Ильмира Галиакберова
Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе

ТЕМА : «Путешествие по изученным темам» .

Цели и задачи :

Систематизировать знания детей по пройденным темам;

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и про-

изношения слов с усвоенными звуками русского языка и их соче-

Развитие логического мышления, внимания и памяти.

Развитие мелкой моторики рук.

Материалы : слайд, картинки, аудиозапись «Стук в дверь» .

Ход занятия.

1. - Здравствуйте, дети!

Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости . Давайте повернемся к ним и поздороваемся.

Ребята, Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

2. Беседа.

Ребятки, сейчас какой месяц? – Сейчас май месяц.

– Май – какой месяц? Весенний или летний?

– Это последний месяц весны.

– Ребятки, к какому празднику мы готовимся? – Это праздник – «Вы-

пускной бал».

– Да, ребятки, скоро вы попрощаетесь с детским садом, а потом куда

пойдете? – Мы пойдем в школу .

– Ребятки, а зачем вам в школу надо идти ? – Чтобы учиться.

Загадка :

Он приучает детишек к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки.

– Кто это? – Это учитель.

– Правильно, ребятки. В школе с вами будет учитель. А в детском

саду кто был с вами? – Это наши воспитатели.

– А еще кто? – Наша любимая няня, помощник воспитателя.

3. –Ой, кто это! Посмотрите на экран : это кто ребята?

Незнайка

Незнайка нам послал по электронной почте письмо, давайте прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне пожалуйста найти среди

картинок лишню»

Поможем Незнайке?

Прежде чем приступим к выполнению задания, сделаем гимнастику для глаз :

4. Гимнастика для глаз «На полянку жук влетел» .

На полянку жук влетел,

Зажужжал и запел – ж-ж-ж.

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо,

Вот он влево полетел (дети смотрят влево) .

Жук, вот правая ладошка (протягивают правую ладошку вперед,

Жук, вот левая ладошка (протягивают левую ладошку вперед) .

Жук наверх полетел

И на веточку присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали (встают на носочки, тянутся вверх) .

Хлопаем дружно : хлоп-хлоп-хлоп

Чтобы улететь он смог – ж-ж-ж (хлопают в ладоши) .

А теперь внимание на экран!

Крокодил-Земноводное животное. А остальные живут на суше.

Самолет-это Воздушный транспорт. А-наземный транспорты.

5. Незнайка говорит, что не знает где правая, где левая рука.

Игра «Это ручка правая» .

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые.

Посмотри – моя ладошка,

Как веселая гармошка :

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Раз-два-три, раз-два-три,

Я играю, посмотри.

(Дети повторяют движения вместе с воспитателем, повторяют слова.)

6. Игра «Разговор красок» . Воспитатель говорит, что Незнайка

оживил карандаши, и они могут с нами говорить. Вот я взяла красный

карандаш, а он говорит : «Я – помидор» .

– Эльвина, возьми оранжевый, попробуй угадать, что он скажет и т. д.

Оранжевый. Я – морковь. Я – апельсин!

Желтый. Я – цыпленок. Я – солнце!

Зеленый. Я – трава. Я – огурец!

Голубой. Я – небо.

Синий. Я – колокольчик. Я – море!

7. Игра «Карусель» .

Играющие образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой

связывают. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения

выполняют в соответствии с текстом :

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!

Усложнение : Вместо веревки можно взять обруч с лентами, просто взяться

8. Игра «В гостях» .

Незнайка пригласил домашние и дикие животные в гости. У каждого ре-

бенка картинки с животными (коза, корова, зайчик, медведь, кошка, со-

бака, лось).

– Незнайка к нам пригласил животных в гости. Мы их должны угостить (на столе лежат картинки с изображениями продуктов, которыми питаются животные).

1.– Зайчонок шел, шел и пришел к Сармату. Чем ты, Сармат, угощаешь зай-

– Я угощаю зайчонка морковкой, капустой (кладет рядом с рисунком

зайчонка морковку, капусту).

2.– Медвежонок шел, шел и пришел к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

медвежонка? – Я медвежонка угощаю медом.

3. – Корова шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

корову? – Я корову угощаю травой.

4.– Ёжик шел, шел и пришел к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

ёжика? – Я ёжика угощаю яблокой.

5.– Лошадка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

лошадку? – Я лошадку угощаю овцом.

6.– Коза шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

козу? – Я козу угощаю капустой.

7.– Мышка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

мышку? – Я мышку угощаю сыром.

8.– Собачка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

собачку? – Я собачку угощаю косточкой.

Так игра продолжается. В конце игры воспитатель от имени зверят бла-

годарит детей за угощение, говорит всем «спасибо» и прощается. Дети

так же отвечают словами вежливости.

Молодцы, ребята!

Незнайка благодарит вас за помощь.

9.-Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие ?

Что вам особенно понравилось?

В какие игры мы сегодня с вами играли?

Ребята, вы сегодня мне очень понравились, вы очень хорошо отвечали, участвовали во время занятия , молодцы!

Публикации по теме:

«Безударные гласные в корне слова». Конспект урока по русскому языку в 1 классе Задачи: 1. Развивать навык нахождения безударной гласной в словах и подбора проверочных слов. 2. Закрепить понятие родственных словах,.

Конспект НОД по русскому языку в старшей группе «Любимое время года» Конспект НОД по русскому языку в старшей группе. Провела воспитатель старшей группы МБДОУ д/с «Хунчугеш» с. Ак-Дуруг Шанмак Ш. О. Тема:.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных женского рода» Тема «Склонение имён прилагательных женского рода» Задачи урока формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Однозначные и многозначные слова» Цель: 1. Серьёзное внимание уделять на всех уроках повторению и закреплению материала прошлых уроков, используя при этом различные формы.

Конспект урока по русскому языку (письмо) 6 класс в коррекционной школе 8 вида «Однородные члены предложения» Тип урока Изучение нового материала. Задачи Образовательные: Познакомить детей с однородными членами предложения, с постановкой запятой.

Пояснительная записка

программа по индивидуально-групповым занятиям по русскому языку в 3 классе составлена учителем начальных классов на основе авторской программы В. П, Канакиной

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Усвоение этого обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного опыта, наблюдений за явлениями языка и практического языкового общения, ознакомления с соответствующей терминологией.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    развитие коммуникативных умений;

    развитие нравственных и эстетических чувств;

    развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач , решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся Индивидуальная и групповая работа

Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально - групповых занятиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя индивидуальная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки -- учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться с другими людьми.

В работе по освоению русского языка приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама индивидуальная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Как и на уроках, материал на индивидуальных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и дополнительными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Организация индивидуальных и групповых занятий основывается на определенных принципах.

Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности

Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников индивидуальными занятиями и творческую удовлетворённость её результатами. Участники занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её.

Принцип научности требует не превращать эту работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным.

Принцип научной углубленности. Избранный для индивидуальных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями,

Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения русского языка на индивидуальных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности

Таковы основные методические принципы организации индивидуальной и групповой работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.

Работа на индивидуально - групповых занятиях должна вестись таким образом, чтобы воспитать у учащихся стремление овладеть русским языком.

Содержание индивидуальных и групповых занятий по русскому языку

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетический анализ слова.

Графика . Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика . . Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное . Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное . Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин . Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов .

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Орфография и пунктуация . Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

Разделительный твёрдый знак (ъ) ;

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебник

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффикс ;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных;

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

Раздельное написание частицы не с глаголами;

Подбирать примеры с определённой орфограммой;

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; - безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);

Писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

Индивидуально-групповые занятия по русскому языку

1 час в 2 недели, всего 17 часов

Тема занятий

УУД

план

факт

1

07,09

Предложение.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

2

21.09

Главные и второстепенные члены предложения

3

05.10

Распространённые и нераспространённые предложения.

4

19.10

Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Находить, отличать, выбирать в тексте и из текста

5

09.11

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.

Выделять в словах приставки и суффиксы.

Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

6

Состав слова.

7

23.11

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Определять

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать использовать

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания

8

07.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

9

21.12

Редактирование текста.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

10

11.01

Род имён существительных.

11

25.01

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода . Падежи имён существительных.

12

01.02

Падежи имён существительных.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

13

15.02

Падежи имён существительных.

14

05.04

Падежи имён существительных.

15

19.04

Части речи.

16

03.05

Части речи.

17

17.05

Части речи.

Литература

Рабочая программа начальная школа 3 класс УМК «Школа России»

Внеклассное занятие по русскому языку.

Тема : Страна Словария .

Цели: расширение знаний детей о значении слов в речи;

развитие воображения, словарного запаса, внимания, умения логически мыслить;

воспитание любви к русскому языку.

Оборудование : шары с буквами, карточки, иллюстрации животных, цифры,

таблички, листочки со слогами, плакат:

« Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Ход занятия.

1. Исполняется песня «Чему учат в школе».

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Орфограммы выявлять,

На вопросы отвечать

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Про глагол и про тире

Части речи в голове

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

В книгах правила учить,

Чтоб потом их применить

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2. Ученики читают четверостишия.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Учитель .

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Сегодня мы проводим внеклассное занятие в форме соревнования двух команд и узнаем лучших знатоков русского языка.

Итак, встречаем команды «Дружная семейка» и «Веселые ребята».

Приветствие команд.

1 команда. Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем отвечать, играть.

2 команда. Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Конкурс «В гости к гласным».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Учитель.

На доске 10 шаров с буквами. Здесь гласные и согласные. Составьте из этих букв слова, в которых должно быть не менее двух гласных букв.

С А М Е Н Л П Р О Т

(Село, сало, смена, сера, пора, роса, нора, рота, сено, масло, море и так далее.)

Болельщики отгадывают ребусы.

4. Конкурс «В гости к согласным».

Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо данных слов получились новые слова.

Например: свет – цвет.

Фара, игра, крыса, лев, кочка, чайка. (Пара, икра, крыша лес, кошка, чашка.)

5.Конкурс «Собери слова»

Под ольхой среди ветвей

Серый еж созвал гостей.

Но внезапно за бугром

Громкий, громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Раз, два, три, четыре, пять

Помогите их собрать!

Необходимо парами составить слова из слогов.

мед ка бел са

бар тел ли яц

дя ведь за сук

(Медведь, заяц, дятел, барсук, белка, лиса.)

6. Конкурс «Наоборот».

Подберите антонимы – слова противоположные по смыслу.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (Зима).

Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я враг,

А деревьям … (Друг).

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…(Плач).

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок… (Высоко).

7. Игра «Зоопарк». (Животные под номерами).

В зоопарк вчера пошли,

А зверей всех увезли.

Поэтому экскурсия будет такая, я называю слова – действия предметов (глаголы), а вы определяете, какое это животное и показываете номер, который ему присвоен.

1.Каркает, летает, ворует все блестящее. (Сорока – под номером 3).

2Шипит, ползает, извивается. (Змея – под номером 5).

3.Хрюкает, чавкает, валяется. (Свинья – под номером 1).

4.Мяукает, вылизывает, лакает. (Кошка – под номером 2).

5.Блеет, бодается, дает молоко. (Коза – под номером 4).

8. Игра «Пройди по лесенке».

Чтобы пройти по лесенке, надо вписать в клеточки имена существительные в Именительном падеже.

ж - - (жар, жир,

ж - - - - - жираф, жучок,

ж - - - - - - железо, журнал,

ж - - - - - - - журавль, жалость,

ж - - - - - - - - животное,

ж - - - - - - - - - жаворонок.)

9. Игра для болельщиков «Вертолина».

Сколько слов в этом колесе?

(доска, око,

коса, сок,

сад, Ока, ода.)

10. Конкурс «Кто быстрее соберет предложение!»

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Вы листочки соберите,

Предложение сложите!

БЕ ЛЕС НА РЕ ШЕ ТЕ

ГИ БО ГАТ СТВО --

Почему лес надо беречь?

Аукцион: «Что дает нам лес?»

11.Подведение итогов и награждение победителей .

Лингвистический турнир 1 -4 классы.

Цель: прививать интерес к русскому языку;

убедить в том, что велик он и богат;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Оборудование: караоке, тексты, обрывки слов, высказывание.

Ход турнира.

Чтение стихотворения детьми по 2 строчки:

Грамматика, грамматика-

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

И приставки, и частицы-

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Все : Будь внимательным и только

Все запомнишь, все поймешь.

Ведущий : Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим лингвистический турнир среди учащихся начальных классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, насколько интересен, велик и богат наш русский язык.

Итак, начнем наш турнир дружной, веселой песней «Если добрый ты».

Ведущий: Для подведения итогов нашего турнира необходимо выбрать компетентное жюри. (Выбор членов жюри и занятие ими определенного места под аплодисменты.)

Ведущий: Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

Приветствие команд.

Ведущий: Второй тур. Разминка.

Назови одним словом:

Болтливый человек – (болтун). Ленивый человек – (лентяй).

Храбрый человек – (храбрец). Богатый человек – (богач)

Мудрый человек – (мудрец). Грубый человек – (грубиян).

Сильный человек – (силач). Веселый человек – (весельчак).

Какой частью речи являются новые слова?

Ведущий: Третий тур.

Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов , которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

кар га род хо ро ше

о лек даш ки ле зонт

де ран тив жи ри дарь

ма ти ный аг зяй метр

ка жур зин го ли ном

кол го на ка ло ство

Какой частью речи являются данные слова? Докажите!

Болельщикам: Замените предложение одним словом , мы часто произносим их

ласково в форме дразнилок.

1). Человек, который часто и много кушает. (Обжора).

2). Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока).

3). Кто рано ложиться и поздно встает? (Соня).

4). Задиристый, драчливый человек. (Задира. Забияка).

5). Как называют того, кто любит лукавить? (Хитрюга).

Ведущий: Четвертый тур.

« Кто в лесу живет?»

Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих

лиц медведь .

Ведущий: Пятый тур.

Из букв слова грамматика нужно составить как можно больше новых

слов . (Грамм, кит, гамма, рак, кара, рама, атака, маг и другие).

Болельщикам: Кто помнит, что такое антонимы? Да это слова противоположные по

смыслу. Я говорю слово, а вы находите и говорите антоним к нему .

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый,

верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, темный, белый, мокрый,

громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый,

Ведущий: Тур шестой.

«Конкурс грамотеев». Необходимо найти и исправить ошибки в тексте.

Что такое за акном?

Сразу в доме пасвитлело!

Это снек лижыт кавром

Самый первый, самый белый!

(Команды по очереди находят ошибки и объясняют их).

Ведущий: Пришла пора сразиться капитанам.

Расшифруйте слова и найдите лишнее из них.

Ж Ы И Л (лыжи) А Н С К И (санки)

К Ь И О Н К (коньки) Н О Л С (слон).

Ведущий: Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но пора расставаться. Мне

остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем турнире,

за хорошее знание русского языка.

Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

Награждение проигравшей команды. Поздравление и награждение

победителей .

Ребенок с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него слабо развиты высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы. Применение различных коррекционных упражнений вызывает у такого ребенка интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому стараюсь как можно чаще использовать разные коррекционные задания направленные на коррекцию мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) А также на развитие внимания, речи, ориентирование в пространстве, памяти, воображения, восприятия,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое коррекционное занятие

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цели:

Образовательные : обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний

Коррекционно - развивающие:

Корригировать связную речь, способствовать обогащению и уточнению словаря; Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений

Развивать словесную систему мышления.

Корригировать память, наблюдательность, внимание

Развивать воображение, логическое мышление, корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию) с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же активность и самостоятельность в процессе учебной деятельности, навык аккуратного письма.

Настрой : - Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей улыбкой и начнем заниматься. - - Тему нашего занятия вы определите сами, прослушав стихотворение:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет число и род

У него к тому же 3 склоненья есть

Падежей различных сразу целых шесть.

Какая тема спряталась в стихотворении?

На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно, старайтесь делать все правильно.

  1. А начнем наше занятие с небольшой шуточной сценки: «В грамматике он силён» , участники ее 2 героя – Люся и Митрофан

Люся. А скажи-ка мне, Митрофан , дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Люся. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Люся. А какого рода слово «яйцо», Митрофан?

Митрофан. Никакого.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Давайте поможем Митрофану разобраться в этих вопросах.

2. - Но для начала изучим новое словарное слово «хозяйство», для этого составим кластер. – Что вы понимаете под словом «хозяйство»?

(развитие речи, образное мышление через создание художественное изображение букв)

машина

дом ----------- х о зяйств о ------------ мебель

домашние животные посуда

Вещи

Поставьте ударение

Трудные буквы « о» в слове, чтобы их запомнить, давайте нарисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создадим художественный образ.

Как можно изобразить сразу две трудные буквы « о », чтобы их запомнить на всю жизнь (тарелки, колеса, часы солнышки, в виде копен сена, в виде хрюшек). Я изображу в виде хрюшек.

Составьте предложение со словом «хозяйство».

К какой части речи относится это слово?

Какие части речи вы еще знаете?

Что называется именем существительным?

3 . Карточки (Индивидуальное задание для Зенкова К.)

На карточке даны слова – имена существительные. Но в каждом ряду есть слово, которое относится к другой части речи, его нужно зачеркнуть, оставить только имена существительные . (Все карточки разные)

очки

голова

идти

рука

варить

чашка

кастрюля

тарелка

врач

веселый

учитель

человек

лук

помидор

капуста

вкусный

Для Зенкова К.

Зачеркнуть слова, в которых нет буквы «М»

мама

помощь

идти

сумка

варить

огромный

море

прием

солома

веселый

маска

замок

мороз

помидор

мир

вкусный

- (синий уголок – левый верхний)

Дети получают карточки – проверялочки и путем наложения карточки на листок со словами проверяют, правильно ли зачеркнуто лишнее слово, т. к. невырезанный квадрат должен его закрыть.

4. - Теперь мы можем сказать Митрофану, к какой части речи относится дверь?

А яйцо какого рода?

На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить.

Озеро

Мужского рода

Голубь

Женского рода

Урожай

Среднего рода

Герой

Ягода

5. «Зашифрованные слова» - 2 группа Цель: развитие словесного анализа

. - У слов приключилась беда! Посмотрите как они склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите карандаш и проведите вертикальные линии между словами. Подчеркните существительные 1) – 1 склонения, 2) -2 склонения, 3) -3 склонения

1)котиграножницыкуклаземлязаборкроватьгрядкакорова

2)юбкакатерсверчокромашкасловарькурицапотолокобруч

3)виноградночькроватькотлеталошадьмебельстадионпечь

Индивидуальное задание для Зенкова Кирилла

Расшифруй слова, замени цифры буквами алфавита.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

6. Работа с деформированным предложением

Ребята, некоторые слова все – таки потерялись, давайте их найдем (слова наклеены в разных местах класса). Составьте предложение.

Найти существительные, определить падеж.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

7. – Вычеркните буквы ф и х и прочитайте пословицу. Объясните

Лфухчшфе хгофрьфкхафя прфафвхда, хчфем хсфлахдфкхафя флхожфхь.

Правда не всегда бывает приятная. Ложь, хоть и сладкая, приятная, но ложь остается ложью)

8. Дерево успеха

9. Упражнение на память. Приём на использование геометрических знаний .
- Запомните фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности.

Вспомните буквы каждой фигуры и составьте слово (молодцы)

Слова наоборот. «Зашифрованное слово».


пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.

Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении лишнее слово, противоречащее его смыслу.

  1. Маленький Саша весело заплакал.
  2. По дороге полз колючий гладенький ежик.
  3. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.

Падеж . Прочитай задом наперед и запиши предложения:

горосоН теадоб могор

еН етитуш с могоросон!

Приближается весна, все мы хотим, чтобы быстрее стало пригревать ласковое весеннее солнышко. Давайте сделаем так, чтоб на нашем уроке солнышко уже начало светить и приносить нам радость. Для этого выполните следующее задание: выберите среди предложенных грамматических признаков те, которые мы можем определить у глагола. И в виде лучиков прикрепите к солнышку - глаголу.