Роль игры в
адаптации первоклассников.

Шапкина Т.В.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 443

Санкт-Петербург

“Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений,
понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

В.А. Сухомлинский.

Меня зовут Т.В.Шапкина, я работаю учителем начальных
классов в школе №443 в 1 «а» классе. Тема моего выступления «Роль игры в адаптации первоклассников.»

Адаптация к школе -
это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый
первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство
первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки,
спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние
первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому:
здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая
система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы
и время.

Ребёнок попадает в мир человеческих знаний, где ему
предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные
решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и
творческая познавательная деятельность или игра. В её основе лежат реализация и
развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Можно ли
вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время
занятий? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях
лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьётся живая, рвущаяся
наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивают на
месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Такие моменты,
когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, являются
поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического
труда. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя
открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и
увлечённости.

В формировании подобного интереса большое место на
уроках занимают игры.

По определению игра
– это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты :

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»).

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция.

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность её развития.

Игры характеризуются.

-
Игры по сенсорному воспитанию;

-
Словесные игры;

-
Игры по ознакомлению с
природой;

-
Игры по формированию
математических представлений

ИГРЫ СООТНОСЯТСЯ С МАТЕРИАЛОМ :

-
Игры с предметами;

-
Настольно-печатные игры;

-
Словесные

ИГРЫ ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ :

-
Игры- путешествия;

-
Игры- поручения;

-
Игры- предположения;

-
Игры- загадки

-
Игры- беседы

На каждом уроке нужно
создавать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить
себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию
познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игра или несколько
игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом
учебника, дают большой результат. Особенно нравятся детям игры – путешествия. При
разработке игры нужно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким
образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их
всё-таки играли. В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный
запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор,
прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются
нравственные качества. На уроки к детям приходят сказочные герои: Незнайка,
Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница – Резинка и
другие. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с
ними на уроках. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. И
главное - огромный эффект: ни одного скучающего на уроке!

Кто-то из
детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны
серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели
добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим
колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая
заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки,
игры-минутки.

Практически все
забавы, даже игры-упражнения, просты и основаны на импровизации – бесценной
привилегии детей.

Практическое применение игр на уроке

УРОКИ ОБУЧЕНИЯ
ГРАМОТЕ «Чей голосок?», «Угадай-ка», «Твёрдый- мягкий»,
«Чисто говорки», «Скороговорки», «На что похожа буква?» и другие…ИГРЫ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ«Курочка и цыплята», «Составим поезд», «Разноцветный поясок», «Найди
цифры на рисунке», «Покажи, сколько» и другие…УРОКИ ЧТЕНИЯ (инсценирование
сказок, басен)

МИР
ВОКРУГ НАС(творческие работы ребят, спектакли)

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (дидактический материал- карточки)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО(коллективные работы)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (родительские собрания в виде мини-
спектаклей)

Конечно, не следует приучать детей к тому, чтобы на
каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна
являться самоцелью и проводиться только ради развлечения. Она должна быть
подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на
уроке. Поэтому игру надо заранее планировать, продумать её место в структуре
урока, определить форму её проведения, подготовить необходимый материал,
сделать нужные записи на доске. Нужен последовательный переход от уроков,
насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за
работу на уроке или используется для активизации внимания: игры – путешествия в
страну Чисел или страну Знаний. (Слайды
с фото
).

Я работаю и в
группе продленного дня. Все занятия в группе проводятся в виде игры.(Слайды с фото)

Давайте
зададимся вопросом: что такое НЕ ИГРА? Представим мир, в котором нет игры.
Каким будет такой мир? Невероятно скучным, навеки застывшим, серым и плоским,
неживым. В этом мире никогда не произойдет ничего неожиданного. Все и всегда
будет одним и тем же, одинаковым. Все в этом мире будет предсказуемым. Скажите,
вам хотелось бы жить в таком «спокойном» мире?

Список литературы

1.
Гурин Ю.В., Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. – СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2010.

2.
Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких. -
Амрита-Русь, 2009.

3. Шмаков С.А., Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Новая
школа, 1997.

«Чтобы не тревожиться - нужно отвлечься» - эта истина известна. Мы знаем, что нужно сделать, если вы заметили тревожность у ребёнка. Предлагаем вам 7 интересных игр, которые помогут малышу быстрее адаптироваться к новой жизни и отвлечься от учебного процесса.

Когда ребёнок идёт в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Совсем недавно он ходил в детский сад, был «маленьким», и ему многое прощалось. В школе он должен соблюдать разные правила, соответствовать требованиям учителей и вести себя, как «взрослый». Как же помочь малышу скорее привыкнуть к другому укладу жизни? Снизить уровень стресса и адаптироваться к школьной жизни помогут специальные занятия и игры, в которые вы сможете поиграть с детьми дома и на улице.

Одного цвета

Ведущий называет любой цвет, а игроки по очереди называют все предметы, которые имеют такую окраску. Например, вы выбрали цвет - зеленый. Малыши должны называть любые знакомые им объекты такого цвета - лягушка, листья, горох и т.д. Ребёнок, не сумевший назвать предмет, выбывает из игры.

Соседи

Дети встают в круг. Ведущий ходит по кругу, останавливается перед игроком и говорит: «Сосед, шаг вперед!». Сам игрок остается на месте, а его соседи слева и справа должны выйти из круга. Кто прослушал и замешкался, тот выбывает из игры.

Не делай так!

Перед началом игры ведущий показывает движение или жест, который нельзя повторять. Например, запрещенный жест - поднятая рука. Затем он начинает идти по кругу, прыгая, хлопая в ладоши, поднимая руки - делает самые разнообразные движения. Остальные игроки должны за ним повторять абсолютно всё, кроме того единственного жеста, который договорились считать запрещенным.

Комплимент

Не менее важно для ребёнка уметь слушать тех, кто рядом, общаться с ними. Для развития этих качеств можно поиграть в эту игру. Дети встают в круг и по очереди говорят своему соседу что-то приятное. Кто не сумел сказать комплимент, выбывает из игры.

Простая и знакомая всем игра «Крестики-нолики» прекрасно тренирует сообразительность и умение мыслить хотя бы на шаг вперёд. Поиграйте в эту игру с ребёнком и узнаете, через сколько туров он увидит закономерность, которая позволяет выигрывать.

Игра для двоих

Игра, которая развивает и внимательность, и умение соблюдать правила, и навык говорить и задавать вопросы. Ведущий произносит считалочку с условиями: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» — не говорите. Вы поедете на бал?». Не забудьте через некоторое время поменяться местами с ребёнком. Пусть и он побудет ведущим и подумает, какой вопрос лучше задать, чтобы вы ошиблись в ответе.

Чего не хватает?

Благодаря этой игре прекрасно развивается внимательность и память. Выложите на стол пять предметов, пусть малыш в течение минуты смотрит на них и запоминает расположение. После того как он закроет глаза, вы какой-то предмет убираете. А ваш первоклассник должен определить, какого предмета не хватает. Можно эту игру разнообразить и усложнить. Например, переставлять предметы местами, чтобы ребёнок определил, как они располагались в самом начале игры.


Расскажи-ка мне!

Цель игры — придумать интересную сказку. В самом начале игры, вам нужно будет определиться - какую сказку выбрать и кто будет главным героем. Рассказчиками будут выступать несколько участников, которые по условиям должны говорить только одно предложение. Самое сложное в игре - связать все предложения в единый интересный рассказ. Игра помогает развить внимание, память, учит соблюдать правила и слышать своих товарищей, и самое главное - развивает навык устной речи.

Современная психолого-педагогическая наука и воспитательная практика свои стремления по совершенствованию процесса формирования и развития подрастающей личности связывают с личностно ориентированным подходом к ребенку. У детей, родившихся в 90-х годах, психологи и педагоги отмечают определенные характерные возрастные различия по сравнению с предыдущими поколениями. Это преимущественно положительные особенности, которые дают ученику возможность воспринять, осмыслить, осознать и понять более сложные явления при упрощенной форме подачи информации. И здесь важным является постоянное создание условий для формирования учебно-познавательных потребностей ребенка, которые воспринимались им как потребности самосовершенствования.

Современный ученик младшего школьного возраста требует простейших знаний о своей психике. При их отсутствии потребность в самосовершенствовании не осознается учеником и не стимулирует возникновение потребности в утверждении себя в качестве субъекта познавательной деятельности. Систематическое освещение позитивных достижений ребенка на организационном этапе - психолого-педагогическое условие успешной реализации любой формы осуществления учебного процесса. При таком подходе эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с большинством успевающих учеников, цель которых - самосовершенствование за счет учебной деятельности.

Способствуя развитию первоклассников, следует опираться прежде всего на психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности ребенка . Некоторые особенности формирования учебных действий детей этого возраста объясняются спецификой познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, ощущения. Возрастные особенности умственных действий первоклассников состоят в том, что каждый из указанных компонентов умственной деятельности насыщен двигательным содержанием, образами, переживаниями. При восприятии информации у ребенка активизируется наглядно-действенная форма мышления, затем добавляется образная и, наконец - понятийно-логическая.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе , следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов , новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, именно игра дает детям возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного». Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Специфическими структурными элементами игры являются дидактическая цель, игровой замысел, правила игры, игровое начало, игровые действия, подведение итогов.

Дидактическая цель игр разнообразна:

Развитие умений сравнивать, определять главное;

Развитие воображения, наблюдательности;

Развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;

Развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;

Формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Игровой замысел должен предстать перед семилетними школьниками в виде мысленных препятствий, активного действия с предметами, чего-то загадочного, таинственного, проверки своих возможностей в соревновании, ролевого перевоплощения, общей двигательной активности и т.д.

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосферу игры можно обеспечить при делении на команды, выбора ведущего или командира (капитана), определения права первого хода с помощью считалок, игровых расчетов или жеребьевки.

Собственно, игровые действия для детей наиболее интересны: выйти за дверь, а затем отгадать, что изменилось; узнать с завязанными глазами товарища или предмет из «волшебной сумки»; быстро и правильно разложить предметы; составить (придумать) слова и т.д.

Игровые действия связаны с игровым замыслом, вытекают из него, являются средством реализации игрового замысла. Поэтому в процессе игры стоит добиваться выполнения учащимися действий, направленных на достижение поставленной дидактической цели . Например, изучая тему «Взаимное расположение предметов в пространстве», маленькие ученики действуют в соответствии с воображаемой ситуацией: перемещают предметы, накладывают их друг на друга, объясняют свои действия одноклассникам. Изменяя местонахождение предмета, дети осознают пространственные соотношения, а объясняя, закрепляют соответствующую терминологию. Выполняя игровые действия, заинтересовавшись ими, дети легко справляются со скрытым в игре учебным содержанием.

Согласно замыслу игровые действия могут быть разными: отгадывание загадок («Волшебная сумка»); ролевые действия согласно игровых ситуаций («Парикмахерская», «Магазин», «Больница») рисование по воображению или инструкции; развитие внимания («Будь внимательным, запрещено движение»), действия, основанные на классификации или сравнении предметов («Подбери по форме») и т.д.

Иногда педагог предлагает: «А теперь поиграем...» и просит решить учебную задачу (посчитать, назвать звук, удалить лишнее слово, сравнить группы предметов...), не использовав структурных элементов игры. В таком случае можно рассчитывать лишь на частичное достижение цели: если нет игровых действий - нет и дидактической игры.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Дети осознают, что, соблюдая правила, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение. Они способствуют достижению дидактической цели: незаметно направляют внимание на выполнение конкретного программного требования учебного предмета. Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик - подбери пример. Если правило не выполняется - игра не получается: не решишь предыдущий пример - не придумаешь свой - команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера).

Подводить итоги игры стоит сразу после ее окончания: подсчитать баллы и определить победителей, а также тех детей, кто наиболее правильно выполнили игровое задание. В ходе игры и после ее окончания обязательно следует отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатность в высказывании оценочных суждений.

При проведении дидактических игр следует поддерживать дух соревнования, эмоциональную окраску игры, объективно и позитивно оценивать успехи детей с точки зрения не только решение дидактического задания, но и участия в игровых действиях: кто играл честно, не подглядывал, придумал интересный ход в игре, помогал друзьям. Взглядом, интонацией, мимикой, жестами следует пытаться вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.

Подводя итоги сотрудничества с детьми за день или за неделю, обязательно следует предоставить возможность учащимся оценить совместную деятельности.

Готовясь к уроку, нужно стремиться правильно обеспечить игровой план деятельности детей, чтобы интересы одних не удовлетворялись за счет других, чтобы школьники постепенно приучались к нормам поведения во время игры, учились тормозить нежелательные проявления. Следует взвешенно обдумать распределение ролей во время игры, учитывая индивидуальные психологические особенности детей .

Подбирая игру для конкретного урока, стоит продумать соответствие цели дидактической игры учебной цели урока, учесть посильность задач, продумать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые бы способствовали максимальной активизации их эмоциональной сферы и умственной деятельности. Именно парные и групповые формы выполнения задач формируют у детей положительную мотивацию к учебному сотрудничеству.

Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх.

Младших школьников следует приучать к сосредоточенной самостоятельной работе, формировать умение определять посильный объем работы, работать на уроке с полной отдачей, не теряя ни секунды драгоценного времени, чтобы после его окончания почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Игровая деятельность младших школьников

Описание материала: Предлагаю вам небольшой анализ социального характера детской игры и особенностей игровой деятельности младших школьников. Данная статья будет полезна для учителей начальных классов и воспитателей. Основная задача - помочь выявить особенности игровой деятельности младших школьников, а также проанализировать роль игры для всестороннего развития личности младшего школьника.

Социальный характер детской игры
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).
Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и тому подобное. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и многого другого. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях. Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.
С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества [Козлова: 259].
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [Ушинский: 483].
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении детского возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Особенности игровой деятельности младших школьников
Как играют дети? Нужно ли учить младшего школьника играть? И необходимо ли ему ориентироваться в мире игры, ведь важнейшая роль игры в воспитании и развитии подрастающего поколения общепризнанна? Однако на современном этапе развития общества, когда «игромания» стала модной болезнью подрастающего поколения, требуется пересмотр многих устоявшихся решений.
Педагогические и психологические исследования показывают, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности младшего школьника. В период, предшествующий обучению в школе, ребенок открыт к усвоению нового, обладает необходимой активностью и свободой проявлений. Игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою незаменимую роль в развитии личности. Но с приходом в школу ведущей становится учебная деятельность, требующая развития произвольного внимания, целенаправленных волевых усилий. Возникает серьезное противоречие, которое сам ребенок без педагогической помощи разрешить не может. К сожалению, не всегда удается это и школьным педагогам. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо включить ребенка в такие формы деятельности, которые бы способствовали плавному переходу от игры к учению.
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А.М. Горький писал, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и тому подобное. «Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде)» [Гоноболин: 267], такого мнения придерживался отечественный психолог Ф.Н. Гоноболин.
В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно – то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.
Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.
Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и многие другие.
1. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.
В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.
3. Настольные игры . Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и другие. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.
Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.
Использованная литература:
1. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 41-43.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. – 240 с.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. - Т. II. – 734 с.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительной адаптации в коллективе выделяли игру. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием " готовности ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности протекания адаптационного процесса ребенка в коллективе класса. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:

  • 1) Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);
  • 2) Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;
  • 3) Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях неодинакова, но в среднем она составляет 3 - 6 месяцев.

Все многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа:

  • 1) Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, речевого развития и тому подобное.
  • 2) Неспецифические вызванные общей ослабленностью организма, смеженной и неустойчивой работоспособностью, индивидуальным темпом деятельности. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях адаптации детей, обучая их различным способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых зависят успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми (Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1979. - 289 с., с.82). Близок к такой позиции и взгляд на игру Ж. Пиаже, который считает, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребенка, по его мнению, является как бы посредником между миром ребенка и логической мыслью взрослого. Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ 3. Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые не могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребенка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активно управляет ими. Следует отметить исследования игры А. Адлера, который показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделяет восемь функций драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребенка; выражение, подавленных потребностей; выход запрещенных побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить свое я; отражение роста, развития, взросления ребенка; разрешение в игре своих проблем. Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе. Особенно типичны для них игры с разбивкой на «партии», где всегда можно заметить элементы соревнования, борьбы и взаимной поддержки. Интеллектуально-развивающие игры, применяются в коллективной работе во внеучебный период времени в стимулировании воображения, фантазии, детского творчества, а также коллективных отношений. Для ребенка игра - это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Непосредственно игра в внеучебной работе оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, стоит определить, в чем же заключается педагогический эффект игры.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Игра создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей[Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание.- 1986, №6]

С понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей. Игра - это всегда веселье, а веселье - явление общественное. Упадок игры - свидетельство неблагополучия, утрата культуры досуга, без духовности, снижения творческих импульсов в обществе. Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. В играх школьников каждый ребенок занимает определенную «игровую позицию», сложно соотнесенную с «игровой позицией» других участников игры. Кратко можно сказать: игры наших школьников -- это групповые игры состязательного характера, объединенные единой общественной эмоцией и твердыми игровыми правилами поведения. В младшем школьном возрасте игра уже не занимает того важного места, которое характерно для нее в дошкольном возрасте, но она все же имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинают интересовать исход игры, ее результат. Поэтому игры школьников в значительно большей степени требуют целенаправленности и волевой организации поведения. Момент организации, разделение на партии, борьба в соответствии с правилами, введенными двумя договорившимися сторонами, все это возможно лишь тогда, когда ребенок уже научился вести себя в коллективе, когда он уже чувствует ответственность перед товарищем, умеет себя сдерживать, подчинять свое поведение правилу, т.е. тогда, когда ребенок под влиянием коллектива достиг известного уровня психического развития. На протяжении младшего школьного возраста игра существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. Здесь ясно выступает новая психологическая функция игры. Игра становится для ребенка одним из средств организации его учебного труда. В учении далеко не все дается легко, далеко не все является равно интересным. Оно требует от ребенка напряжения. Придавая учению форму игры, дети легче преодолевают трудности, облегчают себе то волевое усилие, которое необходимо для приготовления уроков. Игра здесь как бы становится на службу учению. Новое содержание и новые формы игр являются выражением тех особенностей психики младшего школьника, которые возникают в этот период развития ребенка. Вместе с тем сама игровая деятельность школьников представляет собой один из важнейших видов деятельности, на основе которых осуществляется дальнейшее развитие ребенка. Коллективный, состязательный характер игр школьников, разбивка на «партии», совместные действия участников каждой «партии», взаимная поддержка, оказываемая ими друг другу, -- все это является условием для развития коллективизма, общественных чувств детей, умения действовать организованно, соблюдать интересы коллектива и пр. Таким образом, хотя место игры в жизни детей младшего школьного возраста, по сравнению с дошкольным возрастом, существенно изменилось, однако и в этом периоде игры детей имеют большое значение для развития психики ребенка. В книге Д.Б. Эльконина «Психология игры» автор определяет игру следующим образом: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». В своей теории Д.Б. Эльконин определил путь изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие. Анализируя теорию игры Выготского и Эльконина, сравнивая их, автор книги «Игра как феномен сознания» И.Е. Берлянд отмечает, что в теории Л.С. Выготского «ребенок учится игре своего Я, создавая фиктивные точки идентификации - центры «Я», а у д.Б. Эльконина в игре ребенок воссоздает социальные отношения между людьми» (Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. - М. - Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с., с.72). Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение. Специфика игровой деятельности детей состоит в том, что она не является самоцелью, а служит средством общего развития и саморазвития детей и источников удовольствия. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях адаптации детей, обучая их различным способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых зависят успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми (Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1979. - 289 с., с.82). Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению (Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М. - Педагогика, 1994. - 239 с., с.150). Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений. Усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития. Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей. Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели. Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности. В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и, раз за разом, совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка (Матюхин М.В., Михальчик Т.С., Прокин Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1984. - 256 с., с.72). В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка (Захарова Т., Лежнева Г. Начальная школа как составная часть воспитательной системы // Воспитание школьников. - 2003. - №8. - М. - С. 6 8., с.7). На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Игры являются удобной основой для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в том числе и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции - от роли игрока - до соавтора игры. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации, в играх делают выводы, предопределяя свои действия в похожих ситуациях в будущем (Шмаков С.А. Игра и дети. - М. - Знание, 1968. - 64 с., с.52). В игре формируются все стороны психики ребенка. В игре проявляются все стороны развития ребенка. Через игру можно понять, какие трудности имеются у ребенка и как сам ребенок к ним относится. Игра - это коллективная деятельность. В этой деятельности школьники получают коммуникативные навыки, что немаловажно в кризисный период в жизни ребенка. Также в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности (Эльконин Д.Б. Психология игры. - Минск. - Свет, 1998. - 349 с. с.178). Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли ». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.