Можно выделаить следующие правила для правильного написания суффиксов имён существительных :
1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.

Правописание гласных в суффиксах существительных .

Суффиксы "чик", "ик" пишутся только тогда, когда гласная при склонении существительных не изменяется во всех формах:
кристаллик (кристаллика), шалашик (шалашика);
если же при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс "ек":
звоночек, ножичек, мешочек, подарочек, рожочек, сучочек, горошек (горошка), дружочек (дружочка).

Чередование согласных происходит в корне существительных типа барашек, рожочек х - ш, к - ч, ц - ч, поэтому в них выделяется суффикс "ек", "ик", а не "чек" "чик" (Напимер: Танк - танчик).

У существительных мужского рода пишется суффикс "ец", при этом при склонении исчезает гласная "е" в суффиксе, а суффикс "иц" у существительных женского рода (гласная "и" всегда сохраняется).
Приведем пример: книжица (книжицы), красавица (красавицы), владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец.

У существительных среднего рода пишется суффикс "ец", если ударение падает на окончание, а суффикс "иц" - если ударение предшествует суффиксу.
Приведем пример: креслице, платьице, пальтецо, письмецо, ружьецо.

У существительных женского рода пишется суффикс "ичк", если оно образованно от основ на "иц".
Приведем пример: умничка (умница), лестничка (лестница). В всех остальных случаях пишется суффикс "еч".
Приведем пример: ситечко (сито), пешечка (пешка), а также в образованиях от слов на "мя".
Приведем пример: племечко, темечко, значечко, племечко;
в именах собственных: Зоечка, Леночка, Колечка, Катечка, Фенечка, Юлечка.

Примечания :

1. Тоже самое правило можно применять и для сложного суффикса "ничк": вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).

2. Написание имен собственных с суффиксом "ичк" типа Юличка, Феничка в современном языке ненормативно.

3. В русском языке безударного суффикса "ячк" нет.
Суффикс "оньк" пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, кухонька, Лизонька, лисонька, косонька; но: Марфа - Марфенька. Суффикс "еньк" пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Валенька, дороженька, доченька, ноченька, подруженька, Сашенька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Примечания :

1. Формы с суффиксом "еньк" образуются только от слов мама, папа: маменька, папенька. Формы маманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и подобные, встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов "аньк", "ыньк", "иньк" в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на "ня" с помощью суффикса "к", ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь), барышенька (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь),

Если в родительном падеже множественного числа "ь" не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом "к": басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).

Сочетание инк (суффиксы "ин" и "к") пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка (жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс "инк", так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс "енк": беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

Правописание согласных в суффиксах существительных.

Суффикс "чик" пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: разведчик, автоматчик, буфетчик, счётчик, смазчик, подписчик.

Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.

Примечание. Перед суффиксом "щик" ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.
У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся следующие суффиксы:

"изн": белизна, голубизна, кривизна, новизна;
"ин": быстрина, глубина, старина, седина, толщина;
"от": краснота, мелкота, дремота, прямота, слепота;
"ость": ветхость, дикость, домовитость, мелковатость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом "ность" : будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность.

У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
-енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
-отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня.
-ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
-еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.

Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.

Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос . Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Работа по алгоритму

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

    Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

6. Подведение итогов.

Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок .

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Самостоятельная работа – работа по карточкам

.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Презентация к уроку русского язык в 6 классе по УМК Т.А.Ладыженской по теме "Гласные в суффиксах существительных ЕК- и ИК." Презентация составлена в соответствии с этапами урока. Задачи: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик,совершенствовать орфографические навыки, воспитывать любовь к живой природе. Предусмотрен фронтальный опрос, индивидуальная и парная работа, динамическая пауза.Задания даны с учетом дифференциации.Для создания проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний использовался материал методического пособия из серии "Библиотека учителя русского языка": Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. "Лингвистические сказки и рассказы".Брянск.:Издательство "Курсив".2006. Слайд "Фотодиктант" взят из сети Интернет.

Просмотр содержимого презентации
«-ЕК-ИК--6.»

Суффиксы -ИК и –ЕК

В существительных

МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»г.Боровск.

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель Блинова Е.Н.


  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по родам Все имена существительные изменяются по падежам и числам К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  • Имена существительные изменяются по родам
  • Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  • К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  • Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
  • Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  • Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  • Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  • Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

  • 1. В каком слове пишется Щ:
  • 1) буфетчица 2) грузчик 3) прессовЩик 4) объездчик
  • 2. В каком слове пишется Ч:
  • 1) разведЧик 2) бакенщик 3) каменщик 4) спорщик
  • 3. В каком слове пишется Щ:
  • 1) перебежчик 2) вертолётчик 3) рассказчица 4) надсмотрЩик


Ключ?к

Замоч?к


И.п. луч…к, ореш…к

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

Учебник п.53


Фотодиктант

Назови ласково животных, изображённых на фотографиях, используя суффиксы чик, -ек или ик.

Каких животных можно назвать по-разному? Запиши, обозначить суффиксы:

-ек или -ик

Составить 2-3 предложения с прямой речью, используя записанные слова


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Много загадок таит в себе обыкновенный ёжИк. Этот колючий клубочЕк выдерживает чудовищные дозы ядов.

Ходячий комочЕк защищён мощно своим заборчИком из иголочЕк.

В природе ещё много тайн, секретов, ключИк к которым надо искать и искать.


  • С помощью каких суффиксов могут образовываться имена существительные?
  • Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  • Как не ошибиться при выборе гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самоконтроль

И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

Е ?

1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) клубоч…к, 3) карниз…к, 4) паркет…к


У всех правильно?

А1. В каком слове пропущена буква И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) КАЛАЧИК, 4) ножич…к

А2. В каком слове пропущена буква Е ?

1) МОЛОТОЧЕК, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

А3. В каком слове пропущена буква Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) БЕРЕЖОЧЕК

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) МАНЕЖИК 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) КЛУБОЧЕК 3) карниз…к, 4) паркет…к



  • П.53.упр.301.
  • Сказку про суффиксы –ЕК/ИК*