилось больше столетия исследований по десяти различным направлениям. Раскопки холма Хиссарлик, под которым, по их предположениям, находились развалины Трои, начались в середине прошлого века. Больше всех здесь отличился археолог-любитель Хайнрих Шлиманн. Он не только обнаружил городские стены, но и нашел ценные украшения микенского периода.
Позднее в поисках упоминаний о Троянской войне и ее героях ученые проштудировали письмена XIV и XIII веков до н.э. По большей части, безрезультатно. И все-таки кое-что выяснено. Что ахейцы тогда уже существовали, что был у них царь Агамемнон, что построили в Египте дворец для чужеземной Афродиты (Елены?) и что иностранный принц (Парис?) получил убежище в стране хеттов. Исследователям Трои этого, конечно же, было недостаточно. С целью подтвердить или опровергнуть тезис о том, что Троя могла стать жертвой землетрясения, они изучили еще и сейсмическую ситуацию в северо-западной Анатолии. Чтобы проверить данные Гомера о судьбе его героев, Париса и Одиссея, обследовали ветры и течения в Средиземном море.

Драматурги проанализировали стиль произведений, психологи проследили развитие характеров главных действующих лиц, а стратеги изучили тактику героев и полководцев. Все это, чтобы выяснить, написан ли эпос одним или несколькими авторами, включены ли в него более старые и более новые мифы и можно ли, так сказать, выкристаллизовать «пра-версию», которая ближе к истине. Но окончательных выводов так и не было сделано. Причем, неясность остается по сей день, что дает некоторым ученым основания утверждать: никакой Троянской войны вообще никогда не было, а город, который раскопали на холме Хиссарлик, совсем и не обязательно Троя. Потому что, как выяснили археологи, существовал он тут уже с конца четвертого(!) тысячелетия до н.э., да еще и вплоть до времен владычества Рима в тех местах. А разрушался он в общей сложности девять(!) раз, снова и снова отстраиваясь.

Однако, если все же предположить, что это таки Троя, то мы теперь знаем о ней довольно много. Так, около 1300 года до н.э., т.е. в интересующее нас время, городская стена была длиною 540 метров и окружала пространство площадью около 20.000 м2, что примерно равно площади среднего стадиона. Не много, но крупнее городов тогда не было, за исключением разве что таких столиц, как Вавилон. Снова и снова анализировали легенду о Троянском коне. Ныне господствует мнение, что версия событий в изложении Гомера просто несостоятельна. Чтобы внутри коня смогли спрятаться 8-10 воинов (меньшее их количество имело бы мало шансов справиться со стражей у ворот), его высота должна составлять, по меньшей мере, 5 метров. Однако в этом случав, он не вписался бы в габариты тогдашних городских ворот Трои: высота 3 при ширине 3,25 метра. В «Илиаде», правда, указывается, что троянцы вынуждены были пробивать стену, чтобы затащить «подарочек» ахейцев в город. Но само упоминание подобной процедуры делает весь рассказ еще менее правдоподобным. Трудно предположить, чтобы ахейцы, планируя свою диверсию, построили агрегат, заведомо не проходящий в городские ворота.

Кстати, с цифрами Гомер вообще обращается более чем вольно. Для него они, по-видимому, имели чисто символическое значение. Бросается в глаза частое употребление цифр 10 и 50 (впрочем, «приписки» характерны для древних авторов всех времен и народов). Если уж Троянская война и в самом деле приключилась, то у царя Приама было, скорее всего, не 50, а пять сыновей. Хотя кто его знает, как там обстояло с наложницами… Но уж во всяком случае, у ахейцев никак не могло быть флота в 1146 кораблей с экипажами по 100 человек каждый! Потому что тогда пришлось бы допустить, что в армии осаждающих числилось 115 000 человек, которым со стороны троянцев противостояло примерно столько же. Разместить их на 20000 м2 весьма затруднительно. Да и не забывайте, что война - это, прежде всего, серьезное экономическое предприятие. Представляете, какие трудности могли возникнуть со снабжением ста тысяч человек при тогдашних транспортных средствах? Тут уж ни о каких десяти годах противостояния, в чем уверяет Гомер, и речи быть не могло. Десять месяцев же представляются вполне реальными, о чем свидетельствуют и имеющиеся данные о военном искусстве в микенские времена. Да и не оставили бы правители свои родные селения на такой долгий срок без присмотра.

Ну, а как же с этим деревянным произведением прикладного искусства? Наиболее правдоподобным представляется, что речь шла об осадной машине, с помощью которой удалось пробить брешь в стене. А сюжеты о засылке диверсантов в осажденные крепости были весьма распространены еще задолго до Троянской войны, в Египте.

Постепенно, как мозаика, камешек за камешком складывалась более правдоподобная картина событий. Теперь она выглядела примерно так: ахейцы высадились в дараданелльской бухте, вытащили на пляж корабли, как было принято, и построили укрепленный лагерь. Троянцы защищали внешнюю линию обороны за пределами крепостных стен, на правом берегу реки Скамандер, у единственного моста, ведущего к плацдарму. Там есть открытый участок, где и происходили стычки. Здесь же состоялся и смертный бой между Ахиллом и Гектором. Археологи сумели даже установить, что троянцы временно замуровали западные ворота, ведущие к порту. Вероятно, чтобы укрепить наиболее опасный участок обороны. Впечатляет. К сожалению, есть в этой версии неувязка. С помощью пробных бурений американские геологи установили, что как раз на месте поля сражений и как раз во время Троянской войны была… морская бухта. Лишь позднее она исчезла под речными наносами, и береговая линия отодвинулась.

Сегодня руины Трои находятся в пяти километрах от побережья. А тогда город располагался прямо над прибрежными скалами. В бухте под ними ахейцы никак не могли десантироваться: их корабли застряли бы в зыбучих песках. Да и пришлось бы им прямо с палубы лезть на отвесные скалы. Чистейшее самоубийство. Высадиться ахейцы могли только с другой стороны полуострова - в бухте Безика в Эгейском море. Там достаточно глубокий подход к берегу, и есть обширный пляж - корабли ведь надо было вытаскивать на сушу. Оттуда воины пешим порядком продвинулись вглубь территории и атаковали город, скорее всего, с юго-восточного направления. Короче, историческое поле боя следует искать в другом месте. Однако возвратимся еще раз к исходному пункту и спросим себя снова: а не ищем ли мы смысл там, где его нет и быть не могло? Может быть, 2700 лет назад для Гомера и его слушателей «историческая правда» о Троянской войне вообще не была важна? Может быть, значение эпосов в совсем иной плоскости? Многие результаты исследований заставляют именно так и думать.

И ключевым для таких выводов стал все тот же пресловутый Троянский конь. В седьмом слое холма Хиссарлик, датируемом периодом 1230 - 1225 гг. до н.э. и относящемся, как считают, именно к описанному Гомером периоду, найдены совершенно четкие следы случившегося именно тогда землетрясения. Так возникла новая гипотеза. Троя, утверждает она, оказалась ахейцам не по зубам. И взять город они смогли лишь после того, как его мощные стены были разрушены землетрясением. А причем здесь Троянский конь? А вот при чем:
дело в том, что «болевший» за ахейцев Посейдон (основная специальность - бог морей) по совместительству выполнял также обязанности «лошадиного бога» и как заведующий загробным миром отвечал за землетрясения. Может показаться, что такое толкование «притянуто за уши». Но не надо торопиться с выводами - именно подобная логика была тогда весьма типична, существовала обширная и весьма сложная система аллегорий. Что касается землетрясения, то в XIII веке до н.э. трясло не только Малую Азию. У многих народов имеются сообщения о мощных извержениях вулканов, грандиозных пожарах и сильнейших наводнениях. Кстати, именно тогда Египет пережил свои «десять казней». В северной Европе обширные участки суши оказались затоплены морем. И вообще: «огонь пал с неба и опустошил поля».

А затем так называемые народы моря из района Эгейского моря и Фракии двинулись на юг. Согласно теории Л.Гумилева, «этносами» время от времени овладевает некий массовый психоз, выражающийся в страсти к перемене мест. Но если поля затоплены или сожжены, то тут уж и безо всякой «пассионарности» подашься искать пропитания в чужих краях… Как бы то ни было, «морская братва» разнесла Микены и смела государство хеттов.
И прошли столетия, прежде чем из этих очень разных племен выкристаллизовалось некое государственное и культурное единство. Интересно, что сначала «объединились» боги - эти перемешивались почти играючи, обменивались функциями и значением, попросту спаривались в конце концов сформировали довольно четкую иерархическую структуру. Вот этот-то процесс и завершился как раз к моменту создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи». Тот наверняка использовал древние мифы, передававшиеся из уст в уста сказителями, приукрашиваясь и «корректируясь» в зависимости от «потребностей текущего момента». Но в основе, как и в библейских историях, лежали реальные факты. Похоже, что судьба Трои самого Гомера не очень-то занимала. А вот нам она интересна. И, возможно, будут еще находки, которые прольют новый свет на тайны истории.

Троянский конь - в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны.

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим - 20, по Цецу - 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона. По Дионисию аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах. По автору «Малой Илиады», в полнолуние. По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику - 12 фаргелиона, по другим историографам Афин - 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея, по другим - 28 скирофориона. Либо зимой. По Паросской хронике, Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э..