МОЯ БАБУШКА. Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительные, четко очерченные, правильные. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде некогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка сердится. Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко оттенял черные брови и загорелое лицо. Иногда платочек сдвигал набок, и из-под нее выбивалась прядь седых волос. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий сказ. Вот такая она, моя дорогая бабушка.

МОЙ ТОВАРИЩ. Говорят, что лицо – зеркало души человека. И это, в самом деле, так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его радушное открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный мальчик. Лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. Высокий лоб, сверху к которому легенько прилегает зачесанный набок коротко подстриженный густой черный волос. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, будто в полете птичьи крылья. Из-под них смотрят большие круглые, как туманное небо, глаза. Взгляд их умный, добродушный, прямой и откровенный, как у каждого честного человека. И хватит какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, так как постоянно занимается спортом.

Профессия отца. Осуществилась моя давняя мечта. Недавно я побывал у отца на заводе. Мой отец слесарь-оператор, работает в техническом отделе программной обработки. Вот отец принес перфоленту с программой – задачам для станка. Перфолента – это черчение детали, переведенное на язык чисел. Отец быстро переписал программу – задачу в память станка. Моргнув лампой, станок высветил на пульте стройные ряды цифр. Потом потянулся вверх, выбрал, нужен инструмент и перенес его в шпиндель. С негромким жужжанием шпиндель вошел в горловину детали и начал сверлить. На экран высыпались все новые и новые столбики цифр. Это станок рассказывал, что и как он делает. Отец сосредоточенно вычитывал цифры, следя за работой станка. Детали, которые изготовляются, настолько сложные, что вручную их и проверить невозможно. Побывав на заводе, я понял, как много уметь и знать, чтобы работать с наиболее современными станками.

(1 votes, average: 1,00 out of 5)

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Другие сочинения по теме:

  1. Наиболее дорогой человек. Наиболее дорогим человеком для меня есть мама. Она наилучшая в мире! Даже не воображаю нашей семьи без...
  2. Сочинение-описание Внешности человека. Название Бабушка в моей памяти. Чудо-воспоминание возвращается ко мне. Нет уже моей бабушки, но ее глаза, лицо,...
  3. Есть такое народное повествование: однажды маленькая девочка потерялась на ярмарке и стала разыскивать свою маму. Люди начали расспрашивать, как выглядит...
  4. Этим летом я никуда не поехал отдыхать. Мой старший брат закончил школу и готовился к вступлению в университет. Родители работали...
  5. Цель: научить определять стилевые и композиционные особенности текста; находить элементы описания внешности человека; усовершенствовать умения пересказывать текст в сжатой форме....
  6. В нашем 7- Б есть мальчик с интересной фамилией – Черевичкин, а зовут – Виталий. Мы дружим. Вместе ходим в...
  7. Нам задали написать сочинение на произвольную тему. Я долго думала и решила написать о своей любимой бабушке. Зовут ее Вера...
  8. У меня две бабушки, но одну из них я вижу очень редко, только когда летом приезжаю к ней в гости....
  9. Действие рассказа происходит на юге США в штате Джорджия. Глава семейства Бейли хочет повезти своих детей – восьмилетнего сына Джона,...
  10. Сочинение по поэме Г. Гоголя “Мертвые души”. Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно...
  11. Сочинение по произведению Д. Джойса “Джакомо Джойс”. Произведение Д. Джойса “Джакомо Джойс” по жанру – психологическое эссе, которое характеризуется небольшим...
  12. Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой...
  13. Михаил Михайлович Божий известный как мастер портретной живописи, средствами которого старается раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть богатство и значимость этого...
  14. , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три...
  15. Роберт Музиль (1880-1942) – австрийский писатель и драматург. При жизни был мало известен. Главное его произведение – роман “Человек без...
  16. Колокольня, построенная нашими талантливыми предками, и сегодня поражает стройностью пропорций, красотой линий и строительным искусством. Одно из красивейших мест в...
  17. Борьба добра и зла – центральная тема в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. В произведении дни далекого прошлого очень...

Как часто вам приходилось описывать внешность человека, будь то ваш друг, подруга или прохожий? Скорее всего, это случалось не раз. Нередко в разговоре или нам приходится подробно описывать, во что был одет тот или иной персонаж, как он себя вел, какие у него были особенности и характерные привычки. Казалось бы, описание внешности человека - дело довольно простое, но замечали ли вы когда-нибудь, как вам порой не хватает словарного запаса, чтобы красочно и подробно рассказать о персоне? Чтобы в следующий раз не попасть в неловкую ситуацию, попробуем вместе научиться описывать и

Уроки по развитию речи и сочинения на данную тему проводятся в школе в шестом -седьмом классах. В этот период школьников обучают не только правильно и грамотно выражать свои мысли, но и развивают в них такие необходимые навыки как внимательность и хорошая память. Наверняка и вы в средних классах школы писали сочинения по портрету, картине или фотографии. Удавалось ли вам написать работу на отличную отметку? А сможете ли вы это сделать прямо сейчас?

Прежде чем начать описание внешности человека, набросаем небольшой алгоритм действий, с помощью которого работа станет значительно проще. Прежде всего, начните с описания явных признаков, таких, как рост, телосложение, необычные черты во внешности (большие уши, длинная шея, короткие руки, и т. д.). Затем приступите к детальному описанию лица, обратите внимание на глаза, нос, улыбку, веснушки (если таковые имеются). Далее приступите к рассказу о его одежде: цвет, детали, фасон. Одежда многое может сказать как о характере, так и о стиле жизни человека. Не забудьте об упоминании аксессуаров, особенно если рассказываете о женщине.

Описание внешности человека строится не только на перечислении его физиологических особенностей и одежды. К рассказу можно добавить и манеру поведения персонажа, его жестикуляцию, акцент. Быть может, ваш герой обладает необычными способностями. Если их видно сразу, стоит упомянуть и об этом. Безусловно, портрет не будет полным без упоминания о каких-то фактах жизни человека, которые характеризуют его как яркую и интересную личность. Быть может, в его жизни были какие-то моменты, которые наложили отпечаток на его внешность и поведение. Если вам что-то известно об этом, расскажите.

Описание внешности друга или подруги является отличной тренировкой вашей памяти и внимательности. В качестве эксперимента попросите свою подругу покинуть помещение, где вы находитесь, на несколько минут. В это время попробуйте вслух описать ее внешность, одежду, аксессуары, цвет глаз, прическу и прочее. После ее возвращения проверьте, насколько удачным получилось описание внешности подруги. Удалось ли вам вспомнить о таких мелких деталях, как, например, цвет лака на ногтях или наличие заколок на волосах? Если вы справились с заданием, значит, вы не только обладаете отличной памятью, но и хорошо изучили свою подругу за долгое время.

Если вы хотите усложнить испытание, попросите кого-нибудь найти фотографию незнакомого человека в полный рост и показать ее вам. Рассмотрите фото в течение нескольких минут, обратите внимание на все мельчайшие детали. Уберите фото и попробуйте составить подробный и интересный рассказ об этом персонаже. Опишите не только внешность и одежду, но и попробуйте предугадать его характер, привычки, поведение в жизни. Как мы упоминали выше, это можно сделать, судя по одежде, позе, Даже глаза на фотографии могут многое сказать о настроении и характере человека. Основная задача, которая лежит перед вами в этом испытании: не только сделать описание внешности человека, но и научиться строить грамматически правильные, красивые предложения. Эти и другие навыки, обретенные в ходе тренировок, помогут вам в дальнейшем.

Нередко ученикам дают одно интересное домашнее задание: составить описание человека. Что же оно должно включать в себя? В нем должны быть сведения о внешнем облике человека, о его лице, теле, жестах, позе, манерах, а также одежде.

Что главное в описании?

Главная задача при написании подобного сочинения - подметить нечто интересное, необычное, оригинальное в описываемом субъекте. Это может быть связано с особенностями жестов, походки, взгляда, занятий и рода деятельности, с определенным настроением и чертами характера человека. Все это находит отражение во внешности субъекта. Чем живописец отличается от фотографа? Он задается целью передать все самое значительное, на его взгляд, в человеке. Школьник тоже не должен рассказывать обо всем, а только о том, что, с его точки зрения, выделяет данную личность из толпы, свидетельствует о ее оригинальности, лучше всего характеризует ее. Описание человека должно быть интересным. Это очень важный момент.

Почему составлять описания полезно?

Работа над описанием человека приносит свои плоды: ученик становится более внимательным, чутким по отношению к людям, его лексикон пополняется «портретными» словами, которые раньше он почти не использовал в разговоре. В ходе творческого процесса школьники понимают, как посредством рассказа о внешности можно передать сведения о душе человека, выразить собственное мнение о нем. Помимо всего прочего, описывая наружность какого-либо субъекта, ученик готовится к созданию сочинений-характеристик. Это поможет ему в будущем. Необходимо понимать, что описание человека требует серьезного подхода. Не следует относиться к нему, как к чему-то маловажному.

Что может показаться сложным?

Описания могут быть как сложными, так и простыми. Все зависит от того, для чего они создаются и кто является их героем. Конечно, легче описать наружность ребенка или подростка, чем зрелого человека. Сложно рассказать о внешности субъекта, находящегося в некоем необычном состоянии - когда он боится, смеется, удивляется, трудится, торопится и т. д. Основное, что необходимо в данном случае (и что получается не у всех учеников) - это передать изменения в наружности человека в это время. Это действительно многим кажется сложным. Рассмотрим человека.

Пример младшей сестры

"Мою младшую сестру зовут Таня. Сейчас ей год и семь месяцев. Не так давно Таня была еще крошечным созданием, которое постоянно чего-то требовало: то на руки, то спать, то кушать. Малышка часто заливалась слезами, болезненно реагировала на резкие звуки. Выражение ее лица было умиротворенным только в те моменты, когда она была сонной. Тогда Таня напоминала куклу, лежащую в коляске: румяные щеки, разомкнутые губы, расслабленные ноги и руки".

Это описание человека позволяет ясно представить себе маленькую девочку.

"Шло время. И вот уже румяная кукла выросла; сейчас она охотно идет на контакт с окружающими и явно положительно к ним расположена. Таня - самостоятельная девочка. Она пока не может полноценно помогать по дому, но уже сейчас хочет взять часть дел на себя. Девочка всегда радуется приходу гостей, хвастается своими куклами. И каждый, кто посещает наше скромное жилище, оказывается восхищен ею.

Сейчас у Танечки очаровательные синие глазки, густые темненькие реснички, пухлые губки, немного приподнятые бровки. Волосы еще довольно короткие, но уже можно собирать их в хвостики. Их цвет - светло-рыжий. Можно сказать, что это характерное описание русского человека, в данном случае, девочки. У Тани огромное количество всевозможных резиночек. Девочке очень нравится, когда ее заплетают. Сейчас на ней тонкий сарафанчик лимонного цвета. На ее ножках домашняя обувь. Она необходима для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия. Малышка растет модницей. Она обожает надевать мою обувь и одежду. У меня замечательная сестренка, вся семья в ней

Пример сочинения-описания по портрету А. Г. Рубинштейна

"Портрет, на котором изображен российский композитор, дирижер и музыкант европейской величины, создан в 1881 году. Впечатляющая фигура этого человека дана до пояса. Руки Рубинштейна сложены на груди. У него довольно с объемной прической. Фигура композитора, конечно, грузная, однако он создает впечатление оживленного холерика, в котором кипит жизнь. На лице можно заметить ярко выраженные складки у губ, немного нависшие веки и пытливый, твердый, внимательный взгляд, который, кажется, в то же время направлен вглубь себя. И эти глаза, и очертания симпатичных волевых губ, и голова, и скрещенные руки, и плечи - все свидетельствует о том, что у этого человека есть внутренний стержень, что его трудно сломить. Что еще можно сказать о Рубинштейне? Глядя на его руки, понимаешь, что он в данный момент собран, сконцентрирован на какой-то своей мысли. Но больше всего бросается в глаза, конечно, пышная шевелюра, которая, как может показаться, приподнята вдохновением".

Теперь вам известно, как составлять описание портрета человека. Это может показаться сложным, но при желании это доступно каждому.

Ответьте на такой вопрос: если вы увидели незнакомого человека на улице, сможете ли вы через некоторое время описать его внешность? Или, допустим, вы встретили человека, который произвел на вас впечатление, но позже, когда вас попросили его описать, вы не смогли этого сделать. Скорее всего, у вас плохая память на лица. Не бойтесь, у вас есть шанс все исправить. Если вы будете следовать нашим советам, вы сможете улучшить память, и никто не прочитает ваших мыслей!

Шаги

Первое впечатление

    Воспринимайте человека в целом. Начните с какой-то существенной детали, которую легко описать. Какой этот человек: высокий, низкий, худой, молодой или старый? Быстро взгляните на картинку выше, а затем опишите, что вы видите.

    • Один только силуэт человека говорит о том, что он:
      • молодой;
      • среднего роста;
      • коротковолосый;
      • мужчина;
      • повседневно одет;
      • музыкант;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что он играет на электрогитаре.
    • Не нужно слишком много анализировать. Вам нужно только лишь первое впечатление. Процесс восприятия человека может длиться всего лишь несколько секунд. Старайтесь не игнорировать отличительные черты, старайтесь замечать как можно больше. У этого парня огромное тату на предплечье, а у той девушки откровенный наряд - воспринимайте человека мимоходом и принимайте во внимание все детали. Пялиться будете потом!
  1. Начинайте описывать человека, начиная с головы. Посмотрите на волосы вашего любимого человека и дайте им краткую оценку. У него длинные волосы, каре или короткая прическа? Этот человек брюнет, блондин или рыжий? Носит ли он определенную прическу ? Носил ли он ее вообще когда-нибудь? Посмотрите на картинку, а затем опишите все, что вы запомнили о прическе этой девушки.

    • Описать прическу может быть труднее, чем задание с силуэтом, так как в последнем случае встречается большее количество нюансов. Несмотря на эти трудности, с первого взгляда вы должны были запомнить следующие особенности в прическе девушки:
      • она блондинка;
      • у нее длинные волосы;
      • волосы слегка волнистые;
      • может быть, в волосах есть шпильки;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что у девушки голубые глаза.
  2. Оцените телосложение человека. Подтвердите свое первое впечатление и выберите несколько аспектов. Является ли человек накачанным, упитанным, толстым, худым или пышногрудым? Какого цвета его блузка или рубашка? Какого цвета его шорты и юбка? Опять же, старайтесь не вдаваться в подробности - просто составьте общее впечатление. Посмотрите на картинку выше на протяжении пяти секунд и определите, сможете ли вы ответить на поставленные вопросы.

    • Это мужчина или женщина? Не подглядывайте! Постарайтесь ответить на этот вопрос, не глядя на рисунок.
    • Какого цвета волосы человека?
    • Каково его телосложение?
    • Какого цвета его рубашка?
    • Какого цвета оправа очков?
    • Дополнительные очки: отвернитесь от монитора, а затем опишите размытую фигуру на переднем плане. Насколько ваши ответы близки к реальности?
  3. Легче всего описывать ноги человека. У парня в шортах ноги могут быть белее снега, а у девушки в мини-юбке ноги могут отвлекать вас от всего остального. Иногда ваше внимание может привлечь что-то необычное: ампутация, непривычно пухлые или худые ноги или татуировки - не все детали касаются ног как таковых. На самом деле, если вы заметили ноги человека, ваше внимание привлекла какая-то особенность. Например, посмотрите на рисунок выше:

    • Опишите увиденное. Скорее всего, вы запомнили не сами ноги, а одежду, которая их покрывает.
    • Дополнительные очки: сколько моделей носят туфли или сапоги? Ответ правильный - всего одна.
  4. Проще всего заметить туфли. Какие они: новые, ухоженные или потрепанные? Эти детали помогут вам не только узнать человека при следующей встрече, но также узнать его немного получше.

    • Какие туфли на невесте? Дополнительные очки даются в том случае, если вы не подглядывали. Извините за подвох: обувь невесты вообще не видна. Самая приметная деталь на этом рисунке - это теннисные туфли, которые жених носит с костюмом. Скорее всего, вы на это и смотрели, и тем самым отвлеклись от всех остальных особенностей. Дополнительные очки вы получите за ответы на следующие вопросы:
      • Какого цвета волосы невесты?
      • Какой длины волосы жениха?
      • Какого цвета галстук жениха?
      • Какого цвета пряжка на ремне?
  5. Попробуйте ответить на вопросы в обратной последовательности. Начните описывать человека с ног до головы. То, что вы делаете, называется первым впечатлением, которое вы пытаетесь укоренить в памяти путем многократного повторения. Если у вас есть время и вы не боитесь показаться медлительным, просмотрите рисунки по второму кругу.

    Общее впечатление

    1. Отметьте все детали. Вы усвоили основы - теперь пришло время сконцентрироваться на деталях.

      Посмотрите на лицо человека. Даже у близнецов в лице есть различия - именно поэтому все люди на планете уникальны.

      Перейдем к глазам. Посмотрите на брови, какие они - тонкие или кустистые, светлые или темные? У этого человека маленькие или большие глаза? Они глубоко посажены или выпуклые, миндалевидные или круглые? Какие у человека ресницы: длинные, густые и загнутые или, наоборот, редкие, прямые и короткие? Смотрите на рисунок на протяжении трех секунд, а затем отвернитесь и опишите глаза человека.

      • Снова посмотрите на рисунок. Справились ли вы с поставленным заданием?
    2. Нос. Нос человека может быть практически любой формы и размеров. Нос этого человека длинный или короткий, вздернутый или крючковатый? Широкий или узкий? Нос часто определяет общее представление о внешности человека, ведь угол рассмотрения имеет первостепенное значение (профиль или анфас).

      • Вам начисляются дополнительные очки, если вы можете описать глаза и нос человека, взглянув на него только один раз. Мега-бонус - если вы можете описать нос блондинки, изображенной в начале этой статьи.
    3. Рот. Это самая выразительная часть человеческого лица, и этот факт трудно отрицать. Когда человек смеется, злится или кричит, форма его рта меняется в зависимости от эмоций. Не имеет значения, что испытывает человек: есть пара деталей, которые можно выбрать. Какой у него рот: большой или маленький? Какие губы: пухлые или тонкие? А может быть, у человека губы бантиком? Насколько четко выражен этот бантик?

      Старайтесь замечать все отличительные особенности. Такие детали, как родинка или родимое пятно, шрам или тату помогут вам вспомнить человека. Если вы видите такие особенности, отметьте их для себя.

      • Отвернитесь от монитора и схематически набросайте татуировку девушки на бумаге. Когда вы справитесь с заданием, воспользуйтесь возможностью заработать дополнительные очки - опишите все, что вы помните о девушке.
    4. Обратите внимание на движения человека. Спросите себя: быстро или медленно он двигается? Этот человек неуклюжий и двигается шатаясь или уверенно, с высоко поднятой головой?

      Мнемонические приемы

      1. Вам все еще трудно описать внешность человека? Иногда люди используют словесные и зрительные ассоциации, чтобы запомнить внешность человека. Вот несколько примеров такой техники:

        Отличие от общего фона. На рисунке изображена женщина с длинными белокурыми волосами. Если эта черта не бросается вам в глаза, прибавьте к описанию фон: поле золотых колосьев.

        • Подумайте о длинных золотых колосьях. Вы свели две ассоциации в одну, и каждая из них подкрепляет другую.
      2. Крепкий как камень. В этом примере мы не наблюдаем ярких деталей, но рисунка явно достаточно для того, чтобы привязать его к общему фону. На заднем плане мы видим твердую кирпичную стену. На переднем плане изображен молодой человек, который настолько же крепок, уравновешен и тверд, как и эта стена. Воспринимайте прочность как конкретную характеристику этого рисунка, и у вас в уме сформируется определенное представление, которое никуда не денется.

      3. Глаза - такие же глубокие, как воды океана. В этом случае можно применить тот же прием: выберите какую-то деталь на заднем фоне, которая характеризует весь рисунок. Здесь можно применить парочку простых мнемонических приемов:

        • Какого цвета ее глаза? В 1492 году Колумб покорял «лазурные воды океана»! Конечно же, ее глаза цвета морской лазури.
        • Добавьте к первому методу мнемонические приемы, приведенные во второй части статьи.
      4. Придя домой, запишите все, что вы помните о человеке, даже самые очевидные или тривиальные детали. А сейчас посмотрите на фото (если вам удалось его сделать). Правильно ли вы описали человека?
      5. Регулярно повторяйте это упражнения, и вы обнаружите, что способны не только описать внешность конкретного человека, но и характеризовать окружающих его людей.
    • Соблюдайте последовательность, в которой вы запоминаете основные внешние черты, и вам станет легче их запомнить.
    • Не нужно пристально разглядывать человека - это невежливо. «Осмотр» человека с головы до ног может привести к скандалу, особенно если рядом с вами находится любимый человек, который такой же наблюдательный, как и вы.
    • Попытайтесь отметить наиболее заметную черту человека. Отступите на шаг назад и отметьте то, что вы заметили в человеке в первую очередь. Это может быть яркий цвет волос, огромный рост или странная деталь в одежде. Определите эту особенность, и впоследствии будет легче выделить этого человека из толпы.
    • Включите цвета. Цвет одежды, обуви, глаз, волос и кожи помогут освежить память.

    Предупреждения

    • Если длительно и пристально смотреть на человека, это может быть воспринято как признак агрессии. Ловите момент, и вы будете в безопасности и сможете с легкостью запомнить человека.
    • Не добавляйте лишних деталей.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.