Имеющий отменный аппетит Чичиков останавливается в трактире. Ко входу вскоре подъезжает бричка Ноздрева. «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Ноздрев радостно сообщает Чичикову, что играл на ярмарке, проиграл свои деньги и деньги своего зятя Мижуева, который присутствует тут же. Рассказывая о ярмарке, Ноздрев безбожно врет (уверяет, что один выпил семнадцать бутылок шампанского).

Ноздрев настойчиво зовет Чичикова к себе в гости, сулит вкусное угощение (балык), хотя в трактире водку пьет за счет зятя. Такие люди, как Ноздрев, «называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и школе за хороших товарищей, и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы... Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять. За детьми... Присматривала смазливая нянька, дома он больше дня никак не мог усидеть... В картишки... Играл он не совсем безгрешно и чисто... И что всего страннее, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории... Или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели... Или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить». Ноздрев имел обыкновение даже с самыми близкими друзьями «начать гладью, а кончить гадью». Он имел страсть обменивать вещи и проигрывать не только деньги, но и имущество. В имении Ноздрев показывает Чичикову неказистого жеребца, уверяя, что тот стоил ему десять тысяч, псарню, на которой держит собак сомнительного происхождения, пруд, в котором водится рыба «невероятных размеров», и «настоящие» турецкие кинжалы, на которых стоит клеймо мастера Савелия Сибирякова. Обед плохо приготовлен (мадера заправлена ромом). Несмотря на то, что Ноздрев ругается и называет его «фетюком», зять Мижуев уезжает домой к жене. Чичиков переходит к деловым переговорам, излагает суть своей просьбы, объясняя, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы (родители невесты интересуются его имущественным положением, в том числе количеством крестьян). Ноздрев соглашается подарить Чичикову несуществующих крестьян, но при этом пытается продать ему в нагрузку жеребца, кобылу, собаку, шарманку и т. Д. Когда Чичиков решительно отказывается, предлагает ему сыграть в карты. Уже раскаиваясь, что связался с Ноздревым, Чичиков отметает и это предложение. В отместку Ноздрев приказывает кучеру накормить лошадь Чичикова не овсом, а сеном, чем оскорбляет гостя, но сам при этом не чувствует себя неудобно. Утром как ни в чем не бывало Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Тот соглашается. Ноздрев жульничает во время игры. Чичиков обвиняет его в плутовстве и прекращает игру. Ноздрев лезет драться, зовет слуг и приказывает избить гостя. В этот момент появляется капитан-исправник и арестовывает Ноздрева за нанесение помещику Максимову «личной обиды в пьяном виде». В свойственной ему манере Ноздрев от всего отрекается, клянется, что не знает помещика Максимова. Воспользовавшись ситуацией, Чичиков «исчезает».

Название: Мертвые души

Жанр: Поэма

Продолжительность:

Часть 1: 10мин 10сек

Часть 2: 10мин 00сек

Часть 3: 9мин 41сек

Аннотация:

Во времена Гоголя, русский помещик мог покупать и продавать крепостных, или «души», как и любое другое имущество. Крепостных считали каждые десять лет в целях налогообложения. Таким образом, помещику приходилось платить налоги за крепостных, которые уже умерли, до следующей переписи. В Мертвых душах, в этом прозаическом романе, герой Гоголя, Павел Иванович Чичиков, планирует купить эти «мертвые души» и использовать их в качестве залога для получения крупного займа. Он прибывает в маленький провинциальный городок и делает предложения местным помещикам. Кто-то тянет время, кто-то отказывается без видимых причин, некоторые дают обещания, а потом не сдерживают, а другие согласны на осуществление сделки. В конце концов, Чичиков, заключив, что эти скупые и мелочные землевладельцы безнадежны, едет в другие уделы.

В Мертвых душах, Гоголь показывает русскую жизнь как мозаику бессмыслицы. В романе ощущается его присутствие, так как он комментирует все происходящее. Позиция Его комментатора очень колеблющаяся. Хотя он дает России такие эпитеты, как «тройка самых быстрых. .. безрассудно мчится… вдохновленная словом Божьим » он сам кажется упорным и настойчивым, в его многословной, насмешливой прозе, изображающей ограниченную и поверхностную жизнь.

Н.В. Гоголь — Мертвые души ч.1. Прослушать краткое содержание онлайн:

Н.В. Гоголь — Мертвые души ч.2. Краткое содержание прослушать онлайн.

Перед вами краткое содержание 6 главы произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Очень краткое содержание «Мертвых душ» можно найти , а представленное ниже – довольно подробное.
Общее содержание по главам:

Глава 6 – краткое содержание.

Довольно скоро Чичиков въехал на середину обширного села со множеством изб и улиц. Особая ветхость была заметна во всех деревенских строениях. Затем показался господский дом: «каким- то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок ». Когда Павел Иванович въехал во двор, то у одного из строений увидел странную фигуру. Человек этот ругал мужика. Чичиков не мог долго понять, какого пола эта фигура:

платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы.

Гость решил, что это ключница, и спросил у нее, где можно найти барина. Ключница повела Чичикова в комнаты.

В доме царил полный беспорядок: была нагромождена мебель, на столах лежало множество всякой всячины, в углу комнаты находилась куча каких- то вещей. Чичиков смог рассмотреть кусок деревянной лопаты и подошву старого сапога. В доме гость увидел, что имеет дело все-таки с мужчиной, а не с женщиной. Это существо и оказалось Плюшкиным.

Павел Иванович был очень удивлен столь нищенским видом помещика, имеющего в собственности тысячу с лишком душ, полные амбары всякой снеди, запасы холстов, сукна. Дерева, посуды и т.п. Не довольствуясь этим, барин каждый день проходил по улицам своей деревни и подбирал все, что ему попадалось. Иногда он даже приворовывал у крестьян.

Было время, когда Плюшкин был просто бережливым хозяином. У него была жена, 2 дочери и сын. Помещик слыл умным человеком, к нему заезжали поучиться вести хозяйство. Скоро жена умерла, старшая дочь сбежала с офицером. В помещике стала обнаруживаться скупость. Сын не послушался отца и записался в полк, за что был лишен наследства, младшая дочь умерла. Плюшкин остался один и с каждым годом становился все более скупым. Он и сам забывал, какие богатства у него есть. Постепенно он превратился в бесполое существо, каковым нашел его Чичиков.

Павел Иванович долго не мог начать разговор, привлеченный столь живописным видом хозяина. Наконец он завел речь о крестьянах. Мертвых душ у Плюшкина насчитывалось более ста двадцати. Хозяин обрадовался, когда узнал, что гость берется платить за них подать, да еще сам уладит дело с приказчиком. Речь зашла и о беглых крестьянах, которых у Плюшкина было более семидесяти. Чичиков тут же решил купить этих крестьян и предложил двадцать пять копеек за душу. После торгов новые знакомые сошлись на тридцати копейках за душу. На радостях Плюшкин хотел было угостить Чичикова ликером, в который набились разные козявки, и прошлогодним куличом. Павел Иванович отказался, чем снискал еще большее расположение хозяина. Тут же совершили купчую, причем для доверенности хозяин, скрепя сердце, выделил четвертушку старой бумаги. Кроме того, Павел Иванович выдал двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек за беглых крестьян и заставил Плюшкина написать расписку.

Довольный собой. Чичиков распрощался с хозяином и приказал возвращаться в город. Приехав в гостиницу. Павел Иванович узнал о приехавшем новом поручике, посетовал на несвежий воздух в комнате, съел самый легкий ужин и забрался под одеяло.

Приводим краткое содержание известного произведения Николая Васильевича Гоголя — Мертвые души. Данная книга обязательна в школьной программе, поэтому важно ознакомиться с её содержанием, или, если вы забыли некоторые моменты, вспомнить основные сюжетные моменты.

Том первый

История произошла сразу после знаменитого изгнания французов. Павел Иванович Чичиков, коллежский советник, (не очень молодой и не старый, приятной и немного округлой внешности, не худой и не толстый) оказывается в губернском городке NN и останавливается в гостинице. Он расспрашивает трактирную прислугу о хозяевах и доходах заведения, значимых помещиках, чиновниках, интересуется состоянием края и о свирепствующих заболеваниях, повальных горячках и других напастях.

Гость города посещает всех жителей и замечает обходительность народа и активную деятельность. О себе он почти не рассказывает, отмахиваясь, говоря, что много видал в жизни, что имел много неприятелей, желающих его убить. В настоящее же время он ищет место для житья. На губернаторской вечеринке он добивается всеобщего расположения и знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем. Затем он обедает у полицмейстера (где происходит знакомство с помещиком Ноздревым), навещает вице-губернатора и председателя, прокурора и откупщика – и едет в поместье Манилова.

Преодолев 30 верст, Чичиков прибыл в Маниловку к добрейшему хозяину. Дон помещика, который располагался на юру в окружении клумб и беседки, характеризовал владельца, не отягченного страстями. После обеда с хозяйкой и двумя сыновьями помещика, Алкида и Фемистоклюса, Чичиков рассказывает о цели своего визита: он хочет купить умерших крестьян, не заявленных в ревизской справке, но оформлять их как живых. Любезный хозяин изначально испугался и впал в недоумение, однако потом обрадовался и пошел на сделку. Затем Чичиков отправляется к Собакевичу, а Манилов мечтает жить по соседству с Чичиковым через реку, возвести мост, дом с бельведером, позволяющим видеть Москву, и дружить с ним, за что государь сделал бы их генералами. Кучер Чичикова Селифан, которого обласкали дворовые люди Манилова, разговаривая с конями, пропускает необходимый поворот и во время ливня роняет барина в слякоть. В темноте им удается найти ночлег у Настасьи Петровны Коробочки, немного пугливой помещицы, у которой Чичиков утром покупает мертвые души. Рассказав, что сам будет платить за них подати. Он приобретает у нее души за 15 рублей, забирает список и, отведав блинов, пирога и пирожков, уезжает, оставляя хозяйку в беспокойстве по поводу того, не продешевила ли она.

На столбовой дороге Чичиков направляется в трактир на трапезу. Он встречается с Ноздревым, который едет в бричке Мижуева, потому что проиграл все, что у него было. Рассказывая о ярмарке, которую он посетил, он расхваливает питейные качества офицеров и, демонстрируя щенка, Ноздрев забирает Чичикова с собой, прихватив также упирающегося зятя Мижуева. После описания Ноздрева, его дома, обеда, автор переходит на жену зятя, а Чичиков заводит разговор о своем интересе, но помещик не дает согласие. Ноздрев предложил обмен, брать к жеребцу или поставить в карты, в итоге они ругаются и прощаются на ночь. Уговоры с утра вновь продолжаются, и Чичиков соглашается на игру в шашки, но видит шулерство Ноздрева во время игры. Чичиков, которого хозяин со слугами собираются бить, убегает при визите капитана-исправника, объявившего, что Ноздрев взят под суд. В пути повозка Чичикова сталкивается с неизвестным экипажем и пока спутавшихся лошадей разводят, Чичиков видит 16-летнюю барышню, рассуждая о ней и мечтая о семье. Визит к Собакевичу сопровождается обедом, во время которого они обсуждают городских чиновников, кои, по мнению хозяина, все мошенники, разговор завершается предложением о сделке. Собакевич начинает торговаться, характеризуя хорошие качества крепостных, отдает Чичикову список и вынуждает его внести задаток.

Путь Чичикова к Плюшкину прерывается разговором с мужиком, который дал Плюшкину мелкое прозвище и авторским размышлением о любви и равнодушии. Увидев помещика, Чичиков подумал, что он ключница или бродячий нищий. Его самая важная черта заключается в удивительном крохоборстве, он тащил в свои покои все ненужные вещи. Продемонстрировав выгодность предложения, Чичиков отказывается от чая с сухарями и уезжает в хорошем настроении, беря с собой письмо к председателю палаты.

Во время сна Чичикова, автор грустно рассуждает о низости предметов. После сна Чичиков начинает изучать списки купленных крестьян, думая над их судьбами, и едет в палату для заключения дела. Возле гостиницы его встречает Манилов и идет с ним. Потом описывается присутственное место, хлопоты Чичикова и дача взятки. Председатель становится поверенным Плюшкина, ускоряя другие сделки. Народ начинает обсуждать покупки Чичикова, что он намерен делать: в какие места, с землей или на вывод приобрел он крестьян. Узнав, что крестьян отправят в Херсонскую губернию, после обсуждения качеств проданных мужиков, сделки завершаются шампанским, затем идут к полицмейстеру выпить за нового помещика. Возбужденные после горячительных напитков они начали принуждать Чичикова остаться и обзавестись семьей.

Приобретения Чичикова приводят к ажиотажу в городе, все поговаривают, что он миллионщик. Дамы выстраиваются в очередь. Пробуя описать женщин, автор робеет и замолкает. Перед губернаторским балом Чичикову приходит любовная записка. Потратив много времени на туалет и оставшись довольным, Чичиков едет на бал, где почти не может вырваться из объятий. Девушки, среди которых он ищет автора письма, начинают ссориться. Но когда к нему приближается губернаторша, его поведение кардинально меняется, ведь она идет в сопровождении дочери, 16-летней блондинки, с экипажем котором он сталкивался на дороге. Он начинает терять расположение женщин, потому что начинает разговаривать с интересной блондинкой, демонстративно не обращая на остальных внимания. Кроме того, на бал приходит Ноздрев и громко спрашивает, много ли Чичиков скупил мертвых. Несмотря на пьяное состояние Ноздрева, общество смущается, Чичикову не задается ни ужин, ни вист, и он покидает бал в расстроенных чувствах.

В это время в городок приезжает тарантас с помещицей Коробочкой, прибывшей для того, чтобы разведать о цене мертвых душ. Утром новость узнает некая приятная дома, которая спешит оповестить других, в результате в истории появляются интереснейшие детали (вооруженный Чичиков ворвался ночью к Коробочке, требуя умершие души, — сбежались все, крик, плач детей). Ее подруга говорит, что мертвые души являются лишь прикрытием хитрого умысла Чичикова украсть губернаторскую дочь. После обсуждения деталей предприятия, подельника Ноздрева, женщины рассказывают все прокурору и идут мятежничать в город.

Городок быстро начинает бурлить, к этому прибавляется весть о том, что назначили нового генерал-губернатора, и есть информация о бумагах: о появлении в губернии фальшивых ассигнаций, о разбойнике, которые сбежал от законного преследования. Стараясь узнать, кто такой Чичиков, начинают вспоминать его туманную аттестацию и разговор о покушении на его жизнь. Почтмейстер предположил, что Чичиков – это капитан Копейки, который ополчился на несправедливый мир и стал разбойником, однако это отвергается, потому что у капитана отсутствуют конечности, а Чичиков целый. Появляется предположение, что это переодетый Наполеон, с которым у него множество схожих черт. Разговоры с Собакевичем, Маниловым и Коробочкой не дали результатов. А Ноздрев только усиливает смятение, говоря, что Чичиков является шпионом, делающим фальшивые ассигнации и желающим украсть дочку губернатора, в чем ему он должен ему помогать. Все разговоры сильно действовали на прокурора, у него происходит удар, от которого он умирает.

Чичиков с легкой простудой пребывает в гостинице и удивляется, что ни один чиновник не приходит к нему. Однако когда он решил нанести всем визиты, он узнает, что губернатор не желает его видеть, а остальные с испугом отходят в стороны. Ноздрев, придя к нему в гостиницу, рассказывает ему все, объявляя, что готов помочь в похищении дочки губернатора. Утром Чичиков быстро выезжает, однако его останавливает похоронная процессия, ему приходится смотреть на чиновников, которые идут за гробом прокурора. Бричка покидает город, и открывающиеся просторы заставляют автора думать о грустных и отрадных вещах, о России, а потом запечалился о герое.

Сделав заключение о том, что герою нужно отдохнуть, автор рассказывает историю о Павле Ивановиче, раскрывает его детство, учебу, где он проявлял практический ум, какие отношения у него складывались с учителями и ровесниками, как служил в казенной палате, комиссии для возведения казенного строения, где впервые он показал свои слабости, как в дальнейшем ушел на другие не такие хлебные места, как служил на таможне, где почти невозможно честно и неподкупно работать, он получил большие деньги, сговорившись с контрабандистами, прогорел, но смог избежать уголовного суда, хотя принужденно вышел в отставку. Став поверенным и хлопоча о залоге крестьян, придумал план: он начал ездить по Руси, покупая умершие души и закладывая их в казну для получения денег, которые пойдут на приобретение деревни и обеспечение потомства.

Снова пороптав на натуру героя и немного оправдав его, назвав его «приобретателем, хозяином», автор сравнил летящую тройку с Русью, завершив повествование звоном колокольчика.

Том второй

Описывается поместье Тентетникова Андрея Ивановича, которого автор именует «коптителем неба». Автор рассказывает об его пустом провождении времени, рассказывает историю его жизни, которая была окрылена надеждами и омрачилась служебными неприятностями и мелочами. Он отправляется в отставку, желая обновить имение, проявлять заботу о мужике, заниматься чтением книг, однако без всякого опыта это не предоставляет желаемых результатов, мужик начинает бездельничать, а у Тентетникова просто опускаются руки. Он сторонится соседей, оскорбленный отношением генерала Бетрищева, не посещает его, хотя часто думает об его дочке Улиньке. В общем, он начинает закисать.

Павел Иванович отправляется к нему, сетуя на поломку в экипаже, стремясь засвидетельствовать почтение. Расположив хозяина к себе, Чичиков еде к генералу, поведая ему о сварливом дядьке и спрашивает об умерших душах. Повествование прерывается на смеющемся генерале, затем мы застаем Чичикова, идущим к полковнику Кошкареву. Он оказывается к Петуху, который предстает перед ним обнаженным, он с интересом ловить осетра. У Петуха почти ничего нет, кроме заложенного имения, поэтому он просто объедается, встречается с помещиком Платоновым и уговаривает его проехаться по Руси. После этого он едет к Константину Костанжогло, супруга сестры Платонова. От него он узнает о методах хозяйствования, значительно увеличивающих прибыль с имения, Чичикова сильно это вдохновляет.

Он быстро приезжает к Кошкареву, разделившему свою деревню на экспедиции, департаменты, комитеты, организовав идеальное бумагопроизводство в имении. После возвращения Костанжогло приклинает мануфактуры и заводы, плохо влияющие на мужика, нелепые желания мужика и соседа Хлобуева, который бросил свое поместье и отдает за копейки. Чичиков умиляется и даже тяготится к честному труду, слушая историю об откупщике Муразове, который безупречно заработал 40 миллионов, на следующий день вместе с Платоновым и Костанжогло отправляется к Хлобуеву, видит непристойное и безалаберное его хозяйство вместе с гувернанткой для детей, модной супругой и прочей роскошью. Взяв в долг денег у Костанжогло и Платонова, он вносит плату за имение, желая его приобрести, и отправляется в платоновское поместье, где встречает брата Василия, который умело занимается хозяйством. Потом он оказывается у соседа Леницына, завоевывая его симпатию умением щекотать ребенка, благодаря чему получает умершие души.

После многих пропусков в рукописи Чичиков оказывается на городской ярмарке, где приобретает брусничную ткань с искрой. Он встречает Хлобуева, которому он подпортил жизнь. Хлобуева уводил Муразов, убеждающий его, что нужно работать и собирать средства на церковь. Тем временем узнаются кляузы на Чичикова по мертвым душам и подлогу. Портной доставляет фрак. Неожиданно приходит жандарм, который тащит Чичикова к генерал-губернатору. Тут стают известны все его злодеяния, и он оказывается в узилище. Чичиков оказывается в чулане, где и находит его Муразов. Тот рвет волосы и одежду, оплакивая потерю шкатулки с бумагами. Муразов добрыми словами пытается пробудить в нем желание честной жизни и идет смягчить генерал-губернатора. В этот же момент чиновники, которые хотят насолить начальству и взять от Чичикова мзду, приносят ему шкатулку, высылают доносы для запутывания дела и крадут свидетельницу. В губернии разворачиваются беспорядки, которые сильно заботят генерал-губернатора. Но Муразов способен нащупывать чувствительные стороны его души и предоставить правильные советы, которыми хочет воспользоваться генерал-губернатор, отпуская Чичикова. После этого рукопись обрывается…

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.