, психоанализа и психиатрии , описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

В психологии

Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии . Впервые этот термин был применён в 1925 году Вольфгангом Кёлером . В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами , когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после нескольких безрезультатных проб прекращали активные действия и принимались просто разглядывать предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось Карлом Дункером и Максом Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путём умозрительного постижения целого, а не в результате детального анализа.

Кроме того, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но также и различные ощущения различных модальностей , присущих данному воспоминанию.

Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение . В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек способен получить некоторые сведения в отношении свойств предметов или материалов в отсутствие какой бы то ни было достоверной информации о нём.

Впрочем, были проведены прямые эксперименты , результат которых «был признан сильным аргументом против существования инсайта» .

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения. :55

Аналитики традиционно различают два типа инсайта.

- Интеллектуальный инсайт , понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение. - Эмоциональный инсайт , понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный - является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное. :56 Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально . Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии . Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё

Здравствуйте, уважаемые читатели! Порой мы сталкиваемся с такими проблемами, которым совершенно не можем найти решение. Мы мучаемся, терзаем себя и никак не можем успокоиться. Но стоит отпустить проблему, оставить ее на потом и вдруг к нам приходит озарение, яркая вспышка, которая и подсказывает нужный ответ. Что такое инсайт в психологии и как его можно использовать в личной жизни?

Немного истории

Для того чтобы понять что такое инсайт нам нужно вернуться в начало двадцатого столетия. Именно в те времена Келером были проведены эксперименты с человекообразными обезьянками. Животное находилось в клетке, а рядом лежал банан таким образом, что дотянутся до него было невозможно.

Обезьяна какое-то время пыталась дотянуться до желаемого фрукта, но у нее ничего не выходило. Тогда она останавливала свои попытки и замирала на какое-то время, оглядываясь вокруг. И тут животное замечало палку. Вот он инсайт - дотянуться палкой до фрукта и подтянуть его к себе поближе.

Решение проблемы новым способом, которое пришло не из прошлого опыта.

Инсайт - понятие, которое изначально использовалось в гештальтерапии. Ведь гештальт означает образ или целостность. И когда человек пытается решить проблему, он стремится закрыть свой гештальт. Если этого не происходит, ответ не приходит, то и гештальт не закрывается, что будет мучить человека всю оставшуюся жизнь. Этот незамкнутый гештальт способствует тому, что подсознание продолжает поиски решения.

Конечно, как и у любой другой теории здесь есть противоположная точка зрения, что инсайт - это просто выдумка, и в реальности никакого озарения не существует. Что ответ для задачи можно найти только последовательными умозаключениями.

Этой точки зрения в большей степени придерживались бихевиористы. Поскольку никак нельзя измерить инсайт или оценить работу психики во время озарения, бихевиористы и высказывали свое сомнение насчет его существования и реальности его значимости.

Инсайт - это…

Итак, каково же определение инсайта и что это вообще такое? Если обратиться к дословному переводу, то это озарение или прозрение. Часто мы сравниваем это с появлением удачной идеи.

Инсайт - это яркое эмоциональное переживание, которое связано с появлением нового решения существующей проблемы.

Когда перед человеком возникает какая-то сложная ситуация, то изначально он обращается к своему опыту и пытается применить предыдущие знания на сложившуюся проблему в настоящем. И когда прошлый опыт не срабатывает, здесь приходит время для инсайта, который может прийти, а может и не прийти.

Кроме того, существует ложное озарение. Когда человек не может найти ответ для задачи, его психика находится в напряженном состоянии. И чтобы дать расслабиться организму, порой посылает ложное решение, которое все равно человеку кажется идеальным и самым подходящим.

Истощенная психика, усталость, и ослабленный иммунитет - вот к чему может привести чрезмерно усердный поиск ответа. Поэтому нам и подсовывают ошибочное озарение, которое человек принимает с благодарностью, ибо и сам выжат, как лимон.

Четыре этапа работы с задачей

Если мы с вами сталкиваемся с простой задачей, то процесс ее решения сводится к двум этапам:

  • первый - анализ и поиск похожего опыта в прошлом;
  • второй - проверка решения.

Если задача куда более сложная, то мы имеем с вами четыре этапа.
Первый. Этап сбора информации и проверки своего прошлого опыта. Этот этап еще можно назвать этапом усердной умственной работы. Человек работает с имеющейся информацией, добывает новую, анализирует. И если решение не находится, то наступает следующая стадия.

Второй этап - инкубационный период. Еще мы можем назвать эту стадию созреванием. Человек отвлекается от проблемы и поиска решения, начинает заниматься отвлеченными делами: смотрит , читает , ходит на прогулки, занимается спортом. Именно в моменты отвлеченной деятельности чаще всего и происходит озарение.

Вспомните как это было у Архимеда, Энштейна или Ньютона. Например, мой коллега в момент прогулки с ребенком увидел, как мальчик копается в песочнице, что вызвало у него определенные ассоциации и он понял как ему дальше продолжать свою терапию с одним очень сложным клиентом.

В отличие, например, от катарсиса, когда просветление приходит через муки и страдания от погружения в проблему, инсайт предполагает отстранение от задачи и полное погружение в другой процесс.

Третий этап - инсайт. Яркое эмоциональное переживание озарения, ни с чем не перепутать. Наверняка и у вас хоть раз в жизни случалось подобное. Когда вы сидите на совещании, или едете в поезде и вдруг решение проблемы словно само приходит к вам. Как я писала выше, порой нам подсовывают ложные озарения, которые по силе не уступают истинным.

Четвертый - проверка решения на практике. На этой стадии человек проверяет найденное решение и отправляет его к себе в опыт, ведь столкнувшись с подобной проблемой в будущем, у него уже будет готовая инструкция.

Умеете ли вы правильно работать с постановкой целей? У меня есть замечательная работа, которая поможет вам научиться не только правильно ставить задачи перед собой, но и умело анализировать их: « ».

Работа с инсайтом

Сегодня психотерапевты, работающие в различных направлениях, часто используют озарение как одну из методик для помощи своим клиентам. Психотерапевт задает вопросы, один вытекает из другого, чем и подводит человека на самостоятельное открытие проблемы или решения задачи.

Ведь только тогда, когда человек самостоятельно осознает наличие трудности, с ним можно продолжать работать. Если психотерапевт в лоб выскажет наличие проблемы, это ровным счетом ничего не даст его клиенту.

Как правило, такой процесс занимает много сил и времени, но он дает продуктивные плоды как психологу, так и самому клиенту. Более того, озарение часто используется и в групповой терапии, когда перед людьми ставится задача и в момент обсуждения у одного человека происходит озарение и он выдает истинное решение этой задачи.

Можно ли самостоятельно вызвать у себя подобное озарение? Да, можно. Но для этого придется потрудиться. А именно, отложить проблему, заняться другой деятельностью, отпустить на время задачу и вовсе о ней не думать. Заняться уборкой дома, медитацией, почитать книгу. В любом виде деятельности к вам будут приходить ассоциации, что-то в итоге и подтолкнет вас к верному решению.

Крайне сложно отвлечься от насущной проблемы. Но если вы хотите получить озарение, то именно это вам и нужно сделать. Отвлечься. Расслабиться. Переключить внимание.

Я хочу предложить вашему вниманию книгу Бориса Лемберга «Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление ». Порой мы сталкиваемся с такими задачами, для которых стандартные решения совсем не походят. И в этом случае вам очень поможет творческое мышление, которое помогает найти ответ там, где, казалось бы, это невозможно.

Опишите свой последний случай озарения. Какие чувства и эмоции вы при этом испытали? Как часто у вас случаются подобные прозрения? Часто ли вы используете фантазию и воображение при поиске выхода из трудной ситуации?

Если перед вами стоит трудная, невыполнимая задача - не отчаивайтесь и не опускайте руки. Лучше всего будет отвлечься на что-то приятное и полезное. Возможно, это и будет верным шагом к инсайту.
Всего вам наилучшего!

Что такое инсайт?


Инсайт (от англ. insight - озарение, прозрение) - это состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации. Такое состояние часто называют озарением и, благодаря ни с чем несравнимому яркому эмоциональному сопровождению, часто относят к области чуда. Увы, но магии в этом явлении нет - одна лишь наука. Понятие инсайта активно используется в психологии, психоанализе и психиатрии.

Этапы решения любой задачи


Инсайт считают самым вожделенным этапом решения любой задачи. Всего таких этапов существует четыре. На первом происходит знакомство с проблемой. Человек собирает всю возможную информацию, прямо или косвенно относящуюся к вопросу. Попутно он пробует применить к задачке полученную информацию и известные ему способы решения.

Вторая ступень процесса - инкубационный период. Это самый длительный этап на пути к нахождению решения: он может растягиваться на многие годы. На этой стадии человек мысленно отвлекается от задачи и даёт своему подсознанию возможность поработать над ней самостоятельно. Пока проблема бороздит по подсознательным пластам психики, человек может заниматься любыми, не связанными с задачей, делами: играть в Xbox, читать газету, гулять с собакой или спать. Но зато в момент возвращения к задаче человек неожиданно для себя обнаруживает, что успел многое узнать о проблеме, пока формально ею не занимался.

Третий этап - собственно сам инсайт. Время от времени период инкубации сменяется яркими узнаваемыми переживаниями. В момент, когда у человека накапливается критическая масса информации, подсознание наконец «выдаёт» решение, причём новым его назвать нельзя. Это решение всё время находилось в подсознании, а осознание пришло совершенно случайно, при общении с незнакомым человеком или на прогулке. Абсолютно несвязанные с проблемой вещи, которыми человек занимался на этапе инкубации, как будто бы всё прояснили. Кстати, чаще всего инсайт приходит совсем не тогда и не там, где он по логике вещей должен возникнуть. Как известно, таблица Менделеева родилась не в лаборатории, а во сне великого химика.

Венчает весь процесс этап проверки. Это «краш-тест» для инсайта. Именно на стадии проверки решение внедряется в жизнь, и становится понятно, работает оно или нет.

Как работает инсайт и что такое гештальт


Понятием инсайта занимается гештальтпсихология. Согласно ей, когда задача не решена, у человека не закрыт гештальт (от нем. gestalt - образ, целостность). Эта незамкнутая система больше всего на свете хочет замкнуться, и это толкает человека на поиски решения.

Принцип работы гештальта прост: общее целое больше, чем сумма его частей. Слово больше, чем составляющие его буквы. Автомобиль больше, чем колёса, руль и коробка передач. Если мы смотрим захватывающий фильм, но недосматриваем его до конца, недосмотренный кусок будет мучить нас до конца жизни. Тяга к завершённости не даст нам забыть это кино. А всё потому, что гештальт не закрыт. Самый интересный, но просмотренный до конца фильм, напротив, рано или поздно забудется. Гештальт закрыт и удовлетворён. Ещё один пример. Если человек оказывается в ситуации, которая угрожает его жизни, но он не знает, с чем это связано, то у него гораздо больше волнений и страхов по этому поводу, чем если бы он мог объяснить причины происходящего. Незавершённость и неясность пугают. Гештальт жаждет закрыться.

Так же работает инсайт. Во время озарения человек видит не отдельные элементы проблемы, а общую картину, собранный пазл. Фильм досмотрен.

Почему инстайт приносит удовольствие


Именно с закрытием гештальта связана эмоциональная насыщенность инсайта. Чувство нерешённой задачи вызывает у человека внутренний дисбаланс. Когда же приходит решение, с одной стороны, баланс восстанавливается, с другой - появляются эмоциональное вознесение и вдохновение. Инсайт дарит ощущение гармонии происходящего.

Однако не все решения сопровождаются инсайтами. Ответ может прийти в процессе стандартного мыслительного процесса. Этот вариант работает либо когда человек знает, как решить задачу, либо знает, где это решение найти.

Ошибочный инсайт


Неверные решения также могут сопровождаться инсайтами, и, как утверждают психологи, тоже яркими и запоминающимися. Если человеку крайне важно решить задачу, он зацикливается на поиске ответа. В результате он не может отвлечься от задачи и истощает себя в поисках её решения. В этом случае человек не даёт своему подсознанию спокойно обработать информацию и пройти уже рассмотренный нами период инкубации. Задача всё время находится в сознании. Итог: истощённая психика, чтобы хоть как-то успокоиться, «выбрасывает» своему хозяину первое попавшееся решение. И человек с благоговейной радостью его принимает! Ведь тоже устал и хочет какой-то концовки.

Также ложным может оказаться слишком ожидаемый инсайт. Человек настолько сильно хочет его испытать, да побыстрее, что радуется как ребёнок первому же наступившему озарению.

Инсайта не существует


Учёные-бихевиористы с особой категоричностью подходят к вопросу существования инсайта. Вернее, они его просто отрицают. Учёные утверждают, что это понятие «высосано из пальца» и не имеет объективных оснований для существования. Дело в том, что бихевиористы любят всё измерять. А инсайт - это внутреннее переживание, измерить которое трудно, а добиться его появления в лабораторных условиях и вовсе невозможно. В свою очередь, гештальтпсихология изучает процессы более абстрактные, которые не всегда можно описать статистически. Потому сомнений на счёт существования инсайта у гештальтпсихологов нет.

Как никогда не ошибаться


Чтобы максимизировать количество правильных инсайтов и, соответственно, решений, важно научиться отвлекаться и отпускать мысли. Это совет из разряда «Легко сказать…». Ведь сильнее всего инсайта ждёшь при решении критически важных проблем. И поскольку эти проблемы для нас очень важны, сложно о них не думать. Тут следует помнить, что если не отвлекаться, то инсайт не придёт, а если и придёт, то ложный.

Переключая же своё внимание на отвлечённые вещи (фильмы, книги или прогулки), мы находим в них метафоры - мысли, которые дают ответы на волнующие нас вопросы. Почему в одном и том же фильме каждый из нас видит свой смысл? Потому что подсознание каждого человека ищет ответы на волнующие именно его вопросы! Чтобы облегчить своему подсознанию работу, нужно предоставить ему максимальное количество отвлечённых ситуаций. Больше ситуаций - больше шансов найти «свою» метафору.

Как отвлечься? Хорошо работают физические нагрузки «медитативного» типа (ходьба, езда на велосипеде). Они помогают переключить внимание с ментального процесса на физический. Так же повышают шанс испытать инсайт душ или ванна. Вода стимулирует кожу головы и улучшает кровообращение.

Важно знать, что на способность испытывать инсайт влияет количество внутренних конфликтов. Внутренний конфликт - это столкновение в человеке двух противоположных энергий и желаний. Такая конфронтация значительно уменьшает количество энергии, необходимой для достижения инсайта. Чем меньше конфликтов, тем больше правильных решений человек примет.

Резюме: велосипед, душ и медитация - вот он, набор, необходимый для быстрого достижения инсайта и залог того, что слово «Эврика!» станет самым популярным в вашем лексиконе.

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (Келер (Kohler W.)) и противопоставляется бихевиористскому понятию "пробы и ошибки". В первом случае решение проблемы осуществляется мгновенно, а во втором - постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И. означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций.

И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в условиях "здесь и теперь" с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа. В рационально-эмоциональной и когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, - к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И. взаимосвязан с интерпретациями, с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами, эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И. приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.

При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина И. может быть различной. Первый уровень - преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй уровень - осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень - осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными конфликтами, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

ИНСАЙТ

от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В.КЕЛЕРОМ. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

ИНСАЙТ

В ПСИХИАТРИИ: способность понимать, что нарушения собственного мышления и чувств субъективны и свидетельствуют о болезни. Утрата инсайта характерна для ПСИХОЗА, сохранение - для НЕВРОЗА.

В ПСИХОАНАЛИЗЕ: способность менять свои собственные МОТИВЫ, сознавать собственную ПСИХОДИНАМИКУ, понимать СМЫСЛ символического поведения (см. СИМВОЛ).

Аналитики различают интеллектуальный инсайт как способность правильно формулировать свою собственную ПСИХОПАТОЛОГИЮ и динамику и эмоциональный инсайт, как способность ощутить и полностью постичь значение "БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО" и символических проявлений. Интеллектуальный инсайт обычно классифицируют как ОБСЕССИВНУЮ ЗАЩИТУ, поскольку он позволяет объекту понимать и держать под контролем те стороны самого себя, от которых он по-прежнему остается отчужденным (см. ОТЧУЖДЕНИЕ). С другой стороны, эмоциональный инсайт является свидетельством свободы от отчуждения и "пребывания в контакте с бессознательным". Возможно наличие инсайта в значении 1 и отсутствие его в значении 2, т.е. можно быть здравомыслящим, но не иметь ключа в разгадке. Хотя в первом случае понятие инсайта относится к САМООСОЗНАНИЮ и самопознанию, его используют также и для обозначения способности понимать других. Инсайт является тем даром, который необходим в практике психоанализа.

Цель психоаналитического лечения иногда определяют в терминах получения инсайта, хотя сам Фрейд никогда не использовал такую формулировку, отдавая предпочтение тому, что цель психоаналитического лечения - сделать БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМ, Оба определения подразумевают, что сознание обладает интегративной функцией (см. ИНТЕГРАЦИЯ).

ИНСАЙТ

от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем И. открыто В. Келером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доста-вание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением "обходного пути", применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Келер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также Орудийные действия животных, Сенсомоторный интеллект).

Результаты Келера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию "слепого" научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок). Понятие И. стало одним из ключевых для гештальт-психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.

Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин "И." применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса, который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также Ага-переживание, Интуиция, Мышление продуктивное, Эвристика. (И. А. Мещерякова.)

ИНСАЙТ

Способность к мгновенному пониманию сути ситуации или собственных проблем либо акт такого понимания. В психиатрии термин часто применяется для обозначения осознания пациентом собственного психического нездоровья, которое типичным образом отсутствует при психозах, но имеет место при неврозах. В психоанализе термин применяется шире - в значении понимания динамических факторов, причастных к разрешению конфликта, - и рассматривается в качестве важного достижения, необходимого для терапевтического изменения. Такое понимание требует определенной свободы ассоциаций, самонаблюдения, размышления, проницательности, ведущих к объективности (чему способствует психоаналитическая ситуация). Инсайт является продуктом синтезирующих и интегрирующих функций Я.

В обычном употреблении инсайт означает мгновенное ясное понимание, достигаемое, по-видимому, интуитивно. В процессе психоаналитического лечения он может проявиться в виде внезапного озарения или понимания, называемого "ага"-переживанием, благодаря которому определяющие факторы и связи идеи или фрагмента поведения либо более глобальные аспекты индивидуального способа видения и чувствования видятся в перспективе. Чаще, однако, инсайт достигается постепенно, сопровождаясь медленно прогрессирующим знанием о себе. По мере интерпретации сопротивлений вытесненное идеационное содержание возвращается и теперь принимается Я, благодаря чему облегчается психическая реорганизация. Окончательный инсайт содержит два компонента - аффективный и когнитивный; само по себе когнитивное осознание не приводит к терапевтическому изменению. Нередко когнитивный компонент инсайта в процессе психической реорганизации вытесняется снова, но приобретенная эмоциональная свобода сохраняется.

Инсайт (озарение)

Внезапное понимание решения проблемы. Термин часто используется в психотерапии, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.

Инсайт

Словообразование. Происходит от англ. insight - проницательность, проникновение в суть.

Специфика. Внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, когда решение достигается не в результате анализа, а путем постижения целого.

ИНСАЙТ

1. Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностного инсайта. 2. В стандартном обиходе – любое самоосознание или самопонимание. 3. В психотерапии – освещение или понимание чьего-то психического состояния, которое прежде не поддавалось осознанию. Обратите внимание, что там имеются различия между интеллектуальным инсайтом, который является видом теоретического понимания чьего-тс состояния или основной психодинамики чьих-то действий, но все еще остающимися отчужденными от человека, и эмоциональным инсайтом, которое рассматривается как истинное, глубокое понимание. Классический психоанализ, например, расценивает интеллектуальную форму как механизм защиты, а эмоциональную форму как основной элемент успешной терапии. Два дополнительных значения относятся к ситуативному или побуждаемому окружающей средой видам инсайта. 4. Новое, чистое, навязчивое осознание правильности чего-то, возникшего без явного обращения к памяти на прошлый опыт. 5. В гештальтпсихологии – процесс, посредством которого решаются проблемы. В этом смысле инсайт характеризует внезапную реорганизацию или переструктурирование модели или значения событий, позволяющее человеку понять связи, соотносимые с решением. Здесь инсайт представляет собой вид научения и характеризуется принципом все – или – ничего. См. интуиция.

Инсайт

внезапное и невыводимое из прошлого опыта понима¬ние существенных отношений и структуры ситуации в целом, посред¬ством которого достигается мысленное решение проблемы. Понятие введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келе-ра об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопостав¬лено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемуся методом проб и ошибок.

ИНСАЙТ

озарение, внезапное постижение, осознание происходящего, новое понимание смысла собственной деятельности, в результате чего человек оказывается способным к изменению своего поведения в окружающем мире и установлению иных отношений с самим собой и с другими людьми.

В психоанализе состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла и значения бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное психическое состояние человека, достигаемое им в процессе аналитической терапии, воспринимается в качестве эмоционального инсайта, позволяющего пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия. Наряду с эмоциональным инсайтом в психоанализе рассматривается также интеллектуальный инсайт. В отличие от эмоционального инсайта, приводящего к изменениям в психике человека, интеллектуальный инсайт воспринимается в качестве самоосознания, способного привести к переосмыслению происходящего, но не ведущего автоматически к желательным изменениям.

В процессе психоаналитического лечения инсайт может наблюдаться как у пациента, открывающего для себя мир символического проявления бессознательного, так и у аналитика, осуществляющего интерпретационную работу по раскрытию неосознаваемых механизмов защиты пациента и обнаруживающего тесную связь между своим собственным бессознательным и бессознательным невротика, нуждающегося в терапевтической помощи.

В середине ХХ столетия в психоаналитической литературе имели место дискуссии по вопросам инсайта, послужившие толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж. Рихвельда «Анализ концепции инсайта» (1954), У. Сильверберга «Отыгрывание или инсайт: проблема психоаналитической техники» (1955), Э. Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе» (1956).

Так, австро-американский психоаналитик Э. Крис (1900–1957) рассматривал инсайт в форме опыта, в рамках которого когнитивные элементы сочетаются с особого рода уверенностью. Он считал, что в идеальном случае именно на этом опыте инсайта «основывается аналитическая терапия». В докладе, прочитанном им в Британском психоаналитическом обществе в 1956 г., он показал, что в процессе аналитической терапии в одних случаях инсайт может существовать «лишь в правильной форме трансферентной привязанности», когда интегративные функции Я служат цели достижения похвалы, завоевания любви со стороны психоаналитика или заключения с ним союза, в то время как в других случаях инсайт может быть связан со стремлением пациента обрести независимость от аналитика. По его мнению, могут быть также случаи, свидетельствующие о достижении так называемого частичного или ложного инсайта, являющегося не чем иным, как неким фасадом, за которым скрываются болезнь и деформация характера.

В психоаналитической литературе нет единого мнения относительно роли и значения инсайта в терапевтическом процессе. Одни психоаналитики (Ф. Александер, Т. Френч) полагают, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э. Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

Практика психоанализа свидетельствует о том, что в процессе аналитической терапии может иметь место возникновение нескольких инсайтов с различной степенью интенсивности, до тех пор пока инсайт ясно не осознается, возможно появление у пациента новых центров страха и переживаний, по мере достижения терапевтических успехов область распространения инсайта расширяется и после достижения устойчивого инсайта заметно меняется острота внутрипсихических конфликтов.

Инсайт [англ. insight - понимание] - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие "И." введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келера (1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера и К. Дункера применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие "И." приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте И. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения. И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией. Наиболее яркие примеры И. дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии И. рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.

А.В. Юревич

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Инсайт (в психотерапии) (англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - мгновенное (а не в результате длительных поисков) решение клиентом проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от англ. insight проницательность, понимание). 1. Прямое знание, ясновидение, способность человека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания постижения, «озарения». 3. В гештальтпсихологии –...

Философский словарь

(англ.-проницательность, понимание): 1. Прямое знание, Ясновидение, психическая способностьчеловека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания – непосредственное постижение, "озарение". 3. В...

Психологический словарь

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером - . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые...

Психотерапевтическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение...

Психологическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опытапонимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы....

Психологическая энциклопедия

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем И. открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (...