«Найти себя без поиска», .

Привет, дорогая

Я часто пишу и говорю о предназначении и о том, как найти себя. Я получаю много положительных отзывов и благодарностей о своих и о . Но когда-то я получила такое письмо, о котором постоянно вспоминаю.

Одна прекрасная девушка написала, что она не может ответить на 90% вопросов в воркбуке. А это ведь не проверка знаний по тригонометрии, это способ вспомнить, что мне нравится, что я люблю, как это быть собой.

Поэтому отличным решением будет изучение своего тела. Как? Например так:

  • Йога . Только важно выбрать хорошего инструктора. Как это сделать, я писала . Хороший инструктор всегда научит чувствовать, как во время асаны одни мышцы полностью расслаблены, другие напрягаются, а какие-то растягиваются.
  • Если йога по каким-то причинам не подходит, можно выбрать пилатес или растяжку . Замедленные тренировки, когда важно не спешить, а детально следить за собой, тянуть, работать со своими границами, дышать тем местом, где пробуждается боль, отпускать эту боль на медленном выдохе.
  • Каждодневное внимание к телу. Не обязательно идти в спортзал, чтобы учиться понимать себя. А еще лучше совместить эти пункты. Просто в течение дня постоянно обращай внимание к телу: может где-то чувствуется зажим или боль, холод в стопах или жар в щечках. Где какие ощущения? Они тебе нравятся или не очень? Если нет, что ты можешь сделать, чтобы тебе стало комфортней: одеть теплые носки, выпить горячий чай, потянутся или просто полежать 5 минут? Каждый день. Постоянно.

КАКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ МОГУТ ПОМОЧЬ:

Цель письменных практик тоже направлена на то, чтобы вспомнить кто Я, через понимание, что мне нравится, а что нет, что я сейчас испытываю и хочу ли я это продлить.

Купи красивый блокнотик и начни каждый день в нём писать. Например, можно прописывать ответы на такие кажется незамысловатые вопросы:

  • что ?;
  • самая красивая и добрая мысль за день;
  • три вещи, которые подняли настроение;
  • вот что потрепало мне нервы;
  • три вещи, которые меня сегодня нервировали;
  • насколько я доволен жизнью;
  • моё настроение какого цвета.

Могу также предложить несколько готовых результатов:

Тема поста совсем не из простых. И то, что расписано выше, - это выводы, которые я смогла сделать на своём пути развития и понимания себя. Хотя я верю, что многое еще впереди, и со временем я смогу написать другой пост с новыми инсайтами и рекомендациями.

И конечно же мне очень хочется получить обратную связь от тебя, чтобы лучше разобраться в таком интересном вопросе. Понимаешь ли ты себя и свои желания? Что тебе помогает быть на связи с собой?

Буду рада, если пост был полезен. Если это так, поделись им в соц сетях;)

Желаю каждой из нас чувствовать свой сильный внутренний стержень, который не позволит изменять себе.

С пожеланием счастья,

Этот пост один из самых популярных. Что сказать, это и самый частый вопрос у меня на консультациях. Прочитали пост больше 50 тысяч, а сколько из этих тысяч начали что-то делать и менять?

Я знаю, иногда нам надо, чтобы кто-то протянул руку помощи, а еще лучше обнял и поддержал на пути к себе. Для этого я создала марафон «Найти себя без поиска», второй поток которого стартует 25 февраля 2019 г. Подробнее о нём .

И если хочешь всегда оставаться на связи, подписывайся на обновления в или в . Я буду очень рада нашему близкому общению;)

You might also want to read

Экология потребления.Психология: Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так...

Сознаете ли вы, что в своей крайней точке это состояние смертельно опасно?

Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т.п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет.

Результаты неудовлетворения потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

Потребность в любви – самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никогда никем и никак.

Он начинает искать источник страдания , и находит: это его собственные желания , и чем больше он хочет, тем больше он будет страдать.

Так начинается путь «избавления от желаний».

Он учится забывать о своих чувствах и нуждах. Чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться: это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами (уже в 2-3-4 года они начинают читать и считать). Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научится оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

2. «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно… Они нечувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

3. «Я не имею право просить, требовать, даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»). «Я никому не нужен», «Меня никто не любит». (В это просто невозможно поверить).

4. Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости (как компенсаторное поведение) и самозабвенное прилипание к человеку. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе. И под всем этим - страх чувств, страх злости, и много отчаяния; сильнейшая борьба между импульсами любви и ненависти.

Это описание характера депрессивного человека.

Его 2 основные проблемы:

1) хроническое неудовлетворение потребностей,

2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ...

Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата.

Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.


Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача "выучить текст" не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых "истин".

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

Как заметить ранние признаки депрессивности у других

Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так. Часто (особенно в молодом возрасте) это очень милый, отзывчивый, общительный и обаятельный человек. Он редко обижается, он всем доволен. Он без труда найдет, как оправдать неблаговидные поступки других людей.

Истинный критерий прост: если он близок к вам, вы никогда не услышите от него прямых требований любви и внимания, требования остаться, если вы уходите, требования изменить ваши планы, если вы хотите что-то не то, чего он ожидал. От ваших искренних признаний в любви он будет либо сбегать (обесценивать, не замечать, игнорировать, хитро отклонять), либо плакать, если сбежать не получится. Потому, что это очень больно – понимать, как сильно ему нужна любовь, которой так долго нет. Как давно мир «должен» ему любовь… опубликовано

Судьба человека- путь проб и ошибок, самообразования и прочих шагов. Все могу, все хочу, но как понять какой выбор сделать?

1. Берем два часа своего времени (безраздельного, личного и спокойного) и садимся за стол

Это важно. Не на диван, не на скамейку, а за стол. Выписываем все, чем нравится заниматься, что интересует. Пусть это будет даже поток мыслей. Важно написать ВСЕ.

А теперь бумажку отложите, идите спать. На следующий день трезво посмотрели, проанализировали, вычеркнули откровенный бред. Теперь уже проще - есть основа и пути направления.

2. Прочитать, послушать, посетить

В течение недели-двух попробуйте прочитать/послушать/посетить несколько мест/мероприятий, связанных с выбранными сферами. Вдохните местный воздух, почувствуйте атмосферу.

3. Что не нравится?

Пойдем от обратного и таким же путем решаем что нам НЕ нравится делать. Например, придите на работу к маме/папе/другим родственникам и поймите - ваше или нет. Увидели? Не нравится? Гуд. Уже что-то есть.

4. Стажировка

В любой конторе/журнале/месте работы вашей мечты всегда требуются стажеры/волонтеры. ВСЕ ТАК ПРОСТО. Именно. Нужно всего лишь набрать номер телефона инстанции и спросить об условиях стажировки. Попытка - не пытка. Такой опыт как нельзя лучше "отрезвит" ваши представления о будущей работе и даст понять "оно" это или нет.

5. Путешествуйте много и часто, если есть возможность

Замкнутое пространство, один и тот же круг друзей, общения часто заводит нас в тупик. У тебя в голове происходит взрыв, всплеск вдохновения, энергии. Ты видишь как живут люди далеко и близко, чем они занимаются.

6. Общайтесь с людьми старше себя

Возраст здесь не столь важен, как важен жизненный опыт. Особенно опыт тех, кто уже успешен в своем деле и чего-то достиг. Спрашивайте совета, интересуйтесь.

7. Клуб по интересам

Существует куча организаций для студентов/молодежи не только по интересам, а и общего, так сказать, направления. Там вы можете найти единомышленников - раз, хорошо провести время - два. Три - зачастую люди вокруг нас дают нам понять кто МЫ есть на самом деле.

8. Читать много

9. Хоть и девятый, но очень важный момент(!)

Пожалуйста, думайте своей головой. Не мамы/папы/семьи/тети по маме папы, а своей. ВАМ жить и любить то, чем вы занимаетесь. Это - ваши амбиции, жизнь.

10. Заводите контакты

Это называется нынче "нетворкинг"(от "network","сеть"в переводе с англ.). Ваши интересующиеся и способные сейчас друзья - в будущем успешные люди, предприниматели, специалисты. Будьте вежливее со всеми. Правда старайтесь помочь другим, когда есть возможность. Такие взаимоотношения с людьми - это и есть кирпичики будущего. То, что вы делаете сейчас - Вы потом.

11. Умеем расслабляться

Нельзя все время напряженно искать свое призвание. Подумали? Не идет? Берем паузу и просто отдыхаем.

12. А вот тут загвоздка (см. пункт 9) - слушайте родных и близких

13. Тест

Пройдите тест на профориентацию. Я не смеюсь сейчас. Тысячи психологов и других специалистов не просто так разрабатывали подобного рода тесты. В каждом вопросе и вашем на него ответе есть смысл. Следовать ли результатам теста или нет - ваше право.


14. Выдыхаем, осталось немного

Итак, пробуем выйти из своей зоны комфорта и заняться тем, чего раньше не пробовали. В неделю придумываем таких 2-3 занятия максимум и расширяем кругозор. Представьте, что вы - подопытный кролик и врач одновременно. Наблюдайте за своей реакций на те или иные предметы/активности/занятия. Делайте выводы.

15. Последний и самый важный

Приготовились? Будьте собой. Серьезно. Перестаньте кого-либо копировать, если делали это раньше. Чей-то опыт может вам не подойти, чьи-то взгляды могут расходиться с вашими и это нормально. У каждого свой путь. Важно пройти его самому от начала и до конца.

Комментариев нет

Что делать, если не знаешь, чего хочешь? 6 способов понять

Я не знаю, хочу ли я писать эту статью или нет, но все же напишу. Иногда я просто ощущаю, чего конкретно хочу: спать, читать, обнять ребенка, написать книгу, поехать в Питер, создать приют для бездомных животных. А иногда… Если честно, то я вру! 🙂 Я знаю, чего я хочу почти всегда (за исключением, пожалуй, выбора того или иного йогурта в супермаркете). Не знаю чего хочу — это не про меня.

Но раньше было по-другому. Помню, что в детстве бывали такие моменты, когда я чувствовала, что мне скучно, но не знала чем себя занять, чего бы интересненького поделать. Я сидела и думала: «Чего я хочу? Ну чего я хочу?». И часто ответом самой себе было: «Не знаю…». Тогда я устав скучать бежала к взрослым и спрашивала: «Что мне сейчас поделать?». Те предлагали варианты, и иногда я действительно начинала заниматься предложенной деятельностью (рисовать, гулять, вышивать, читать), а иногда по-детски обижалась и расстраивалась, потому что предложили «не то».

Да, я сама иногда не знала, чего хочу. Но в одном случае советы взрослых могли меня заинтересовать (т.е. подсознательно я хотела делать что-то конкретное, только не могла понять это, разобраться в себе). В другом же случае предложенные занятия были мне абсолютно не интересны, и я отвергала их, по-прежнему не зная, чего хочу. Но: я уже знала, чего не хочу в тот момент. Так что делать, если не знаешь, чего хочешь? Как понять, чего хочешь на самом деле?

Вообще-то, все наши «хотения» имеют разную весовую категорию. Ну, известный всем пример: замуж или семечек. Поэтому, задавая себе мучительный вопрос, вынесенный в заголовок статьи, отдавайте себе отчет о глобальности «хотелки» или «хотелок». Конкретизируем их, это облегчит нам задачу. Вы не знаете, чего хотите. Это связано с сегодняшним днем, его мероприятиями? Или имеет отношение к более отдаленным целям (например, выходить или не выходить замуж, поступать в «мед» или «пед», переехать в другой город). Или тут просматривается еще более глобальная перспектива, вызванная экзистенциальным кризисом? Идем дальше?

1 вариант: пойдем от противного…

Если трудно понять чего хочешь, может быть, будет легче определить, чего точно не хочешь? Это конкретизирует оставшиеся доступными варианты, и из них будет легче сделать выбор. Например, сегодня я точно не хочу никуда идти. Это значит, что я хочу провести день дома – для начала уже хорошо, осталось найти чего хочется в рамках домашних занятий. Или: я точно не хочу поступать в ВУЗ на техническую и экономическую специальность. Вот, вариантов стало меньше, но они гораздо конкретнее!

2 вариант: представьте себе, представьте себе…

Если не знаешь, чего хочешь, можно сделать вот что: сядьте удобно (если есть возможность – прилягте), закройте глаза, обратите внимание на дыхание, делайте вдох и медленный протяжный выдох (повторите несколько раз). Теперь, начните медленно считать «наоборот», начиная, например, от пятидесяти. После этого не спешите открывать глаза – побудьте еще немного в таком состоянии, скорее всего, ваши мысли и желания прояснятся или у вас появится образ желаемого.

3 вариант: во сне и наяву

Вечером, перед засыпанием постарайтесь «поймать» момент между сном и бодрствованием, и сделать запрос собственному подсознанию. Вы уснете, а оно выдаст вам ответ, например, во сне, или появится мысль сразу после пробуждения. Утром тоже постарайтесь некоторое время оставаться «между мирами» утренней дремы и пробуждения. Возможно, в таком состоянии вам придет понимание, чего вы хотите на сегодня, на ближайший год или десять лет. Используйте эту технику, она хорошо работает не только на решение задачи, о которой мы сегодня говорим.

4 вариант: волшебный список

Составьте список ваших желаний (то, чего хотите), да не скромничайте, позвольте себе пожелать вволю! Как? – спросите вы. – Ведь я не знаю, чего хочу? Используйте прием «от противного», вписывайте пункт за пунктом. Представляйте, что просите что-то у Деда Мороза или Золотой рыбки и это у вас будет. Так легче? Теперь посмотрите на то, что получилось. Вы этого хотите? Если нет, исправляйте или уточняйте, это очень важно, ведь если хотеть «не то» – можно «не то» и получить.

5 вариант: бумага все стерпит

Очень помогает разобраться в себе, в своих желаниях ведение записей. Не обязательно писать масштабно, но несколько листов бумаги все же заготовьте. Вылейте поток сознания на бумагу, пишите все, что приходит в голову, какой бы «ерундой» вам это ни казалось. Если не знаете с чего начать – начните с главного: я не знаю, чего хочу и что мне делать. Развивайте мысль и посмотрите, куда унес вас поток. Удивлены?

6 вариант: я хочу об этом поговорить

Если ничего не помогает разобраться в том, чего вы хотите и ситуация серьезнее, чем выбор новых ботинок, обратитесь к психологу. Специалист поможет вам не только разобраться в желаниях и их причинах, но и порекомендует с чего начать наконец-то найденные «хочу» переводить в конкретные действия.

Пока я писала статью, поняла, что я хочу:

  • обнять ребенка;
  • выйти на свежий воздух;
  • клубники;
  • читать, читать и еще раз читать ;
  • больше я вам не скажу! 🙂

Не знаю чего хочу — это не про меня!

Если вы по-настоящему хотите узнать, чего вы хотите и улучшить свою жизнь, то приглашаю к просмотру вариантов. Вы обязательно найдете для себя много нового, интересного и действительно полезного!

Хочу получить нужную информацию прямо сейчас!

Хотите получить от жизни все без мучительного выбора и ненужных жертв? Забирайте!

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

Наталья Реутова.

Сегодня все больше людей проникаются идеей, что работать на рутинной работе на «дядю» - это жизнь скучная и неполноценная, и они хотят заниматься любимым делом. Тем более что литературы по самосовершенствованию и открытию бизнеса предостаточно. Но даже когда обстоятельства складываются благоприятно и у них есть возможность заняться всем чем угодно - они не знают, за что именно браться. Как определить, какое дело - мое любимое?

Или же другой случай, когда в жизни вроде есть все, что надо для счастья - и семья, и дом, и работа, но как-то скучно и пусто, и чего-то все равно не хватает, а чего - непонятно. И тогда человек задается вопросом - а чего же я на самом деле хочу от жизни?

Такие ситуации показывают нам, что эмоциональная сфера человека и его внутренний мир - это сложная область, и она может быть противоречивой и трудноуправляемой. Процесс взросления и личностной реализации невозможен без освоения своего эмоционального мира, навыка управлять настроением, контролировать выражения своих эмоций. Когда взрослый человек, да еще и на рабочем месте, начинает выходить из себя, повышать голос, бросать предметы или плакать - это воспринимается как проявление инфантильности.

Но очень важно видеть разницу между овладением своими эмоциональными процессами и их уничтожением, или вытеснением .

Если это происходит, человек перестает слышать себя, отчуждается от себя и теряет свой внутренний ориентир, голос своего сердца. И тогда свобода превращается для человека в проклятие, потому что он не понимает, как жить без внешних указателей и ограничителей. Однако есть смутное знание, что так быть не должно, и человек обращается к психологии с намерением «узнать себя лучше». И под этим завуалированным выражением скрывается пугающий смысл: «Помогите. Я не знаю, чего я хочу».

Один мой знакомый тренер на вопрос одной из участниц группы, как узнать, чего она хочет, ответил так: «Я тебе дам номер счета, ты переведи на него свою квартиру, машину, а потом приходи, и я тебе скажу - чего ты хочешь». Можно подумать, что таким ироничным способом он хотел подтолкнуть женщину к тому, чтобы она начала ценить то, что у нее на самом деле сейчас есть - и она это хочет. Когда человек не понимает, что действительно ему нужно от жизни, то он легко становится предметом для манипуляций и использования его другими людьми в собственных интересах - от ухода в секту до вечного служения своим ближайшим родственникам. Когда человек не улавливает посылов изнутри себя самого, он начинает верить тому, что ему о его жизни говорят окружающие. И тогда он проживает не свою собственную жизнь, а ту, которая выгодна кому-то другому, социуму.

Еще Лев Толстой в Ясной Поляне начал учить крестьянских детей, подтверждая идею, что они в такой же степени обладают талантами, как и дворянские дети. То есть, способности - это свойство человеческой природы, а не социального положения. Сегодня уже общепринятой стала идея о том, что каждый человек рождается с особыми склонностями, предрасположенностями к какой-то сфере деятельности, и если он достаточно точно определит, к чему у него лежит душа и что является его предназначением, то он может достичь в этом больших успехов или даже изобрести что-то новое. Или по крайней мере прожить хорошую, наполненную жизнь, приносящую ему радость и удовлетворение. И не обязательно его областью будет музыка, наука или искусство - гением можно быть и в чем-то обыденном, хоть в штопанье носков. В этом проявляется уникальность личности, и нет в мире двух людей с абсолютно одинаковым набором способностей.

Как же найти и раскрыть в себе эти самые уникальные особые способности?

Очень просто. То, что человеку наиболее радостно и интересно, то, что заставляет его забыть о времени, увлечься - и есть его предназначение. И начинает проявляться оно с самого детства.

Если внимательно наблюдать за ребенком, то с довольно ранних лет можно различить в нем предпочтения к определенным играм, средам, людям, предметам. Это часто видно в биографиях известных личностей. Например, детский психолог Юлия Гиппенрейтер выпустила книгу, где показала, как родительское поощрение, внимание к интересам ребенка послужило подспорьем тому, что в будущем талант таких личностей, как Станиславский, Прокофьев, физик Ричард Фейнман и др., расцвел до мирового уровня.

Иногда ребенку и не требуется родительского поощрения, а достаточно просто доброжелательного принятия увлечения ребенка, чтобы создать благоприятную среду, в которой нежный цветок зарождающегося таланта мог бы спокойно вызревать и подпитываться внутренним интересом.

Частота, с которой любимые детские игры в будущем совпадают или близки по роду деятельности у тех людей, кто нашел для себя любимое дело, очень высока. Только дело еще и в том, что это должны быть игры, в которые ребенок играет, оставаясь наедине с самим собой. Шумные групповые игры вряд ли дадут информацию об уникальном внутреннем мире каждого их участника. Постоянная занятость, социализация, присмотр могут затруднить контакт ребенка со своим внутренним миром. Лучше всего он происходит, когда любовь значимых взрослых похожа не на направленный, а на рассеянный свет лампочки. То есть ребенок, с одной стороны, знает, что мама рядом и она доступна, но при этом он может заниматься всем, чем он сам выберет. Родительское тепло и принятие - это те лучи, в свете и тепле которых у ребенка начинают прорастать семена его интересов, желаний, любопытства, воображения.

Чего хочет ваш внутренний Ребенок?

Когда человек вырастает, ребенок, которым он был, не исчезает, как принято считать, а продолжает жить внутри него как особое состояние, или архетип. И именно этот внутренний Ребенок владеет ключом к вопросам о призвании, творческим открытиям и ответам на фундаментальный вопрос «чего я хочу?». Хотеть - это прерогатива ребенка, но пока личность формируется, в нас взращивается еще одна внутренняя фигура - Взрослый.

Задача Взрослого - обеспечить Ребенку воплощение его желания в социально приемлемой форме. С одной стороны - договориться с Ребенком о правилах и условиях, а с другой стороны - найти свое место в человеческом сообществе, где он бы мог быть самим собой и заниматься тем, что ему интересно. В нас есть и тот, и другой, главное - распознать их, обеспечить между ними эффективное взаимодействие и не путать их функции. Когда человек перестает слышать себя, то «что я хочу?» он начинает решать не сердцем, а головой, уговаривая себя, подыскивая аргументы или позволяя направить себя другим.

Что мешает нам заниматься тем, чем хочется?

Некоторые люди не знают, чего они хотят, у них ничто не вызывает блеска в глазах; им кажется, что они не хотят ничего. Такое может быть из-за того, что человек с раннего возраста часто встречал невыполнение своих желаний, что вызывает дискомфорт, и для облегчения он привык вытеснять свои желания из сознания, чтобы они не беспокоили его. Состояние, когда «ничего не надо», энергетически менее затратно, чем состояние, когда хочется, но «все равно не дадут». Однако в таком состоянии душа томится и скучает, и постепенно засыпает. Она посылает все реже и реже свои сигналы, так как ее все равно не слышат. И тогда ее нужно постепенно «пробуждать» с помощью специальных техник.

Другие люди знают, что они любят, но не верят, что этим стоит заниматься, потому что им кажется, что миру не нужны результаты их творчества либо что препятствия в плане экономических или других обстоятельств непреодолимы. Таким людям необходимо возрождать или создавать в себе внутренний голос веры в себя, которого они, скорее всего, не слышали от значимых взрослых, когда росли.

Вера в себя - это энергия, которая наполняет действия, необходимые для преодоления препятствий, которые всегда встают на пути к цели, какой бы она ни была. Если не хватает веры в себя, человек очень легко может впасть в уныние либо постоянно зависеть от чужой оценки и чужой воли и помощи. Но препятствия нужны нам, потому что они заставляют нас мобилизовать все свои способности для их преодоления и развивать в себе те умения, навыки и качества, которых нам пока не хватает. А через это происходит рост и развитие личности. Как говорится, «что напрягается, то развивается».

Кто-то любит много всего, увлекается, но потом ему надоедает. Как правило, это происходит после достижения определенного социального статуса или уровня мастерства. Скорее всего, этот человек любит достигать результата и получать похвалу, а вовсе не саму эту деятельность.

Ведь главный критерий любимого дела - погружение в процесс, который приносит удовольствие, независимо от результата.

Также есть много мифов относительно любимого дела, и один из них - это то, что вдохновение и подъем будут сопровождать тебя всю жизнь. Но это не так. И в любимом деле бывают периоды застоя, повторения, и творческих кризисов, и обесценивания окружающими. Но если человеку действительно нравится сам процесс, то радость возвращается, затраченная энергия восстанавливается, и поток возобновляется, углубляясь все больше и больше, с неограниченным ростом мастерства.

Таким образом, для каждого из нас есть какая-то своя дорога. Главное, и часто самое трудное - найти ее. Ведь, повторюсь, наш внутренний мир очень сложен, и кроме голоса души мы слышим в себе еще много разных других голосов.

Например, порой у человека появляется желание уйти от людей, чтобы его оставили в покое. Скорее всего, это голос его травмированной части. Как уже упоминалось, внутри есть также сильная потребность в социальном принятии, признании, похвале, уважении. И это тоже не голос души. Легче всего перепутать наши истинные желания с поверхностными, инстинктивными желаниями удовлетворять свои мимолетные капризы и прихоти, которые сразу же сменяются новыми. При том, что баловать себя порой в чем-то - это необходимое условие внутренней гармонии, человеку еще необходимо и умение откладывать сиюминутное удовольствие ради будущей значимой цели.

Навести порядок в своем внутреннем мире и познакомиться со всеми этими голосами - процесс непростой и небыстрый, однако реальный и позволяющий каждому желающему над собой работать улучшить качество своей жизни и начать заниматься тем, чем ему действительно хочется.

Надежда Баранова,
психолог в Центре успешных отношений с 2011 по 2016 г