Жизнь каждого человека наполнена трудностями, переживаниями, грустью и радостью, депрессиями и воодушевлением. Несомненно, в нашем мире много разочарований, но арт-терапия поможет вам стать счастливее.

Проблемами неудачи становятся не всегда. Абсолютно любые неурядицы побеждают вас и лишают хорошего настроения только тогда, когда вы позволяете им это делать. Чтобы этого не происходило, необходимо пересмотреть оценочное восприятие мира, сделать его более гибким и позитивным. Позитивное мышление — это основа счастья, ибо любые несчастья и любые победы начинаются у нас в голове. Основной задачей арт-терапии является не избавление от негативных мыслей . Арт-терапия призвана научить вас жить с ними, не зависеть от них и не ощущать их, наблюдая лишь приятный спектр эмоций и приятные краски этого мира.

Что такое арт-терапия

Многие уже догадываются, что такая терапия связана с искусством, ибо слово «арт» в переводе с английского языка и означает «искусство». Терапия — это лечение. Депрессии и неуверенность в себе — это некая форма психологических проблем, отклонений. Многие люди дают арт-терапии статус психологического инструмента, однако основой всему является биоэнергетика.

Плохое жизненное событие, например, увольнение с работы или расставание с любимым человеком, оставляет шрамы. Дело в том, что каждый из нас имеет свое биополе и свой уровень энергетики, который должен быть стабильным и высоким. Проблемы создают дыры в нашем биополе, поэтому энергия выходит из нас, опустошая внутренний мир. Арт-терапия же заделывает эти дыры, а потом поднимает настроение. Вы спросите «как?», но ответ лежит уже в названии лечения.

Главными задачами арт-терапии являются:

  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки;
  • избавление от негативных эмоций: ярости, ненависти, злости, подавленности, грусти.

Арт-терапия излечит вас и ваш внутренний мир искусством. Суть программы в том, что любой человек может выступать как творец и как тот, кто наслаждается красотой того или иного произведения человеческого ума.

Вида арт-терапии

Многие ошибочно полагают, что арт-терапия — это только рисование. Рисование, несомненно, является сильнейшим инструментом изгнания негатива, однако видов терапии несколько:

  • рисуночная терапия;
  • музыкальная;
  • танцевальная терапия;
  • библиотерапия, или книжная;
  • фильмотерапия.

Самой распространенной и простой является рисуночная терапия. Именно с нее все началось. Проще всего заставить человека изобразить свои чувства на листе бумаги, чем попросить поведать о них на словах. Первый подвид такой терапии — созерцание произведений искусства. Конечно, не у всех есть возможность посещения Третьяковской галереи, но посмотреть на живопись можно и по-другому. Дело в том, что когда вы смотрите на что-то прекрасное, вы испытываете катарсис, то есть нравственное очищение.

Второй важный вид арт-терапии, который можно назвать близким к медитациям, - музыка. Этим видом терапии ежедневно занимается почти каждый из нас, когда идет на работу, едет на машине или убирается под музыку дома. Сила музыки огромна, ведь она действует на самые потайные участки нашего сознания. Удобство такой терапии в том, что правила можете выбирать вы сами, как и саму музыку. Есть специальные аудиомедитации со звуками природы. Когда вы лежите, а вокруг играет такая спокойная и одновременно пронзительная музыка, вы очищаетесь, расслабляетесь и начинаете чувствовать мир совсем иначе. Занимайтесь аудиотерапией как можно чаще — например, во время перерыва на работе или дома в любое свободное время. Уделите 10 минут спокойствию и умиротворению. Это укрепит ваше биополе и повысит энергетику.

Фильмотерапия — это тоже вид биоэнергетического лечения, которым пользуются почти все люди, не зная об этом. Красивые и эмоциональные фильмы лечат душевные раны, делают нас сильнее. Если вы будете смотреть кино о человеке, который смог победить себя самого, изменив свою жизнь, то вы сможете перенести это и на себя. Мотивирующие фильмы действительно помогают двигаться к цели, грустные очищают нас, а красочные делают богаче наш внутренний мир, повышая энергетику, убивая депрессии.

Не все люди читают, но библиотерапия — это мощный инструмент повышения энергетики и избавления от проблем. Он в чем-то может быть даже лучше фильмов, потому что вы работаете со своим собственным воображением, рисуя себе образы в голове. С другой стороны, многие психологи и специалисты по биоэнергетике рекомендуют писать свои собственные рассказы, стихи, новеллы. Весьма интересный факт заключается в том, что большинство писателей — веселые или сосредоточенные люди, которые не имеют серьезных эмоциональных проблем, потому что все они остаются на бумаге или в памяти компьютера в виде букв. Как и в рисовании, вы можете писать что хотите — это ваше право. Не ограничивайте себя.

Есть еще один тип арт-терапии, который требует от людей полной свободы — танцевальная терапия. Цель ее — снижение напряжения. Танцуете вы дома или вместе с кем-то в специальном месте, неважно. Главное, что вы танцуете, чувствуя музыку, выражая эмоции посредством языка тела. Танцы освобождают вас, делают более свободными. Не имеет значения ваш навык — тут главное быть самим собой. Если стесняетесь танцевать перед кем-то, танцуйте дома. Эта терапия может осуществляться самостоятельно.

Так или иначе, но каждый вид терапии хорош по-своему. Сделайте это своим хобби — играйте на гитаре или другом инструменте, запишитесь в школу танцев, рисуйте, читайте, смотрите кино и пишите стихи. Всё это обязательно поможет вам избавиться от гнева, ревности, страха, беспокойства и так далее. Хватит замыкаться в себе, ибо это убивает вашу энергетику, вызывая психологические проблемы и неприятности в любви, делах, здоровье и работе.

Помните о позитивном мышлении , развив которое вы сможете создавать для себя желаемую реальность. Мысли безграничны, потому что они свободны и невесомы, однако они в то же время имеют особый вес в психологическом и энергетическом плане. Научитесь видеть себя счастливыми, тогда так и будет. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Многие из нас слышали об , но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей. На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства. Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”. Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности. И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго. Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Изобразительное творчество

Восстановление сил при помощи

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека. А ктивная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору). Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки. Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их. В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело. С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного. При драматерапии полное вовлечение в происходящее, помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность .

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от или облегчить его. Или же задействовать воображение для вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”. Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос. Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях. Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка. Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами. Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии. Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами. Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.
  3. Арт-терапия не может навредить. « Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) – терапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь, прежде всего, людям с переживанием своей неполноценности. Это метод, вышедший из психотерапевтического направления «Терапия духовной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышающей» человека благотворной душевной взволнованности.

При этом М.Е. Бурно подчеркивает разницу между понятиями стресса и дистресса, введенными создателем классического учения о стрессе Гансом Селье. Так, Г. Селье сетует на эту однобокость: «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни» 10 . Также и эмоциональный стресс – защитно-приспособительный подъем жизненных сил, вызванный эмоциональными воздействиями, может быть острым, «шумным» и внешне тихим в своей целебности и вредоносности.

Эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие биологически основывается на благотворной лечебной работе эмоционального стресса. У разных людей по-разному, в зависимости от душевного и телесного склада и характера расстройств, формируется это целительное волнение жизненных сил, и, стало быть, разными способами приходится его вызывать.

М.Е. Бурно выделяет два этапа занятий по методу ТТС 11 .

1 этап занятий:

    самопознание («познай самого себя» – «nosce te ipsum», лат.) – изучение собственных болезненных расстройств, своего характера;

    познание других человеческих характеров («каждому свое» – «suum cuique», лат.) – занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.

2 этап занятий:

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» – «vires que acquiriteundo», лат.), с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения – при помощи конкретных методик. Эти конкретные методики таковы:

    терапия созданием творческих произведений;

    творческим общением с природой;

    творческим общением с литературой, искусством, наукой;

    творческим коллекционированием;

    проникновенно-творческим погружением в прошлое;

    ведением дневника и записных книжек;

    домашней перепиской с врачом;

    творческими путешествиями;

    творческим поиском одухотворенности в повседневном.

М.Е. Бурно пишет, что существо всякого (и в том числе целебного) творчества в именно своем, индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним. Под творчеством (в широком смысле) понимается «выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими духовными особенностями. Поэтому (в отличие от просто «самовыражения») творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда – созидание, несущее в себе индивидуальность автора» 12 .

Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека» 13 .

Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги и неопределенности.

Автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг считает, что эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.

М.Е. Бурно отмечает две полярные характерологические структуры – авторитарную (авторитарно-агрессивную) и дефензивную (пассивно-оборонительную), свойственную так называемым «слабым» людям (с переживанием своей неполноценности).

В этой «слабости» есть своя сила.

Это свойство имеет свой прообраз и в жизни животных. И в животном царстве, как известно, мать нередко не жалеет жизни, защищая, спасая своих детей. Но особенно нежной, ласковой, жертвенной заботой друг о друге отличаются животные меланхолического темперамента («слабого типа высшей нервной деятельности»). Основная поведенческая реакция меланхолических («слабых») животных в опасности – это пассивно-оборонительная реакция, то есть стремление, поджав хвост, удалиться из неприятной ситуации, тогда как «сильные» животные ведут себя в опасности преимущественно агрессивно – нападают, оскалившись.

Но при этом особенно глубокой совестливостью и связанной с ней духовной, нравственно размышляющей углубленностью, звучащей в обыденной жизни, в научном или художественном творчестве, отличаются люди именно меланхолического темперамента (например, Дарвин, Павлов, Чехов). Потому и сохраняется в мире пассивно-оборонительная «слабость»: за этой маской врожденной физической неуклюжести и непрактичности кроются тесно с нею связанные задатки весьма уважаемых людьми качеств, которые развиваются, расцветают в общественной жизни – обостренная нравственность, совестливость, деликатность, а порой способность к тонкому анализу, незаурядное духовное творчество.

Таким образом, сохраняя первозданную сущность личности, ТТС стремится выявить творческие потенции человека, возвысить уровень его личной духовной культуры.

Метод ТТС, созданный для лечения разнообразных дефензивных тревожных и депрессивных расстройств получил широкое применение в практике психологов и педагогов.

Первый опыт применения в педагогической практике элементов ТТС принадлежит академику А.Е. Штеренгерцу. В середине 1980-х гг. А.Е. Штеренгерц в процессе обучения и воспитания детей, больных детским церебральным параличем, объяснял им особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера, ориентируясь на положения ТТС.

В 1991 г. Е.А. Поклитар и А.Е. Штеренгерц в работе по изучению психологических механизмов ТТС показали, что метод М.Е. Бурно является своеобразным способом преломления через внутренние закономерности субъекта присущих его личности осознанных и бессознательных душевных и духовных побуждений, что, в конечном счете, проявляется мобилизацией резервных возможностей психики человека, формирует новое честное и правильное отношение к миру, людям и своему отношению к жизни.

В середине 1990-х гг. Е.А. Поликтар разрабатывал, а Т.Е. Конрад-Володина внедрила в процесс школьного воспитания способ формирования творческой индивидуальности учащихся младших классов. Технология занятий полностью коррелировала с технологий ТТС.

В настоящее время на основе метода М.Е. Бурно конструируется методика профилактики вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств) в молодежных коллективах (Л.И. Бурчо), методика коррекции девиантного поведения подростков (А.В. Лупол).

Книга В.П. Волкова «Люди с трудным характером» очень близка по своему подходу к описанию характеров, представленных в работах М.Е. Бурно, и содержит профилактические советы и рекомендации для учителей и старшеклассников.

Однако ни в одной из указанных нами работ не рассматриваются конкретные подходы к психокоррекции творческим самовыражением дефензивных особенностей характера подростков. Имеющиеся данные либо отрывочны, либо касаются отдельных аспектов (например, работы Т.Е. Гоголевич с аутистами и психастениками методом ТТС), отдельных категорий больных (например, работы Е.А. Добролюбовой о ТТС пациентов с шизотипическим расстройством; С.В. Некрасовой об обучении в ТТС пациентов с мягкой шизофренией).

Анализ литературы по проблеме психокоррекции творчеством показал, что в основном, это работы просветительского и профилактического характера, не содержащие четкой методики психодиагностики и психокоррекции творческим самовыражением.

Учитывая важность адекватной адаптации в обществе значительного числа подростков и юношества с дефензивными особенностями, отсутствие конкретных разработок по проблеме психокоррекции творчеством в условиях дополнительного образования, мы пришли к необходимости создания собственного варианта метода, обусловленного спецификой индивидуально-возрастных особенностей детей, обращающихся за помощью в Психологическую службу городского Дворца детского (юношеского) творчества. Разработанный нами вариант метод мы обозначили как психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением.

Таким образом, особенностью психокоррекционных занятий по ТТС является то, что подростки, которые приходят во Дворец, заинтересованы иногда даже замотивированы на творческую реализацию себя в различных кружках ГДД(ю)Т. И занятия по психокоррекционному методу ТТС органично входят в образовательные программы педагогов дополнительного образования.

Предисловие к пятому, переработанному и дополненному изданию……………. 5
Вступительное слово Мартина Ленца……………………………………..6
Введение. Психотерапия как искусство…………………………………..8
ЧАСТЬ I. ИЗ ПРАКТИКИ — ДЛЯ ПРАКТИКИ……………………………………17
Глава 1. Воплощающий диалог…………………………………………..19
Подпитывающий диалог…………………………………………………21
Отражающий диалог……………………………………………………26
Диалог в позиции визави………………………………………………31
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога……………..35
Глава 2. Картины-мазилки……………………………………………..39
Картины-мазилки: От эксперимента к теме………………………………. 39
Картины-мазилки: От темы к изменению…………………………………..42
Картины-мазилки и отпечатки…………………………………………..50
Глава 3. Чувства…………………………………………………….53
Важные замечания…………………………………………………….53
Картины чувств и скульптуры чувств…………………………………….55
Звезда чувств……………………………………………………….62
Теневые чувства……………………………………………………..71
Картины в рамках…………………………………………………….76
Работа с чувствами при помощи текстильных материалов…………………….90
Прощальные открытки и картины из пепла…………………………………96
Грамматика чувств……………………………………………………104
Глава 4. Процессы изменений и превращений………………………………114
The Next Generation и картины надежды………………………………….114
Картины-превращения………………………………………………….122
Ан Хуа, или Воплощение тайны в виде образа……………………………..127
Книга в книге, или Книга-спутник………………………………………140
Глава 5. Представление межчеловеческих отношений в виде картин и объектов….146
Панорама отношений…………………………………………………..146
Представление отношений в пространстве с помощью терапевтической песочницы, красок и кукол……151
Представление отношений в пространстве: конфигурации из бумажных фигур……………………..154
Шеринг-портрет……………………………………………………………………… 164
Совместное рисование. Представление отношений в виде картин в терапии супружеских пар………..172
Глава 6. Образ Я……………………………………………………………………..178
Образ Я. Нарисуй свое имя…………………………………………….178
Рисование автопортрета вслепую………………………………………..182
Мандала Моего Тела…………………………………………………..185
Цветок женской сущности, цветок мужской сущности………………………..198
Мандала личного пространства………………………………………….203
Глава 7. Терапевтический триптих………………………………………209
Глава 8. Активное символизирование…………………………………….224
Общие замечания……………………………………………………..224
Волшебные палочки………………………………………….. ………227
Маленький Пожиратель Снов и его родственники……………………………229
Ангел-хранитель и другие сказочные символические образы………………….232
Убат — дух семьи…………………………………………………….236
Глава 9. Групповые формы работы……………………………………….242
Полилог как вариант работы в группе……………………………………242
Техника «Картины, сопровождаемые пением»……………………………….245
Песочные картины, картины-танцы……………………………………….249
Глава 10. Терапия с помощью сказок и историй………………………….. 255
Две сказки………………………………………………………….259
Терапевтические подходы и перспективы в работе со сказкой………………..267
Эхо и идентификация………………………………………………….267
Применение «субъективного уровня» в работе со сказкой……………………269
Копинг-стратегии…………………………………………………….275
Сказки как метафоры………………………………………………….284
Глава 11. Компас сенсорных ощущений……………………………………288
Глава 12. Опора в терапии на телесный и двигательный опытчеловека……….. 295
Единство движения и переживания……………………………………….295
Движения Моего Тела………………………………………………….296
Впереди — позади / вперед — назад……………………………………..297
Справа — слева / направо — налево……………………………………. 302
Внутри — снаружи / внутрь — наружу…………………………………… 306
Наверху — внизу / вверх — вниз………………………………………..309
Состояния Моего Тела в Мире…………………………………………..312
Спокойно — беспокойно………………………………………………..313
Четко — нечетко……………………………………………………..316
Узко — широко……………………………………………………….319
Напряженно — расслабленно…………………………………………… 321
Живое — неживое……………………………………………………..323
Жить в ладу с самим собой — жить в разладе с самим собой…………………324
Важные указания……………………………………………………..327
Глава 13. Образ тела в нашей психотерапевтическойпрактике………………..332
Основы работы с образом тела………………………………………….332
Работа с образом тела в индивидуальной психотерапии……………………..341
Обделенная часть тела………………………………………………..350
Глава 14. Рисунок и слово…………………………………………….355
Процесс и продукт……………………………………………………355
Вопросы, основанные на представлении о человеке как целостности…………..356
Идентификация……………………………………………………….357
Линии и пути………………………………………………………..359
Ассоциации к формам и цветам………………………………………….361
Пустые пространства………………………………………………….363
Внутреннее видео…………………………………………………….365
Картины (рисунки) как социограммы……………………………………..368
Чувственное познание смысла картины………………………………….. 369
«Второстепенное, побочное»……………………………………………371
Глава 15. Материалы, форматы, фокусировки…………………………….. 374
Когда какой материал использовать……………………………………..374
Газетная бумага……………………………………………………..382
Значимые объекты, объекты контакта, объекты превращения………………….385
Форматы и фокусировки………………………………………………..390
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………401
Глава 1. Теория и практика……………………………………………403
Глава 2. Что нам ближе всего, или Шесть неотъемлемых принципов нашего подхода к психотерапии………….411
Психотерапия центрируется на человеке как целостности……………………411
Психотерапия способствует изменению ригидных моделей…………………….422
Психотерапия — это отношения………………………………………….434
Психотерапия уважает компетентность клиента…………………….. 439
Психотерапевтическая диагностика процессуальна и нацелена на взаимодействие и диалог…………………443
Психотерапия преследует скорее намерения, чем цели…………. 452
Глава 3. Особенности психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………….456
Хватать руками — схватывать умом………………………………………456
Воображение — сила внутренних образов………………………………… 465
Глава 4. Образ тела в психотерапии…………………………………….481
Схема тела и образ тела………………………………………………481
Работа с образом тела как способ вдохнуть жизнь в тело…………………..485
Глава 5. Художественный и терапевтический процесс……………………….493
Глава 6. Терапевтические отношения…………………………………….506
Резонанс, перенос, сцена……………………………………………..506
Тридентичность в терапевтических отношениях…………………………….511
Вопросы, обратная связь, шеринг……………………………………….514
Глава 7. Основные линии практической работы психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………518
Изменение перспектив, точек зрения и отношений………………………….519
Воплощающий диалог…………………………………………………..523
Идентификация в игре…………………………………………………524
Интеграция………………………………………………………….526
Библиография………………………………………………………..529