Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Подготовительная группа

Тема : «Йотированные гласные »

Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Задачи :

Образовательная :

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитательная :

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Методы :

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

Технологии :

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть.

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

Физминутка.

Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

Выясним

Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

Звуки ЙА.

Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

Аналогично с другими йотированными буквами

ЁЖИК, звук ЙО.

Юбка, звук ЙУ.

Ель, звук ЙЭ.

Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

Игра «Запинки»

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом» .

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

Заключительная часть.

Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Ольга Чапорова

Конспект НОД в старшей группе

по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю»

фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»

Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.

Вид НОД: интегрированная.

Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;

развивающая : продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;

воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.

Предварительная работа : знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.

Индивидуальная работа : побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Миогимнастика

(цель : развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).

Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.

А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.

(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление») - Покажите - какое у вас сегодня настроение

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Отгадай звук»

(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)

Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».

(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)

Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку ). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.

Фонетическая игра «Автограф Кощея»

(цель : развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок ).

Давайте прослушаем звуковое письмо.

(Включаю диск, звучит фонограмма)

Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!

Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!

Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)

Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).

Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).

Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!

(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)

Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!

Игра «Собери слово»

(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)

Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?

(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)

Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»

по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)

Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят

Насекомые и люди.

Это хорошо?

Любят и животные

Особенно голодные.

Это хорошо?

Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)

А прожорливые мошки

Объедают нас немножко (пощипывание)

Мухи возле нас снуют

Больно крылышками бьют (похлопывание легкое )

Паутиной как веревкой

Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания )

Вот как нас обидели

Разные вредители! (изображают обиду )

Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей )

Игра «Цветик-семицветик»

(цель : развитие умения выделять позицию звука)

(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)

Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»

(цель : знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)

Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».

(Демонстрирую Замок Кощея)

И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь , а за ней звук «Й» сидит, плачет.

Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)

Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)

О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).

У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)

Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)

А придумали звуки вот какую хитрость:

Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!

Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,

«Й» + «У» = Ю,

«Й» + «Э» = Е)

Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?

Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.

Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!

Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы ). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.

(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе )

3. Рефлексия.

Волшебная палочка

(активизация полученных знаний) - Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)

Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия - сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.

Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» - [С], «песенка комарика» - ).

При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников (см. ниже). Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже - в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.

После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.

Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.

йотированных звуков

Проговаривать слова, чётко произнося [Й)

Ева, ела, ель. Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

Еж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

даёт, жуёт, куёт, поёт.

Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

Вою, даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя. Йод, йогурт.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук(Й)

Яна ест йогурт. Еж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре. Ева играет на рояле.

Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [Й)

Ежевику ела Ева,

Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,

Он юлу ей не давал. Яна якорь вышивала,

Молча яблоко жевала.

Выучить стихотворение, отработан произношение звука [й)

Автоматизация и дифференциация

йотированных звуков

Ялик

На якоре ялик стоял у причала,

Волна, набегая, тот ялик качала.

А ёж-капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.

Подготовить пересказ, отработан произношение звука [Й)

В САДУ

Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

ЕЖИХА

У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

ЗАЙКА

(иллюстрация 38)

Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что

в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме,а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

Проговаривание слогов.

Ле-е Ля-я е-ле я-ля ле-е-ле я-ля-я лё-ё ё-лё лё-ё-лё

лю-ю ю-лю лю-ю-лю

Ляг- як Юлька - люлька

люк - юг ямка - лямка

Лель - ель Яшка - бляшка

Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами. Я сею сельдерей.

Выучить стихотворения, отработан произношение звуков ИЮЛЕ

Солнце жарит с высоты,

Никнут травы и цветы,

даже птицы не летают,

Ёж под елью отдыхает,

Юркнет ящерка под пень,

А Егорка сядет в тень.

Дифференциация звуков (Ль),(Й)

Выучить стихотворение.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Юля с Лялей на полянке

днём плели венок для Янки.

Их ежата напугали,

В яму девочки упали

И забыли про венок,

Побежали со всех ног.

ПО ЯГОДЫ

Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

ЮЛЕНЬКА

(иллюстрация 39)

Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

Люли-люли-люли,

Прилетели гули,

Колыбель качали,

Песню напевали.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки

ла-я я-ла я-ла-я лэ-е е-лэ е-лэ-е

ло-ё ё-ло ё-ло-ё лу-ю ю-лу ю-лу-ю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки

як-лак юг-лук яма - лама ёж - ложь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки

Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

Выучить потешки, отработан произношение звуков.

Ёжик Ермошка

Сидел у окошка,

Булку жевал,

Песню напевал.

Мила мь ежевику,

Угощала ею Вику.

Вика ягоды хвалила

И «спасибо» говорила.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Яну не буди.

Тёмна ноченька - не спится,

Моя Яночка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Яну не пугай!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [л),(Й)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков

[ Л) [Й)

НА ПЛОТУ

Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

Отработав произношение звуков [Л)[ Й)в словах, провести подвижную игру.

ДВЕ КОЗЫ

Мимо нас поехали Бегут по кругу

Две козы с орехами. на носочках.

Ехали лужками Меняют направление,

С полными мешками, идут большими шагами.

Ехали дорожками Меняют направление,

С полными лукошками... бегут на носочках.

Козы, козы, козушки, Останавливаются,

Козы-белоногушки! ритмично прыгают.

Что же вы с орехами Потягиваются.

К нам-то не заехали? Приседают.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки.

ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря

ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё

ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю-рю

рэ-ре-е ре-рэ-е рэ-е-ре

Проговаривать слова, чётко произнося звуки р,рь,й

як - рак ежи - рожи юбка рубка

Яна - рана еноты - работа южный - наружный

яма - рама ёж - рожь юлить - рулить

ясли - росли ели - смотрели

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки.

Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу - роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга - юный моряк.

Подготовить пересказ, отработан произношение звуков .

ПОД ЯБЛОНЕЙ

(иллюстрация 40)

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р)-(РЬ)-(Й)

Отработав произношение звуков в словах, провести подвижную игру.

ЯБЛОНЯ

Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки,

Где же твои яблоки? в центре круга стоит водящий.

Заморозил их мороз? Останавливаются, на каждую строчку

Или ветер их унес? загибают по одному пальчику,

Или молния спалила? водящий отрицательно качает головой.

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Пожимают плечами.

Не морозил их мороз, Опять загибают по одному пальчику.

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними,

(югославская песенка)


Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

Учить делать выводы, слушать и понимать других;

Развивать память, внимание и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент:

Основная часть.

Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.

Е Ё Ю Я

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

  1. Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
  1. Разбор гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

Й У

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?