Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие о предлоге". 2-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;

Учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;

Совершенствовать культуру речи учащихся;

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;

Аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению русского

Ожидаемый результат:

Расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;

Отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;

Анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.

Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;

Выполнение индивидуальных заданий.

В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)

б) Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)

Кто знает, как можно назвать слово под? (Под это предлог.)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Выполнение компьютера.

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)

Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Предлоги

на, под, за, к, из, по,

Об, от, в, у, с, о, над,

Около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог - служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки:.. холодном воздухе. Катаются дети:.. коньках:. льду. Весело детям:.. зимнее время:. улице..

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..

На доску вывешивается таблица:

Предлоги служат для связи слов в предложении .

Обозначьте в предложениях части речи.

Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

На доску вывешивается таблица:

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

На доску вывешивается таблица:

Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

За дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.

На суку - на толстом суку; на (каком?) суку.

Под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.

На доску вывешивается таблица:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Выполнение упр.186, стр. 109.

Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (куда?): лес.

Набухли почки (на чём?): деревьях.

Оживает (где?): снегом молодая травка.

5. Составление алгоритма темы урока.

Что же мы новое узнали о предлогах?

1) Предлог - служебная часть речи.

2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3) Предлоги служат для связи слов в предложении.

4) Перед глаголами предлоги не употребляются.

5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Упражнение 188 стр. 110 учебника.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлог

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубах

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

Тест - опрос.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Какой предлог надо вставить в предложении:

Пассажир сошёл: поезда.

А. предлог из

Б. предлог с

В. предлог от

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

V. Домашнее задание.

Стр. 110 - выучить правило.

Упражнение 187, страница 110.

VI. Оценивание учителем работы детей на уроке


Тема урока : «Общее понятие о предлоге».

Цель урока

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развивающие

    Воспитательные

Оборудование : учебники «Русский язык. 2 класс.» Авторы: В.К. Павленко, Г.В.Клыпа; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся. музыку П.И.Чайковского «Подснежник»

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

    Мотивация к учебной деятельности.

    Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

    Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

    Первичное закрепление во внешней речи.

    Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

    Проверка и оценивание самостоятельной работы.

    Рефлексия УД на уроке.

Планируемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс.

Тема урока : «Предлог».

Цель урока : формирование общего понятия о предлоге как о служебной части,

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие : совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование : учебники «Русский язык. 2 класс.» Авторы: В.К. Павленко, Г.В.Клыпа; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся, музыка П.И.Чайковского «Подснежник»

Ход урока.

I. Организационный момент.( деление на группы)

Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Подснежник» весенние цветы.

Учитель. Представьте, что на ваших ладонях лежит цветок. Это цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, будит воображение, придаёт бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнём урок русского языка. Что необходимо взять с собой? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение,)

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Для мотивации жетоны с надписью «правильный ответ»

II. Разминка

1.Каллиграфическая минутка(наука каллиграфия)

На доске высвечиваются картинки со словами: За…ц, л…сица, м..дведь.

Учитель: Где на уроках литературы мы встречались с этими животными? (В сказках.)

- Назовите сказки, в которых герои заяц, лисица и медведь.

- Что объединяет эти слова? (словарные слова, сущ.)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Как вы думаете, какие буквы будем писать сегодня во время минутки чистописания?(Те буквы, которые вставили в слова – и, е, я.)

- Сегодня на чистописании мы будем повторять написание этих строчных букв.

Учитель: Чем написание строчной буквы отличается от заглавной?

яие иея еяи

Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать?

2. Орфографическая минутка (наука орфография)

Вставьте пропущенные буквы,объясните орфограммы. (Цепочкой).

Какие орфограммы встретились в словах?

Туч*ка, п*щит, з*леный, м*ро*, под, б*ю, пр*рода, бл*стит, у*кая, б*льшая .

Слайд 1 Дети объясняют написание пропущенных букв. Проверка

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие ?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи?

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи?

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи?

Докажите.(в группах по цветам) Составить рассказ по вопросам.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под ?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

в) развитие речи(фразеологизмы)

Необходимо вставить предлог и объяснить значение образного выражения. .

Зарубить _____ носу. (Хорошо запомнить)

    Льёт как _____ ведра. (Проливной дождь)

    Ушки _____ макушке. (Прислушаться)

    Как снег ____ голову. (Неожиданно)

    Душа уходит ____ пятки. (Сильно испугаться)

    Язык _____ костей. (Болтливый человек)

    Летать ____ облаках. (Не слушать, мечтать).

III. Объявление темы урока и постановка целей.

1.Создание проблемной ситуации: Вам прислали письмо. Но в этом письме не оказалось самых маленьких слов - предлогов. Они убежали из письма. Просьба: возвратить предлоги на место. Сделайте это! Работа на интерактивной доске.

Иду ... школы, еду ... машине, из к на

Был ... друзей, заехал ... магазин у с в от

Недалеко ... дома, ... буфета, около за под

... поворотом, ... рассвета

Грибы ... деревом искал.

Кто все предлоги здесь узнал?

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Ребята, а всего в русском языке насчитывается 200 предлогов.

Мы используем в нашей речи примерно 20 предлогов

Предлог- в переводе с латинского означает постановка впереди, стоящий перед чем-либо, впереди чего-либо. Оправдывает ли предлог свое название? (Ответы учащихся).

Сообщение учащегося:

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «Туй вылын» («туй» - дорога, «вылын» - предлог На).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештбен» - « в Будапеште» («бен»- предлог В) Вот вам и предлоги!

Учитель: Предлоги – маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам. Попробуем доказать это . Какую цель мы с вами сегодня на уроке ставим?

ученики Сегодня на уроке мы будем изучать: что такое предлог, для чего нужны предлоги, и как они пишутся с другими словами.

IV Работа над новой темой

Учебно-познавательная деятельность

1.Машина подъехала (к чему?) … к дому

Машина стоит (около чего?)… около дома

Машина отъехала (от чего?)…. от дома

Отвечая на вопросы, вы что вставляли? Слова употребляли с чем?

Какие использовали предлоги: к, около, от. Можно ли к предлогам задать вопрос? Сколько слов в предложении? Предлоги – это слова и поэтому пишутся отдельно. Запомни: предлог.

Это важное слово,

Оно лишь отдельно писаться готово.

Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

2. (Вставить нужные по смыслу предлоги и выписать со словами к которым относятся)

Я тихо еду … узкой тропе.

высокого дерева прыгнула белка.

Дятел стучал … коре сосны.

Что затрудняет чтение прочитанного? (отсутствие предлогов)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги с лужат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит , поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

Сходили с (любимой) бабушкой

Побежали по (высокой) траве

Давайте потренируемся в написании предлогов и выполним это задание

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

3..Работа с текстом.(работа по группам, каждая группа- по одному предложению. )

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

(В) дом (в)ходили новые жильцы. Щенок (у)тащил (у) меня ботинок. (С) кресла (с)прыгнул котёнок.Проверка

Физкультминутка

Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем.

    Дед в печи, дрова на печи.

    На столе лепешки, под столом сапожки.

    Овечки в речке, караси у печки.

    Под столом портрет, над столом табурет.

Какие предлоги вам встретились?

V. Интеллектуальные преобразования

1.Игра «Нужный предлог» Возьми из корзины предлог и свяжи слова.

Добежал …ворот

Въехал …гараж

Отъехал … дома

Наехал … камень

Скатился…горы

2.Игра «Исправь ошибки» Исправьте выражения, правильно употребив предлоги:

Приехать с Астаны Приехать из Астаны

Выбросили с окошка Выбросили из окошка

Средство для моли Средство от моли

Уверенность о победе Уверенность в победе

3.Дополни предложения

сидит на…

бежит за…

стоит под…

лежит в…

смотрит из…

V I . Самостоятельная работа. Найди ошибки

1.Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик.

Мяч за бросили всетку ворот.(5 ошибок)

2. Тест(с самопроверкой) Взаимопроверка с образца.

V I I . Итог урока.

- Смогли мы достигнуть цели, которую ставили в начале урока? .

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе. Чтобы вы могли рассказать ему о предлоге?

Ученик читает стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги,

Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…

А хорошо бы За порог

И мчаться По дороге!

Какой бы выучить предлог,

Чтоб не учить предлоги?

VIII. Домашнее задание.

1.Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

IХ. Рефлексия. Попрошу вас также расположить листочки на дереве знаний.

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

Спасибо за работу на уроке.

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе
Учитель: Кудабаева Куаныш Еслямбековна
Тема: Общее понятие о предлоге
Задачи:
познакомить учащихся с термином «предлоги», особенностью предлогов как части речи, их ролью в предложении; с правилом написания предлогов с существительным.
развивать внимание и память учащихся; умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы; умения аргументировать свои мысли, вести диалог с одноклассниками.
воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Приемы: беседа, объяснение, показ, демонстрация.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с заданием, презентация, справочное пособие, сборник упражнений

Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урокОн пойдет ребятам впрокПостарайтесь все понятьХорошо запоминать.
Минутка чистописания
– Запишите число. А какое сегодня число?
– Приготовьтесь к минутке чистописания.
Актуализация знаний.
– Давайте выполним словарную работу
– Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы и ударение.
– А теперь вспомните, с какими частями речи мы уже познакомились?(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
– Вспомним, что такое имя существительное?(Имя существительное- часть речи (слова), которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?)
– Какие предметы изображены на слайде? (заяц, капуста)
– Проанализируйте слова «заяц», «капуста», как часть речи. (заяц- это имя существительное, отвечает на вопрос кто?, значит одушевленное, обозначает один предмет, значит в единственном числе; капуста- это имя существительное, отвечает на вопрос что?, значит неодушевленное, обозначает один предмет, значит в единственном числе)
– Вспомним, что такое имя прилагательное?(Часть речи, которая обозначает признак предмета (по цвету, по вкусу, по размеру, по высоте, по материалу и т.д.) и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)
– Какие предметы изображены на слайде? По какому признаку отличаются розы? (По цвету)
– Назовите признаки роз. (синие, белые, красные)
– Проанализируйте слова «синие», «белые», «красные» как часть речи.
(синие- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету; белые- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету; красные- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету)
– Вспомним, что такое глагол? (Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? и др.)
– Какие предметы изображены на слайде? (Лошадь, собака)
– Какие действия они совершают? (Лошадь- скачет, собака- лежит)
– Проанализируйте слова «скачет», «лежит», как часть речи.
(скачет- это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие одного предмета, значит в единственном числе; обозначает действие, которое совершается сейчас, значит глагол в настоящем времени; лежит- это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие одного предмета, значит в единственном числе; обозначает действие, которое совершается сейчас, значит глагол в настоящем времени)
Сообщение темы урока.
– Ребята, посмотрите, какая гостья у нас! Давайте дадим ей имя. (Катя).
– Что сделала Катя? Прочтем предложение: Катя поднялась дерево.
– Как вы считаете, предложение построено правильно?(нет)
– А как правильно сказать о действии Кати? (Катя поднялась на дерево.)
– Какого слова не было в предложении изначально? (на)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая нам нужна в речи для связи слов в предложении.
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи- предлогом. Постараемся на уроке ответить на следующие вопросы:
1. Что такое предлог?
2. Для чего нужны предлоги в речи?
3. Как пишутся предлоги?
– Скажите что делает. Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
– Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
– Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
– А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Установилась ли связь слов в предложениях?
Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
– Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
– Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
– Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
– Вставим пропущенные слова в предложения.
Машина подъехала.дому. (к)
Машина стоит.дома. (у)
Машина отъехала.дома.(от)
– Подчеркните слова, которые вставили. Для чего нужны эти слова? Может можно обойтись без них? (Эти слова нужны для связи слов в предложении)
– Как писали маленькие слова с другими? (раздельно)
Почему раздельно?
– Попробуйте сформулировать правило, как следует писать предлоги.
– Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.
Закрепление.
– Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.
Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.
Выходить.. (дом); идти.. (лес); заботиться.. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)
– Выполним задания на карточках
Подведение итога.
Обобщение знаний о предлоге.
– Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
– Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
– Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.
Тест – опрос.
– У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Взаимопроверка с образца.
– Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?
Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.
– Домашнее задание страница 142 в справочном пособии упражнение 378

УРОК № 56

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. «Животные на службе у человека»

Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значение предлогов; расширять словарный запас учащихся; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, учебные тексты, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Индивидуальная работа с карточками.

Нибудь запишите предложения. Подчеркните наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Внизу шумит поток проворный. (А. Пушкин) 2) Песня, тихая и заунывная, похожая на плач, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (А. Чехов) 3) Впереди простирались пересеченные оврагами пустыри. (А. Пушкин)

Карточка № 2

Подберите подходящие по смыслу наречия к данным глаголам. Написание наречий в случае затрудненный проверяйте по орфографическому словарю.

Слушать (как?) ...; бежать (куда?) ...; мчатся (откуда?) ...; проснуться (когда?) ...; говорит (как?) ...; находиться (где?) ...

2. Беседа с учащимися.

В русском языке, как и в украинском, есть служебные части речи (службов и части речи) - это предлоги (рус. предлоги), союзе (рус. союзы), частицы (рус. доли).

Служебные части речи не изменяются, не называют предметов, признаков, действий. Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, также вносят в словосочетания и предложения дополнительные оттенки значения.

Часть речи, которая в украинском языке называется предлог, в русском именуется предлог.

- Приведите примеры предлогов и их употребления в украинском языке.

2. Задание учащимся.

- Определите значения предлогов.

Выйти из класса, отойти от стены, гулять около леса, приплыть к берегу, не спать до полуночи, говорит о маме, спорить с братом.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 50.

2. Выполнить упр. 539, 544.

3. Групповые задания.

1) Выучить пословицы и поговорки, с. 250. Ответить на вопрос: «Почему мы так говорим?».

2) Выучить загадки с. 250.

Томская область Кожевниковский район

МБОУ «Вороновская СОШ»

филиал «Еловская ООШ»

филиал «Еловская ООШ»

УМК «Школа России»

Учитель: Баяндина Марина Михайловна

Класс: 2

Еловка

2017 год

Баяндина Марина Михайловна

МБОУ «Вороновская СОШ» филиал «Еловская ООШ»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Тип урока: изучение нового материала

УМК «Школа России»

Цели и задачи урока:

    Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

    Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Личностные:

    формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

    прививать интерес к русскому языку;

    проявлять интерес к изучаемому предмету;

    развивать мотивы учебной деятельности.

формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием;

осуществлять контроль за действиями и результатами.

Коммуникативные:

    развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами;

    развивать умение слушать собеседника и вести диалог;

    формировать умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс” Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки с заданиями для учащихся;

Контингент участников : - учащиеся 2-го класса

Ожидаемый результат : расширятся знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отработаются умения учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Тип урока : урок получения новых знаний, решение проблемы

Пояснительная записка

Баяндина Марина Михайловна

МБОУ «Вороновская СОШ» филиал «Еловская ООШ»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Тип урока: изучение нового материала

Характеристика класса: во 2 классе всего 3 ученика, (класс – комплект с 4 классом), один из учеников обучается по программе «Русский язык для детей с ОВЗ» ребёнок из неполной малообеспеченной семьи, один ребёнок находится под опёкой, один ребёнок из многодетной семьи проживает с папой. Все дети с небольшим активным словарным запасом, небольшим кругозором.

На уроке применяется: индивидуальная работа, фронтальная работа, создание проблемной ситуации, проблемно-поисковые методы, игровые технологии, создание ситуации успеха.

Ожидаемый результат: расширятся знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отработаются умения учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи, обогатится активный словарный запас детей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся открыть новое.

II. Минутка чистописания.

Назовите весенний месяц, в котором всего 4 буквы, 3 из которых - согласные

Запишите название этого месяца целую строчку

III. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, бл*стит, у*кая .

а). Орфографическая зарядка.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Работа цепочкой).

    Какие орфограммы встретились в словах?

б). Разделить слова на группы.

    Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

    Сколько будет групп? Какие?

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).

Зачем мы выполняли это задание? Где нам пригодятся полученные знания?

IV .Самоопределение к деятельности.

    Кто выполнил это задание без ошибок.

    Что вы заметили, когда делили слова по группам?

    Какое слово оказалось лишнее? Почему?

    Кто знает, как можно назвать слово под ?

    Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Но мы не говорили о них подробно.

    Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    А что бы вы хотели узнать о предлогах? (ответы детей)

V. Работа над новым материалом.

    Объявление темы урока и постановка целей.

    Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Предлог”.

    Работа по иллюстрации.

Какие звери изображены? Куда прыгнула белка? Куда спрятался зайка? Где лежит лисёнок? Кто подходит к дереву?

    Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

    Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

    Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

    Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.

Запишите предлоги, состоящие из одной буквы, 2 букв, 3 букв, 4 букв, 5 букв и из большего количества букв. Упр. 185 с. 109

VI . Работа по учебнику . (с.109 упр.186)

Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему?

(Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.)

Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подпишите предлоги.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверка. Прочитайте первое предложение так, как оно записано. Какое слово вставили?

VII . Физминутка . Зарядка для глаз.

VI II . Продолжение изучения нового материала.

Наблюдение за употреблением предлогов с другими частями речи.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Но, обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами. Какой можно сделать вывод?

    Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

IX . Работа по карточкам.

У вас на партах лежат карточки. Работая по карточкам, подпишите все предлоги, встретившиеся в тексте.

Карточка. " Найди предлоги."

Посчитайте, сколько предлогов вы нашли? (22) Давайте проверим.

X .Дополнительно.

Вставьте предлоги в стихотворение

Алёша рад: пришла весна,
…. саду тепло и сухо
И …. классе ….окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал …. мухой наблюдать.
…. окно она влетела,
Она то сядет…. тетрадь,
То …. кусочек мела.

XI . Итог урока .

С какой частью речи мы работали на уроке?

Для чего нужны предлоги в речи?

С какой частью речи никогда не пишутся предлоги?

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.

XII. Тест – опрос.

Выбери верное утверждение.

    Перед какой частью речи не бывает предлогов?



В. Перед глаголом.

    Как пишутся слова:


А. Раздельно.
Б. Слитно.

    Укажите, где допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

    В каких предложениях есть предлоги?


    В. Потускнела зелень елок.

Х I . Рефлексия.

ХІ. Домашнее задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточка. " Найди предлоги"

Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал: Кто все предлоги здесь узнал?

Запиши, сколько у тебя получилось предлогов:_________

Вставьте предлоги в стихотворение

Алёша рад: пришла весна,
…. саду тепло и сухо
И …. классе ….окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал …. мухой наблюдать.
…. окно она влетела,
Она то сядет…. тетрадь,
То …. кусочек мела.

Прочитайте стихотворение, которое получилось.

Тест – опрос.

1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

4.Укажите, где допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.

Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

Рецензия на урок.