Спартанская армия

В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время, то есть примерно в начале IV в. до н.э. К сожалению, второй источник информации об армии спартанцев, а именно рассказ Фукидида о первой битве при Мантинее, совсем не так хорош. Фукидид честно признавался, что испытывал большие затруднения, пытаясь выяснить хоть что-нибудь об устройстве их армии, и поэтому, возможно, он попытался воссоздать картину, используя все известные ему факты - зачастую смешивая информацию древнюю и современную. Рассказ Ксенофонта - это свидетельство очевидца, и ему следует отдать предпочтение.

Этот рисунок, который изображает идущих в бой гоплитов, взят с коринфской вазы VII в. до н.э., обнаруженной в Чиги в Этрурии.

Все мужчины в возрасте от 20 до 60 лет были обязаны служить в армии. Вооружены спартанские гоплиты были точно также, как и остальные греки, но их легко было отличить по красным плащам, которые были обязательной частью одеяния. Такой красный плащ стал символом спартанского воина. Во времена Ксенофонта спартанский лох состоял из 144 человек, которые делились на четыре эномотии по 36 воинов в каждой. Все, что изменилось, - это число людей в эномотии; их стало в полтора раза больше, так что обычная глубина фаланги возросла с восьми шеренг до двенадцати. В то время вообще появилась тенденция к более глубоким фалангам - возможно, из-за подъема Фив, где количество шеренг было значительно больше. В целом же можно с большой долей уверенности сказать, что вплоть до конца V в. до н.э. спартанцы придерживались «архаического лоха», при котором количество шеренг равнялось восьми. Спартанская армия была организована таким образом, что каждая ее единица, неважно, сколь малая, имела своего командира и, возможно, еще и командира заднего ряда. Каких-то привилегий у таких начальников, урагов, скорее всего не было, и весь задний ряд фаланги мог состоять из них. Каждая эномотия делилась на три ряда и соответственно на шесть полурядов. Лучший воин в каждом ряду и полуряду был его командиром, а второй после него - урагом. Эномотии объединялись в «полусотни», пентекостии, и у каждой имелся свой собственный командир - пентеконтер. Две полусотни составляли лох - самую мелкую тактическую единицу фаланги, командовал которой лохаг. Вся спартанская армия делилась на шесть частей, которые назывались морами (тога) и состояли из четырех лохов каждая. Командир моры именовался полемарх. В фаланге все старшие командиры и командиры рядов стояли скорее всего в первой шеренге. Эномотархи, пентеконтеры и лохаги обычно занимали место во главе правого ряда той боевой единицы, которой командовали. К каждой море была приписана конница. Отряд, который также назывался мора, состоял примерно из 60 всадников. Появились такие конные отряды не сразу, они возникли во время Пелопоннесской войны, ближе к концу V в. В состав первой моры входили гиппеи. Так назывались 300 лучших гоплитов спартанской армии. Их выбирали из мужчин, находившихся в расцвете сил.

Организация армии спартанцев во времена Ксенофонта (начало IV в. до н.э.). 1 - самая мелкая единица спартанской армии - эномотия. Она состояла из трех рядов по двенадцать человек или из шести полурядов из шести воинов в каждом. Командовал ими эномотарх. Две эномотии образовывали пентекостию, которой командовал пентеконтер. 2 - лох, основная единица фаланги. Он был составлен из двух пентекостии, или четырех эномотии. Командовал этой единицей лохаг Ооспадоз). 3 - мора образовывалась из четырех лохов (576 человек), и командовал ею полемарх. Вся спартанская армия состояла из шести мор и подчинялась царю. Условные обозначения: Л - лохаг, П - пентеконтер, Э - эномотарх.

Каждый год эфоры избирали трех человек, гиппагретов, чьей обязанностью было найти по сотне человек для того, чтобы сделать их гиппеями. Они находились на правом крыле армии и служили телохранителями царя. Возможно, что гиппеем мог стать только тот, у кого были сыновья, ибо спартанцы относились с пренебрежением к тем, кто не исполнил свой долг и не произвел на свет следующее поколение гоплитов. Это может объяснить слова Геродота об отряде спартанцев, имевших сыновей, которые есть в его рассказе о битве при Фермопилах.

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

3. Армия В Великом княжестве Литовском не было постоянной армии. Вооруженные силы собирались, когда на рубежи великого княжества нападал враг, или ожидалось его нападение, или планировалось наступление на врага.370 Первый Литовский Статут 1529 г. в Разделе II устанавливал, что

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

1. АРМИЯ Могущество Хеттской империи, как и других современных ей государств, зиждилось на интенсивном развитии нового типа вооружения, распространившегося по всей Западной Азии вскоре после 1600 года до н. э., - легкой колесницы, запряженной лошадьми.Боевая колесница как

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора Широкорад Александр Борисович

Глава 21 Армия Андерса и армия Берлинга Еще до начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1940 г., советское правительство приняло решение о создании польской дивизии на территории СССР. В лагерях военнопленных был подобран командный состав - 3 генерала, 1 полковник, 8

автора Андреев Юрий Викторович

Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Спартанская экспансия Дорийцы, завоевавшие Лаконию, селились в независимых деревнях, которых насчитывалось около сотни, и были организованы в шесть царств. Однако цари Спарты как наследники Гераклидов – первых покорителей Лаконии – традиционно претендовали на

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

Глава 1 Спартанская гегемония (404–386) 1. Политические проблемы периода Одержав в двух войнах победу, Спарта крепко держала инициативу в своих руках. Теоретически она могла обратиться к политике бездействия и изоляционизма, на которую в прошлом ее уже обрекала афинская

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Спартанская армия В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время, то есть примерно в начале IV в. до н.э. К сожалению, второй источник информации об армии спартанцев, а именно

автора Бейкер Джордж

Планы Октавиана. Армия. Армия принимает программу действий Октавиана. Поход на Рим. Возвращение в Рим Прежде чем Октавиан и Цицерон окончательно разошлись и разорвали этот странный альянс, который имел столь значимый результат для истории, они совершили одно совместное

Из книги Август. Первый император Рима автора Бейкер Джордж

Клеопатра. Развод с Октавией. Закат Антония. Восточная армия. Западная армия. Эффект от налогов. Антоний в Патрах Атмосфера беды, неуверенности и неуправляемости нависла над лагерем Марка Антония. Друзья говорили ему, что, если бы Клеопатра вернулась в Египет, дела пошли

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

9. Армия Когда Гуго де Пайен в 1130 году вернулся в Палестину с новой группой шевалье и разместился на территории Соломонова Храма, Тампль утвердил свои позиции и на Востоке и на Западе.Великий магистр на Востоке. На Западе, во Франции, остался прецептор Пайен де Мондидье,

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Армия «Армия для государства то же, что голова для тела. Как для первого, так и для второго изменение некоторых условий может повлечь за собой полную трансформацию; тот, кто не заботится об этом, ошибается в отношении своего собственного спасения. По меньшей мере

автора

Глава IV Спартанская илотия

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Глава V Спартанская гражданская община

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

5. Армия В 1950–1960-х гг. произошло превращение СССР в одну из военных сверхдержав мира, что в первую очередь было связано с советскими успехами в развитии ракетно-ядерной техники. Предпринятое в 1960 г. значительное сокращение численности Вооруженных сил СССР (на 1,2 млн

Вооружение греков существенно менялось. Есть гипотезы, что на рубеже веков паноплия гоплита стала существенно легче, произошел отказ от панцирей. Ко времени македонских завоеваний панцири снова вернулись. Так ли это?

В начале 5 в. до н.э. ко времени бронзовый колоколовидный панцирь гоплитов становится архаичным. Художники иногда изображают колоколовидные панцири и для гоплитов , известных консерваторов.

В 5-4 в. анатомический панцирь – гелоторакс – становится более рельефным, повторяя мускулы торса. Такой панцирь мог быть как коротким, так и полностью закрывать низ живота.

Гелоторакс был прочным, но при этом тяжелым, затруднял движение и был достаточно дорог. Еще с конца 6 в. до н.э. в обиход входит льняной панцирь – линоторакс, более легкий и дешевый, который мог быть дополнен металлическими чешуйками. Пах мог быть прикрыт защитными полосами из кожи или льна – птеригами (птеруги). Еще на конец 6 в. до н.э. льняной панцирь описывал Геродот , 3.47: “Панцирь был льняной с множеством вытканных изображений, украшенный золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны.”

Художник Adam Hook

Ноги гоплита защищали бронзовые поножи – кнемиды. Наручи применялись редко. Доспехи гоплита дополнял шлем. Максимальную защиту воину давал закрытый коринфский шлем, который изображен на иллюстрации выше. Отрицательными свойствами коринфского шлема были плохие обзор и слышимость. В 5 в. коринфский шлем уступает свое место более открытым шлемам.

На иллюстрации приведены различные типы шлемов гоплитов: 12,16 – коринфские, 6,7 – иллирийские, 17,18,19 – халкидские (19 еще называют аттическим), 20 – фракийский.

На иллюстрации ниже представление художника об иллирийском шлеме отличается от общепринятых.

Художник А.Куркин

Гоплит получил свое название благодаря характерному щиту – гоплону. Гоплон был обязательной принадлежностью гоплита. Этот щит еще называют аргивским или асписом. Но аспис – щит в широком смысле слова. Поздние авторы под асписом могут понимать небольшую пельту. Гоплон имеет характерную выпуклость и плоский обод, средний диаметр 90 см и почти полностью закрывает гоплита.

Иногда для дополнительной защиты ног гоплита от стрел снизу щита подвешивали занавесь.

На раннем этапе греческой истории на щите могло присутствовать изображение, характерное для конкретного героя. У Менелая это был змей, у Тидея – кабан, у Агамемнона – Горгона. К концу 5 в. на щитах появляются характерные изображения, помогающие определить принадлежность к полису. На мессенских щитах была буква мю, на лакедемонских лямбда, на сикионских сигма, на фиванских щитах была изображена дубина, на афинских – сова или альфа, трезубец Посейдона – Мантинея. По рисункам так же можно различать принадлежность к различным филам в Аттике и морам в Лакедемоне.

В более раннем периоде существовали щиты с вырезами по краям – так называемого “беотийского типа”. И копья могли использовать для метания.

В 5 в. во время греко-персидских войн копьем кололи.

Копье гоплита с листовидным наконечником называется дору. Длину копья определяют по археологическим находкам – замеряют расстояние между сохранившимися наконечником и втоком, либо по античным изображениям. Принято считать, что длина копья была около 2,5 м. Но встречаются изображения копья большей длины, около 3 м.

Гоплиты использовали не только копья, но при необходимости могли исполнять функции легких войск. Ксенофонт , “Греческая история”, 3.5.20: “Когда Лисандр погиб и воины его побежали к горе, фиванцы изо всех сил преследовали их. Когда же они, преследуя, взобрались на верх горы, где продолжению пути мешало бездорожье и узость теснин, лакедемонские гоплиты повернули фронт к неприятелю и стали метать дротики и стрелы.” Если копье ломалось, в тесноте битвы гоплиты вынимали меч.

Стандартный гоплитский меч – ксифос – прямой, листовидный. Иногда на изображениях гоплитов рисуют с кривым мечом кописом или махайрой, как называет этот меч Ксенофонт.

Есть некоторые смысловые нюансы в употреблении терминов копис, махайра или похожий на них меч – испанская фальката, но эти тонкости оставим для споров профессиональных историков. Кривой меч производит режущее движение при рубящем ударе и удобен прежде всего всаднику, о чем пишет Ксенофонт в работе “О коннице”.

Со времени пелопоннесской войны изобразительные источники показывают гоплитов (чаще спартанцев) без доспехов.

На гоплитах одет особый вид хитона – эксомида, которую носили спущенной на правом плече. Вместо шлема может быть использована войлочная шапка – пилос. Появился металлический шлем пилос, по форме напоминавший шапку.

Ксенофонт в Анабасисе, 1.2.16 рассказывает о смотре наемников на службе Кира перед : “На всех эллинах были медные шлемы, пурпурные хитоны и кнемиды, а щиты были вынуты из чехлов.” Доспехи не упомянуты.

Художник Adam Hook

На этой иллюстрации приведен гоплит без доспехов. 8,9,10 – беотийские шлемы, 12 – пилос. Поножи отсутствуют.

Считается, что ко времени македонской гегемонии в Греции на гоплитах снова появляется панцирь гелоторакс, изображение которого показано в статье о . Ниже изображен гоплит в мускульном панцире с птеругами и во фригийском шлеме. Фригийский шлем напоминает фракийский за исключением характерного навершия фригийского колпака.

Художник Adam Hook

Выдвигаются гипотезы, что в пелопоннесскую войну доспехи исчезли для облегчения гоплита и для придания фаланги большей мобильности, что позволяло лучше противодействовать возросшему числу легких войск. С точки зрения этой гипотезы непонятно, почему доспех вернулся в последней трети 4 в. Кроме того, для противодействия легким войскам противника лучше всего использовать собственные легкие войска.

На самом деле панцирь у гоплитов никуда не исчезал. Диодор , после , 12.70: “…убитых было так много, что фиванцы на выручку от добычи не только возвели на рыночной площади большую колоннаду, но и украсили ее бронзовыми статуями, а храмы и порталы украсили бронзовой броней, добытой в качестве трофея.” Фукидид , 6.31: “Сухопутное войско состояло из отборных людей, которые всячески старались превзойти друг друга своим снаряжением и доспехами.” Ксенофонт , “Греческая история”, 6.2.20: “Узнав об этом, Мнасипп облачился в доспехи и бросился на помощь со всеми своими гоплитами…”; 7.5.23: “…одни бежали на свои места в строю, другие выстраивались, третьи взнуздывали лошадей, четвертые одевали панцири”. Ксенофонт , “ “, описывает : “…трупы своих и вражеских воинов лежали вперемешку, а рядом с ними брошены проломленные щиты, разбитые панцири, кинжалы, одни из которых без ножен валялись на земле, другие торчали воткнутыми в тело, а некоторые были зажаты в руках убитых.” Плутарх , Пелопид: “Говорят, что участники сражения, узнав о его смерти, не сняли панцирей, не разнуздали коней, не перевязали ран, но прежде всего – прямо в доспехах, еще не остыв после боя, – собрались у тела Пелопида, словно он мог их увидеть или услышать, нагромоздили вокруг кучи вражеского оружия…”; Тимолеонт: “Тимолеонт бросился на подмогу и, прикрыв распростертого на земле Тимофана щитом, подставил под удары свои доспехи и само тело; весь израненный стрелами и мечами, он тем не менее отбросил нападавших и спас брата.”

Панцири как были, так и оставались на вооружении. Для облегчения гоплитов не отказывался вовсе от панцирей. Согласно Диодору: “а еще вместо кольчуг и медных панцирей ввел он льняные доспехи.” В первую очередь для повышения мобильности Ификрат заменил гоплон на пельту. Отсутствие панцирей у гоплитов в некоторых случаях стоит искать в экономических причинах. Постоянные междоусобные войны в Греции истощали казну противоборствующих полисов. Появилось большое число наемников, которые не могли обеспечивать себя полным гоплитским вооружением. Агесилай, для того, что бы наемники обеспечивали себя необходимым вооружением, был вынужден идти на хитрости. Ксенофонт , “Греческая история”, 4.2.7: “…он (Агесилай) назначил награды тем из городов, которые пошлют наилучшее войско, тому из лохагов наемников, который явится с наилучшим по вооружению отрядов гоплитов, стрелков или пельтастов. Он обещал также дать никетерии (призы) тем из гиппархов, отряды которых будут выделяться по коням и вооружению…. Агесилай достиг этим того, что в погоне за наградами все приобрели себе оружие, стоящее во много раз больше этой суммы.”

Художник А.Куркин

На македонское вооружение гоплиты перейдут позже. Спартанцы Клеомена и ахейцы Филопемена возьмут в руки сариссы к 222 г. до н.э. А после вторжения в Грецию галлов в 279 г. до н.э. в вместо гоплонов будет популярна овальная фирея.

Контрольная работа по общей педагогике №1

Группа 315-322, студентки Дроздовой А.А.,

Специальность социальная работ а, 3 курс, заочная ф.о., лето

Кафедра СПП, Зачетка №904732

Казанский Государственный Технологический Университет 2008г.

Спартанское воспитание

Организация армии древней Спарты

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IVв. до н.э. организационная http://mthistory.narod.ru/pictures/misc/sparta2.jpgструктура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IVв. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла выставить лишь 10-15 кораблей.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа .

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи».

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...

О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав».

Забавно, что во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно (!) не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца.

Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного- никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие.

В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои.

Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».

Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного.

Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его - за неловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.

«Терпеть» - вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает.

Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.

Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.

Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).

Отрывок из книги Б.Э. Кестла, древнее образование:

Рассказывая о жизни Ликурга плутарх подчеркивает то что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким, образом чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Мальчиков-подростков объединяли в стаи и компании, похожие на наши бойскаутские группы. Самый подвижный и смышленый из стаи назначался руководителем, в обязанности которого входило руководить и наказывать. Стаями руководил эйрен, юноша, который закончил молодежную подготовку и теперь брал ответственность за воспитание молодых ребят. Эйренами руководили пайдономы, по словам Плутарха «самые лучшие и самые честные люди города», обладавшие неограниченными правами в выборе наказания за проявления небрежности и не дисциплинированности.

Эти наказания приводили в исполнение их маладые помощники с помощью розг. Внутри этой иерархии требовалось беспрекословное подчинение непосредственному начальству, а за ее пределами каждый спартанский мальчик должен был подчиняться любому взрослому, которого он встречал на улице. Его первой и последней обязанностью было слушаться, а розги были первым и последним наказанием для тех, кто проявлял своеволие.

С денадцати лет спартанским мальчикам не позволялось носить нижнее белье, даже в суровые зимы Пелопоннеса. Они питались грубойи скудной пищей в общих столовых и спали вместе в общих спальнях на камышах, которые сами собирали на берегах реки Юротас без помощи ножа. Купание в реке заменяло им ванну. Мы можем поверить Плутарху, который замечает, что "их тела были твердыми и сухими, почти не знакомыми с банями и маслами". Можем принять на веру и его суждение о том, что "весь курс их обучения сводился к непрерывному воспитанию совершенного подчинения".

В том возрасте, когда формировался их характер, мальчики и девочки подвергались- в эмоциональном плане - военным традициям своего народа, а в физическом плане (по крайней мере, мальчики) - частым побоям. Порка была не минуемым наказанием даже за мелкие провинности и незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: "Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет за это своего сына».

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".

Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один снартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.

Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах - лаконичных выражениих - которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин -Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинстваи недостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.

Список литературы:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 58.
  2. Волков А.В., Спарта. Со щитом и на щите, М., «Вече», 2005 г., с. 163-169.
  3. Интернет ресурсы: http://mthistory.narod.ru/misc/sparta.htm
  4. Подласый И. П., Педагогика новый курс, 1 часть,М., «Валдос», 2005г.,

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.


Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.

Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.

Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.

Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.

10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.

В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.

В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо воды. Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.

Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.

В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.

Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.

9. Дедовщина и драки среди детей


Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.

Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, — к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.

Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.

8. Состязания на выносливость


Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.

Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.

Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.

Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.

7. Криптерия


Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.

С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.

Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.

Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.

6. Принудительная женитьба


И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.

Спартанцы считали важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя часто решался между будущим мужем и тестем, тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.

Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.

А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.

5. Спартанское оружие


Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.

Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.

В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.

Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.

Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.

4. Фаланга


Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.

Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».

Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.

Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.

3. Никто не сдается


Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли крови и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.

Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.

Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.

Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.

2. Тридцать тиранов


Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.

Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.

Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.

Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.

Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.

В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.

Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.

1. Знаменитое Фермопильское сражение


Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.

Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.

После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.

Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.

Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.

Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».

На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.

Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.

До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.

Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.

В начале 4 в. до н.э. Спарта находится на вершине своего могущества. Их фаланга непобедима. Спартанская армия, возглавляемая царем Агесилаем, ведет успешные боевые действия против Персии. Агесилай , талантливый военноначальник, доходит до Сард и разбивает персидских сатрапов. Вернувшись в Грецию в разгар Коринфской войны, Агесилай разбивает противников в битве при Коронее. Однако, под конец своей жизни Агесилай сталкивается с упадком и поражениями спартанской армии. Он вынужден с остатками спартиатов оборонять свой город, находящийся в кольце врагов. Ксенофонт, друг Агесилая, приводит подробные сведения о его жизни и устройстве спартанской армии.

Спартанской армии посвящена работа Ксенофонта “Полития лакедемонян”. В ней он пишет о законах Ликурга, но описывает современную ему армию времен Агесилая.

Спартанская фаланга

“Прежде всего эфоры провозглашают, до какого возраста следует выступать в поход и конникам, и гоплитам, и, наконец, ремесленникам. Так что, чем люди пользуются у себя в полисе, всем этим лакедемоняне располагают в военном походе. А если какие из инструментов и понадобятся всему войску, то часть из них предписано везти на повозке, другие - на вьючных животных; при этом менее всего скроется недостающее. Для сражения Ликург предписал иметь пурпурную столу и медный щит. Он посчитал, что это менее всего подобает женщинам и является наиболее подходящим для войны, быстро доводится до блеска и меньше пачкается. Предписывает он и длинные волосы для перешагнувших порог юности, считая, что так воины будут казаться более рослыми, благородными и грозными. И таким образом обустроив это, он разделил конников и гоплитов на 6 мор. Каждая из этих гражданских мор имеет одного полемарха, четырех лохагов, 8 пентеконтеров и 16 эномотархов. Из этих мор по команде все воины распределяются на эномотии, когда на три, а когда и на шесть (???рядов).

Большинство считает лаконский вооруженный строй самым сложным, но такое предположение совершенно расходится с действительностью, ведь в лаконском строе командиры стоят первыми и каждый ряд бойцов имеет все, что необходимо ему в сражении. Так легко понять все особенности подобного построения, что всякий, кто способен распознавать людей, не ошибется, ведь одним дано на войне предводительствовать, другим положено следовать за ними. Маневры эномотарх, подобно глашатаю, объявляет словесно, - так фаланги и становятся то уже, то глубже, и нет здесь ничего трудного для осмысления. Точно так же приходится сражаться и с появившимся внезапно противником, даже если будут расстроены вдруг ряды бойцов. А вот такой порядок уже вовсе нелегко понять всем, кроме тех, кто воспитан по законам Ликурга. Чрезвычайно легко делают лакедемоняне то, что кажется весьма трудным гоплитам других армий. Ведь когда движутся они флангом, то обычно одна эномотия следует за другой в затылок. Если, однако, вражеская фаланга покажется при этом с противоположной стороны, то эномотарху предписывается поворачиваться влево, пока фаланга не окажется прямо напротив врагов. А если враги при таком расположении спартанского войска покажутся с тылу, то каждый ряд бойцов тогда разворачивается так, чтобы сильнейшие всегда находились напротив врагов.

Когда командир оказывается на левом фланге, то и в этом спартанские воины для себя видят не ущерб, а преимущество, ведь если кто-то и попытается взять их в кольцо, то окружит с защищенной стороны. А если когда предводителю окажется выгоднее по какой-то причине занимать правое крыло, то, повернув агему флангом, разворачивают всю фалангу так, чтобы предводитель находился справа, арьергард же слева. Если же враги окажутся с правой стороны войска, движущегося крылом, то лакедемоняне не предпринимают ничего иного, но только поворачивают каждый лох, словно триеру, носовой частью к противнику, и тогда получается, что лох, находящийся в тылу, оказывается в стороне копья [т. е. справа]. Если же враги подходят с левой стороны, они этого не допускают, но отражают их натиск или поворачивают противостоящие лохи во фронт к противнику и тогда уже лох, стоящий в тылу, располагается в стороне щита [т. е. слева].

Расскажу и о том, каким образом Ликург счел целесообразным располагаться лагерем. Принимая во внимание бесполезность в данном случае углов четырехугольника, он постановил разбивать лагерь в форме круга, если только позади не будет безопасной горы, стены или реки. Дневную стражу, состоящую из гоплитов, поставил смотреть внутрь лагеря, и выставлены эти гоплиты были для присмотра за союзниками, а не врагами. Врагов же стерегут конники, расставленные в таких местах, откуда открывается наилучший обзор всей местности. Если кто ночью выходит из места расположения фаланги, то за таким человеком Ликург назначил наблюдать скиритам , а сейчас такое поручение дается спартанцами и иноземцам, из которых кое-кто находится с ними в походе. А что всегда ходят лакедемоняне с копьями, то нужно знать - это происходит по той самой причине, по которой их рабы не допускаются к тяжелому вооружению. А что касается уходящих из расположения лагеря за снабжением, то не следует удивляться этому, ведь отходят они друг от друга и от оружия лишь настолько, чтобы не беспокоиться по поводу взаимной безопасности. И это тоже делают ради собственной же безопасности. Лагеря перемещают часто, чтобы нанести урон врагу и помочь союзникам.

Когда царь выступает во главе войска и врагов не видно, то перед ним не идет никто, кроме скиритов и конных разведчиков, если же ожидается сражение, то царь, взяв агему из первой моры, ведет ее, развернув по направлению к копью направо, чтобы оказаться меж двух мор и двух полемархов… Людей, которым надлежит располагаться за ними, выстраивает старший из тех, которые наряду с царем содержатся на государственный счет, - среди этих есть и те из числа равных, которые живут в одной палатке вместе с царем, и гадатели, и врачи, и флейтисты, следующие обычно впереди войска, и добровольцы, ежели таковые найдутся. Так что из необходимого ни в чем не испытывают лакедемоняне недостатка, ведь предусмотрено все у них заранее.

Художник Xristos Gianopoulos

Чрезвычайно полезно, как мне кажется, и то, что Ликург придумал для битвы в . Когда покажутся уже враги и заклана будет коза, законом установлено, чтобы все присутствующие флейтисты заиграли на флейтах и никто из лакедемонян не оставался бы неувенчанным; предписал Ликург также, чтобы вооружение воинское сверкало. Спартанскому юноше надлежит вступать в битву тщательно причесанным, радостным и достойным славы.

Приказы эномотарха повторяют подчиненные ему воины, ведь по всей эномотии не слышно сказанного эномотархом за пределами нескольких рядов вверенного ему подразделения. О том, чтобы все обстояло как следует в каждой море, надо заботиться полемарху. А когда наступает время расположиться лагерем, то этим распоряжается царь и указывает то место, где следует всему войску остановиться. Отправлять посольство как к союзникам, так и к врагам - тоже обязанность царя. И начинают-то все, когда пожелают что-либо сделать, обычно с царя. …Так что, наблюдая это, можно подумать: все остальные воины из числа эллинов - самоучки, и одни лишь лакедемоняне, по сути, мастера воинских дел.”

Историки, основываясь на этой работе пытаются вычислить численный состав отрядов в спартанской армии. Делают это следующим образом. Используют слова Ксенофонта о том, что эномотия строится в 3 или 6 рядов. В у Ксенофонта есть указание: “Пехота же у лакедемонян, как передавали, была выстроена так, что от каждой эномотии находилось по три человека в ряду, следовательно, в глубину лакедемонское войско имело не больше двенадцати рядов (шеренг!).” Отсюда – эномотия равна 36 гоплитам, которые могут вставать по 3 или 6 рядов. Дальше высчитывают количество гоплитов в лохе и море. Мора таким образом составляет 576 гоплитов, а лох 144 гоплита. Ниже показан спартанский лох.