Вопрошающий: Вы рассказывали об опыте единства, что благодаря этому опыту происходит встреча с нашим истинным Я. Но это состояние почему-то со временем исчезает. И возникает вопрос: «Что же мешает постоянно осознавать своё истинное Я

Станислав: Ваше кажущееся я.

В: Откуда возникает кажущееся я?

С: Оно постоянно воссоздаётся из конструкций, формируемых Вашим умом.

В: А что заставляет ум создавать эти конструкции?

С: Ваши желания, создающие действие - постоянно воображаемое движение.

В: Движение чего?

С: Движение ума, создающего своим движением всё, что Вам кажется Вами и окружающим Вас миром. Но Вы здесь и сейчас, а движется только Ваш ум, и то, что Вам кажется окружающим миром и Вами, - лишь игра, существующая в Вашем воображении, пока есть играющий в неё.

В: Когда это осознаётся?

С: Когда Вы в состоянии единства.

В: А как тогда приходит состояние единства?

С: Как только осознаётся то, что играющий воображаем, осознаётся и иллюзорность самой игры, и тогда Вам открывается то, что скрывалось за этой игрой, - Ваше истинное Я.

В: А кто такой играющий?

С: Конструкция Вашего ума, Ваше воображаемое я, которое существует благодаря Вашим же усилиям.

В: Выходит, что конструкция ума заставляет нас играть в эту игру.

С: Вы сами вовлекаете себя в эту игру своими же усилиями, и до тех пор, пока Вы будете совершать усилия, Вы будете играть в неё независимо от того, хотите Вы этого или нет. Конструкции ума - это и есть кажущийся Вам Вы – это «играющий». Ваше представление о себе и окружающем мире состоит из таких конструкций.

В: Когда человек полностью расслаблен, он ведь не совершает усилий. Тогда достаточно ли полного расслабления, чтобы эти конструкции ума исчезли?

С: Возможно, если только при этом расслабление не станет идеей ума.

В: Но как расслабиться, если не иметь такой идеи?

С: Полное расслабление возможно только тогда, когда нет никаких идей. Сама мысль о расслаблении, являясь идеей, будет создавать действие или усилие, что не даст Вам полностью расслабиться.

В: Как же тогда можно расслабиться?

С: Просто перестать совершать какие-либо усилия или действия.

В: Но как достичь такого состояния?

С: Чтобы перестать совершать усилия, надо всё принимать как есть.

В: Это сложно будет осуществить, ведь порой неприятие происходит неосознанно.

С: Но при этом само неприятие осознаётся Вами как некая эмоция, возникшая в Вас.

В: Но осознание неприятия в данной ситуации происходит после того, как оно возникло, постфактум, так сказать.

С: Это зависит от Вашей вовлечённости в происходящее.

В: Что значит вовлеченность в происходящее?

С: Вовлечённость - это Ваше отождествление с происходящим, эмоциональный отклик, вызванный приданием объектам или событиям той или иной значимости. Всё, что Вас окружает, уже давно инвентаризовано Вашим умом. На каждом предмете или событии уже висит ярлык с их описанием и значимостью, который повесил на них осознанно или бессознательно Ваш ум. И в зависимости от этого ярлыка происходит эмоциональный отклик, вовлекающий Вас в воспринимаемое зачастую независимо от Вашего сознательного намерения.

В: Это значит, если для меня что-либо имеет большое значение, то и мой эмоциональный отклик будет высок?

С: В абсолютном смысле да, но эмоциональный отклик ещё может быть положительным либо отрицательным. Положительный отклик вызывает положительную эмоцию. Отрицательный - боль, страдание, что в случае непонимания этого сигнала вызывает неприятие. Неприятие порождает внутреннее сопротивление, что создаёт в Вас напряжённость. Это напряжение служит энергией, питающей Ваше кажущееся я. Чтобы оно исчезло, достаточно его просто обесточить.

В: Значит, надо стремиться испытывать только положительные эмоции, чтобы напряжение исчезло.

С: Это заблуждение. Сильная положительна эмоция – попросту говоря, удовольствие - быстро истощит запас Вашей энергии, после чего возможно даже состояние депрессии.

В: Получается, что надо избегать возникновения эмоций вообще?

С: Вы не сможете избежать возникновения эмоций, поскольку они - механизм Вашего восприятия. Просто не следует создавать идеи о том, как вызвать эмоции ради получения удовольствия.

В: А если эмоция уже возникла, то как успокоить её?

С: Разрешить ей быть в Вас, не цепляться умом за возникшее переживание, отпустить то, что его вызвало, принять всё как есть. Осознать, что всё неизбежность и возникшая эмоция тоже.

В: А как можно предупредить возникновение эмоции неприятия, как избежать подсознательных реакций и что надо для этого делать?

С: Для этого необходимо вырабатывать в себе готовность к приятию любых событий как неизбежного.

В: Как это можно реализовать?

С: Осознать свою полную беспомощность, перестать создавать идеи, что Вы можете что-либо изменить. Понять, наконец, что этой кажущейся машиной под названием «Ваша жизнь» управляете не Вы, и бросить руль.

В: Страшновато как-то.

С: Страх создаёт действие Вашего ума, воображающего нежелательное для Вас будущее в случае, если Вы откажетесь от создания идей. Но это саботаж, ведь сам страх - это тоже идея ума! Если не будет того кажущегося, кто создаёт идеи, то и некому будет создавать для Вас страх.

В: А если просто отказаться играть вообще какую-либо роль?

С: Вы не можете просто так отказаться, потому что отказ - это тоже действие, это игра, только уже другой роли под названием «отказывающийся».

В: Как же тогда можно перестать играть свои роли?

С: Освободить Вас от необходимости играть какую-либо роль может осознание того, что нет необходимости думать о том, что можно что-то сделать лучше, когда в воображаемом происходящем кажущийся Вы совершает какие-либо действия.

Истинное "Я"


У души есть много имён, в том числе: Суть, Мастер, Хозяин, Истинное "Я", Высшие центры, Высший Ментальный и Высший Эмоциональный центры, Бог, Сын Человеческий, Царство Божие, Свидетель, третий глаз, Управляющая Способность.
Человек должен быть обучен тому, как распознать свою душу и затем ценить её превыше всего. Всю жизнь человек получает бесчисленные уроки без слов, цель которых - достичь души и обойти интеллектуальный центр.
С этого уровня вы не можете взять ничего вечного, за исключением своей души.
Как беспорядочна и жалка наша внутренняя жизнь. Упражнение на смотрение является одним из лучших способов прервать этот хаос. Можно смотреть на эти цветы, или на фактуру дерева, из которого сделан стол. Все мы порой бываем измучены своими "я". То, что их наблюдает, или, ещё лучше, их игнорирует, и есть наше Истинное "Я".
Ничто из того, что мы можем видеть, не реально. Мы путаем физическую форму с жизнью, но ничто, кроме самовоспоминания, не реально, хотя машина по-ошибке думает, что она реальна.
Внутри нас есть и друзья и враги; только вы сами стоите между собой и своей душой.
Человек внутренне ищет что-то, что он забыл в течение дня. И вдруг, с ужасом, он понимает, что забыл себя.
Как стать более ответственным за себя?
Помня, что необходимо работать. Эта Система работает, если вы пользуетесь ею. Никто не может помнить за вас. Это замечательная новость, ибо в таком случае вы будете владеть собственной душой. И хотя каждый из нас существует сам по себе, мы имеем друг друга и помощь извне, что является неотъемлемой частью сознательной школы. Без своего Истинного "Я" вам нечем будет поклоняться Абсолюту и служить достижению его целей.
Что значит создать своё Истинное "Я"?
В наших телах есть душа; самовоспоминание обладает способностью накапливаться. Душа становится сильнее и творит себя, прибавляя к себе понемногу через присутствие. Душа неподвластна смерти.
Воистину, нет ничего, что можно было бы взять у других; но есть нечто, что можно найти и обрести внутри себя. Вопрос не столько в том, почему я должен оставаться для вас загадкой, сколько в том, почему вы сами должны быть загадкой для самих себя? Вы можете понять другого лишь в той степени, в которой вы способны понимать себя.
Всё должно быть фоном для вашего Истинного "Я". Мы коснулись струны более глубокой, чем жизнь, и поэтому мы здесь: для того, чтобы обрести своё Истинное "Я".
В конце концов вы поймёте, что единственное, что сдерживает вас - это вы сами. Быть верным себе всегда останется древнейшим стремлением на Земле; это то, почему были созданы Земля и человек.
Ваше Истинное "Я" представляет собой феномен, существующий отдельно от машины; тем не менее, мелкие отождествления пытаются помешать рождению Высших центров.
Ставя себя последним, вы ставите своё Истинное "Я" первым.
Есть много вещей, с которыми ничего нельзя поделать. Как заметил П. Д. Успенский, самое несправедливое - это то, что мы умрём, или, говоря иначе, что наши машины должны перестать существовать. И хотя мы почти ничего не можем поделать со смертью, мы можем сделать очень многое для нашего астрального тела до того, как исчезнет наше физическое тело. Тайная функция наших машин - это создание бессмертной души. Идея трансформации запрятана так глубоко, под таким количеством слоёв всевозможных искусственных приспособлений - буферов и отвлечений, что достичь её трудно.
Душа состоит из неразрушимой субстанции, которая становится постоянной. Мы не можем видеть её, как не можем мы видеть запах розы, но она есть. Она молекулярна. При рождении, когда душа входит в физическое тело, дух входит в материю.
Мы редко задаёмся вопросом о том, где пребывает душа до рождения, хотя иногда думаем о том, куда она направляется после смерти. Где находится душа до рождения? Через тридцать лет мы будем сидеть вокруг стола, и кому-то будет только двадцать. Его душа где-то находится сейчас; я думаю, она пребывает в божественном состоянии покоя, именуемом "Лимбо".
Спящие или пробуждённые, мы укутаны вселенскими тайнами.
В какой степени душа зависит от физического тела?
Для того, чтобы появиться на свет, душа должна трансформировать страдания физического тела. Душа навсегда останется результатом того опыта, который она получила.
Каждый этап жизни имеет свой вызов и свои отождествления, которые должны быть трансформированы. Наши тела ценны только тем, что они содержат - душой. Самовоспоминание - это всё, что у нас есть, и даже наши тела - всего лишь багаж, который придётся оставить на краю дороги.
Мы знаем достаточно для того, чтобы создать души, и это уже очень много. Вне всякого сомнения, те, кто изучают методы создания души, находятся в лучшем положении, чем те, кто этого не делают.
Если бы мы могли увеличить нашу восприимчивость и понимание, смогли бы мы тогда действовать по-другому?
Вы были бы, возможно, ближе к тому, что вы представляете себе как идеальное поведение. Душа достаточно независима на этом плане, и неизменно остаётся собой. Мы потерялись бы, если бы могли адекватно описать душу, если бы она была словами, а не собой. Сознание - не функции, и душа наша - это не наш ум, не интеллектуальный центр.
Один из способов распознать душу, состоит в том, чтобы понять, чем она не является. Она - не негативные эмоции, и не главная черта. Интересно посмотреть на свою руку как на некий аппарат, рычаг. Когда вы смотрите таким образом - это ваша душа объективно смотрит на вашу машину. Когда вы разделяете внимание, ваша душа присутствует.
Мы имеем неописуемую драгоценность в себе: нашу душу.
Восточные школы называли душу драгоценным камнем. То, что говорит - не является ею. Маленькая душа в сосуде, называемая некоторыми восточными учениями “безымянное” .
Все люди неизбежно становятся историей, ибо всё видимое неизбежно исчезает. Таким образом, из всех чудес на земле величайшим является создание души, ибо время не может с ней ничего сделать. В этой работе есть много людей, которые готовы на самую большую жертву для того, чтобы пробудиться.
Они отдали бы свои жизни, если бы это было нужно, чтобы создать душу.
Сегодня вечером мы видим друг в друге самое лучшее, ту часть, которую мы особенно любим. Давайте выпьем за ваши души - они здесь.

), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.

Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот - желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д., в отличие от .

В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание , которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность - воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора - воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом - зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с , которое есть в каждом организме, причем не только человеческом - оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.

Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.

Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое , видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается , но начать с ней работать можно уже сейчас - с помощью .

Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:

Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я» . Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого - так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, спонтанный поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.

Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую - и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.

Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно - эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание - поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием . Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.

Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять - вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.

Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий - абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени - зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия бывают у всех, и довольно часто, но не у всех было осознание этих моментов.

И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу ». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом - я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?

Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.

Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго - это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.

Ложное я только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.

Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности ложного я остается пустое место.

Эго - это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.

Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой - без мыслей.

В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке как , имеет только одно свойство или функцию - осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий - они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.

Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция - отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.

Ложное эго

Существует 2 основных проявления эгоизма:

    А. жить для себя
    Б. жить для тех, кто со мной связан

Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.

Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по настоящему смиренный человек.

Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.

Истинное Я

Согласно Ведам, истинное Я означает жить для других, делать все без собственнических мотивов, то есть не хотеть ничего себе, служить окружающим людям и Богу. Это – истинное Я. Оно проявляется только в состоянии, когда мы развили в себе хорошие качества характера , которые способны победить эгоизм во всех сферах нашей жизни. В Ведах говорится, что победив в себе эгоизм и, став смиренными слугами Бога и Его законов, мы в этом случае находимся в чистом сознании. К слову сказать, не развив Любви к Богу, этого состояния достичь невозможно. Другими словами, истинное Я, когда человек становится бескорыстным и ему спонтанно хочется сделать что-то полезное, он естественным образом живет для блага всех по божественным законам . Только если он поступает так, то он вправе считать себя достойным человеком и его истинное Я от такого понимания вещей становится полностью удовлетворенным. Сейчас это встречается редко. В основном все просто (безосновательно) довольны собой, что является самым характерным признаком влияния на разум ложного эгоизма.

Как распознать в себе деятельность ложного эгоизма?

Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.

Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум.

Допустим, 2 ребенка играются в машинки. Один играет со своей, а другой – с чужой. Если ребенок ломает чужую машинку – он не привязан к ней своим эгоизмом и поэтому не сильно расстраивается. Если же он ломает свою, или кто-то ломает его машинку, то ребенок начинает плакать. Это означает, что ложное эго тоже имеет тонкую природу, оно соприкасается с игрушкой, неожиданно после ее поломки возникает боль в уме, и поэтому ребенок плачет испытывая боль.

Все виды боли которые только существуют в этом мире возникают в результате того, что происходит какое-то действие которое не нравится ложному эго. Допустим если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль. Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма:

    1. Телесная боль.
    2. Праническая боль.
    3. Чувственная боль.
    4. Умственная боль.
    5. Боль в разуме.

1. Телесная боль.
Возникает всегда, когда тело перестает наслаждаться. Допустим, какой-то микроб вторгается в наше тело и начинает использовать его как объект своего наслаждения. В результате наши чувства познания (в данном случае тактильная чувствительность) включается для оповещения ума о случившимся. Так у нас в теле включается механизм, который привлекает сознание для защиты тела от микроба. Все это сопровождается неприятными ощущениями, которые связаны с телесной деятельностью ложного эго.

Болевые ощущения, возникая, немедленно распространяются также и на прану, чувства, ум, а иногда и на разум. Поэтому у эгоистично настроенного человека небольшой укус насекомого может вызвать истерику. Когда человек достигает высокой степени отречения и побеждает полностью свой эгоизм, то в этом случае в теле продолжают работать защитные механизмы от микробов и других повреждений, но боли как таковой не возникает. Поэтому святой человек спокойно воспринимает и жару и холод, жажду и голод.

Иногда сознание не может в полной мере контактировать с телом, например повреждены нервные ткани (не функционирует осязание), то боль в теле не чувствуется. В этом случае мы получаем в свое сознание боль поврежденного тела через восприятия раздражителя другими чувствами познания. Например, если такой человек случайно обжигается, то сразу он не среагирует на ожег, а почувствует боль только после того как он увидит повреждение. Однако чувство боли в этом случае возникнет уже не в теле, а в пране, чувствах и уме.

Хорошо помогает уменьшить телесный эгоизм: обливание, однодневные голодание, а также такие упражнения как вибромассаж. В результате можно помочь себе справиться с болезнями которые возникают в результате чрезмерного телесного эгоизма. Вот краткий перечень этих болезней:

Чрезмерная реакция на раздражителя (микробы, химические вещества) в результате которой возникает бурный, неконтролируемый воспалительный процесс;
- аллергические реакции всех видов;
- аутоиммунные процессы в организме (когда измененный иммунитет уничтожает свои собственные ткани и органы);
- повышенная возбудимость кожи, кишечника, желудка печени и т.д.

2. Праническая боль.
Не всем сразу понятно что такое боль в пране. Если нас заставляют что-то делать не по доброй воле, то часто возникают определенные психические ощущения типа слабости, усталости, болезненности. Это и есть боль в пране или эгоистическая реакция человека на использование его праны. Во всех случаях, когда эгоистично настроенному человеку не дают наслаждаться своей собственной жизненной энергией независимо, то немедленно появляются какие-то изменения в движении жизненной энергии в его организме.

Иногда, если вдруг кто-то его попросит сделать, при высокой эгоистичности в пране, человек немедленно чувствует приступы тошноты, головные боли, слабость, снижение аппетита. В особых при подобной просьбе случаях человек даже может упасть в обморок. С другой стороны он с удовольствием в бодром состоянии духа может что-то сделать для себя. Чрезмерный эгоизм деятельности праны человека приводит к следующим болезням:

Снижение работоспособности;
- головокружения, слабость, тошнота;
- головные боли;
- перепады давления;
- обморок.

Для снижения пранического эгоизма хорошо практиковать Хатха Йогу, обливания, групповые походы, общественно полезный бескорыстный труд.

3. Чувственная боль.
Я думаю, что этот вид боли нет смысла сильно комментировать, он понятен всем. Если у нас забирают любимую вещь, то возникает обида, отчаяние, гнев, раздражительность, беспокойства. Особенно опасно если возбужденные чужим успехом эгоистичные чувства вызывают зависть. Основная причина чрезмерной боли в чувствах – это жадность , которая делает чувственную боль практически невыносимой.

Иногда чувственная боль бывает настолько сильной, что человек может умереть от разрыва сердца. Переполняющий чувства эгоизм может активизировать чувства до такой степени, что возникают истерики и стрессовые состояния. Неуправляемые чувства могут легко привести человека к болезни или в тюрьму. Чувственная боль вызывает множество всевозможных болезней типа:

Неврозы;
- истерии;
- неврастении;
- гормональные расстройства.

Для лечения болезней связанных с повышенным чувственным эгоизмом нужно: совершать пожертвования, делать подарки, просить прощение у всех кого побеспокоил и также прощать всех, кто нас побеспокоил.

4. Умственная боль.
При чрезмерном умственном эгоизме человек испытывает постоянное желание обсуждать недостатки других людей. Боль в уме выражается также в отчаянии, негативизме по отношению к окружающим людям и, как следствие, возникают: отгороженность, мнительность, озлобленность. Боль в уме заставляет нас строить различные гипотезы о том, какие плохие люди нас окружают. Регулярные занятия сплетнями – это деятельность направленная на удовлетворение умственного эгоизма. В результате сильного действия эгоизма на ум появляются: косность мышления (сильные затруднения в понимании другого человека), снижение памяти на хорошее и увеличение памяти на плохое. Следствием подобных процессов в уме является снижение умственной деятельности, что в свою очередь приводит к многочисленным хроническим заболеваниям, а также к:

Слабоумию;
- снижению памяти;
- навязчивым идеям;
- шизофрении;
- психопатии.

Для снижения умственного эгоизма и избавлению от болезней, которые он вызывает, рекомендуется: культивировать в себе общение на духовные темы, пытаться искать хорошие качества характера в окружающих людях и снисходительно относиться к их недостаткам. Для работы с эгоистически настроенным умом хорошо практиковать повторение «Я желаю Всем счастья!», или «Я желаю Вам счастья!», если это относится к конкретному человеку. Хорошо, если настроенный таким образом человек начнет изучать закон кармы и еще лучше ему начать заниматься духовной практикой.

Боль в разуме
Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека. Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу. Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров. Они беседуют с глубоким почтением друг к другу. Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить.

Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон. Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность. В результате подобных наклонностей разума возникают следующие болезни:

Алкоголизм;
- наркомания;
- половые извращения;
- маразм.

Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или миссией.

Разум лечится теми мероприятиями, которые его усиливают (соблюдение режима дня, общение с людьми, изучение литературы, посещение процедурного кабинета , труд...).

Ложное эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера , оно ведет нас к болезням и деградации. Поэтому с помощью культивирования в себе истинного Я человек сможет найти себя и быть счастливым, здоровым и успешным!

Ложное эго

Существует 2 основных проявления эгоизма:

    А. жить для себя
    Б. жить для тех, кто со мной связан

Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.

Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, чувства, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по настоящему смиренный человек.

Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.

Истинное Я

Согласно Ведам, истинное Я означает жить для других, делать все без собственнических мотивов, то есть не хотеть ничего себе, служить окружающим людям и Богу. Это – истинное Я. Оно проявляется только в состоянии, когда мы развили в себе хорошие качества характера, которые способны победить эгоизм во всех сферах нашей жизни. В Ведах говорится, что победив в себе эгоизм и, став смиренными слугами Бога и Его законов, мы в этом случае находимся в чистом сознании. К слову сказать, не развив Любви к Богу, этого состояния достичь невозможно. Другими словами, истинное Я, когда человек становится бескорыстным и ему спонтанно хочется сделать что-то полезное, он естественным образом живет для блага всех по божественным законам. Только если он поступает так, то он вправе считать себя достойным человеком и его истинное Я от такого понимания вещей становится полностью удовлетворенным. Сейчас это встречается редко. В основном все просто (безосновательно) довольны собой, что является самым характерным признаком влияния на разум ложного эгоизма.

Как распознать в себе деятельность ложного эгоизма?

Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.

Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум.

Допустим, 2 ребенка играются в машинки. Один играет со своей, а другой – с чужой. Если ребенок ломает чужую машинку – он не привязан к ней своим эгоизмом и поэтому не сильно расстраивается. Если же он ломает свою, или кто-то ломает его машинку, то ребенок начинает плакать. Это означает, что ложное эго тоже имеет тонкую природу, оно соприкасается с игрушкой, неожиданно после ее поломки возникает боль в уме, и поэтому ребенок плачет испытывая боль.

Все виды боли которые только существуют в этом мире возникают в результате того, что происходит какое-то действие которое не нравится ложному эго. Допустим если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль. Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма:

    1. Телесная боль.
    2. Праническая боль.
    3. Чувственная боль.
    4. Умственная боль.
    5. Боль в разуме.

1. Телесная боль.
Возникает всегда, когда тело перестает наслаждаться. Допустим, какой-то микроб вторгается в наше тело и начинает использовать его как объект своего наслаждения. В результате наши чувства познания (в данном случае тактильная чувствительность) включается для оповещения ума о случившимся. Так у нас в теле включается механизм, который привлекает сознание для защиты тела от микроба. Все это сопровождается неприятными ощущениями, которые связаны с телесной деятельностью ложного эго.

Болевые ощущения, возникая, немедленно распространяются также и на прану, чувства, ум, а иногда и на разум. Поэтому у эгоистично настроенного человека небольшой укус насекомого может вызвать истерику. Когда человек достигает высокой степени отречения и побеждает полностью свой эгоизм, то в этом случае в теле продолжают работать защитные механизмы от микробов и других повреждений, но боли как таковой не возникает. Поэтому святой человек спокойно воспринимает и жару и холод, жажду и голод.

Иногда сознание не может в полной мере контактировать с телом, например повреждены нервные ткани (не функционирует осязание), то боль в теле не чувствуется. В этом случае мы получаем в свое сознание боль поврежденного тела через восприятия раздражителя другими чувствами познания. Например, если такой человек случайно обжигается, то сразу он не среагирует на ожег, а почувствует боль только после того как он увидит повреждение. Однако чувство боли в этом случае возникнет уже не в теле, а в пране, чувствах и уме.

Хорошо помогает уменьшить телесный эгоизм: обливание, однодневные голодание, а также такие упражнения как вибромассаж. В результате можно помочь себе справиться с болезнями которые возникают в результате чрезмерного телесного эгоизма. Вот краткий перечень этих болезней:

— чрезмерная реакция на раздражителя (микробы, химические вещества) в результате которой возникает бурный, неконтролируемый воспалительный процесс;
— аллергические реакции всех видов;
— аутоиммунные процессы в организме (когда измененный иммунитет уничтожает свои собственные ткани и органы);
— повышенная возбудимость кожи, кишечника, желудка печени и т.д.

2. Праническая боль.
Не всем сразу понятно что такое боль в пране. Если нас заставляют что-то делать не по доброй воле, то часто возникают определенные психические ощущения типа слабости, усталости, болезненности. Это и есть боль в пране или эгоистическая реакция человека на использование его праны. Во всех случаях, когда эгоистично настроенному человеку не дают наслаждаться своей собственной жизненной энергией независимо, то немедленно появляются какие-то изменения в движении жизненной энергии в его организме.

Иногда, если вдруг кто-то его попросит сделать, при высокой эгоистичности в пране, человек немедленно чувствует приступы тошноты, головные боли, слабость, снижение аппетита. В особых при подобной просьбе случаях человек даже может упасть в обморок. С другой стороны он с удовольствием в бодром состоянии духа может что-то сделать для себя. Чрезмерный эгоизм деятельности праны человека приводит к следующим болезням:

— снижение работоспособности;
— головокружения, слабость, тошнота;
— головные боли;
— перепады давления;
— обморок.

Для снижения пранического эгоизма хорошо практиковать Хатха Йогу, обливания, групповые походы, общественно полезный бескорыстный труд.

3. Чувственная боль.
Я думаю, что этот вид боли нет смысла сильно комментировать, он понятен всем. Если у нас забирают любимую вещь, то возникает обида, отчаяние, гнев, раздражительность, беспокойства. Особенно опасно если возбужденные чужим успехом эгоистичные чувства вызывают зависть. Основная причина чрезмерной боли в чувствах – это жадность , которая делает чувственную боль практически невыносимой.

Иногда чувственная боль бывает настолько сильной, что человек может умереть от разрыва сердца. Переполняющий чувства эгоизм может активизировать чувства до такой степени, что возникают истерики и стрессовые состояния. Неуправляемые чувства могут легко привести человека к болезни или в тюрьму. Чувственная боль вызывает множество всевозможных болезней типа:

— неврозы;
— истерии;
— неврастении;
— гормональные расстройства.

Для лечения болезней связанных с повышенным чувственным эгоизмом нужно: совершать пожертвования, делать подарки, просить прощение у всех кого побеспокоил и также прощать всех, кто нас побеспокоил.

4. Умственная боль.
При чрезмерном умственном эгоизме человек испытывает постоянное желание обсуждать недостатки других людей. Боль в уме выражается также в отчаянии, негативизме по отношению к окружающим людям и, как следствие, возникают: отгороженность, мнительность, озлобленность. Боль в уме заставляет нас строить различные гипотезы о том, какие плохие люди нас окружают. Регулярные занятия сплетнями – это деятельность направленная на удовлетворение умственного эгоизма. В результате сильного действия эгоизма на ум появляются: косность мышления (сильные затруднения в понимании другого человека), снижение памяти на хорошее и увеличение памяти на плохое. Следствием подобных процессов в уме является снижение умственной деятельности, что в свою очередь приводит к многочисленным хроническим заболеваниям, а также к:

— слабоумию;
— снижению памяти;
— навязчивым идеям;
— шизофрении;
— психопатии.

Для снижения умственного эгоизма и избавлению от болезней, которые он вызывает, рекомендуется: культивировать в себе общение на духовные темы, пытаться искать хорошие качества характера в окружающих людях и снисходительно относиться к их недостаткам. Для работы с эгоистически настроенным умом хорошо практиковать повторение «Я желаю Всем счастья!», или «Я желаю Вам счастья!», если это относится к конкретному человеку. Хорошо, если настроенный таким образом человек начнет изучать закон кармы и еще лучше ему начать заниматься духовной практикой.

Боль в разуме
Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека. Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу. Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров. Они беседуют с глубоким почтением друг к другу. Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить.

Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон. Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность. В результате подобных наклонностей разума возникают следующие болезни:

— алкоголизм;
— наркомания;
— половые извращения;
— маразм.

Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или миссией.

Разум лечится теми мероприятиями, которые его усиливают (соблюдение режима дня, общение со святыми людьми, изучение духовной литературы под их руководством, регулярное повторение молитв и Святых Имен Бога).

Ложное эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера, оно ведет нас к болезням и деградации. Поэтому с помощью культивирования в себе истинного Я человек сможет найти себя и быть счастливым, здоровым и успешным!