Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема урока . Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа.
Цель :
Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
Задачи:
развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
Универсальные учебные действия:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Знание отличительных черт басни
Умения находить мораль, иносказание в басне;
Знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа;
Ход урока
1.Орг. момент
Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок
2. Актуализация знаний
1) Кроссворд (презентация)
2) Работа в паре
1 . Выбери точное определение басни
Краткий иносказательный рассказ поучительного характера
(иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл)
2 . Найди признаки басни
Написана в стихах
Герои-животные
Большое по объёму произведение
Написана в прозе
Содержит мораль
Небольшое по объёму произведение
3. Разложи слова на две группы
Персей, Прометей, Эзоп, Крылов.
3.Постановка цели урока
- Познакомиться с новой басней и новым автором.
4. Повторение изученного ранее материала.
Чтение по ролям.
Давайте дадим характеристику главным героям этой басни.
Какова мораль?
5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица»
Эзоп – кто это?
Эзо́п -древнегреческий поэт- . Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках .
В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С о дним из них мы сейчас познакомимся.
6. Первичное восприятие .
Прочитайте басню Эзопа.
Понравилась басня?
На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.)
Чем отличается? (мораль)
7. Анализ произведения
Что такое мораль? (нравоучение)
В какой форме написана басня? (в прозе)
Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?
Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке)
Назовите героев басни.
Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый)
Лисица? (хитрая, умная)
Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо)
Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.
Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль)
Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы)
Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом )
Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)
Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить».
Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.
Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость)
8 .Работа с иллюстрацией.
Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране.
Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)
Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?
Чему же учат нас эти басни ? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми )
Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.
В чём сходство басен?
Чем отличаются басни?
Работа с таблицей (в паре)
Иван Андреевич Крылов
Форма написания
Композиция
В какой басне легче представить поведение героев?
И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.
Удалось ли художникам передать характеры героев?
Какой представлена Ворона? Лисица?
Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.
Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.
Ответьте на вопросы:
1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?
2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…
3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:
-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.
- Всякий трус о храбрости говорит.
-За глупость всегда приходится расплачиваться.
4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.
Проверьте, что у вас получилось.
Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.
Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни .
Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни .
Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни .
Выполнение какого задания вызвало затруднение?
Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?
Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.
9 .Связь с жпзнью.
Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.
Бессмертные творения Эзопа и Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни)
Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)
Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?
(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)
10 . Рефлексия .
«Ворона и лисица».
Эзоп «Ворон и лисица»
МОУ СОШ №4
Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»
Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и
Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,
Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.
Ход урока.
Организационный момент. Активизация опорных знаний.
1) Фронтальная беседа
Что объединяет этих людей?
Кто такие баснописцы?
Дайте определение басни.
Прочтите мораль басни Эзопа.
В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?
2) Работа в парах.
Взаимная проверка домашнего задания по тетради.
Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.
1) Слушание басни, в исполнении актера.
Кто знает, как называется басня и кто ее автор?
Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа
«Ворон и лисица». Слайд 4
2) Чтение басни учащимися.
3) Словарная работа. Слайд 5.
Прочитайте начало басни.
Как называется эта часть басни?
Прочитайте нравоучение басни.
Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Как баснописец представляет своих героев.
Почему именно эти слова?
В каких словах лисы слышится лесть?
Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
(слушание басни в аудиозаписи)
5) Выразительное чтение басни учащимися.
С какой интонацией?
На какие знаки препинания нужно обратить внимание?
6) Чтение басни по ролям.
Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.
Какие особенности изображения передают характер героев?
Представьте себя на месте героев басни.
Прочитаем басню по ролям.
7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»
8) - Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
9) (слушание басни в аудиозаписи)
Прочитайте мораль басни Эзопа?
Мораль басни Ворон и лисица
«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
10) Сравнение басен Крылова и Эзопа
Басня Ворона и лисица – анализ
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Итог урока.
Что вы знаете о басне?
5. Домашнее задание.
Выучить басню Крылова наизусть.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам - проку не выйдет.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
ЖУК И МУРАВЕЙ
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
БЕДНЯК
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».
Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.
ДВА ГОРШКА
Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».
Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.
БЫК И ЖАБА
Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».
Опасно слабому тягаться с сильным.
КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.