Ноябрь 1982- февраль 1984 г. – Лидером страны и партии становится Ю.В. Андропов.

Февраль 1984 г. – Смерть Ю.В. Андропова.

Февраль 1984 г.-10 марта 1985 г. –Лидером партии и страны становится К.У.Черненко.

11 марта 1985 – Внеочередной Пленум ЦК КПСС. Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

23 апреля 1985 г. – Пленум ЦК КПСС. Провозглашение курса на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны.

июнь–декабрь 1985 г. – А. А. Громыко избран на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

– Э. А. Шеварднадзе назначен министром иностранных дел КСР.

– Н. И. Рыжков назначен Председателем Совета Министров СССР.

– Избрание первым секретарем Московского горкома КПСС Б. Н. Ельцина.

25 февраля - 6 марта 1986 г. – Принятие XXVII съездом КПСС новой редакции Программы партии и Устава партии.

16 декабря 1986 г. – Разрешение академику А. Д. Сахарову вернуться из Горького, где он находился в принудительной ссылке, будучи одним из лидеров диссидентского движения.

Январь 1987 г. – Пленум ЦК КПСС провозгласил политику «гласности».

Июнь 1987 г. – Принятие Верховным Советом СССР Закона о всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни.

6 июля 1987 г. – Демонстрация в Москве на Красной площади крымских татар, требовавших восстановления их автономии.

21 октября 1987 г. – Б. Н. Ельцин на пленуме ЦК КПСС. заявил о своей отставке с поста первого секретаря МГК КПСС и кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС.

2 ноября 1987 г. – Выступление М. С. Горбачева с докладом на торжественном заседании в честь 70-летия Октябрьской революции, в котором были пересмотрены многие оценки советской истории и возобновлена резкая критика сталинизма.

11 ноября 1987 г. – Пленум Московского горкома КПСС снял Б. Н. Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС.

12 февраля 1988 г. – Начало митингов за воссоединение с Арменией в Нагорном Карабахе.

27-29 февраля 1988 г. – Погромы и резня армян в Сумгаите (Азербайджан). Начало открытых межнациональных конфликтов на территории СССР.

13 марта 1988 г. – Публикация в газете «Советская Россия» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», ставшей своеобразным идейным манифестом противников демократизации и гласности и отстаивавшей, по существу, идеологию сталинизма.

5 апреля 1988 г. – Отповедь Н. Андреевой в газете «Правда» о неизменности курса на перестройку.

Февраль-июнь 1988 г. – Реабилитация Верховным судом СССР незаконно осужденных лидеров большевистской партии: Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, X. Г. Раковского, Г. Е. Зиновьева Л. Б. Каменева, Ю. И. Пятакова, К. Б. Радека.

28 июня - 1 июля 1988 г. – XIX Всесоюзная конференция КПСС, приняты решения о реформе политической системы, о демократизации советского общества, о борьбе с бюрократизмом, о межнациональных отношениях, о гласности и правовой реформе.

1 октября 1988 г. – Избрание М. С. Горбачева на заседании Верховного Совета Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

1 декабря 1988 г. – Верховный Совет СССР утвердил поправки к Конституции и новый Закон о выборах. Это ознаменовало собой начало реформы политической системы.

26 марта - 9 апреля 1989 г. – Первые альтернативные выборы на­родных депутатов СССР на основе новой демо­кратической избирательной системы.

4-9 апреля 1989 г. – Митинг у Дома правительства в Тбилиси с требованием ликвидации автономий в составе Грузии и выхода ее из СССР. Разгон митингующих войсками. Жертвы среди мирного населения (19 погибших, сотни раненых).

24 мая - 9 июля 1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР. Избрание Верховного Совета СССР из числа депутатов съезда и преобразование его в постоянно дейст­вующий парламент. Избрание М. С. Горбачева Председателем Верховного Совета СССР.

30 июля 1989 г. – Образование Межрегиональной депутатской группы в составе 338 депутатов СССР. Они выступали за ускорение процесса реформ в стране. Лидеры – Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Г. X. Попов.

19-20 сентября 1989 г. – Пленум ЦК КПСС по национальным проблемам.

2 января 1990 г. – Начало военных действий между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.

11 марта 1990 г. – Парламент Литвы принимает решение о восстановлении независимости республики.

12-15 марта 1990 г. – III Внеочередной съезд народных депутат СССР. Принято решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе. В соответствии с дополнениями к Конституции был учрежден пост Президента СССР, на который 14 марта избирается М. С. Горбачев. Председателем Верховного Совета СССР становится А. И. Лукьянов.

30 марта 1990 г. – Эстонский парламент голосует за восстановление независимости республики.

4 мая 1990 г. – Латвийский парламент принимает решение о независимости республики.

14 мая 1990 г. – Указ Президента СССР о признании недействительными деклараций о независимости прибалтийских республик.

16 мая 1990 г. – I Съезд народных депутатов РСФСР.

12 июня 1990 г. – Избрание Б. Н. Ельцина Председателем Bepxoвного Совета РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

20-23 июня 1990 г. – Учредительный съезд Компартии РСФСР. Руководителем ее стал И. К. Полозков.

2-13 июля 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Создание фракций при сохранении принципа демократического централизма. Генеральным секретарем ЦК КПСС вновь был избран М. С. Горбачев.

16 июля 1990 г. – Провозглашение суверенитета Украины Верховным Советом Республики.

17 ноября 1990 г. – Реорганизация высших органов государственной власти. Образование Совета Федерации в составе руководителей союзных республик.

17-27 декабря 1990 г. – IV Съезд народных депутатов СССР. Углубление реформы политической системы. Реорганизация исполнительной власти. Образование Кабинета министров при Президенте СССР. Введение поста вице-президента.

17 марта 1991 г. – Первый в истории страны Референдум по вопросу о сохранении СССР.

23 апреля 1991 г. – Ново-Огаревская встреча Президента СССР и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР.

1991 г. – На основании результатов городского референдума Ленинграду возвращено историческое имя Санкт-Петербург.

24 августа 1991 г. – М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске.

2-5 сентября 1991 г. – V Внеочередной съезд народных депутатов СССР. Признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии. Совместное заявление М. С. Горбачева и высших руководителей 10 союзных республик с предложением образовать союз по типу конфедерации, форму участия в котором каждая суверенная республика определяет самостоятельно.

28 октября - 13 ноября 1991 г. – V Съезд народных депутатов. Одобрение основных принципов экономической реформы.

6 ноября 1991 г. – Указ Б. Н. Ельцина о запрещении деятельности на территории РСФСР КПСС и роспуске партийных структур.

8 декабря 1991 г. – Подписание в Беловежской Пуще близ Минска договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) руководителями Белоруссии (В. Шушкевич), России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и роспуске СССР.

21 декабря 1991 г. – Встреча глав государств в Алма-Ате и присоединение к СНГ Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Туркмении. Принятие Декларации о прекращении существования СССР.

25 декабря 1991 г. – Официальное заявление М. С. Горбачева о своей отставке с поста Президента СССР. Конец перестройки.

Экономическое развитие

23 апреля 1985 г. – Принятие Пленумом ЦК КПСС курса на ускорение социально-экономического развития страны.

7 мая 1985 г. – Постановление Совета Министров СССР о мерах по искоренению пьянства и алкоголизма. Начало антиалкогольной кампании.

19 ноября 1985 г. – Принятие Закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности.

13 января 1987 г. – Принятие высшими органами государственной власти принципов создания в СССР совместных предприятий с участием иностранного капитала.

5 февраля 1987 г. – Решения о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и сферы услуг.

25-26 июня 1987 г. – Пленум ЦК КПСС утвердил «Основные положения коренной перестройки управления экономикой» и одобрил Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Предусматривалось внедрение самоуправленческих начал в управлении предприятиями и перевод их на полный хозрасчет, коренное изменение планирования и др.

24 мая 1990 г. – Представление Председателем Совета Министров И. Рыжковым Верховному Совету СССР плана поэтапного перехода к регулируемой рыночной экономике. Начало паники на потребительском рынке и, как следствие, введение нормативного распределения основных продуктов питания.

11 июня 1990 г. – Шахтерские забастовки в Донбассе с требованиями отставки правительства Н. И. Рыжкова и национализации имущества КПСС.

30 августа 1990 г. – Начало обсуждения в парламенте различных программ перехода к рынку. (Правительственная программа И. Абалкина – Н. И. Рыжкова и «500 дней» С.С. Шаталина–Г.А. Явлинского.) Ни один из вариантов не получил полной поддержки.

19 октября 1990 г. – Верховный Совет СССР принимает «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике».

23 ноября 1990 г. – Верховный Совет СССР принял законы о земельной реформе и о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

2 апреля 1991 г. – Осуществление правительством реформы розничных цен на товары первой необходимости.

Октябрь 1991 г. – Выступление Б. Н. Ельцина на V съезде народных депутатов России с программой экономических реформ.

Ноябрь 1991 г. – Создание Правительства РФ, назначение Е. Т. Гайдара вице-президентом по экономической политике.

3 декабря 1991 г. – Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен».

Внешняя политика

Перестройка в СССР: причины, характеристики и итоги.
Перестройка – название, которое используется для обозначения огромного количество реформ в Советском Союзе, прежде всего в политической, экономической и социальной сферах. Перестройка началась во время правления Горбачева во второй половине восьмидесятых годов и продолжалась до распада СССР в 1991 году. Датой начала Перестройки принято считать 1987 год, когда эта программа реформ была объявлена новой государственной идеологией.

Причины Перестройки.
Перед началом Перестройки Советский Союз уже переживал глубочайший экономический кризис, к которому также присоединились еще и политический, и социальный кризисы. Ситуация в огромном государстве сложилась очень трудная – народ требовал изменений. Государство требовало кардинальных изменений во всех сферах жизни, какие только были.

В стране начались волнения, после того, как люди узнали о жизни за рубежом. Они были в откровенном шоке, когда увидели, что государство в других странах контролирует все сферы жизни населения: все вольны одевать все что угодно, слушать любую музыку, есть не по определенным порциям, а насколько позволяют средства и тому подобное.

Кроме этого, народ сильно злился из-за того, что в магазинах начались проблемы с товарами первой необходимости, с различной техникой. Государство загнало бюджет в минус и уже не могло производить нужное количество продукции в срок.

Помимо этого можно добавить проблемы с промышленность и аграрным сектором: все предприятия уже давно устарели, как и техника. Производимые товары стали уже настолько низкого качества, что никто не хотел их покупать. СССР постепенно начал превращаться в сырьевое государство. А ведь еще в средине века Союз был одной из наиболее развитых стран мира, с мощнейшей экономикой.
В 1985 году к власти приходит Горбачев, который выдел необходимость в глобальных реформах, способных хотя бы попытаться спасти страну от распада, назревающего уже достаточно давно.

Все выше сказанное не могло оставаться таковым слишком долго, страна требовала перемен, и они начались. Хотя уже было слишком поздно что-то менять, распад по-прежнему оставался неизбежным.

Характеристики.
Горбачевым предусматривались меры полного технологического «перевооружения» на всех устаревших предприятиях, в особенности в тяжелой промышленности. Также он планировал серьезно усилить эффективность человеческого фактора, сделав из рабочих специально обученных специалистов. Чтобы предприятия давали еще большую прибыль, их должно было начать контролировать государство.
Что действительно удалось реформировать Горбачеву, так это сферу внешней политики государства. Речь об отношениях, прежде всего, из США с которой у СССР уже на протяжении нескольких десятилетий продолжалось глубокое экономическое, политическое, культурные и идеологическое противостояние – так называемая «холодная война».

На то, чтобы эффективно вести такую борьбу на всех фронтах, СССР тратил огромные средства, только на содержание армии требовалось тратить 25% всего государственного бюджета, а ведь эти огромные деньги были очень нужны и на другие нужды. Избавив СССР от такого противника как США, Горбачев смог перекинуть средства в реорганизацию других сфер жизни государства.

В результате «политики мира» с Западом отношениями между двумя государствами начали налаживаться и два народа перестали смотреть друга на друга, как на врага.

Возвращаясь к глубокому экономическому кризису, следует отметить, что Советское руководства в полной мере не осознавало, на сколько глубоким он является – ситуация была действительно катастрофической. В стране начала расти безработица и кроме этого, среди мужского населения начало распространятся пьянство глобальных масштабов. Государство всячески пыталось бороться с пьянством безработицей, но особых успехов от этого не было.

Коммунистическая партия с каждым новым днем теряла свое влияние и авторитет среди народа. Начали активно зарождаться либеральные взгляды, которые жаждали полностью сметь власть и перестроить государство по новому типу, ведь такой коммунизм был просто не осуществим.

Чтобы немного успокоить население, было разрешено каждому гражданину говорить о своих политических взглядах, хотя раньше это было катастрофически запрещено – за такое при Сталине могли не просто посадить в ГУЛАГ, а расстрелять. Раньше недоступная литература, теперь стала общедоступной – в страну начали завозиться книги зарубежных авторов, ранее запрещаемых партией.

На первых этапах изменения в экономике проходили с небольшим успехом, страна действительно начала производить больше качественного продукта, но к 1988 году эта политика исчерпала себя. Тогда стало ясно – ничего изменить невозможно, крах коммунизма неизбежен и СССР вскоре перестанет существовать.

Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;
В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;
Была отброшена однопартийная система;
Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;
Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;
Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;
Государство дало разрешение на рок в стране;
Прекратилась «холодная война».

Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.
Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;
Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;
Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.

1. Предпосылки реформ

1.1. Экономические. К середине 80-х гг. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

1.2. Политическая обстановка. В 1965 -1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Ю.В. Андропов , занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова, в феврале 1984г., и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У.Черненко , скончавшийся в марте 1985 г.

Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Ю.В.Андропов и, в некоторой степени, К.У.Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 г. к власти молодые партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К.Лигачев и др. сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.

1.3. Социальные . Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

1.4. Внешнеполитические. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников, выдвинув в США на первый план концепцию империи зла, в СССР - тезис о кровавом империализме. Холодная война, сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в соперничество двух стран и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства третьего мира.

Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Реформа политической системы

2.1. Задачи перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы .

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.2. Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом .

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества .

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

2.3.1. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность , критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

2.3.2. Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма . В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.).

В 1989-1991 гг. были сформированы основные партийно-политические партии и блоки . Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева ), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин ), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов ), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем Г.А.Зюганов) и др. Социал-демократические партии : Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис ), Социалистическая партия трудящихся (Л.С.Вартазарова ), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой ) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар) , Демократической партией России (Н.И.Травкин ), Республиканской партией РФ (В.Н.Лысенко ) и др. Праворадикальные и консервативные : Христианско-демократическая партия России (А.Чуев ), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н.Стерлигов ), Российский общенародный союз (С.Н.Бабурин ), Либерально-демократическая партия (В.В.Жириновский ) и др. Радикал-националистические : Национально-патриотический фронт Память (Д.Д .Васильев ), Всероссийское общественное патриотическое движение Русское национальное единство (А.П.Баркашов ), Национально-республиканская партия (Н.Н.Лысенко ) и др.

2.4. Изменения в системе государственного устройства . Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого состоялся в мае-июне 1989 г. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев . Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин .

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

2.5. Результаты демократизации. В результатов политических преобразований и неоднозначности оценок их результатов в обществе, развернулась борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшаяся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер- Е.Т.Гайдар ). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

3. Экономические реформы

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления . Ключевым понятием в стратегии реформ М.С.Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

3.2. Экономическая реформа 1987 г. Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма .

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

3.3. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

3.3.1. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике . В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

3.3.2. Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

3.3.3. Реформирование сельского хозяйства. Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

3.3.4. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

3.4. Программа 500 дней. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

4. Заключительный этап перестройки

распад ссср и коммунистической системы

4.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР . 4.1.1. Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989 - 1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

4.1.2. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался кризис коммунистической идеологии , за чем последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего союз нерушимый республик свободных. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

4.1.3. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В течение 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции О межнациональных отношениях, Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик, а также О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов СССР принял постановление Об общей концепции Союзного договора, который в апреле 1991 г. был подписан в Ново-Огарево (известен как соглашение 9+1). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

4.2. Августовский политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР - Г.И.Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр, сменивший Н.И. Рыжкова), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К.Пуго (министр внутренних дел) и др. объявили о создании Государственного комитеа по чрезвычайному положению (ГКЧП ) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражениюпутчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.

4.3. Конец коммунистической системы. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 г. был введен запрет компартии на территории РСФСР.

4.4. Распад СССР.

4.4.1. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР . Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

4.4.2. Беловежское соглашение. Образование СНГ. 8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука ) и Белоруссии (С.Шушкевича ), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

4.4.3. Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Среди первой группы предпосылок

Накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

Неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

4.4.4. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.

Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.

Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

5. Выводы

5.1. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождаться гражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

5.2. При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

5.3. Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

5.4. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы .

5.5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.