Спор — это словесное соревнование, в котором каждая из сторон доказывает свою точку зрения. В конструктивном споре оппоненты ищут решение, устраивающее всех, не пытаются победить во что бы то ни стало и не дискутируют ради самого спора. Как научить ребенка спорить правильно? И почему это умение так важно? Своим мнением делится Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты».


Почему нужно уметь отстаивать свое мнение

Как правило, впервые ребенок . «Мама, я сам!», «Отойди, не мешай!», «Нет, я хочу только красную машинку!», «Я не буду есть эту кашу!» — уверенно и громко возражает нам малыш. С нашей, взрослой позиции это может выглядеть странно, неразумно, порой утомительно, однако именно в этот момент формируется собственная позиция ребенка, и он учится отстаивать свое мнение. Это очень важный этап развития. Наберитесь терпения, сейчас главное — сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения и помочь ему в это непростое время. Мы видим, что у ребенка уже есть собственное мнение и он его отстаивает. Попробуем научить его делать это конструктивно. Почему это важно?

При участии в конструктивном споре у ребенка развиваются очень важные качества. Это гибкость мышления, уважительное отношение к собеседнику, учитывание другой точки зрения, умение слушать, проигрывать, признавать свои ошибки. Кроме того, ребенок учится договариваться, идти на компромисс, чем-то жертвовать для достижения цели, терпимое отношение к критике, адекватная реакция на критику.


Как игра учит спорить

Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и . В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.

«Согласен/Не согласен»

Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:

— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…

«У кого больше доказательств»

Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов. Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить ». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы. Эти игры тренируют мышление, развивают находчивость и красноречие.

«Упрямый ослик»

В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет. Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры. Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.

«Да и нет не говори, черный с белым не бери»

Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «д а» или «нет » или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и , свою речь.

«Зеркало»

Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.

«Верю — не верю»

Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.

«Правда или ложь?»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, и кругозор.

«Вопросом на вопрос»

Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:

— Будешь играть?

— А зачем?

— Почему ты спрашиваешь?

— А что, спросить нельзя?

— Кто сказал, что нельзя?

«Связи»

Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом. Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду». Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.

С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы ( , жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).

Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.

Как можно подготовить ребенка к участию в спорах

Если ваш ребенок часто оказывается в ситуации спора, постарайтесь помочь ему подготовиться к этому.

Создавайте условия для развития самостоятельности. Постарайтесь не делать за ребенка то, с чем он может и хочет справиться сам, и предоставляйте ему в соответствии с возможностями его возраста.

Обсуждайте принятые ребенком решения. Аргументированно и доброжелательно высказывайте свое мнение и учите ребенка отстаивать точку зрения с помощью аргументов. Уважайте его решение и поддерживайте у ребенка ощущение его значимости.

Говорите о своих чувствах. Обозначайте свои чувства и эмоции, возникающие во время обсуждений, не бойтесь говорить «Я расстроена», «Мне очень нравится».

Напоминайте о корректности. Учите ребенка не переходить на личности в споре и самим этим не злоупотребляйте.

Покажите, как именно можно спорить. Рассмотрите с ребенком конкретные фразы, которые он может использовать в споре. Например: «Я думаю», «На мой взгляд», «Я считаю по-другому», «С моей точки зрения, это не так». Это поможет ребенку увидеть, что может быть еще и другой взгляд на обсуждаемый вопрос. Если ребенок очень часто попадает в ситуацию спора и не справляется, такие фразы можно заучить/отработать до автоматизма, чтобы он мог ими пользоваться даже в .

Правила на каждый день

— это губка, которая без разбора впитывает в себя весь окружающий мир. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение. Очень важно своим примером ежедневно обучать ребенка навыкам, необходимым и в ситуации спора.

    Учите анализировать и делать выводы (обсуждайте прочитанные книги, фильмы, различные жизненные ситуации)

    Следите за выражением своих чувств и переживаниями ребенка. Обсуждайте их. Говорите о себе и своих чувствах.

    Развивайте умение слушать: выслушивайте ребенка до конца, не перебивайте. Реагируйте на его речь, показывайте свою заинтересованность. Прививайте уважение к собеседнику и к иной точке зрения.

    Заканчивайте спор, дискуссию на позитивной ноте по отношению к ребенку

    Играйте в игры: соблюдение правил, взаимные обязательства, умение побеждать без злорадства и достойно принимтаь поражение лучше всего формируются в процессе игры.


Что делать с «вечными спорщиками»

Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?

    Не спорьте с ним, выслушайте, возможно, ему требуется что-то совсем другое, необходимо понять истинную причину. Это может быть нехватка внимания, возрастной кризис, отстаивание права на самостоятельность.

    Проявляйте последовательность в своих требованиях и установках по отношению к ребенку. Возможно, ему сейчас необходима опора и помощь.

    Соблюдайте правила (запретов немного, но они четкие и понятные).

    Уважайте точку зрения ребенка. Выслушивайте его до конца, попросите аргументировать (помогите ему в этом), говорите о себе, не используя обвинения в сторону ребенка.

    Попробуйте переориентировать деструктивный спор в познавательный экскурс.

    Наберитесь терпения и самообладания.

Польза от умения вести конструктивный спор очевидна. Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.

13:54 — REGNUM

Министерство транспорта России вскоре лишится власти над важнейшим федеральным водным маршрутом: Северный морской путь и прилегающие территории было решено передать под контроль госкорпорации «Росатом». Корпорация получает широкие полномочия по обеспечению круглогодичного мореплавания и развития инфраструктуры Севморпути — подробно изложенные в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Минтрансу в соответствии с новыми порядками отведена функция согласовательного органа по многим вопросам администрирования акватории и портов Севморпути.

Документ уже прошел первое чтение в Госдуме и находится на стадии внесения поправок и дополнений. В процесс уже включилось лобби не только от Министерства транспорта, но и от крупных компаний, работающих в Арктике, а также от властей регионов Арктической зоны. Хоть дьявол и кроется в деталях, которые пока еще подлежат изменениям, всё же основную мысль скорректировать уже не удастся — Росатом станет единым арктическим оператором. Но, оказывается, Минтранс по-прежнему не хочет с этим мириться: ведомство готово корректировать созвучные федеральные законы и с их помощью снижать степень влияния атомной госкорпорации.

План о плане

По информации источников ИА REGNUM , Минтранс подготовил изменения в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». В основном корректировки представляют собой указание Росатома через запятую после «уполномоченных федеральных органов исполнительной власти» — как организации, которая вскоре станет ответственной за некоторые морские порты России. Изменения справедливые, поскольку в законе прописана безраздельная власть Минтранса, и Арктика в новом свете под эти правила не подходит.

Однако внимание привлекает другая предложенная Минтрансом корректировка — в статью 30 «Управление государственным имуществом в морском порту» предлагается добавить один пункт:

«Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Порядок разработки, утверждения, изменения и контроля плана развития инфраструктуры Северного морского пути устанавливается Правительством Российской Федерации».

Таким образом, Минтранс в одном из своих основных профильных законов стремится прописать роль контролирующего и согласовательного органа для одного конкретного случая с госкорпорацией «Росатом». Предлагаемый пункт низводит федеральный закон до уровня слишком подробной инструкции по управлению морскими (в данном случае северными) портами страны. Чтобы Росатом осознал потребность в долгосрочном планировании развития инфраструктуры важнейшего морского маршрута, не обязательно менять документы, выше которых — только Конституция.

Понятно, что цель предложенного пункта — в установлении контроля над процессом, который было решено передать из рук Минтранса Росатому. Оставшись без доступа к творческой работе над стратегией развития Севморпути, Минтранс опасается, что Росатом с этой задачей не справится без согласований. Но здесь стоит вспомнить, что работа самого министерства в «арктическом» направлении неоднократно вызывала недовольство федеральных властей. Так, в конце 2016 года Дмитрий Рогозин — на тот момент вице-премьер России и председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики — заявил, что Минтранс не справился с работой по разработке концепции развития Арктической транспортной системы до 2030 года. «То, что получено от министерства, трудно назвать даже эскизом», — сказал Рогозин. Концепция до сих пор так и не увидела свет.

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;
  • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
  • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.



Пример1.

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Пример 2.

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

Приём "Толстый и тонкий вопрос

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Непопулярные точки зрения на видеоигры.

В закладки

Аудио

Не так давно на PC Gamer разгорелась необычная дискуссия - авторы и читатели высказывали непопулярные мнения об играх: выяснилось, что кому-то нравится концовка Metal Gear Solid V, кто-то считает, что Skyrim лучше Morrowind, а кто-то всерьёз думает, что Destiny 2 - действительно хорошая игра.

Переносим тему дискуссии к нам и предлагаем присоединиться в комментариях, не страшась минусов. Идём вразрез с общественным мнением и высказываем непопулярные точки зрения.

Артемий Леонов: пятые «Герои» лучше третьих

Сколько бы я ни убеждал себя, что лучшая часть «Героев Меча и Магии» - это третья, я всё равно раз за разом запускаю именно пятых героев. Для большинства поклонников серии эти слова звучат как ересь, но в пятой части мне нравится больше практически всё - от системы магии и собственного «колеса умений» для героев разных рас до вносящего в игру разнообразие принципа «каждому существу – по особой способности».

На мой взгляд, «Герои Меча и Магии V» заслуживают, по крайней мере, не меньшего уважения, чем легендарная третья часть - в то время как в реальности она в лучшем случае довольствуется репутацией «неплохого ремейка».

Олег Чимде: первый вариант Данте от Ninja Theory лучше

Я очень расстроился, когда разработчики из Ninja Theory всё-таки поменяли внешность Данте после первого тизера - там он был тощим, злобным, с кругами под глазами, курил сигарету. По-моему, такой образ был бы сильнее.

Сразу было понятно, что британцы не смогут сделать японского Данте - всё-таки совсем иная культура, иная история, иная любимая музыка, иное всё. Поэтому решение превратить Данте в британского панка мне показалось гениальным и единственно верным. В итоге получилось не так здорово, как я надеялся (пошли всё-таки на поводу у общественности), но всё равно отлично: напускная стильная британскость осталась. Впрочем, изначальный вариант был гораздо лучше.

Данил Свечков: сюжетное разнообразие играет Beyond: Two Souls на руку

Мне нравится Beyond: Two Souls. Она совсем не похожа на игру. В ней главы даются в произвольном порядке, а логика поступков главных героев вызывает много вопросов. Но зато в ней можно пугать ученых опрокинутым стаканчиком с кофе. Где ещё такое позволят?

Кроме того там по-голливудски увлекательный сюжет. И чего уж там, немало интересных ситуаций. Сколько ни убеждайте меня, но роды бездомной - отличная сцена. Где ещё такое было?

Но что ещё интереснее, так это контраст. В одной истории Дэвид Кейдж уместил сюжет о девушке с паранормальными способностями на работе у спецслужб, о выживании бездомных, о индейцах, одолеваемых злобным духом, и сцену, в которой из портала под водой вылезает гигантский призрачный червь. Где ещё такое покажут?

Алексей Сигабатулин: Dragon Age: Inquisition - не такая уж и плохая игра

Dragon Age: Inquisition принято не любить. Мол, разработка игры шла тяжело, что сильно сказалось на качестве, игра выглядит хуже «Ведьмака 3» (можно даже вспомнить мем), персонажи плохие, да и вообще это недо-MMO. И вроде бы, если деконструировать игру, какая-то доля правды в этом есть.

Но я всё равно считаю «Инквизицию» отличной. Благодарить за это стоит отчасти лор Dragon Age - им я проникся ещё с первой части, так что любая новая глава приключений воспринимается как подарок. А ещё тут очень хорошо ощущается агентивность - когда игра хоть немного, но реагирует на ваши решения. Особенно это заметно, если перенести сохранения из предыдущих частей - сразу появится куча мелких деталей, какие-то новые реплики, диалоги. Они может и не переворачивают игру, но впечатления усиливают.

Глупый гринд в открытом мире? Да, есть такая проблема. Но и крутых квестов в «Инквизиции» тоже навалом - вспомните хотя бы миссию на королевском балу. В общем, зря игру топили, как по мне.

Артём Калеев: Transistor не так хорош, как говорят

Никогда не понимал шума вокруг игр Supergiant Games - Transistor в частности. Игра ещё до покупки цепляла отличным визуальным рядом и саундтреком: но по прошествии пары часов я понял, что кроме этого там интересного больше ничего и нет. Геймплей скучный и репитативный, а сюжет не сумел заинтриговать.

Фанаты говорят, что вся фишка в модификаторах сложности, которых там и правда полно. Но я этого не понимаю: почему в подобных проектах игроки вынуждены развлекать себя сами? Выглядит так, будто разработчики просто сняли с себя ответственность за геймдизайн - мол, пробуйте сами.

Андрей Верещагин: диалоговое колесо лучше стандартного выбора реплик

Мне нравится диалоговое колесо. Во-первых, это красиво. Колесо не нагружает экран текстом, просто в обращении и интуитивно понятно. Стандарты сформировались сами собой и прекрасно работают: вот справа опции, которые двигают разговор вперёд, а вот слева - дополнительные вопросы, которые ни на что не повлияют.

Серьёзно, сколь бы я ни любил Planescape: Torment и Tides of Numeneria, проматывать эти десятки вариантов ответа бывает чертовски утомительно. А ведь многие из них, зачастую, ведут к одним и тем же последствиям и сделаны лишь «для галочки». Вся эта мнимая широта выбора, призванная оправдать графоманию сценариста - анахронизм, отказаться от которого просто необходимо. На благо всей индустрии.

Колесо, в свою очередь, не пытается обмануть игрока, давая ему именно то, что нужно. Кроме того, сам разговор выглядит куда живее и естественнее, ведь вам не приходится по пять минут читать все эти реплики. Нет, правда, я пришёл не лясы точить и выслушивать биографии высокомерных эльфов, а по-быстрому решать судьбы целых народов. Я - капитан Шепард; я - защитник Киркволла. Моя кровь кипит в предвкушении битвы, и у меня просто нет времени рассусоливать.

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.
  2. Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.
  3. Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. Приложение.

Материалы к занятию:

Сундучок, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) в двух экземпляров, чудесный мешочек, угощение, фломастеры, листы для рисования, мяч.

Словарная работа:

Работать над правильным построением предложения.

Предшествующая работа:

Уточнение знание детей о классификации предметов, повторение основных признаков временных изменений.

Ход занятия:

Дети входят в зал становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю разгадать тайну вот этого сундучка, если мы сумеем открыть этот замок, то обязательно ее узнаем. Скажите, что вы видите в качестве замка на сундучке.

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит замок? Давайте их назовем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Воспитатель: Правильно ли у меня в руках такие же геометрические фигуры. Если вы хотите узнать, как открыть этот замок, то я вам объясню, хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того, чтобы открыть замок нужно выполнить 4 задания, за каждый правильно, выполненное, задание, вы получите геометрическую фигуру, но задания будут не простые.

1 ЗАДАНИЕ

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, дети должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. Мы поставили на окно печку и стали варить там суп.

4. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

5. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Какую фигуру вы выбираете? Дети выбирают фигуру совмещают ее с фигурой на замке – “шифре”. Переходим к следующему заданию.

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.

Ход: Дети становятся в круг, у воспитателя в руках мяч. Воспитатель кидает по очереди, каждому ребенку и при этом задает следующие вопросы (Вопросы могут быть разные).

  1. Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.
  2. Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.
  3. Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.
  4. Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.
  5. Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.
  6. Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.
  7. Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.
  8. Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.
  9. Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.
  10. Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.
  11. Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.
  12. Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.
  13. Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.
  14. Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.
  15. Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

(Примерные ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Но для того чтобы получить вторую геометрическую фигуру, нужно выполнить еще одно задание. Сейчас вы возьмете каждый по одной карточке, у каждого на карточке изображено времена года. Объединитесь в команды по временам года. У нас образовалось 4 команды. У нас на столах фломастеры и листы. На этих листах схематично изобразите то время года, какое вам досталось. Напоминаю, что изображать нужно, только основные признаки. И этим основным признаком, добавьте один признак, который не относится к данному времени года. Затем вы обменяетесь своими схемами с другой командой, и они должны догадаться, какое время года у вас изображено и что лишнее (К какому времени году оно относится). Дети работают в командах.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы справились с заданием до конца. Можете получать вторую фигуру. Дети получают вторую фигуру, совмещают ее с шифром на замке.

Воспитатель: Я предлагаю вам следующее занятие.

Дидактическая игра: “Если бы я был…?”

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше ребенок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это выбирайте геометрическую фигуру. Дети выбирают геометрическую фигуру и сопоставляют с замком – “шифром”.

Воспитатель: И так ребята, у нас осталась с вами последняя фигура и последнее задание, чтобы открыть замок.

Дидактическая игра: “Поймай слово”.

Цель: Учить детей составлять с заданным словом предложения (Пожеланию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно).

Ход: Ведущий начинает, говорит свое предложение “У нас в группе много игрушек”. Следующий стоящий “Ловит” последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий ловит его последнее слово в предложении и т.д. по цепочке.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с последним заданием. Берите геометрическую фигуру и сопоставляйте ее с замком “шифром”. Дети сопоставляют геометрические фигуры, в это время слегка приоткрывает крышку сундучка и опят ее закрывает как бы случайно.

Воспитатель: Дети, крышка сундучка не хочет открываться, но я успела увидеть, что лежит в нем. Давайте если мы с вами угадаем, что лежит в сундучке, тогда он нам откроется, и мы все это увидим.

Дидактическая /игра: “Задай мне вопрос”.

Цель: Развивать у детей умение правильно задавать вопросы.

Дети: Это живое?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это посуда?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это предмет мебели?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это продукты питания?

Воспитатель: Да.

Дети: Это молочное?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это мясные изделия?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это хлебобулочное изделие.

Воспитатель: Нет.

Дети: Это сладкое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шоколад?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это конфета?

Воспитатель: Да.

Воспитатель: Да ребята, это действительно конфеты, угощайтесь. Воспитатель угощает детей конфетами, и спрашивает у них, какое настроение после занятия.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте каждый из вас часть своего хорошего настроения положит в “Чудесный мешочек”. Мы с вами подарим этот чудесный волшебный мешочек в соседнюю группу. Они его откроют и заразятся нашим хорошим настроением.

Дети: каждый делится своим хорошим настроением.

Цель дидактического упражнения:

“В сундучок желаний”.

Учить детей высказывать свое мнение при правильном построении предложении.