[Это что-то типа руководства по практике хронометража. Время чтения — около 10 минут ]

Из всех инструментов ТМ самый «зажигательный» — это, пожалуй, хронометраж.

Почему же не рекомендую ? Потому что не всем этот метод подходит.
Точнее, так: подходит-то он всем, но не все его могут принять. А что толку рекомендовать то, что все равно люди не будут делать?

А кто будет, тех и убеждать не надо — уже делают.


Хронометраж на первый взгляд суров, и поэтически настроеные граждане сравнивают его с клеткой, оковами и так далее . Есть такие чувствительные к ограничениям люди, которые ни за какие коврижки не станут регулярно записывать, на что тратится их время.

А я?
Я делаю хронометраж периодами.
Бывали годы, когда я делала его
практически постоянно: и ногда брала паузу на пару месяцев, но потом снова возвращалась к этой практике. Особенно это важно было в самые сложные годы. Начала я его в 1998 году, когда грянул кризис. Очень помогло.

Почему? Что мне это дает? Не мешает ли жить? Не чувствую себя скованной?
Нет, не мешает и не сковывает. Наоборот, помогает и освобождает. А «стесняет» меня, наоборот, отсутствие объективных данных о том, куда делось мое время и силы.

Название техники: Хронометраж, учет затрат времени

Назначение:

  • Мониторинг: создание объективного представления о том, на что Вы на самом деле тратите время день за днем, есть ли какая-то динамика (например, можно вовремя заметить, что Вы меньше стали заниматься стратегическими задачами или меньше спать).
  • Мотивация. Хронометраж способен очень мощно «встряхнуть», если правильно обработать его результаты и осознать их.
  • Измерение. Определение реальных затрат времени на какие-то отдельные виды работ. Например, если Вы знаете, за какое время Вы расшифровываете 10 минут диктофонной записи, то примерно можете сказать, сколько времени нужно для расшифровки какой-то серии интервью.
  • Выявление Вашего характерного набора «воров времени» — тех «дыр», через которые день может весь «вытечь», едва начавшись.

Что нужно для применения:

Я не пишу про способы хронометража, для которых нужны специальные гаджеты или софт. Такого софта полно и для маков, и под windows. Но я его не использую, так же как не использую и будильники, которые противно пиликают каждые 10 минут, или кухонные таймеры, поставленные на время 10 минут.

Сейчас для хронометража мне нужны только часы, блокнот или бланк , ручка и маленькая табличка на домашнем компьютере — результаты вносятся из бланков 3-7 раз в неделю.

Сначала я просто писала в блокнот, чем была занята и сколько потратила времени. Потом стала использовать бланки. С бланками обработка идёт быстрее.

Бланк, который получился у меня в результате длительных экспериментов, выглядит вот так:



Тут — одна сторона бланка. А вообще он двухсторонний, распечатывается на листах А4 и сгибается пополам.

Как все это работает и что нужно делать:

Уже на этапе записи хорошо бы понимать, как Вы будете обрабатывать результаты.

Я начинала хронометраж в 1998 году, тогда я вела его 2,5 года вообще не прерываясь ни на день, а толку было маловато.

Потому что я жадничала и писала в деталях, чем именно я занимаюсь: «Пишу диссертацию, 75 минут» или «Мою посуду, 20 минут».

Было полтора десятка категорий: домашние дела, подготовка к занятиям в университете, чтение лекций, дорога, чтение профессиональной литературы и так далее.

Это — избыточная информация, и ее трудно обработать и осмыслить.

Но на самом деле это все полезно только в первые 2-3 недели, когда Вы ловите главных и самых наглых «воришек времени».

Я пришла к выводу, что такие подробности и детали для регулярного мониторинга не нужны.

В итоге у меня все затраты времени относятся к одной из четырех категорий.
Да, всего четыре категории:

1) Потери
2) Главное
3) Рутины
4) Сон и отдых

Всё. Мне этого достаточно.
Что относится к каждой из категорий?

Потери:

  • Д орога (если не читаю и не слушаю аудиокнигу, и не специально гуляю;
  • Б ессмысленный и беспощадный интернет-серфинг. (Вот он, мой главный вор времени!)
  • Н енужные дела. Если быть честным, то сюда надо записывать все, что не дало вообще никакого полезного результата ни уму, ни сердцу, ни душе, ни телу, ни проектам, ничему вообще.
  • Н енужные разговоры. Когда нет ни удовольствия, ни пользы, ни любви, ни дружбы, ни новой информации.

Важное:

  • В се, что можно назвать «стратегическим вложением времени и сил» — включая самые главные и новые части работы;
  • В се, что связано с семьей и отношениями, с любимыми людьми, друзьями, заботой о главных ценностях;
  • В се новое, связанное с обучением (но не рутины), развитие, рационализация разных процессов;
  • Н овые контакты (но не болтовня);
  • Р азвивающие удовольствия (!) — например, чтение, фотографирование, рисование.
  • В се, что связано со здоровьем (!) и хорошим самочувствием, включая тренировки и зарядку (они для меня пока не стали рутинами).
  • В се, что связано с тайм-менеджментом и эффективностью. Например, сам хронометраж (еженедельная обработка результатов), а также планирование.
  • В ремя для размышления. Не путать с моментами, когда под видом «я думаю» просто сидишь и … не думаешь 🙂
  • Д невники.

Так как я вообще по своему характеру не очень склонна развлекаться, то удовольствия и развлечения я записываю в «важное». Это напоминает мне, что надо выныривать из трясины дел и просто рисовать, к примеру, или гулять. Или смотреть кино.
Рисование и прогулка будут зачтены по высшему разряду 🙂

Рутины:

  • В се домашние дела (кроме разных стратегических дел, типа инициации ремонта, и чистого наслаждения, например, «наведения красоты» на книжных полках);
  • В се повторяющиеся регулярные рабочие дела, когда я не делаю ничего нового;
  • П одавляющее большинство совещаний, собраний, рабочих встреч, отчетов и прочее в том же духе (кроме стратегии и того, что делается в первый раз. «Проторить лыжню» — это почти всегда «важное»).
  • Оплата счетов;

    Проверка почты.

Как решаю, важное это дело или рутина? Если работает на развитие — то «Важное». Если просто поддерживает какие-то текущие процессы на нужном уровне — то «Рутина».

Сон и отдых:

Сюда относится только такой отдых, который может быть приравнен ко сну или превосходит сон. Например, медитации, визуализации, дыхательные упражнения, практики осознанности и аутогенная тренировка.

И что со всем этим делать?

Работа с хронометражем строится в три этапа:

(1) запись — учет;
(2) обработка результатов, осознание;
(3) выводы и изменения в планах.

Пройдемся по первым двум этапам (с третьим все и так ясно).

Заполнение бланка (учет времени)

Если Вы пользуетесь бланками типа того, что показан выше, то по идее надо просто каждые 10 минут отмечать в бланке соответствующую ячейку. Даже не писать ничего — просто крестик поставить в нужной ячейке или заштриховать её.

Сложно отмечать что-то каждые 10 минут?

Честно говоря, и мне сложно. Я так никогда и не делала.

Я вообще очень не люблю отвлекаться, если уж начинаю что-то делать.
И на хронометраж тоже не люблю отвлекаться.
Поэтому я просто начинаю дело, отметив начало в бланке. А когда заканчиваю дело или прерываюсь (потому что устала) — сразу отмечаю, сколько 10-минутных промежутков времени на него потрачено. Если я отвлеклась — ставлю отметку, что дело прервано.

Бланк просто лежит рядом, когда я работаю за компьютером, или вложен в блокнот, если я где-то на встрече.

Пример:

Предположим, в полдень я начала писать какой-то «проходной» рабочий текст или отчет и делала это 30 минут (три пометки в столбце «рутины»).

П отом пошла пообедать на 40 минут (4 отметки подряд — и тоже в столбце «рутины», потому что нет серьезной разницы между обедом и рядовым, проходным текстом).

П отом вернулась с обеда и ответила на письмо (еще один 10-минутный промежуток «рутин»). П отом перешла по какой-то ссылке и 15 минут читала какие-то глупости в интернете в полной бессознательности. Это уже не «рутины», это — «потери», две ячейки по 10 минут (на самом деле, было потрачено 15 минут, но округляем до 20 минут).

Потом я снова взялась за рабочий текст и работала 50 минут (пять отметок в столбце «рутины» я поставлю, когда допишу текст).

Затем я решу прогуляться и отдохнуть, отпраздновав завершение отчета (20 минут в столбце «Важное», если я именно гуляла, или в столбце «Потери», если вместо отдыха опять был бестолковый серфинг в интернете).

Потом я пошла к коллеге и мы 60 минут обсуждали какой-то важный проект, по-настоящему думали, придумали нечто новое. Вернулась и поставила 6 меток в столбце «Важное».

В результате заполненный за это время бланк выглядит вот так:


Если же вместо распечатанного заранее бланка у меня — простой блокнот с табличкой, то выглядеть это будет так:

Обработка и осмысление результатов

Бланк дает возможность очень быстро подсчитывать затраты времени по категориям: просто считаем, сколько ячеек отмечено в каждом столбце, и умножаем это число на 10. Получаем затраты времени в минутах.

Рукописные таблицы — не намного сложнее. Обратите внимание, второй столбец в рукописном варианте — это не время окончания дела, а длительность , с точностью до 5 минут.

При каждом из этих двух вариантов (бланк и блокнот) на сам хронометраж и перенесение результатов в таблицу уходит 10 минут в сутки. И еще около часа в неделю полезно выделять на планирование, анализ результатов. То есть, 20 минут в день.

Сколько реально времени экономит хронометраж?
В моем случае — до восьми часов в день . Я не шучу.

Очень полезно сравнивать результаты по неделям, по месяцам.

Например, однажды я сравнила май с сентябрем и поняла , что что-то я совсем расслабилась: май был продуктивнее почти в два (!) раза, если смотреть на время, выделенное для важных дел . Хотя формально я в сентябре вроде бы больше работала .

Плюсы методики:

Держит в тонусе. Это — главный плюс.

Ограничения методики:

  • Недостаток — продолжение достоинств. Нужно быть в тонусе. Даже «отправляясь в расслабленное ничегонеделание», нужно сначала сделать пометку об этом, и уж потом начинать расслабляться. Это не всем нравится. Такое чувство, что сам у себя стоишь над душой.
  • Хронометраж не приносит пользы, если результаты не обрабатывать, не анализировать, если не сравнивать день со днем, месяц с месяцем. Тут нужна систематическая работа, регулярная аналитика.
  • При использовании в первые 10-12 дней «с перепугу» люди иногда начинают работать, как машины, практически без потерь. Сказывается Хоторнский эффект . Но это быстро проходит 🙂
  • Некоторые люди считают, что хронометраж лишает спонтанности, или что Ваши друзья и близкие будут чувствовать себя скованно, если будут знать, что Вы ведете хронометраж. На самом деле, это никому не мешает. Вы же не будете совать людям в лицо свои бланки, правда? Так что никуда Ваша спонтанность не денется.
  • Эмоциональные ограничения: некоторые впечатлительные люди впадают в тоску и печаль, увидев результаты. Ну, что тут скажешь? Знание — сила. Я уверена, что все-таки лучше знать правду, чем обманывать себя.

    Как усовершенствовать методику?

  • Если человек впервые проводит хронометраж, то п ервые три недели полезно просто записывать все (без категорий), чтобы как раз эти категории и выявить. Чтобы это были именно ваши категории .
  • Может быть, кому-то удобнее будет использовать программы для автоматического хронометража. Есть несколько приложений для смартфонов, которые помогают в этом.
  • Может быть, в ы усовершенствуете бланк, что-то из него убрав. (Добавить-то как раз проще всего).
  • Можно использовать напоминающие сигналы — например, регулярно пикающий будильник, просто чтобы не забывать отмечать, чем Вы заняты.

Дополнительная информация:

Информации о разных методиках хронометража можно найти очень много. Вот лишь некоторые источники:

  • Документальная повесть Даниила Гранина «Эта странная жизнь»- биография А. А. Любищева и описание его системы учета времени. Наверное, главный «идеологический» текст по хронометражу на русском языке.
  • Книга Глеба Архангельского «Тайм -драйв». Н аиболее известное и до сих пор одно из самых толковых русскоязычных руководств по инструментам тайм-менеджмента. Архангельский рекомендует провести хронометраж длительностью две-три недели, чтобы просто начать трезво смотреть на то, сколько же времени Вы тратите на прогресс в делах, сколько — на непродуктивные рутины, а сколько его Вы просто теряете (или у вас его отнимают без Вашего согласия).

В какие моменты начинать и когда прекращать хронометраж?

П еред защитой магистерской диссертации в 2013 году я переставала делать ежедневный хронометраж — это хоть и очень мощный инструмент, но его стимулирующее влияние похоже на действие кофе. Можно переборщить, как и с кофеином.

В тот период мне нужно было скорее снять напряжение, блокирующее работу, и вызвать творческий подъём, а не «закручивать гайки».

А вот сейчас, в конце мая 2017 года , наоборот, пришлось находить время/силы для всего, что требуется делать перед началом лета , плюс еще придумывать и «запускать» много нового. Короче говоря, нужно «собраться», и 22 мая я снова начала хронометраж.

Вот уже неделя прошла, как я снова его делаю — сплошной, то есть все 24 часа все 7 дней в неделю.

В очередной раз радуюсь, что в моем распоряжении есть эта кнопка «форсаж». Стало заметно легче, хотя успевать я сразу стала больше. И удалось найти время, чтобы не только делать почти всё, что я должна, но даже и отдыхать.

Это - первая неделя за долгое время, когда я сплю по восемь часов в сутки 🙂

Чаще всего хронометраж прерывают во время отпуска - и это, пожалуй, правильно.

Вообще, техники тайм-менеджмента очень помогают мобилизовать силы. В том числе — в сложные периоды жизни, когда ресурсов (сил, времени) не хватает, а задач много. А когда нужно просто отдыхать - можно и нужно ослабить самоконтроль.

Скачать бланк для хронометража (на сутки) в формате.pdf можно вот здесь:

Вы можете распечатать его на листе А4 с двух сторон, согнуть пополам и заполнять в течение дня. Когда накопится три-четыре заполненных бланка — посчитайте, сколько минут в день вы тратите на каждую из четырех категорий дел. Скорее всего, вы увидите, что даже сама по себе запись уже очень «собирает». А уж вдумчивый анализ вообще открывает бездны 🙂

Что вы про всё это думаете? Буду рада вашим комментариям и вопросам!
Здесь, прямо под текстом, есть возможность оставить комментарий. Не стесняйтесь ею воспользоваться 🙂

© Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017

«Система учёта времени воспитывает человека»
Г. Альтшуллер, И. Верткин «Как стать гением»

Практически ни один тренинг и ни одно пособие по тайм-менеджменту не обходятся без упоминания такого понятия, как хронометраж. Что же это такое?

Хронометраж - это беспрерывное фиксирование времени, отслеживание любых, даже самых незначительных, действий, которые мы совершаем в течение дня. Учитывается каждое занятие, «крадущее» более 3-5 минут. В среднем для получения положительных результатов требуется около 4-х недель добросовестных занятий.

Зачем нужен хронометраж?

Хронометраж считается одним из самых эффективных приемов тайм-менеджмента и выполняет сразу несколько важных функций. Предлагаю рассмотреть, в чем же заключается его «полезность».

  1. Конечно, его основное предназначение - отыскать, куда расходуется наше время . Иногда даже по прошествии всего 1 или 2-х дней бывает трудно припомнить, чем мы занимались. А уж спустя 1-2 недели мы, скорее всего, не сможем описать и половину рабочего дня. Ведение хронометража позволяет выявить все дела, отвлекающие внимание.
  2. Хронометраж учит относиться ко времени экономней . Ведь проанализировав расписание, вы сможете выявить такие «дыры», о которых и не подозревали. Перефразировав известную русскую пословицу, так и хочется сказать: «Минута час бережет». А ведение хронометража научит вас дорожить каждой минутой. К примеру, на подготовку к совещанию вы всегда оставляете 1.5-2 часа, хотя на практике данное занятие занимает не более часа. Таким образом, оставшееся время вы тратите впустую, считая, что заслужили отдых, справившись преждевременно.
  3. Ведение хронометража помогает грамотно перераспределить рабочее время . Если вы заметите, что незначительные дела забирают львиную долю дня, а на выполнение более важных задач времени уже не остается, значит, пора откорректировать свой график, поставив все важное и срочное на первое место.
  4. Хронометраж помогает развить чувство времени . Уже через несколько дней вы будете точно знать, сколько забирает дорога домой, а сколько времени необходимо на составление финансового отчета или написание письма.
  5. Ведение хронометража помогает определить жизненные приоритеты . Вы сможете заметить, сколько времени посвящаете семье, сколько обучению и развитию, а сколько - работе. И если окажется, что полученный результат не совпадает с реальными ценностями, вы сможете откорректировать график, увеличив количество времени, проводимое в кругу семьи, либо, напротив, выделив еще несколько часов в неделю на любимую работу.
  6. Ведение хронометража может быть полезно тем, кому приходится отчитываться о проделанной работе вышестоящему начальству. Это поможет ни о чем не забыть, даже если вы будете составлять такой отчет один раз в неделю.
  7. Хронометраж помогает правильно планировать время . Точно зная, что на написание письма нужно 20 минут, а на встречу с контрагентами требуется час, составляя план, вы выделите на эти дела именно столько, а не больше или меньше.
  8. Наконец, ведение хронометража помогает познать себя , увидеть свои сильные и слабые стороны.

Противники хронометража и их доводы

Несмотря на явную пользу, которую способен принести хронометраж, существуют люди, выступающие против его ведения. Давайте рассмотрим те доводы, которыми они пытаются подтвердить свою правоту.

  1. Противники хронометража считают, что он забирает слишком много времени. Однако при правильном подходе хронометраж не должен занимать более 15 минут. Заметьте - это максимально допустимый лимит, в среднем же на ведение хронометража уходит 5-7 минут ежедневно. Тем же, кто тратит на это больше, рекомендуется применять сокращения.
  2. Многие противники хронометража на самом деле просто бояться…. Бояться осознать, что огромная часть их времени расходуется впустую, бояться признаться, что на сегодняшний день время им не подвластно, бояться столкнуться с трудностями, которые могут появиться в процессе овладения «искусства» управления временем. Подсознательно они понимают, что проблема есть, но страх мешает им признать свою несостоятельность и начать исправлять ситуацию.

Небольшие выводы

Хронометраж - эффективнейший инструмент управления временем, дающий достоверные результаты. Он не только помогает отыскать свои промахи, но и дает возможность постепенно от них избавиться.

Вести хронометраж ежедневно или прибегать к нему время от времени каждый решает сам. Но даже 2 недели хронометража в год помогут вам сделать свой рабочий день более плодотворным. Вы научитесь чувствовать время, а, следовательно, и правильно его распределять.

Хронометраж - это легкий способ стать более успешным. Воспользуйтесь им!

Начнём с минутки грамматики. Часто встречающееся выражение «Хронометраж времени» – тавтология. Хронометраж – это уже измерение времени. Так что мы в статье будем просто употреблять слово «хронометраж», а не «хронометраж времени». Если у вас еще не рябит в глазах от этих «хр…» и «вр…», то продолжим.

У каждого из нас есть своё «встроенное» чувство времени. Если сделать нехитрое упражнение с секундомером, можно понять – торопитесь вы или наоборот тормозите. Включите секундомер и закройте глаза. Мысленно попытайтесь представить минуту (можно считать или просто ждать). Сейчас я тоже попробую. Странно, у меня почти сошлось. Думаю, это случайность. Но «чувство времени» можно тренировать и совершенствовать. Для этого можно использовать «хронометраж» .

Когда мы сильно увлечены каким-то делом или есть срочность, мы находим в себе способность не отвлекаться на трёп с коллегами, скайп или курилку. Но в обычном ритме эти безобидные, казалось бы, пожиратели времени нас реально обворовывают (то 5 минуточек, то полчасика, день за днём набегает).

На работе у меня пока не было опыта вести хронометраж именно по часам, минутам записывать дела. Разве что в школе или институте, когда точно знал что урок – это 45 минут, а пара – это 2 по 45. Кстати, преподавателям повезло в этом смысле, их хронометраж выполнить проще, чем офисному работнику. Так вот, мой первый опыт подсчёта минут, как ни странно, не был связан с работой вообще.

Когда родилась моя маленькая дочурка, первые дни полностью были похожи друг на друга, казалось бы, что тут подсчитывать. По ряду причин мы решили записывать все наши кормёжки, переодевания и сонные промежутки в блокнот. Каково было моё удивление, когда оказалось, что в сутках всего 16 часов. Вроде бы всё записали (в том числе и ночью). Такие записи мы продолжали три дня и постоянно не досчитывались нескольких часов.

Это притом, что никакого аврала не было, в наличии было несколько человек, которые за этим следили (ох уж эти первые денёчки). Что можно тогда говорить о человеке, у которого в голове одновременно миллион задач: заказчик требует изменений в проект, подчинённый требует повышения зарплаты, на производстве разлад, проверяющий свирепствует, а тут еще друзья обиженно рассказывают о забытом вами дне рождения. Как на всё разорваться?

В первую очередь, нужно выждать, когда аврал немного утихнет. Даже у тех, у кого аврал – это норма жизни, всё равно бывают какие-то спады активности. В этот самый спад попробуйте записать, сколько времени вы тратите на те или иные задачи. Это касается не только работы. Включите сюда и дорогу с работы домой, и приготовление ужина (и/или его поедание), сюда же валяние в ванне или чтение в туалете (а что – у некоторых ощутимая графа), телевизор, прогулка с собакой, сон – всё должно попасть в ваш блокнот. Главное, чтобы в сутках оказалось ровно 24 часа.

В дальнейшем такая точность будет не нужна. Некоторые люди ведут хронометраж «на автомате» годами, в любой момент могут достать запись и с точностью сказать, чем занимались в такой-то день. Если это вам подходит – вперёд, выбирайте удобный способ вести записи (блокнот, телефон или компьютер) и вырабатывайте привычку. Следите, чтобы это не отнимало слишком много времени. Ведь цель хронометража – экономия времени, а не наоборот.

Но мне больше нравится подход, когда хронометраж ведётся несколько дней в течение характерных периодов времени (работа, отдых). Потом обязательно нужно провести анализ полученных данных, чтобы выявить и обезвредить наиболее злостных поглотителей времени. Далее всё переводится в режим скрытой камеры наблюдения. Вы интуитивно начинаете чувствовать время и подмечать «пустоты» (те промежутки времени, которые потрачены впустую). Осознание того, что можно, не напрягаясь, заполучить пару-тройку часов в день свободного времени – отличная мотивация начать новую жизнь.

Может быть совпадение, но одновременно с выходом этой статьи, на нашем сайте появились вот такие часики (рядом с логотипом). И напоследок, цитата о времени от Майкла Альтшулера: «Время летит - это плохая новость. Хорошая новость - вы пилот своего времени!»

Для выявления поглотителей времени Глеб Архангельский описывает технику "Хронометраж" (глава 8) книги Тайм-драйв . PDF .

Хронометраж - учет и анализ расходов времени . Метод борьбы с «поглотителями времени». Глеб

В русскоязычном мире, метод учёта времени придумал А. Любищев (1890–1972), который и вдохновил Глеба. 56 лет подряд до своих 82 лет он вёл ежедневный учёт времени.

Любищев признавался, что мог заниматься творческой и сложной работой не более 7-8 часов в день, при этом он был монстром работоспособности. Трудное для него: чтение сложных научных книг, научная работа, написание научный статей и рицензии.

Мои результаты

Важно понимать: я учитывал время специально и планировал раскрыть полученные результаты - это "мотивировало" трудиться продуктивнее.

Цифры кажутся точными, но всё - приблизительно. Я не робот: включал трекер не вовремя; пока читал - обсуждал книгу. В целом, ситуация видна.

По дням за январь 2016:


У меня нет работы с 10 до 19. Я предприниматель, часть старых проектов работают почти автономно. Я периодически над ними работаю.

Ниже "Лекции" - это видеоинтервью, подкасты, видеолекции.
"Пишу статью" ≈ 40 часов, времени занимает как полноценная работа, а по факту - гораздо больше. Обсуждение и обдумывание, сбор информации. Пару идей не давали уснуть в 3-4 утра.

Работа и личное развитие:


Изучение испанского языка, Фейсбук (и профильные медиа), спорт и остальное:



В месяце 500 часов (8-мь на сон). 284 часа ушло на: гигиену, отдых, еду, прогулки, фильмы/сериалы, ничегонеделание и ещё не понятно на что.

Потенциально ещё 50-100 часов можно использовать с пользой . Но вопрос в энергии и работоспособности. После 200 часов умственного труда - у меня их не оставалось.

Зато, вместо диванного отдыха, я понял, что добавлю себе в график: танцы и футбол. Что наоборот - разгрузит мозг.

Мне интересно, где люди берут энергию на 10-12 часов в день умственного труда и не перегорают. Я раньше мог так работать, но износ наступал через 6-10 месяцев.

Отзыв

Спустя год, учитываю время - сильный показатель, что метод полезен. Сейчас я фиксирую не всё активности, а самые важные. Начал писать статью - включил таймер (закладка в хроме на последнем скриншоте).

Мои выводы:

  • Приходит понимание на что вы реально тратите время в течение дня, а не на что "по вашему" вы его тратите. Если вы думаете, что на работе - "работаете" все 8-мь часов, рекомендую проверить, так ли это.
  • Повышается концентрация . Если вы отметили "читаю", и вам пишут в чат - вы игнорируете. Знаете, что таймер считает "Чтение", а початиться - успеете позже.
  • Меньше бессмысленного сидения за ноутом , нужно же отметить чем вы заняты.
    Я ввёл категорию "Ничегонеделание". Сел просто поклацать - включаю её. Когда вижу, что уже скопился час - пугаюсь.
  • Проще работать над сложным делом . Писать статьи - сложно. Самое сложное - выбрать тему и написать первые 3-4 абзаца. Чтобы начать, я включаю таймер и пишу, уже нет возможности "втихаря" почитать ленту социалок и саботировать работу.


Для меня хронометраж времени стал альтернативой ежедневному планированию.

Учёт времени создаёт легкий стресс, заставляющий делать то, что важно, а не что попало. Отличная альтернатива ежедневному планированию, в котором всё срочное и не гибкое .

Хронометраж помогает концентрироваться, работать более продуктивно.

Читайте книги, практикуйте, делитесь опытом .

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж.

В предложении лишним было слово «времени», т.к. оно относилось к слову «хронометраж». Это тавтология.

Ответ: времени

Ответ: времени

Правило: Задание 6 (ОГЭ). Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению.

Формулировка задания:

замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.

1. Что нужно знать, выполняя данное задание?

Синонимы - это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, смотреть - глядеть мыслить - думать, жестокий - безжалостный, окрестность - округа и т.д.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать- почивать- дрыхнуть .

Первое слово спать - является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть - этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.

2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова - это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.

При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.

Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно

В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.

Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно - «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом

ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:

1. застрять (разг.)

/ о человеке: промедлить;

засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)

// в гостях или за работой: засидеться (разг.)

// в гостях, загоститься (разг.)

/ о деле: замедлиться, затянуться;

затормозиться, застопориться (разг.)

2. см. опоздать

Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг ! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.

Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из этих синонимов

− наиболее употребителен;

− не носит оттенка книжности и разговорности;

− обладает минимальной экспрессией (то есть в нём практически нет эмоций);

− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.

3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»

1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).

2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.

3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.

4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать ...в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.

5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Остальные - возможные, допустимые или невозможные - написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.