Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»* , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.

«Гибель капитана Кука». Картина. Автор — Шон Лайнхэн. Фото: Commons.wikimedia.org

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские* свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн* , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё!
Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты* , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Posts from This Journal by “Работа в море” Tag


  • Греция сохранила лидерство в рейтинге крупнейших флотов мира


  • Все узкости подготовки моряков – Морской форум

    II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по…

Ответ редакции

Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице — Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков.

АиФ.ru рассказывает об интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий — торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные « свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле — к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Tattoo — на таитянском диалекте полинезийского языка слово «татау» обозначает рисунок.

Каперские свидетельства — во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе.

*** мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.

**** ростра — от лат. rostrum — клюв, носовая часть корабля.

***** кнехт — парная тумба с общим основанием на палубе судна, которая служит для крепления канатов.

Один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки - в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Плавать вокруг Африки было опасно и долго, новые торговые пути очень пригодились бы европейским купцам, которых манили азиатские сокровища. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся - от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем. Впрочем, это звание тоже приписано ему незаслуженно, так как еще в Средние века в Америке побывали викинги из Исландии. Но никому за пределами Скандинавии не было известно об этих северных походах, поэтому открытие Колумба стало сенсацией.

2. Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений - например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов - в 1491 году - ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции - если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных - они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.


4. Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан - судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах - это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров - необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше - около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии - так они считали себя в безопасности.

6. Во время экспедиции первооткрыватель обнаружил, что стрелка компаса начала показывать не на север (на Полярную звезду), а немного в сторону. Колумб сильно нервничал по этому поводу, но команду не стал пугать и промолчал. В то время еще никто не знал, что компас показывает магнитные полюса Земли, а не географические.


7. Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами (в русском языке названия различаются, но в английском они произносятся и пишутся одинаково «indians»).


8. После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен».


9. Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию - у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость - приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев - отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.

Историки утверждают, что в биографии Колумба больше белых пятен, нежели достоверных фактов. Доподлинно неизвестна даже точная дата рождения мореплавателя. Обычно называют период с 25 августа до 31 октября. Более того – ведется спор относительно года рождения. Официально принята версия, что Колумб родился в 1451 году, однако некоторые источники утверждают, что в 1446.

Прожил Христофор Колумб по современным меркам недолго – всего 55 лет. Первый раз на борт корабля он ступил, когда ему едва исполнилось 14, и с тех пор не расставался с морем до самой смерти. Колумб участвовал в попытке герцога Рене Анжуйского захватить Неаполитанское королевство, когда плавал на генуэзском корабле. Служил в вооруженной охране генуэзских кораблей и был тяжело ранен во время столкновения с порту гальцами. Позже Колумб служил на португальских судах, побывал в Англии , Ирландии и Исландии , на островах Мадейра и Порту-Санту. Именно тогда, участвуя в различных торговых экспедициях, будущий первооткрыватель увлекся составлением карт. Так у него и возникла идея добраться до Индии западным путем через Атлантический океан, от Канарских островов до Японии .

Проект путешествия Колумб составил еще в начале 70-х годов 15-го века. Однако снарядить экспедицию ему было не на что – мореплаватель был очень небогатым человеком. Сперва Колумб предложил отправиться к берегам далекой Индии генуэзскому правительству и купцам. Однако отклика не последовало. Затем Колумб обращался к португальскому королю, испанским монархам и английскому королю Генриху VII. Испанцев проект экспедиции заинтересовал. Комиссия рассматривала его целых четыре года, но так и не вынесла окончательного вердикта. И только в 1492 году с подачи королевы Испании Изабеллы экспедиция была одобрена.


Эта черта не только помогла ему выдвигать смелые проекты. Именно из-за амбициозности Колумба испанский король далеко не сразу согласился дать добро на экспедицию. Дело в том, что в своем проекте Колумб сформулировал довольно нахальные условия, на которых предполагал открывать новые земли. Он предложил назначить его вице-королем новых земель и наградить титулом «главного адмирала моря-океана». Его величество король Испании Фердинанд назвал требования Колумба «чрезмерными и неприемлемыми». Однако позднее королевская чета пожаловала Колумбу и его наследникам титул «дон», то есть произвели его в дворянины. И подтвердили, что, в случае удачи заокеанского проекта, он будет адмиралом моря-океана и вице-королем всех земель, которые он откроет или приобретет, и сможет передать эти титулы по наследству. Правда, потом Колумб всех титулов и земель лишился.


Ко времени организации третьей экспедиции в Новый свет энтузиазм европейских жителей относительно переселения за океан изрядно поутих. Поэтому Колумб, чтобы поднять интерес к дальнейшим исследовательским походам, предложил направлять в новые земли не вольных поселенцев, а уголовных преступников, сокращая им наполовину срок наказания. Последнее предложение не могло не найти отклика у правящей элиты, поскольку, с одной стороны, избавляло Испанию от нежелательных элементов, снижая расходы на их содержание в тюрьмах, а с другой стороны, - обеспечивало освоение снова открытых земель достаточно отчаянным «человеческим материалом». У этой медали, впрочем, оказалось две стороны – уголовники нередко поднимали бунты против глав поселений, требуя все новые привилегии.


Помните песню из замечательного советского мультика «Остров сокровищ», в которой пели о вреде курения? Там были строчки о том, что Колумб открыл, кроме Америки , еще и табак. Это действительно так – на острове Сан-Сальвадор туземцы подарили Колумбу сушеные листья, свойства которых он позднее описал в своих дневниках. И, разумеется, привез с собой в Европу .

Но мало кто знает, что там же, на острове, они впервые увидели гениальное изобретение местных жителей – гамак. Сейчас гамак – это непременный атрибут пляжного отдыха, их вешают на дачах, а некоторые умельцы умудряются пристроить подвесную койку даже на лоджии. А Колумб был первым человеком, который оборудовал такими койками свои корабли.


Случай, который стал своего рода историческим анекдотом и лег в основу даже нескольких кинематографических сюжетов. В феврале 1504 года, во время последней, четвертой экспедиции, команда Колумба наткнулась на Ямайке на очень враждебно настроенных индейцев. Туземцы заявили, что больше не будут поставлять белым людям продовольствие. Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к небольшой мистификации, которая отлично сработала с простодушными индейцами. Колумб знал, что 29 феврале должно быть лунное затмение и объявил о нем индейцам как о знамении небес, недовольных поведением туземцев. Когда затмение началось, индейцам сказали, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия на борт.

Звучит неправдоподобно, ведь Испания за время своего господства вывезла из Нового света тысячи килограммов золота, жемчуга, драгоценных специй и прочих богатств. Однако факт остается фактом – некоторое время Христофор Колумб был почитаем и богат, но своего благосостояния удержать не сумел. Тому виной и происки недоброжелателей, которые даже организовали арест Колумба. Во время четвертого путешествия к берегам Америки корабль Колумба потерпел крушение, и помощь пришла только через год. На родину мореплаватель вернулся тяжело больным и практически нищим – все деньги он истратил на помощь товарищам и снаряжение спасательной экспедиции. А ведь всю свою жизнь он поклонялся золоту. Именно ему принадлежат слова: «Золото - удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Золото может даже открыть душам дорогу в рай».

Пожалуй, в каждом человеке живёт исследователь, но для некоторых тяга к приключениям и исследованию мира становится смыслом жизни. О знаменитых путешественниках-первооткрывателях известно много, а здесь собраны любопытные факты с ними связанные.

1. Америго Веспуччи

Флоренция
Венесуэла получила свое название, когда Америго Веспуччи увидели, как туземцы строят дома на сваях над водой, подобно тому, как это делают в Венеции. Венесуэла переводится, как «Маленькая Венеция».

2. Адмирал Чжэн Хэ



Китай
Чжэн Хэ был китайским адмиралом, дипломатом и исследователем, который был широко известен в 1300-х годах. В детстве мальчика кастрировали и он пребывал в рабстве.

3. Джордж Мюррей Левик



Англия
В 1911 году британский исследователь Джордж Мюррей Левик наблюдал случаи некрофилии у пингвинов в Антарктиде. Результаты его исследований не были опубликованы до 2012 года, потому что они были сочтены слишком неприличными на то время.

4. Джеймс Кук



Англия
Когда Джеймс Кук впервые прибыл на Гавайи, местные жители сочли его богом. Позже он вновь вернулся на острова, когда его корабль пострадал от шторма, и по-видимому чем-то оскорбил туземцев. Впоследствии они убили и съели Кука.

5. Лоуренс Оутс



Англия
Антарктический исследователь Лоуренс Оутс получил гангрену и обморожение во время экспедиции. Зная, что его неспособность нормально передвигаться ставит под угрозу шансы на спасение его товарищей, он вышел из палатки на 40-градусный холод, чтобы никогда не вернуться. Он в конечном итоге потерял свою лошадь, припасы, попал в гейзер и заработал обморожение, прежде чем был найден спустя несколько месяцев едва живым.

7. Абель Тасман



Голландия
Голландский исследователь Абель Тасман во время своей первой экспедиции обнаружил Новую Зеландию и Тасманию, но каким-то образом не заметил Австралию. Только во время второго путешествия он сумел найти материк.

8. Уолтер Рэли



Англия
Когда английский исследователь сэр Уолтер Рэли захватил португальское судно Madre de Deus («Матерь божья»), на борту корабля был найден колоссальный по стоимости груз. Его итоговая сумма составила примерно половину национальной казны Англии.

9. Пифей



Греция
Греческий исследователь Пифей был первым человеком, который обнаружил полярные льды и полуночное солнце. Кроме того, он также был первым, кто предположил, что приливы вызываются Луной.

10. Христофор Колумб



Испания
В 1503 году Колумб был вынужден провести некоторое время на Ямайке по пути к новому миру. Зная, что вскоре предстоит лунное затмение, он сказал местным жителям, что если они не позаботятся о его экипаже, то луна исчезнет.

11. Родриго де Триана


Испания
Капитан корабля Колумба, Родриго де Триана был первым, кто обнаружил землю, но Колумб утверждал, что он заметил ее несколькими часами ранее. Таким образом, он обеспечил себе пожизненную пенсию, обещанную королем Фердинандом тому, кто первый найдет новые земли.

12. Хью Гласса



США
Во время исследования Южной Дакоты экспедиция бросила умирать Хью Гласса, после того, как его сильно помял гризли. Затем Гласс пополз 320 км до ближайшего населенного пункта.

13. Ричард Фрэнсис Бертон



Англия
Ричард Фрэнсис Бертон был английским исследователем, который говорил на более чем 40 языках. Однажды он замаскированным под местного жителя пробрался в Мекку. А также Бертон перевел Камасутру на английский язык.

14. Персиваль Харрисон Фосетт



Англия
В 1925 году британский солдат Персиваль Харрисон Фосетт умер в бассейне Амазонки в поисках мифического Эль Дорадо. В течение последнего столетия погибли более ста человек в попытках найти его останки.