Как народ крымские татары в XIII-XVII вв. оформились на территории Крыма и в Северном Причерноморье. Основой их этноса были поселившиеся здесь племена тюрков, а также половцев, печенегов, гуннов и хазар. Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения , которые жили на востоке Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар вместе с крымчаками и караимами их относят к коренному населению полуострова. Порядка четверти миллиона крымских татар проживают непосредственно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины. Считается, что их сотни тысяч в Турции.

Однако большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения. Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке . Он родственный с татарским, однако, они не понимают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка заметно отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в своем большинстве являются мусульманами.

У крымскотатарского народа богатая и порой трагическая история. В XIII веке Крым был завоеван монголами. Через двести лет было создано независимое Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно воевало с Русским государством и Польшей.

В 1783 году Россия победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сохранили все свои права. Однако притеснения российских чиновников и помещиков вынудило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.

Интенсивное освоение полуострова в XIX веке привело к вытеснению крымских татар за счет переселенцев из российских губерний. В 1917 году была предпринята попытка создания крымскотатарского государства. Через четыре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР. В 1937 г. большая часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны. Многие из них удостоены боевых наград.

Однако после изгнания нацистских войск из Крыма они были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. В мае-июне 1944 года большинство крымских татар с семьями были депортированы с родных мест в Узбекистан и другие регионы страны. Находившихся на фронте в том же году демобилизовали из армии и направили в места поселения родственников. Крымские татары, в отличие от других депортированных народов, только в 1989 году получили право вернуться на родину.

Казанские татары вчера и сегодня

Татарский народ состоит преимущественно из казанских татар. В свою очередь их этнической основой считаются такие древние тюркские народы как булгары и половцы. Формирование казанских татар происходило в средние века. В этот период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой. Занимались преимущественно сельским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Различные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и русская культура.

Сегодня половину населения входящей в состав Российской Федерации. республики Татарстан составляют современные казанские татары. Их столица – миллионный город Казань. Главой татарского государства является Президент. Законодательную и контрольную власть осуществляет Государственный Совет, исполнительную – Кабинет министров. Наряду с русским, государственным языком Татарстана является татарский язык. В Татарстане проживает свыше 3, 8 млн. человек .

Являясь одним из самых экономически развитых российских регионов, он занимает ведущие позиции в производстве полиэтилена, синтетических каучуков и шин, грузовых автомобилей, синтетических моющих средств и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в РФ. Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает большими запасами природных ресурсов, главным из которых является нефть. Здесь также добывают также уголь, нерудные материалы. Имеются перспективные запасы других ископаемых. В республике огромные запасы воды.

Согласно своей Конституции Татарстан является светским государством. Из религий в нем наиболее распространены ислам и православие.

В чем разница

Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.

  1. Крымские татары, являясь коренным народом Крымского полуострова, собственной государственности не имеют.
  2. Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан со своей конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
  3. Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с XVI века были в политической зависимости от России.
  4. В Крыму проживает порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар живут в республике Татарстан.
  5. В создании этносов крымских и казанских татар участвовали разные народы. У крымских татар это были преимущественно европейцы (киммерийцы, греки, римляне, гунны, итальянцы, славяне и пр.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
  6. Крымскотатарский язык заметно отличается от татарского, в первую очередь интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают.

И именно казанские татары — одна из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Разговаривают на русском или татарском языке. Проживают на землях РФ и являются коренными жителями автономной республики Татарстан. Относятся к средней группе по диалектам всех татар.

Численность

В Татарстане проживает 3,8 млн человек, среди которых 53 % всего населения составляют казанские татары (это чуть больше 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском раене (97%), меньше всего — в Спасском (29,5%). Также казанских татар можно встретить и в других населенных пунктах России. В иных странах — незначительные поселения в США, Канаде, Украине, Турции и др. Среди этносов у казанских татар встречаются половцы, булгары (очень часто себя так называют татары) и именьковсая культура.

Описание этнической группы

Женщины имеют слегка зауженные глаза, на лице выступаю скулы. Обычно у них крепкое телосложнение. Очень часто скрывают свою красоту, как принято в азиатов. В большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, что характерно азиатским странам, где всю работу выполняют мужчины, а жены — лишь легкие бытовые задачи. Все татары чистоплотные, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и телосложение, темные глаза. Очень ревнивы и слегка гордые.

Распределение по языковым группам

Так как все татары разговаривают на татарском (знание второго языка зависит от местности), то и казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается говор, потому как его относят к среднему (казанскому) диалекту. Татарский язык, соответственно, относиться к кыпчакской группе тюркского происхождения языков. Что касается литературы и письменности, то применяется казанский диалект.

Происхождение этноса

В Древние времена современные земли татаров называли Булгарией. Там проживали тюркоязычные племена (например, финно-угорское). Как только Волжскую Булгарию завоевали монголы, то возникла Золотая Орда. Долго она не существовала, распалась. Вместо нее начали формироваться различные ханства, так на Булгарских землях появилось Казанское ханство, где в дальнейшем начала формироваться такая народность, как казанские татары (XV-XVI века). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:

  • булгары;
  • фино-угры;
  • кыпчаки;
  • тюрки.

Религия

Верования разделились на 2 ветки: христианство (православие) и ислам (суннитского толка).

Кухня

Самое распространенное блюдо — азу. Инными словами это рагу, в его состав входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем блюдо богаче и вкуснее.

Одежда и украшения

Традиционный костюм — кулмэк (туника или туникообразная рубаха) с шароварами. На женском костюме делали изу, разнообразные нашивки и вышивки. Наряд из-за декора (иногда нашивали даже монеты) был очень тяжелый. Мужчины на голову одевают кулэпэш или тюбетейку. Женщинам свойственно одевать вышитый жемчугом калфак, а волосы заплетать, чаще в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиг, это качественные сафьяновые сапоги с узорами. Также каждой женщине хотелось одеть побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.

Культура и быт

Изначально этот народ занимался скотоводством, реже садили растительность. Проживали в избах. На казанских землях принято быть гостеприимным, поэтому щедро принимают и угощают гостей.

Перед трапезой мыть руки обязательно. Еда за столом начиналась и заканчивалась молитвой. Невоспитанность считается, если самовольничать за столом без разрешения старшин.

Накануне свадьбы дом принято украшать лентами, цветами и другими материалами и чем больше, тем лучше.

Очень ценится вышивка татарок. Они были справные ткачихи. И по сегодня вышитые полотенца — ценное изделие!

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство . В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.

Формирование

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. . Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). Уфа, 1979.
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д. Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казанские татары" в других словарях:

    Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль Тегину (732). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз татар» и «токуз татар».… … Википедия

Академия Наук СССР

Отделение истории и философии

Институт языка, литературы и истории Казанского филиала

Редакционная группа:

Председатель академик Б. Д. Греков .

Члены: Чл. корреспондент Акад. Наук СССР

проф. Н. К. Дмитриев ,

проф. С. П. Толстов ,

проф. Н. И. Воробьёв ,

и ст. научн. сотрудник Х. Г. Гимади .

Происхождение казанских татар : Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - 160 с.

См. также

  • Галиуллина Д. Обсуждение некоторых аспектов истории татарского народа на кафедре истории СССР КГУ во второй половине 1940-х гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2004. - № 2.
  • Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним . - Татарское книжное издательство, 1989. - 128 с.
  • Сафаргалиев М. Г. Один из спорных вопросов истории Татарии // Вопросы истории - 1951. - №7. - С. 74-80.

От редакции

Доклады:

1. А. П. Смирнов . К вопросу о происхождении татар Поволжья

2. Т. А. Трофимова . Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии

3. Н. И. Воробьев . Происхождение казанских татар по данным этнографии

4. Л. 3. 3аляй . К вопросу о происходении татар Поволжья. (По материалам языка)

Содоклады:

H. Ф. Калинин . К вопросу о происхождении казанских татар

X. Г. Гимади . Монгольское иго и вопрос о происхождении казанских татар

Выступления:

С. Е. Малова

М. Н. Тихомирова

Н. К. Дмитриева

A. Ю. Якубовского

С. П. Толстова

B. В. Богданова

А. Б. Булатова

Р. М. Раимова

Ш. И. Типеева

Заключительное слово:

А. П. Смирнова

Т. А. Трофимовой

Н. И. Воробьёва

Л. 3. 3аляя

Акад. Б. Д. Греков - подведение итогов сессии

От редакции

В постановлении ЦК ВКП (б) от 9/VIII-1944 г «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» были вскрыты серьёзные ошибки, допущенные некоторыми историками и литераторами при освещении отдельных вопросов истории Татарии. (Идеализация Золотой Орды и ханско-феодального эпоса об Идегее). Историкам было поручено организовать научную разработку истории Татарии и устранить допущенные ошибки. Согласно этого постановления Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР разрабатывает историю Татарской АССР. При написании этой работы коллектив авторов натолкнулся на ряд проблем, без разрешения которых невозможна была разработка истории Татарии. Одним из актуальнейших моментов истории Татарской АССР являлся вопрос об этногенезе казанских татар. По данному вопросу, как известно, вплоть до последнего времени среди историков не было единого мнения. Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние татары - это конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей монгол. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившие от монгол лишь их название «татары».

Учитывая важность проблемы, ИЯЛИ КФАН СССР обратился в отделение истории и философии АН СССР с просьбой созвать специальную сессию по вопросу этногенеза казанских татар. Сессия состоялась в Москве 25-26 апреля 1946 года. На сессии участвовали учёные Москвы, Ленинграда и Казани. С докладами и сообщениями выступали историки, археологи, антропологи, этнографы и лингвисты. Сессия открылась вступительными словами акад. Б. Д. Грекова, отметившего важность обсуждаемой проблемы в деле изучения истории ТАССР.

С докладами на сессии выступили А. П. Смирнов - «К вопросу о происхождении казанских татар», Т. А. Трофимова «Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии», Н. И. Воробьев «Происхождение казанских татар по данным этнографии» и Л. 3. Заляй «Происхождение татар Поволжья по материалам языка». С содокладами на сессии выступили X. Г. Гимади и Н. Ф. Калинин. В премиях, которые развернулись после докладов, выступили члены-корреспонденты АН СССР профессора: М. И. Тихомиров, Н. К. Дмитриев, С. Е. Малов, А. Ю. Якубовский, а также проф. С. П. Толстов, проф. В. В. Богданов, Р. М. Раимов, Ш. И. Типеев, А. Б. Булатов.

Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определённые выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее вляние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар. По сравнению с кочевниками-монголами булгары стояли на более высоком уровне экономического и культурного развития.

Огромное влияние на развитие и формирование татарской народности оказывал русский народ, с которым уже в X-XII веках булгары поддержали обширные экономические и дипломатические связи. В докладах были приведены многочисленные факты проникновения в быт татар более прогрессивных форм быта и хозяйства русского народа.

В докладах и выступлениях основательно была доказана полная несостоятельность взглядов, отождествляющих казанских татар с монголо-татарами.

В окладе Т. А. Трофимовой на основе антропологических данных доказано, что современные казанские татары сложились «на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения».

Население, проживавшее на территории камской Булгарии в составе Золотой Орды, оказалось на положении порабощенного народа. Оно было обложено данью и подвергалось жестокому военно-феодальному угнетению. Подобно русскому народу, взявшему на себя главную тяжесть борьбы, булгары и другие народы Среднего Поволжья, также вели борьбу с монгольскими завоевателями. Эта борьба народа с завоевателями запечатлена в исторических документах и народном эпосе.

Итог был подведен акад. Б. Д. Грековым, отметившим плодотворность работы сессии. Значение данной научной сессии велико. Материалы её являются ценным вкладом не только в литературу по истории Татарии, но и по истории других народов Среднего Поволжья, в частности чуваш . Вместе с тем сессия дала конкретную программу дальнейшей научной работы над вопросами, требующими углубленного изучения. Теперь историки Татарии будут смелее и увереннее разрабатывать историю своей республики, ибо в значительной степени устранены те трудности, которые стояли на пути разрешения этой ответственной задачи.

В виде гипотезы позволю высказать следующие соображения. Богато оформленные каменные плиты с каллиграфическим шрифтом, с текстами на арабском языке и со словами, родственными казанско-татарскому языку, принадлежали, по моему мнению, верхушке булгарского феодального общества, преимущественно даже столичного, в значительной степени арабизированного и пользовавшегося литературным языком того времени, каковым для нижнего и среднего Поволжья XIII-XIV века может считаться тюрко-кипчакский язык с сильными элементами арабизма.

Среди остального населения булгарского государства был слой, стоящий ниже на социальной лестнице - купцы, ремесленники, менее знатные феодалы. Язык их был другой, менее затронутый влиянием литературы и арабской образованности. Памятниками письменности этого населения и являются широко распространенные в Татарии эпитафии «второго стиля» с «чувашизмами» и с упрощённой куфической традиционной графикой. Возможно, что здесь мы имеем также проявление особой этнической группы, исконно жившей в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать. С утратой Суваром прежнего положения, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки Суварской знати, утратившие политическое влияние, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях. Возможно, что проявлением этих традиций «суварской знати» служат памятники «переходного стиля», выше нами охарактеризованные. Таким образом, в здесь представленных булгарских лингвистических памятниках мы можем различать по крайней мере два диалекта и установить генетическую связь булгар с казанскими татарами, что особенно ярко проявляется из сравнения памятников 1 стиля с казанскими памятниками того же характера, относящимися к XV-XVI вв. Эту преемственную линию можно провести и далее-в XVII, XVIII вв. Не имея возможности детально представить здесь эти материалы, ограничусь лишь ссылкой на наши альбомы, указанные в примечании 3. Даже внешнее сходство обнаруживает преемственные связи. Они более заметы в языке текстов.

Калинин H. Ф. К вопросу о происхождении казанских татар.] // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 104.

Чуваши связываются с местными оседлыми племенами, вероятней всего с эсегель и сувар (их город Ошел в 1220 году взят был русскими), входившими в состав Булгарского царства. На это, в частности, указывал Марр, который связывал сувар с чувашами. Мне кажется, что они входили в Булгарское царство как одно из племён.

Смирнов А. П. Заключительные слова // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 148.