Холопы как категория древнерусского населения

В качестве социального явления «холопство» смогло просуществовать до самых петровских времён, когда царь Пётр молодого государства Российского решил отменить его собственной высочайшей резолюцией. В принципе, холопство являлось формой рабства и естественным социальным положением всего несвободного населения в каждом из многочисленных отдельных княжеств Древней Руси. Однако, положение холопа было довольно неплохим по сравнению совсем несносным положением челядина, так как хотя холоп и имел своего господина, но тот являлся так сказать «своим» - той же веры, славянской крови и рождённого на русской земле. А вот челядь (далее дословно из письменных источников): «… вообще, тьфу, чужеземная погань, захваченная в плен в многочисленных кровопролитных походах и войнах».

Таким образом, нам становится предельно понятно и без знаний чётких правовых норм того временного периода, что к своим землякам (даже к рабам) отношение было куда гуманнее, чем к тем же людям, но имеющих иностранное происхождение.

Источники холопства в Древней Руси

Холопство возникало обычно в двух случаях. В первом случае это было добровольное рабство, а во втором – насильственное обращение в рабы. В последнем случае обращение в холопы происходило по определённым причинам, самой распространённой из которых являлся в то время военный плен. Ведь одной из основных целей военных действий было пригнать из захваченного княжества как можно больше пленников для их дальнейшего использования в строительстве или для продажи.

Второй самой распространённой причиной по которой свободного человека могла ждать участь холопа являлось совершённое им определённое преступление. Князь, разгневанный на преступника имел право полностью отобрать всё имущество виновного человека, а его самого вместе с семьёй обратить в холопы.

И, наконец, как многие полагают, самой распространённой причиной определения свободного человека в холопы была неспособность лица отдать долги. Если должник не имел возможности выплатить долг кредитору, то тот в свою очередь мог взять его в холопы, что почти всегда и выбирали такие кредиторы. Конечно же, если кредитора не устраивал такой поворот, то мера наказания за неуплату могла быть другой.

Рождение от несвободных родителей являлось ещё одной из причин по которой человек считался холопом. Родители-холопы не могли родить свободного ребёнка.

Также человек мог продать себя в добровольное холопничество при свидетелях в любой момент.

Стоматолог Шпак из «Ивана Васильевича» имел все основания считать слово «холоп» в свой адрес ругательным. Хотя оно не рассматривалось на Руси как настоящее оскорбление, но обозначала человека, находящегося на нижней ступени социальной лестницы.

Рабы в феодальном обществе

Стадия рабовладельческого общества в славянской истории отсутствует. Но рабы (несвободные люди, не имеющие права распоряжаться собственной судьбой) на Руси были. Называли их либо холопами, либо челядинцами. Второе слово, по мнению большинства историков, относится к несвободной домашней прислуге и дворовым работникам из числа военнопленных. Холопы же – родных, славянских кровей. Женщина-холопка и вовсе именовалась «робой», что дает точное представление о ее статусе.

Стать холопом можно было несколькими способами.

  1. Родиться им. Дети «робы» становились холопами и принадлежали хозяину матери.
  2. Превратиться в него по браку. В «Русской Правде» сказано: «По холопу роба, и по робе холоп».
  3. Быть наказанным таким способом за совершенное преступление (собственное или главы семьи).
  4. Быть проданным для возмещения ущерба кредиторам при неуплате в срок долга.
  5. Совершить самопродажу. Такие вещи случались массово в голодные годы.
  6. Принять определенную должность, обычно тиуна (управляющего имением) или ключницы (домоправительницы). Такое холопство не распространялось на семью, но зато этим способом холопами становились даже представители знатных семейств. Так, Малуша, мать Владимира Великого, считалась «робой» а он сам – «робичичем», поскольку женщина была ключницей в доме Ольги. Но Добрыня, брат Малуши, был человеком влиятельным…

В некоторых случаях (самопродажа, брак, принятие должности) закабаляемый мог изначально оговорить для себя определенные привилегии: право выкупиться, срок холопства и тому подобное.

Официальный статус

«Русская Правда» дает четкое понятие о статусе холопа. За его убийство хозяин не несет никакой ответственности – вольно ему портить собственное добро! За убийство же «без вины» чужого холопа виновный платит не виру за смерть, а штраф за порчу ценного имущества (причем «роба» ценилась дороже мужчины – следовало компенсировать недополученное от нее потомство). За преступление же, совершенное холопом, отвечал его господин. Таким образом, холоп не был юридически человеком, а выступал объектом права, вроде домашнего скота.

Владели холопами обычно зажиточные феодалы, но словосочетание «смердии холопи», упомянутое в «Правде Ярославичей», позволяет допустить, что холопы могли быть и у богатых крестьян.

Различали «больших» и «меньших», а также полных «обельных» и временных холопов. К числу «больших» принадлежали тиуны, ключники, и прочие ответственные слуги. Часто их холопство было формальностью, они владели имуществом, совершали сделки, и даже сами имели холопов. «Меньшие» – обычные люди, чаще они выполняли домашнюю и хозяйственную работу на усадьбе.

«Обельный» холоп мог обрести свободу только по воле господина, даже на выкуп требовалось его согласие. Его можно было продать, подарить, убить. Но должник или голодающий мог «податься в холопи» временно, обычно до отработки долга или на определенный срок. Для голодающих таковой устанавливался в год. Затем такой холоп мог стать свободным. Естественно, нарушались эти правила очень часто, ибо прав тот, у кого больше прав.

Холопство существовало на Руси до петровских времен. Статус этой группы неоднократно менялся, постепенно сближаясь со статусом зависимых крестьян. Петр Великий отменил холопство, уравняв положение всех зависимых людей.

Когда говорится о рабстве и о рабах, то первая ассоциация, которая возникает, - это в Древнем Риме и Греции. Сразу же перед глазами встают образы Спартака и других гладиаторов. Однако рабы были и на Руси, и это отнюдь не крепостные. Их своеобразно называли словом “холоп”. Это были люди, которые не имели абсолютно ничего. Поэтому им приходилось ради куска хлеба гнуть спину перед хозяином и выполнять все его прихоти. Такие взаимоотношения между господином и слугой-рабом были в Их хозяин мог бы “посадить” на землю, и тогда он превращался в

На Руси холоп - это либо взятый в плен солдат вражеской армии, либо человек, задолжавший большую сумму и не имеющий возможности расплатиться. Данный статус также приобретался после женитьбы или замужества с рабом. С 1722 года все холопы стали называться крепостными крестьянами. Это, в принципе, ничего не изменило в их жизни. Их могли продать, купить, подарить и т. д.

Часть населения феодальной России с 10-го по 18-й век, не владевшего кровом и каким-либо имуществом и для поддержания своей жизни вынужденное выполнять любую работу в хозяйстве своего феодала, называлась холопами. Во время войн, особенно междоусобных, проводимых с целью присвоения чужого имущества и завоевания новых территорий, эти люди автоматически превращались в рабов. Пленные люди и скот рассматривались завоевателями как наиболее ценная добыча. У каждого землевладельца имелись огромные свободные территории, и для их возделывания, естественно, нужна была рабочая сила. Нею становились пленные. Т. е. на Руси считалось, что холоп - это в первую очередь бесплатная Эти люди были вовлечены как в домашние, так и в земледельческие работы.

Права холопов на Руси

Данная часть населения находилась в полной зависимости от своих господ. Они не обладали самостоятельными юридическими правами. Тем не менее не все холопы находились в одинаковом положении. Некоторые из них назывались тяглыми крестьянами. То есть холоп - это человек, который на своих плечах несет всю тяжесть государства.

Положение холопа с юридической точки зрения

Он считался вещью, т. е. частной собственностью, как и остальное имущество: недвижимость, утварь, скот и др. Поэтому за его действия и поступки должен отвечать его хозяин. Однако в том случае, если холоп нанесет личную обиду свободному человеку, то в отместку обиженный может убить его. Холоп, ставший свидетелем какого-либо преступления, не мог быть призван в суд для дачи показаний. Хозяин мог убить его, однако если кто-то другой убивал раба, то платил его господину штраф.

В судебнике за 1550 год введены ограничения. Согласно им, сын раба, рожденный до приобретения отцом статуса холопа, считался свободным, и отец не имел права продать его в рабство. Если человек становился рабом в результате пленения и ему удавалось бежать из плена, то он снова приобретал свободу. Он также освобождался от холопства после смерти своего хозяина. А бывали и такие случаи, когда свободные люди, неспособные прокормить или защитить себя, добровольно переходили в рабство. В 17-м веке вышел указ, препятствующий этому.

Либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср. собират. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Неволя холопу, воля господину. Перед Богом все холопы. Пьян холоп, царю виноват. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холоп на боярина не послух (т. е. не свидетель). Холоп на холопа послух. По муже раба, и по рабе холоп (стар. о браках вольных с крепостными). Чванится, как холоп на воеводском стуле. Старый холоп, старый пес: со двора долой либо под лавку (негоден). Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет, однодворец. || Холоп или хлап, в картах, валет. || Служка, васька, разувайка, род косой скамеечки для разувки сапогов. || Заводск. железный брус, вкладываемый при ковке якоря в проушину наковальни, для удержанья сношенных частей, при сварке. Холопка, хлапка. крепостная, дворовая женщина. Холопов и холопкин, что лично их; холопий, к ним относящ. Холопский, холопам свойственый, что в их обычаях. Наше дело холопье, мы не вольны в себе. Холопий приказ, стар. ради суда между господами и их холопами. У него какая-то холопская ухваточка. Похвальба не холопское (а дворянское) дело. Холопить кому, стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты. || - кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе. А ныне они людей себе похолопили, присвоив. Холопенье, холопка, действ. по глаг. Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье; || принимать лакейские привычки. Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество; || собират. холопье, холопы. Все холопство собралось, лакейство. Из холопства взять - будут пересмехать. -вовать, быть или служить холопом. || - кому, перед кем, раболепствуя холопски угождать, подличать; холопничать. -ничанье, действ. по знач. глаг. Он холопничаньем в люди вышел. Холопай, -пайка, бранное слуга, служанка.

Толковый словарь Даля

ХОЛОП: человек , готовый на все из раболепия, подхалимства, холуй N2 Deprec
- ХОЛОП: В Древней Руси:
человек, находящийся в зависимости, близкий к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга

Толковый словарь Ожегова

Холоп - , холопа, мн. холопы, холопов, и (устар.) холопья, холопьев, а холопи, холопей, м.
1. В древней Руси - раб (истор.). Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга. В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов. Я князей Утятиных холоп. Некрасов. Саньку не отдадим за деревенского холопа кабального, - найдем в Москве купеческого сына. А. Н. Толстой. Я холопям потакать не намерена. Фонвизин.
2. перен. Человек, пресмыкающийся перед кем-н., готовый на всё из раболепия, низкопоклонства (презрит.). что нужды мне в торжественном суде холопа знатного, невежды при звезде. Пушкин.
3. Валет, то же, что хлап (старин.).
4. Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для;

Толковый словарь Ушакова

1. м.
1) а) Тот, кто в Древней Руси находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству. б) Дворовый , крепостной слуга. в) Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него.
2) перен. Тот, кто пресмыкается перед кем-л., кто готов на все из раболепия, низкопоклонства.
2. м. устар. Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для задника, использовавшееся при снимании сапог.

Толковый словарь Ефремовой

Холопство — это важный институт Древней Руси. Оно существовала несколько веков и было окончательно искоренено лишь при Петре Первом. Причем многие законы, касающиеся отношения господ к холопам, кардинально менялись несколько раз.

Социальные категории в эпоху Киевской Руси

Основным источником знаний о взаимоотношениях людей с различным правовым статусом в Древнерусском государстве является Русская Правда. Это древний сборник законов, который был написан в 11-м веке, разделяет всех жителей на следующие категории:

  • знать, состоящая из князя, старших дружинников-бояр, огнищан, тиунов и старшего княжеского конюха;
  • свободные жители, включая русина (младший княжеский дружинник), гридина (дружинника), купчину (торговец), мечника (сборщик штрафов), изгоя (человек, изгнанный из общины), словенина (рядовой житель мужского пола, которого еще называли мужем);
  • зависимое население, состоящее из смердов (зависимых крестьян) и рабов.

Варианты возникновения холопства

Рабами становились добровольно или по принуждению.

В первом случае такой статус являлся следствием:

  • брака с рабом или рабыней;
  • продажи себя при свидетеле за деньги;
  • поступления на службу в качестве тиуна или ключника.

В таком случае считалось, что холоп — это раб, который является полной собственностью господина. Однако в случае брака мог быть заключен специальный договор, по которому новый зависимый человек получал некоторые права в обход существующих норм.

Что касается случаев насильственного обращения в холопы, то их причиной были:

  • пленение во время войны с иноземцами или при захвате соседних русских земель;
  • наказание за убийство, конокрадство и поджог;
  • рождение в семье рабов;
  • неуплата долга.

В то же время насильственные холопы в Древней Руси — это не обязательно пленные, должники, преступники или рабы по рождению, так как законам, действующим в те времена, князь мог лишить статуса свободных людей также жену и детей преступника.

Как еще можно было потерять свободу

Как свидетельствует Русская правда, обельный холоп — это “полный” раб, который не может поменять свой статус никакими способами, кроме как по доброй воле господина. Кроме перечисленных вариантов холопом становились и тогда, когда в неурожайные годы свободные люди отдавали в рабство своих детей, дабы спасти их от смерти, или просили закабалить себя в обмен на “кусок хлеба”.

Роль духовенства

После Крещения Руси возник закономерный вопрос, как сочетается христианское “Возлюби ближнего” с отношением к холопам, которых князья или бояре, например, могли продать или убить и не понести за это никакого наказания. Со временем духовенство стало активно заниматься увещеваниями князей с тем, чтобы облегчить участь рабов. В частности, они просили не лишать холопов жизни и наказывать их лишь ударами лозы.

Московский период

Если холопы в Древней Руси — это в основном церковная или государственная собственность, принадлежащая князю и боярину, или те, кто продали себя в рабство, то в 16-м веке появилась новая форма рабства. Она не являлась наследственной и прекращалась со смертью господина. Такие рабы, или кабальные холопы — это те, кто обязывался служить в счет погашения процентов займа, они могли выкупиться в любой момент. В московский период положение рабов настолько улучшилось, что даже некоторые служилые люди, посадские и сельские тяглые, будучи свободными, стремились поступить на такую “службу” к какому-нибудь господину. Дело в том, что по тогдашним законам холоп - это несвободный человек, который не был обязан платить подати и становиться ратником во время войны, в отличие от представителей остальных категорий населения. Масштабы этого явления были настолько велики, что царь Михаил Романов даже увидел в этом угрозу безопасности государства, в том числе в экономическом плане. В результате был издан указ, запретивший “принимать в холопство”. Кроме того, произошли значительные изменения и в других правовых нормах. В частности, по московским законам за уголовные преступления холопством уже не наказывали, с 16-го века в постоянное рабство не брали и за долги. Так как плен также перестал являться причиной бессрочного лишения свободы, в этот период холопы полные — это только лишь отпрыски несвободных родителей.

Специальный суд

Около 1500 года в Москве был основан специальный холопий приказ. Он ведал делами, касающимися таких вопросов, как освобождение рабов, переход к новому владельцу посредством продажи или другим путем. Также данный орган ведал добровольным поступлением в холопство и всеми делами по преступлениям рабов, в случаях, если они имели отношение к нарушению общегосударственных законов. Интересно, что во время бунта в 1682-м году холопий приказ был разгромлен, и стрельцы уничтожили все документы на рабов, принадлежавших боярам. После подавления волнений его восстановили, и он просуществовал вплоть до 1704 года, после чего дела, находящихся в его компетенции, стали передаваться в московский судный приказ.

Возникновение крепостничества

При царе Алексее Михайловиче холоп — это представитель все еще многочисленной категории населения. Однако после того как был учрежден институт крепостничества, закрепивший бессрочную прикрепленность крестьян к земле, которую они обрабатывали, “господа” стали проявлять меньшую заинтересованность, например, в покупке таких добровольных рабов. В то же время возникло так называемое служилое холопство, представители которого могли достигнуть, скажем так, карьерных вершин за верность. Остальные же рабы данной категории постепенно смешивались с крепостными.

Исчезновение холопства

Во второй половине 17-го века было принято несколько указов, уравнявших кабальных холопов с крепостными. Вместо такого разделения была введена новая система, по которой крестьяне, задворные, бобыли и деловые люди объединялись в одну категорию, а дворовые люди — в другую. Главная разница между ними заключалась в том, что за проступки представителей второй категории ответственность несли господа. При этом дворовые являлись нетягловыми.

В 1718-м году Петр Первый повелел произвести ревизию, включающую перепись всех лиц мужского пола, занимающихся сельским хозяйством. Вскоре ему донесли, что помещики, стремясь снизить налоговое бремя, указывают в своих списках только крестьян и не записывают дворовых. Тогда сенат издал новый указ, по которому плательщиками подушного оклада становились все: и крестьяне, и городские дворовые. Таким образом, с этого момента холопы в юридическом отношении были приравнены к крепостным крестьянам. Это означало, что этот исконно российский прекратил свое более чем 700-летнее существование.

Теперь вы знаете, кто такой древнерусский холоп, как его статус изменялся на протяжении веков, а также какие юридические нормы регулировали взаимоотношения между ними, господами и государством.