я центральной улице Тулы я заприметил на одном из домов памятную доску, установленную в честь «видного советского конструктора, Героя Социалистического Труда Александра Никитовича Ганичева». Не удержался, спросил у прохожего - чем прославился Ганичев? Тот недоуменно пожал плечами. Другой предположил, что он скорее всего трудился на знаменитом Оружейном заводе. А вот третий загадочно улыбнулся...

После Великой Отечественной войны конструкторы некоторое время разрабатывали РСЗО, развивая схему установки залпового огня с открытыми направляющими. Если из прославленной «Катюши» БМ-13 («ТМ» № 5 за 1985 г.) выпускались неуправляемые 132-мм снаряды, то из появившихся в начале 50-х годов БМ-14 и БМ-24 - турбореактивные. После того, как такой снаряд сходил с направляющей, часть пороховых газов устремлялась не только назад, но и в сторону, заставляя его вращаться подобно пуле, что придавало ему устойчивость в полете. А вот дальнобойность была ограничена - для ее увеличения требовалось нарастить массу твердого топлива двигателя, то есть удлинить снаряд, но тогда он становился неустойчивым.

К середине 50-х годов понадобились РСЗО именно с большей дальнобойностью, чтобы заменить устаревающие «катюши». Поскольку занимавшиеся ими специалисты Реактивного НИИ уже переключились на создание космической техники, в 1957 году объявили конкурс на проект системы, которая могла бы вести огонь на расстоянии 20 км. Победу в нем и одержало тульское предприятие, возглавляемое А.Н.Ганичевым.

К тому времени Ганичев создал принципиально иную технологию изготовления гильз для артиллерийских снарядов методом глубокого вытягивания, - вспоминает конструктор Н.С.Чуков - Они выходили особо прочными, со стенками одинаковой толщины. Вот Ганичев - после войны он работал в наркомате боеприпасов - и предложил применить этот метод для производства корпусов реактивных снарядов и трубчатых направляющих.

После 1958 года новая боевая машина успешно прошла испытания и в 1963 году была принята на вооружение под обозначением БМ-21 «Град». Ее артиллерийская часть - пакет с 40 трубчатыми направляющими, смонтирован на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375» на поворотном и подъемном устройствах. Последнее служит для придания направляющим наклона, соответствующего заданной дальности стрельбы.

Главной же особенностью «Града», помимо трубчатой пусковой, стал 122 мм снаряд. В отличие от турбореактивных он в полете не вращался - устойчивость ему обеспечивало раскрывающееся при выходе из направляющей хвостовое оперение. Поэтому снаряд смогли выполнить удлиненным, увеличив дальность стрельбы и усилив осколочно-фугасную боевую часть с контактным взрывателем. В 1971 году боекомплект пополнили зажигательным снарядом. .

Боевое крещение «Град» прошел при известных событиях у острова Даманский. Тогда же к тулякам обратилось командование Воздушно-десантных войск, заказав подобную РСЗО, только полегче и компактнее, подходящую для перевозки на транспортных самолетах или сбрасывания под парашютом на платформе, оборудованной системой мягкой посадки. «Град-В» сделали 12-ствольным на шасси грузовика ГАЗ-66, а потом и на базе гусеничной машины. Осколочно-фугасный снаряд был тот же.

«Град» относится к дивизионным артсистемам. Однако военным понадобилась полковая установка, более маневренная, с несколько меньшей (до 15 км) дальностью стрельбы. И в 1976 году из стен Государственного научно-производственного предприятия «Сплав» (так стала именоваться гильзовая «фирма») вышла боевая машина «Град-1». Ее выполнили с 36 направляющими на базе серийного грузовика ЗИЛ-131, а позже опять-таки на гусеничном шасси. Аналогичные 122-мм снаряды несколько модернизировали. В осколочно-фугасном предусмотрели гак называемые готовые осколки - при сборке на заводе оболочка его разрывающейся части заранее надрезалась на дольки. А в зажигательный ввели 180 элементов (естественно, зажигательных), которые при взрыве рассеивались на местности.

Спустя 11 лет на основе хорошо зарекомендовавшего себя и проверенного а деле «Града» выпустили 50-ствольную «Приму», смонтированную на трехосном «Урале-4320». Расчет из трех человек может выпустить 122-мм снаряды поодиночке, очередью или залпом (не сразу, иначе машина опрокинется, а за полминуты), накрыв на дистанции от 5 до 20 км любые цели на площади 190 тыс.кв.м. Есть и новинка - когда осколочно-фугасный применяется по первому, указанному в его имени назначению, его отделяющаяся боевая часть разбрасывает 36 боевых элементов. Те опускаются на парашютах и взрываются при ударе о землю. Так было сначала, теперь же - на некоторой высоте, отчего действие всех 2450 осколков стало куда эффективнее. И еще - если на «Градах» вид срабатывания (осколочный или фугасный) каждого снаряда приходилось устанавливать вручную, то на «Приме» эту операцию (а также регулировку времени отделения боевой части) оператор выполняет с пульта, размещенного в кабине машины.

Однако мы несколько забежали вперед. Помимо полковой, военным требовалась и более мощная, армейская РСЗО. На «Сплаве» работу над ней завершили в 1975 году. Речь идет об «Урагане». На шасси четырехосного ЗИЛ-135ЛМ разместили пакет с 16 направляющими для 220-мм осколочно-фугасных снарядов (со 100-килограммовой боевой частью), осколочно-фугасных кассетных (с 30 поражающими элементами) и зажигательных. Залп, произведенный всего за 20 с на дистанцию от 10 до 20 км, поражает все, что находится на территории в 426 тыс.кв.м.

А в 1980 году специалисты «Сплава» нашли «Урагану» новое применение - они впервые предложили минировать вражескую территорию из ракетных установок (что позже подхватили за рубежом). Были созданы снаряды, начиненные 24 противотанковыми или 312 противопехотными минами, которые рассеиваются на местности подобно осколочным или зажигательным боевым элементам. Операция проводится издалека, не подвергая опасности саперов, да, возможно, еще и внезапно, чтобы, скажем, упредить изготовившиеся к атаке части противника.

В РСЗО «Ураган» входит транспортно-заряжающая машина ЗИЛ-135ЛМ, на которой перевозят один боекомплект; перегружают же увесистые 5-метровые «сигары» в направляющие не вручную, как на «Граде», а с помощью бортового 300-килограммового крана.

Таким образом, к началу 80-х годов ГНПП «Сплав» оснастило Вооруженные Силы комплексом РСЗО - полковым «Град-1», дивизионным «Град» и армейским «Ураган». Настала пора взяться за самые мощные установки - Резерва Главного командования.





Их проектирование закончили в начале перестройки - под руководством генерального конструктора Г.А.Денежкина (А.Н.Ганичев скончался двумя годами раньше). 12-ствольный «Смерч» устроен на восьмиколесном МАЗ-543А, ведет огонь 300-мм снарядами с кассетной или осколочной боевой частью на 20 - 70 км, поражая площадь в 672 тыс.кв.м. В отличие от предыдущих за боевой частью снаряда размещен дополнительный двигатель, с помощью которого его недолгий полет до цели успевают подкорректировать по высоте и курсу.

Транспортно-заряжающая машина - такой же МАЗ, оснащенный краном для перегрузки 7,6-метровых снарядов из контейнеров в направляющие. Я попросил конструктора В.И.Медведева сравнить «Смерч» с новейшими иностранными РСЗО. Он ответил, что вообще-то у него аналогов пока нет. Достоинством американской МЛРС можно посчитать применение готовых пакетов, что в несколько раз ускоряет перезаряжание, однако во время недавней войны в зоне Персидского залива батареи МЛРС действовали по прежнему принципу «прикатил, выстрелил и удрал», пока иракцы не засекли их и не нанесли ответный удар. Удобно и то, что аппаратура топографической привязки пусковой к местности и управления огнем есть в каждой кабине (у нас - только в штабной машине). Впрочем, сейчас «лучшую в мире систему» спешно улучшают, в частности, хотят сделать ее дальнобойнее. А что касается способа перезаряжания, так наши специалисты его прорабатывали и в этом отношении ничуть не отстают.

К 1985 году у «Сплава» сложилось отменно налаженное сотрудничество с другими предприятиями и заводами. Поясняя его деятельность, конструктор С.В.Колесников сказал, что на ГНПП создают снаряды и общую концепцию установки залпового огня. Остальное - забота смежников. Так, при работе над «Градом» специалисты Миасского автозавода во главе с А.И.Яскиным и И.И.Ворониным компоновали на «Урале-375» пакет направляющих, опоры и домкраты, обеспечивающие устойчивость машины при стрельбе. Топливом для двигателя 122-мм снаряда занимались химики НИИ под руководством Б.П.Фомина и Н.А.Пихуновой, устройство взрывателя проектировали сотрудники другого НИИ во главе с И.Ф.Корнаевым и Е.Л.Минкиной. А это было не простым делом. Сергей Владимирович напомнил, что обычный артиллерийский взрыватель взводится в момент выстрела под воздействием 5-кратной перегрузки. Начальная скорость снаряда РСЗО гораздо меньше, а потому его взрыватель гораздо чувствительнее и может среагировать на незначительный толчок или удар (скажем, ненароком уронили). Короче, требовалось получить механизм, отвечающий назначению и в то же время безопасный в обращении. Разработчики блестяще справились с задачей. Задание же на взрыватели для «Урагана» и «Смерча» поручили другой организации, где коллективом инженеров руководил Л.С.Симонян.

Итак, главная роль в создании новых РСЗО принадлежит «Сплаву». Туляки трудились отменно - по словам В.И.Медведева, «чуть ли не каждый год делали по новому виду снаряда!».

При этом создавались и новые технологии. Например, корпусы 220- и 300-мм снарядов и Направляющие к ним делали иным способом - раскатывая изнутри трубы до нужного калибра. И с самого начала старались максимально унифицировать изделия. Мы уже знаем: 122-мм снаряд подходит к 4 разным установкам, а это намного облегчает выпуск боеприпасов и снабжение ими войск. Боевые и транспортно-заряжающие машины выполнены на одинаковых шасси, уже освоенных промышленностью, что позволило обойтись без налаживания специального производства. Кстати, если после жестких испытаний, с ездой по бездорожью и стрельбами, в шасси вносили улучшения, то автостроители охотно внедряли их и в продукцию для народного хозяйства.

Именно хорошо налаженное сотрудничество помогло «Сплаву» задолго до провозглашения в 1988 году «перестройки оборонки» заняться изделиями в мирных целях. Когда Госкомгидромет попросил найти оружие против градовых облаков, регулярно выбивавших кавказские виноградники, в Туле создали 12-ствольную установку «Облако». После подрыва заряда, инициирующего безобидный дождь, корпус 125-мм снаряда аккуратно опускался на парашюте. Потом появилась аналогичная 82-мм установка «Небо», да как только дело дошло до серийного производства, заводы заломили за нее несусветную цену (по тем временам!). Гидрометовцы обратились на другую «фирму» и получили реактивную систему «Алазань», снаряд которой при взрыве в облаке разлетался вдребезги. Его-то и приняли на вооружение градобойцы, а за ними, уже в наш смутный период, и разного рода «вооруженные формирования», произведя тем самым конверсию наоборот.

Сегодня специалисты «Сплава» подготовили программу модернизации отечественных PC3О, которая наверняка заинтересует и иностранных заказчиков.

Есть ли родственники за границей?

После войны в иностранных армиях появилось несколько новых систем залпового огня... Однако в 50-е годы там пришли к выводу, что следует все же совершенствовать ствольные орудия. Ведь из них можно поражать точечные цели, расход снарядов у них меньше, а 150- и 203-миллиметровые с ядерной начинкой позволяли «накрывать» значительные территории.

Об РСЗО вспомнили лишь после того, как появились сведения о советских системах залпового огня нового поколения. Но только к 1969 году в ФРГ разработали 36-ствольную «Ларс», стрелявшую 110-мм снарядами на 18 км. Позже бундесвер обзавелся улучшенной «Ларс-2» с новым колесным шасси и боеприпасами с кассетными, осколочно-фугасными и дымовыми боевыми частями, дальность стрельбы которой составляет до 25 км. Сейчас же немцы, объединившись, готовят для «ларсов» высокоточный боезапас, чья разделяющаяся боевая часть будет оснащена аппаратурой самонаведения.

В 70-е годы на Западе появились артиллерийские снаряды с кассетными осколочно-фугасными боевыми элементами. Они оказались наиболее эффективными при залповой стрельбе - тогда их действие подобно тому, что происходит при использовании тактического ядерного оружия. Учтя это обстоятельство, специалисты из ФРГ, Англии и Франции взялись за разработку многоствольной пусковой установки РС-80, которую предполагали сделать единой для своих армий, а также продавать. Однако в 1978 году их подключили к созданию МЛРС, над которой уже вовсю трудились американцы. В 1983 году первые серийные образцы поступили на вооружение США.

МЛРС смонтирована на шасси американского бронетранспортера М2 «Бредли». Впереди, в герметичной бронированной кабине находится экипаж из трех человек и электронная, автоматизированная аппаратура управления огнем. За кабиной расположена артиллерийская часть - 12 направляющих в двух пакетах, причем снаряды упакованы (еще на заводе) в стеклопластиковые, герметичные контейнеры с гарантированным сроком хранения 10 лет. После залпа экипаж при помощи расчета транспортно-заряжающей машины заменяет порожние контейнеры новыми. Пока в боекомплект МЛРС входят: 227-мм, 3,9-метровые снаряды, содержащие 664 кумулятивно-осколочных элемента и рассчитанные на дальность в 32 км, и кассетные, с тремя самонаводящимися высокоточными боеголовками, которые после отделения от ракеты планируют к целям, поражая их на расстоянии 45 км от огневой позиции. Немцы готовят для МЛРС снаряд, нашпигованный 28 минами, - его будут запускать на 40 км.

На этой схеме показано, какие части реактивных снарядов для МЛРС разрабатывали специалисты США, Англии, ФРГ и Франции.

РСЗО «Ларc» (ФРГ). Калибр - 110 мм, масса снаряда - 36,7 кг, число направляющих - 36, дальность стрельбы - 15 км.

РСЗО МЛРС (США. страны Западной Европы). Калибр - 227 и 236.6мм, масса снарядов - 307 и 259 кг, длина снаряда - 3937 мм, число направляющих - 12, дальность стрельбы - от 10 до 40 км. Шасси - бронетранспортер М2 «Бредли», расчет - 3 человека.

РСЗО МАР-290 (Израиль). Калибр - 290 мм. масса снаряда - 600 кг, длина снаряда - 5450 мм, число направляющих - 4, дальность стрельбы - 25 км, расчет - 4 человека. Шасси - танк «Центурион» английского производства.

РСЗО «Астрос-2» (Бразилия). Калибр - 127, ISO и 300 мм. масса снарядов - 68, 152 и 595 кг, длина снарядов - 3900, 4200 и 5600 мм. число направляющих - 32, 16 и 4. дальность стрельбы - 9-30. 15-35 и 20-60 км. Шасси - 10-тонный автомобиль «Тектран».


В 80-е годы РСЗО начали создавать и в других странах. Так, бельгийцы разработали 40-ствольную ЛАУ-97 на самоходном или буксируемом шасси. С нее на дистанцию до 9 км выпускают стандартные 70-мм авиационные ракеты класса «воздух - земля».

Бразильцы к 1983 году изготовили «Астрос-2», которая оснащается снарядами калибром 127,180 и 300 мм с кассетными осколочно-фугасными боевыми частями. Соответственно их заряжают в 32-, 16- и 4-ствольные пакеты направляющих, а дальность стрельбы составляет 9 - 30, 15 - 35 и 20 - 60 км.

В Израиле есть три РСЗО. Это прежде всего МАР-350 (цифра обозначает калибр), снаряды которой обладают пятью видами боеголовок и летят на расстояние до 75 км. Четыре трубчатых направляющих МАР-290 устанавливаются на шасси танка «Центурион», дальность стрельбы ракетами с осколочно-фугасными боевыми частями не превышает 25 км. Экспортная же ЛАР-160 по желанию заказчиков изготавливается на базе танка, бронетранспортера, автомобиля или на прицепе, а в пакет входит 13, 18 или 25 направляющих.

140-мм снаряды 40-ствольной испанской «Теруэль» производят с кассетным, осколочно-фугасным или дымовым зарядами, причем предусмотрены две разновидности ракет - обычная, рассчитанная для стрельбы на 18 км, и удлиненная, с дальностью полета на 10 км больше.

Итальянцы спроектировали две РСЗО. Легкая «Фирос-6» с 48 направляющими калибра 51 мм в одном пакете размещается на армейском автомобиле класса «джип» и способна поражать цели на дистанции 6,5 км. В боекомплект входят снаряды с осколочными, осколочно-зажигательными, бронебойно-зажигательными, кумулятивными и осветительными боевыми частями. «Фирос-25/30» рассчитана на ведение огня на 8-34 км ракетами калибром 122 мм. Перезаряжание 40-ствольного пакета направляющих осуществляется так, как на МЛРС. Добавим, что если «Фирос-30» в 1987 году начали выпускать для итальянской армии, то модификация «Фирос-25» идет только на экспорт.

В 1982 году в ЮАР появилась 127-мм, 24-ствольная «Валькирия-22». Пакет ее направляющих ставят на поворотной раме в кузове грузовика, с которого и ведут огонь на расстояние от 8 до 22 км. Спустя 6 лет был изготовлен ее облегченный, 12-ствольный вариант «Валькирия-5» с дальностью стрельбы не более 5,5 км.

Собственную РСЗО заполучили и военные Южной Кореи. Речь идет об автомобильной 36-ствольной установке МРР, из которой запускают осколочные 130-мм ракеты по целям, находящимся в 10-32 км от огневой позиции.

Упомянем еще и японскую РСЗО «75». Ее пакет с 30 направляющими для 131,5-мм ракет монтируется на бронетранспортере, дальность стрельбы не превышает 15 км.

Ну а в заключение отметим, что в странах, входивших в организацию Варшавского Договора, и союзных им государствах на вооружении состояли РСЗО «Град» советского производства и выпускавшиеся там по лицензии.


РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ «УРАГАН-1М»

MULTIPLE ROCKET LAUNCHERS «URAGAN-1M»

11.02.2016


На вооружение одного из артиллерийских соединений Западного военного округа (ЗВО), дислоцирующегося в Московской области, в рамках программы перевооружения поступили 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» и 16 транспортно-заряжающих машин. Об этом сообщил ТАСС начальник пресс-службы ЗВО полковник Игорь Мугинов.
«Эти комплексы значительно повысят боевые возможности артиллеристов при проведении оборонительных и наступательных операций. РСЗО предназначены для поражения любых групповых целей, открытой и укрытой живой силы, легкобронированной и бронированной боевой техники, подразделений артиллерии, тактических ракет, командных пунктов, узлов связи и другой инфраструктуры условного противника», — уточнил офицер.

24.04.2016


Новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (калибр 300 мм) и «Ураган-1М» (220 мм) уже поступают на вооружение российской армии.
Об этом сообщил в субботу начальник управления по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) ВВТ сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента Минобороны РФ по обеспечению ГОЗ полковник Михаил Осыко в эфире радиостанции «Русская служба новостей».
«На сегодняшний день взамен РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч» у нас сейчас поступают на вооружение новые комплексы: вместо «Града» - «Торнадо-Г», вместо «Урагана» - «Ураган-1М», вместо «Смерча» - «Торнадо-С». Они работают на более высокие дальности, у них более мощные ракеты», - сказал Осыко.
Эффективность поражения у них, по его словам, значительно выше.
РИА Новости



Реактивная система залпового огня БМ-27 «Ураган» 9К57 в походном положении

Тактико-технические характеристики БМ-27 «Ураган» 9К57

Масса боевой машины в боевом положении, т: 20;
Масса боевой машины без расчета и снарядов, т: 15,1;
Габариты в походном положении, м: длина – 9,63, ширина – 2,8, высота – 3,225;
Время перезарядки, мин: 15;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Количество направляющих, шт: 16;
Вращение направляющих, град: 240°;
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более, мин: 3;
Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее, мин: 1,5;
Диапазон температур боевого применения, °С: от -40 до +50;
Калибр, мм: 220;
Масса снаряда (НУР), кг: 280;
Дальность стрельбы, м: 35000;
Площадь поражения одним залпом, га: 46,5;
Время полного залпа, сек: около 30;
Боекомплект: 3 залпа (штатный);
Экипаж, человек: 6


220-мм реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10–35 км.

Принята на вооружение в 1976 году. Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27К3 с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.
В состав реактивной системы залпового огня «Ураган» входят:
— боевая машина 9П140;
— транспортно-заряжающая машина 9Т452;
— реактивные снаряды;
— КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 «Капустник-Б»;
— учебно-тренировочные средства;
— автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
— радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
— комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381.



Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано 16 трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры.
Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).
Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом.
Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 - 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.
Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:
— безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 м от боевой машины;
— ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.



Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию «рваного» темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.
Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.
Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки.
Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. По топливу запас хода составляет 500 км.



Боекомплект РСЗО «Ураган» состоит из следующих реактивных снарядов:
— 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
— 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
— 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
— 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
— 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 км, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8–21 км. В случае использования большого тормозного кольца дальность полета кассетного снаряда составляет 9–15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8–16 км.
Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях. РСЗО «Ураган» может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.
Реактивная система залпового огня «Ураган» поставлялись в страны варшавского договора и поныне стоят на вооружении Словакии, Чехии, Польши, Украины. Также ураганы успели побывать в военных конфликтах на Африканском континенте, в вооруженных столкновениях и войне с ЮАР применяли Ураганы, что приводило в ужас наступающие силы. Кстати разработки ЮАР в области РСЗО начались после применения врагом систем Град и Ураган.
Реактивную систему залпового огня «Ураган» широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.


Новая работа Павла Черепанова, модель реактивной системы «Ураган», захваченной войсками ДНР у Украины в качестве трофея не позднее июля 2015 г. Модель продается!

ИСТОРИЯ
РАЗГРОМ 27-ГО РЕАП УКРАИНСКОЙ АРМИИ В ВОЙНЕ НА ДОНБАССЕ.

Материал взят отсюда:
https://mihalchuk-1974.livejournal.com/699314.html

Реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-27 «Ураган» калибра 220 мм (индекс ГРАУ — 9К57), широко применялась ВСУ в ходе боев на Донбассе. Обычно такие серьезные артиллерийские системы находятся далеко в тылу (максимальная дальность стрельбы 35 800 м, минимальная — 8000 м) и несут сравнительно небольшие потери в ходе боевых действий. Тем более удивителен список потерь техники этого типа у украинских вояк. Все установки указанного типа, применяемые в ходе боев с сепаратистами, входили в состав 27-го РеАП (позднее переименована в 27-ю бригаду, РеАБ)

Полк был создан в 2008 году путем спихивания в него всех наличных РСЗО «Ураган» со всей Украинской армии. В полку по идее должно быть 36 установок 9П140 -(4 установки в батарее)-12 батарей:
1-й реактивный артиллерийский дивизион
2-й реактивный артиллерийский дивизион
3-й реактивный артиллерийский дивизион
4-й дивизион-управление
На самом деле на начало боев в полку было порядка 30 установок и около 20 ТЗМ 9Т452 (транспортно-заряжающая машина).

Впервые полк «отметился» на Донбассе в июле 2014 года.
«3 и 4 июля были проведены стрельбы — третьего на сдерживание, четвертого — на поражение противника. Морально-психологическое состояние личного состава — бодрое. Мы показали в зоне АТО, что у нас на руках есть серьезное оружие », — сообщил заместитель командира 27-го Сумского реактивного артиллерийских полка по работе с личным составом майор Дмитрий Горб.

Первой «под раздачу» попала 5-я батарея 27-го полка. Сами себя они окрестили «Сумские вепри»))). Уже 5 августа она была обстреляна в районе Горловки. Погиб 1 и точно ранен 1 человек.

1. Первая зафиксированная потеря это вот эта установка. Номер машины и батарея не установлены. «Ураган» был уничтожен 20-22.08.2014 года в районе п. Петровское. (окрестности Саур-Могилы). Пусковая установка судя по опущенным домкратам находилась в момент уничтожения в боевом положении. Там же было уничтожено две ТЗМ из того же 27-го полка. И одна ТЗМ была захвачена «сепаратистами» неповрежденной. Ее просто бросили в кустиках.

2. 01.09.2014 года колонна 27-го полка попала в засаду у н.п. Осыково. Было уничтожено две установки РСЗО «Ураган».

3. Вторая уничтоженная машина из той же колонны.

4. 03.09.2014 года вместе с командованием «сектора Д» в н.п. Победа, Луганская обл. был накрыт артиллерийским огнем «табор» 9-й батареи 27-го РеАПа. Итог: две установки БМ-27 уничтожены. Остальные повреждены. Полк понес тяжелые потери также и в личном составе.

5. Вторая установка уничтоженная там же

Практически 9-я батарея 27-го РеАП была полностью уничтожена.

«Хотели уничтожить нашу технику, не пощадив людей»
«В тот день ничего не предвещало беды. 2 сентября бойцам 27 полка был дан приказ покинуть базу под селом Победа. На следующий день в лагере полка еще оставалось 38 ребят: кто возился возле техники, кто звонил родным. Они так и погибли в окопах, ангарах. В 19.10 в наш лагерь попало три снаряда реактивной системы «Смерч», — рассказал «Комсомолке» Дмитрий Горб, заместитель командира полка по работе с личным составом, майор. – Мы уверенны, что стреляли со стороны России, стреляли целенаправленно, чтобы уничтожить нашу технику.
И противникам это удалось – 15 единиц тяжелой техники, в том числе «Ураган», который может поразить цель на расстоянии 36 км, разбиты. Некоторые установки от силы удара переворачивало «с ног на голову», а 20-тонные боевые машины сгорели дотла. На 5 сентября 17 пропавших без вести, 4 убитых, по 13 людям «информация уточняется», и трое раненных.

6. 29.09.2014 под Волновахой в результате артиллерийского удара полностью сгорела на огневой позиции еще одна пусковая установка БМ-27 «Ураган» 27-го РеАП. Обратите внимание на опущенные домкраты — пусковая находится в боевом положении.

7. Скорее всего одна из «уцелевших» пусковых 9-й батареи после локального армагеддона 3 сентября, впоследствии также ушла в «безвозврат». Вот так она выглядела 20.12.2014 года на СПАМе, в районе п. Сватово.

8. 29.10.2015 года появляются данные еще об одной уничтоженной пусковой установке БМ-27. Там же в районе Сватово.

9.Там же в тот же день, была уничтожена еще две пусковых установки.

Кроме того «сепаратистами» была захвачена как минимум одна пусковая установка из состава 27-го РеАП. 23.07.2015 она попала в кадр на ремонтном предприятии ВСН.

Сверх всего вышеперечисленного еще две ТЗМ были захвачены в районе Амвросиевка-Саур-Могила еще в августе-сентябре 2014 года.

Исходя из фото-видео свидетельств 27-й отдельный реактивный артиллерийский полк в ходе боевых действий проходивших на Донбассе с июля 2014 года, по октябрь 2015 года потерял безвозвратно 11 пусковых установок РСЗО БМ-27 «Ураган» 9П140 (10 уничтоженными и 1 взятую противником в качестве трофея), что составляет при штатной численности в 36 машин 30,5%. Если же принять во внимание сведения о том, что штатных 36 пусковых в полку никогда не было, а было 30 машин, то безвозвратные потери составляют 36,6% от наличной матчасти. Плюс к тому потеряно безвозвратно минимум 7 транспортно-заряжающих машин 9Т452.

Позже, в ноябре 2015 огромное количество боеприпасов уничтожено в результате взрыва на объединенных складах ракетно-артиллерийского вооружения «сектора А» ВСУ в Сватово - контролируемой Украиной части Луганской области. Тогда же был полностью уничтожен дивизион 220-мм РСЗО «Ураган» из состава 27-ой Сумской реактивной артиллерийской бригады. Также по открытым данным, тогда было потеряно более тысячи снарядов для «Урагана» и некоторое количество для РСЗО «Смерч». По технике в Сватово потеряны: одна боевая машина 9А52 «Смерч», четыре транспортно-заряжающие машины 9Т234 к БМ 9А52 «Смерч», семь боевых машин 9П140 «Ураган», восемь транспортно-заряжающих машина 9Т452 к БМ 9П140 «Ураган»).
https://rian.com.ua/columnist/20160518/1010164328.html

ПРОТОТИП
Модель построена «по мотивам» фотографий украинской техники, я не нашел детальных фотографий ДНРовского «Урагана», только один размытый снимок из ремонтного цеха, и несколько фото транспортно-заряжающих машин. Поэтому просто закрасил белые полосы ярко-зеленой краской, но надписи ДНР изображать не стал — немного не рассчитал с шириной полос… Да и навыков таких нет, изображать буквы свободной кистью — дело очень рискованное.

СБОРКА и ОКРАСКА
Я не хочу подробно комментировать процесс постройки этой модели, сборка очень трудоемкая, точнее — времязатратная. Особых сложностей не вызывает, но каждая подсборка — кабина, пусковая, шасси — это как целая самостоятельная модель. Куча всякой мелочевки, которая норовит потеряться в процессе… Восемь огромных и тяжелых смоляных колес — это тоже отдельная эпопея. Окраска тоже разделена на несколько этапов, один муторнее другого… Я сделал разные оттенки зеленого для шасси и пусковой. На кабине изображен красно-черный камуфляж ВСУ, а предварительно были задуты и замаскированы скотчем «беременные» полоски. Везеринг — как обычно, без изысков. Опробовал новую штуку — маркер с жидким хромом, для окраски отражателя фары и зеркал. Потрясающая вещь, дает эффект натурального зеркального блеска! Самый последний этап — закрашивание белых полос ярко-зеленой краской.

МАТЕРИАЛЫ:
Trumpeter 01026 — 1/35 9P140 TEL of 9K57 Uragan
Miniarm B35147 — 1/35 Resin Sagged Wheels I-159 for MRLS (BM-27) Uragan
Voyager Model — BR35140 9P140 TEL of 9K57 Uragan Lenses and taillights

Модель продается!

Павел Черепанов

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Ураган" предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35км.

Учитывая принятие на вооружение в 1963 году Полевой реактивной системы М-21, Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения в инициативном порядке в 1963-1964 годах провел поисковую работу с целью исследования возможности создания более мощной системы по количеству взрывчатого вещества в залпе, более дальнобойной, при помощи которой было бы возможно решать в оперативном режиме боевые задачи на дальностях в диапазоне от 10 до 35-40 км.

В июне 1964 года в Министерство Машиностроения на рассмотрение был направлен "Проект полевой РСЗО системы "Ураган" с дальностью снаряда 35 км. В проекте предлагалось система, обладающая высокой маневренностью, скоростью передвижения до 70 км/ч, высокой проходимостью и возможностью открытия залпового огня за короткое время, которая могла бы быть использована для борьбы с живой силой, как открыто расположенной, так и укрытой в сооружениях полевого типа, огневыми средствами, танками, ядерным и химическим оружием и другими целями и объектами противника на дальностях до 35-40 км.

На основании приказа Министерства Оборонной Промышленности (МОП), датированного 28.12.1966 года, в 1967 году была начата НИР "Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работа была окончена в декабре 1967 года с подтверждением возможности получения заданных характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизма задержки раскрытия стабилизатора, механизма отделения, аэродинамических продувок и стрельбы модельными снарядами и рекомендована на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР).

Результаты проведенных работ были одобрены подсекцией №1 секции 1 НТС МОМ и тема рекомендовалась для проведения ОКР после устранения отмеченных недостатков.

Имеются и другие данные, согласно которым в 1967 году было закончено выполнение научно-исследовательской темы и разработан эскизный проект комплекса, подтвержденный стендовыми испытаниями узлов снаряда и пусковой установки, а также испытаниями стрельбой модельными снарядами. В результате проведенных работ сделан вывод о возможности и целесообразности создания комплекса “Ураган” со следующими характеристиками:

Комплекс “Ураган” с приведенными характеристиками превосходил штатную систему “Град” и значительно превосходил известные отечественные образцы, поэтому рекомендовался на проведение опытно-конструкторской работы.

На основании приказа Министра машиностроения и Министра оборонной промышленности от 27 февраля 1968 года №18/94 по основным требованиям в.ч. 64176 (исх. № а/774378 от 30 марта 1968 года) в III квартале 1968г. был закончен разработкой аванпроект комплекса “Ураган”.

Комплекс “Ураган” был предназначен для подавления и уничтожения живой силы и техники противника в местах сосредоточения на дальностях до 35 км.

Комплекс был разработан в составе:

  • неуправляемого реактивного снаряда;
  • боевой машины;
  • командирской машины;
  • транспортно-заряжающей машины.

В результате проведенных работ были получены следующие характеристики комплекса:

Для комплекса “Ураган” была показана возможность и целесообразность создания осколочно-фугасной боевой части, боевой части в специальном наполнении, а также кассетных боевых частей осколочного действия. Эти боевые части рекомендовались для проведения опытно-конструкторской разработки.
По боевым частям для дистанционного минирования противопехотными и противотанковыми минами и огневыми частями было необходимо провести исследовательские работы с изготовлением и испытанием опытных образцов.
В результате выполнения автопроекта была показана возможность применения радиотехнической пристрелки в целях повышения точности стрельбы. В случае применения радиотехнической пристрелки точность стрельбы комплексом “Ураган” могла быть получена не хуже ±1000 м.
Машина радиотехнической пристрелки могла быть создана как в виде самостоятельной командирской машины, так и в виде модификации боевой машины. В последнем варианте для размещения аппаратуры радиотехнической пристрелки должно было быть уменьшено число направляющих.
Вопрос о целесообразности создания в комплексе “Ураган” радиотехнической пристелки требовал дальнейших проработок.
Аванпроект комплекса “Ураган” был одобрен 2 Главным управлением (заключение исх. № I-6226 от 27.II.68г.) и решением подсекции №2 секции №I НТС Минмаша (исх. I-6224 от 4.I2.68г.) и рекомендован для проведения опытно-конструкторской работы.

Также имеются данные, согласно которым с целью устранения указанных недостатков, обнаруженных при проведении НИР, на основании приказа ММ и МОП №18/94 в 1968 году был разработан Аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган" и в сентябре 1968 года работа была рекомендована на проведение ОКР (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (г.Тула) начала 70-х годов).

В 1969 году - начале 1970 года были проведены работы по составлению и корректировке тактико-технических требований на опытно-конструкторскую работу: “Армейская реактивная система залпового огня” “Град-3” (по изменениям начала 1970 года “Ураган”). Вероятно, это и есть ТТТ №0010 войсковой части 64176. В ее состав должны были входить боевая машина, транспортная машина, командирская машина, арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетные осколочного действия, кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должно было приниматься Министерством обороны и Министерством машиностроения по результатам аванпроекта во II квартале 1970 года. В конструкции снарядов должен был использоваться один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ. На стадии эскизного проектирования должны были быть проработаны варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера-тягача МТ-С (см. вариант для РСЗО "Град-3" ("Ураган") и на доработку командирской машины для системы "Град-3" ("Ураган"). Количество направляющих задавалось равным 20 при использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество должно было уточняться по результатам рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривался вариант на колесном шасси грузового автомобиля Краз-253.

Из письма А.Н. Ганичева (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) в в/ч 64176 Елагину (ГРАУ) стало известно, что Минмашем и Миноборонпромом были утверждены следующие организации-исполнители по системе "Град-3":

  • Научно-исследовательский химико-технологический институт (г. Люберцы, Московская область, п/я А-7210) по отработке порохового заряда с системой воспламенения;
  • Завод "Красноармеец" с Государственным КБ... приборостроения (г. Ленинград, п/я В-8475) по средствам воспламенения;
  • Казанский НИИ химической промышленности (г.Казань, п/я В-2281) по вышибному заряду для кассетных головных частей;
  • Завод им. Масленникова (г.Куйбышев, п/я Р-6833) по взрывателю контактного действия для фугасной боевой части и дистанционной трубки механического типа для кассетных боевых частей;
  • Институт "Геодезия" (г.Красноармейск, Московская область, п/я Р-6766) по испытаниям и оценке эффективности боевых частей;
  • НИИ "Поиск" (г.Ленинград, п/я В-8921) по контактному взрывателю для боевого элемента кассетных боевых частей;
  • Красноармейский НИИ механизации (г.Красноармейск, Московская область, п/я А-7690) по снаряжению фугасной боевой части и разрывному заряду для боевого элемента кассетных боевых частей);
  • Орский механический завод (г. Орск, Оренбургская область, п/я Р-6286) по изготовлению корпусов двигателей и боевых частей.

МИНОБОРОМПРОМ:

  • Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина (г.Пермь, п/я Р-6760) по боевой и транспортной машинам;
  • Всесоюзный НИИ "Сигнал" (г.Ковров, Владимирская область, п/я А-1658) по доработке командирской машины.

Работы по созданию системы “Ураган” проводились на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 января 1970 года №71-26 (приказ Министра машиностроения от 28 января 1970г. №33).

На январь-февраль 1971 года с целью проверки мероприятий, связанных с работами по увеличению дальности стрельбы, должны были быть запланированы стрельбы снарядами системы "Ураган" из баллистической установки на лафете МЛ-20 в количестве 30 штук. Должны были быть поставлены снаряды с тремя видами оперения:

  • ножевого типа, с толщиной пера 7мм, и раскрытием перьев под углом 90° к продольной оси снаряда (вероятно имелось ввиду до угла 90°);
  • по схеме снаряда "Град";
  • комбинированного (сочетающего оперение снаряда "Град" и ножевого типа).

При продувках в ЦАГИ вариантов снарядов с тремя видами оперения были получены положительные результаты. Запас устойчивости составлял ~12%.

В письме от 26 апреля 1972 года упоминаются работы по стеклопластиковым трубам для пакетов направляющих боевых машин 9П140 и 9П139.

В 1972 году ТулгосНИИточмаш выполнял работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам типа "Град" и " " (начало работ - 1 квартал 1972 года, окончание - 2 квартал 1973 года).

В 1972 году изыскание конструкции одноканальной системы угловой стабилизации велось по двум направлениям:

  • на основе датчика угловой скорости с использованием газодинамических исполнительных органов;
  • на основании контактного датчика углов с пороховыми импульсными исполнительными органами.

Согласно отчету ТулгосНИИточмаш о работе в 1972 году, в 1972 году были проведены теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации и ее элементов для неуправляемых реактивных снарядов типа "Град" и "Ураган: Были определены основные требования к системе и ее элементам.

В состав одноканальной системы угловой стабилизации входили датчик угловых перемещений, электроннопреобразовательный блок, исполнительные органы газодинамического (или импульсного) типа.

Было определено, что применение одноканальной системы угловой стабилизации в снарядах типа "Град" и "Ураган" улучшает их характеристики по кучности стрельбы в 1,5-2 раза.

На элементы системы угловой стабилизации были разработаны чертежи, изготовлены макетные образцы и опробованы в лабораторных условиях. На момент составления или предоставления отчета выполнялось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для проведения летных испытаний.

В 1972 году, на основании приказа начальника 2 Главного управления Министерства машиностроения от 20 декабря 1970 года №17, ТулгосНИИточмаш выполнял научно-исследовательскую работу по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем типа "Град" и "Ураган" (тема НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей темы, были выполнены теоретические и экспериментальные работы, которые продемонстрировали возможность увеличения дальности стрельбы снарядами систем "Град" и "Ураган" за счет применения прочных материалов для корпуса и высокоимпульсных топлив.

В 1972 году была завершена заводская отработка, и система была представлена на полигонно-войсковые испытания в следующем составе:

  • неуправляемые реактивные снаряды с фугасной (100-105 кг) и кассетной осколочного действия (80-85 кг) боевыми частями;
  • боевая машина 9П140 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т452 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • арсенальное оборудование.

На этапе заводской отработки были получены характеристики системы, удовлетворяющие основным тактико-техническим требованиям:

  • максимальная дальность стрельбы снарядами с фугасной боевой частью - 34 км., с кассетной боевой частью - 35 км.;
  • кучность стрельбы:
    • снаряд с фугасной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/197, по направлению Вб/Х = 1/174.
    • снаряд с кассетной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/261, по направлению Вб/Х = 1/152.
  • Приведенная площадь поражения кассетной боевой частью при условии подхода боевых элементов к цели 85-90°:
    • открыто расположенной живой силы (Еуд. = 10кгм/см 2) - 22090м 2
    • боевой техники (Еуд. = 135кгм/см 2) - 19270м 2
  • Приведенная площадь поражения фугасной боевой частью: боевой техники (Еуд = 240кгм/см 2) - 1804м 2 ;
  • Размер воронки: диаметр 8м, глубина 4,8м.

Количество направляющих боевой машины - 18; время залпа - 9с, возимый боекомплект снарядов на транспортно-заряжающей машине - 1 комплект.

Главный конструктор боевой машины Юрий Николаевич Калачников.

По данным, датированным 1986 годом, РСЗО "Ураган" (в источнике боевые машины БМ-27) состояли на вооружении не только в частях Советской Армии, но и в армии Сирии, а по некоторым данным в армии Ливии.

В настоящее время система состоит на вооружении армий России, Казахстана, Беларуси, Украины, Йемена и Сирии.

РСЗО "Ураган" широко использовалась в боевых действиях в Афганистане, во время которых она применялась для поражения площадных целей, в особенности для нанесения внезапных ударов из-за различных естественных укрытий, а также для огневой поддержки в ходе тактических вертолетных рейдов и операций по уничтожению наземных целей. В начале 80-х она была развернута и применена сирийскими военными на начальном этапе войны с Израилем. Система применялась в Закавказье (по данным на 1991 год), российскими федеральными войсками в Чеченской Республике и во время грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года российскими войсками. В 2014-2015 годах система применялась вооруженными силами Украины (ВСУ) против ополченцев .

На Украине были проведены работы по монтажу артиллерийской части на доработанном под ее монтаж шасси грузового автомобиля КрАЗ-6322 . Время проведения работ неустановлено.

Состав

В состав РСЗО "Ураган " входят следующие боевые средства:

  • Боевая машина БМ 9П140 (см.схему )
  • Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему )
  • Реактивные снаряды
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 "Капустник-Б"
  • Учебно- тренировочные средства
  • Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему ). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

  • безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
  • ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. "рваного" темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению "рваного" темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП — расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

  • с отделяемой головной частью объемно-детонирующего действия.
  • Максимальная дальность стрельбы составляет 35км, для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22км, НУРС 9М27Ф - от 8 до 21км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15км, 9М27Ф - от 8 до 16км.

    Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°С до +50°С.

    РСЗО "Ураган" может транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

    Для организации серийного производства корпусных деталей РСЗО "Ураган" и "Смерч" на предприятиях отрасли были приобретены специализированные станы моделей ППТ-200, ППТ-200С, ППТ-350 и другие, которые по данным на 2005 год успешно использовались на ряде предприятий для производства корпусных деталей.

    Тактико-технические характеристики

    Боевая машина 9П140
    Вес БМ в боевом положении, т 20
    Вес БМ без снарядов и расчета,т 15.1
    Габариты в походном положении, м 9.630*2.8*3.225
    Колёсная формула 8x8
    Количество направляющих, шт 16
    Вращение направляющих, град 240
    Время перезарядки, мин 15
    Запас хода по шоссе, км 500
    Время перевода БМ из походного положения в боевое не более, мин 3
    Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин 1,5
    -40..+50
    Приземный ветер, м/с до 20
    Относительная влажность воздуха при 20..25°С, % до 98
    Запыленность приземного воздуха, г/м 3 до 2
    Высота над уровнем моря, м до 3000
    Реактивные снаряды. Общие характеристики
    Калибр, мм 220
    Масса твёрдотопливного порохового заряда, кг 104,1
    Дальность стрельбы максимальная, км 35
    Дальность стрельбы минимальная, км 8
    Температурный диапазон боевого применения, °С -50..+50
    Диапазон температур кратковременного (до 6 час.) пребывания РС, °С -60..+60

    Испытания и эксплуатация

    В 2002 году Аляжединову Вадиму Рашитовичу была присуждена премия имени С.И. Мосина за работу