Незаурядных людей всегда окружают мифы, которым верят даже чиновники и журналисты. Образ Ростислава Алексеева сегодня сопровождают два таких мифа: якобы он родился в Нижнем Новгороде и изобрел суда на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич всю жизнь твердил, что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него. Но попытки создания этих аппаратов были мало успешными. Здесь нужна была гениальная конструкторская мысль. Именно Алексеев спроектировал и воплотил в жизнь целую флотилию судов на подводных крыльях (СПК). Что же касается экранопланов, то благодаря нижегородскому конструктору Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

Все началось с черного паруса

Ростислав Алексеев провел в Нижнем большую часть сознательной жизни. Хотя родился он в Брянской области, на полевой станции. Это был 1916 год. Отец нашего земляка, Евгений Кузьмич, был выдающимся почвоведом. Работой всей его жизни было превращение неплодородных почв в плодородные. Эту черту - делать невозможное возможным - унаследует потом сын. И еще важный момент: вскоре после рождения Ростислава отца репрессировали и отправили в сибирский лагерь. Там, на клочке земли площадью в один квадратный метр, он продолжал свои исследования. Одного этого примера с лихвой хватило, чтобы Ростислав Евгеньевич не сдавался ни при каких обстоятельствах. Ведь спроектировать аппарат - это полдела. Проект нужно было каждый раз отстаивать, доказывать, что он нужен…

В 1932 году отца оправдали, и семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт - и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».

Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.

Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.

Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер - 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.

На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.

Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.

Попытки построить такие суда в России и Америке успехом не отличались. В 1940-е годы германский инженер Шертель создал ряд военных катеров на подводных крыльях. Но вплоть до окончания войны Алексеев об этом ничего не знал.

В 1940 году наш герой защищает диплом «Глиссер на подводных крыльях». Диплом не только одобрили, но и рекомендовали продолжить эту работу, воплотить ее в жизнь. Ростислав Евгеньевич попадает на «Красное Сормово» в качестве инженера-кораблестроителя. Там он учувствует в производстве… танков, так как началась война.

В 1941 году Алексеев направляет в наркомат ВМФ рапорт и проект будущего катера на подводных крыльях. Инженеру ответили:

«предложенная вами схема… является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».

Но с 1943 года руководство завода пошло навстречу инженеру. Ему отводят место в старой будке в конце заводского затона. Вскоре в будке появляется чертежная доска, верстак и два стула. Все это окрестили гидролабораторией. Так началась эра скоростного кораблестроения.

В список награжденных «затесался» чиновник

Первые опытные катера на подводных крыльях созданы Алексеевым в последние годы войны, и они показывали блестящие результаты. Поступили заказы от военных - и началось проектирование крылатых катеров для ВМФ. В 1951 году коллектив лаборатории получает государственную премию, и тут началось… сопротивление. Алексеев увидел в списке награжденных фамилию чиновника, который никакого отношения не имел к созданию СПК, и вычеркнул ее. В ответ министерства и организации стали давать отрицательные заключения насчет СПК. Нужно было судно, которое не оставляло бы сомнений. Так в 1956 году родилась «Ракета» - первый гражданский теплоход на подводных крыльях. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, состоялось расширенное совещание парткома.

«Ракета», рассчитанная на 64 пассажира, достигала скорости 60 км/ч.

Для сравнения: обычный теплоход доходил от Горького до Казани за 30 часов, а «Ракета» преодолевала это расстояние за 8 часов. Алексеев сам привел это судно в Москву на 6-й фестиваль молодежи (1957 год). Прибытие в столицу белоснежного крылатого аппарата, который по форме своей поражал самое смелое воображение, произвело фурор. Секретарь ЦК Суслов оставил в книге почетных посетителей фестиваля такую запись:

«Замечательный теплоход «Ракета» будет особенно полезен на больших реках, где он может конкурировать с авиацией. Желаем конструктору тов. Алексееву успехов в этом деле».

В 1959 году начался серийный выпуск этого теплохода, в этом же году создан «Метеор» (70 км/ч), на котором Ростислав Евгеньевич доплыл до Черного моря, испытал его там и вернулся водным путем обратно.

А крохотная лаборатория превратилась в здание из стекла и бетона - Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

Коллектив ЦКБ создал целую флотилию крылатых судов - и речных, и морских. Наиболее совершенным СПК считается «Буревестник», способный вместить 150 пассажиров и развить скорость 90 км/ч. К сожалению, сегодня об этом детище Алексеева забыли, ни одного «Буревестника» не осталось…

Новые суда он испытывал сам

Сказать о том, что работа конструкторов была напряженной - ничего не сказать. Яркий факт: в семьях работников ЦКБ регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил… воскресенье выходным днем.

- Отец выписывал все научные журналы, связанные с кораблестроением и авиацией, - рассказывает дочь конструктора, Татьяна Ростиславна, - дома он, конечно, часто был занят работой. Но нельзя сказать, чтобы я была обделена отцовским вниманием. Между нами существовала какая-то неуловимая связь, какое-то прочное взаимопонимание даже тогда, когда он был сильно занят. Если я в это время пыталась отвлечь отцовское внимание, он давал мне головоломки, которые сам мастерил из проволоки. У нас было так заведено, что я не должна мешать отцу, пока не решу головоломку. Но сказать, что он совсем мной не занимался, тоже нельзя. Отец делал мне игрушки - например, посуду из жести, которую мы вместе потом расписывали.

Татьяна Ростиславна вспоминает, что Алексеев никогда не бездельничал, то есть не сидел просто так. Отдых у него, само собой, был активный. Помимо яхт, конструктор увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил «с закрытыми глазами», управлял самолетом. У Ростислава Евгеньевича было жесткое правило: за руль вновь созданного судна первый раз садился он сам. Алексеев в совершенстве управлял СПК и был одним из немногих людей, которые могли грамотно управлять экранопланом.

На олимпиаду так и не попал

Идея создания экранопланов пришла сама собой. Ведь у СПК тоже существовал скоростной барьер - около 100 км/ч. Все упиралось в крылья, которые оставались погруженными в воду. Между тем, на заре возникновения авиации был обнаружен эффект экрана: низколетящий самолет удерживается над землей, и для его движения не требуется особых затрат энергии.

Это принцип и был положен в основу работы экранопланов.

После испытаний ряда моделей у Алексеева родился грандиозный и дерзкий замысел - создать экраноплан, знаменитый впоследствии под именем КМ (корабль-макет). В 1966 году КМ водоизмещением в 500 тонн был спущен на воду. До сих пор на планете не создано более крупного экраноплана. Его скорость - 500 км/час.

Рыбаки были просто в шоке, когда мимо них, всего в метре над водой, проносился этот чудо-аппарат.

Вскоре алексеевское детище «засекла» западная разведка. Получив спуктниковые снимки экраноплана, американцы прозвали его «Каспийским монстром».

И опять посыпались заказы от военных. В начале 70-х создан транспортно-десантный экраноплан «Орленок», уцелевший экземпляр которого находится сегодня в музее ВМФ.

В 1974 году удалось «пробить» проект «Чайки» - гражданского экраноплана. Но в этом же году случилась авария с «Орленком». У аппарата отвалился хвост, создалась критическая ситуация. Алексеев выхватил штурвал у пилота и довел экраноплан до базы. После этой аварии чиновники поставили на «Чайке» крест.

Я помню, как мы сидели и целый день занимались только тем, что по приказу начальства уничтожали документы, связанные с «Чайкой», - вспоминает Татьяна Ростиславна, которая в то время уже работала в ЦКБ по СПК.

У Алексеева и у созданных им судов было немало доброжелателей, но много было и противников. Авария «Орленка» была формальным поводом, чтобы отстранить Ростислава Евгеньевича от руководства ЦКБ. И это было сделано.

В последние годы Алексеев руководит созданием только судов на динамической воздушной подушке. СДВП «Волга-2», «Ракета-2»,» Метеор-2», созданные под руководством Алексеева, предназначались для пассажирских перевозок. Сегодня эти суда используют на Волге для переправы с одного берега на другой.

В 1980 году Алексеев собирается отправиться на «Волге-2» в Москву на Олимпиаду - но так и попадает туда. В результате тяжелой болезни гениальный конструктор скончался.

За рубежом Алексеева не обогнали до сих пор

Сегодня созданное Алексеевым ЦКБ уже не проектирует крылатые суда, да и на волжских берегах их почти не видать. Существует мнение, что этот вид транспорта не рентабелен. Вопрос довольно спорный. Во-первых, без государственных дотаций автобусные перевозки тоже будут не рентабельны. Во-вторых, на участках с извилистыми берегами автобусы уступают СПК - и по возможностям, и по экономической эффективности. Не случайно Греция использовала наши «Кометы» - до тех пор, пока не был окончательнго исчерпан ресурс этих судов…

Гражданские экранопланы до сих пор многим в диковинку - настолько эти аппараты редки. И до сих пор их называют судами будущего. Ведь экраноплан - внесезонное транспортное средство. Он может носиться над водой, над землей, над снегом…

На балансе ВМФ до сих пор числится экраноплан «Лунь», созданный сподвижником Алексеева Владимиром Кирилловых. Еще один штучный экземпляр - «Орленок» - хранится, как мы уже сказали, в музее ВМФ.

Проекты наших военных экранопланов пока что засекречены. Говорят, что в Америке уже несколько лет подряд создают огромный экраноплан водоизмещением в 1000 тонн. Правда, говорят давно, уже несколько лет подряд, так что это, скорее всего, только слухи. Как бы там ни было, пока что «КМ» Ростислава Алексеева остается непревзойденным аппаратом.

2009 год

Звезда и смерть Ростислава Алексеева

Знаменитый конструктор оттачивал идеи на уборщицах и собирал иномарки из... картона и фанеры.

Море, девушка, экраноплан: последний рисунок конструктора
Главный любил активный отдых и молодежные компании
Друзья-яхтсмены прозвали Алексеева Адмиралом
Раз в год Алексеев выкраивал пару недель, чтобы погонять на горных лыжах на Северном Кавказе
С пилотами
Одно из последних фото
Алексеев на первомайской демонстрации
С директором «Красного Сормова» Михаилом Юрьевым
С Чкаловым юный Ростислав сошелся на почве любви к парусному спорту
Хрущев давал всем начинаниям Алексеева зеленую улицу
Конструктору 60 лет (справа - жена Марина Михайловна)
Жена Алексеева Марина Михайловна до старости не расставалась с косой
Ростислав Евгеньевич с мамой (в белой шляпке) Серафимой Павловной и тещей Марией Степановной Духиновой (1951 год)
Татьяна Ростиславовна с сыновьями Глебом и Мишей и отцом (выглядывает из-за татьяниной подруги)в Каспийске

У него было несколько имен. Родители звали его Ростиком, коллеги - Главным и Доктором, а приятели-яхтсмены - Адмиралом. У него было мало друзей, но многие считали его своим другом. Он не винил предавших его людей и с достоинством переносил невзгоды...
Каким человеком, мужем и отцом был Ростислав Алексеев, мы расспросили его дочь Татьяну Ростиславовну. Она и по сей день работает в ЦКБ по СПК - детище своего отца.

«Срезали» по математике из-за спрятанного пистолета

Жизнь Ростислава Алексеева навсегда переплелась с нашим городом в 1933 году. Здесь он поступил в политех, познакомился с будущей женой Мариной, которая была на год его младше и училась здесь же, на химфаке.
Впрочем, судьба чуть было не «увела» Алексеева из Нижнего. Так, на четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но оттуда Ростислава через год отчислили - будущий конструктор не сдал... высшей математики.
- На самом деле, математику отец, конечно, знал, - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - Подоплека тут была другая. За несколько лет до этого он нашел на каком-то чердаке старый револьвер и спрятал его в печку. Потом, когда Алексеевы-старшие с тремя детьми перебрались в Москву, их квартира на Большой Печерской досталась другим людям. Каков же был их шок, когда в печи они обнаружили пистолет! Конечно, они тут же сообщили, куда следует. И вот в качестве наказания отца «срезали» по высшей математике!
24-летний Ростислав вернулся в Нижний и женился на Марине. Случилось это за две недели до войны - 6 июня 1941 года. Своего жилья у молодого человека не было, и они с женой поселились у тещи, в доме на улице Ульянова. Здесь Ростислав Евгеньевич прожил до конца своих дней, здесь родилось и выросло три поколения Алексеевых. И по сей день потомки конструктора занимают в доме на Ульянова две квартиры. В одной - четырехкомнатной - живет сама Татьяна Ростиславовна, ее младший сын Михаил с женой и двумя детьми, а также брат Татьяны Алексеевой - Евгений Ростиславович. В квартире напротив расположилась семья Глеба, старшего сына Татьяны Ростиславовны: жена и четверо детей.
...Первые два года совместной жизни Ростислава и Марины были омрачены трагическими событиями. Один за другим умерли двое детей: один - в родах, второй - от врожденного порока сердца. Поэтому, когда 8 мая 1944 года родилась Татьяна Ростиславовна, врачи не стали скрывать от родителей, что навряд ли девочка выживет. Впрочем, добавили медики, если ребенок «протянет» до года, можно будет считать, что угроза миновала. 9 мая 1945 года Алексеевы отмечали сразу два праздника - Великую Победу и год Танечки.

Как кот Атом испытателем работал

Апрельский день 1951 года, когда Алексееву дали Сталинскую премию, Татьяна Ростиславовна запомнила очень хорошо.
Потому что мне потом влетело от мамы, - с улыбкой вспоминает дочь конструктора. - Дело в том, что на премиальные деньги мы решили восстановить одеяла и подушки, распроданные в войну. А еще приобрели маме шубку. И вот в разговоре с соседкой я начала перечислять, сколько добра мы накупили на премию! Мама тут же меня одернула. Хвалиться благосостоянием в те годы считалось верхом невоспитанности.
Но самым главным приобретением стала «Победа», которая сменила в гараже Алексеевых самопальную «Татру». А до «Татры» был «Фольксваген». Так Ростислав Евгеньевич называл эти «чудеса техники», собственноручно собранные им из деталей, найденных на свалке в Сормове. У «Фольксвагена» и кличка была соответствующая: «КДФ» - картон, дерево, фанера.
- Но началось все с велосипеда, - рассказывает наша собеседница. - В войну общественный транспорт не ходил, а с верхней части на «Красное Сормово» отцу надо было как-то добираться. Он смастерил себе велосипед, но вскоре тот... взорвался, ошпарив ему лицо горячей водой.
После этого Алексеев оставил велопрогулки и записался в спортивный мотоклуб, где ему дали трофейный «Харлей». На нем он и ездил первые послевоенные годы, пока не собрал «Фольксваген».
Потом этот раритет попал в музей одного павловского любителя автостарины, после чего след первой машины Алексеева затерялся.
Следом за «Фольксвагеном» Ростислав Евгеньевич собрал «Татру». А когда получил Сталинскую премию, продал самоделку, добавил денег и приобрел «Победу». Она прослужила семейству Алексеевых до 1962 года, когда, получив Ленинскую премию, конструктор купил 21-ю «Волгу».
- На вечеринку, посвященную высокой награде, папины друзья принесли торт, на котором кремом было написано «Слава - Славе!» и... коробку, - вспоминает дочь конструктора. - «Там находится самый точный измерительный прибор», - сказали ему коллеги. Мы долго ломали голову, что же там, а когда открыли, то оттуда выскочил кот по кличке Атом! В ЦКБ было принято первым на новое судно запускать кота. Конструкторы считают, что животное всегда ляжет на то место, где есть какие-то недоработки и неполадки.

Премии много значили для Ростислава Евгеньевича?

Отец часто говорил: «Работа людей объединяет, а награды разъединяют». Много проблем возникало у него из-за того, что вышестоящее руководство вписывало в список представленных к награде разных чиновников, которые к проекту не имели никакого отношения. Отец вычеркивал эти фамилии, они опять вписывали, он снова вычеркивал...

Любил красиво одеться и вкусно поесть

Татьяна Ростиславовна вспоминает, что никогда не видела отца без дела: Когда после его смерти в ЦКБ провели анкетирование, то один человек написал так: «Ростислав Евгеньевич жил в непрерывном поиске точки зрения по любому вопросу. Но его постоянно от этого отвлекали». Действительно, в ЦКБ ему было трудно уединиться.
Упущенное молодой конструктор наверстывал дома.
А поскольку никакого кабинета у него не было, работал где придется. То за столом в гостиной примостится, то у верстака в коридоре. Был у него дома и маленький станок - на нем он выпиливал модели. А иногда рисовал - еще будучи студентом политеха, Алексеев умудрился немного поучиться в художественном училище.
Руками он умел делать практически все! - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - Мог работать на токарном станке, владел слесарными навыками. Дело в том, что у деда Евгения Кузьмича для детей была организована мастерская, и мальчишки пропадали там целыми днями. Папе не было и шести, когда он смастерил паровоз и машинку. А потом, еще до поступления в институт, отец работал слесарем на радиомонтажном заводе в Нижнем Тагиле.
Ростислав Евгеньевич не требовал, чтобы домашние создавали ему какую-то особую атмосферу:
Когда он работал, мы продолжали жить своей жизнью. Случалось, и шумели, и отвлекали... Но он не злился, - вспоминает Татьяна Ростиславовна.
Но как бы ни увлекало Алексеева творчество, за полночь он никогда не засиживался. Всю жизнь следовал жесткому режиму: не позднее 23.00 - отбой и ранний - в 5-5.30 - подъем.
Как главный конструктор, Алексеев имел оклад в 400 рублей. Все деньги отдавал жене. На что тратили?
Отец любил красивые вещи и вкусную еду. Как у конструктора, художника у него был хороший вкус, - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - Он тонко чувствовал, куда что надеть. Любимым стилем у него был элегантно-спортивный.

Не знал слова «нельзя»

У родителей Ростислава было два сына и две дочери. Детей Алексеевы воспитывали по весьма интересной системе.
- Сейчас такую методику принято называть японской, - рассуждает Татьяна Ростиславовна. - Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то отец с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но на «испытаниях» она перевернулась, и мальчишки оказались в воде. Как бы поступил в такой ситуации среднестатистический отец? Задал бы детям трепку и запретил приближаться к реке. А Евгений Кузьмич отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять.
Или другой пример. Ростик мечтал о лошади. И когда ему купили сапожки, он побежал на конюшню: обменять обувь на скакуна. Но родители придумали, как «успокоить» ребенка. Они просто несколько раз отправили его с пастухами в ночное! Мальчик вдоволь насмотрелся там на любимых животных и... перегорел.
А сейчас мы как детей воспитываем? Запрещаем им буквально все, - вздыхает Татьяна Ростиславовна. - И тем самым с детства забиваем в ребенке творческое начало, интуицию. Ведь почему у отца была исключительная интуиция? Потому что у них в семье была атмосфера свободы.
К сожалению нашей собеседницы, ее с братом Женей воспитывали иначе. В семье схлестнулись две модели: Ростислав Евгеньевич с его демократией и Марина Михайловна, требовавшая беспрекословного послушания. Будущая жена Алексеева провела детство подле матери, воспитательницы в детдоме,и часто слышала слово «нельзя»...
Ростислав Евгеньевич всю жизнь переписывался с родителями. Еще у него было заведено - из любого города, где он оказывался, отправить им открытку.
В Москве Алексеев всегда забегал к родителям. Правда, зачастую эти визиты были молниеносны. Просунет голову в дверь, скажет: «Я был» - и все, бежит дальше.

Ездил в Англию по «левому» паспорту

Конец 50-х - начало 60-х годов стало для ЦКБ периодом расцвета. После того, как правительство с ветерком прокатили на «Метеоре», Хрущев дал всем начинаниям конструктора зеленую улицу. Две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 15 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по 15-20 моделей. Один за одним на наши реки и моря выходили «Метеоры», «Ракеты», «Кометы»...
- Отец с большим удовольствием ездил на судах собственного изобретения, - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - У него даже было удостоверение почетного капитана судов на подводных крыльях.
Но из-за того, что отец стремился управлять всеми своими кораблями, у него часто возникали трения с начальством. Те говорили, что Алексеев никому не доверяет. Папа же объяснял это тем, что не может кому-либо доверить управление судном, пока лично не убедится, что оно не выкинет никаких неприятных сюрпризов. Не высокомерие им руководило, а нежелание подвергать людей риску.
В 1966 году Ростислава Евгеньевича под чужой фамилией и по «левому» паспорту (а в те годы была засекречена даже фотография Главного!) отправили в Англию на выставку достижений судостроения. Там конструктор захотел «порулить» одним аппаратом на воздушной подушке, но на него посмотрели как на большого шутника. Тогда Алексеев попросил, чтобы ему разрешили положить свои руки на руки водителя. Этого ему оказалось достаточно, чтобы понять, как управлять судном.
Свои идеи Алексеев любил оттачивать на окружающих. «Мысль должна овладеть массами», - повторял он и разъяснял преимущества только что задуманного судна... уборщице или вахтеру. И если они его не понимали, это для Ростислава Евгеньевича был знак: идея «сырая», надо думать еще...

Проектированием какого флота Ростислав Евгеньевич занимался с большей охотой - гражданского или военного?

Однозначно гражданского. Отец был мирным человеком. Но вот в чем была загвоздка: хорошие деньги выделялись только на военные разработки. И чтобы заниматься гражданским флотом, нужно было заниматься военным. Дабы иметь возможность сэкономить и часть средств перебросить на пассажирские суда.

«Брось Алексеева, а то квартиру не дадим»

Чем громче успех, тем больше около нас «друзей». После сталинской премии нашлось немало желающих водить хороводы вокруг Алексеева. И он никого от себя не гнал...
- Был такой период, когда про отца говорили, что он не разбирается в людях, - вспоминает Татьяна Ростиславовна. - Ничего подобного: людей он видел насквозь. Но был у папы такой принцип: независимо от того, что представлял собой человек, дать ему шанс. И если тот прокалывался, отец рвал с ним без всяких сожалений.

Были в его жизни предательства?

Конечно. Сплошь и рядом. Но отец реагировал на это философски. Понимал, что часто люди предавали его потому, что их вынуждали это сделать. Например, им говорили: «Не работай с Алексеевым, а то квартиру не получишь». И лишь один человек смог выдержать все это давление и не переметнуться - это Вячеслав Зобнин, блестящий аэрогидродинамик.
Впервые злопыхатели подняли голову, когда поняли, что идея экранопланов, которой увлекся Главный, вызывает недоумение «в верхах». Активную деятельность против Алексеева развила так называемая «зеленодольская группировка». В свое время Ростислав Евгеньевич уговорил нескольких конструкторов из Зеленодольска перейти в его ЦКБ. А потом...
- Их директор стал министром промышленности и заставил бывших подчиненных регулярно подавать в министерство «информацию» об Алексееве, - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - Можно представить, что это была за информация. Доносы чистой воды. Причем, анонимные. Писали в них разную чушь: что отец возомнил себя рабовладельцем, что у него десять квартир...
И вот в 1965 году Ростислава Алексеева сняли с поста главного конструктора. Обставлено это было следующим образом.
- Отца вызвали в Москву и забросали абсурдными обвинениями. Он сам не понял, в чем его обвиняют, - вспоминает Татьяна Ростиславовна. - На следующее утро после возвращения из Москвы мы с ним поехали в ЦКБ. Заходит он в свой кабинет, а часа через два появляется оттуда вместе с каким-то мужчиной и объявляет коллективу: «Разрешите представить вам нового главного конструктора и генерального директора Валерия Васильевича Иконникова». Немая сцена. Оказывается, когда он утром зашел в свой кабинет, то Иконников уже сидел за его столом!
«Разжаловав» Алексеева из Главных, его назначили главным конструктором направления экранопланов.
70-е годы выдались для отца особенно тяжелыми, - вспоминает Татьяна Ростиславовна. - В 1974 году при испытании на Каспии произошла авария. Комиссия принимала «Орленка». И вот во время переходного режима кормовую часть экраноплана как бы присосало к воде, и когда аппарат сорвался с места, «хвост» отвалился. Отец тут же сел на место пилота и врубил двигатели на полную мощность и таким образом создал воздушную подушку под крыльями. На этой подушке он и вернулся на базу. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы нахлебаться воды и затонуть... Авиационщики говорили, что у них за такие вещи дают Героя, на отце же отыгрались по полной.
Летом 1975 года Алексеева перевели в рядовые конструкторы. Кто-то заикнулся, что неплохо бы назначить его руководителем отдела перспективного проектирования, но начальство замахало руками. Должность предложили Вячеславу Зобнину. Тот не хотел переходить другу дорогу, но Алексеев убедил его, что для общего дела будет лучше, если он согласится. К сожалению, Зобнин руководил отделом недолго. В 1977 году лучший друг Алексеева умер...
Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт.
- Отца понижали и понижали... а он вел себя так, будто ничего не происходит, - рассказывает Татьяна Ростиславовна. - Многих раздражало то достоинство, с каким он держался. Некоторые перестали с ним здороваться, а вчерашние «друзья» говорили: «Ну, теперь, когда не будет Алексеева, мы такое спроектируем!» Но время шло, а гениальными идеями никто не фонтанировал. И тогда те же люди пели другое: «А что вы от нас хотите? Алексеев гений, а мы кто? Простые смертные...»
В эти безрадостные годы опальный конструктор искал отвлечения в природе. В одиночестве подолгу гулял по лесу, собирал грибы. Контакты с людьми свел на нет.
Самым страшным для него было то, что мозг неожиданно перестал генерировать новые идеи, - вспоминает дочь Алексеева. - Видимо, какой-то ступор нашел. Тогда он уединился на базе в Чкаловске, вновь стал заниматься живописью. И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Не помогли ни звезды, ни «светила»

О смерти Алексеева в народе до сих пор ходят противоречивые слухи. Лично я, переговорив с тремя сормовичами, услышала следующие версии. Первая - конструктор ремонтировал в гараже «Волгу», поднял ее и надорвался. Вторая версия - в том же гараже отравился угарным газом. И третий человек утверждал, что на самом деле Алексеева зарезал хулиган в Сормовском парке - «только об этом до сих пор молчат».
Нет-нет, - качает головой Татьяна Ростиславовна. - Все было по-другому. В январе 1980 года отец испытывал в Чкаловске последнюю модель экраноплана. Но каждый раз какие-то любители мелких пакостей забрасывали спуск ко льду разным хламом. Помощники в очередной раз расчистили завал и сказали отцу, что все, готово, можно отпускать модель. А он, видимо, не расслышал и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата...
Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия. После испытаний поехал в ЦКБ, целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Испугавшись, что это аппендицит, Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. Врачи - а это были такие светила, как профессора Колокольцев и Королев - затруднились с диагнозом. То ли с печенью проблемы, то ли камни в желчном пузыре дали о себе знать...
- Четверг и пятницу отец провел на ногах, - вспоминает Татьяна Ростиславовна. - А в субботу утром поднялся с постели и... потерял сознание. Ему назначили экстренную операцию.
Оказалось, что за те два дня, когда Алексеев чувствовал себя относительно хорошо, в его организме развился перитонит - воспаление брюшины, угрожающее жизни состояние. Когда конструктор попал на операционный стол, процесс был уже в самом разгаре. За первым вмешательством последовало еще три операции.
Как мне потом объяснил профессор Колокольцев, у отца из-за перенесенной в детстве дизентерии на каком-то участке кишечника образовалась спайка, - объясняет Татьяна Ростиславовна. - И это косвенно поспособствовало перекруту кишок. Вообще, над своим здоровьем отец не трясся. Дважды его отправляли в санаторий. И дважды он оттуда сбегал...
Умер Ростислав Евгеньевич не от перитонита, а от осложнения, им вызванного. Спустя две недели после начала болезни у него развился плеврит. Легочная и сердечная недостаточность быстро прогрессировали, и 9 февраля знаменитого конструктора не стало.
Кстати, в соседней палате с таким же диагнозом лежал «летающий лыжник» Гарий Напалков. И благополучно вышел из больницы на своих двоих. Но ему было 26 лет, а Ростиславу Евгеньевичу - 63...

На костях конструктора устроили шабаш

Желающих проститься с Алексеевым оказалось полгорода. Власти разрешили установить гроб в ДК имени Дзержинского на тогдашней Воробьевке. Но строго предупредили - никаких надгробных речей!
Вынос был назначен на полдень. Однако, выглянув на улицу, Татьяна Ростиславовна была шокирована: вся Воробьевка и часть Покровки до площади Горького была забита людьми...
- А около двух появился кто-то из партийных товарищей, - вспоминает дочь Алексеева. - Оказывается, в этот день в город приехал какой-то высокий московский начальник и поинтересовался, чем вызвано скопление народа на центральной улице. А когда узнал, что хоронят Алексеева, заставил тогдашних руководителей попрощаться с покойным и произнести соответствующую моменту речь.
Гроб с Алексеевым несли на руках до площади Горького, а потом с почестями похоронили на Бугровском кладбище. А дальше, по словам Татьяны Ростиславовны, начался настоящий шабаш...
Я как вспомню тот период, так вздрогну, - рассказывает дочь Алексеева. - Сейчас сама не понимаю, как смогла все это пережить, выстоять...
На следующий же день после похорон, 13 февраля я поехала в Чкаловск - собрать вещи в служебной квартире отца. И застала там двоих начальников, которые выхватывали друг у друга чертежи, сделанные отцом! А 14 февраля я прилетела в Каспийск и обнаружила в квартире полный разгром. Все вещи были свалены в кучу посреди комнаты, а чертежи и записи отца порваны в мелкие клочья. Причем, тот, кто это сделал, не открыл дверь ключом, а проник в квартиру через окно, как вор...
Порылись и в кабинете Алексеева в самом ЦКБ. Пропало много чертежей и разработок конструктора. Видимо, воспользовавшись ситуацией, кое-кто захотел присвоить себе идеи Ростислава Евгеньевича.
Но некоторых из тех, кто строил Главному козни, нашли в себе силы повиниться перед дочерью покойного.
- Как-то ко мне подошли несколько человек из той самой «зеленодольской группировки» и принесли мне извинения, - вспоминает Татьяна Ростиславовна.
...В квартире Алексеевых на Ульянова, на солнечной стене гостиной и по сей день висит картина, которую Ростислав Евгеньевич написал незадолго до смерти. Далеко-далеко, на горизонте синего моря видны очертания экраноплана. А на берегу стоит девушка и машет аппарату будущего платочком...

Вместо постскриптума.

В Нижнем с недавних пор суда на подводных крыльях почти не выходят в рейсы - дескать, пароходству это один убыток. Зато в Санкт-Петербурге курсирует множество «Метеоров», на Кижи и Соловки летают «Кометы», а по маршруту Таллинн - Хельсинки ходит «Олимпия»...
Что касается дальнейшего развития идей Алексеева, то новый владелец ЦКБ по СПК Георгий Анцев в мае 2009 года объявил коллективу, что разработки великого конструктора будут продолжены.

Труды и дни Ростислава Алексеева

1916 - в городке Новозыбков Брянской области в семье агронома и учительницы рождается сын Ростислав.
1935 - поступает на кораблестроительный факультет Горьковского политеха.
1941 - защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях».
1942 - на заводе «Красное Сормово» начинает разработку боевых катеров на подводных крыльях.
1951 - за разработку и создание судов на подводных крыльях получает Сталинскую премию.
1954 - научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» выделяется в филиал ЦКБ-19.
1957 - Алексеев представляет «Ракету». С нее начинается скоростное судостроение во всем мире. Из ЦКБ каждый год выходят новые модели: «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
1962 - получает Ленинскую премию.
1966 - спущен на воду экраноплан КМ («Корабль-модель», или «Каспийский монстр»), самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат, созданный по заказу ВМФ. А в 1967 году в СССР был поставлен мировой рекорд - в воздух поднялся летальный аппарат беспрецедентной массы.
1973 - завершена разработка транспортно-десантного экраноплана «Орленок».
1975-1980 - разрабатывает семейство пассажирских экранопланов нового поколения: “Волга-2”, “Ракета-2”, “Вихрь-2”.
1979 - первый в мире десантный экранолёт «Орленок» (МДЭ-160) принят как боевая единица в состав ВМФ. В декабре Алексеев начинает строительство «Волги–2», на которой хочет отправиться на Олимпийские игры в Москву в 1980 году.
1980 - Алексеев умирает в Нижнем Новгороде.

Фото Александра Беляева и из архива Татьяны Алексеевой.

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.

Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.

Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Fred Schaerli

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

Ростислав Алексеев. Фото: РИА Новости / Галина Кмит

Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.

Судно на подводных крыльях «Буревестник». Фото: Commons.wikimedia.org

«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.

«Каспийский монстр». Фото: Кадр youtube.com

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов .

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.

Экраноплан «Орлёнок». Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400-500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.

    - (1916 80) российский судостроитель, доктор технических наук. Главный конструктор судов на подводных крыльях типа Ракета, Метеор, Комета и др. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1951) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЕКСЕЕВ Ростислав Евгеньевич (1916 1980), инженер кораблестроитель. Под руководством Алексеева в СССР созданы пассажирские суда на подводных крыльях, в том числе речные “Ракета” (первое из них вступило в строй в 1957), “Метеор”, “Спутник”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1916 1980), судостроитель, доктор технических наук. Главный конструктор судов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и др. Государственная премия СССР (1951), Ленинская премия (1962). * * * АЛЕКСЕЕВ Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ… … Энциклопедический словарь

    - (1916 1980) главный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях, д.т.н., лауреат Государственной и Ленинской премий. Возглавлял работы по экранопланам КМ, "Лунь", "Орленок". Алексеев, Ростислав Евгеньевич Род. 1916, ум.… … Большая биографическая энциклопедия

    Алексеев, Ростислав Евгеньевич - АЛЕКСЕ/ЕВ Ростислав Евгеньевич (1916 1980) российский сов. кораблестроитель, доктор техн. наук (1962). Окончил Горьковский (ныне Нижегородский) политех. инст. (1941). С 1941 г. инженер конструктор, начальник и глав. конструктор ЦКБ завода Красное …

    - … Википедия

    - (18 декабря 1916, Новозыбков, Брянская (Орловская) область 9 февраля 1980, Нижний Новгород (Горький)) кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Лауреат Сталинской премии. Дважды совершил революцию в… … Википедия

    Ростислав Евгеньевич Алексеев - см. Алексеев, Ростислав Евгеньевич … Морской биографический словарь

    Ростислав Евгеньевич Алексеев Ростислав Евгеньевич Алексеев (18 декабря 1916, Новозыбков, Брянская (Орловская) область 9 февраля 1980, Нижний Новгород (Горький)) кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов.… … Википедия

    Алексеев - Алексеев, Анатолий Дмитриевич Алексеев, Евгений Иванович Алексеев, Ростислав Евгеньевич … Морской биографический словарь

Многим у нас известно имя нашего земляка Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 — 1980), создателя первых в нашей стране судов на подводных крыльях, спроектированных в конструкторском бюро Горьковского (теперь Нижегородского) завода «Красное Сормово», где он почти всю свою трудовую жизнь проработал главным конструктором. 18 декабря 2011 г. ему бы исполнилось уже 95 лет. Под его руководством и непосредственном участии была выпущена на голубые дороги нашей страны целая серия скоростных и комфортабельных пассажирских теплоходов «Ракета», «Метеор», «Комета», «Вихрь», признанных во всем мире лучшими в этом классе судов. Об этом хорошо и достоверно написано во многих изданиях, посвященных знатным людям нашего края, прославившим Новозыбков. Однако конструктор Алексеев работал и над секретными проектами, о которых стало широко известно после ряда публикаций в научно-технических изданиях, начиная с 90-х годов прошлого века. В нашей же краеведческой литературе о них никогда не упоминалось, хотя гриф полной секретности с подобных разработок давно уже снят.

Экраноплан «КМ»

Экраноплан «Орленок»

Экраноплан «Лунь»

«Лунь» атакует

Боевой экраноплан «Лунь». Чертеж

«Лунь», летящий над волнами

«Лунь» ржавеет у причала

Экраноплан «Раекта-2″ (проект)


Памятник Р.Алексееву в Нижнем Новгороде

Памятник Р.Алексееву в Новозыбкове

История рассекречивания новых детищ Алексеева началась не сразу. В 1972 году простые читатели впервые узнали о новинке американской военной техники — лодках, скользящих по воздуху над водой. Никто тогда и не предполагал, что уже десять лет подобные машины существуют в секретных ангарах в Чкаловске, близ Горького (ныне Нижнего Новгорода), и, более того, проходили испытания на море у города Каспийска — нашей военно-морской базы, и о них была хорошо осведомлена западная разведка. Несмотря на это, имя главного конструктора этих самолето-кораблей Ростислава Алексеева еще долго хранилось в тайне. Трагическая же судьба его творений, определенным образом связанная и с неожиданной кончиной их создателя, оказалась в чем-то схожей с судьбой другого выдающегося конструктора, — отца нашей космической техники, — Сергея Королева.

Инженерная идея полета над плоской поверхностью (землей или водой) или, как говорят, — экраном, опираясь на сжатую воздушную среду под крылом аппарата, впервые была проверена еще в 1940 году в США, где с 1960 года разработка и постройка экранопланов (так стали называть новые аппараты) велась авиационной фирмой «Локхид». В Советском Союзе экспериментально подобной тематикой начали заниматься в конструкторском бюро Р.Е.Алексеева, увидевшего в ней перспективное направление развития судостроения. В 1961 году на базе города Чкаловска она впервые воплотилась в реальность. Первый, еще небольшой советский экраноплан, совершил пробный рейс.

Уже через короткое время Алексеев, которого сотрудники уважительно называли Доктором, сделал решительную попытку строительства большого летающего судна. Она увенчалась успехом, который подтвердили, в частности, сообщения иностранных секретных служб, зафиксировавших с помощью разведывательных спутников параметры и предназначение «каспийского монстра», как они его окрестили. Английский военно-технический журнал «Джейн» так писал о нем: «Гигантская советская экспериментальная крылатая машина, …с размахом крыльев 40м, длиной более 90 м, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1965 г. (на самом деле — в 1964, — К.П.). Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 м над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 км/ч. …» . Удачный исход первого испытания корабля-макета (КМ), как его назвали в центральном конструкторском бюро (ЦКБ), принес Алексееву «добро» от министерства обороны и финансирование его проекта еще как минимум на 5 лет, хотя сам конструктор предполагал и гражданские варианты использования своего детища.

Необычность личности Ростислава Алексеева подтверждали все, кто знал его. Вот выдержка из первой статьи о его секретных детищах (автор А. Кузнецов), появившаяся в журнале «Техника молодежи» в 1992 году: «Его, как и КМ, вполне можно назвать «монстром», способным на то, что другим не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом. Зарубежные аналоги этих машин представляют собой, по сути, низколетящие самолеты — пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был настолько устойчив, что Алексеев (часто сам садившийся за руль аппарата — К.П.) иногда на показ переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа. Однажды «монстра» загрузили до взлетного веса в 544 т — это до сих пор рекорд для экранопланов и самолетов, даже знаменитая «Мрия» не летает с такой массой!» .

Всего им было создано несколько подобных машин. Появившийся чуть позже «Орленок» — 120-тонный экраноплан, длиной 58 метров, высотой 16 метров, с размахом крыла 31 м предполагался даже к серийному выпуску как в гражданском, так и в военном (десантном) варианте. У него был всего один турбовинтовой маршевый двигатель, позволявший развивать крейсерскую скорость в 350 км/ч. Сугубо же военный 370-тонный ракетоносец «Лунь» по своей огневой мощи ставился в один ряд со стратегическими ракетными крейсерами и атомными подводными лодками. В перспективе создание серии подобных судов сулило революцию не только в военно-морском флоте, но и в пассажирском и грузовом морском транспорте. Один большой экраноплан, вмещающий до тысячи человек, был бы способен заменить целую авиакомпанию, совершая, например, рейсы между Европой и Америкой, и почти с такой же скоростью.

Как уже говорилось, экранопланы Алексеева были при умелой эксплуатации довольно надежны и безопасны. Однако от ошибок не застрахован никто, особенно при испытании новой техники, пилотирование на которой в корне отличалось от управления самолетом. Испытателями же были в основном военные летчики, которым и сам главный конструктор не очень охотно доверял штурвал. Первым потерпел аварию в 1964 году небольшой аппарат СМ-5, через десять лет лишились из-за неграмотного пилотажа и «Орленка». Не складывавшиеся и до этого отношения с руководством обострились до предела, когда комиссия сочла, причем совершенно необоснованно, виновными в аварии конструкторские недоработки. К этому времени уже стали известны и печальные результаты эксплуатации зарубежных экранопланов.

Все это и стало основанием для того, чтобы убрать Алексеева из руководства ЦКБ. Ему оставили только два отдела, где он и продолжал работать на свой страх и риск над новыми проектами. Затем лишили и этого — разжаловали в начальники небольшого экспериментального подразделения. Новая номенклатура не могла простить Алексееву неугодливости, независимости суждений и отсутствие чинопочитания. Вспомнили ему и протекционизм ставшего тогда опальным Н.С.Хрущева, с которым он когда-то общался напрямую и от которого получил в подарок персональную «Чайку» (ее у него потом тоже забрали). Не учли и заслуги перед страной Лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук.

Конструктивные особенности новой машины требовали разработок на самом широком уровне — на стыке авиа- и судостроения. Совершенно произвольно его детище подчинили министерству судостроения. Неповоротливый «монстр» нашей бывшей экономической системы так и не сумел до конца осознать, что полет мысли и технический прогресс нельзя искусственно ограничить утилитарными и строго определенными рамками традиционализма, обиходными потребностями. Так, к примеру, его обязали, согласно инструкции, оснастить новые летательные аппараты совершенно ненужными 3-тонными якорями, утяжелявшими конструкцию (по иронии судьбы, именно якоря и стали главным украшением памятника Алексееву на его родине, в Новозыбкове). Сохранилась фраза, в сердцах брошенная конструктором своим помощникам: «Наша государственная система — главный диверсант. Мы когда-нибудь весьма пожалеем, что доверительно относились к нашим министрам и военным. Но говорю я это не для того, чтобы вы руки опустили, а чтобы знали, кто есть кто».

Умер Ростислав Евгеньевич всего 64 лет от роду, тяжело больным человеком, надорвавшись на испытаниях в Каспийске, и еще многого не успев в своей жизни. Судьба его творений также печальна. В один год с создателем ушло и его самое долгоживущее детище — экраноплан КМ, опять из-за ошибки пилота. Казалось, злой рок преследовал Алексеева не только при жизни, но и после смерти. Тематика работ по экранопланам была почти свернута. Прекратилось финансирование. Из его бывшего КБ стали уходить специалисты. В 1998 году конструкторское бюро им. Р. Алексеева, которое возглавлял его ученик Дмитрий Синицын, фактически распалось. Последний из больших экранопланов, «Лунь», так и остался ржаветь у причальной стенки. Попытки переделать его в гражданский вариант и продать какому-нибудь богатому заказчику так и не реализовались. Опять на ум приходит судьба Королева и его последнего творения — ракеты Н-1, так и не взлетевшей к Луне и ставшей крышей танцплощадки на Байконуре, или судьба «Бурана», завершающего свою жизнь в качестве кафе в московском парке. Как странно все у нас в России…

По некоторым данным Китай, который взялся в середине 90-х годов прошлого века за разработку экранопланов по российским технологиям, уже имеет семнадцать таких машин. Все работы по этой тематике в Поднебесной засекречены. Иран также построил и уже имеет на вооружении один боевой экраноплан, необычайно похожий на одну из наших отечественных разработок. Американская авиакомпания «Боинг» объявила недавно о закладке в ближайшие годы гигантского экраноплана «Пеликан Ультра» длиной в 152 м и размахом крыльев 106 м. Он сможет перевозить 1400 т груза на расстояние до 16000 км. Разработчики всех этих моделей не скрывают, что основой их конструкторских решений послужили труды и реализованные проекты русского гения. Именно поэтому среди портретов самых выдающихся людей мира, вывешенных в Конгрессе Соединенных Штатов, есть и тот, на котором изображен наш великий конструктор Ростислав Алексеев, человек, рожденный на новозыбковской земле.

Постскриптум . В самом конце ХХ века разработками КБ им. Р.Алексеева заинтересовался глава акционерной Арктической торгово-транспортной компании Рубен Нагапетян. Он возродил КБ и завод в Чкаловске, профинансировал постройку в 2002 году небольшого (пятиместного) серийного коммерческого экраноплана «Акваглайд-5». С ним они через пять лет вышли на рынок, получив первый в мире международный сертификат на суда подобного типа. Ныне российские экранопланы с успехом используются в Малайзии, Бразилии и Италии. Заинтересовались ими и в США. А на повестке дня стоит создание более грузоподъемного тридцатиместного, хотя уже сейчас, при должной поддержке, компания способна выйти и на более высокие рубежи. Однако пока ни государственные структуры, ни большой «нефтяной» бизнес не замечают этого перспективного направления, где Россия еще имеет все шансы занять ведущее место в мире. Зато вот Бразилия предлагает перенести производство на свою территорию и помочь в финансировании и разработке новых видов летающих судов. И все же хочется надеяться, что дело Ростислава Алексеева у нас продолжится.

См.также:

  • (К.Попов, 12.12.2016)